Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Основания экологического образования Ибрагимов Ибрагим Мутелимович

Основания экологического образования
<
Основания экологического образования Основания экологического образования Основания экологического образования Основания экологического образования Основания экологического образования Основания экологического образования Основания экологического образования Основания экологического образования Основания экологического образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ибрагимов Ибрагим Мутелимович. Основания экологического образования : 09.00.08 Ибрагимов, Ибрагим Мутелимович Основания экологического образования : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.08 Москва, 1998 143 с. РГБ ОД, 61:98-9/269-5

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Экологическое образование в контексте мировых проблем 15

1.1. Глобальные проблемы и концепция устойчивого развития 18

1.2. Образование в условиях перехода общества к устойчивому развитию 41

Раздел II. Философия экологического образования 59

2.1. Формирование экологической культуры как основная цель экологического образования 61

2.2. Концепции и модели экологического образования 90

Раздел III. Научно-теоретические основания экологического образования 102

3.1. Принципы и основное содержание экологического образования 104

3.2. Общеэкологические понятия : методологические функции в образовательном процессе 118

Заключение 125

Список основной

Использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Конец XX столетия характеризуется усилением всестороннего анализа перспектив развития человечества. На основе многочисленных комплексных исследований Римского Клуба, других международных научных организаций глобального развития стало очевидно, что мир подошел к порогу, требующему радикального изменения ценностной ориентации каждого человека и человечества в целом, соблюдения приоритета природных предпосылок в естественноисторическом развитии1.

Важнейшим событием международной жизни последнего десятилетия явилась конференция по проблемам окружающей среды и развитию, созванная по линии ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро. На этом представительном форуме был принят целый ряд документов, определяющих права и обязанности отдельных стран в области производства, загрязнения среды, использования природных ресурсов. Конференция в Рио-де-Жанейро явилась в определенном отношении логическим завершением огромной работы, которую проводили в течение многих лет ЮНЕСКО и различные комиссии ООН по окружающей среде. Концепция устойчивого развития, принятая на этой конференции, по существу, предопределяет новую эру во взаимоотношении общества и природы1.

Проблема взаимоотношения общества и природы относится к числу вечных проблем человеческого бытия. В каждую эпоху человечество, опираясь на достигнутый уровень знаний в различных областях, в той или иной степени оптимизировало свои взаимоотношения с природной средой. И сейчас можно говорить о качественно новых технологиях, практически не загрязняющих среду,

об усехах в области эффективного использования солнечной энергии, о разработках экологически чистых видов транспорта. Но все это предстает в ином свете в связи с осознанием необходимости гармонизации социально-экономического и экологического развития цивилизации. Такого глубокого понимания единства

проблем окружающей среды и развития не было даже 30 лет назад. Тогда большинство футурологов считало необходимым остановить рост населения, производства, техники, чтобы сохранить природную среду. Без преувеличения можно сказать, что решение задач взаимосвязанного развития социально-экономической сферы и природной среды окажет существенное влияние на человеческую деятельность, ее содержание в самых различных областях. Речь идет о 5 наметившейся экологической революции в жизнедеятельности людей, тотальной экологизации образа их жизни1.

Все это немыслимо без соответствующей трансформации общественного сознания, понимания каждым индивидом смысла и значения предстоящих перемен. На передний план поэтому выходят вопросы социализации подрастающего поколения, изменения ориентации и содержания образовательных систем как в национальных, так и в глобальных масштабах с позиций устойчивого развития. Лейтмотивом всех этих преобразований являются поиски форм и способов проникновения экологических знаний и императивов в различные уровни образовательных структур, их тотальная экологизация. Особую значимость приобретает целенаправленное образование в области окружающей среды (экологическое образование). Оно становится фундаментом, предпосылкой экологизации все системы образования2.

В целом можно считать, что основным механизмом экологизации сознания, формирования экологической

ответственности призвана стать многоуровневая система экологического образования, охватывающая все звенья дошкольного, начального, среднего, высшего образования, повышения квалификации, переподготовки кадров, пропаганды и популяризации научных знаний. В этом отношении развертывание экологического образования является предпосылкой становления экологической культуры и необходимым условием перехода современного общества к устойчивому развитию1.

Степень разработанности проблемы. Исследования, посвященные становлению, сущности, организации экологического образования, его статуса и функциям в общекультурном и историческом процессе следует рассматривать в контексте такого направления философии как философия образования. Именно в этом свете становится очевидным наличие определенной преемственности в генезисе образовательных концепций, их все большая переориентация к стратегическим потребностям общества, к соблюдениям прав человека, эко-гуманистическим ценностям и идеалам.

Проблема образования относится к числу традиционных философских проблем. Она в той или иной степени нашла отражение в трудах таких классиков философии как Конфуций, Платон, Аристотель, А. Боэций, А. Фараби, П. Д. Мирандола, Кампанелла, Вольтер, Дж. Локк, Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, Дж. С. Милль, Г. Спенсер и др. Идеи современной системы образования

восходят к трудам И. Гербарта, М. Ломоносова, Я. Коменского, И, Песталоцци, Ф. Фребеля и др. выдающихся ученых-педагогов. В последние годы усилился интерес к философским проблемам образования в связи с такими глобальными процессами как информатизация различных сфер общественной жизни, усиление взаимодействия культур и нарастание интеграционных тенденций в мире, осознание связи решения целого ряда мировых проблем с развитием образования. Это нашло отражение в трудах Б. С. Гершунского, К. X. Делокарова, О. П. Долженко, Л. Е. Серебрякова, В. Д. Шадрикова, Ю. Г. Щедровицкого, Е. Н. Пасхина, Б. Саймона, Ф. М. Сарагоса и др. ученых1.

Поворотным пунктом в развитии философии образования следует все же считать осознание значимости экологизации образования и экологического образования в условиях перехода общества к стратегии устойчивого развития. Существенный вклад в разработку данного направления философии образования внесли работы Ю. Ю. Галкина, С. Н. Глазачева, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Р. Е. Лоб, Н. М Мамедова, Е. В. Никаноровой, Р. Просперини, И. Т. Суравегиной, А. Д. Урсула, Н. М. Черновой и др1.

Определенной квинтэссенцией этих исследований является ноосферная концепция опережающего образования, предложенная А. Д. Урсулом. Вместе с тем признание необходимости экологического образования не привело к адекватному пониманию его теоретических основ. Внимание оказалось сосредоточенным преимущественно на таких вопросах, как загрязнение среды, истощение ресурсов и т. п.

Эти жизненно важные для общества вопросы зачастую считают возможным рассмотреть на основе здравого смысла без использования соответствующей научной методологии. Но вряд ли сейчас допустим такой неэффективный подход. В данном случае социальная активность людей, связанная с эмоциональным восприятием экологических коллизий, по существу, затмила научно-теоретический аспект проблемы взаимодействия общества и природы.

Разноаспектность и сложная дифференцированность современного экологического знания ставит серьезные вопросы перед системой образования: что должно быть отобрано в качестве основ в программах общеобразовательных школ, педвузов и других учебных заведениях, в какой мере должны владеть экологической проблематикой специалисты разного профиля и по каким аспектам -социальным или биологическим - и чему должны быть отданы приоритеты. Единства взглядов по этим вопросам нет. В результате -в настоящее время в школах и вузах реализуются разные подходы в данной области.

В средней школе преобладают эмоционально-социальные аспекты, которые приковывают внимание к катастрофическим следствиям нерационального отношения к среде и ресурсам. Внушаются нормы поведения человека в природе и обществе. Однако тесная связь экологических проблем человечества с глубинными законами природной и социальной действительности, их взаимодействия прослеживается очень слабо. И хотя экологическое образование провозглашается под флагом интеграции и комплексности знаний, практически оно проводится в большинстве случаев путем внушения без должного научного фундамента.

Таким образом, до сих пор остается открытым вопрос о том, каково должно быть содержание экологического образования в школе и вузе, какие области науки должны определить его основу, как должны соотноситься наука, искусство, литература, средства массовой коммуникации в формировании экологического сознания.

Объект диссертационного исследования. Объектом исследования является система образования в условиях перехода общества к устойчивому развитию.

Предмет исследования. Предмет исследования - социокультурные и научно-теоретические основания экологического образования.

Цели и задачи диссертационного исследования. Основная цель исследования - выявление взаимоотношения социо-культурных и научно-теоертических оснований экологического образования.

Для реализации указанной цели поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотреть становление идей экологического образования в контексте глобальных проблем современности; показать функцию образования в формировании экологической культуры и перехода общества к устойчивому развитию; раскрыть философию экологического образования; определить научно-теоретические основания экологического образования в свете концепции опережающего образования; уточнить ключевые понятия экологического образования.

Методологические основания исследования.

Методологическую основу диссертации составили философские принципы монизма и развития, системности и самоорганизации; теоретические положения культурологии и педагогики, а также данные современного естествознания и отдельных направлений экологии: общей экологии, экологии человека, глобальной экологии и социальной экологии.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна. Данная диссертация является результатом осмысления опыта многолетней работы автора в области экологического образования. В ней делается попытка выявить причины слабой эффективности современного экологического образования в отношении состояния природной среды и степени экологической грамотности населения. По мнению автора, эти причины кроются в недостаточной разработанности научно-теоретических основ экологического образования, расплывчастости его содержания, отсутствии соответствующих стандартов в данной области.

В целом на защиту выносятся следующие положения:

1. Экологическое образование призвано формировать экологическое сознание и ценностно-мировоззренческие установки личности, которые должны обеспечить адекватное понимание состояния природной седы, прогнозирования возможных последствий природопреобразующей деятельности и саморегуляцию потребностей с учетом императивов устойчивого развития.

2. Экологическое образование является предпосылкой перехода общества к устойчивому развитию. Эту стратегическую цель экологическое образование призвано реализовать посредством формирования ответственного отношения людей к природной среде, то есть соблюдение ими нравственных и правовых норм природопользования на основе знаний экологического порядка на нашей планете.

3. Системообразующими компонентами экологического образования должны быть - принципы и положения классической и социальной экологии, изучающие, соответственно, связи и отношения живых систем со средой обитания (экосистемы), и предпосылки и условия существования человеческого общества (социоэкосистемы). Важнейшими дополнительными источниками экологического образования являются агро- и инженерная экология.

4. Взаимодействие отдельных направлений экологии обусловлено глубокой взаимосвязью предметов их исследования, на

гносеологическом уровне это находит выражение в наличии целого ряда инвариантных понятий, содействующих концептуальному синтезу экологических знаний. К числу таких понятий (помимо обоснованных в литературе: экосистема, эковзаимодействие, экопротиворечие VL экоустойчивость)1 относится также

экостабильность.

5. Научное содержание экологического образования следует дополнять художественными сюжетами и образами. Интеграция науки, исскусства и литературы, осуществляемая в процессе экологического образования направлена на преодоление разрыва между логической и образной формами познания действительности, на гуманитаризацию образования в целом.

Теоретическое и_ практическое значение работы Теоретическое значение данной диссертации определяется связью с постановкой и решением в контексте стратегии устойчивого развития философских проблем образования, с трансформацией механизмов социализации индивида на основе экогуманистических ценностей и идеалов. Проведенное исследование позволяет уточнить цели и задачи экологического образования, выявить действенные пути повышения эффективности формирования экологической культуры.

Методологические выводы и положения диссертации могут быть использованы при определении содержания, структуры экологического образования, совершенствовании практики и методики учебного процесса на различных уровнях.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в выступлениях на научно-практической конференции по экологическому образованию (Орел. 1993 г.), международной конференции по экологическому образованию (Петрозаводск. 1993 г.); семинарах кафедры экологии и естествознания

Нижневартовского государственного педагогического института и лаборатории экологического образования Российской Академии образования; а также отражены в целом ряде публикаций автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и списка основной использованной литературы.

Глобальные проблемы и концепция устойчивого развития

Глобальные проблемы современности и, прежде всего, резкое обострение экологической проблемы, поставило перед человечеством задачу поиска новых путей развития, перестройки своих отношений с окружающей средой.

Проблемы, получившие во второй половине XX столетия наименование глобальных (мировых), в той или иной мере сопутствовали процессу становления и развития современной цивилизации. Однако масштабность и острота проблем, свойственных предшествующим всемирно-историческим этапам развития общества, не могут идти ни в какое сравнение с явлениями и процессами, характерными для нашей эпохи. Взаимосвязь и взаимосвязанность относительно традиционных проблем (продовольственных, энергетических, сырьевых, демографических, экологических и т. п.), возникавших и возникающих на различных этапах общественного развития, ныне формирует новый социально-природный феномен -систему глобальных проблем современности.1 Это свидетельство качественно нового этапа мирового развития, перехода к новому состоянию мировой цивилизации, на которое ее должна вывести стратегия устойчивого развития.

В общем виде к глобальным принято относить общепланетарные проблемы, которые, затрагивая жизненные интересы человечества, требуют для своего решения, усилий всего мирового сообщества. Конечно, с одной стороны, проблемы мирового развития характеризуются чрезвычайным разнообразием, обусловленным региональными и локальными особенностями, социокультурной специфики и т. п., а с другой стороны, мировое развитие подчиняется некоторым общим тенденциям. К категории мировых проблем сейчас относят проблемы, которые, во-первых, концентрируют фундаментальные противоречия современной цивилизации, ее «болевые точки»; во-вторых, затрагивают жизненные интересы каждого человека, конкретной социальной группы, государства и региона, а также человечества в целом; в-третьих, угрожают не только позитивному развитию современной цивилизации, но и ее сохранению (в нынешнем виде) во всемирно-историческом процессе; в-четвертых, выявляют необходимость планетарного сотрудничества всех стран, народа и государства вне зависимости от их социально-экономического устройства, политических, идеологических, социокультурных различий и т. п.

В рамках общепринятой классификации глобальных проблем выделяются три группы. К первой относят проблемы, связанные с основными противоречиями человечества (предотвращение мировой ядерной катастрофы, прекращение гонки вооружений, преодоление в уровнях экономического роста между развитыми и развивающимися странами и др.); ко второй группе - проблемы, касающиеся отношений человека и среды его обитания (ликвидация энергосырьевых и продовольственных трудностей, рационализация природопользования и улучшение качественных характеристик биосферы, освоение космического пространства и др.); к третьей группе - проблемы, фиксирующие внимание на отношениях между человеком и обществом (использованием достижений НТР, совершенствование системы здравоохранения и образования, социальное и духовное развитие личности и др.).

Глобальные проблемы и противоречия, выражая целостность современной цивилизации, ее взаимосвязи с природой, уже в силу этого оказываются единой системой и решение каждой из них должно вносить вклад в решение всех остальных - в этом существенная особенность подхода к изучению и разрешению противоречий глобальных процессов развития. Следовательно, проблемы глобального масштаба должны рассматриваться не разобщенно, а во всей их причинно-следственной взаимосвязи, то есть как система взаимосвязанных проблем. Это предполагает разработку различных аспектов - философских, социально-экономических, научно-технических и политико-идеологических -именно в приложении ко всей системе глобальных проблем. Иначе говоря, чтобы глубже и всесторонне проникнуть в их суть, найти наиболее эффективные пути решения этих проблем, нужно развивать системно-интегративный подход.

Образование в условиях перехода общества к устойчивому развитию

Современный кризис, хотя и называется экологическим, но это кризис современной культуры, ориентированной всецело на удовлетворение непосредственно социальных потребностей без должного учета возможностей биосферы.

Анализ литературы по экологической проблематике позволяет выделить целый спектр причин, объясняющих кризис во взаимодействиях общества и природы во второй половине XX века.

При всем разнообразии мнений очевидно, что почти все неблагоприятные стороны современной экологической ситуации связаны с традиционной культурой человека. Поэтому, на наш взгляд, гармонизация взаимоотношений общества и природы необходимо начинать с экологизации нравственного облика самого человека. Тогда экологическая проблема предстает как двуединая проблема: сохранение природной среды и формирование нового человека.

До сих пор основные усилия людей были направлены на познание окружающего мира с целью его переустройства и адаптации к себе. В дальнейшем следует ожидать переноса максимума усилий общества на познание человека, не только его физической, но и духовной природы с целью все более полной адаптации его к окружающему миру.

Не способность алармистов, несмотря на их активность, способствовать смягчению экологических трудностей цивилизации, проявившаяся со всей очевидностью в последнее десятилетие, тоже свидетельствует, в первую очередь о том, что решения экологических проблем невозможно без изменения традиционных норм и нравственных принципов по отношению к природе, возрастания социальной ответственности каждого человека за последствия своего воздействия на природу. Данный процесс эффективен не только для сохранения природы, но и для формирования полноценного человека, который не будет оторван от своих природных корней. Так как чисто технократический подход к экологической проблеме не просто узок и ограничен, он гибелен для природы и человека, ибо сбрасывает со счета духовно-нравственные основания человеческого отношения к природе, равнодушно «отодвигает» и цинично попирает ценностно-смысловые пласты этого отношения, питающие то глубинное чувство к природе, без которого нет человека. Разумно-ответственное отношение к природе нужно не только ей (природе), также оно нужно самому человеку, чтобы стать - быть человеком, чтобы сберегать и развивать полноту и достоинство своего человеческого бытия. Данное обстоятельство превращает проблему экологии в проблему человека, его духовного содержания, которая составит основное содержание следующего столетия. Поэтому поводу уместно вспомнить слова известного педагога В. А. Сухомлинского о том, что «на каждом шагу слышишь век математики, век электроники век космоса- ,„ Все эти выражения не отражают сущности того, что происходит в наше время. Мир вступает в век ЧЕЛОВЕКА - вот что главное».

И от того каким этот человек будет, какова будет система его нравственных ценностей, зависит не только его личная судьба, не будет преувеличением сказать, но и судьба всего мира. Именно, нравственно-экологический облик выступает как интегративное выражение мировоззренческой культуры и зрелости этого человека как гражданина, созидателя общества, культуры, достойного человека. Поэтому нравственно-экологический облик этого человека беспокоит сегодня всех, кому небезразлична судьба Человечества и цивилизации.

Считается, что грядущий век, как век человека, должен стать эрой подлинной гуманизации культуры, достижение чего невозможно без ее экологизации.1 Сегодня в экологии, в экологическом сознании видят альтернативу безнравственности, бездуховности, замену утраченных идеалов и интегрирующее начало.

В связи с чем предельно остро встает проблема выработки у каждого члена общества ответственности за сохранение жизнепригодных свойств биосферы - переориентация сознания, связанная с изменением ценностного статуса природы и формированием экологического аспекта сознания каждого человека. Вообще экологическая ориентация индивидуального сознания явление вполне естественное, тем более практические победы человека над природой были всего лишь духовным отчуждением его от природы.

Формирование экологической культуры как основная цель экологического образования

Исследования оснований экологической проблемы однозначно подтверждают ее глубокую связь с сущностью человека, особенностями его культуры. Без анализа культуры, ее развития в принципе невозможно выяснить подлинные механизмы решения экологической проблемы. Культурологические и экологические исследования, таким образом, пересекаются, доказывая в который раз единство человека, общества и природы, и соответствующее единство социо-гуманитарных и естественных наук.

Сейчас обозначился всеобщий интерес к культурологии. В самых разных областях социального значения вычленяются специфически культурологические направления, исследующие разные аспекты жизнедеятельности людей. Интерес к культурологии обусловлен различными причинами: необходимостью новой культурологической трактовкой исторических событий; способа мышления той или иной эпохи, ориентации человеческой деятельности, характера отношения к природе и т. п.

Понятие «культура» произошло от латинского cultura (возделование, обработка, уход, улучшение), в свою очередь образованного от colo, colere (взращивать, возделывать землю, заниматься земледелием), cultus (возделанный, обработанный). В классической латыни слово «культура» употреблялось, как правило, в значении обработки почвы, земледельческого труда (отсюда: agri cultura). В дальнейшем слово «культура» стало употребляться и в смысле просвещенности, образованности, воспитанности человека. С этими двумя значениями оно постепенно вошло почти во все европейские языки, в том числе и в русский.1

Однако как самостоятельная лексическая единица (существительное) слово «культура» известно лишь с XVII века, с эпохи Просвещения. До этого оно употреблялось лишь в словосочетаниях, означая функцию «чего-то»: «cultura juris» («выработка правил поведения»), «cultura scientiae» («приобретение знания, опытности»), «cultura linguae» («совершенствование языка»), «cultura litterarum» («совершенствование письменности») и т. д.1 В основе образования самостоятельного слова «культура» лежит потребность в новом понятии, которое могло быть выражено этим словом. Возникновение такой потребности связано уже с процессом социального порядка, с теми существенными сдвигами, которые произошли в общественном бытии человека на рубеже средних веков и нового времени и вызвали глубокие изменения в его отношении к окружающему миру и самому себе.

В античном сознании понятие культуры отождествляется с пайдейей, то есть образованностью. Пайдейя, по определению Платона, означает руководство к изменению всего человека в его существе.3 В Новое время понятие культуры становится неотделимо от понятия развития. Хотя человек по самой своей природе (то есть изначально) является разумным существом, чтобы стать условием его совместного существования с другими людьми, его разум должен претерпеть определенное развитие. Суть культуры состоит в совершенствовании, улучшении и воспитании того, что существует первоначально лишь в качестве природного задатка, прирожденной способности, еще не ставшей актуальной способностью самого человека

Принципы и основное содержание экологического образования

В литературе обстоятельно показано, что содержание экологического образования должно строиться исходя из следующих принципов.1

1. Принцип гуманистичное. Исходит из права человека на благоприятную среду жизни и выражает идею формирования человека, способного к экологической целесообразной деятельности, с установкой на сохранение жизни на Земле, спасения человечества от экологических катастроф.

Этот принцип предписывает обязательное отражение в содержании экологического образования нравственных и правовых нормативов.

2. Принцип научности. Предполагает достаточный уровень достоверной информации об организованности биосферы как среде жизни человечества, раскрытии объективных законов и закономерностей устойчивого развития природных и социоприродных экосистем. Решение экологических проблем опирается на космопланетарные знания о физических, химических, биологических и географических аспектах биосферы.

3. принцип прогностичности. Актуализирует проблему формирования у школьников чувства предвидения и заботы о будущем, способности прогнозировать возможные пути развития жизни и человечества, проектировать условия сохранения генофонда биосферы и здоровья человеческих популяций.

4. Принцип единства и локальных аспектов экологии. Позволяет затронуть как чувства, так и интеллект обучаемых, развить способность мыслить глобально, действовать локально. Этот принцип нацелен на выявление истоков экологических проблем как следствие неадекватного действия людей, пренебрегающих экологическим императивом. Различный пространственный уровень экологических явлений рассматривается во взаимосвязи и экосистемной целостности.

5. Принцип интеграции. Раскрывает взаимодействие естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов экологических проблем, содействует синтезу теоретического и практического отношения к природной действительности.

6. Принцип непрерывности. Вытекает из постепенности и этапности формирования экологической ответственности личности, следовательно, он предписывает организацию обучения, воспитания и развития подрастающего поколения по вопросам окружающей человека среды на всех этапах дошкольного, школьного и послешкольного образования, в их преемственной связи и развития.

7. Принцип систематичности. Обеспечивает системную организацию экологического образования на основе всех его компонентов: целей, содержания, методов и приемов, средств обучения, а также форм организации различных видов деятельности.

До недавнего времени экологическое образование ориентировалось в основном на естествознание (преимущественно на биологическую экологию и географию) и отчасти на технические науки, связанные с технологией природоохранной деятельности (с акцентом на очистные сооружения и технологии). Социальная же часть экологии, кроме отдельных фрагментов эколого-экономических и эколого-правовых знаний, не преподавалась. Сейчас очевидно, что значительная доля экологического образования должна отводиться социальной экологии, которая непосредственно занимается поиском закономерностей устойчивого развития системы «общество-природа». Реализация идей экологического образования предполагает как новое прочтение традиционных предметов, так и введение новых дисциплин, помогающих раскрыть целостное представление о взаимосвязях природы и человека.