Введение к работе
К началу XIX века в русской журналистике, проіііедшеіі уже почти вековой путь развития, сформировались такие типы издании, как общественно-политическая официальная газета, литературные и литературно-критические периодические издания, и том числе сатирический журнал, а также детский журнал, журнал мод и пр. Огромный вклад в становление русской периодическоіі печати внесли кидающиеся литераторы VI. В.Ломоносов, II.II.Попиков, И.Л.Крылов, II.М.Карамзіні. По все эти разнообразные явлении имели одно общее свойство - они связаны с "персональным журнализмом", причем большинство деятелей XVIII- начала XIX ив. не осознавали себя и действительно не были и точном смысле слона профессиональными журналистами, для кого журналистика - главное дело жизни и средство к существованию.
Между тем, перемены в общественной жизни Европы, включал Россию, вызванные Великой французском революцией, деятельностью Наполеона, Отечественной войной 1812 г., порождали все более широкое участие общественности в жизни своих стран и, соответственно, остро поставили проблему общественного мнения, развития журналистики как инструмента выявления общественного мнения и управления им. Русская периодическая печаті, так или иначе включалась в эти процессы. В первой трети XIX «. благодари усилиям Н.М.Карамзина, Н.И.Греча, А.А.Бестужева и К.Ф.Рылеева, П.Л.Вяземского, Н.Л.Полевого, Ф.В.Булгаріїпа уточнялись представления о характере, задачах и методах журіїалнстско-ііздательскоіі деятельности, формировались новые типы издания, развивалась система печати в России. Постепенно рождался "новый журнализм"
с січ) требованиями тематического разнообразия и оперативности, выявлен пості ііо:шции п учета интересов аудитории, формирования редакционных кружкой коллегиальности и персональной ответственности участников падании и т.д. чертами, которые в иолпоіі мере получат развитие и русекоіі журналистике и кон це 1830-40-х it.
іа.метпуіо роль її становлении "ііоного журнализма" сыграл В.В.Измаііло (1773-1830), пронегшніі верность литературно-журнальному делу через всі спою жизнь, актор, редактор, издатель, цензор, пользонапшиіісл унижение: 11.М.Карамзина, 11. П.Дмитриева, Л.С.Пушкина, 11.Л. Вяземского, Ф.ІІ.Глнш; н др. І\ сожалению, в имеющихся работах по истории руескоіі литературы и жу| налпегикч его разнообразная деятельность на литературном и журналнетеш издательском поприще и сколько-нибудь цельном виде до сих пор отражения н нашла. Это но многом объясняется тем, что она носила іірерьгаїїстьііі характер руководимые им издания выходили не более года. Единственная попытка дат общую характеристику творческой биографии Измайлова, и то и основном ее п; чалыюго отапа (171)4-18()5 гг.), была предпринята 11.11.1»уличем в "Очерках и штори и русекоіі литературы и просвещения с начала XIX в.". Позднее в іісслсді пательскоіі литературе возникал интерес только к некоторым момента биографии В. В. Измайлова в связи с рассмотрением отдельных сторон литератуї ио-обіцествеїнюго процесса в России первой трети XIX в. (участие в изданы "Вестника Европы", сотрудничество в Московском цензурном комитете, зам і сел журнала "Современник") или в связи с изучением истории сентиментализм, Наступила пора нгллдеться в почти незнакомую современному читателю фигу] В. В. Измайлова, воссоздать по возможности целостную картину его жизни и де телыюсти, определить его вклад в развитие журнально-издательского дела России.
Таким образом, актуальность диссертационной работы обусловлена прежде всего необходимостью восстановить историческую справедливость но отношению к В.В. Измайлову м определена интересом современной литературоведческой и историко-журналистском науки к анализу литературы и журналистики "второго ряда", "фона", что позволяет более четко показать полную картину и закономерности литературно-журнального процесса и целом. Изучение творческой деятельности В.В.Измайлова, его суждений и опыта дает возможность выявить пути формировании "нового журнализма" в России.
В данной работе рассматривается вся творческая биография Измайлова (от дебюта її 1794 г. до 1830 г. - года его смерти) как автора, редактора и издателя журналов различного типа, а татке альманаха и сборника переиодов, как цензора на фоне литературного и журнально-нздателі>скоп> процесса первой трети XIX в. Подробно анализируется история издания "Патриота", "Вестника Европы" (1814 г.), "Российского музеума, пли Журнала европейских новостей", альманаха "Литературный музеум" и др. его литературно-журнальных предприятий.
Целью диссертации является выяснение особенностей творческого пути Измайлова, процессов формирования его облика как профессионала-журналиста, редактора, издателя, цензора. Для достижения зтоіі цели было необходимо решить ряд конкретных задач:
проследить все этапы творческой деятельности Измайлова,
изучить все издания, в которых принимал участие пли которые издавал Измайлов,
выявить типологические особенности его изданий и определить их место в системе журналистики,
рассмотреть его литературно-публицистический опыт как автора стихотворений, басен, повестей, литературно-критических статей и, прежде всего, жур-
ііішістгкнх материалов - заметок, статен и обозрении, а также как переиодчика художественных и публицистических ІІ|ЮІІЗІІСДС!ШІІ,
изучить полемики, и которых он принимал участие, н показать отношение его к этому виду литературно-журнальном борьбы,
проанализировать, главным образом по переписке и архивным данным, как строилась оргаїшзаціїоішо-ііздательскші деятельность Пзмаіілоиа, складывались іваимоотноніеііня с авторами и сотрудниками его издании,
определить характер нзанмоотношеїнііі Пзмаіілоиа с другими литераторами, издателями, цензорами,
выяснить отношение современников Пзмаіілоиа к его литературным, журнальным и издательским опытам,
проследить критические отзывы н прессе на его творчество и издательскую деятельность,
показать его подходы к составлению программ издании и пути реорганизации изданиіі, привитых от других редакторов,
рассмотреть его цензорскую практику.
Методологическая и теоретическая база диссертации формировалась в связи с необходимостью изучения многогранной деятельности Измайлова. Использовались литературоведческие, иеторцко-журналистские, теоретико-журналистские методы исследования, включая источниковедческий сравнительно-типологический, текстологический подходы. Анализ творчеств; Измайлова как журналиста основан па современных концепциях нзученш функционирования и развития журналистики как сложного социального объект; в разнообразных взаимоотношениях (издатель-журналист, журналист аудитория, издатель-цензура, журналист-тексты и т.д.); как формы деятель пости по сбору и распространению информации; как совокупности разделов
рубрик, жанров различного типа изданий в рамках формирующейся и развивающейся системы периодической печати. В связи с этим потребовалось обратиться к исследованиям по истории и теории литературы и журналистики)/ Были проведены архивные разыскания в РГАЛИ и Рукописном отделе ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом). Широко использовалась переписка Измайлова и его современников, мемуарная литература. Автор стремился последовательно воссоздать творческий путь и показать особенности произведений Измайлова, применяя при этом сравнительно-исторический метод, анализ социально-политического содержания текстов, филологический анализ произведений, типологический и системный подход к изучению периодики.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые монографически воссоздается творческая биография Измайлова. В работе показана ею роль как организатора и реорганизатора различных периодических изданий, автора программ журналов и плана альманаха. Измайлов представлен как активный участник журналыю-литературного процесса, по возможности избегавший острых форм полемической борьбы, но последовательно проводивший свои умеренно—либеральные, "центристские" взгляды. Раскрыты отношения Измайлова с цензурным ведомством, способы преодоления цензурных препятствий Измайловым-редактором, а когда он сам стал цензором - использования
I) Работы М.П.Алексеева, Э.Г.Бабаева, В. Г. Березиной, В.Э.Вацуро, М.И.Гидлельсона, Б.И.Есина, А.В.Заладова, Н.Д.Кочетковой, В.И.Коровина, Т.И.Красиобородько и Л.П.Лобановой, В.И.Кулешова, Ю.В.Манна, Ю.Г.Оксмана, П.А.Орлова, А.И.Столько, Л.Е.Татариновой, В.В.Ученовон и др.
цензорских возможностей для купирования негативных процессов в литературе и журналистике. Открыты новые факты биографии, в научный оборот введена переписка Измайлова с литераторами его времени, в том числе но архивным источникам - его переписка с П.Л.Вяземским и В.М.Перевощиковым. Определены и уточнены датировки ряда писем. По ходу работы проведена или уточнена атрибутация некоторых произведений как самого Измайлова, так и участников его изданий; указано авторство произведений, первоначально печатавшихен без подписи; по архивным материалам вьишлены варианты текста стихотворения П.А.Вяземского "Библиотека".
Практическое значение работы заключается в том, что по ее результатам возможно внесение уточнений и дополнений в различного рода публикации по истории и теории журналистики, истории литературы и литературной критики, развитию общественной мысли. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях литературно-журнального процесса первой трети XIX в., при разработке проблем типологии журналистики. Полученные новые данные могут включаться в учебные курсы и пособия но истории русской журналистики и литературы, найти применение при подготовке спецкурсов и спецсеминаров историко-журналистского и историко-литературного характера.
Апробация работы. По теме диссертации опубликованы статьи общим объемом 4,5 авт.листа. Итоги работы докладывались и были одобрены на кафедре истории русской журналистики и литературы факультета журналистики МГУ.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения,
Примечаний и Библиографии (267 названий). Основной текст работы без
Примечаний и Библиографии занимает _ машинописных страниц.