Введение к работе
: їїvM '
»- .«мі
' Т4»л Д сдельность исследования,» Впервые в нашей истории еозни-
|серт*цнЛ
ігаеттіроолема реального, не прожектерского изменения человека и его места в обществе. "Перестройка показала, что только реальное включение человека во все государственные и общественные дела' в качестве ответственного субъекта деятельности позволит преодолеть отчуадение человека, разрыв меяду общими и личными интересами, повысить активность личности во всех сферазс общественной жизни", — отмечал в статье "Социалистическая идея и револкящ-онная перестройка" М.С.Горбачев. Здесь же оя указывал; что "самые радикальные перемены, ведущие к обновлению социализма, должны произойти в области идеологии, культуры, образования", поскольку именно "перестройка открывает широкий простор .духовному развитию самого человека и общества, в котором он ишет . к от характера способностей и личностных качеств человека зависит характер и особенности общественных отношений — "каковы индивиды,
2 такова и сама эта общественная связь" ..
В связи о этим на первый план выдвигается проблема воопита-.ния личности, ориентированной на общечеловеческие ценнооти. Особая роль в этом процессе пршшдлешт средствам массовой информации (СМИ), телевидению, в частности, поскольку от является наиболее аффективным средством социализации личности, ретранслятором духовных ценностей, накопленных искусством, с одной стороны, а с другой, как новая ветвь экранного искусства, само создает втл ценности.
1 Горбачев М.С. Социалистическая идоя и революционная перестрой
ка // Правда. Ї989. 26 нбяб.
2 Мерке К., Энгельс Ф. Соч. Т'. 42. С. 23.
Постоянное возрастание роли телевизионного экрана в деле гуманистического воспитания подрастающего поколения — явление закономерное. По мере дальнейшего развития нашего общества на передний план все более выдвигаются факторы духовного характера. С «этой точки зрения телевидение обладает огромной силой, как наиболее массовое из всех СМИ, обладающее способностью к одновременному охвату многомиллионной аудитории, огромным эмоциональным потенциалом благодаря своей способности воздействовать на зрителя наиболее эффективно — силой звукозрительных образов. Гль у ТВ еще одно ценное качество — контактность, так называемый эффект личностного общения. И эта особая приближенность телеэкрана к зрителю, особенно в прямых трансляциях, часто яв- . дяется основой не только художественных решений телепередачи, но и тем фундаментом, на котором строится воспитательное воздействие телевидения в целом.
Актуальность данного исследования связана и с тем неоспоримым фактом, что детская и юношеская аудитория — главные звенья в системе воспитания. Известно, что развивающийся мозг формируется в первые полтора-два десятилетия. Еще в начале века 3. Фрейд доказал важность ранних впечатлений для формирования личности, заявив, что деформации, отклонения в раннем возрасте дают в будущем необратимые девиации поведения. Академик АМН СССР Л.Бадалян сравнивает это с нарушением траектории во время поле-га, траектории жизни, динамики духовного развития ("Литературная газета", 14 июня 1989 г.). Поэтому заботу о душе ребенка, о нравственном ядре личности следует проявлять .очень рано.
В последние годы появилось значительное количество исследований, посвященных изучению функционирования средств массовой информации.,Большое теоретическое и практическое значение
имеют рабогн Э'.Г.Багирова, Ю.А.Богомолова, Р^А.Борецкого, А.С.Вартанова, В Л.Вшолека, Ю.В.Воронцова, В.ПЛемина, Я.Н.Эа-сурского, НЛ.Зоркой, Р.Н.Йлыша, С.А.Иосефяна, И.Г.Кацева. РД.Копнловой, 'Г.А.Марченко, СА.Муратова, О.Ф.Нечай, Е.П.Прохорова, К.Э.Разлогова, В.Н.Ружникова, В.С.Сашхака, С.В.Света-ны, Ю.Г.Шаповала, А.Я.Юровского и других. Эти авторы исследовали как общемегодологические вопросы функционирования средств массовой информации, так и проблемы иг специфики, выразительных средств, своеобразия телевидения не только как способа худояест-венно-публицистического отражения действительности, но и как нового вида экранного искусства.
Исследования гэ, касающиеся путей взаимодействия ТВ с детской аудиторией, пока немногочисленны. Кроме того, гее они, как правило, рассматривают проблему "ТВ и иные зрители" о точки зрения телевидения как средства массовой информации, одного иэ самых мощных рычагов идейно-политического, трудового, нравственного воспитания, что само по себе, безусловно, очень важно. Но тем но менее существенно такве и то, что ТВ — это еще и новый вид экранного нскусогва, шещий свою образную структуру, свои специфические формы контакта с детско-шюшеской аудиторией. Данный аспект пока еще не нашел доланого освещения в литературе, поовя-щеняой взаимоотношениям "малого экрана" с иными зрителями.
Сказанное позволяет сделать вывод об актуальности избранной темы диссертационного исследования.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является вся система белорусского детского телевещания. В рамках . данной системы выделяется целостный процесс создания всех видов телепрограмм как в области худовественного ТВ о использованием внутренне присущих ому изобразительно-выразительных
средств, так и в области ТВ журналистики, а такає в зонах пера--сечения художественного ТВ с тележурналистикой и системой искусств. Шенко в телепередачах, синтезирующих рационально-понятийный и эмоционально-образный способы освоения действительности, т.е. объединяющих особенности внехудожественной и художественной информации, и происходят активнейшие процессы переплавления факта в образ, рождение новых образных структур, что является основой создания телепрограмм, адресованных детской телеаудитории.
Сиотеыный подход предполагает также включение в зону исследования и самой дегокой телеаудитории. Поскольку она весьма специфична, то учет ее психофизиологических свойств, которые о необходимостью принимаются во внимание в процессе создания телепередачи, представляется необходимым для данной работы.
В сферу анализа необходимо включить также коммуникатора (автора, создающего текст) как начальное звено коммуникативной цепочки. Таким образом, очерченный предмет исследования обусловливает комплексное изучение внутренних структурных взаимосвязей мевду его компонентами в процессе функционирования системы детского телевещания.
Детское телевещание республики рассматривается также в его
внешних связях со всей системой ТВ в целом, в контексте художе
ственной культуры, адресованной детям. В соответствии с этим
объект исследования рассматривается с учетом его взаимодействия
с Белорусским республиканским телевещанием и детским телевещани
ем ЦТ. ' ,
Непосредственным материалом для исследования послужили наи более показательные передачи белорусского телевидения, передачи ЦТ, адресованные юным зрителям. Среди них — такие циклы БТ,
как "Без пяти восемнадцать", "Ваше слово, эрудиты!", "Бао вызывает Спортлавдия", "Юность в дороге", "В пятницу после уроков", "Красные гвоздики", телеклуб "Поиск", "Адрес друга", "Сто тысяч "почему?" и др., которые анализируются в сравнении с передачами ЦТ. Не обойдены вниманием и такие программы, авторы которых, "тиражируя" уне найденное в области детского ТВ, не привносят в свои работы ни творческих, ни художественных находок, ни четкой авторской заинтересованности в постановке той или иной воспитательной задачи»
«. Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы явилось выявление особенностей тематики, вивуальной с?руктурн телепрограмм для детей и юношеотва Белорусского, ЗВ. Зга цель рвализовызалаоь через постановку я решение следущих' задач * предполатшцш::
дать общую характеристику детской телеаудиторпн;
выявить внутреннюю структуру объекта исследования — белорусского детокого та, учиїнвая необходимость тесной взаимосвязи, я взаимовлмвшя экранных: искусств, а такгэ особенности восприятия детьми экранных сообщений;
тшологязировать тексты телепрограм для юных 8рптолей исходя из Еанрово-тематичеокой их структуры, а такао многообразия функций телевещания для данной аудитории;
проследить процесс создания художественного образа детских телепередач с учетом их адресности;
выявить внешние взаимосвязи объекта исследования;
'- выявить наиболее оптимальные принципы художественного строения телепередач для детей.
мпгодологячеокіге птітпи^^вттшшшшштиішшшг ватта. Общетеоретическими и методологическими осковемп работа
являются произведения классиков марксизма-ленинизма, материалы съездов КПСС, пленумов ЦК партии, документы по вопросам идеологической работы, науки, культуры, искусства, деятельности средств массовой информации и пропаганды. Общая методология работы --' марксистско-ленинская диалектика — сочетается с применением системного подхода. Исследование системы детского телевещания республики проводится интегрирование), с применением знаний, накопленных теоретической наукой в различных ее областях. Современные научные исследования в области детской психологии, педагогики, социологии, теории массовой коммуникации, художественной культуры в целом явились основой для комплексного рассмотрения проблемы "телевидение и дети". Этим обусловливается , применение в работе элементов социологического и социопсихологического подходов. Анализ связей детского телевещания с другими видами искусств и СМИ потребовал применения сравнительных методов исследования. Таким образом, предмет исследования рассматривается системно, т.е. о точки зрения его внутренней структуры и внешних связей. Такое исследование детского телевещания республики позволяет целостно и многосторонне охватить объект в динаміте его функционирования и развития.
Научная новизна иоследова.чщ. В диссертации разработан ряд положений, которые имеют элементы научной новизны.
Исходя из того, что аудитория юных зрителей — не объект, а субъект общественного развития, уточнено определение дегоко-го телевещания, которое, о точки зрения автора, представляет собой целостный процесс создания и восприятия оригинальной телепродукции, ориентированной на образность, учитывающей психофизиологические особенности детской телеаудитории. Он характе-пизуется многофункциональностью, а таїсжє прямым или косвенным
участием самих детей. Данное определение позволяет рассматривать детское 23 не только как средство массовой информации, передающее ту или иную информацию в воспитательных или общеобразовательных целях (как это традиционно понималось), но и как новый вид экранного искусства, имеющий свой язык, стиль, способы контакта с детской аудиторией.
Сделан вывод"о том, что особенности ТВ, связанные "с использованием им пространсгвенно-времеяных свойств нового вида экранного искусства, являются основой не только ярких художественных решений телевизионных передач и фильмов, но и воспитательного воздействия в целом. Трансляционноеть отдельных текстов и.программность вещания отражаются на характере контакта ТЗ с аудиторией в целом и с детской аудиторией в частности. Программность, проявляющаяся в длительности и целостности.вещания, даэт возможность устанавливать постоянный контакт зрителей с телеэкраном, вводить постоянно действующих героев, осуществлять контакты внутри программ, синтезировать документальные я игровые формы, , что способствует усилению воспитательного эффекта ТВ, а его творческим работникам дает дополнительные возможности для поис-f ка новых оригинальных худонественных решений.
Приведены дополнительные аргументы в пользу того,- что запросы каадой возрастной группы, определяемые, с одной стороны, возрастными особенностями, с другой — процессом восприятия окружающей действительности, в том числе я посредством СМИ,' проявляются в ориентации на тот или иной яанр телевидения. Для дошкольников и младших школьников предпочтительны игровые формы организации экранного материала, передачи, создаваемые в области художественного ТВ и на стыке его с другими видами искусств. Подростки и в большей степени.юношество избирают для себя проб-
лемные, диалогические формы подачи телетекстов.
Установлено, что многообразие видов и канров телепрограмм для детей обусловлено способом организации экранного материала. Наиболее продуктивные жанровые структуры рождаются в области художественного ТВ на стыке документального и игрового способа трактовки драматургической основы передачи, Это также дает дополнительные возможности для творческих работников ТВ более эффективно использовать его в деле воспитания и образования подрастающего поколения.
Доказано, что о целостности образной структуры телепрограмм для детей и юношества можно говорить в том случае, если она обусловлена ориентацией авторов на потребности, запросы своей аудитории, а также на использование ими изобразительно-выразительных средств ТВ.как наиболее действенного средства СМИ и нового вида экранного искусства.
Впервые обобщен опыт Белорусского телевидения для детей и юношества. На основании этого разработан ряд предложений по совершенствованию ТВ для данной аудитории.
Обоснован вывод о том, что только органическое единство нсисолого-педагогических и художественных требований, предъяв-. ляемшс к любой телепередаче, адресованной юным зрителям, способно сделать ее педагогически результативной и художественно значимой.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования могут способствовать дальнейшему научному анализу детского телевещания как сложной лолафункциональной системы, обладающей многочисленными внутренними и внесшими взаимосвязями.
Выявление специфических особенностей создания художествен-
ного образа в телепередачах, адресованных юным зрителям, моткет быть использовано при изучении практики телевещания в целом. Системный анализ Белорусского детского телевещания даст возмок-ность для дальнейшего исследования его социальных, художественных функций в деле совершенствования форм и методов воспитания лодрастагощего поколения экранными средствами и позволит продолжить изучение жанров, языка и стиля телепрограмм для детей в процессе их становления и развития.
Результаты исследования могут быть использованы при составлении программ, методических разработок, при чтении лекций по ТВ, спецкурсов, педагогами в работе с детьми.
Кроме того,- результаты исследования могут послужить материалом для творческих работников ТВ, чтобы наиболее целенаправленно и эффективно воздействовать на детокуо аудиторию экранными средствами.
Дпробапия ,ра,бдт,ц. Основное содержание и теоретические вывода исследования докладывались и были одобрены на:
Теоретической конференции "Технические перспективы и художественные возмовнооти развития ТВ", г. Минск, 1980 г.;
Научно-практической конференций "Тенденция развития документального теле-'и кинофильма", г. Минск, 1980 г.;
пленарном заседании Совета по кинообразовашго в школе и вузе СК СССР, г. Тбилиси, 1980 г.;
Научно-практической конференции "Советская журналистика в 1982 г,", факультет журналистики МГУ игл. М3.Ломоносова,
г. Москва, 1983 г.;
семинаре "Пути повышения эффективности теле- и радиовещания для детей", г. Москва, 1983 г.;
Республиканской научно-практической конференции "Актуаль-
ше проблемы эстетического воспитания детей и молодежи", г. Москва, 1982 г.;
'..-. Республиканской научно-практической конференции "Актуальные1 проблемы эстетики и эстетического воспитания в свете решений ХШІ съезда КПСС", г. Полоцк—Новополоцк, 1987 г.;
Ыеяяународной конференции "Проблемы современной культуры", ПИЭФ АН БССР, г. Минск, 1988 г.;
Органиэацюнно-деятельйостной игре и экспертном семинаре "фундаментальные ценности культуры Белоруссии: история, современность, концепции развития", г. Минск, 1989 г.;
- Всесоюзном семинаре "Перспективы развития визуальной куль-
: туры", г. Москва, 1989 г,;
- Всесоюзном семинаре "Проблемы авторства в аудиовизуальной
культуре", г. Минск, 1990 г.
і Публикации. Основное содержание диссертации нашло отражение в вроьми опубликованных работах общим объемом 2,8 п.л. Кроме это-го, по вопросам кино и телевидения авторам опубликовано более 50 статей в республиканской периодической печати.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и содержит 173 страницы машинописного їзкста.