Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Бронзовый век Центрального Казахстана Ткачёв Александр Александрович

Бронзовый век Центрального Казахстана
<
Бронзовый век Центрального Казахстана Бронзовый век Центрального Казахстана Бронзовый век Центрального Казахстана Бронзовый век Центрального Казахстана Бронзовый век Центрального Казахстана Бронзовый век Центрального Казахстана Бронзовый век Центрального Казахстана Бронзовый век Центрального Казахстана Бронзовый век Центрального Казахстана
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ткачёв Александр Александрович. Бронзовый век Центрального Казахстана : Дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.06 Москва, 2003 390 с. РГБ ОД, 71:04-7/98

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Физико-географический очерк Сары-Арки 13

Глава 2. Центральный Казахстан и проблемы развития андроновской общности 23

Глава 3. Нуртайская культура 57

1. История изучения 57

2. Опорные памятники и характеристика культуры 61

3. Хронология, происхождение и основные этапы развития 88

Глава 4. Атасуская культура 120

1. История исследования 120

2. Опорные памятники и характеристика культуры 123

3. Вопросы развития и абсолютной хронологии 164

Глава 5. Нуринская культура 184

1. История исследования 184

2. Опорные памятники и характеристика культуры 187

3. Проблемы происхождения и хронологии 211

Глава 6. Сары-арка на финальной стадии бронзовоговека 254

1. Алексеевско-саргаринская культура 255

2. Дандыбаевская культура 271

3. Донгальская культура 282

4. Культурно-исторические процессы в конце эпохи бронзы 292

Заключение 318

Список использованной литературы

Введение к работе

В изучении древностей Урало-Казахстанских степей в XX веке достигнуты важные результаты: накоплен огромный материал, открыты многие культурные образования, разработана методика и методология исследования археологических памятников дописьменнои эпохи. Развитие археологической науки сопровождалось не только выдающимися полевыми открытиями, но и совершенствованием ее теоретических основ. Благодаря усилиям нескольких поколений исследователей получены уникальные данные об эпохе бронзы - одном из важнейших периодов в истории человечества, связанном с крупными культурными достижениями и значительными социально-экономическими изменениями.

Особое место в воссоздании древнего прошлого степной зоны Казахстана, Урала и Сибири принадлежит андроновским памятникам. Материалы, полученные при их изучении, отражают культурно-историческое и территориальное единство, олицетворяющее собой целую эпоху, повлиявшую на формирование и динамику культурных стереотипов последующих периодов, нашедших свое отражение в элементах материальной культуры современных народов Казахстана и Сибири. Племена андроновской общности на протяжении длительного времени (II - начало I тыс. до н.э.) определяли многие стороны жизнедеятельности населения не только степной части Евразии, но и сопредельных регионов. Проблемам развития истории и культуры андроновских племен посвящена настоящая работа, в которой подводятся итоги изучения андроновской общности на материалах крупнейшего региона, расположенного в центре Евразийского континента. Актуальность темы. Эпоха бронзы Центрального Казахстана является одним из наименее изученных периодов в древнейшей истории Урало-Иртышского междуречья. На фоне интенсивных исследований памятников бронзового века в Зауралье, Западной Сибири, Северном Казахстане и на Алтае очевидна слабая изученность территории степной Сары-Арки, как части ареала андроновской общности. Это, в свою очередь, сдерживает осмысление многих сторон жизнедеятельности населения не только данного региона, но и прилегающих обширных пространств, и андроновская проблематика, несмотря на длительный период ее изучения, остается одной из самых дискуссионных в бронзовом веке степной Евразии. Таким образом, первый аспект актуальности предлагаемой работы заключается в том, что используемые материалы в определенной мере закрывают одну из лакун в истории древнего населения евразийских степей.

Второй аспект определяется тем, что исторические процессы в рамках андроновской культурно-исторической общности реконструируются в основном по данным, полученным более полувека назад и опубликованным с недостаточной полнотой и тщательностью. Многие материалы нуждаются в тщательной источниковедческой критике и соотнесении с новыми массовыми источниками, поступившими в наше распоряжение.

Третий аспект связан с возможностью и необходимостью использования рассматриваемых в данной работе материалов для воссоздания историко-культурных процессов не только в степях Сары-Арки, но и на сопредельных территориях. Особую значимость центрально-казахстанские материалы приобретают при рассмотрении вопросов сложения комплексов новокумакского хронологического горизонта, формирования и развития образований алакульско атасуского и федоровско-нуринского пласта, в конечном итоге - для изучения эволюции всей андроновской общности и формирующихся на ее основе культур валиковой керамики.

Цель работы - создание историко-культурной модели сложения, развития и трансформации культур, входящих в андронов-ское единство, а также анализ их взаимодействия с синхронными культурными образованиями сопредельных территорий.

Задачи исследования, вытекающие из поставленной цели, следующие:

0 обзор истории изучения памятников эпохи бронзы Центрального Казахстана и современного состояния андроновской проблематики;

1 обобщение и систематизация источников, характеризующих андроновскую эпоху Сары-Арки;

2 анализ основных элементов материальной культуры носителей андроновских традиций;

3 разработка, верификация и корректировка гипотез о происхождении и судьбах культур андроновской общности;

4 уточнение хронологической позиции отдельных культурных образований в рамках андроновской общности;

5 изучение взаимодействия общества, оставившего памятники андроновского типа на территории Центрального Казахстана, с ино-культурным окружением;

6 выявление факторов, влиявших на культурогенетические процессы в степях Сары-Арки на разных этапах андроновской эпохи.

Территориальные рамки исследования ограничены областью, расположенной в центре Евразийского континента, между лесостепной зоной на севере, пустыней на юге, Тургайской низмен ностью на западе и Ишимо-Иртышским водоразделом на востоке. По современному административному делению Республики Казахстан в границы данной территории входят Акмолинская, Карагандинская, Джезказганская и юго-западная часть Павлодарской области. Данная территория включает южную часть Казахского мелкосопочника, занимающего стратегически важное место в меридиональных контактах по рекам внутреннего и внешнего стока между оседлыми земледельцами Средней Азии и скотоводческо-земледельческим населением лесостепной зоны Северного Казахстана и Западной Сибири, в широтном взаимодействии между скотоводческо-земледельческими общинами Прииртышских и Алтайских степей и населением, обитавшим в пределах Северо-Восточного Приаралья и Тургайского прогиба. Это дает уникальные возможности для сопоставления центрально-казахстанских материалов с комплексами сопредельных и более удаленных территорий Евразийского континента.

Новизна работы определяется прежде всего качественно новой источниковой базой, в которую вошли как ранее изученные комплексы, так и материалы, полученные автором и его коллегами в процессе полевых исследований последних десятилетий XX века. В диссертации обобщаются не только введенные в научный оборот источники, но и материалы еще не опубликованных памятников, изученных раскопками в последние годы. Опираясь на широкий круг источников, автор при исследовании историко-культурных процессов в степях Центрального Казахстана пришел к ряду новых выводов и гипотез:

- выделена и охарактеризована нуртайская культура эпохи средней бронзы, сформировавшаяся на местной основе;

7 при классификации раннеандроновских древностей обосновано синхронное существование синташтинских, петровских и нуртай-ских общин в рамках новокумакского горизонта;

8 сделан вывод о сложении культурных образований новокумакского времени на местной основе под влиянием миграции групп населения из степей Восточной Европы, с чем связано сходство основных черт культуры и социальной организации;

9 охарактеризован процесс формирования атасуской и нурин-ской культур, обосновано их сосуществование и аргументировано сложение на сопредельных территориях в рамках самостоятельных культурно-исторических провинций;

10 показано сосуществование двух культурных традиций в западной части андроновского ареала, что связано с активными миграционными перемещениями андроновско-канайских групп из Казахстанского Прииртышья на сопредельные территории;

11 обоснован вывод о различных направлениях хозяйственной деятельности атасуско-алакульских и нуринско-федоровских общин;

- рассмотрены трансформация андроновских древностей как результат активных ассимиляционных процессов атасуско- алакульским населением нуринско-федоровских групп и формирование на этой основе алексеевско-саргаринских общин, сосуществующих с дандыбаевским населением, сформировавшимся в лесостепной части Обь-Иртышского междуречья;

- прослежен процесс трансформации от алексеевско- саргаринских комплексов к донгальским и от них к культурам раннего железного века;

- разработана схема периодизации и хронологии бронзового века Центрального Казахстана.

Хронологические рамки исследования охватывают все время существования и развития андроновского единства: от начала его сложения до периода трансформации в сако-тасмолинские комплексы раннего железного века. Автор диссертации, вслед за К.В. Сальниковым, С.С. Черниковым, Е.Е. Кузьминой, Т.М. Потемкиной, Г.Б. Здановичем, рассматривает андроновское время не как кратковременный этап в истории Урало-Казахстанских степей, а как особую эпоху, являющуюся ключевой в древней истории Центральной Евразии и состоящую из отдельных самостоятельных периодов. Формирование андроновского единства восходит к энеолиту, когда здесь проживали группы общности культур геометрической керамики. Под воздействием носителей ямно-катакомбных традиций в западной части Урало-Казахстанских степей складываются комплексы новокумакского горизонта (Синташта, Петровка, Нуртай), послужившие основой формирования образований атасуско-алакульского типа. В восточной части степной зоны Евразии на основе групп общности культур геометрического энеолита формируются раннебронзовые протоандроновские комплексы, генетическим преемником которых является прииртыш-ская андроновско-канайская культура. Результатом взаимодействия населения восточной и западной части степей Центральной Евразии стало сложение культуры алексеевско-саргаринских общин и на ее основе - донгальской культуры, переходной к раннему железному веку. В настоящей работе представлен период с конца III по начало I тыс. до н.э. и общая продолжительность андроновской эпохи оценивается в 1300 - 1400 лет, включающих самостоятельные этапы сложения, развития и трансформации культур андроновского мира.

Источников ый фонд работы составили археологические, палеоантропологические, палеозоологические и иные материа лы андроновских памятников степной зоны Центрального Казахстана, накопленные более чем за семидесятилетний период их активного полевого изучения. В работе учтены и проанализированы все опубликованные и большая часть неизданных коллекций, а также вся отчетная документация по ним. Вкладом автора в источниковую базу диссертации послужили материалы, полученные за 20-летний период изучения древностей Карагандинской, Павлодарской, Акмолинской и Восточно-Казахстанской областей. Здесь автором или при его участии проведены раскопки памятников почти всех типов и периодов эпохи бронзы, рассматриваемых в настоящей работе. В процессе работы над диссертацией автор ознакомился с материалами, хранящимися в археологических лабораториях и краеведческих музеях Москвы, Алматы, Астаны, Барнаула, Волгограда, Екатеринбурга, Караганды, Кустаная, Новосибирска, Павлодара, Петропавловска, Томска, Челябинска.

Имеющийся в нашем распоряжении корпус источников достаточно широк и полноценен для важных и ответственных заключений. В то же время фазы андроновской эпохи изучены далеко не равномерно. Одни периоды представлены поселениями и могильниками, исследованными широкими площадями, другие - лишь незначительно исследованными объектами. Среди изученных поселений часто встречаются однослойные и многослойные селища, часть из которых дает стратиграфические колонки последовательности бытования комплексов различных периодов бронзового века. Наличие «чистых» однослойных памятников позволяет вычленить комплексы из нестрати-фицированных поселений и создать объективную картину развития андроновских общин на протяжении длительного времени.

Методика исследования включает как традиционные для археологии приемы изучения источников, так и методы, заимствованные ею из арсенала естественных и точных наук. Анализ источников по возможности проводился комплексно. При анализе керамики и инвентаря применялись сравнительно-типологический и статистический методы. При реконструкции погребальной обрядности нур-тайских, атасуских и нуринских групп использованы палеоантрополо-гические материалы (определения В.А. Дремова). Характеристика животноводства андроновского населения, морфологических особенностей разводившегося скота, специфика разделки его туш основана на данных палеозоологии (определения Л.Л. Гайдученко, Т.Н. Нуру-мова, Л.А. Макаровой). Хронологические построения автора базируются на соотнесении результатов транскультурной синхронизации центрально-казахстанских древностей с комплексами сопредельных регионов и сопоставлении их с радиоуглеродными датами, полученными для памятников андроновской общности.

Понятийный аппарат. При классификации, культурной интерпретации и реконструкции исторического процесса используются три классификационных таксономических понятия: культурно-историческая общность, культурно-историческая провинция и археологическая культура. Культурно-историческая общность охватывает обширные территории, занятые родственными по происхождению племенами, отличающимися друг от друга специфическими чертами, выраженными в элементах культуры. Культурно-историческая провинция занимает небольшие области в рамках культурной территориальной общности, причем в результате контактов в процессе миграций границы культурных провинций могут перемещаться и накладываться друг на друга. Под археологической культурой понимается группаблизких по основным элементам культуры памятников, занимающих компактную территорию и характеризующихся своеобразным комплексом признаков, выделяющих ее среди других культурных образований. Культурно-историческая общность, культурно-историческая провинция и археологическая культура являются открытыми системами, испытывающими постоянное воздействие со стороны носителей других культурных традиций [Зданович, 1983, с.49-50; Кузьмина, 1994, с.55-57]

Практическая ценность исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при подготовке обобщающих работ по археологии Казахстана, Сибири и Урала, написании учебников и научно-популярных книг, разработке общих и специальных лекционных курсов для студентов высшей школы. Материалы исследования нашли отражение в экспозициях областных истори-ко-краеведческих музеев Караганды и Усть-Каменогорска; используются автором при чтении лекций на гуманитарном отделении Тюменского государственного нефтегазового университета и коллегами в учебном процессе Карагандинского государственного университета. Кроме того, они могут быть использованы при составлении карт и сводов археологических памятников.

Апробация. Основные положения, изложенные в настоящей работе, представлялись в докладах и выступлениях на международных, всесоюзных, всероссийских и региональных конференциях, совещаниях и симпозиумах, проводившихся в городах Алма-Ате, Барнауле, Екатеринбурге, Новосибирске, Омске, Петропавловске, Тобольске, Томске, Тюмени, Усть-Каменогорске, Уфе, Челябинске в 1980 - 2002 гг. Результаты исследования отражены в двух монографиях и более чем 40 статьях. Диссертационное исследование обсуждено на совместном заседании лаборатории культурно-исторических исследований Западной Сибири и кафедры отечественной истории и культурологии Тюменского государственного нефтегазового университета, а также на заседании отдела бронзового века Института археологии Российской академии наук.

Структура работы подчинена решению ее основных задач. Диссертационное исследование состоит из введения, шести глав, заключения, библиографического списка литературы и сокраще-ний, а также двух приложений, включающих таблицы и иллюстративный материал. 

Опорные памятники и характеристика культуры

Ареал нуртайской культуры занимает степные районы Центрального Казахстана, охватывая верховья р. Ишима и бассейн р. Ну-ры. Отдельные комплексы встречены в южных районах Сары-Арки, на небольших речках внутреннего стока. В регионе выявлено 18 памятников, в том числе 6 поселений и 12 могильников (рис.1).

Большинство поселений и могильников, содержащих материалы нуртайского типа, обнаружены в ходе стационарных археологических исследований. Поверхность значительной части открытых поселений хорошо задернована, на них собран минимальный инвентарь, который не позволяет однозначно относить обнаруженные памятники к тому или иному культурному периоду. Среди погребальных объектов практически невозможно визуально выделить разнокультурные анд-роновские комплексы, содержащие нуртайские, атасуские или нурин-ские материалы, так как ярких внешних различий между ними нет.

Нуртайские материалы получены при изучении как однослойных, так и многослойных поселений, а также серии могильников. Большинство поселенческих и погребальных памятников исследованы широкими площадями, поэтому могут рассматриваться как опорные при общей характеристике культуры.

Поселения и постройки. Многослойное поселение Икпень I расположено в среднем течении р.Нуры (рис.1, 4). Площадь вскрытого участка культурного слоя составляет 3609 м2. В нижнем строительном горизонте изучен нуртайский поселок площадью около 3000 м2. Он состоял из четырех жилых помещений, одно из которых разрушено котлованом землянки позднебронзового периода (рис.2). Постройки ограничивали площадь поселка размером 70 х 30 м. На межжилищном пространстве, между постройками, обнаружены многочисленные столбовые углубления. Кроме углубленных в грунт помещений изучены и два наземных сооружения. Постройка 18 - в виде навеса или сарая - примыкала к северной стенке жилища 6; постройка 19 - в виде округлого «лабаза» - возвышалась в центре поселковой площади. Рядом с ними расчищены неглубокие грунтовые ямы с захороне ниями младенцев. На материковом уступе, между жилищами 1 и 6, обнаружена грунтовая яма, содержащая захоронение женщины в возрасте 40-50 лет. Все умершие лежали скорченно, на левом боку, головой на запад с отклонениями к югу или северу (рис.3).

Однослойное поселение Икпень II расположено в 1 км к югу от поселения Икпень I на мысовиднои площадке правого берега р.Нуры (рис.1, 7). В раскопе площадью 756 м2 расчищены полностью или частично котлованы четырех полуземлянок площадью от 50 до 140 м2 (рис.8). По расположению жилищ можно предположить довольно плотную застройку жилой площадки. Пол одной из землянок покрыт мощным слоем глиняной обмазки с добавлением речного песка. На площади раскопа расчищено три ямы, содержащих захоронения детей: в одной яме, под глинобитным полом, в центре жилища обнаружено захоронение ребенка, лежащего на животе, другие расположены за пределами помещений, у стен жилищ (рис.9).

Многослойное поселение Икпень III расположено на мысовиднои площадке правого берега р. Нуры в 150 м к северу от поселения Икпень II (рис.1, 5). В раскопе площадью 585 м2 расчищены остатки шести жилищ. Одно из помещений (жилище 3), содержащее керамику нуртайского типа, представляло собой наземную постройку овально-прямоугольной формы площадью около 70 м2 (рис.109). Судя по внутреннему устройству и инвентарю, помещение носило кратковременный сезонный характер.

Хорошая сохранность большинства изученных построек позволяет охарактеризовать особенности нуртайского домостроительства.

Небольшие нуртайские поселки, площадью 2000-3000 м2, занимали низкие участки первых надпойменных террас рек. На трех посе лениях исследовано 11 построек: 8 землянок и 3 наземных сооружения (табл.1).

Характерны два вида поселков: плотная застройка всего использовавшегося участка (Икпень II) и линейная (Икпень I). Пологие склоны террас, между поселком и руслом, использовались для складирования отходов. Здесь располагались зольники, мощность культурных отложений которых достигала 1,5 м.

Опорные памятники и характеристика культуры

Ареал памятников атасуской культуры включает степные районы Казахского мелкосопочника. На юге расселение атасуских общин ограничивалось полупустынной зоной Северной Бетпак-Далы; на севере естественная граница расселения алакульского и атасуского населения проходила по степи и лесостепи, где исследован самый северный могильник, давший материалы атасуского облика, Шондынко-расы [Хабдулина, 2000]. Несмотря на принципиальные различия алакульского и атасуского культурных типов, Т.М. Потемкина включила степную зону Центрального Казахстана в ареал алакульских памятников [1983а, рис.1]. Многочисленные памятники, содержащие материалы атасуского облика, широко распространены в степях Сары-Арки, преобладая в бассейне р.Нуры, верховьях р. Ишима и на южных склонах Казахского мелкосопочника, по берегам многочисленных речек внутреннего стока. В данном регионе выявлено около 60 памятников, стационарно исследовано 7 поселений и около 40 могильников (рис.65).

Публикация сводок атасуских памятников позволяет сделать вывод о том, что атасуские коллективы значительно расширили свой ареал, освоив не только степные просторы Сары-Арки, но и проникнув в глубину полупустынных областей, широко используя реки внутреннего стока, где выявлены десятки памятников, давших яркие атасуские материалы [Маргулан и др., 1966, с.91-154; Кадырбаев, Курман-кулов, 1992, рис.1]. Значительная часть памятников Сары-Арки исследована разведками, большинство изучено сравнительно небольшими площадями, часть дала разновременные комплексы, что не позволяет рассматривать их как опорные. В то же время в разных районах выяв лены поселения и могильники, претендующие на роль опорных при характеристике древностей атасуского типа.

Поселения и постройки. Опорные поселенческие комплексы, оставленные атасускими общинами, изучены в долине р.Нуры, где в центре Нуринского археологического микрорайона исследованы однослойные поселения Энтузиаст I (рис.85, 4) и Майоровка (рис.85, 5).

Поселение Энтузиаст I расположено на первой надпойменной террасе правого берега р.Нуры. В раскопе площадью 1135 м2 вскрыты остатки пяти жилых сооружений, система канавок и хозяйственный комплекс (рис.66). Поселение Майоровка расположено южнее, на мысу первой надпойменной террасы правого берега р. Нуры. Жилая площадка поселения представляет собой ровный, хорошо задернованный участок площадью около 18 тыс. м2, плавно понижающийся к реке. На склоне террасы фиксировался зольник. В раскопе исследовано полностью или частично пять жилищ (рис.69).

Остатки атасуского строительного горизонта зафиксированы М.К. Кадырбаевым иЖ.К. Курманкуловым на многослойном поселении Мыржик, где в общей сложности вскрыто 1268 м2. К интересующему нас периоду на этом памятнике относятся два жилых сооружения. Одно жилище, изученное в раскопе I, имело прямоугольную форму, размер 12,5 х 10 м, углубленно в материк на 0,2 - 0,3 м. На полу постройки расчищено более 80 столбовых ямок, расположенных параллельными рядами вдоль стенок котлована. Помещение обогревалось двумя прямоугольными очагами со стенками, обложенными камнями. С юго-западной стороны жилища размещалась производственная площадка, где находились две крупные ямы со стенками, обмазанными глиной. На площадке и в ямах встречен бытовой мусор, куски медной руды и шлака. Второе жилище изучено в раскопе II - постройка пря моугольной формы размером 10 х 5 м. Длинные стены жилого помещения ограничены каменными выкладками. Внутри жилища выявлены крупная яма, очаг и две столбовые ямки, одна из которых была заполнена мелкодроблеными кусками медной руды. Рядом с жилищем находилась медеплавильная печь, представляющая конусовидную яму с диаметром устья 1,8 м и глубиной 2,2 м со стенками, обмазанными огнеупорной глиной [Кадырбаев, Курманкулов, 1992, с.47-55].

Атасуские материалы получены при изучении многослойного поселения Ак-Мустафа. В раскопе площадью 180 м2 частично раскопана постройка, имеющая котлован глубиной до 0,3 м, с легким понижением к центру, где находилась очажная яма диаметром около 1 м с сильно прокаленными стенками. Вокруг очага лежали куски медного шлака и бронзовый двулезвийный нож [Кадырбаев, Курманкулов, 1992, с.63]. Своеобразная керамика, сочетающая атасуские и нурин-ские признаки, отмечена в культурном слое поселения Акмая [Кадырбаев, Курманкулов, 1992, с.66-67].

Жилые площадки, использовавшиеся атасускими общинами, активно осваивались населением и в период поздней бронзы, поэтому визуально определить площадь, размеры и количество жилых сооружений трудно. На сегодняшний день известны только два однослойных поселения - Энтузиаст I и Майоровка, материалы которых позволяют реконструировать внешний облик атасуского поселка. Для атасу-ских поселений характерна линейная застройка. Жилища на поселении Энтузиаст I построены в один ряд по линии север - юг. Они соединены между собой системой канавок и образуют единый архитектурный комплекс.

Опорные памятники и характеристика культуры

Памятники нуринской культуры занимают северные и южные склоны Казахского мелкосопочника, охватывая степные пространства верхнего течения Ишима, бассейн р. Нуры и бассейн рек внутреннего стока в южной зоне Сары-Арки. Памятники нуринской культуры равномерно распространены по всей территории Центрального Казахстана, не образуя отдельных скоплений. Известно 11 поселений и 30 могильников, содержащих материалы нуринского облика. Среди погребальных объектов выделяются небольшие памятники, включающие только нуринские материалы, но чаще нуринские погребальные постройки расположены на периферии погребальных полей, занятых многочисленными атасускими конструкциями (рис.103).

Поселения и постройки. Опорные поселенческие комплексы, оставленные нуринскими общинами на территории северной Сары-Арки, входят в структуру Нуринского археологического микрорайона, где они выявлены на многослойных поселениях Икпень I и Икпень III.

На поселении Икпень I, расположенном на первой надпойменной террасе правого берега р.Нуры, в раскопе площадью 3609 м2 изучен нуринский поселок, состоящий из восьми жилищ (рис.104). На поселении Икпень III, расположенном в 250 м к югу от поселения Икпень І, в раскопе, заложенном в центральной части памятника, на площади 585 м2 вскрыты котлованы шести жилищ, четыре из которых содержали посуду нуринского типа (рис.110). Кроме того, в северной части Сары-Арки небольшие участки неглубоких котлованов нуринских жилищ выявлены на поселениях Усть-Кенетай [Евдокимов, 1982,с. 3-20] и Ташик [Евдокимов, 1985, с. 508].

В южной части Сары-Арки остатки нуринского строительного горизонта зафиксированы М.К. Кадырбаевым на многослойном поселении Атасу I, где вскрыто 3688 м2. К интересующему нас периоду на этом памятнике относятся три постройки. Одно жилище наземное, размером 13 х 11 м, остатки двух других, размерами 22 х 13 и 13,9 х 9,6 м, углублены в материк не более чем на 0,3 - 0,5 м. В каждой из построек выявлены хозяйственные и столбовые ямы, очаги, вымощенные камнем, печи для плавки металла. В ходе работ собрана значительная коллекция керамики и изделий из бронзы, камня и кости, часть из которых удалось соотнести с этим горизонтом [Кадырбаев, Курманкулов, 1992, с.27-32].

Значительная серия изученных жилых помещений дает возможность охарактеризовать нуринское домостроительство (табл.11).

Нуринские жилища представляют собой неглубокие полуземлянки квадратной, прямоугольной или овальной формы с сильно закругленными углами, отчего котлованы землянок в плане близки к овалу. На поселении Икпень I жилища пристроены одно к другому. Котлованы помещений отделены друг от друга поперечными высту пами материковой глины, между которыми расположены проходы шириной 1,5 - 2,8 м, а иногда материковыми стенками шириной 0,2 -0,6 м. Постройки имеют по одному выходу в торцевой стене или в углу. Исключением является жилище 1 поселения Икпень III, имевшее два выхода. Устройство выходов конструктивно однообразно: тамбур или короткий коридор прямоугольной формы. Они расположены, как правило, с восточной стороны и направлены в напольную сторону. Только выход из жилища 3 поселения Икпень I ориентирован на запад, в сторону реки, один из выходов жилища 1 поселения Икпень III - на юг, к центру жилой площадки. Большинство нуринских построек, как и атасуских жилых помещений, имеют выходы, ориентированные на восток. Это связано с преобладанием западных ветров в степях Сары-Арки [Ресурсы ..., 1966, с.23], что подтверждается и этнографически. Казахские переносные жилища также чаще всего ориентированы входом на восток или юго-восток, для защиты от постоянно дующего с противоположной стороны ветра [Маргулан, 1949, с.6 7].

Алексеевско-саргаринская культура

Выделение алексеевско-саргаринской культуры произошло в процессе хронологической и культурной дифференциации позднеб-ронзовых древностей лесной и степной зон, занятых в предшествующий период памятниками андроновской общности. Сегодня в ареал алексеевско-саргаринской культуры включаются степные и лесостепные районы Притоболья, Северного и Центрального Казахстана. Одними из первых памятников данного культурного объединения, исследованных в степях Сары-Арки, были могильник Айдарлы и несколько поселений, расположенных в разных частях региона: Атасу I, Бугулы II, Каркаралинское I, Каркаралинское II, Улутау, Суук-Булак, Шортан-ды-Булак [Маргулан и др., 1966, с.183-186, 207-257; Маргулан, 1979, с.198-214]. Активное изучение древностей алексеевско-саргаринской культуры проводилось в 1970-1990-е гг. XX в. В западной части региона исследуются многослойные поселения Икпень I, Икпень III, Усть-Кенетай, Энтузиаст II [Евдокимов, 1982; Ткачев, 1991 в; Ткачев, 2002а; Ткачев, Ткачева, 1984]; в восточной - поселения Кент, Ташик, Аким-бек, Упаис [Варфоломеев, 1987; 1991а]. Кроме поселенческих памятников открыто и изучено более десятка алексеевско-саргаринских могильников: Актопрак, Темиртауский, Дермен, Тасырбай, Уйтас-Айдос, Самара [Варфоломеев, 19916; Ткачев, 19896, 20026; Ткачева, 1985; Усманова, Варфоломеев, 1998]. В регионе выявлено более 50 памятников, в том числе стационарно исследовано около 20 поселений и свыше 10 могильников (рис.138).

Большинство поселений и могильников, содержащих материалы алексеевско-саргаринского типа, обнаружены в восточной горной части региона. Поверхность большинства поселений хорошо задернована. Отличительной особенностью позднебронзовых памятников являются жилищные западины и, в ряде случаев, остатки стен в виде развалов камня, образующих внешние очертания построек. Погребальные объекты алексеевско-саргаринского типа отличаются от предшествующих андроновских незначительными размерами и в основном отсутствием насыпей.

Несмотря на обилие открытых памятников позднебронзового века, сравнительно небольшое их количество исследовано широкими площадями.

Поселения и постройки. Особый интерес представляет многослойное поселение Икпень I, где в раскопе площадью 3609 м2 исследованы четыре крупные землянки, содержащие материалы алексеевско-саргаринского типа. Котлованы построек неправильно-прямоугольной формы, длиной 17 - 24 м, шириной 9,1 - 11,5 м, углублены в материк на 0,3 - 0,9 м. Площадь варьируется от 180 до 250 м2 (рис.139) В постройках выявлены многочисленные хозяйственные и столбовые ямы, несколько очагов, вымощенных камнем, сооруженных в ямах или на ровных участках пола. Собрана значительная коллекция керамики, изделий из бронзы, камня и кости. На склоне террасы располагался мощный зольник, верхняя часть отложений которого содержала материалы алексеевско-саргаринского облика [Ткачев, 2000а, с.38].

На поселении Энтузиаст II раскопом площадью 328 м2 вскрыта полуземлянка с выступом в северной стенке, который вместе с остатками столбовых конструкций разделяет помещение на две неравные части. Сохранившаяся площадь основного котлована 125 м2, пристройки - 25 м2 (рис.144). Остатки выхода прослежены в северозападном углу пристройки. Длина сохранившейся части выхода, ориентированного на северо-запад, в сторону реки, 1,5 м, ширина около 1 м. Котлован углублен в материк на 0,4 - 0,5 м. Пол пристройки выше пола основного котлована на 0,25 - 0,35 м. В средней части восточной стенки находится переход в соседнее жилище. Пристройка являлась кухонным помещением. Вокруг очага, помещавшегося в пристройке и служившего для приготовления пищи, встречено скопление раздробленных и обгорелых костей животных. В жилой части жилища, вдоль южной и восточной стенок, обнаружено 5 хозяйственных ям и 4 очага-кострища в неглубоких округлых или овальных ямках, расположенных в глубине помещения по диагонали и использовавшихся для отопления. На полу прослежено несколько рядов столбовых ямок диаметром 12 - 25 см, глубиной 8-30 см. Вдоль южной стенки, на уступе котлована, вероятно, находились нары для отдыха [Ткачев, 2002а, с. 147].

Значительная серия поселений изучена в горной части региона. Наиболее крупное из них - поселение Кент, расположенное в Кзыл-кентском ущелье Кентского горно-лесного массива, на берегу небольшой речки Кзылкенш. Площадь памятника, занимавшего правый и левый берега речки, свыше 300 тыс. м2. Памятник исследован четырьмя раскопами общей площадью 2632 м2. В раскопах полностью или частично изучены 8 жилищ и часть «большой ограды» - загона для скота, размером 84 х 46 м, находившейся в восточной части жилой площадки. Ограда сооружена из поставленных вертикально или уложенных плашмя плит. Ширина кладки достигает 1,0 - 2,5 м.

Похожие диссертации на Бронзовый век Центрального Казахстана