Содержание к диссертации
Глава I. Сфера культуры как объект государственного и
муниципального управления 10
Сфера культуры в системе национальной экономики 10
Анализ зарубежного опыта реализации государственной политики в сфере культуры 23
Экономические механизмы в управлении сферой культуры 40
Глава II. Исследование роли сферы культуры в социально-
экономическом развитии региона 49
Анализ влияния сферы культуры на темпы социально-экономического развития региона 49
Роль сферы культуры в повышении инвестиционной привлекательности региона 54
Культурная составляющая в целевых программах социально-экономического развития региона 68
Глава III. Методические подходы к формированию региональной
стратегии развития сферы культуры как одного из основных ресурсов
социально-экономического развития 78
3.1. Основные направления совершенствования системы управления
сферой культуры региона 78
Методика оценки эффективности использования бюджетных средств в сфере культуры 85
Разработка индикаторов для целей развития и финансирования сферы культуры 101
Глава IV. Стратегия развития сферы культуры как ресурса социально-
экономического развития региона 114
Основные направления развития сферы культуры на среднесрочную перспективу 114
Использование потенциала сферы культуры для привлечения
инвестиций в основной капитал региона 122
Заключение 126
Список литературы 130
Приложение 1 145
Приложение 2 150
Приложение 3 153
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Сфера культуры в период социально-экономических преобразований воспринимается, прежде всего, как объект административного управления, как область, в которой реализуются ценности художественного характера, при этом роль культуры рассматривается как процесс взаимодействия человека и культурного опыта. В сознании региональных элит и лиц, принимающих управленческие решения, культура выступает некоторым дополнительным, вторичным фактором развития экономики региона, решение проблем которой можно безболезненно отложить до лучших времен.
Сфера культуры в экономике гражданского общества имеет принципиально иную роль. Культурные нормы и целевые ориентиры не формируются в центре, и не распространяются на все культурное пространство, контролируемое государством. Культурное пространство региона имеет самостоятельное значение, в нем рождаются свои нормы и образцы, которые становятся национальной ценностью, и, в конечном счете, существенно влияют на экономику региона, а также формируют практику демократии. Наличие множества хозяйствующих субъектов в сфере культуры и, соответственно, многообразие форм их организации и связей требуют разработки новых методов государственного управления в сфере культуры. Именно поэтому в демократических государствах культура является объектом управления и предметом государственной политики. Разрешать конфликты в развитии культуры, достигать консенсуса призвано государственное управление.
Опыт проведения реформ в России показывает, что в настоящее время культуре, как инструменту социально-экономического развития общества, не уделяется должного внимания, в обществе ещё не утвердилось понимание культуры как одного из основных факторов социально-экономического развития региона и России в целом.
Неразработанность общей методологии экономической политики, включая сферу культуры, является одной из главных причин несовершенства
системы управления социально-экономическими процессами в регионе. Современное ее состояние существенно тормозит развитие управленческой практики, зачастую ведет к неверным оценкам ситуации, выбору неэффективных стратегий.
В современном обществе формируется принципиально новая система управления в сфере культуры. Управленческие воздействия должны быть представлены не только в виде «вертикальных» связей власти и подчиненных, но и в «горизонтальных» демократических отношениях, которые основаны в значительной мере на появлении новых субъектов хозяйственной и культурной деятельности, активизации гражданской позиции населения по отношению к процессам, происходящим в сфере культуры.
Переход к рыночной экономике, формирование демократических структур управления создают новые условия для управления экономическими процессами в регионе. Эти условия требуют выработки новых экономических механизмов, которые должны сочетать элементы рыночного регулирования. Для нормального воспроизводства, сохранения и развития сферы производства, услуг и культуры нужны новые способы организации и поддержки культурной деятельности, создающие условия для формирования реальной множественности субъектов хозяйственной деятельности и партнерских отношений между ними.
Реформационные процессы разрушили прежнюю модель государственно-административного управления в сфере культуры, следствием этого является необходимость осознания управления в сфере культуры как демократического управления, отказ от командной системы и формирование новых принципов управления.
Состояние исследования проблемы. Проблемы в сфере культуры, включая экономические, как объекте государственного управления носят системный, междисциплинарный характер. В отличие от вопросов управления отдельными процессами, проблемы комплексного подхода к управлению в сфере культуры до настоящего времени не находились в центре внимания экономистов и специалистов-профессионалов в области управления.
В последнее время, в связи с признанием особой роли культуры в период реформации, формированием единой государственной политики в сфере культуры и единого культурного пространства, резко возрос интерес к этой теме. К сожалению, разрабатываемые теоретические положения слабо связаны с практическими экономическими действиями, не подкрепляются государственными мерами, в частности, социально-технологической проработкой и реализацией на практике государственных механизмов управления в этой сфере.
Над проблемой управления процессами в регионе на основе сферы культуры долгое время трудились историки, философы, культурологи, их усилия сводились в основном только к доказательству важности развития культуры. Начиная 1990-х годов, значительно активизируются юристы, социологи, и только в последние 6-8 лет к этой работе подключились экономисты и специалисты в области управления. Научные работы, прямо или косвенно имеющие отношение к государственному управлению на основе культурной составляющей, малочисленны и весьма разнородны, это затрудняет методологический анализ, но позволяет сделать необходимую для данного исследования их классификацию.
Особый интерес по проблемам управления с позиций культуры представляют работы Т.В.Беловой, Н.Г.Веселовой, В.А.Дубивицкого, А.П.Мельникова, К.Э.Разлогова, Ю.В.Савельева, А.В.Фадина [23,26,43,71,125,92,112] и
ДР-
В 1980-х - начале 90-х годов проблемы культурной политики исследованы в работах Т.В.Беловой, Е.И.Дискина, Ф.О.Мамедова, Э.А.Орловой, Е.Н.Соколова, Т.Н.Томко, А.В.Фадина, А.Я.Флиера, В.Б.Чурбанова [23,41,70, 78,80,81,82,94,112,113,119] и др. В этих работах большое внимание уделялось роли государства в формировании культуры как объекта управления.
В последующем появляется ряд работ, авторы которых рассматривают как общие, так и частные проблемы стратегии развития государства на основе культурной политики: Т.М.Гудима, В.Н.Жидков, А.Я.Рубинштейн, К.Б.Соколов, В.А.Тамбовцев, В.Б. Чурбанов [30,34,35,105,77,85,98] и др. Не-
смотря на определенные достижения, и эти работы не дают целостного представления о проблемах разработки и реализации механизмов использования культурной политики в управлении регионом. Управление на основе культурной составляющей следует рассматривать в контексте общей стратегии развития региона.
Большого внимания заслуживают работы по стратегии развития региона следующих авторов: Н.А.Волгина, А.Г.Воронина, А.Л.Гапоненко, А.Г.Гранберга, Б.М.Гринчель, Б.С.Жихаревича, В.Н.Ивановой, В.Н.Лексина, О.П.Литовки, С.А.Рафикова, В.Е.Рохгина, Ф.Р.Рыбакова, А.Н.Швецова, Б.М.Штульберга [34,98,31,32,33,72,35,36,37,38,124,47,84,91,67,86,102,88,42, 89,122] и др.
Именно в этих работах получили освещение вопросы необходимости смены старой модели управления в сфере культуры и построения на ее основе новых принципов управления социально-экономическими процессами. Общую идею этих работ можно охарактеризовать как признание того, что в сфере культуры и более того в управлении государством, регионом работают законы экономики и кибернетики, определяющие эффективность всех управленческих решений.
Зарубежный опыт в области управления, включая сферу культуры и развитие территории, нашел отражение в научных работах экономистов, социологов и управленцев: Е.И.Кузьмина, В.А.Макарова, М.Пахдер, К.Б.Соколова, П.Треппер, В.Р.Фирсова, О.В.Хлопиной [62,85,96,108,116,117] и др.
Особенно актуальными и эффективными оказались попытки обобщения практики управления экономическими и социальными процессами, направленные на поиск оптимальных путей регионального развития с одной стороны, с другой - анализ государственной политики в сфере культуры в контексте развития экономики и формирования гражданского общества гражданского общества. Это обусловило выбор темы исследования и позволило сформулировать проблему как основное противоречие между моделью существующей системы управления в сфере культуры и моделью современного управления.
Проведенные исследования обусловили выбор темы диссертации и позволили сформулировать гипотезу:
экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, существенно изменили роль культуры в управлении региональным развитием и требуют новых форм и методов управления в регионе на основе культурной составляющей.
Объектом исследования определена сфера культуры как ресурс социально-экономического развития региона.
Предметом исследования явились формы и методы управления в сфере культуры во взаимосвязи со стратегией социально-экономического развития региона (на примере Республики Карелия).
Цель исследования - обоснование роли сферы культуры в качестве одного из основных ресурсов социально-экономического развития, повышение эффективности государственного управления в регионе на основе совершенствования государственной политики в сфере культуры.
Предмет и объект исследования определили решение следующих задач:
исследование сферы культуры как ресурса социально-экономического развития региона;
совершенствование системы управления в сфере культуры;
исследование эффективности использования проектного и программно-целевого методов управления в сфере культуры;
разработка методики определения эффективности использования бюджетных средств, направляемых на развитие сферы культуры;
выявление механизмов влияния сферы культуры на социально-экономическое развитие региона.
Предмет и объект исследования определили решение следующих задач:
исследование сферы культуры как ресурса социально-экономического развития региона;
совершенствование системы управления в сфере культуры;
исследование эффективности использования проектного и программно-целевого методов управления в сфере культуры;
разработка методики определения эффективности использования бюджетных средств, направляемых на развитие сферы культуры;
- выявление механизмов влияния сферы культуры на социально-
экономическое развитие региона.
Методология исследования. Теоретической основой исследования является диалектика, для реализации которой использован системный подход, фактологический материал, экономическо-математических методов. Использованы труды отечественных и зарубежных экономистов, специалистов в области государственного управления и финансов, культурологов.
Эмпирическую базу диссертации (фактологию) составили официальные статистические данные, результаты мониторинга за 6 лет (2000 - 2005 гг.), проведенного автором при реализации республиканской целевой программы «Развитие сферы культуры в Республике Карелия на период до 2012 года», материалы научных семинаров и конференций, интернет-ресурсы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлена роль и влияние сферы культуры как ресурса социально-экономического развития региона, ее влияние на повышение инвестиционной привлекательности, улучшение качества трудовых ресурсов и повышение качества жизни;
определены механизмы взаимодействия сферы культуры с иными составляющими социально-экономической системы региона;
разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления сферой культуры как региональным ресурсом, выявлены особенности проектного и программно-целевого методов в управлении сферой культуры;
предложена методика и определены индикаторы оценки эффективности использования средств, направляемых на развитие сферы культуры в условиях внедрения принципов бюджета, ориентированного на результат;
- на основе разработки новых подходов к роли сферы культуры в региональном развитии определены основные направления стратегии развития сферы культуры в Республике Карелия.
Теоретическое и практическое значение диссертации.
На основе диссертационных исследований разработаны: Концепция развития сферы культуры до 2008 года, республиканская целевая программа «Развитие сферы культуры в Республике Карелия на период до 2012 года». В основу разработки вышеперечисленных документов был положен принцип программно-целевого управления культурой.
Практика программно-целевого управления в сфере культуры и проектной деятельности одобрена Коллегией Министерства культуры Республики Карелия и рекомендована к применению и в других территориях Российской Федерации.
Обобщенный в диссертации анализ по проблемам культуры позволяет региональным органам управления в сфере культуры адекватно оценивать результаты собственной деятельности. Основные положения диссертации могут быть использованы для дальнейших исследований проблем государственного управления в сфере культуры. Работа положена в основу практических разработок по управлению сферой культуры, используется в курсе лекций по вопросам государственной политики в сфере культуры в Карельском филиале Севера-Западной академии государственной службы, Карельском региональном институте управления, экономики и права при Правительстве Республики Карелия и в Карельском училище культуры.
Апробация диссертации. Основные положения диссертационной работы были доложены автором на расширенном заседании отдела Института экономики Карельского научного центра РАН, на совещании «Социокультурное программирование: механизмы реализации социокультурных проектов и программ», на международном семинаре в г.Умео (Швеция), на международной конференции «Культура и культурные индустрии» в Форосе, заседаниях Ассоциации комитетов по культуре «Северо-Запад».
Основные результаты исследований изложены автором в 5 публикациях общим объемом 2,4 п. л.
Структура диссертации. Диссертация содержит 154 страницы, состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы (131 наименование) и трех приложений.