Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Орнаменты и возможности их автоматизированного воспроизведения 10
1.1. Общая характеристика орнаментов. Создание орнаментов и технический дизайн 12
1.2. Классификация орнаментов по виду изобразительного элемента 19
1.3. Классификация орнаментов по виду симметрии 25
1.3.1. Симметрия розеток 25
1.3.2. Симметрия бордюров 27
1.3.3. Симметрия сетчатых орнаментов 29
1.4. Цветовое решение орнамента, значение цвета. Цвет в проектировании .31
1.5. Возможности воспроизведения орнаментов с помощью ЭВМ . 35
Выводы 41
Глава 2. Автоматизированное проектирование орнаментов монголоязычных народов 43
2.1. Принципы построения систем автоматизированного проектирования 43
2.1.1. Общие характеристики САПР 43
2.1.2. Программы САПР, их графические возможности 50
2.1.3. Организация данных в САПР 54
2.1.4. Информационная поддержка процесса АПР 60
2.2. Создание базы элементов орнаментов 63
2.2.1. Классификация орнаментов для БД 63
2.2.2. Ввод прототипов в БД 66
2.3. Создание пользовательского меню 68
2.4. Операции преобразования элементов 70
2.4.1. Команды редактора ACAD 70
2.4.2. Возможности команды STRETCH 77
2.4.3. Другие способы и возможности преобразования элементов 79
2.4.4. Создание новых элементов на основе прототипа. 85
2.4.5. Оформление углов прямоугольных рамок 88
2.4.6. Моделирование узоров для разных способов воспроизведения 91
2.5. Автоматизированное генерирование орнаментов 91
Выводы 98
Глава 3. Автоматизированное воспроизведение ОМН 101
3.1. Вывод на принтер (графопостроитель). Использование орнаментов в оформлении товарных знаков . 101
3.2. Вывод на станок с ЧПУ .106
3.3. Использование БД узоров для вышивки 110
Выводы 111
Заключение 113
Литература 115
Приложение
- Классификация орнаментов по виду изобразительного элемента
- Возможности воспроизведения орнаментов с помощью ЭВМ
- Создание базы элементов орнаментов
- Использование БД узоров для вышивки
Введение к работе
Фактор эстетической привлекательности изделий самого разного назначения начинает играть все большую роль в связи с развитием рыночных отношений и усилением конкурентной борьбы на рынке товаров. Для самой разнообразной продукции необходима тщательная и разносторонняя дизайнерская проработка общих форм объектов и их деталей, приемов и способов украшения поверхностей. Орнаментирование издавна является одних из таких способов - важнейшим и наиболее традиционным. Орнаментами украшают здания внутри и снаружи, разнообразные бытовые предметы, одежду, оружие, книги, сувениры и ювелирные изделия.
Национальный орнамент - выразитель красоты и добра, феномен художественной культуры народа, несущий в себе опыт поколений. Сегодня, в условиях возрождения самосознания народов, больших перемен в жизни общества, естественно стремление ориентироваться на традиционную самобытность, на народное традиционное прикладное искусство. Придание национального своеобразия часто осуществляется через использование мотивов и приемов орнаментирования в народном стиле.
Известно, что образы, формы и стиль украшения изделий народных промыслов складывались и совершенствовались в течение многих десятилетий, а то и столетий, они очень устойчивы для отдельных народов и групп родственных народов. Одно из направлений изучения народного традиционного искусства - раскрытие семантики, происхождения и скрытого смысла изображений. В Монголии и Бурятии искусствоведами в этом направлении сделано очень много. Другое важное направление - отбор наиболее удачных прототипов, представляющих высокую эстетическую ценность и удовлетворяющих строгим критериям.
Однако прямое копирование, воспроизведение отобранных образцов обычно невозможно и нецелесообразно.; по многим соображениям с традиционной орнаментикой нужно работать, сочетая мотивы, изменяя формы, приспосабливаясь к изделиям и учитывая новые эстетические требования.
Необходимо отметить, что в группу родственных народов, объединенных понятием "монголоязычные народы", входят народы, населяющие Монголию, а с составе России - Бурятию и Калмыкию, причем в результате исторически сложившихся условий жизни бурятского народа, национальные орнаменты подразделяются на орнаменты, характерные для восточных или западных бурят. Но в целом орнаменты монголов, бурят и калмыков имеют единое происхождение, они очень походи, и поэтому объединены в данной работе аббревиатурой "ОМН" - "орнаменты монголоязычных народов".
С момента появления орнаменты создавались и переносились на изделия вручную, что определялось способом производства самого изделия. Ритмические повторения рисунка, лежащие в основе орнамента, были обусловлены повторением элементов трудовых процессов (в ткачестве, плетении, строительстве и т.д.) С течением времени орнамент становится самостоятельным элементом искусства, живет своей жизнью, развиваясь и усложняясь; например, в Улан-Удэ были выполнены интересные работы по построению и воспроизведению некоторых типов орнаментов с помощью автоматических механизмов с цикловым программным управлением [1-5].
Появление электронно-вычислительных машин позволило создавать компьютерные узоры, по-своему интересные, но ЭВМ дает возможность конструировать орнаменты и в русле народных традиционных мотивов, причем делать это более быстро за счет автоматизированной отрисов-ки симметричных элементов, варьирования цветовой гаммы, изменения масштабов и пропорций фрагментов узора. Выработаны многочисленные специальные приемы работы с изображениями на экране в диалоговых режимах, известно большое число специализированных графических редакторов и пакетов программ, которые используются, например, при выборе рисунков для тканей и обоев. С помощью мощных современных графических компьютерных программ, таких как система автоматизированного проектирования AutoCAD кампании Autodesk и пакет для подготовки иллюстраций CorelDRAW фирмы Corel Corporation возможно создание рисунков практически любой сложности, в многообразных цветовых сочетаниях.
Системы автоматизированного проектирования получили наибольшее распространение в области машиностроения, архитектурных чертежей, то есть именно там, где на графические изображения налагаются многочисленные, очень строгие ограничения,- техническое черчение характеризуется самой жесткой дисциплиной расположения частей изображений, условных обозначений и пр. Однако мир традиционных орнаментальных образов также накладывает существенные ограничения на изображения.
Важно, что САПР в машиностроении тесно связан с технологией, с разработкой программ для автоматического оборудования с ЧПУ. Объединение подходов, развитых, с одной стороны, в дизайне, а с другой - в автоматизированном проектировании в машиностроении представляется перспективным для рассматриваемых задач автоматизированного проектирования и нанесения народных орнаментов.
В первой главе рассматривается орнамент в целом, приводится полная традиционная классификация народных орнаментов и рассматриваются возможности автоматизации конструирования орнаментов с точки зрения их геометрии и возможностей современной компьютерной графики.
К общим характеристикам орнамента относятся такие, как композиционное построение, цельность при восприятии узора, симметрия и асимметрия рисунка, ритм и пластика.
В традиционной искусствоведческой классификации орнамент отличают во-первых, по используемым мотивам (геометрический, растительный, зооморфный, природный) и во-вторых по виду симметрии, обусловленному формой декорируемой поверхности, орнамент подразделяют на розетки, бордюры и панно (решетчатые орнаменты). Розетки содержат симметрию типа вращение-отражение, в бордюрах присутствует симметрия типа вращение-отражение-перенос по одной оси; панно содержат самую богатую симметрию типа вращение-отражение-перенос по двум осям. Орнаменты, в зависимости от функционального назначения, могут также сочетать эти типы в различных комбинациях. Для классификации используются также названия отдельных элементов.
Достаточно подробно далее рассматривается цветовое решение орнаментов, т.к. цвет является одним из самых сильных декоративных средств. Приводятся известные психофизические характеристики цвета и некоторые символические значения различных цветов в орнаментике монголоязычных народов.
Проводится сравнение задач и методов орнаментирования с методами, используемыми в техническом дизайне, отмечается их схожесть, даже идентичность, - это касается как композиционного построения орнамента или технического изделия, так и общих законов цветового восприятия и влияния.
Далее рассматриваются возможности автоматизированного построения орнаментов с помощью ЭВМ, т.к. орнамент является регулярной, упорядоченной структурой, и правила его построения описываются теорией симметрии, а возможности современных средств машинной графики и графических пакетов прикладных программ позволяют довольно просто и быстро проектировать практически любые орнаменты, а также хранить большие объемы графической информации.
Вторая глава посвящена рассмотрению вопросов автоматизированного проектирования орнаментов монголоязычных народов (ОМН). Рассматриваются общие характеристики САПРов, известные графические программы, общие принципы организации хранения данных в САПР. Обосновывается выбор системы AutoCAD для решения задач автоматизированного проектирования орнаментов монголоязычных народов.
Следует отметить, что все представленные в тексте иллюстрации, исключая фото и некоторые ксерокопии, выполнены в среде программы AutoCAD и являются частью базы данных ОМН, созданной автором.
Отмечается необходимость расширения традиционной классификации, вводятся новые классификационные признаки, такие, как индекс сложности, характерные линии контуров узора, классификация по составу (композиции) орнамента и другие.
В главе приводятся различные методы трансформирования существующих орнаментов, их фрагментов и отдельных элементов, моделирования новых узоров на основании прототипов, а также пример автоматизированного построения орнамента в виде панно по программе.
В третьей главе рассмотрены способы нанесения орнаментов на различные материалы: бумагу, дерево, ткань, керамическую плитку. Полученные нами в системе AutoCAD орнаменты могут быть использованы в самых разных областях - от архитектуры до одежды, от производства печатной продукции до оформления разнообразных бытовых предметов, тем самым повышая эстетический уровень всех сфер жизни.
Рассматриваются разнообразные технологии нанесения узоров (автоматизированные: на вырубающем плоттере, станках с ЧПУ, в вышивальном автомате и механизированные, например, при вакуумном напылении) .
Таким образом, в настоящей работе, посвященной задачам и методам автоматизированного воспроизведения орнаментов в традиционном монголо-бурятском стиле, основные положения, выносимые на защиту, следующие:
1. Изучена существующая система классификации народных орнаментов и разработана на ее основе расширенная многоаспектная классификация орнаментов, их элементов и композиций, на базе которой может быть создана база данных для САПР орнаментов.
2. Осуществлена декомпозиция задач проектирования орнаментов по уровням: элементы, фигуры, композиции; конкретизированы задачи проектирования и моделирования для каждого из уровней.
3. Предложены методы основных преобразований элементов, фигур и композиций орнаментов.
4. Сформулированы принципы построения систем автоматизированного генерирования декоративных орнаментов на основе их композиционного построения.
5. На базе типового программного обеспечения разработана структура автоматизированного проектирования ОМН.
6. Изучены традиционные способы нанесения орнаментов на различные материалы, возможности автоматизации некоторых процессов, исследованы возможности воспроизведения на автоматическом технологическом оборудовании с ЧПУ.
Классификация орнаментов по виду изобразительного элемента
По виду изобразительного элемента, или мотиву, используемому в орнаменте, его делят на [17]: 1) геометрический: точки, линии - ломаные, прямые и зигзагообразные, круги, ромбы, многогранники, звезды, кресты и т.д. 2) растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, акант, лилия, гроздь винограда и др.); 3) анималистический, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных (лев, львиные лапы, орел, павлин, рыба и дельфин, змея, бабочка, сфинкс и др.): 4) природный или космогонический, стилизующий явления природы (молния, ореол пламени, солнце, луна, звезды и др.);
В качестве изобразительных элементов орнаментов используются также так называемые комплексные мотивы, - мотивы с двойным назначением: утилитарным и декоративным. К ним относятся надписи, например, арабская или китайская скоропись, арабские и стилизованные китайские иероглифы. Надпись имеет смысловую нагрузку и одновременно является украшением.
Далее следуют символические мотивы, например, треугольник символизирует горы; круг, спираль - солнце или луну; круг, разделенный надвое синусоидой - знак "инь-янм - обозначает нераздельность женского и мужского начал.
Упомянем также геральдические мотивы, - гербы и их элементы, наиболее ценными качествами которых является простота и лаконизм, и которые в последнее время широко используются при разработке товарных знаков различных фирм и банков [18]. Классификация монгольских орнаментов представлена на рис. 1.6 [19, 20].
Самые распространенные мотивы орнаментов монголоязычных народов - геометрические. Они в большинстве своем дошли до наших дней из глубины веков, многие из них отразили связи монгольских племен с древнейшими цивилизациями. Видное место в этой группе занимает знак олаий (у бурят улан, у калмыков ула), изображаемый в виде клетчатого переплетения (рис. 1.7). Узор символизирует пожелание большого счастья.
В искусстве всех монголоязычных народов значительное место занимают Т-образные и подобные им, так называемые "молоточные узоры". Этот узор сравним с античным меандром и, может быть, является линейной попыткой передать вечное движение, вечную ЖИЗНЬ [21] (рис. .1.8). У монгольских народов меандр изображается только на особоважных предметах, например, на архитектурных деталях, на священных сосудах. Наряду с меандром в монгольский мир проникали и другие геометрические узоры. Так, характерный для орнамента калмыков узор зээг пришел, возможно, из греческой и иранской культуры.
Наиболее давнее происхождение имеют и такие геометрические узоры, как туман наст (у бурят туман жаргал, у калмыков жирпл наш), - сложное переплетение крестообразного орнамента, символизирующее долголетие (рис. 1.9); лаан бугунвч ("царские браслеты") изображение спаренных ромбов, выражающее идею верности, дружбы, силы, прочности (рис. 1.10); хатаны суйх ("серьги царицы") - спаренные круги, - символ веры, неутомимости (рис. 1.11); ширдэгийн хзэ - изображение полукругов, символизирующее волны океана (рис. 1.12) и др.
Мотивы орнамента, условно изображающие листья, цветы, индийский лотос и другие растительные элементы, встречаются у бурят и монголов на изделиях из металла и в росписи по дереву (на рис. 1.13 изображен разными способами мотив лотоса). Растительный орнамент чаще используют калмыки, такой разработанности растительного мотива не знали ни монголы, ни буряты. У западных бурят вообще растительный мотив крайне редок. Очевидно, здесь влияние на калмыков оказали народы Кавказа и русские.
К зооморфным мотивам, кроме "роговидного узора", относятся стилизованные изображения головы коня, конской гривы, у западных бурят - древний орнаментальный мотив, связанный с культом орла. На рис. 1.14 приведены примеры зооморфных орнаментов.
До сих пор монголы, буряты и калмыки применяют в украшении художественных изделий древнюю символику, идущую от времен поклонения стихийным силам и явлениям природы - огню, облакам, горам, солнцу, луне, звездам. Так, узор, напоминающий языки пламени галын хзэ (ще. 1.15), эти народы считают символом расцвета, возрождения. Большое значение придают монголоязычные народы орнаментам очир ("молния") - символу непобедимости и энергии (рис. 1.16), уулэн хэз ("облачный узор") - символу грядущего счастья (рис. 1.17) И др.
Возможности воспроизведения орнаментов с помощью ЭВМ
С древних времен способ нанесения орнамента на изделие определялся способом производства самого изделия, был неразрывно с ним связан. Ритмические повторения рисунка, лежащие в основе орнамента, обусловлены повторением элементов трудовых процессов (в ткачестве, плетении, строительстве и т.д.).
Орнамент является регулярной, упорядоченной структурой, поэтому естественно предположить, что орнамент возможно создавать с помощью компьютера и наносить на различные поверхности механизмами.
Рассмотрим коротко некоторые возможности и особенности машинной графики, необходимые для проектирования рисунков с помощью компьютера.
Как известно, компьютер состоит из двух основных элементов -аппаратного и программного обеспечения. Главные компоненты аппаратной части компьютера - зто центральный процессор, оперативная память (ОВУ), дисководы, мышь, клавиатура, видеомонитор и устройства вывода. В понятие программного обеспечения входят операционная система и прикладные программы [6, 7, 28-31]. Состав этих компонентов может быть самым разнообразным в зависимости от решаемых задач и материальных возможностей пользователя.
В машинной графике изображения делят на контурные, тоновые и цветные. В основе контурных лежит линия, в основе тоновых и цветных - поверхности, пятна. К устройствам для ручного ввода контурной информации относятся световое перо, планшет, "мышь", рычаг, шар. Они позволяют создавать рисунки непосредственно на экране дисплея и одновременно вводить их в компьютер. Сканер изображений позволяет вводить не только контурные, но и тоновые и цветные изображения с репродукций в графическую систему.
Визуальное отображение вводимой графической информации осуществляется на экранах векторных и растровых дисплеев. В практике машинного проектирования орнаментов предпочтение отдается растровым дисплеям, так как главным их достоинством является возможность получения цветных и тоновых изображений.
Устройства вывода служат для отображения (векторные и растровые дисплеи) и регистрации (принтеры, графопостроители, устройства вывода на фото- и кинопленку) графической информации.
Представляемая работа выполнялась на IBM-совместимом компьютере АТ-285, имеющем 40 Мб постоянной памяти, 1 Мб ОЗУ, EGA-монитор, а также матричный принтер AMSTRAD DMP4000, использовалась операционная система - MS DOS 5.0 и прикладные программы - текстовый редактор Лексикон, графический пакет AutoCAD-10 фирмы AutoDESK и некоторые другие.
Е последние годы выполнено довольно много работ по генерированию чисто геометрических орнаментальных изображений на ЭВМ. Программирование различных сочетаний простых геометрических фигур (окружностей, многоугольников, спиралей и т.п.), деформирование их по первоначально прямоугольной сетке, использование определенных правил прерывания линий и цветового заполнения полей позволяет получать большое число геометрических орнаментов, иногда красивых и эффектных. В литературе, посвященной машинному рисованию орнаментов 127, 323, приводятся их образцы, а так же листинги программ [33-35].
Подобные орнаменты используются в книжной и промышленной графике. Тем не менее области использования чисто машинных орнаментов существенно ограничены. Чаще всего они не связаны с национальными традициями, отличаются сухостью, излишней "правильностью", в них не видна индивидуальность автора. Творческий потенциал ЭВМ оказывается недостаточным для того, чтобы самостоятельно создавать в области орнаментики художественно полноценные произведения С363. Поэтому представляется необходимым использовать богатое творческое наследие разных народов, в нашем случае - монголов, бурят и калмыков. Ведь в каждом конкретном случае художественное своеобразие создаваемых изделий определяется их связью с исторически сложившимися традициями [37]. И не случайно Комиссия по художественному убранству Храма Христа Спасителя отказалась при воссоздании орнаментов от компьютерной графики, - орнаментальные изображения не так канонизированы, как иконы, но и они не произвольны, исполнены глубокого смысла [38].
Несмотря на то, что орнаментика достаточно консервативна, нельзя ограничиваться буквальным копированием даже наиболее удачных прототипов. При самом бережном отношении к национальному своеобразию над орнаментами работают, усложняя или упрощая прототипы, исправляя погрешности, модернизируя. Интересные результаты может приносить комбинирование орнаментов, взятых из различных стилистических систем. Все это и многое другое предполагает творческую работу над графическими изображениями, для чего представляется перспективным использование ЭВМ с оперативным отображением рисунков на дисплее.
Создание базы элементов орнаментов
По известным данным разработка новых объектов в процессе проектирования занимает около 1% общей трудоемкости [30]. Творческий процесс проектирования включает в основном копирование уже известных подходящих объектов, а также модификацию и исправление ошибок. То же самое можно отнести к процессу проектирования орнаментов: в основе создания новых образцов лежит использование уже известных мотивов с модификациями и различными преобразованиями. При подготовке базы проектирования первым шагом являются типизация и классификация проектируемых объектов по выбранным полностью или частично независимым признакам. В конструировании самым стабильным признаком является форма проектируемой детали, которую обусловливают геометрия составных элементов, число и расположение этих элементов [59].
Подробная классификация орнаментов по происхождению изобразительного элемента (мотива) и по типу симметрии приведена в главе 1. Но для создания и оперативного использования базы данных она оказывается недостаточной. Классификация должна быть многоаспектной, развернутой, поэтому традиционные классификационные признаки необходимо дополнить следующими, относящимися преимущественно к орнаментам в целом, но отчасти и к их элементам или фрагментам: 1. Поскольку искусствоведами в качестве основного принят признак происхождения или смыслового значения орнамента [361, его необходимо сохранить.
Наименование детали и выполняемая ею функция используются в качестве классификационных признаков только в том случае, когда они наиболее точно характеризуют деталь и понимаются однозначно во всех отраслях техники, например, зубчатое колесо, пружина, болт и т.п. Для народных орнаментов название узора - это описание не только его внешнего вида, но и назначения, указание на область применения. Например, "улзы" - особо популярный символический знак в орнаментике монголоязычных народов, изображаемый в виде клетчатого переплетения. К сожалению, сохранились названия не всех узоров, в установлении их необходимо работать совместно с историками, этнографами, искусствоведами. 2. Конфигурация внешнего контура и общее очертание поля орнамента: прямолинейная или круговая полоса (бордюр), панно или розетка (квадрат, прямоугольник, эллипс, круг и т.д.), возможно задание формы орнаментируемой поверхности предмета, например, музыкальные инструменты, шахматы и т.п. 3. Характерные особенности линий контуров изображений Отдельно выделяются орнаменты, изображаемые отрезками прямых линий (налример, меандры). Однако контуры большинства бурятских орнаментов являются криволинейными.
Разделяются изображения, созданные с помощью нерперывной линии или отдельных, не соединенных друг с другом фрагментов (трафаретов), учитывается наличие или отсутствие переплетений. 4. Индекс сложности элемента или орнамента До сих пор шкала сложности не установлена, однако в качестве критерия ее может быть использовано число величин (координат характерных точек, длин отрезков или дуг, радиусов кривизны), необходимых для воспроизведения орнамента или его элемента. 5. Жесткость требований к стандартизованным и каноническим изображениям Не допускается изменение начертаний герба и эмблем, включаемых в орнамент, некоторых стилизованных надписей, элементов буддийской символики. В то же время большинство элементов может варьироваться практически произвольно. 6. Число цветов, необходимых для воспроизведения орнамента Обычно на число цветов сверху ограничений не существует, в то же время только некоторые орнаменты могут качественно воспроизводиться в двух цветах. 7 І Прикладное назначение или преимущественная область распространения: орнаменты для оформления жилищ, мебели, посуды, одежды, печатной продукции и т.д.
Использование БД узоров для вышивки
Программа имеет ioi4 кадров, писалась она с использованием CAD/САМ системы ADEM на основании представленного автором рисунка узора в DXF формате. Система сама рассчитывает эквидистанту и пр. времени на изготовление одного панно на станке - около 30 мин. Размеры панно: 520x230 мм. Как уже отмечалось, разработанные в системе AutoCAD орнаменты в монголо-бурятском стиле можно использовать для вышивки. В вышивальный автомат BARUDAN BEAT 800 японской фирмы "Варудан" (см. фото ниже) узоры, выполненные на принтере, вносятся посредством высокоскоростного компьютерного вышивального устройства Варудан модели BLIP-VII-B (насекателя). Применяется восьмидорожковые бумажные перфоленты или 68-ми миллиметровые жаккардовые перфокарты. Процесс перфорирования рисунка, выполняемый перфоратором модели U ТР-Ш, можно контролировать, применяя высокоскоростной графопостроитель модели 8305. Встроенный микрокомпьютер обеспечивает точный и высокоскоростной ввод, позволяет изменять масштаб узора, симметрирова-ниє его частей, а также осуществляет вьюор режимов вышивки \.линейчатый, атласный, бисерный стежок, стежок татами). Автомат имеет 4 вышивальные головки, максимальное число одновременно используемых цветов нитей - 5, в памяти микрокомпьютера сохраняется до пяти рисунков, содержащих до 1600 точек насечки; скорость перфорирования 900 стежков в минуту, скорость работы вы uinbdJi.biiui и сшхимс хс - оии зии Сх Д}\-и±з ±3 минуту при шшхдиити строчки 0.1-2 мм. Максимальный размер вышиваемого рисунка, 30x50 мм. Количество опорных точек для насекателя определяется, во-первых, формой вышиваемой фигуры, и во-вторых, выбранным режимом вышивки. Так, для задания прямой линии (как обычно при линейной ин терполяции) необходимо указать две точки - начало и конец, а для кривой - тем больше, чем она сложнее.
Для некоторых видов строчки дополнительно указывается направление накладывания нити, Компьютерный узор отличается большей точностью, чем исполненный художником вручную, поэтому при вводе Е автомат используется только часть рисунка (1/4, 1/8). а полностью орнамент симметрируется и перфорируется насекателем, тем самым достигается экономия времени ввода изображения. Для воспроизведения узора, представленного на рис. з.б, автомат выполняет около 8000 стежков, используется два цвета нити, на выполнение орнамента затрачивается около 15 минут (одновременно вышивается до четырех изделий). Вышивальный автомат фирмы Барудан успешно работает в течение пяти последних лет в вышивальном цехе Улан-Удэйской Тонкосуконной мануфактуры. Использование узоров из базы данных орнаментов монгслоязычных народов по разработкам гштора в производстве подтверждено актом внедрения (Приложение 2). Выводы В .главе приведены конкретные данные об автоматизированном воспроизведении орнаментальных изображений в национальном монголо-бурятском стиле, разработанных автором с помощью ЭВМ, по результатам внедрения могут быть сделаны следующие выводы: 1. Накопленный в г. Улан-Удэ опыт внедрения показал, что автоматизированное воспроизведение орнаментальных узоров позволяет шире использовать богатые традиции народного орнаментирования. 2. Автоматизированное воспроизведение орнаментов возможно осуществлять на различных материалах (как мягких, так и твердых), с использованием разнообразных технологий нанесения узоров и имею щегося технологического оборудования (автоматизированных: на вырубающем плоттере, станках с ЧПУ, в вышивальном автомате и механизированных, например, при вакуумном напылении). 3. Автоматизированное нанесение позволяет быстро тиражировать удачно найденные композиции, ускоряет процесс воспроизведения орнаментов, повышает производительность, позволяет расширять ассортимент выпускаемой продукции. 4. Систему AutoCAD с созданной автором базой данных орнаментов монголоязычных народов возможно использовать для разработки новых товарных знаков Бурятии.