Введение к работе
Актуальность исследования японских глиняных статуэток «догу» определяется уже самим временем их существования и теми возможностями, которые они предоставляют для реконструкции культуры и мироощущения людей эпохи неолита - времени радикальных перемен в истории человечества, когда вместе с производящей экономикой и развитием земледельческой традиции, происходило формированием новых представлений о мире и мифологических систем.
Культуре «Дзёмон», носители которой в VIII-I тыс занимали территории современных японских островов, принадлежит невиданное в масштабах Сибири, Дальнего Востока и, пожалуй, Евразии, количественное и качественное разнообразие глиняной антропоморфной пластики и заключенной в ней символики, которая появилась здесь пожалуй, раньше чем на других территориях Северной Азии. Целый ряд научных разработок минувших лет (работы ЗА. Абрамовой [1966, с. 11-19], Е.В. Антоновой [1978, с. 228], АЛ. Окладникова [1950, с. 321], В.М. Массона [1973, с. 83-122], А.П. Пого-жевой [1983, с.58-67], В.И. Сарианиди [1973, с. 83-122] идругих) показывают, что и изобразительное искусство вообще, и мелкая глиняная пластика в частности, служат надежным, а зачастую, и единственным источником для реконструкции представлений носителей древних культур об окружающем мире и позволяют воссоздать некоторые стороны их духовной жизни и культовой практики. Именно такие, довольно широкие, возможности проникновения в духовный мир людей каменного века и реконструкции их мифологических представлений, которые даёт специалистам антропоморфная пластика означенной культуры, являются в высшей степени актуальными и определяют наше обращение к избранной теме.
Цели и задачи. Целями исследования являются: во-первых, введение в научный оборот круга информации, ранее мало известной в отечественной науке, и, во-вторых, выход на уровень аналитического осмысления статуэток - догу. Для реализации поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи - провести сбор и систематизацию всей совокупности доступного материала; разработать типологию статуэток, опираясь на принципы принятые в отечественной и, по большому счету, в мировой науке; рассмотреть археологический контекст обнаружения догу и попытаться выявить возможные закономерности их нахождения; определить основные варианты интерпретации и ремян-н-""^" содержания
РОС НАЦИОНАЛЬНА* БИБЛИОТЕКА
3 і-ЗУї^
статуэток, найти близкие смысловые параллели рассматриваемому феномену среди традиционного искусства народов сопредельных и более отдаленных территорий.
Источниковой базой для написания работы послужили материалы более чем 150 памятников, насчитывающие около тысячи фигурок разной степени сохранности, содержащиеся в публикациях японских археологов, а также информация, почерпнутая академиком В И. Молодиньш при непосредственном знакомстве с коллекциями ряда музеев Японии (прорисовки, фото, описание).
Территориальные и хронологические рамки исследования определяются ареалом распространения культуры Дзёмон, занимающей в эпоху неолита практически всю площадь современных Японских островов и временем её существования - в пределах 7500 - 300 гг. до н.э.
Методы исследования. Изучение глиняной антропоморфной пластики в качестве источника, содержащего информацию, характеризующую морфологические и семантические особенности, требует определённых методов исследования. Вполне оправдано обращение к сравнительно-историческому методу, позволяющему делать выводы исходя из общих закономерностей и конкретных тенденций исторического развития, разработанным в трудах Дж. Фрезера, полагавшего, что простейшие системы представлений древних людей сходны в основных чертах [Фрезер, 1980, с. 11]. В последствии правомерность широких историко-культурных сопоставлений в своих психоаналитических построениях и "архетипах коллективного бессознательного" фактически постулировал К.Г. Юнг [1994, с. 324, 1996, с.324], а также широко использовали М. Элиаде [1998, с. 15-47], А. Голан [1995, с.168-172] и другие исследователи.
Археологический материал сам по себе не несёт прямой интерпретационной информации, поэтому естественно, что попытки вложить в него определённое историческое содержание сопряжены со множеством трудностей и, в первую очередь, с возможностями находить и объективно осмысливать археолого-этнографические параллели при реконструкции тех или иных явлений духовной или материальной жизни. Именно это условие лежит в основе палеоэтнографического подхода в археологии, чётко обоснованного в работах А.П. Окладникова [1950] и М.Ф. Косарева [1984,2003]. По мнению последнего палеоэтнографический подход близок сравнительно-историческому методу, но специфика его заключается в том, что в данном случае прошлое и настоящее нередко
выступают по существу в одном качестве. Аналогом прошлой, археологической действительности тогда может выступать живая, этнографическая [Косарев, 1984, с. 24].
Опыт изучения материальной культуры этнографических сообществ показывает широкое распространение рядом с глиняными фигурками больших и малых скульптурных форм, сделанных целиком из доступного человеку органического сырья, а так же составных статуэток, для создания которых дополнительно использовались «вечные» материалы (глина, цветной металл). Всё это свидетельствует о том, что к рассмотрению глиняной пластики нужно подходить с гораздо более широких позиций - антропоморфной скульптуры вообще. Именно такой приём во многом сможет, на наш взгляд, компенсировать недостатки источниковой базы и расширить её привлечением материалов поныне ещё «живых» традиционных обществ, и, таким образом, приобщиться к столь необходимой комплексности исследования. Поэтому в интерпретационной части мы попытаемся, по мере возможности, использовать этнографические данные традиционных культур народов Дальнего Востока и Сибири, касающиеся данной проблематики.
При изучении явлений и характеристик социального порядка, которые не поддаются непосредственному наблюдению, (а именно к таковым относятся феномены духовной жизни), исследователь наших дней оказывается в ситуации как бы двойной реконструкции, на что справедливо указывает А Б Островский [1997, с 5-20] Необходимо реконструировать и то, как функционировали социокультурные явления, и место, которое в них занимают верования и специфические характеристики первобытного мышления.
Изучение антропоморфных изображений ставит перед исследователем ряд вопросов: выявление особенностей стиля, семантики и назначения, причины возникновения и исчезновения тех или иных деталей, классификация фигурок и т. д. Выяснению некоторых вопросов из этого круга может способствовать комплексное рассмотрение материала, охват его в широком пространственном и хронологическом диапазоне, который реализуется с помощью возможностей методов формально-типологической классификации, картографирования и статистистико-комбинаторной обработки материала,
Новизна. Глиняная пластика догу, отличающаяся редким разнообразием форм и заключенной в них символики, практически не изучена отечественными исследователями. В российской научной литературе обобщаю-
тих работ о догу нет В имеющемся небольшом количестве публикаций, в которых они (догу), как правило, рассматриваются весьма бегло и скорее, как оригинальная деталь культуры, нежели самостоятельный объект исследования, фигурирует практически один и тот же набор скульптурок Огромный же массив антропоморфной пластики, который на самом деле имеет место, остается все еще недоступным российским специалистам и ускользает из сферы их внимания Японские же ученые, знакомство с трудами которых по-прежнему представляет значительные трудности, трактуют догу как сугубо локальное и уникальное явление, не выходящее в смысловых проявлениях за пределы японских островов и не рассматривают их в контексте феномена антропоморфной пластики как таковой Все это вместе взятое совокупно с попыткой широкого сравнительно-исторического и семантического анализа материала и определяет новизну предлагаемой работы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его основные результаты могут быть использованы при подготовке обобщающих работ по истории Восточной Азии и мировой культуры, энциклопедий, учебников, в научно-педагогической работе, написании специальных и популярных статей, позволяющих донести до читателя богатство и сложность духовной культуры человека каменного века, населявшего Японские острова.
Апробация основных положений исследования осуществлялась в докладах автора на объединённом симпозиуме СО РАН и CNEAS (Центра изучения северо-восточной Азии университета Тохоку) (Новосибирск, 1998). VIII международном симпозиуме международного общества синто «Синто и японская культура» (Москва, 2003), и ежегодных сессиях Института археологии и этнографии СО РАН (1997 - 2004 гг.). Результаты исследования отражены в 12 публикациях, представленных в списке работ автора. Кроме того, материалы диссертации были использованы при подготовке факультативного курса для старшеклассников средней школы «Религии и искусство».
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и двух приложений, содержащих описание используемых в работе статуэток, результаты статистико-комбинаторной обработки данных и различные иллюстративные материалы, в том числе прорисовки, использованных в работе догу.