Введение к работе
Актуальность исследования. Калмыцкие народные загадки являются неотъемлемой частью устного народного поэтического творчества калмыков. Фольклористов привлекала проблематика тематического многообразия, распространенность различных вариантов калмыцких загадок, однако их богатая художественная выразительность, особенности поэтической формы затрагивались косвенно. Калмыцкие загадки характеризуются тематическим многообразием, в них используются разнообразные приемы художественной выразительности, поэтому изучение загадок важно для выяснения тематического состава и художественной основы данного жанра фольклорных произведений.
Научный анализ калмыцких народных загадок позволяет выявить жан-рообразующие признаки загадки и открывает перспективы для дальнейшего исследования всего фольклорного процесса как важной составляющей культурного развития калмыцкого народа.
Прослеживая путь сбора, систематизации, публикации, анализа калмыцких народных загадок, мы убеждаемся в том, что они являются наименее изученными из всех жанров национального фольклора. В калмыцкой фольклористике имеются небольшие статьи, посвященные народным загадкам, являющиеся общей первоначальной попыткой их осмысления и научного анализа. Это обусловливает необходимость детального исследования жанра загадки в калмыцкой фольклористике и определяет актуальность темы данной диссертационной работы.
Объектом исследования являются калмыцкие народные загадки.
Предмет исследования. Диссертация посвящена рассмотрению тематического состава калмыцких народных загадок, композиционным приемам и средствам художественной выразительности поэтического языка. Все многообразие калмыцких загадок подвержено классификации по тематическому принципу. В диссертации рассматриваются средства выразительности, представляющие собой основные художественные особенности калмыцких народных загадок.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что оно является первым опытом системного анализа калмыцких народных загадок. В работе впервые в калмыцкой фольклористике всесторонне исследуется сложный мир загадок на основе анализа его отдельных взаимосвязанных компонентов: тематического состава, ритмико-композиционно-го строения и системы изобразительно-выразительных средств.
До настоящего времени не было самостоятельной работы, в которой рассматривались бы калмыцкие народные загадки в развернутом, системном изучении в тематическом и художественном аспектах. В данном исследовании впервые рассмотрены калмыцкие загадки с раскрытием их характерологических черт, свойств, признаков, в их совокупности. Выбранный нами аспект исследования определяет новаторство диссертационной работы.
Материалом диссертационного исследования явились калмыцкие народные загадки, записанные в разное время и опубликованные в различных источниках как на калмыцком, так и на русском языках. Кроме того, мы учли и загадки других монгольских народов. Привлечение загадок других монгольских народов необходимо для проведения сравнительно-типологического анализа загадок этих народов, с целью прояснения вопросов о взаимопроникновении, взаимодействии афористических жанров устно-поэтического творчества монгольских народов. Также были привлечены образцы загадок, хранящиеся в архивах Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. В работе представлен полевой материал, записанный автором от информантов.
Цель и задачи исследования. Основная цель работы - всестороннее исследование жанра калмыцких народных загадок как в тематическом, так и в художественном аспектах. В соответствии с намеченной целью в работе решались следующие задачи:
определить жанровую специфику калмыцких народных загадок;
исследовать тематический состав калмыцких загадок;
показать отражение в загадках своеобразия материального мира и духовной культуры народа, его истории, быта, нравов;
провести анализ поэтики калмыцких загадок как единого комплекса;
исследовать ритмико-композиционную организацию калмыцких загадок (композиция, архитектоника);
выявить общность и сходство с загадками других монгольских народов.
Методы исследования. Задачи, поставленные в настоящем исследовании, определили выбор методов. При работе над диссертацией были использованы в комплексе различные методы, основным из которых является структурный. Сопутствующим методом изучения народных загадок является сравнительно-типологический. Он призван способствовать выявлению общности, сходств и отличий загадок монгольских народов, их художественных особенностей, что обусловлено не только общностью происхождения этих народов, но и своеобразием их исторического развития. Поэтому оказалось необходимым учесть весь положительный и рациональный опыт использования сравнительно-типологического и структурного методов исследования.
Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются принципы и методы, разработанные в трудах известных отечественных фольклористов: В. П. Аникина (теория фольклора), В. В. Митрофановой (вопросы специфики жанра загадки), Г. Л. Пермякова (теоретические исследования структурно-лингвистической и логико-семиотической классификации паремий), А. Н. Веселовского, В. М. Жирмунского, В. Я. Проппа, Б. Н. Путилова, Ф. М. Селиванова, С. Ю. Неклюдова, Н. О. Шаракшиновой и др.
Неоценимую помощь при исследовании калмыцкого национального материала оказали труды В. Л. Котвича, И. И. Кравченко, Н. О. Очирова, Ц-Д. Номинханова, Б. Б. Басангова, Б. Д. Букшаева, И. М. Мацакова, А. Ш. Кичикова, Н. Ц.Биткеева, Т. Г. Борджановой, Б. X. Тодаевой, Е. Э. Хабуновой. А также работы бурятских фольклористов А. И. Уланова, Ц. Б. Будаева, С. С. Бардахановой и др., посвященные исследованию общих и конкретных проблем устного народного творчества бурятского народа.
Практическая значимость работы. Данная работа может войти в качестве самостоятельного раздела в историю калмыцкой фольклористики, также может быть использована при создании обобщающих работ по устному народному творчеству Калмыкии. Материал диссертации, ее выводы могут быть использованы специалистами смежных наук для выявления народного взгляда на события и факты, так своеобразно и полно отраженного в афористических жанрах фольклора, а также при сравнительно-типологическом исследовании малых жанров калмыцкого фольклора. Кроме того, диссертационная работа о народных загадках может быть подспорьем для создания учебных пособий.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
Загадка занимает особое место в фольклоре калмыцкого народа, являясь одним из популярных и одновременно специфических жанров калмыцкого фольклора.
-
Калмыцкие народные загадки, в которых отражена жизнь народа и его духовный мир, формируются и функционируют в общей системе фольклора. Изучение калмыцких народных загадок позволяет определить жанровую специфику загадок, более точно установить отличительные особенности и признаки.
-
Ввиду особенностей своей жанровой природы загадка может в одинаковой мере отразить практически все тематические аспекты содержания афористических жанров калмыцкого фольклора.
-
В загадках проявляется художественное осознание действительности, отображаются социально-общественные и хозяйственно-бытовые изменения в жизни народа.
-
Средства художественной выразительности в калмыцких загадках служат для раскрытия содержания загадок, для точного изображения загадываемого предмета или явления.
-
Исследование загадок монгольских народов дает возможность выявить общие корни и проследить эволюцию устного народного творчества родственных народов. Рассмотрение загадок в сравнительно-сопоставитель-
ном аспекте способствует более полному раскрытию характерных признаков загадок монгольских народов.
Апробация диссертации. Работа обсуждалась на заседании кафедры русской и зарубежной литературы гуманитарного факультета ГОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет». Основные положения исследования отражены в статьях, опубликованных в научных изданиях.
Структура работы обусловлена научными и практическими задачами, поставленными в исследовании и вытекающими из них. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и библиографии.