Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Благотворительность как специфический вид перераспределения экономических благ Чепуров Федор Альбертович

Благотворительность как специфический вид перераспределения экономических благ
<
Благотворительность как специфический вид перераспределения экономических благ Благотворительность как специфический вид перераспределения экономических благ Благотворительность как специфический вид перераспределения экономических благ Благотворительность как специфический вид перераспределения экономических благ Благотворительность как специфический вид перераспределения экономических благ Благотворительность как специфический вид перераспределения экономических благ Благотворительность как специфический вид перераспределения экономических благ Благотворительность как специфический вид перераспределения экономических благ Благотворительность как специфический вид перераспределения экономических благ Благотворительность как специфический вид перераспределения экономических благ Благотворительность как специфический вид перераспределения экономических благ Благотворительность как специфический вид перераспределения экономических благ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чепуров Федор Альбертович. Благотворительность как специфический вид перераспределения экономических благ : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.01 / Чепуров Федор Альбертович; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2007.- 190 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-8/4314

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Благотворительность в россии: экономическая основа функционирования 12

1.1. Трактовка благотворительной деятельности в контексте теории экономических благ 12

1.2. Сущность экономических отношений благотворительной деятельности в российской экономике 30

Глава 2. Роль благотворительной деятельности в процессе реформирования российской экономики 49

2.1. Теория и практика благотворительной деятельности в России 49

2.2. Генезис экономических отношений благотворительности в России 88

Глава 3. Современное состояние и перспективы развития экономических основ благотворительности в России і и

3.1. Принципы деятельности благотворительных организаций в российской экономике 111

3.2. Социально-экономическая значимость деятельности благотворительных организаций и рекомендации по повышению эффективности их функционирования 129

Заключение 158

Список литературы 165

Приложения 177

Введение к работе

Экономическое развитие России характеризуется существенными трансформациями в политической и социально-экономической сферах. К таким трансформациям можно отнести увеличение числа населения, проживающего за чертой бедности, пострадавших от стихийных и техногенных бедствий, недостаточное финансирование со стороны государства науки, образования, здравоохранения и т. д. Все это приводит к поиску и совершенствованию иных, негосударственных форм поддержки социально-экономической сферы. В свете этого, особого внимания требует детального изучения такой феномен российского общества, как благотворительность.

Сейчас необходимы не только срочные социальные меры со стороны государства, но и воскрешение забытых российских традиций, направленных на оказание благотворительной помощи, развитие меценатства и поддержку образования, науки, культуры со стороны наиболее богатых слоев населения. Научный интерес к проблеме благотворительности постоянно растет, возникает потребность в научном описании и осмыслении этого сложного явления - его экономических основ, современных форм, перспектив развития, так как благотворительность затрагивает глубинные основы существования человеческих сообществ.

Этические принципы российского предпринимательства всегда предполагали социальную ориентированность бизнеса на помощь наиболее нуждающимся слоям населения. Об этом свидетельствует история российской благотворительности, которая имеет глубокие экономические и нравственные корни. Она служит хорошим ориентиром для современных российских миллионеров и спонсоров, которые еще не в полной мере осознали всю объективную необходимость такого рода деятельности и свою ответственность за все происходящее в обществе.

Все это обусловливает актуальность исследования благотворительности в современном обществе.

Степень разработанности темы исследования.

В научной литературе отсутствуют исследования, объектом которых являются природа и сущность благотворительности как экономического явления. Вместе с тем, имеются работы, посвященные отдельным проблемам благотворительности, которые осуществляют ученые из разных областей знания. Так, исследование данного феномена ведется экономистами, историками, философами и т. д.

Степень разработанности теоретических основ благотворительности характеризуется отражением ее фундаментальных аспектов в трудах ученых: Р. Апресян, Дж. Бредли, В. Герье, М. Дмитриева, Е. Красноперова, А. Линденмайер, П. Лофарг, Д'Оссонвиль, Д. Рэнсел, Э. Мюнстерберг, Э. Фомин, Г. Шмоллер и др. Анализу конфессиональных направлений развития благотворительности посвящены труды П. Георгиевского, П. Дерябина, А. Забелина, В. Ключевского, М. Мчедлова, И. Петропавловского и др.

Изучением особенностей зарождения и возникновения благотворительности в России занимались И. Антонович, П. Власов, И. Гордина, Е. Дегальцев, Е. Максимов, П. Нещеретний, Г. Ульянова, М. Фирсов, Е. Харькова, Л. Хорева, Я. Щапова и др.

Анализу различных форм благотворительности, например, частной благотворительности, посвящены труды А. Боханова, П. Бурышкина, П. Власова, Н. Думовой, А. Фролова, В. Скубневского, А. Старцева и др.

Исследованию сущности и функций благотворительных организаций посвятили свои работы такие авторы, как С. Андреев, В. Воронков, Н. Казакова, С. Константинова, Е. Ляховецкая, Л. Мельниченко, М. Макальская, В. Фомин, Е. Чикадзе и др.

Большое теоретическое значение имеют также труды представителей отечественной школы изучения потребностей и потребления - Б. Мочалова, Межирова, В. Соколова и др.

Существующие исследования генезиса негосударственной социальной поддержки касаются благотворительности, филантропии, меценатства -

важных форм такой поддержки, но отличающихся от спонсорства и по мотивации, и по технологии.

Практика спонсорства на протяжении всего XX века активно развивалась за рубежом, основными источниками начальных сведений по методологии и практическим технологиям спонсорства стали переводные работы и зарубежные публикации Ж.-П. Бодуана, Б. Доки, Ф. Котлера, С. Катлипа, А. X. Сентера, С. Секорда и др. В работах этих ученых проблемы спонсорства исследовались не как самостоятельный предмет, а в контексте маркетинга, PR.

Методологический анализ спонсорства, попытки привнести эту социальную практику в общую систему маркетинга и менеджмента компаний, в том числе в систему управления имиджем компании изучались М. Кордонским, Ю. Любашевским, А. Щербаковым и др.

Однако в работах названных авторов и других специалистов недостаточно исследованы вопросы благотворительной деятельности в процессе реформирования российской экономики, принципы деятельности благотворительных организаций, перспективы развития экономических основ благотворительной деятельности в России и ее регионах.

Необходимо отметить, что в современных условиях появились новые предпосылки для дальнейшего исследования проблем теории, методологии и практики благотворительной деятельности, чему и посвящена данная работа. Актуальность и практическая значимость этой проблемы предопределили цель исследования.

Научная гипотеза работы заключается в научном предположении о том, что благотворительность в рыночной экономике является специфическим видом перераспределения благ, и эффективность функционирования благотворительности определяется формами регулирования ее деятельности. При этом используются косвенные методы экономического регулирования, учитывающие особенности организационно-правовых форм благотворительных организаций.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Цель диссертационной работы заключается в выявлении экономических основ благотворительной деятельности в России на современном этапе и обосновании благотворительности как специфического вида перераспределения благ.

Реализация поставленной цели исследования потребовала решения в диссертационной работе следующих задач, отражающих логические ступени авторского анализа:

определить понятие благотворительной деятельности в контексте теории экономических благ;

выявить сущность экономических аспектов благотворительной деятельности в российской экономике;

установить теоретические и практические особенности благотворительной деятельности в России;

провести ретроспективный анализ экономических отношений благотворительности в России;

выявить основополагающие принципы деятельности благотворительных организаций в российской экономике;

определить социально-экономическую значимость деятельности благотворительных организаций и разработать рекомендации по повышению эффективности их деятельности.

Предмет и объект исследования.

Объектом исследования является благотворительная деятельность в российской экономике.

Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе осуществления благотворительной деятельности.

Теоретическая и методологическая база исследования.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных экономистов, монографии, материалы международных,

всероссийских и региональных научно-практических конференций по вопросам
экономической специфики благотворительной деятельности

благотворительных организаций и спонсорства, выявления сущности экономических аспектов благотворительности в российской экономике.

В работе использовались диалектические принципы, позволившие выявить основные характеристики исследуемых явлений и процессов, определить тенденции их развития и становления. В исследовании применялись общенаучные методы и приемы: анализ научной литературы, нормативно-правовых документов; анализ архивных документов; историко-сравнительный анализ, научная абстракция, анализ и синтез, сравнение, индукция и дедукция, метод отрицания и метод аналогий, системный подход, традиционные методы группировки, обобщения.

Содержание диссертационного исследования соответствует пункту 1.2. Микроэкономическая теория: Теория экономики благосостояния Паспорта ВАК РФ специальности 08.00.01 - Экономическая теория.

Информационно-эмпирической базой исследования послужили нормативные и законодательные акты, материалы Федеральной службы государственной статистики РФ и Тамбовской области, материалы периодической печати, средств массовой информации. Эмпирическая база исследования представлена аналитическими материалами по изучению благотворительности, опубликованными в российских и региональных периодических изданиях и статистических сборниках; нормативно-правовыми актами в области благотворительности; архивными документами.

Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании содержания категории благотворительность как специфического вида перераспределения экономических благ; доказано, что регулирование деятельности благотворительных организаций способно повысить эффективность реализации социально-экономической политики в современных условиях хозяйствования.

Наиболее существенными, содержащими научную новизну,

результатами являются следующие положения.

Дано авторское определение понятия «благотворительность» в контексте теории экономических благ. Благотворительность трактуется как комплекс мероприятий институциональных субъектов и частных лиц по оказанию материальной (финансовой, натуральной и др.) помощи нуждающимся, который обеспечивает общественную ответственность компании (бизнеса) перед различными социальными и экономическими группами общества (региональное сообщество, федеральная и региональная власти, персонал компании, инвесторы и др.); это добровольная, бескорыстная, целенаправленно организованная деятельность физических и юридических лиц (в том числе благотворительных организаций).

Выявлена сущность экономических отношений благотворительной деятельности в российской экономике. Доказано, что по своей экономической сущности благотворительность представляет собой перераспределение денежных и материальных ресурсов частных собственников, которые располагают ими сверх своих потребностей, в пользу тех членов общества, кто такими ресурсами не располагает и крайне нуждается в обеспечении своего существования. В основе благотворительности лежит мотивация как совокупность обстоятельств, побуждающих отдельную личность или компанию совершать акт благотворительного пожертвования и отчуждения благ.

Проведение анализа экономических отношений благотворительности в России позволило выявить причинно-следственный цикл благотворительности. Доказано, что для осуществления благотворительности необходима организация полного цикла благотворительности, основную роль в которой играют посредники (благотворительные организации), ресурс, предоставляемый донором, благотворительная организация трансформирует в экономическое благо и доставляет этот продукт целевой группе - объекту благотворительной деятельности.

Определены основополагающие принципы деятельности

благотворительных организаций в российской экономике. К ним относятся:

принцип равноправия всех членов общества; минимума благотворительной деятельности; адресности; правовой обеспеченности благотворительности; стабильности благотворительной деятельности; управляемости системой благотворительности; научной обоснованности системы благотворительности; информационной достаточности; эффективности функционирования благотворительных организаций.

Установлена социально-экономическая значимость деятельности благотворительных организаций. В макроэкономическом аспекте благотворительность - это независимый от государства механизм перераспределения частных благ в интересах осуществления общественно полезных программ. Благотворительные блага могут при этом принимать любую форму: финансовую (денежную), человеческую, символическую, интеллектуальную, материально-техническую (вещную).

Разработаны рекомендации по повышению социально-экономической
эффективности деятельности благотворительных организаций. Характеристиками
основных экономико-организационных рекомендаций развития

благотворительной деятельности являются: совершенствование законодательства по регулированию благотворительной деятельности; осуществление государственной поддержки благотворительных фондов (снижение налоговой нагрузки, предоставление различного рода льгот, создание благоприятных условий для получения услуг, предоставляемых государством); поддержка со стороны различных фондов (Пенсионного фонда, Фонда медицинского страхования и др.), банков.

Практическая значимость результатов исследования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно развивает и значительно пополняет теоретико-методологическую базу изучения благотворительности посредством установления принципиальных особенностей благотворительной деятельности в России, раскрытия значимости основных идей социально-экономической деятельности благотворительных организаций.

Основные положения, выводы и рекомендации, предложенные в диссертационном исследовании, могут быть использованы федеральными и региональными органами государственной власти и управления при разработке комплекса экономико-организационных мер, направленных на эффективное развитие благотворительных организаций федерального и регионального уровня, организацию их деятельности в различных социально-экономических сферах жизни общества.

Практическую значимость имеют:

проведенный анализ основополагающих принципов деятельности благотворительных организаций в российской экономике, который может послужить аналитической и информационной основой для разработки конкретных мероприятий, направленных на развитие института благотворительности и спонсорства;

разработанные рекомендации по повышению социально-экономической эффективности деятельности благотворительной организации могут быть применены для дальнейших исследований в области разработки корпоративных спонсорских стратегий, а также для решения проблем более эффективного внедрения благотворительности в условиях рыночной экономики.

Апробация диссертационной работы.

Основные положения и результаты исследований были изложены в научных сообщениях, получили положительную оценку на научных конференциях разного уровня. Они нашли отражение в 4 статьях общим объемом 1,8 п. л. (авторский объем 1,8 п. л.).

Теоретические положения исследования и практические рекомендации использованы при разработке методических пособий и рекомендаций, спецкурсов по проблемам благотворительности и спонсорства, а также в преподавании курсов «Экономическая теория», «Макроэкономика» и «Микроэкономика» в ТГУ имени Г. Р. Державина (что подтверждено справкой о внедрении).

Предложенные диссертантом рекомендации по повышению социально-

экономической эффективности деятельности благотворительной организации приняты к использованию Благотворительным фондом поддержки населения г. Тамбова и Тамбовской области имени И.П. Савинкова, что также подтверждено справкой о внедрении.

Структура и объем диссертационного исследования были определены в соответствии с необходимостью решения поставленных научных задач. Работа построена по проблемно-тематическому принципу и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Трактовка благотворительной деятельности в контексте теории экономических благ

Блага - это средства, благодаря которым удовлетворяются потребности людей. Классификация благ отличается большим разнообразием. Во всех развитых странах экономика состоит из двух взаимосвязанных и дополняющих друг друга сфер производства, направленных на получение благ:

материального, где создается продукт в материально-вещественной форме, например, обувь, станки, цемент, уголь;

нематериального, где создаются духовные, нравственные и иные ценности - произведения культуры, искусства, науки и т.п.

Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные виды благ (рис. 1.1.). Блага можно классифицировать на:

1) материальные, включающие естественные дары природы (землю, воздух, воду, климат); продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты);

2) нематериальные, имеющие форму полезной людям деятельности и воздействующие на развитие способностей человека. Они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, культура и др. К ним относятся внутренние блага, данные человеку природой - способности к науке, голос, музыкальный слух и т.п., а также внешние блага - то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.).

Жизнедеятельность человека в процессе хозяйствования проявляется, с одной стороны, в трате энергии, ресурсов и т.д., а с другой - в соответствующем пополнении жизненного расхода. При этом экономический субъект (т.е. человек в хозяйственной деятельности) стремится действовать рационально - путем сопоставления затрат и выгод. Объясняется такое поведение следующим.

Существенной чертой человеческой жизни и деятельности является зависимость от материального мира. Часть материальных благ имеется в изобилии и поэтому они всегда доступны для людей (воздух, солнечные лучи, энергия ветра). Такие блага в экономической теории называются свободными или неэкономическими. Пока сохраняются данные условия, эти блага и потребности в них не являются заботами и расчетами человека, следовательно, они в экономике не изучаются.

Другие материальные блага имеются в ограниченном количестве (разного рода "редкости"). Чтобы удовлетворить имеющиеся в них потребности и иметь их в доступном количестве, необходимы усилия человека, направленные на их добывание, приспособление к потребностям.

Эти блага называются экономическими (или хозяйственными). От обладания этими благами зависит благосостояние людей, поэтому они обращаются с ними бережно, экономно, расчетливо.

Специфической формой экономического блага являются товары, т.е. продукты труда, создаваемые для обмена (продажи). До сих пор речь шла только о благах, но процесс производства включает в себя и оказание услуг. Услуги - это экономическая деятельность человека, результаты которой выражаются в удовлетворении личных потребностей населения и общества в целом.

Различают материальные и нематериальные услуги. К первому типу можно отнести транспортные, складские, коммунальные, почтовые и другие услуги, ко второму - услуги адвокатом, милиционеров, преподавателей университетов, артистов и т.п.

Новейшие представления о структуре высокоразвитого производства схематически обобщены на рис. 1.2.

Специфической формой экономического блага является товар, т.е. благо, произведенное для обмена. Сейчас важно выяснить, что в процессе хозяйственной деятельности человека производятся блага и услуги, удовлетворяющие определенные потребности людей. Если в произведенном продукте (услуге) нет необходимости, нет желающих его приобрести, для него не будет рынка сбыта и производитель не получит никакой выгоды от его производства. В итоге такой продукт производиться не будет [72].

Чтобы установить классификацию экономических благ необходимо определить критерии их разграничения - разумеется, в зависимости от особенностей классифицируемых таким образом объектов микроэкономического анализа.

Главным критерием является конкурентность (соперничество) различных сравниваемых благ в потреблении. Конкурентными (соперничающими) в потреблении блага будут в том случае, когда получение вы год от потребления данного блага одним экономическим субъектом делает невозможным получение этих выгод в том же самом отношении от того же самого блат каким-либо другим экономическим субъектом. Неконкурентными же в потреблении являются такие блага, получение выгод от потребления которых данным экономическим субъектом содержит в себе возможность для других экономична субъектов получения от подобного блага таких же выгод в том же самом отношении [63].

Теория и практика благотворительной деятельности в России

Феномен благотворительности привлекает внимание историков, социологов, психологов, философов, культурологов, экономистов, юристов и других специалистов. Большинство исследователей благотворительность рассматривают как неотъемлемую часть общества. Научный интерес к этой теме постоянно растет, возникает потребность в научном описании и осмыслении этого сложного явления - его исторических корней, современных форм, экономических основ, перспектив развития, так как благотворительность затрагивает глубинные основы существования человеческих сообществ. Благотворительность в историческом развитии имеет широкий спектр смыслов от милостыни до системы актов, организованных государственным законодательством. Социальный феномен благотворительности, имеющий в своей основе чувство милосердия и любовь к ближнему объясняет сущность и предназначение этого явления [149].

Одним из первых подходов изучения благотворительности является философское обоснование милосердия, благотворительности, имеющее несколько взаимодействующих аспектов (религиозный, социально-этический, экономический и др.). Это обусловлено тем, что благотворительность имеет давнюю историческую традицию в философских и религиозных идеалах человечества.

Тема благотворительности, поднимающаяся из глубины веков и воспринимаемая как стремление помочь нуждающимся, как целенаправленное выражение человеколюбия, неоднозначно толкуется в различных философских традициях, которые подвергались исторической и культурной эволюции. В ходе диссертационного исследования осуществляется анализ этимологических и семантических аспектов исследования благотворительности [10].

Для этого были выделены понятия, являющиеся родственными понятию благотворительности. Соловьев, строя свою нравственную философию добра на анализе концепции Шопенгауэра, доказывает рядоположенность понятий взаимности с понятиями «жалости», «милосердия» и «альтруизма» [122]. «Как стыд выдает человека из прочей природы и противопоставляет другим животным, так жалость внутренне связывает его со всем миром живущих. Внутренним основанием нравственного отношения к другим существам может быть только жалость, или сострадание» [122]. Этому вопросу посвящены труды В.В. Розанова и В.О. Ключевского, которые считали нищенство, состоящее при церкви и бывшее практическим институтом общественного благонравия, одним из главных средств нравственного воспитания народа на Руси.

Н. Бердяев толкует христианскую мораль как соответствующую ницшеанскому пониманию: «христианская мораль есть мораль ценностей, творческого повышения жизни, а не мораль благополучия людей, не альтруистически-распределительная мораль. Христианство - религия любви, а не альтруизма» [62, 112].

Таким образом, если обратиться к наследию русской культуры, истории, философии, то тотчас обнаруживается глубокий интерес отечественных авторов к идее милосердия в структуре и характере русской культуры, русского национального характера. «Этот дух церкви, еще библейский на Западе, но уже евангельский на Востоке, наложил печать свою и на народные характеры» [123]. Милосердие всего социума выступает, таким образом, определенным условием для благотворительного акта со стороны отдельных социальных субъектов.

Цивилизация улучшается не только благодаря; господству социокультурной нормы и высокому качеству жизни, но и обязательному присутствию милосердия как необходимой нравственной ценности. Вместе с тем, проявление этого качества предполагает наличие объекта благотворения. «Как в клинике необходим больной, чтобы научиться лечить болезни, - писал В.В. Розанов, - так и в древнерусском обществе необходим был сирый и убогий, чтобы воспитать умение и навык любить человека» [112]. Говорить о древности благотворительности можно в той же мере, в какой и о древности самого человеческого общества. Но такими же древними являются, видимо, и патологические процессы в социуме.

Надежда на последовательный переход к общечеловеческим ценностям, внимание к слабому, ущербному, беззащитному как к члену своей семьи, как ближнему своему, может быть, поэтому оправдана милосердием, понятым в качестве обязательной ценности цивилизации [11].

В самом деле, наличие множества социальных болезней находит отклик в духовных интенциях милосердия. В Древней Греции и Риме аристократы кормили обедневших сограждан, обязывая их оказывать своим покровителям политическую поддержку. Целое направление благотворительности в искусстве получило, как известно, название меценатства. Мотивы благотворительности всегда были разнообразными: и добросердне, и религиозность, и раскаяние, и приверженность к искусству или науке, и честолюбие. Любовь к ближнему - не только призыв, но и путь к выживанию, спасению посредством смыслового действия. Из-за отсутствия конкретных действий человечество ожидает немедленная гибель; ведь страдает большинство и лишь меньшинство обладает силой, уверенностью, здоровьем и убежденностью в собственной «нормальности».

Этот аспект исследования духовных отношений получил обстоятельное раскрытие в русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков, сыгравшей важную роль в развитии мировоззренческих учений в целом.

Родоначальником этой философии признан В. Соловьев, который критически пересмотрел широко распространенные в то время позитивистские, прагматические теории, поставив во главу своих исследований нравственные проблемы, оттолкнувшись при этом от христианского учения. Для такой философии показательно, что, во-первых, в своей ориентации на искоренение в мире социальных несправедливостей, деяний зла и других общественных пороков она отвергает насильственные, кровавые методы решения задачи, а уповает на милосердие, миротворчество, голос сердца и разума [122]. Во-вторых, нравственное мировоззрение на первое место ставит духовное начало в жизни человека, которое имеет приоритет перед материальными ценностями, хотя их полезность в нравственных рамках не отвергается.

В-третьих, русские религиозные философы критиковали эгоистический индивидуализм, ведущий к разобщенности людей, и звали к согласию, соборной сплоченности, взаимопомощи и не чурались идей христианского социализма.

Все эти признаки в полной мере раскрывались в основном постулате нравственности - в милосердии.

Принципы деятельности благотворительных организаций в российской экономике

В связи с перспективой российского государства вступить в ряды цивилизованных стран, был принят ряд законов, регулирующих деятельность общественных объединений и благотворительных организаций.

Уровень благотворительности в настоящее время значительно отстает от уровня благотворительности дореволюционной России. На сегодняшний день крайне необходимо, когда появились очень состоятельные, богатые люди, многие преуспевающие фирмы, банки, частные предприятия, возродить такую старую, добрую традицию нашего народа, как благотворительность.

Однако, ввиду тотального недоверия властей к своим гражданам, в обществе сложилось мнение, что у благотворительности нет иных мотивов, кроме как сокрытие денег от налогообложения. Различного рода ЧП, АО, ООО, ТОО вместо того, чтобы помогать истинно страждущим, спонсируют многочисленные культурные, спортивные и развлекательные мероприятия [125].

Чрезвычайно мало существует благотворительных обществ в регионах России. Социальная помощь оказывается небольшими государственными средствами, нет возможности массового привлечения различных финансовых источников, хотя у всех предприятий, организаций независимо от их форм собственности есть специальная статья и графа социальных расходов.

Зачатки цивилизованной системы благотворительности, основанной на принципе индивидуализации оказываемой помощи, начинают формироваться с середины 90-х гг. XX века. Этот период (1990-2000 гг.) характеризуется следующими этапами [34]:

снятие тотального контроля государства;

создание общественных организаций I типа;

поток зарубежной гуманитарной помощи;

поддержание иждивенческих настроений;

профессиональное нищенство;

«замерзшая нищета», т.е. искусственно поддерживаемый путем материальных подачек низкий уровень жизни;

создание общественных организаций II типа;

индивидуализация благотворительности;

изменение общественного сознания;

независимый образ жизни.

Три последних пункта выражают скорее желаемое, чем действительное. К общественным организациям I типа относятся те, которые только получали и распределяли гуманитарную помощь. Общественные организации II типа оказывают поддержку и способствуют развитию гражданских инициатив. Концепция независимого образа жизни предполагает, что люди с ограниченными физическими возможностями борются за достижение равных прав и равных возможностей, самоуважения и самоопределения в повседневной жизни, что и здоровые люди.

К сожалению, в России нет ни одного ВУЗа, где бы готовили профессионалов в сфере благотворительности, но сама благотворительность заслуживает именно профессионального подхода. Поэтому в благотворительных фондах и организациях работают люди разных профессий: специалисты по менеджменту, маркетингу, экономисты, PR, профессиональные журналисты, студенты и т. д. Все они используют профессиональные навыки в сфере благотворительной деятельности и вносят свой вклад в развитие благотворительности как социального института [134].

Основная стратегическая цель благотворительности - это стремление общества, благотворителей и посредников помочь нуждающимся людям получать приемлемый уровень удовлетворения потребностей, если они сами не в состоянии это сделать, и тем самым обеспечить реализацию общепринятых и социальных прав человека. Реализуется она путем достижения конкретных задач, к которым относятся следующие:

улучшение материального положения малообеспеченных слоев населения и социальная помощь, и реабилитация безработных, инвалидов, которые сами не в силах защитить и реализовать свои права и законные интересы в современном обществе;

оказание помощи в преодолении последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных и иных катастроф, а также предотвращение несчастных случаев;

укрепление мира, дружбы и согласия между различными народами и национальностями в целях предотвращения социальных, региональных межнациональных и религиозных конфликтов;

укрепление престижа семьи и брака в обществе;

профилактика и охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни, улучшение морально-психологического состояния общества;

развитие физической культуры и спорта, финансовая поддержка национальных сборных команд для участия в международных соревнованиях;

экологическая защита окружающей природной среды и животного мира;

реставрация на добровольных началах, охрана и содержание природных и исторических заповедников и памятников, зданий, сооружений, мест захоронений [69].

Для осуществления благотворительности необходима организация полного цикла благотворительности, основную роль в которой играют посредники, без которых имеющиеся в обществе ресурсы альтруизма не могут быть обращены в благо (рис. З.1.). К посредникам в благотворительности относят исполнителей и поставщиков, которые формируют благотворительные ресурсы, производят благотворительные продукты и доставляют их до целевого потребителя-благополучателя. Наиболее важным и массовым посредником в данном цикле является благотворительная организация, у которой осуществление благотворительности является основной целевой функцией и общественной миссией. Ресурс, предоставляемый донором, благотворительная организация трансформирует в конкретное благо. Его создание от момента получения ресурса от донора и последующее доведение до благополучателя развертывается в сложную цепочку, образующую цикл благотворительности.

Социально-экономическая значимость деятельности благотворительных организаций и рекомендации по повышению эффективности их функционирования

Методологическими аспектами благотворительной и спонсорской деятельности занимаются теоретики и практики связей с общественностью и рекламы, такие как М. Кордонский [67], Ю. Любашевский и А. Щербаков [79], Г. Тульчинский [131-133]. Проблемам выбора объекта спонсорства посвящены работы Д. Журавлева [52], статьи Ю. Любашевского и А. Щербакова [79], статьи К. Хейфец [145, 146] и С. Секорда [116].

В периодических научных изданиях затрагивается как экономический, так и коммуникативный аспекты эффективности благотворительности (статьи Е. Прошиной [110], Н. Гасаненко [35], а также книга А. Векслера и Г. Тульчинского[ 133]).

Работы А. Векслера и Г. Тульчинского рассматривают позитивный опыт благотворительности в контексте PR и маркетинговых технологий. Эта работа ориентирована на практические интересы предпринимателей - спонсоров, меценатов и благотворителей, принимающих конкретные решения о финансировании социальных проектов. М. Кордонский [67] предлагает анализ явления «спонсорство» и выявляет типичные основания для принятия положительного решения об оказании меценатской или спонсорской помощи.

Кроме печатных изданий можно назвать еще и некоторые интернет-издания. Самое известное на сегодняшний день специализированное издание бюллетень «Спонсорские проекты» (www.sponsorstvo.ru) посвящено спонсорству и благотворительности, издается на базе агентства «Imageland PR». Основная задача этого бюллетеня - оказание посреднических услуг между российским бизнесом и социально значимыми проектами, нуждающимися в дополнительном финансировании. На сегодняшний день значима также сетевая публикация М. Рутковской [114] в интернет-библиотеке журнала «Советник».

Участие в благотворительности яркий признак корпоративной вовлеченности в общественную жизнь, приверженности компании общественно значимым ценностям, позволяющий одновременно презентировать компанию с позиций, соотнесенных с общественным благом.

Некоторые маркетологи и консультанты опасаются, что спонсорство и благотворительность не получат в России широкого распространения, и связывают это с российским менталитетом. На данный момент многие расценивают ситуацию для спонсорства как вполне благоприятную: большинство стандартных рекламных приемов уже не работают, все чаще приходится обращаться к PR-инструментам, а спонсорство как раз и есть один из самых эффективных инструментов PR [52].

В новом российском законодательстве спонсор - лицо, предоставившее средства, либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности

Панкратов Ф. и др. определяют спонсорство как «долевое участие в финансировании каких-либо общественно-политических или культурно-массовых мероприятий с правом получения определенных рекламных услуг, зафиксированным в специальных договорах с устроителями этих мероприятий» [105]. Под «определенными рекламными услугами» понимаются: эфирное время в радио- и телерепортажах, место для размещения рекламных щитов перед зрителями, вручение фирменных призов победителям, интервью руководителей и пр.

Музыкант В.Л. определяет спонсором финансирующую организацию, а также «рекламодателя, покупающего целиком программу и осуществляющего некоторый контроль над ней» [95]. Он также отмечает, что с 60-х годов спонсорство в основном уступило место открытому участию. Вместе с тем спонсорство, по мнению В.Л. Музыканта, отличается от традиционной, типичной рекламы. Оно представляет собой:

1) синтетический комплекс приемов и мер, включающих в себя элементы PR, сейлз-промоушена, рекламы и др., направленный на формирование благоприятного образа спонсора;

2) систему взаимовыгодных отношений между спонсором и спонсируемой стороной, устанавливаемых, как правило, договором, по которому спонсор предоставляет определенные ресурсы (финансовые, материальные и пр.), а спонсируемая сторона содействует достижению маркетинговых целей спонсора [95].

Наиболее емкое определение спонсорства именно как «рекламной» технологии дал Д. Журавлев: «Спонсорство - это привлечение средств компании-спонсора к какому-либо проекту или акции с целью достижения нужного рекламного эффекта» [52].

В специальной литературе используется значительное количество понятий, близких, на первый взгляд, к спонсорству, но заметно порой отличающихся от него по содержанию. Это поддержка, помощь, содействие, благотворительность, патронаж, покровительство, пожертвование, меценатство и др. Зачастую в литературе эти понятия почти не различаются. Так, например, в недавно вышедшей книге М.В. Тундарина [44] есть глава «Эффективное спонсорство и благотворительность». Хотя, если обратиться к традиционному, даже религиозному пониманию благотворительности как «творению блага», «милостыне» - она «эффективной» для благотворителя быть не может по определению.

Похожие диссертации на Благотворительность как специфический вид перераспределения экономических благ