Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Метод построения оконного интерфейса пользователя на основе моделирования пользовательских целей Санковский, Юрий Евгеньевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Санковский, Юрий Евгеньевич. Метод построения оконного интерфейса пользователя на основе моделирования пользовательских целей : диссертация ... кандидата технических наук : 05.13.06.- Москва, 1998.- 132 с.: ил. РГБ ОД, 61 99-5/89-1

Введение к работе

Актуальность темы. Одной из важнейших проблем разработки автоматизированных систем управления (АСУ) является проблема создания эффективных средств взаимодействия "человек-ЭВМ", ориентированных на конечных пользователей. В настоящее время практически единственным видом интерфейса конечного пользователя в приложениях АСУ является оконный интерфейс, и в ближайшее время реальной альтернативы ему не предвидится. Средства взаимодействия с интерфейсом другого типа - на основе ограниченного естественного языка (ОЕЯ) - в силу ряда причин так и не вышли на уровень массового практического применения и представляют собой, как правило, уникальные экспериментальные образцы.

Причинами широкого распространения средств взаимодействия "пользователь-ЭВМ" на основе оконного интерфейса послужили наглядность, простота понимания и легкость изучения языка общения, минимальный клавиатурный ввод, а также сравнительно несложная программная реализация, не требующая высокой квалификации разработчиков и мощной вычислительной техники. Существующие средства взаимодействия на основе оконного интерфейса получили название операционных или инструментальных в связи с тем, что они предоставляют пользователю доступ к набору операций, которые можно выполнять над описанными в ЭВМ объектами пользовательской деятельности. Подобное представление проблемной области возможно для очень широкого круга пользовательских задач и видов деятельности.

Однако по мере роста масштабов автоматизации, усложнения создаваемых приложений и расширения круга пользователей традиционные средства взаимодействия на основе оконного интерфейса оказались неадекватны новым требованиям практики. Основной проблемой в этих условиях стала недостаточная поддержка со стороны ЭВМ в выполнении пользовательских заданий. Для массового конечного пользователя потребовались более простые в применении средства взаимодействия, предоставляющие пользователю не просто набор отдельных, не связанных друг с другом операций, а совокупность заданий. Задание,с которым пользователь обращается к ЭВМ, представляет собой выраженное в императивной форме описание желаемого результата (цели), получение которого (достижение которой) необходимо для продолжения выполняемой пользователем трудовой деятельности.

Средства взаимодействия "пользователь-ЭВМ", обеспечивающие прием от пользователя его заданий и их выполнение в ЭВМ, получили

- г -

название целевых, или ориентированных на задания (task-oriented). Для этих средств взаимодействия,в отличие от операционных, характерна активная роль ЭВМ при выполнении пользовательских заданий. Однако исторически эти средства взаимодействия развивались только в русле общения с пользователем на ОЕЯ. В связи с этим актуальной научной и практической задачей является разработка и реализация метода создания пользовательского интерфейса, позволяющего соединить традиционную языковую форму оконного интерфейса с новым содержанием, т.е. с активным участием со стороны ЭВМ в выполнении заданий пользователя.

Цель работы состоит в разработке и реализации метода и модели взаимодействия конечного пользователя с ЭВМ. обеспечивающих в среде оконного интерфейса прием от пользователя его заданий и их выполнение за счет целенаправленной активности ЭВМ.

Вопросы.выносимые на зашиту.

В данной работе на защиту выносятся:

  1. Направляющий метод взаимодействия "пользователь-ЭВМ" для оконного интерфейса, основанный на активной роли ЭВМ в выполнении пользовательских заданий.

  2. Формальная модель процесса целенаправленного диалога в среде оконного интерфейса (DT-модель).

  3. Графический язык описания процесса диалога в DT-модели.

  4. Методика практической реализации пользовательского интерфейса приложения с поддержкой направляющего метода взаимодействия.

Методы исследования. Работа выполнялась с использованием теории и математического аппарата вычислительных моделей, элементов теории множеств, теории графов и искусственного интеллекта.

Научная новизна работы заключается в следующем:

  1. Предложен новый метод взаимодействия "пользователь-ЭВМ" для оконного интерфейса, названный направляющим методом. Новизна данного метода состоит в том. что он позволяет в рамках языковой среды традиционного оконного интерфейса принимать от пользователя его задания, интерпретировать их как цели пользователя и обеспечивать выполнение заданий за счет целенаправленных действий ЭВМ.

  2. Разработана новая модель диалогового взаимодействия пользователя с ЭВМ (DT-модель), позволяющая формально описывать процесс целенаправленного диалога для языковой среды оконного интерфейса. DT-модель является формальной основой реализации направляющего метода взаимодействия.

3. Разработаны способ и алгоритм решения задачи достижения пользовательской цели на DT-модели. Определены условия полноты и непротиворечивости DT-модели, выполнение которых обеспечивает потенциальную возможность решения задачи на DT-модели.

Практическая значимость работы. Полученные результаты являются теоретической основой для создания методики и средств разработки пользовательского интерфейса приложения, обеспечивающего в среде оконного интерфейса прием и целенаправленное выполнение пользовательских заданий.

Для ускорения процесса создания пользовательского интерфейса на основе DT-модели предлагается использовать заранее создаваемую программную оболочку интерфейса.В диссертации приведено описание программной реализации оболочки интерфейса в среде Delphi, однако описанные технические решения применимы для широкого круга языков программирования.

Предложенная в диссертации методика позволяет спроектировать и реализовать в выбранной программной среде пользовательский интерфейс приложения с применением оболочки интерфейса. Проектирование диалога в рамках диалоговой транзакции выполняется с помощью предложенного в работе графического языка описания процесса диалога.

Результаты диссертации использованы при разработке пользовательского интерфейса программно-технического комплекса "Оповещение" для АИУС "Медицина катастроф". ПТК "Оповещение" передан в опытную эксплуатацию и используется в 22 организациях, что подтверждается актом внедрения. Программная реализация выполнена на ПЭВМ с применением языка С.

Пользовательский интерфейс ПТК "Оповещение" и реализованный в нем направляющий метод взаимодействия получили одобрение пользователей в ходе опытной эксплуатации и признаны более удобной альтернативой традиционному методу взаимодействия для оконного интерфейса.

Апробация работы. Материалы диссертационной работы докладывались на I и II научно-технических совещаниях "Методологические проблемы автоматизации проектирования систем организационного управления" (Вильнюс,1983 и Туапсе,1984); на Всесоюзной школе молодых ученых "Проектирование автоматизированных систем контроля и управления сложными объектами" (Харьков,1984); на научно-техническом семинаре "Методологические проблемы автоматизации проекта-

- 4 -рования АСОУ" (Севан,1985); на II Всесоюзной конференции по искусственному интеллекту (Минск,1990).

Публикации. По материалам диссертации опубликованы 3 печатных работы.

Объем работы. Работа состоит из введения, четырех глав и заключения, изложенных на 122 страницах машинописного текста, списка литературы из 64 наименований и приложения.

Похожие диссертации на Метод построения оконного интерфейса пользователя на основе моделирования пользовательских целей