Введение к работе
Актуальность исследования. В последние годы изучение народных преданий, легенд, сказок, верований и представлений получили в Таджикистане достаточно интенсивное развитие. Видимо, это обусловлено тем, что элементы мифологических представлений и верований - это наиболее быстро исчезающая область народного творчества, связанная с необычно большой протяженностью времени их устного бытования.
Развитие мифотворчества проходило на длительном пути человека от первичных форм коллектива до образования государства, от примитивных представлений до сложных художественных форм воплощения явлений окружающего мира. В мифологии человек формировал свой первый опыт художественного обобщения и отражения действительности, который ложился затем в основу развития литературы. Мифы, мифические предания и легенды, персонажами которых являются животные, по праву считаются . одной из древнейших форм человеческого мышления, поскольку мир животных и птиц сопровождает людей на протяжении всей истории человечества. Известно,, что мифы о животных и птицах вначале привели к. тотемистическому отношению к животному миру. Основу тотемизма составляла взаимозависимость между людьми и животными. Таким образом, тотемизм дал основания не только отдельным элементам мифов, но и лег в основу целого ряда мифологических мотивов и тем.
В реферируемой диссертационной работе предпринимается попытка уяснить место и роль мифологических образов животных в фольклоре населения Горного Бадахшана. В рамках таджикской фольклористики изучение мифологических представлений памирцев имеет важное значение, прежде всего для правильного понимания поступательного процесса познания объективного мира и накопления предками жителей Бадахшана знаний и жизненного опыта.
Не вызывает сомнений и актуальность исследования словесных текстов, преданий, которые всё еще бытуют в регионе в живой связи с
4 функционирующими поныне некоторыми традициями и обрядами.
Цель н задачи исследования. Цель данной работы - изучение персонажей животного мира в преданиях, легендах и верованиях населения Горного Бадахшана, где нашли отражение мифологические представления народа, их генезис и развитие. Исходя из этого и с учетом специфики исследуемого материала, в диссертации ставятся следующие задачи:
классифицировать образы животного мира и птиц в соответствии с нравственно — этическими представлениями народа, определить их место и роль в фольклорном творчестве памирцев;
выявить исторические основы и идейно - эстетические функции персонажей животного мира и птиц, олицетворяющих добро и зло;
- проследить некоторые особенности трансформации основных
персонажей в связи с изменением мифологических представлений и взглядов
шодей>4 У'..
- рассмотреть по возможности мифологические образы животных в
тесной связи с их мифическими параллелями в общетаджикском фольклоре,
а также в верованиях и .представлениях других народов.
Объект и источники исследования. Ввиду того, что в .мифологических преданиях, поверьях, сказках населения Горного Бадахшана-: представлен богатый и разнообразный мир животных и сверхъестественных существ, охватить их в одном исследовании не представляется возможным. В работе анализу подвергаются наиболее распространенные в устном творчестве памирцев образы: конь, осел, баран, коза, кошка, волк, ласточка, куропатка, павлин и некоторые другие, демонстрирующие сложную систему верований, обрядов, представлений народа.
Основными первоисточниками исследования послужили материалы и сведения, собранные автором диссертации в течение 2001 - 2004 гг. в различных районах Рошткалы, Шугнана, Рушана, Ишкашима Горно — Бадахшанской автономной области и некоторых памироязычных районах
5 Афганистана. В работе также привлечены к анализу материалы
фольклорного фонда Института гуманитарных наук Памирского филиала
Академии наук Республики Таджикистан.
Методология исследования. Конкретной научной методикой послужили исследовательские приемы, выработанные современной фольклористикой и представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых А. Н. Веселовского, В П. Аникина, А. Н. Никифорова, В. Проппа, Б. Н. Путилова, Ю. Соколова, Р. Амонова, В. Асрори, Б. Шермухаммедова, Д. Обидова, Б. Тилавова, Р. Рахмони и др.
Научная новизна диссертации заключается- в том, что мифологические предания, представления и сказочные образцы творчества населения Горного Бадахшана рассмотрены не только как материал, восстанавливающий историческую действительность различных периодов развития общества, но и в качестве формы духовно — практической жизни памирцев, их миропонимания и мироощущения.
Впервые мифологические представления народа на примере образов животного мира и птиц рассматриваются в общем контексте быта и культуры населения Горного Бадахшана с учетом его религиозных взглядов, культовой жизни, отношения к социально — историческим процессам. Наконец, впервые объектом исследования становятся некоторые сходные мотивы и моменты в мифологических представлениях населения^-региона; и устно -поэтическом творчестве других народов мира.
Теоретическая и практическая значимость работы. Основные положения и научные выводы исследования могут быть применены при разработке общих проблем таджикской фольклористики, в частности мифологических жанров, их типологических, генетических и контактных аспектов, вопросов взаимообусловленности словесной культуры и общественно — исторической жизни народа, механизма его мифологического сознания.
Практическая ценность работы заключается в возможности ее
применения в лекционных курсах по таджикскому фольклору, при создании методических пособий, учебников и хрестоматий для средних и высших учебных заведений. Фольклорный материал, собранный автором диссертации, может служить подспорьем при составлении сборника текстов мифологии и сказочной прозы населения Горного Бадахшана.
Образцы мифологии и фольклора памирцев содержат ценный материал исторического, этнографического и лингвистического характера, в связи с чем могут быть полезны исследователям данных сфер науки.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседаниях отдела литературы и фольклора Института гуманитарных наук памирского филиала Академии наук Республики Таджикистан (Протокол № 6 от 03.10. 2005 г.) и отдела фольклора Института языка и литературы им. Рудаки Академии наук РеспубликиТаджикистан (протокол № 7 от 19.06.2006 г.).
Структура^ диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.