Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетика Скрябина и русский символизм Рощина Елена Евгеньевна

Эстетика Скрябина и русский символизм
<
Эстетика Скрябина и русский символизм Эстетика Скрябина и русский символизм Эстетика Скрябина и русский символизм Эстетика Скрябина и русский символизм Эстетика Скрябина и русский символизм
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рощина Елена Евгеньевна. Эстетика Скрябина и русский символизм : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.04 / Рощина Елена Евгеньевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2009.- 175 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/170

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Данная работа представляет собою первое монографическое исследование, в котором творческое наследие Скрябина рассматривается в рамках философско-эстетической методологии и в эстетической парадигме русского символизма Это обстоятельство определяет как актуальность исследования, так и его новизну

Творческий путь Скрябина - отражение его духовной жизни Он составляет его духовную биографию, более существенную, чем подробная «биография фактов» Трагедия Скрябина-художника в том, что музыкальная стихия привязывала его к земле с самого начала вступления на творческий путь, несмотря на то, что он стремился ввысь от земного и от искусства, в частности Его творческая характеристика - в устремленности, в полете, в готовности оборвать те узы, которые связывали его с землей, и улететь в область сверхчувственного

Кроме того, предпринятое исследование позволяет расширить горизонты музыкальной эстетики как составляющей культурно-философской парадигмы Музыкальная эстетика - «наука, представляющая особый взгляд на музыкальное искусство как на целое в его внутренней структуре и в его отношениях с другими сферами человеческого быгия» Музыка, понимаемая как особое воздействие на внутренний мир человека, долгое время считалась обязательным предметом обучения, а ее значение расценивалось как признак образованности человека В одном из древних трактатов о музыке утверждалось, что тот, кто хорошо трудится над се усвоением, «не запятнает себя никакими неблагородными поступками, но получит, благодаря музыке, величайшую пользу и будет полезен себе и родине»

1 См в Иванов В Д Словарь музыканта-духовика Музыка 2007 2См в Античная музыкальная эаетика -М,1960

Музыка объявлялась воплощением абсолютного духовного начала, эмансипацией мировой воли (А Шопенгауэр), игрой чистых форм (И Кант, Э, Гаслик) ГВФ Геїель, пытаясь миновать «чистую субъективность чувства», заключенную в музыке, истолковывал музыкальные тона как «идеальность в механическом» По Гегелю, музыка — это «искусство чувства, которое непосредсівенЕЮ обращается к чувству», а «чувство как таковое имеет содержание», «содержание же есть не что иное, как одухоїворенное чувство для души, выражение его в звуках и создает музыкальное содержание» Гегель уделяет особое внимание «коммуникативной» стороне музыки3

Отличительная особенность музыки - звуковое время и пространство, т е длящееся субъективное время, задающее определенное пространство для самопознания Для восприятия искусства недостаточно искренне пережить то чувство, которое владело автором Недостаточно разобраться в структуре произведения - необходимо еще творчески преодолеть свое собственное чувство, найти ею катарсис, и только тогда действие искусства скажется сполна В этом катарсисе, в процессуальное переживаний, в преодолении себя заключена тайна музыки, тайна выхода личности за свои пределы

Переживание, вызванное музыкой, вьіступаеі не как другая сторона реального процесса жизни, а как психологическая составляющая самой жизни Музыка обеспечивает рождение не только представлении с помощью эмоций, но и событий, фабул, трагедий и комедии человеческой души, ведущих в конечном счете к благу, к истине, к подлинной красоте личности Иногда пробуждаемый музыкой внутренний взгляд в будущее трагичен, но траіедия и печаль в данном случае очистительны они пробуждают подлинное, незамутненное видение себя и мира

Не всегда удается в полноте узнать о внутренних стимулах и мечтах, вдохновляющих творчество великих мастеров звука О них можно судить по

3См в Гегель ГВФ Эстетика -ТЗ -М, 1971 4

биографическим фактам и подробностям, которые они передают музыкальным языком. О Скрябине можно сказать определенно все, что он выражал музыкой, была одна, заслонившая от него весь мир мечта о последнем Празднике человечества

Творчество и мировоззрение творца неразрывно связаны друг с другом Скрябин принадлежит к числу редчайших музыкантов, для которых мировоззрение есть неотъемлемая сущность жизни и «законодательство» художественных открытий. Мировоззрение для него было как целью и смыслом жизнетворчества, так и высшим результатом познания мира в системе музыкальных образов Как художник Скрябин искал положительное содержание не столько в действительном мире, сколько в метафизической концепции Свое искусство он сделал орудием разрешения философских задач

Степень разработанности проблемы

В исследовании смысложизненных и творческих задач Скрябина диссертант опирается на работы, посвященные проблемам символистской эстетики Серебряного века как части единого целого русской культуры рубежа XIX - XX веков Интерес к этому периоду в последнее время обусловлен значительным расширением источниковедческой базы, а также стремлением восстановить сложную и многообразную духовную жизнь России начала века во всей полноте и взаимосвязи явлений

Рубеж ХГХ-ХХ столетия насыщен сложными историко-

художествснными процессами, острой борьбой противоположных тенденций, разного рода манифестами и программами, которые стремительно сменяли друг друга. Накаленная атмосфера эпохи была пронизана ощущением «конца века» и чувством «рубежа», за которым должно было открыться «все новое»

Серебряный век в русской культуре отразил исключительное разнообразие тенденций, индивидуальных стилей, небывалый творческий подъем в области философии, литературы, живописи, театра и музыки.

Существование множества течений, школ, групп, которые сотрудничали, соперничали, а порой и декларативно отвергали друг друга, не исключало того общего и важного, что объединяло всех в едином, мощном потоке русской культуры Это особое мироощущение «Творца», крайне обостренное чувство своего «Я», ощущение величайшего исторического момента - игої ов во имя новой, неведомой культуры

Возникновение «русского культурного ренессанса» (Бердяев) Серебряного века на внешнем уровне стало естесівенной реакцией наиболее духовно и эстетически чуткой иніеллигенции рубежа ХІХ-ХХ столетий на демократизацию и приземленность культуры и искусства второй половины XIX в, реализм и бурно развивающиеся меркантильные и утилитарные отношения, на научно-технический прогресс, активно вьііеснявший релшию и любую форму духовности из человеческого сознания За этими общими для всей Европы, имевшими свою окраску в России, побудительными явлениями, просматриваются ілубокие причины, повлиявшие на возникновение творчески продуктивной энергетической напряженности в духовной культуре и художественно-эстетическом сознании того времени

На взлет творческой активности Серебряного века повлияло постоянно укреплявшееся в круїу наиболее чутких мыслителей и художников ощущение нарастающего, глобального, никогда не случавшегося еще в истории человеческою кризиса всею культуры, искусства, религии, духовности, государственности, самого человека и человечества, и одновременно - напряженное ожидание некоего небывалого воспарения духовности, культуры, самого бытия человека к чему-то принципиально новому, непреодолимо влекущему, великому Апокалипсические нас і роения абсолютного конца сталкиваются с не менее выраженными чаяниями принципиально новых, революционных, преобразований и эсхаюлогическими упованиями на приближение эры высокой Духовности

В культуре Серебряного века почти реально Армагеддон сталкивается с Царством Божиим, кликушеские вопли и пророчества Конца сливаются с

восторженными гимнами приближающемуся небывалому Началу, что и обусловило удивительный подъем творческих сил и потенциалов Нечго похожее происходило по всей Европе, но Россия дала мировой культуре яркий и значительный феномен Серебряного века

Среди главных эстетических тем, поднятых русскими символистами А Белым, Вяч Ивановым, А Блоком, можно назвать осознание символа в качестве сущностного принципа любого настоящего, те высокохудожественного искусства, выявление софийпого начала искусства и соборно-личностного антиномизма художественного мышления, разделение символизма на реалистический и идеалистический, выведение символизма из сферы искусства в жизнь и разработку в связи с этим эстетических принципов мистсриальности и теургии, апокалиптизм и эсхатологизм в качестве существенных творческих мотивов, инициирующих новые выразительные возможности, связь эстетического опыта с теософским

Исследование выполнено на материале отечественной и зарубежной философско-эсгетической, научно-исследовательской и историко-культурной литературы В соответствии со спецификой предмета и объекта исследования и поставленных в исследовании задач источники, на которые опирался авгор работы, могут быть разделены на 5 групп

Первую группу источников составляют труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные эстетике символизма (и русского символизма в том числе) Андрея Белого, Н А Бердяева, Вяч Иванова, КI Исупова, М С Кагана, А В Лаврова, А Ф Лосева, Д С Мережковского, 3 Г Минц, А Ханзен-Леве и др

Вторая группа источников представляет собою труды по истории и философии русской культуры XIX-XX в Вольфинга, С В Иванова, 3 Лиссы, Ю Логмана, А Пайман, Г10 Стернила, Д В Философова и др

Третья группа источников - исследования музыковедческою характера, посвященные вопросам истории и теории европейской и русской музыки ХІХ-ХХ столетия, в том числе и творчеству А Н Скрябина А А Альшванга,

А А Асафьева, А И Бандуры, ИЛ Ванечкиной, Б.М Галеева, ЮВ Келдыша, Т Левой, М С Неменовой-Лунц, Л Л Сабанеева, А В Оссовского, В В Рубцовой, Б Ф Шлецер и др

Четвертая группа источников - воспоминания о Скрябине, дневниковое и эпистолярное наследие Скрябина

Особую группу источников составили не публиковавшиеся до сих пор архивные материалы записные книжки Скрябина, подготовительные материалы и эскизы произведении, воспоминания о Скрябине

Основная цель рабоїьі - проанализировать основания и эволюцию развития эстетической системы Скрябина в единой парадигме символистской эстетики, выявить и исследовать сущностные константы феномена личности Скрябина как творца-теурга

Достижение поставленной цели предполагает последовательное решение следующих задач:

произвести историко-философский анализ предпосылок и

теоретических подходов к исследованию культуры Серебряного века, указать определяющие эстетические критерии и параметры зтої о периода,

определить и проанализировать в процедурах философско-эстетической методологии круг философских, литературных, публицистических, исторических источников, способствовавших формированию и развитию эстетико-философской, историко-культурной и бытийной концепций Скрябина;

выявить роль личностных образцов в формировании скрябинской автоконцепции творца-теурга и эстетических стратегии выстраивания автообраза,

рассмотреть феномен и значение личности Скрябина в контексте эстетических реалий Серебряного века

Объектом исследования является музыкальная эстетика Скрябина и ее место в эстетическом континууме символистской эпохи Предметом

исследования - вектор творческой эволюции внутренней биографии Скрябина от мифотворчества к мессианизму.

Методологические и теоретические основы исследования

Исследование носит комплексный характер, находясь на стыке эстетики, истории и теории музыки и искусствознания Комплексный характер исследования определил избранную автором комплексную историко-философскую и философско-эстетическую методологию Специфика материала обусловила необходимость применения герменевтического и семиотического подходов к интерпретации смыслов рассматриваемых феноменов, нашедших отражение в вербальных и невербальных текстах Скрябина При работе с архивными источниками используется источниковедческий подход, метод системного анализа позволяет рассматривать все многообразие творческого наследия Скрябина как единое целое и вписать его эстетику в эстетическую систему русского символизма

Положения, выносимые па защиту:

эстетика Скрябина складывалась в пространстве эстетики символизма; в силу чего ей были присущи типичные для символистской эстетики черты- синтетизм, представление о преобразующей силе мистического искусства и практическая программа по воплощению соборности, основным вектором творческой энергии Скрябина-символиста явился синкретизм как один из основополагающих факторов символистской эстетики,

- мифотворчество и мессианизм образуют две константы жизненной и творческой позиции Скрябина, конституирующие жизненную и творческую стратегии выстраивания им двуединого автообраза - человека и художника,

одночастная симфония «Поэма экстаза» стала пространством реализации эстетической системы раннего Скрябина, тогда как образ Прометея (титана-богоборца-огненосца) вырос в своеобразный

симфонический монумент, эстетически собравший вокруг себя и окончательно оформивший одноименную поэму - последнее симфоническое произведение композитора,

в работе описана в эстетических категориях «Мистерия» -квазирелш иозное действо под музыку, созвучное приоритетной жизненной цели композитора - стремлению к теуріизму, самая утопичность замысла Скрябина о переустройстве жизни посредством искусства, позволяет отнести Мистерию к типично символистским проектам

в работе продемонстрирована художественная невошютимость идеи цветовой визуализации тонального плана музыки при ее полной эстетической состоятельности (световая симфония «Прометей»)

Теоретическая значимость исследования выражается в систематическом освоении творческого наследия Скрябина в рамках философско-зсіегическои методологии Кроме того, выводы, к которым приходит автор исследования, могут рассматриваться как методологическая основа для совершенствования методик современного воспитательно-образовательного процесса и должны способствовать преодолению существующего до сих пор разрыва между теорией и практикой эстетического и художественного воспитания

Практическая значимость исследования

Материалы и результаты исследования, основные ею положения могут быть использованы специалистами, изучающими историю отечественной эстетической мысли, музыкальной эстетики, найти применение в качестве методологических регулятивов при разрабоїке проблем творчества и восприятия, исследовании музыки как феномена культуры, а также в целом способствовать углублению представлений о современной культуре

Апробация работы

Основные положения и результаты диссертационної о исследования отражены в 9 публикациях, вышедших в специализированных изданиях и сборниках материалов научных конференций, а также изложены в докладах

на Международной конференции «Ребенок в современном мире Культура и детство» (2003), на Международной научно-практической конференции «Gratias agimus Философско-эстетические штудии» (2007), на Всероссийской научно-практической конференции «Музыкотерапия в музыкальном образовании»(2008), на Международной научно-практической конференции «Эстетика и этика в изменяющемся мире» (2009), на международной научной конференции XIII Царскосельские чтения: «Высшая школа инновационному развитию России» (2009) Положения диссертации обсуждались на семинарах и заседаниях кафедры эстетики и этики РГПУ им А И Герцена, при которой выполнена работа.

Структура и объем работы

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Объем диссертации - 175 страниц Список литературы включает 199 источников, из них 9 архивных документов