Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Телевизионное интервью: семантический и прагматический аспекты Попова Татьяна Игоревна

Телевизионное интервью: семантический и прагматический аспекты
<
Телевизионное интервью: семантический и прагматический аспекты Телевизионное интервью: семантический и прагматический аспекты Телевизионное интервью: семантический и прагматический аспекты Телевизионное интервью: семантический и прагматический аспекты Телевизионное интервью: семантический и прагматический аспекты Телевизионное интервью: семантический и прагматический аспекты Телевизионное интервью: семантический и прагматический аспекты Телевизионное интервью: семантический и прагматический аспекты Телевизионное интервью: семантический и прагматический аспекты
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Попова Татьяна Игоревна. Телевизионное интервью: семантический и прагматический аспекты : Дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.10 : СПб., 2004 432 c. РГБ ОД, 71:05-10/97

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА 1. Телевизионное интервью как объект дискурсивного

анализа 12

  1. Принципы дискурсивного анализа 12

  2. Экстралингвистический фон протекания телеинтервью. Телеинтервью как коммуникативное событие 16

1.2.1. Тематическое содержание телеинтервью конца XX века , 19

1.2.2-Принципы отбора информации 23

  1. Фактор двойного адресата 33

  2. Цель общения в телеинтервью- Осмысление экзистенциальных ценностей 39

U, Телеинтервью как речевой жанр 43

1,ЗЛ_ Понятие "речевой жанр" в современной лингвистике.

Референтный и прагматический аспекты речевого жанра 43

1.3.2. Способы вербализации референтного и прагматического
аспектов речевого жанра 46

13.2.1, Минимальная диалогическая единица как основная

речевая единица реализации стратегии 54

1.3.3. Индивидуальное и типизированное в речевом жанре 65

1 .ЗА Первичные и вторичные речевые жанры-
Телеинтервью как вторичный речевой жанра 69

1.4. Выводы 73

ГЛАВА 2. Референтный план телеинтервью-
Стратегии речевого поведения ведущего 76

2.1 - Фреймовая структура телеинтервью разных жанровых

разновидностей 76

2.1.1. Фреймовая структура телеинтервью

с собеседником-личностью 82

.2. Фреймовая структура телеинтервью

с собеседником-профессионалом 89

2.1.3. Фреймовая структура телеинтервью

с собеседником-участником события 94

2.2- Стратегии построения телеинтервью

с собеседником-личностью > 100

2.2.1. Особенности семантического пространства,

коммуникативные роли участников телеинтервью,

основные стратегические задачи и цели 100

2.2.2. Композиционная структура телеинтервью

с собеседником-личностью 104

2.2.3. Характеристика минимальных диалогических единиц,
участвующих в реализации стратегии журналиста 119

2.3. Стратегии построения телеинтервью

с собеседником-профессионалом 155

2.3.1. Особенности семантического пространства,
коммуникативные роли участников телеинтервью,

основные стратегические задачи и цели 155

2.3-2- Композиционная структура телеинтервью

с собеседником-профессионалом 158

2.3.3» Характеристика минимальных диалогических единиц,

участвующих в реализации стратегии журналиста 173

2 А Стратегии построения телеинтервью

с собеседником-участником события 200

2.4.1. Особенности семантического пространства,

коммуникативные роли участников телеинтервью,

основные стратегические задачи и цели 200

2.4.2. Композиционная структура телеинтервью

с собеседником-участником события - 207

4 2.4.3. Характеристика минимальных диалогических единиц,

участвующих в реализации стратегии журналиста 217

2.5. Выводы 253

ГЛАВА 3. Прагматический план телеинтервью. Тактики

речевого поведения ведущего и собеседника 261

  1. Социальные роли ведущего и собеседника 261

  2. Тактики речевого поведения собеседника 268

  3. Тактики речевого поведения ведущего при использовании собеседником тактик противодействия и уклонения 276

  4. Речевое поведение участников телеинтервью с учетом

фактора двойного адресата 283

3.4Л. Максимы общения 283

3-4.2, Функции прецедентных текстов 287

3.4.3. Роль интерпретирующих речевых актов 292

3-5. Выводы 296

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 298

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 301

ПРИЛОЖЕНИЯ 303

Приложение 1. Телеинтервью

с собеседником-личностью 303

Приложение 2. Телеинтервью

с собеседником-профессионалом 333

Приложение 3- Телеинтервью

с собеседником-участником события 365

Приложение 4. Фреймовый состав ТИ разных типов 396

Приложение 5. Сравнительная характеристика МДЕ,

характерных для разных типов телеинтервью 399

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 406

Введение к работе

Актуальность исследования определяется той ролью, которая закрепилась за телевизионным интервью (далее - ТИ) в последние десять лет. ТИ превратилось в один из самых популярных жанров телевизионного общения, «целые блоки, не говоря уже об отдельных сюжетах, монтируются из "разговоров" — бесед, комментариев, интервью и т.д., которые стремительно вытесняют из эфира традиционно зрелищные репортажи, очерки, зарисовки либо диффундируют в них, чрезвычайно активизируя процесс гибридизации жанров» (Васильева и др. 2003: 156).

В ТИ отразился процесс демократизации телевизионной речи, связанный с «приобщением к общественной жизни (и социальной вообще, и как следствие - речевой) все более широких слоев общества» (Лаптева 1999: 4). Этот процесс особенно ярко проявляется в «тех публицистических жанрах, суть которых заключается в оценке общественных явлений, в открытом выражении авторской позиции» (Кор-милицына 2003: 134-135).

Подверглась переосмыслению в обществе и сама роль телевизионной речи. «Благодаря радио и ТВ устный литературный язык, использовавшийся ранее в основном при интерперсональном официальном общении, стал средством публичной общеэтнической, притом мгновенной, коммуникативной связи. (...) ныне именно устные СМИ являются доминирующим информационным каналом- (...) Соответственно значительно возрастает и влияние языка СМИ на современное состояние вербальной культуры» (Нещименко 2003: 82). Именно публицистическая речь в ее газ етно-жу риал ьном» радио- и телевизионном выражении воспринимается большинством населения как эталонная, она формирует его языковую картину мира, общую когнитивную базу, ценностные ориентации. Исследование функционирования языка в

6 этой сфере его употребления всегда актуально, так как предоставляет сведения о функциональном потенциале языковой системы и продуктивности ее отдельных компонентов в тот или иной период времени и выявляет типовые модели речевого поведения, в рамках которых осуществляется использование языковых средств.

Публицистическая речь телеведущего вступает в контакт с речью интервьюируемого, которая, безусловно подчиняясь законам официального общения, все же вносит свои черты неофициального межличностного общения, что приводит к появлению феномена "смешанных", "контаминированных", "диффузных" текстов (см. Бельчиков 1996, Нещименко 2000, Сандлер 2001). Это явление становится не только фактом речи, но и фактом языка. Телеинтервью в этом процессе выполняет важную роль полигона, где вырабатываются новые формы официального общения, формируется речевая компетенция населения е этой сфере языкового существования. Исследование типовых образцов этого жанра (определение их коммуникативно-эстетических качеств) имеет огромное значение как для понимания процесса языкового развития» так и для прикладных целей.

Объектом исследования является ТИ как определенный речевой жанр, то есть социально закрепленный способ общения по поводу определенной предметной области в заданной ситуации общения.

Предметом исследования является речевое поведение участников общения, понимаемое как «эмпирически наблюдаемая, мотивированная, намеренная, адресованная коммуникативная активность индивида в ситуации речевого взаимодействия, связанная с выбором и использованием речевых и языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей» (Борисова 2001а: 190).

В центре внимания исследования находится динамический процесс организации структурно-смысловой стороны ТИ, анализу под-

7 вергаются такие единицы речевого поведения, как стратегия, тактика и тактические ходы ведущего ТИ, организующие смысловое единство речевого взаимодействия участников ТИ.

Материалом исследования послужили видеозаписи 22 телепередач ("Антропология", "Герой дня", "Русский век", "Страсти по Соловьеву", "Личное дело", "Час пик", "Третий лишний", "Урмас Отт с ,..")* показанных на различных каналах российского ТВ (НТВ, ТНТ? Петербург, ОРТ, REN TV, Рос. ТВ) в период с 1996 по 2000 год. Все телепередачи представляют собой ежедневные или еженедельные выпуски с определенной временной продолжительностью и закрепленностью в сетке телепрограмм. Они имеют постоянных ведущих с большим опытом проведения телеинтервью (Д. Дибров, С. Сорокина, О. Бычкова, Б. Норкин, А. Караулов, М. Тайманов, А, Разбаш, К, Ларина, У. Отт). В основе каждой телепередачи лежит телеинтервью.

Целью исследования является выявление жанровой природы ТИ, прежде всего особенностей его композиционной структуры, содержащей набор типовых компонентов, а также анализ используемых в них языковых средств, которые в условиях стабильной текстовой композиции получают устойчивое речевое содержание,

ТИ как речевой жанр рассматривается с точки зрения определенных "дискурсивных практик", под которыми понимаются «тенденции в использовании близких по функции, альтернативных языковых средств выражения определенного смысла» (Баранов А.Н. 2001: 246). Дискурсивный подход к ТИ требует анализа той предметной области, которая является объектом обсуждения в ТИ, и тех способов, которыми эта предметная область воспроизводится, так как дискурс — это «вербализованный опыт мышления относительно определенной области объектов», организованный в рамках соответствующих стратегий (Булатова 1999: 34).

Первая задача при реализации такого подхода к ТИ — охарактеризовать его как определенное коммуникативное событие, в рамках которого вырабатывается типичная модель речевого взаимодействия участников общения (речевой жанр).

Вторая задача, вытекающая из первой, — рассмотреть жанр ТИ в дискурсе экзистенциальных ценностей, выявить типологические составляющие предметной области ТИ (референтный план ТИ, связанный с локуцией), которые являются объектом социальной и эмоциональной оценки.

Третья задача — выяснить, какие единицы речевой организации участвуют в представлении этой предметной области в процессе интеракции собеседников (интенциональный план ТИ, реализующийся в жанровых стратегиях и тактиках, — соответствует иллокуции), и выявить основные способы их соединения и распределения в структуре речевого целого.

Четвертая задача — установить тактические ходы, к которым прибегают собеседники в процессе речевого взаимодействия для достижения цели общения (прагматический план ТИ, связанный с достижением перлокутивного эффекта).

Именно предмет речи, авторская оценка и фактор адресата определяют, по мнению исследователей» тип дискурсивного мышления языковой личности (Горелов, Седов 2001: 235), который реализуется в типовых речевых формах.

Основные методы исследования. Анализ речевого поведения участников телеинтервью основывается на методах научного наблюдения и лингвистического описания, главными из которых выступают методы дискурсивного и текстового анализа. В работе используется также методика прогностического моделирования когнитивных структур (фреймов).

Дискурсивный анализ явлений языка предполагает учет человеческого фактора: анализу подвергается процесс речевого взаимодействия партнеров коммуникации в определенной ситуации общения: от замысла, конструирования, отбора элементов референтной ситуации до их языкового воплощения, которое интерпретируется телезрителями.

Теоретическая значимость и научная новизна исследования. В диссертации предложена концепция анализа речевого жанра, в котором закреплены две предписывающие модели: 1) модель представления ситуации действительности (референтный аспект жанра) и 2) модель поведения говорящих в ситуации общения (прагматический аспект жанра). Выбор и той, и другой модели напрямую связан с речевым поведением говорящего, так как именно от него зависит способ отражения референтной ситуации и сценарий речевого поведения. Предпринята типологическая систематизация вариативности моделей жанра на примере жанра ТИ. В диссертации обоснованы и разработаны теоретические принципы и методика лингвистического анализа речевых стратегий и тактик. Осуществлено комплексное описание минимальных диалогических единиц, реализующих речевые стратегии ведущего в разных типах ТИ, Выявлены типичные способы реализации тактик речевого поведения ведущего и собеседника, а также тактические ходы, к которым прибегает ведущий для достижения коммуникативной цели. Выявленные и апробированные на материале телевизионного интервью принципы и методы анализа речевого жанра могут быть применены к текстам других публицистических жанров, а также к текстам других функциональных разновидностей.

Практическая значимость исследования определяется его проблематикой и полученными результатами. Поскольку в диссертации исследуются модели речевого поведения ведущего в ТИ, ее результа-

\0 ты имеют значение для обучения ведению целенаправленного публичного диалога будущих журналистов, а также потенциальных интервьюируемых. Описанные в работе типовые стратегии и тактики речевого поведения в публичном диалоге могут являться моделью при формировании коммуникативной компетенции и речевой культуры студентов в курсах риторического цикла, а также при обучении иностранцев официальному публичному общению. Результаты исследования могут быть использованы в вузовских курсах функциональной стилистики, культуры речи, риторики, лингвистики текста, а также при обучении проведения теста-интервью преподавателей русского языка как иностранного, работающих в Государственной системе тестирования по русскому языку как иностранному.

Апробация работы. Результаты исследования прошли апробацию на ежегодных научно-практических конференциях факультета журналистки СПбГУ "Средства массовой информации в современном мире" (1997, 1998, 1999, 2000), а также МГУ (2000, 2001), ежегодных межвузовских научно-методических конференциях филологического факультета СПбГУ (1997, 1998), на международных конгрессах (Москва 2001, Санкт-Петербург 2003, Оломоуц 1999) и др. Основные положения исследования изложены в монографии "Телеинтервью в коммуникативно-прагматическом аспекте" (СПб., 2002), разделах коллективных учебников "Русский язык и культура речи" (М,, 2000), "Основы теории коммуникации" (М.,2003), статьях автора.

Основное содержание диссертации отражено в 28 печатных работах, общим объемом 29,5 п.л., в число которых входит монография-Структура работы. Диссертация состоит из трех глав, введе* ния, заключения» списка источников и списка литературы. В приложении даются образцы ТИ разных типов, а также таблицы, содержащие обобщающий материал по Главе 2.

В первой главе телеинтервью описывается как определенный вторичный (риторический) жанр, вобравший в себя особенности нескольких первичных жанров: интеллектуального фатического диалога, диалога-обмена мнениями с целью установления истины, а также информативного диалога. Определяются основные содержательные и интенциональные особенности современного телеинтервью, которые позволяют выдвинуть гипотезу о вхождении телеинтервью в особый дискурс экзистенциальных ценностей.

Вторая глава содержит анализ референтного плана телеинтервью конца XX века, выявляется фреймовая структура жанровых разновидностей телеинтервью разных типов. Телеинтервью описывается как коммуникативное и структурное целое, состоящее из минимальных диалогических единиц. Последовательность вхождения минимальных диалогических единиц в телеинтервью как коммуникативное целое, а также их динамическое развертывание рассматриваются в рамках исследования речевого поведения участников общения в терминах стратегий и тактик.

В третьей главе рассматриваются тактики речевого поведения участников телеинтервью с учетом экстралингвистических условий протекания общения.

Представленная последовательность описания телеинтервью дает возможность увидеть особенности речевого поведения журналиста и гостя студии на разных этапах протекания общения: от реконструируемого замысла, его стратегической реализации — до тактических ходов его осуществления в процессе речевого взаимодействия.