Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современные этнические процессы у городских казахов Западной Сибири Ахметова Шолпан Камалидиновна

Современные этнические процессы у городских казахов Западной Сибири
<
Современные этнические процессы у городских казахов Западной Сибири Современные этнические процессы у городских казахов Западной Сибири Современные этнические процессы у городских казахов Западной Сибири Современные этнические процессы у городских казахов Западной Сибири Современные этнические процессы у городских казахов Западной Сибири
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ахметова Шолпан Камалидиновна. Современные этнические процессы у городских казахов Западной Сибири : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07.- Омск, 2001.- 206 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-7/261-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. История формирования городского казахского населения Западной Сибири

1. Процессы формирования казахского населения г. Омска BXVIII-ХГХВВ. 29

2. Экономическая характеристика региона и зарождение малых городских поселений в конце XIX - начале XX вв . 39

3. Формирование интеллигенции, численность и образование городских казахов в первой половине XX в. 44

4. Динамика численности и социально-демографическая характеристика городского казахского населения Западной Сибири во второй половине XX в . 50

Глава 2. Этнокультурные процессы у городских казахов Западной Сибири в конце XX вв .

1. Процессы в материальной культуре 57

2. Этноязыковые процессы 66

3. Процессы в духовной культуре 79

Глава 3. Этническое самосознание и процессы межэтнического взаимодействия

1. Этническая идентификация казахов в городских условиях 97

2. Национальные установки 104

3. Установки на браки 115

Заключение 127

Сокращения 132

Источники 133

Литература 137

Экономическая характеристика региона и зарождение малых городских поселений в конце XIX - начале XX вв

Как отмечает С. Бахрушин, история старинных сибирских городов сводится к постепенной эволюции военного поселения в поселение торгово-промышленное. Город Омск вырос из крепости, построенной И.Д.Бухгольцом в 1716г. с разрешения тобольского генерал-губернатора Гагарина для укрепления "южной границы Сибири с кочующими ордами киргиз"1. По переписи 1725 г. в Омском форштадте числилось 992 "ревизские души" из посадских и разночинцев, женский пол не учитывался и "был весьма малочислен". По переписи 1742 г. население крепости, состоящее "из казаков, свободных переселенцев, купцов и, так называемых, "подлых людей" (каторжников - Ш.А.) увеличилось до 1092 человек 2. В первой половине XVIII в. Омская крепость заняла центральное положение в ряду других оборонительных линий на юге Западной Сибири, построенных как опорные пункты распространения колонизации. ИЛ. Словцов по этому поводу замечает, что со времени покорения джунгар " задача Иртышской линии заключалась не столько в охранении наших границ от киргиз, сколько в окончательном подчинении последних русскому владычеству"3. С 1760-х годов здесь находилось главное командование сибирскими линиями. В своем знаменитом « Описании Средней Орды киргиз-кайсаков» И.Г. Андреев пишет: « В сей крепости Омской после указа Правительствующего Сената 1764 года июня 30-го числа содержать определено на трактование и угощение прилежащих заграничных народов каждогодно по 1000 рублей, из которых для такового угощения из оной по крепостям Сибирской линии посылается каждогодно... Которая по годам, равно и оставшиеся в крепости Омской 400 рубл., по многим приездам знатных султанов и доброжелательных старшин на угощение и подарки выходит вся без остатка»4. Омская крепость считалась лучшей в системе укреплений южной части Западной Сибири. Здесь стоял увеличенный постоянный гарнизон, которому пришлось фактически бездействовать5.

После падения джунгар, скреплявшийся единой опасностью, союз казахских родов распался. В степи начались беспорядки, вызванные междоусобицей и варантами между родами, зо которые продолжались и в XIX в. В отношении к Министру Полиции от 9 марта 1812 г. генерал-лейтенант Глазенап пишет: "... Средней орды Хан, Солтаны и прочие, как ослаблены во власти своей над киргизцами, что оне в собственных своих раздорах и тяжбах ищут решения и покровительства у линейного начальства, приезжая из отдаленнейших мест на линию, еде как бы незатруднительна тяжба и искателей быва по давнему времени претензии или другим причинам..."6. В этой связи И.Я.Словцов отмечает, что " военные силы, выставленные против киргиз, в течение почти 100 лет, оставались совершенно праздными. За это время не было ни одного происшествия, которое могло бы походить на действие военное, даже оборонительное. Экспедиции из небольших казачьих отрядов, посылаемых в степь, всегда имели целью внутренний разбор между киргизами, по случаю баранты или прикрытия торговых караванов"7.

Основное население крепости составляли военные: офицеры, солдаты и казаки. В предместьях жили торговцы, ремесленники, крестьяне, разночинцы и др. Формирование гражданского населения было вызвано как административными мерами, так и вольным переселением. В середине XVIII в. среди жителей крепости появились и первые казахи. А.Ф.Палашенков пишет: " На планах Омска II половины XVIII в. нынешний Затонский остров именовался " Островом пленников ". В XVIII в. он являлся главным торжищем пленников,"которых привозили сюда, воевавшие друг с другом калмыки и казахи8. Торговля пленными калмыкского и казахского происхождения шла во всех таможенных местах Сибирской линии. Право покупки пленных было дано сначала только купцам с тем, чтобы они вывозили их в Россию. Потом это право было предоставлено сибирским офицерам. Сибирским воеводам и должностным лицам запрещалось приобретать пленных. Из-за роста числа пленников Сибирский губернатор Мятлев в 1756 г. исходатайствовал у правительства разрешения выменивать полоненников купцам и юрточным бухарцам с последующим обращением их в христианство или перепродажи христианам9. П.А.Словцов пишет, что " тогда дворни чиновных лиц, купцов и посадских наполнились масками, то калмыкскими, то киргизскими"10.

В 1762 г. на левом берегу Иртыша, против устья Оми был построен Маякский редут, который также называли Елизаветинской защитой. В конце августа или начале сентября возле редута устраивали торг, на который съезжались кочевники, караваны на верблюдах из Бухары и Коканда, местные торговцы11. Шведский врач и естествоиспытатель И.П.Фальк, проезжавший в 1771 - 1772 гг. через Омск, Тару и Тобольск, в своих записях отмечал: « Оный построен для прикрытая менового торга, производимого купцами с киргизцами Средней Орды... Коль скоро летом киргизцы приедут для торга, то на башне редута бьют в барабан, и тогда приехавшие из Омска купцы съезжаются для торга. Иногда купцы претерпевают убыток, по причине малого съезда киргизцев»12. ИЛСловцов пишет: « Предметами мены с нашей стороны были бархат, бумажные и шерстяные материи, железные и чугунные изделия, медь, мягкая рухлядь, зипуны, сукно и деревянная посуда. В замен этих получали: рогатый скот, лошадей, баранов, пряжу белую и полосатую, войлоки, выбойки ташкентские, китайки палевые и других цветов, овчинные шубы, бумажные халаты, фанзу, чай кирпичный и пленных», которых привозили на границу для продажи калмыки и киргизы - взаимные враги .

В 1808 г. покупка казахских детей была разрешена лицам свободного состояния с условием отпускать их на волю по достижении ими 25-летнего возраста14. Указом от 8 октября 1825 г. были запрещены все торговые сделки с пленными " азиятцами ". Однако, учитывая недостаток женского пола в Западной Сибири, разрешалось выменивать у кочевников детей женского по-ла15.

Со второй половины XVIII в. и в последующие годы в формировании казахского населения Омской крепости сыграло большое значение введение десятиверстной линии. ІХА.Словцов отмечает, что " генерал-поручик Шпрингер, с 1763 по 1771 год поставивший линию Сибирскую в почтение, как устройсвом ея, так и неослабным наблюдением, строго предписал не допускать кочевьев Средней Орды ни в какое время к нашей границе ближе десятиверстного расстояния. Непослушные из киргизов усмирялись воєнною рукою, ополиченные в винах наказывались телесно, и граница наслаждалась спокойствием и безопасностью"16. Лишившиеся своих лучших пастбищ и лугов, обнищавшие казахи, кочевавшие на территориях, прилегавших к Омской крепости, нанимались в работники к жителям предместий или принимали православие с зачислением в казачье, крестьянское или мещанское сословия. В показаниях киргиза Чунгалаева, 15 лет от роду, по крещению от 10 мая 1796 г. написано, что его отец, киргиз Чунчалы Баянчанов, находящийся с кочевьем своим против форпоста, через упадок рогатого скота и лошадей обеднел. Ему пришлось добывать пропитание, работая по найму. Узнав, что киргиз принимают в российское подданство, он решил принять греческое вероисповедание с определением в казаки17. ИЯ.Словцов пишет: " Наконец по посадам и редутам распределялись между поселенцами выбегающие киргиз - кайсаки, калмыки и башкиры. Такия лица, прежде всего, отсылались в Омск для допросов и, затем уже, водворялись по линии. Нередко выбегавшие принимали крещение и получали льготы в несении повинностей, а затем облагались ясаком и назывались ясачные. Плата подушных денег шла в Омскую комендантскую канцелярию"18.

Постройка укреплений на Иртышской, Горькой, Бийской казачьих линиях и перемещение казачьих поселений вглубь казахских степей вызвала необходимость пополнения численного состава Сибирского казачьего войска, проводившееся также из числа казахов и татар. Г.И. Успеньев отмечает казахов, как одну из самых крупных тюркоязычных групп в составе войска. Однако, исходя из анализа формулярных списков казаков, он считает, что официальная стати 32 етика сильно занижала их численность. Так, из 3460 человек, значившихся в формулярных списках за 1831 г., у 61 человека в графе « из какого сословия» написано « из новокрещенных киргиз», что составляет примерно 2 % от общего числа казаков. В этих же списках указаны имена детей крещенных казахов, находящихся на службе. У этих детей в графе о сословии стоит одинаковая со всеми запись « из казачьих детей ». Следовательно, считает Г.И. Успеньев, количество казахов в составе Сибирского казачьего войска, надо увеличить, по меньшей мере, вдвое19. Он же отмечает, что « принятие христианства, русских фамилий и имен, женитьба на русских женщинах, жизнь среди русского населения...приводили к тому, что казахи в составе Сибирского казачьего войска теряли национальную специфику культуры и быта, постепенно сливались с русским казачьим населением. Вот почему уже к концу XIX в. их почти и не числилось в войске»2 .

Принятие православной веры означало смену имени и национальной принадлежности, как киргизы(казахи - Ш.А.) они уже не числились. Согласно данным метрических книг Омских церквей с 1796 по 1857 гг. в Воскресенской и Ильинской церквях Омска приняли крещение 48 киргиз-кайсаков(казахов - Ш.А.). Из них 34 составляли мужчины, 14 женщины. 38 человек приняли крещение в Ильинской церкви, из них 4 чел. крестились в 1850 г., двое в 1855 г., 24 чел. в 1856 г. и 8 чел. в 1857 г. В Воскресенской церкви приняли крещение 10 человек. Двое из них были крещены в 1796г. и 8 чел. в 1848 г. Возраст крещенных казахов варьируется от 8 до 45 лет21. С 1805 по 1862 гг. в Воскресенском соборе, Пророко-Илышской, Ильинской и войсковой Николаевской церквях приняли крещение 133 казаха22. Согласно данным метрических книг Омских церквей с 1796 по 1857 гг. в церквях Омска приняли крещение 181 казах. После принятия крещения, как киргизы(казахи - Ш.А.) они уже не числились.

В результате административных реформ 1782 г. Омская крепость была утверждена штатным городом Тобольской области Тобольского наместничества, который стал центром новообразованного Омского уезда23. В указе сената от 17 марта 1785 г. " О гербах городов Тобольского наместничества " герб г.Омска описан следующим образом: " В серебряном поле часть укрепленной из кирпича линии: потому что по Сибирской линии есть оная главная крепость против киргизов." В 1796 г. наместничества ликвидировали и всю Сибирь разделили на Тобольскую и Иркутскую губернии. После ликвидации Омского уезда с 1797 по 1804 гг. Омск был заштатным городом Тобольской губернии. В 1804 г. уезд был восстановлен в связи с отделением от Тобольской губернии Томской губернии. Омский уезд вошел в состав Тобольской губернии. Военное население города насчитывало 3,5 тысяч, гражданское — 488 мужских душ податного населения24.

Динамика численности и социально-демографическая характеристика городского казахского населения Западной Сибири во второй половине XX в

Как известно, процессы в материальной культуре характеризуются наибольшей пластичностью и изменчивостью. В условиях индустриализации многие элементы материальной культуры подверглись стандартизации и унификации. Их тиражирование в условиях городского индустриального производства приводит к постепенной утрате этнической специфики материально - вещной средой города и особенно быстро это происходит в утилитарно - прикладной сфере.

С 1959 по 1968 гг. были приняты ряд постановлений Совета Министров РСФСР и Верховного Совета РСФСР, предусматривающих "реконструкцию перспективных сельских поселков с постепенным переустройством в благоустроенные поселки городского типа" с застройкой "производственных зон типизированными и унифицированными зданиями ограниченной номенклатуры" . В результате проведения политики укрупнения центральных усадеб колхозов и совхозов были ликвидированы, признанные неперспективными некоторые отделения хозяйств, в числе которых оказались многие казахских аулы. В итоге в 1970-е и последующие годы увеличился приток казахов Западной Сибири в малые города, поселки городского типа и г.Омск. Постановления предусматривали строительство многоквартирных домов на центральных усадьбах совхозов и районных центрах из крупногабаритных элементов сборных железобетонных конструкций 2. Таким образом в последние три десятилетия в жилищных условиях городских казахов произошли большие изменения, вызванные переселением в благоустроенные квартиры многоэтажных домов. По данным этносоциологического опроса 15,5% респондентов в Новосибирской области и 13,6% в Омской области проживают в коммунальных квартирах( таблица 8 ). В г.Омске в конце 1970-х - 1980-е г.г. был снесен значительный массив частного жилищного сектора в Кировском и Куйбышевском районах - местах компактного проживания казахов. 42,1% опрошенных омичей живут в коммунальной квартире (таблица 8).

Вместе с тем, значительная часть казахов в малых городских поселениях имеют собственный дом или половину дома без земельного участка и собственный дом с земельным участком( таблица 8 ). Частные дома можно разделить на постройки нового типа и постройки первой половины XX в. К жилищам нового типа относятся современные дома из кирпича, железобетонных, шлакоблочных или керамзитовых плит, а также деревянные насыпные и рубленные дома. Как уже отмечалось О.М.Проваторовой, для новых домов характерны многокомнатная планировка, увеличение общей кубатуры жилища, размеров и количества окон, наличие бетонного или кирпичного фундамента, деревянных крашенных полов 3. По данным таблицы наиболее распространены дома и квартиры из 3-х, 4-х и 2-х комнат. Крыши в современных домах стропильные, двух или четырехскатные, крытые шифером, кровельным железным или алюминиевым листом, рубероидом в зависимости от благосостояния хозяев. Распространены паровое отопление, печи, сложенные из кирпича и металлические, заводского изготовления.

Большинство домов обставлено современной мебелью, которая меняется с течением времени в зависимости от моды. Так, если в 1970-е гг. в парадной комнате обычно стояли пышно убранная кровать, высокий обеденный стол, стулья, шифоньер, шкаф или сервант для красивой посуды, трюмо или трельяж, иногда письменный стол и книжный шкаф, то в 1980-е гг. они были заменены стенкой и наборами мягкой мебели. Широко распространена современная бытовая техника: стиральные машины, холодильники, телевизоры, магнитофоны, радиоприемники, пылесосы и т.д. При переезде в многоквартирные дома предметы домашнего обихода, характеризующиеся этническим своеобразием, были заменены на современные промышленные изделия. По данным таблицы 9 61,7 % опрошенных в г.Омске, 76,5% в Омской области и 76,2% в Новосибирской области не имеют традиционной домашней утвари. Так, низкий казахский стол и тор корпо горожане стали использовать большей частью только для приема гостей, вместо алаша и других национальных ковров пользуются в основном покупными паласами и коврами промыш 60 ленного изготовления. Из традиционной мебели более распространены низкие столики самодельного и кустарного изготовления, которые бывают прямоугольной, овальной, квадратной и круглой формы больших и маленьких размеров. Но следует отметить, что горожане при приеме гостей используют столы промышленного производства, заменяя по мере надобности высокие деревянные ножки на низкие металлические, которые с конца 1970-х можно было приобрести в специализированных магазинах. Повсеместно и широко распространены узкие, мягкие напольные коврики - тор корпо, выполненные из ткани методом аппликации. Обычно их шьют из квадратных лоскутков саржи, вельвета или плюша - жиртыс, которые раздают на свадьбах, похоронах, курмалдык и тоях. Лоскутки аккуратно соединяют в виде геометрических фигур и сшивают. Часто сверху нашивается орнамент " кошкар мюиз" в различных вариациях. Края узора обшиваются цветной или однотонной тесьмой. Для нижней, напольной, стороны тор корпо используют дешевые хлопчатобумажные и синтетические ткани. Тор корпо бывают прямоугольной или квадратной формы, размерами 2м на 67см и более или 85см на 90см и более. Обычно их стелят в гостевой комнате или при приеме гостей. Для мягкости их делают на ватине или паралоне.

По данным нашего опроса более половины респондентов хотят иметь отдельный дом с земельным участком (таблица 8). В современных условиях многие горожане, проживающие в частных домах предпочитают держать какую-нибудь живность: кур, уток, гусей, овец, коров, реже коз и лошадей. Для их содержания в летний период заготавливают сено и корма. Скотина находится в основном на стойловом содержании. В городских поселках и на окраинах Омска с весны до осени коров, реже овец пасут на пастбищах, нанимая пастуха. В 1980-е гг. среди казахов - горожан наблюдался всплеск увлечения садоводством. Многие приобрели садовые участки через профсоюзные комитеты на работе. В частном секторе казахи также стараются засадить имеющиеся в наличии земельные участки в первую очередь картофелем, затем другими овощами, ягодами и фруктами.

Многие городские казахи являются владельцами легковых автомобилей. В городской местности распространены кирпичные, железобетонные и металлические гаражи промышленного и самодельного производства.

Одежда казахов рассматриваемого региона также подверглась унификации. По данным этносоциологического опроса 84,5% информаторов в малых городских поселениях Западной Сибири и 77,6% в г.Омске различий с современной одеждой не нашли (приложение: таблица 8,9). Основными потребителями национальной одежды среди мужчин и женщин является категория лиц в возрасте более 60 лет( таблица 10, приложение: таблицы 6,7,8,9). Более всего этнической специфики городские казахи отметили в головных уборах и украшениях, затем в легком платье и обуви, и в последнюю очередь были названы верхнее платье и нательное бе 61 лье(пршюжение: таблицы 6,7,8,9 ). Национальные вкусы проявляются в выборе тканей. Традиционную одежду предпочитают шить из вельвета, плюша, панбархата, атласа, различных шелков.

Мужчины раньше перешли на городской покрой одежды. 96,3% в малых городских поселениях Западной Сибири и 87,6% в г.Омске информаторов мужского пола не нашли отличий с современными унифицированными видами одежды(приложение: таблицы 6,7,8,9). Некоторые национальные элементы прослеживаются в одежде мужчин преклонного возраста. Это характерно прежде всего для головных уборов(тюбетейки,шапки с меховой опушкой - борык, меховые шапки - тымак), для верхней одеждыОсашол, шапан, бешмет), обуви(высокие мужские сапоги - байпагы или кошие бар етык, низкие сапоги для обоего пола - маше). Чаще других видов верхней одежды находится в употреблении шапан, причем обычно их бывает два вида -праздничный и повседневный. Большую часть национальной одежды шьют дома, но отдельные ее виды, в основном головные уборы, украшения и обувь, приобретают в Казахстане. Следует отметить, что в чистом виде потребление национальной одежды среди мужчин не встречается. Характерным является сочетание современных видов одежды с традиционной.

В женском костюме этнической специфики сохранилось несколько больше, несмотря на то, что 76,1% в малых городских поселениях Западной Сибири и 70,9% в г.Омске различий с современной одеждой не нашли( приложение: таблицы 6,7,8, 9 ). В отличие от мужчин для женщин всех возрастных категорий в большей или меньшей степени характерно увлечение национальными украшениями и ношение замужними головных платков ( приложение: таблицы 6,7, 8, 9 ). Женщины старших возрастных групп, переехавшие в город из сельской местности предпочитают носить платья традиционного покроя, поверх которых надевается камзол или короткая жилетка. Женщины преклонного возраста носят традиционные нижние штаны - дамбал и мягкие кожаные сапоги - маше . Основным головным убором замужних женщин является платок, который они завязывают узлом на затылке. Этническую специфику приобрели шелковые и пуховые шали. Из многих распространенных в прошлом украшений бытуют в настоящее время серьги сырга ), кольца( жузук ), браслеты( блезык) из серебра и различных светлых металлов. Их покупают в Казахстане или заказывают местным мастерам - зергерам. По данным таблицы 10 только 6,6% информаторов заказывают украшения зергерам, что, видимо, связано с редкостью этой профессии. Более всего заказывают украшения казахи г. Омска, где еще сохранились традиции зергеров благодаря старьш мастерам, переселившимся в город из аулов, а также выпускникам художественно-графического факультета местного педагогического уни-верситета( таблица 10 ). Чаще всего заказывают украшения из серебра с нанесением узоров из национального орнамента. В некоторых семьях из поколения в поколение передают старинные украшения. Для омских казахов характерно украшение женских камзолов монетами, использование вместо пуговиц традиционных застежек - капсырма.

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. обострение межнациональных отношений в стране и демократические преобразования вызвали рост национального самосознания и образование новых национальных структур при местных органах власти - национальных культурных центров. В результате деятельности этих центров, направленных на возрождение и развитие традиционной культуры этноса, в г.Омске и Омской области в среде молодежи повысился интерес к национальным элементам в одежде и украшениях. Как правило, на свадьбу жених и невеста одевают европейские костюм и платье с венком или шляпой и фатой. Иногда шьют для этой цели стилизованные в национальном духе наряды.

Процессы в духовной культуре

В отношении понятия национальные установки мы придерживаемся определения Л.М.Дробижевой, которая понимает под ними установки на то или иное поведение при межнациональных контактах в конкретных ситуациях и отношение к различным национальным ценностям1. Некоторые аспекты этой проблемы были уже освещены автором в ряде работ2.

Несмотря на сложное социально-экономическое положение в стране и политические потрясения последнего десятилетия, включающие распад СССР, войну в Чечне и обострение межнациональных отношений, городское казахское население Западной Сибири отличает высокий уровень толерантности. Этому способствует традиция длительного совместного проживания представителей различных культур в условиях многонациональной урбанизированной среды. 90,2% респондентов показали положительные установки на работу в национально-смешанном коллективе. Более того, 7,5% из них отметили, что разнонациональный состав коллектива влияет хорошо на отношения людей. Положительные национальные установки у женщин оказались на 14,4% выше, чем у мужчин. На 12,8% выше доля женщин, для которых национальный состав коллектива не имеет значения. Следует отметить, что положительные национальные установки высоки во всех возрастных группах( таблица 19). 76% опрошенных предпочли иметь друзей своей и другой национальности. Данные этносоциологического опроса выявили небольшую долю негативных гетеростереотипов и автостереотипов в среде городских казахов Западной Сибири. 6,4% респондентов признали, что в разнонациональном коллективе работать сложнее. При этом доля мужчин на 3,5% выше доли женщин. При выборе друзей 20,1% респондентов предпочли людей своей национальности, 1% респондентов отдали предпочтение только представителям другой национальности. Остальные затруднились дать ответ. Как известно, этнические стереотипы формируются в процессе воспитания и образования. Известна зависимость формирования стереотипов от общительности индивида. Чем выше контактность с представителями других этнических групп, тем слабее выражены стереотипы. В данном случае этот тезис убедительно доказан на примере объекта исследования, проживающего в численно преобладающей иноэтничной урбанизированной среде.

Национальные предубеждения часто возникают из-за отсутствия элементарных знаний о других этнических общностях и вытекающего отсюда чувства отчужденности, разделения на " своих " и " чужих ". Прежде всего это следует отнести к доминантной этнической группе, потому что именно в этой группе не все имеют возможность контактов со всеми этническими меньшинствами. Тогда как субдоминантной группе редко удается избежать контактов с значительно превалирующей в численном отношении доминантной группой.Это характерно, прежде всего, для развитой урбанизированной среды, каковым является г.Омск и выражается в бытовом национализме, а также в мифах и слухах, периодически распространяемых в городе о казахах. На наш взгляд, зарубежные исследователи К. Макдональд, П.Рады и Х.Кючуков правильно поставили вопрос о содействии интеграции меньшинств. По их мнению, «интеграция обеспечивает культурный «плюрализм» и требует толерантности от доминирующей группы, которая позволяет подчиненным сохранять значительную часть их культурных особенностей. Это - социально-структурный процесс, который способствует мирному совместному проживанию и сохранению этнического своеобразия.»3.

Исследователи неоднократно отмечали, что урбанизация создает проблему психологической маргинализации. Часто в младших и средних классах дети субдоминантной группы впервые сталкиваются с ущемлением национального достоинства от некоторых своих ровесников из доминантной группы. Слово « казах « для них становится уничижительным. Известно, что дети очень чувствительны к неравенству. От психологического дискомфорта они стараются избавиться, отчуждаясь от своей этнической группы.В определении своей этнической принадлежности дети субдоминантной группы часто отдают предпочтение доминантной этнической группе. Эта тенденция имеет распространение и среди детей казахов - омичей. Автору приходилось наблюдать в жизни такие ситуации, когда детей дошкольного и младшего школьного возраста взрослые, поддразнивая, спрашивали: " Ты казах? ", они отвечали в начале 1990-х годов " я -русский " или, идя на компромисс, говорили "я - русский казах". Согласно нашим наблюдениям, этих детей отличает незнание национального языка и воспитание в русскоязычной среде, включая семью. Как правило, эти дети стесняются своей национальной принадлежности и это чувство сопровождает некоторых в течение всей жизни. Вырастая, они предпочитают вступать в брак с русскими и общаться с людьми только другой национальности. Согласно данным этно-социологического опроса 2% респондентов в г.Омске выбрали именно этот вариант ответа. Сформировавшийся в них психологический дискомфорт толкает их к сознательной ассимиляции. В народе таких людей называют шала казаками (полу казахами). В данном случае мы наблюдаем ассимиляцию, как результат психологического процесса, подтолкнувший к сознательному растворению в доминирующей среде с последующим отказом от культурной специфики своей этнической группы.

Но в целом по Омской области и г.Омску 74,9% респондентов ориентированы на дружбу с людьми как своей, так и других национальностей. 22,2% выбрали в друзья представителей только своей этнической принадлежности. В условиях урбанизации процессы межэтнического взаимодействия развиваются весьма интенсивно. Основное этническое ядро в составе, окру 107 жающего городских казахов исследуемого региона, населения составляют русские. Поэтому на вопрос « К какой национальности относятся те из ваших соседей, с которыми Вы общаетесь?» 70,7% опрошенных назвали русских. 45,5% респондентов общаются с казахами, 13,9% - с нем-цами,12,8% - с татарами, 5,5%- с украинцами. Самую высокую степень общения с русскими-79,6% и самую низкую степень общения с казахами - 30,7% показали казахи Новосибирской области (таблица 20). Это вызвано, как уже выше отмечалось, высокой дисперсностью их расселения и низкой долей в общей массе населения обследованных населенных пунктов.

Казахи Омской области насчитывают в составе населения вышеназванных городских поселений от 3 до 4% и проживают более компактными группами, поэтому они выявили высокую степень общения с соседями казахской национальности-65%. 92,9% респондентов в г.Омске ответили, что общаются с соседями-казахами. В г.Омске и Омской области играет большую роль фактор этнической культурной специфики. Здесь широко распространены традиционные обычаи и обряды свадебного и погребально-поминального комплексов, «омыртка», « курмал-дык», «той», а также религиозные мусульманские праздники и обряды, которые отмечаются с выраженным национальным колоритом. На свадьбы, похороны, поминки, при рождении детей, традиционные и религиозные праздники приглашаются обязательно соседи-казахи по дому, улице, микрорайону. Следует отметить, что соблюдение традиционных обрядов и обычаев является не формальным ритуалом, а средством социализации личности в этнической среде. Авторитет индивида возрастает, если он может заготовить на зиму согым и принимать гостей на омыртка, справить пышно кудалык, достойно проводить в последний путь близких, что предполагает принесение в жертву лошади на похоронах и годовых поминках и соблюдает остальные традиции. Человек, не соблюдающий национальных обычаев и обрядов, выпадает из социума.

В Омске и области также высока степень общения с русскими соседями. В г.Омске она составляет 68,7%, в области 70%. На третьем месте по интенсивности общения казахов с соседями стоят немцы. В малых городских поселениях Омской области их назвали 23,3% респондентов, в Новосибирской области -21% и в г.Омске -лишь 9% опрошенных. Татары занимают 4-е место по степени общения с казахами. Самая высокая доля здесь приходится на Новосибирскую область и составляет 19,3% ( таблица 20). Обследованные города и поселки Новосибирской области географически расположены на территории Барабинской степи, автохтонным населением которого являются группа барабинских татар. В г.Омске 12,5% респондентов общаются с соседями - татарами, которые в таблице распределения населения города по национальному составу занимают 5-е место.

Установки на браки

Центральное положение Омской крепости в первой половине XVIII в. в ряду других опорных пунктов распространения колонизации на юге Западной Сибири определило особую роль г.Омска в судьбе казахского населения региона и сопредельных с ней территорий. В формировании казахского населения г. Омска в XVIII - первой четверти XIX вв. значительную роль играли такие факторы, как недостаток людей женского пола в крепости, торговля пленными, обнищание казахских родов вследствие введения 10-верстной линии и широкого развития переселенческого движения, необходимость пополнения наличного состава казачьих войск Сибирской линии, льготы инородцам, перешедшим в православную веру, административно-хозяйственные преобразования в XIX в. по управлению обширными территориями казахских степей, в которых городу всегда отводилась ведущая роль. Определенное значение в формировании городского казахского населения имело открытие в Омске во второй половине XX в. различных учебных заведений, в числе которых была первая в Сибири киргизская школа -интернат. Первые официальные сведения о численности казахов в составе населения г.Омска относятся к 1823 г. В этот год в городе проживало 22 казаха. Столь малая численность объясняется тем, что казахи, принявшие крещение считались уже православными и по своей этнической принадлежности не учитывались.

Сословный состав казахов конца XIX в. был представлен личными и потомственными дворянами, чиновниками не из дворян, мещанами, купцами и крестьянами, которые составляли довольно незначительную часть казахского населения города. Наиболее многочисленна группа, которая не имеет сословной принадлежности и составляет по переписи 1897 г. 91.7%. Основным источником средств существования казахов г.Омска были соответственно животноводство, работа в прислугах и поденная работа, извозный промысел. Удельный вес торговцев живым скотом и продуктами сельского хозяйства составляет соответственно 5.2% и 4.4%. Остальные группы по источникам средств существования еще ниже.

Решающее значение в истории развития города и региона имела прокладка Великой Сибирской железнодорожной магистрали, которая способствовала зарождению новых городов, выросших из станций и пристанционных поселков. С 1894 по 1896 гг. были основаны станционные поселки Исилькуль, Москаленки, Марьяновка, Куломзино, Татарская, Чаны, Каргат, Ба-рабинская. В 1910 - 1911 гг. возникли станции Любинская, Называевская. В 1916 г. были построены такие станции как Карасук, Купино, Чистоозерное. Первыми жителями пристанционных поселков были в основном переселенцы из Европейской части России. Районы, через которые проходили эти железнодорожные магистрали и располагались станционные поселки, были традиционными кочевьями казахов Среднего Жуза. Казахи, работавшие по найму, оседали в этих селениях, растворяясь со временем в новой среде.

Огромное значение для этносоциального развития казахов имел тот факт, что в конце XIX - начале XX вв. Омск стал центром формирования казахской интеллигенции. В учебных заведениях города в разные годы в конце XIX - начале XX вв. учились видные деятели истории и культуры казахского народа. Одним из важных последствий, связанных с развитием образованности явилось пробуждение национального самосознания интеллигенции и учащейся казахской молодежи, выразившейся в активизации культурно-просветительской и общественно-политической деятельности. В начале XX в. в Омске действовали культурно-просветительское общество " Брлик", киргизская социалистическая партия "Уш Жуз" и отделение партии "Алаш-Орда".

Массовый голод в Казахстане в результате принудительной коллективизации в 20-30-е гг. вызвал первую крупную волну миграции казахов в Омск и малые городские поселения региона. Следующая началась после принятия постановлений об укрупнении центральных усадеб колхозов и совхозов и ликвидации неперспективных сельских поселений в конце 1950 -начале 1960 -х гг. Основной ее пик приходится на период с 1979 по 1989 гг. В Новосибирской области темпы урбанизации более, чем в два раза ниже, чем в Омской области. В конце первой половины и во второй половине XX в. получила статус городов и рабочих поселков большая часть обследуемых нами городских поселений. Несмотря на высокие темпы урбанизации, удельный вес казахов в составе населения городских поселений остается низким.

Языковые процессы городских казахов Западной Сибири характеризуются неравным билингвизмом, вследствие низких форм владения казахским языком и высоких форм владения русским языком, сопровождающегося значительным преобладанием последнего практически во всех сферах жизни. Можно прогнозировать, что уже в ближайшем будущем стоит угроза окончательной утраты казахским языком своих функций, учитывая, что молодое и среднее поколения перейдут в следующие возрастные группы. Высокие формы владения русским языком и его преобладание практически во всех сферах жизни нашли отражение в языковой ассимиляции. Масштабы смены родного языка в Новосибирской области гораздо выше, чем в Омской области. В отличие от Омской области, где с 1970г. наблюдается неуклонное снижение этого показателя, в Новосибирской области развиваются процессы языковой ассимиляции на протяжении с 1959 по 1989 гг., хотя в 1989 г. этот процесс несколько затормозился. Высокие результаты языковой ассимиляции в городских поселениях Новосибирской области вызваны действием пространственного фактора. Малочисленность и очень низкий удельный вес казахов в составе городского населения области определили дисперсность его расселения, ускорив тем са 129 мым процессы языковой ассимиляции. В Омской области удельный вес казахов в городской местности не только выше, чем в Новосибирской области, но и продолжал все эти годы постепенно нарастать. Высокие темпы урбанизации позволили несколько снизить процессы языковой ассимиляции.

В развитии этнокультурных процессов городских казахов Западной Сибири ведущую роль играет русско-казахский билингвизм находящийся в тесной связи с бикультурализмом, поскольку способствует развитию процессов межэтнической интеграции. Однако в отличие от билингвизма, в котором опережающее значение принадлежит русскому языку, бикультурализм исследуемой группы можно охарактеризовать как казахско-городской вследствие преобладания этнически специфических компонентов в бытовой культуре, которые успешно адаптировались к условиям урбанизации при усвоении норм городской культуры с некоторыми элементами заимствования из русской культуры.

Традиционное мировоззрение казахов Западной Сибири и в настоящее время представляет собой синкретический синтез ислама, древних верований и языческих культов. В совокупности оно отражает отношение народа к объективному миру и выражается в его духовной культуре. В культуре казахов Западной Сибири четко выделяется этнический комплекс явлений, исторически восходящих к традиционной культуре кочевников - скотоводов.

Погребально - поминальный комплекс в культуре казахов Западной Сибири характеризуется сочетанием древнего института с исламским каноном. Наряду с процессами заимствования некоторых элементов похоронной обрядности, численно превосходящего, православного населения, наблюдается исламизация целого комплекса домусульманских обрядов.

Церемониал современной казахской свадьбы исследуемого региона построен на основе традиционного свадебного ритуала и содержит все его узловые моменты. При этом традиционные обряды подверглись сокращению, упрощению и модернизации. Свадьба казахов Западной Сибири является ярким примером сосуществования новых и традиционных, национальных и интегрированных форм духовной культуры.

Традиционные элементы в комплексе обрядов, связанных с рождением ребенка, тесно переплетены с новыми явлениями в этой области. Прежде всего надо отметить глубокие изменения в уходе за младенцем в связи с применением новых правил гигиены, одежды и питания. В быт народа вошли торжественная регистрация новорожденного в органах местной власти, семейное торжество по этому случаю. В результате культурных контактов и взаимовлияния с другими народами семейный цикл обрядов пополнился ежегодным празднованием дней рождения детей. В то же время следует отметить, что ритуал торжественной регистрации новорожденного имеет гораздо меньшее распространение, чем новый обряд бракосочетания.

Похожие диссертации на Современные этнические процессы у городских казахов Западной Сибири