Содержание к диссертации
Введение
1. Товарные знаки как элементы информационного дизайна, их структура и возможности компьютерного проектирования 11
1.1. Законодательное и нормативное регулирование в области товарных знаков 10
1.2. Структура товарных знаков і Ї
1.3. Обоснование структуры и компонентного состава САПР товарных знаков 15
1.3.1. Определение программных компонентов САПР товарных знаков 16
1.3.2. Блоки проектирован: САПР товарных знаков 20
1.3.3. Основные принципы построения САПР товарных знаков.. 22
1.3.4. Виды обеспечения САПР товарных знаков 27
1.4. Применение математического аппарата теории множеств и алгебр логики при создании графических элементов товарных знаков 30
1.5. Особенности организации процесса проектирования знаков 38
1.6 Выводы 42
2. Концептуальные модели и методика построения баз данных САПР знаков 44
2.1. Концептуальная модель баз «Знаки» и «Изображения» 45
2.1.1. Системы поиска товарных знаков и их изобразительных элементов 46
2.1.2. Классификация товарных знаков (логотипов и изобразительных элементов), концептуальная модель баз «Знаки» и «Изображения» 49
2.2. Концептуальная модель базы «Эффекты» 56
2.2.1. Классификация художественных приемов для базы данных.. 57
2.2.2 Построение концептуальной модели базы «Эффекты» и разделение эффектов на виды 61
2.3. Разработка макросов для САПР товарных знаков, концетуальная модель базы «Макросы»... 73
2.4. Классификация заливок, используемых для базы данных, концептуальная модель базы «Заливки» 85
2.5. Концептуальная модель базы «Шрифты» 92
2.5.1. Классификации шрифтов 92
2.5.2. Компьютерные программы поиска и установки шрифтов 94
2.5.3. Классификация шрифтов для базы данных, концептуальная модель базы «Шрифты» 95
2.6. Выводы 103
3. Разработка баз данных сапр товарных знаков и рекомендаций по их использованию 104
3.1. Системы управления базами данных J 04
3.2. Краткая характеристика программного обеспечения, используемого при создании СУБД 105
3.3. Выбор среды разработки баз данных проектирования знаков, логические модели баз данных 106
3.4. Базы данных САПР знаков 113
3.4.1. Меню Файл 116
3.4.2. Меню Правка 116
3.4.3. Me ню В ид П 7
3.4.4. Меню Вставка 118
3.4.5. Меню Сервис \\9
3.4.6. Меню Окно 119
3.4.7. Меню Справка 119
3.4.8. Инструменты 120
3.4.9. Системные требования к разработанной САПР товарных знаков 124
3.5. Порядок работы с базой «Знаки»., 125
3.6. Порядок работы с базой «Изображения» 131
3.7. Порядок работы с базой «Эффекты» 134
3.8. Порядок работы с базой «Макросы» 137
3.9. Порядок работы с базой «Заливки» 142
3.9.1. Алгоритм создания двухцветной растровой узорной заливки в CorelDRAW 146
3.9.2. Алгоритм создания многоцветной векторной узорной заливки в CorelDRAW 148
3.9.3. Алгоритм создания заливки растровым узором в CorelDRAW 148
3.9.4. Алгоритм создания заливок в CorelDRAW помещением любого объекта -заливки или группы объектов внутрь контура объекта 149
3.9.5. Алгоритм создания текстуры в Photoshop 149
3.9.6. Алгоритм создания заливки растровым узором в Photoshop 150
3.10 Порядок работы с базой «Шрифты» 150
3.11 Выводы 155
Заключение 157
Работы, опубликованные по теме диссертации 159
Использованная литература 160
Приложения 165
- Определение программных компонентов САПР товарных знаков
- Применение математического аппарата теории множеств и алгебр логики при создании графических элементов товарных знаков
- Классификация заливок, используемых для базы данных, концептуальная модель базы «Заливки»
- Выбор среды разработки баз данных проектирования знаков, логические модели баз данных
Введение к работе
Актуальность темы диссертации. Успешное продвижение продукции любой фирмы на рынке товаров или услуг зависит от ее высокого имиджа, который создается различными средствами, в том числе и средствами информационного дизайна, важными элементами которого являются эмблемы, товарные знаки и знаки обслуживания (далее в тексте - просто знаки). Знаки выполняют не только функцию индивидуализации товаров и их производителей на рынке, но являются гарантом качества товара. Во всем мире знаки являются объектами интеллектуальной собственности, однако, правовая защита знака осуществляется только после его регистрации. Знак сам по себе является товаром. И чем он старше и известнее, тем выше его стоимость. Например, товарный знак фирмы Coca-Cola оценивается в 24,4 млрд. долларов, что вдвое больше годового объема продаж товара этой фирмы.
В связи с усилением конкурентной борьбы на рынке товаров и услуг увеличивается потребность в знаках, выполненных на высоком художественном уровне с привлечением современных технологий. В последние годы в области информационного дизайна получили широкое распространение компьютерные технологии, однако возможности компьютерной техники не всегда используются в полной мере, отсутствуют системный подход и научно-обоснованная методология проектирования, необходимое программное обеспечение.
Как правило, дизайнеры, не получившие систематических знаний в области компьютерных технологий, владеют лишь немногими приемами, и не используют потенциальных возможностей, которые представляет современное и все более совершенствующееся программное обеспечение в области графики.
В любом случае дизайнер использует компьютер, как инструмент с широкими возможностями, но управление процессом разработки новых графических элементов и композиций и окончательный выбор всегда остается за дизайнером или заказчиком.
В то же время в различных отраслях техники методология творчества в компьютерной графике достаточно хорошо проработана. Системы автоматизированного проектирования (САПР), где они активно освоены, дают значительный положительный эффект, позволяя как повышать технический уровень разработок, так и сокращать затрачиваемое время на их проектирование.
При разработке САПР объектов графического информационного дизайна необходимо построить удобную для пользователей программу, ориентированную на компьютерное проектирование элементов графического дизайна, в первую очередь, таких наиболее ответственных как знаки, символы, эмблемы, реклама и объявления. Мировой опыт показывает, что использование современных компьютерных технологий при разработке подобных элементов позволяет значительно повышать качество и эффективность работы дизайнеров. Основными факторами эффективности являются:
более высокий уровень графики разрабатываемых элементов, определяемый, в частности, аккуратностью и точностью исполнения;
возможность целенаправленного перебора этих элементов, в первую очередь, товарных знаков по разным признакам (области деятельности, композиционному решению, главным элементам и пр.), что весьма затруднительно при использовании каталогов и альбомов;
более высокая степень соответствия сформулированным требованиям и пожеланиям заказчиков, что определяется возможностями быстрого перебора большого числа вариантов и преимуществами работы в диалоговом режиме одновременно и с компьютером, и с заказчиком;
сокращение времени при создании новых модификаций старых элементов и их серий.
Представляется весьма перспективным и актуальным исследование возможностей перенесения принципов разработки и использования САПР па области, пограничные, с одной стороны, с художественным творчеством, а с другой - с техническим творчеством и ремеслом
Область исследований - автоматизация компьютерного проектирования таких ответственных элементов графического дизайна, как символы, эмблемы, товарные знаки и знаки обслуживания. Товарные знаки чаще всего представляют собой сочетания логотипов (наименования и аббревиатуры в оригинальных начертаниях или воспроизведенных определенным шрифтом) и изобразительных элементов или блоков.
Объект и предмет исследования - принципы и методология построения специализированных баз данных, создание алгоритмического обеспечения, реализация в виде окон программы, описаний меню и панелей инструментов.
Целью диссертации является разработка структуры и принципов построения САПР знаков как важнейших элементов информационного дизайна, а также методики ее использования.
Для достижения сформулированной цели в диссертации решаются следующие задачи:
- выявление специфики знаков и эмблем как графических объектов автоматизи
рованного проектирования, состоящих из ряда структурных элементов (шрифт,
различные изобразительные элементы, декоративные заполнения, художест
венные эффекты) и методов их трансформаций;
-разработка классификаций знаков и их компонентов - изображений, эффектов, шрифтов и заливок для построения концептуальных и логических моделей баз данных;
анализ и выявление ряда художественных эффектов и приемов, используемых при компьютерном проектировании знаков, автоматизация которых возможна использованием специально разработанных макросов;
реализация компьютерных баз данных, позволяющих с минимальными затратами времени находить образцы знаков, заливок, шрифты, эффекты, применяемые при создании знаков;
На защиту выносятся следующие основные положения:
- анализ отечественных и зарубежных товарных знаков определяет основную
проблематику их автоматизированного проектирования: построение концепту-
8 альных и логических моделей баз данных, их реализация, построение композиционных схем, отработка текстовых и изобразительных блоков;
- базы данных следует создавать отдельно для знаков, их структурных компо
нентов и методов их трансформаций;
-разработка макросов для CorelDRAW позволяет автоматизировать создание различных зрительных эффектов при проектировании знаков;
- предложенная методология и разработанные алгоритмы позволяют значи
тельно повышать качество и сокращать время создания товарных знаков и зна
ков обслуживания.
.Научная новизна работы сводится к следующему
обоснована структура САПР элементов графического дизайна, требующая расширения существующих и создания новых баз знаков, их структурных компонентов и методов их трансформаций;
определен принцип построения баз данных САПР знаков на основе существенно дополненных известных и разработанных классификаций, построены специализированные концептуальные и логические модели баз данных;
разработаны компьютерные базы данных САПР знаков, отвечающие требованиям к проектированию знаков и определен порядок работы с ними;
отработана методология создания макросов в рассматриваемой области н даны рекомендации по их практическому использованию.
Нряктческіш ценность лщесертяціїїї заключается в том, что реализации ее основных положений позволит повысить качество и значительно сократить время разработки знаков.
Материал диссертации иллюстрируется большим числом графических примеров, все они вынесены в приложения и, если это специально не оговорено, представляют собой оригинальные разработки автора диссертации. Нумерация рисунков приложения идет но главам основного текста.
Основной материал диссертации распределен по трем главам.
Первая глава посвящена установлению специфики товарных знаков, как объектов автоматизированного проектирования, состоящих из различных
9 структурных элементов и методов из трансформаций. Значительное внимание
уделяется обоснованию структуры и компонентного состава САПР проектирования знаков. Обосновывается необходимость создания баз данных знаков, их структурных компонентов и методов их трансформаций.
Во второй главе значительное внимание уделяется проблеме классификации знаков, их структурных компонентов и методов их трансформаций. Исследована возможность использования существующих классификаций. Однако анализ показал, что применительно к поставленной задаче построения знаков классификации имеют существенные недостатки. Сделан обоснованный вывод, что классификации должны быть существенно переработаны. Разработанные автором принципы классификаций использованы при построении концептуальных моделей баз данных. Применительно к типовому программному обеспечению конкретизируются приемы и наборы команд, которые целесообразно использовать в САПР товарных знаков.
В третьей главе обоснован выбор среды разработки баз данных САПР знаков, построены их логические модели, осуществлена реализация баз данных и определен порядок работы с ними, включающий иллюстрации окон программы, описание созданных меню и панелей инструментов.
Выводы формулируются отдельно в конце каждой главы, в концентрированном виде они приводятся в заключении. Список использованной литературы насчитывает шестьдесят девять наименований.
Основные результаты диссертации опубликованы в шести работах, перечень которых приведен перед списком использованной литературы, по материалам диссертации были сделаны доклады на научно-технических семинарах кафедр «Автоматы» и «Инженерная графика» СПбГПУ и па секции «Начертательная геометрия, инженерная графика и автоматизация проектирования» Санкт-Петербургского Дома Ученых им. М. Горького.
Определение программных компонентов САПР товарных знаков
Проектирование товарных знаков представляет собой художественный творческий процесс, в котором отсутствуют расчеты. Эстетические критерии не могут быть четко сформулированы и формализованы, момент окончания процесса последовательного улучшения в этой области определяется субъективно. Характерной особенностью рациональной автоматизации проектирования в этой области является реализация идеи диалога ЭВМ с проектировщиком. причем все рутинные операции и легко алгоритмизируемые нроцг-дуры в процессе проектирования выполняются с помощью ЭВМ, а участие дизайнера проявляется в оперативной оценке результатов, в выборе наиболее подходящих вариантов. Обычно чисто диалоговый режим чередуется с ручным режимом свободного рисования.
Па рынке программных продуктов не существует программ, орпитьфо-ванных па использование в САПР, приспособленных для проектирован!-;;; именно товарных знаков. Существующие пакеты программ создания изображении представляют собой векторные и растровые редакторы общего назнат-пия, которые отличаются своими функциональными возможностями и стоимостью. В настоящий момент большой популярностью пользуются редакторы фирм Corel (CorelDraw, Corel PholoPaint), Adobe (Adobe Photoshop, Adobe Illustrator) и Macromedia Inc. (FreeHand). Доля редакторов от других фирм па платфор? ;е PC значительно меньше. Зная сильные и слабые стороны подобных редакторов, дизайнер может отдать предпочтение любому из них в зависимости от решаемой задачи. Применение графических редакторов для создания товар-тих знаков расширяет возможности дизайнера, позволяет автоматизировать многие операции, но и встречает сложности, обусловленные спецификой процесса создания таких изображений.
Как правило, процесс проектирования знаков чаще всего сводится к комбинированию различных элементов (букв, фигур и.т.д.) и их последующей трансформации средствами графических редакторов в соответствии с задуманной художественной идеей. При таком подходе к проектированию большую значимость приобретает возможность доступа к массиву элементов, пригодных к использованию в знаках (вспомогательный материал): шрифты, изображения (клип-арт), декоративные заполнения и пр. Возможность рисования элементарных графических примитивов (точка, линия, геометрические фигуры), которая предоставляется традиционными редакторами, отходит на второй план и становится вспомогательным связующим звеном при синтезе изображений.
Как правило, каждый профессиональный дизайнер имеет свой вспомогательный материал, который представляет собой каталоги знаков известных фирм, собственные наработки, рекламные проспекты, сборники клип-артов, представленные на CD-ROM и многое другое. При этом материал, как правило, представляется хаотически. Поиск изображений по интересующей тематике занимает массу времени и часто не гарантирует успеха. Официальный бюллетень товарных знаков [58] представляет информацию без всякой систематизации, по регистрационным номерам. В каталогах выставок знаков информация сгруппирована по принципу представления дизайнерами или дизайнерскими агентствами своих последних или наиболее удачных образцов знаков. В сборниках клип-артов на CD-ROM имеются попытки систематизации материалов, однако, используемой классификации почти всегда оказывается недостаточно, кроме того, больше половины представленных образцов изображений и фрагментов не подходят в качестве элементов для создания знаков.
В результате проведенного исследования рынка графических редакторов и методологии проектирования товарного знака автор пришла к выводу, что САПР товарных знаков целесообразно строить в виде интегрированного программного комплекса, структурная схема которого показана на рис. 1.3.
Центральное место в схеме занимают векторный и растровый редакторы. Они являются главным инструментом при создании знака. Вспомогательный материал (шрифты, изображения, образцы знаков и прочее) представляется в форме расширяемой базы данных. Опыт создания товарных знаков показывает, что все множество графических элементов и методов их трансформации, пригодных к использованию в знаках, можно разделить на шесть типов: шрифты, изображения, образцы знаков, эффекты, макросы и заливки. Каждый из перечисленных типов для удобства пользователя целесообразно нредсгавить в виде отдельной базы данных. Автором предлагается создание следующих баз. I. База готовых образцов товарных знаков и знаков обслуживания. С образцами, как с первичным материалом может работать и заказчик, выбирая понравившиеся образцы, и квалифицированный специалист, проводя обзор существующих знаков перед началом разработки своего знака. Из данной базы также могут быть заимствованы удачные фрагменты знаков. База должна воспроизводить структуру многоаспектной классификации. Каждому знаку присваивается ряд независимых унифицированных признаков, по совокупности которых имеется возможность выборки.
Например, разрабатывая по пожеланию заказчика знак, в который должно быть включено какое-либо изображение, например, звезды или земного шара, разработчик может просмотреть все имеющиеся в базе знаки в которых встречается такие изображения. Или разрабатывая знак, например, для машиностроительного предприятия, дизайнер имеет возможность просмотреть все подобные знаки, т.е. знаки, обозначающие определенный перечень товаров или услуг. Должно быть предусмотрено отдельное хранение для проверенных временем удачных образцов знаков. 2. База типовых и наиболее распространенных изображений, встречающихся в товарных знаках. Изображения могут быть представлены силуетно, каркасно, с заливкой или с передачей текстуры; стилизованными или реалистичными. Такая база должна иметь свою классификацию для быстрого нахождения необходимых изображений. 3. База различных художественных эффектов и приемов, применяемых при создании оригинальных начертаний товарных знаков и их элементов. База должна представляет собой подборку оригинальных знаков с подробным описанием эффектов и приемов, применяемых в их создании. Основой является многоаспектная классификация этих эффектов с возможностью поиска. 4. База готовых макропрограмм для автоматического создания различных эффектов при проектировании знаков. В частности, автором разработаны макросы для создания эффектов в графическом редакторе CorelDRAW. 5. База типовых заливок: сеток, штриховок, облаков, точек, мелких фигур, текстурных покрытий. 6. База шрифтов для создания логотипов с собственной классификацией по многим признакам, составленной из учета специфики компьютерного проектирования товарных знаков. Необходимо предусмотреть возможность установки выбранного шрифта непосредственно из окна базы. В процессе работы (рис. 1.3) над знаком дизайнер манипулирует вспомогательным материалом (сплошные линии) и/или расширяет базы данных собственными наработками (пунктирные линии) или решениями других разработчиков. Обмен данными между базами данных и редакторами осуществляется при помощи традиционных средств работы с изображениями: копирование и вставка из буфера, выбор шрифта, применение макрокоманд к фрагментам изображений и тексту.
Применение математического аппарата теории множеств и алгебр логики при создании графических элементов товарных знаков
В САПР знаков под техническими средствами подразумевается персональный компьютер и периферийный устройства ввода вывода изображений (принтеры, сканеры, плоттеры, дигитайзеры и пр.). Сюда же можно отнести и традиционные карандаш и бумага. Товарный знак не является техническим объектом в узком смысле, он является графическим объектом. Однако для его создания используются все достижения в области электронных средств обработки изображений.
Как было отмечено ранее, в САПР знаков центральным программным компонентом является графический редактор. Из этого следует, что средства управления проектом в данном случае сводятся к заложенным в редактор возможностям манипулирования файлами изображений (создание, удаление, переименование) и их целенаправленной трансформации (художественные эффекты). Специфика создания знака заключается в том, что на всем протяжении процесса проектирования отсутствует иерархическая система файлов проекта с разным форматом. В отличие от промышленных САПР, САПР знаков всегда оперирует только одним файлом изображения заданного формата. Как правило, в процессе работы у дизайнера накапливается несколько промежуточных версий файлов знака, но ситуации в целом это не меняет. Из сказанного следует, что средства управления проектом в САПР знаков практически отсутствуют.
Функции человеко-машинного интерфейса являются неотъемлемыми атрибутами любого графического редактора. Последние версии редакторов всех фирм обладают чрезвычайно продуманным и удобным интерфейсом. Кроме того, практически все редакторы позволяют частично видоизменять интерфейс в соответствии с предпочтениями пользователя (цветовая гамма, панели инструментов). Следовательно, для обеспечения комфорта пользователя интерфейс баз данных САПР знаков должен строиться в рамках единого подхода: единообразие при выполнении типовых действий, преемственность внешнего вида и отдельных функций.
Информационное обеспечение САПР представляє гея в виде баз данных и баз знаний. В большинстве промышленных САПР базы данных сводятся к массиву библиотечных компонентов из предметной области. Каждый из компонентов обладает предопределенными параметрами и является абстрактной моделью реального физического объекта. В САПР знаков предметная область включает в себя объекты вспомогательного материала, которые разбиты на шесть типов (см. рис. 1.3). Параметры этих объектов в контексте процесса проектирования знаков (цвел-, форма, размер и пр.) могуч модифицироваться дизайнером при помощи базовых средств редактирования изображений графического редактора или путем их суперпозиции (использование эффектов на фрагментах изображений баз данных и т.д.).
В промышленных САПР базы знаний в большинстве случаев сводятся к набору стандартов, действующих в данной области, регламентирующих процесс разработки: технологические нормы изготовления, требования к параметрам объекта и пр. Часто база знаний оказывается совмещенной с базой данных. В этом случае параметры библиотечных компонентов и диапазоны их изменения задаются из условия допустимости в соответствии с действующими в предметной области нормативами. В САПР знаков база знаний как таковая отсутствует. Это обусловлено неформализуемостью эстетических критериев восприятия художественного образа и нечеткостью практических рекомендаций по созданию. В области дизайна источником знаний о предметной области являются психофизиологические исследования, рекомендации опытных дизайнеров, собственные наблюдения [9, 10, 36]. Из сказанного ясно, что четко формализовать и реализовать программно такую область знаний в настоящий момент не представляется возможным. Исключение составляют требования к оригинал-макету знака, отражающие возможность его воспроизведения в различной технике (на бумаге, металле, камне, в световой рекламе и пр.). Все графические редакторы обладают развитыми механизмами ограничений графических примитивов (толщина линий, цвета).
Математическое обеспечение является одним из центральных вопросов при создании САПР. От его полноты и корректности зависит достоверность представления объектов предметной области при их программной реализации. Вид и форма математического описания объектов в значительной степени определяют функциональные возможности САПР, наглядность и удобство представления результатов проектирования, требования к техническому обеспечению САПР (производительность вычислительной техники). Процессы создания и обработки изображений чаще всего базируются па использовании математического аппарата дифференциальной и аналитической геометрии на плоскости, линейной алгебры. В САПР знаков основная часть математического обеспечения сосредоточена в математическом обеспечении графического редактора. Любой графический редактор позволяет осуществлять масштабирование, повороты на плоскости, направленные деформации, отражение и многое другое представляют собой результаты работы алгоритмов обработки изображений, заложенных в виде неотъемлемых функциональных возможностей. В большинстве случаев контуры графических примитивов описываются с помощью кривых Безье, что является фундаментом векторной графики.
Проектирование товарных знаков требует выполнения длинных последовательностей различных операций над графическими фрагментами и элементами. Классификация наиболее распространенных операций, имеющихся в инструментарии графических программ типа CorelDRAW, дана в [32, 60]. Некоторые преобразования, например, копирование, не требуют математического описания. В то же время большинство групп преобразований имеют свою математическую основу. Так, аналитическими выражениями могут быть представлены прямые, окружности, эллипсы и другие основные автофигуры. Группа наиболее простых преобразований типа параллельного переноса, поворотов на фиксированные и произвольные углы, зеркального отражения, изменения масштабов и пропорций по осям основана на аналитической геометрии и представляется аналитически в виде матричных соотношений точек плоскостей изображений. Поэтому соответствующие этапы всех подобных преобразований на —ом этапе могу і быть представлены в единообразной математической форме.
Классификация заливок, используемых для базы данных, концептуальная модель базы «Заливки»
В компьютерной графике существует несколько видов заливок: 1. Однородная (сплошная) заливка. Цвета выбираются из цветовой палитры или используется одна из моделей воспроизведения цвета. Имеется возможность создания собственных специальных палитр цветов средствами программ графики. Возможна также установка дополнительных палитр цветов, поставляемых фирмами производителями. В знаках в приложении П.2.47 однородная заливка используется в изобразительном блоке и логотипе. На рис. П.2.47 а логотип и часть изобразительного блока знака имеют одинаковую однородную заливку, на рис. П.2.47 б изобразительный блок имеет одинаковую однородную заливку с частью логотипа. 2. Градиентная заливка. Такая заливка может быть: линейной, радиальной, конической, заливкой квадратом. Возможны: изменение угла и сдвига центра, а таїоке цветовые переходы. Можно использовать уже готовые заготовки, а также создавать новые средствами программ компьютерной графики. Созданная пользователем градиентная заливка появляется в списке заготовок графического редактора под своим именем. Такая возможность существует в CorelDRAW. Созданные градиентные заливки сохраняются только в текущей установке программы CorelDRAW. Это делает невозможным их хранение в базе данных и перенос между другими пользователями программы. Однако можно сохранить в базе любой объект CorelDRAW с такой созданной заливкой и специальной командой копировать его свойства, в частности заливку требуемому векторному объекту, созданному в этом же редакторе тексту или изображению. Градиентные заливки чаще применяется при создании изобразительного элемента знака, чем его текстовой части. На рис. П.2.48 радиальная градиентная заливка используется для создания эффекта объема и для иллюзии выпуклости. Для примера на рис. Г!.2.49 средствами программы CorelDRA Wсоздана градиентная заливка конического типа со смещенным центром. Кроме этого возможны заливки: двухцветным узором, цветным (векторным) узором, растровым узором.
Возможность заливки двухцветным и цветным узором существует в программах CorelDRA W и Word. Но только программа CorelDRA W предоставляет возможность создавать узоры со специально создаваемым рисунком. Для этого создастся образец или плитка узора, которая потом многократно повторяется в пределах контура объекта. Подходящий рисунок в векторной форме может быть сохранен в базе данных для создания двухцветного растрового или цветного векторного узора. В качестве заливки для фона надписи на рис. 11.2.50 б использован двухцветный растровый узор, шаблон которого представлен па рис. П.2.50 а. Для создания двухцветного растрового узора или редактирования уже существующего можно также воспользоваться специальным редактором двухцветного узора (рис. П.2.51). Поскольку орнамент растровый, рисовать придется по точкам, как в примитивных растровых редакторах. На рис. П.2.50 б представлен узор в виде чередующихся белых и черных полос.
На рис. П.2.52 б в качестве заливки использована созданная цветная векторная узорная заливка, имитирующая составление объекта из металлических листов с заклепками. На рис. П.2.52 а представлен ее шаблон. Для объекта и фона на рис. ГТ.2.53 была использована заливка узором в виде растрового изображения, имитирующего деревянную поверхность. 6. Текстурные заливки. Словом «текстура» как правило обозначают всевозможные имитации реальных (материальных) поверхностей - мрамора, дерева, кирпича; имитации кожи или шерсти животных, растительного покрова и т.п. Геометрические текстуры - это узоры, полоски, клетки, ромбики. В векторном редакторе CorelDRA W текстура - это особый вид растровых изображений. Каждый образец текстуры может быть модифицирован так, что приобретает совершенно отличный от исходного вид. Собственные текстурные заливки возможно создавать только на основе существующих путем изменения их некоторых параметров. Сохранить собственную текстурную заливку можно, дав ей имя и записав в одну из библиотек текстур или в свою собственную. Созданные текстурные заливки сохраняются только в текущей установке программы CorelDRA W, что делает невозможным их хранение в базе данных и перенос между другими пользователями программы. На рис. П.2.54 запивка надписи выполнена текстурой CorelDRAW, имитирующей камень. В товарных знаках заливки векторным или растровым узором, текстурой применяются в основном для создания изобразительного блока. Встречаются имитации дерева, кожи, ткани, бумаги. В базе данных представляется целесообразным хранить следующие типы заливок: двухцветные или многоцветные векторные картинки для последующего их использования в качестве шаблонов для заливок в программе CorelDRAW; растровые изображения для создания растровых узорных заливок или придания текстуры в векторных или растровых графических редакторах. Существующие разделения текстурных заливок в графических пакетах или базах данных на группы представляется весьма неопределенными, одна и та же заливка может встречаться сразу в нескольких группах. Предлагается иерархическая классификация существующих заливок векторным, растровым узором или текстурных заливок с разделением их на абстрактные и символические или описательные с введением классов, подклассов и отличительных признаков для каждой заливки (рис. 2.14). Описательные заливки представляют собой различные имитации фактур, физических явлений, веществ или техник рисования. Абстрактные заливки - это абстрактные композиции из различных геометрических фигур: окружностей, линий и кривых.
Выбор среды разработки баз данных проектирования знаков, логические модели баз данных
Банк данных представляет собой контур, объединяющий два взаимодействующих блока: базу данных (БД) и систему управления базой данных (СУБД). С помощью СУБД производится запись новых данных в банк, их выборка и выдача по запросам пользователя или команд прикладных программ.
Современные СУБД в основном являются приложениями Windows, так как данная среда позволяет более полно использовать возможности персональной ЭВМ, нежели среда DOS [7, 11, 12, 30, 33, 37, 47, 51].
Среди наиболее ярких представителей систем управления базами данных можно отметить: Microsoft Access, Borland dBase, Microsoft Visual FoxPro, Microsoft Visual Basic, а также базы данных Microsoft SQL Server и Oracle, используемые в приложениях, построенных по технологии «клиент-сервер». Общепринятыми являются технологии, позволяющие использовать возможности других приложений, например, пакетов построения графиков или изображений и т.п. и встроенные версии языков высокого уровня (чаще -диалекты SQL и/или VBA) и средства визуального программирования интерфейсов разрабатываемых приложений. Уже не имеет существенного значения на каком языке и на основе какого пакета написано конкретное приложение, и какой формат данных в нем используется. Поэтому в одном ряду с «классическими» СУБД все чаще упоминаются языки программирования Visual Basic 4.0 и Visual C++, они позволяют быстро создавать необходимые компоненты приложений, которые трудно, а иногда невозможно разработать средствами «классических» СУБД.
Таким образом, на сегодняшний день разработчик не связан рамками какого-либо конкретного пакета, а в зависимости от поставленной задачи может использовать самые разные приложения. Программные продукты компании Microsoft такие как Visual FoxPro 3.0, Visual Basic 4.0, Visual C++, Access 7.0, SOL Server 6.5. имеют большие возможности интеграции, совместной работы и использования данных, так как данные пакеты являются продуктами одного производителя, а также используют сходные технологии обмена данными [12]. Visual FoxPro отличается высокой скоростью, имеет встроенный объектно-ориентированный язык программирования с использованием xBase и SOL, диалекты которых встроены во многие СУБД. При его использовании в вычислительных сетях обеспечивается как монопольный, так и раздельный досгуп пользовагелей к данным. Применяется для приложений в масштабе предприятия. Access входит в состав самого популярного пакета Microsoft Office. Основные его преимущества его следующие: он знаком многим пользователям, обладает высокой устойчивостью данных, прост в освоении, может использоваться непрофессиональным программистом. Visual Basic — это универсальный объектно-ориентированный язык программирования, диалекты которого встроены в Access, Visual FoxPro. Его преимущества следующие: универсальность, возможность создания компонентов OLE (Object Linking and Embedding - связывание и внедрение объектов), невысокие требования к аппаратным ресурсам ЭВМ. Visual C++ - наиболее мощный объектно-ориентированный язык проіраммирования, обладает неограниченной функциональностью. SQL Server - сервер баз данных, реализует подход «клиент-сервер» и взаимодействует с указанными пакетами. Главные достоинства его: высокая степень защиты данных, мощные средства для обработки данных, высокая производительность. Область применения: хранение больших объемов данных, хранение высокоценных данных. Все указанные программные продукты имеют сходный функциональный состав, в который входят: 1. Диалоговые средства работы с данными или пользовательские, например, пользовательский интерфейс. Это обеспечивает возможность визуального проектирования интерфейса пользователя, то есть разработчик из готовых фрагментов создает элементы интерфейса, программирует только их изменения в ответ на какие-либо события. 2. Средства разработчика, например, язык программирования, обеспечивающие возможность создания пользовательского приложения. 3. Дополнительные средства, например, поддержка OLE Automation компонент OLE, позволяющий программным путем устанавливать свойства и задавать команды для объектов другого приложения. Позволяет без необходимости выхода или перехода в другое окно использовать возможности нужного приложения. Из всех перечисленных программных продуктов для разработки баз данных для САПР товарных знаков и знаков обслуживания автором в диссертации был выбран Microsoft Access. Отметим, что Access хорошо зарекомендовал себя и при использовании в сети на небольшом предприятии с числом компьютеров не больше десяти [11, 12, 69]. Microsoft Access имеет мощные визуальные средства разработки, представляющие возможность заменить написание программного кода рисованием пользовательского интерфейса и заданием необходимой функциональности диалоговыми средствами. Он обладает простотой освоения и рассчитан как на начинающего, так и на квалифицированного пользователя. В Access пользовательские средства развиты значительно сильнее, чем в перечисленных СУБД. Для создания программ в Access присутствует язык программирования Visual Basic for Application. Как и все современные СУБД Access является объектно-ориентированной и реляционной системой. Основной единицей является объект, имеющий свойства и связи между объектами. В реляционной моделе данных объекты и связи между ними представляются в виде таблиц. В базе данных сведения из каждого источника сохраняются в отдельной таблице. При работе с данными из нескольких таблиц устанавливаются связи между таблицами.
Для просмотра, ввода или изменения данных применяются формы. Форма позволяет отобрать данные из одной или нескольких таблиц и вывести их на экран, используя стандартный или созданный пользователем макет. Формы отображают записи по одной, но позволяют вывести поля из нескольких таблиц, рисунки и другие элементы. Чаще всего для отображения и ввода данных используется поле.