Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Специфика освещения социализации личности в современном медиапространстве Важенина Ольга Анатольевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Важенина Ольга Анатольевна. Специфика освещения социализации личности в современном медиапространстве: диссертация ... кандидата Филологических наук: 10.01.10 / Важенина Ольга Анатольевна;[Место защиты: ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»], 2018.- 194 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы социализации личности в медиапространстве 23

1.1. Современное медиапространство как основа взаимодействия социальных институтов в вопросах социализации личности 23

1.2. Социальная журналистика: понятие, принципы и функции 37

1.3. Влияние информационной трансформации общества второй половины XX – начала XXI вв. на развитие теории аутизма 50

1.4. Роль научных публикаций по проблеме аутизма в формировании единого информационного фона медиапространства 69

Глава 2. Медийный образ как ключевой компонент освещения проблем социализации личности 91

2.1. Жанрово-тематическое своеобразие кинематографа об аутистических расстройствах 91

2.2. Социальные координаты телесериалов: репрезентации образов с аутистическими чертами личности 111

2.3. Новые медиа как инструмент гуманистического воспитания общества 123

2.4. Лингвостилистический анализ медиатекстов по проблематике аутизма 144

Выводы по второй главе 164

Список использованной литературы и источников 181

Введение к работе

Актуальность темы. Существует ряд факторов, которые определяют актуальность проведения данного исследования. Это прежде всего кардинальное изменение общественной тенденции отношения к людям по отличающимся от остальных различным критериям.

Отношение к больным людям и людям с особенностями изменялось на протяжении всей человеческой истории. Невзирая на нелинейный характер этого процесса, можно выделить некоторый общий тренд, заключающийся в постепенной гуманизации. Гуманизация отношения к таким людям не подразумевает социально маркируемого сострадания, проявляемого в подаче милостыни или иных формах унижающей помощи. В первую очередь гуманизация заключается в признании общечеловеческого статуса за больными людьми, людьми с ограниченными возможностями и с особенностями. До эпохи нового времени такие люди чаще всего подвергались различным формам социальной изоляции или даже остракизма. Отдельно стоит выделить категории людей с особенностями психики. В рамках религиозных культурных традиций они практически всегда были поражены в правах. При этом параллельно в обществе присутствовало позитивное и негативное восприятие. Позитивное восприятие определяло психически отклоняющихся индивидов как блаженных, святых или юродивых. В то же время существовавшее негативное восприятие приписывало особенности поведения поражению злыми духами.

На протяжении XX в. понятие медицинской, психической и иных видов нормы расширяется и многие заболевания перестают интерпретироваться в таковом качестве. Например, сегодня о людях с некоторыми видами расстройств аутистического спектра говорят все чаще не как о больных, а просто как о людях с особенностями, что имеет под собой солидные медицинские и социокультурные основания. Конечно, до общего решения проблем многих категорий «отклоняющихся людей» остается по-прежнему далеко. Одна из наиболее остро стоящих проблем связана с социализацией людей с расстройствами аутистического спектра, поскольку решение чисто психологических и других задач часто упирается в готовность самого общества к принятию такого человека. Поэтому чрезвычайно важно понимать, в каком направлении движется общество в аспекте восприятия проблем лиц с расстройствами аутистического спектра или аутистическими чертами личности.

Освещение данных проблем средствами массовой информации – это не просто задача гуманистического идеализма, но задача практической ответственности перед равными членами общества, которые в силу обстоятельств своего рождения или жизненных коллизий оказались фактически вычеркнуты из нормальной социальной жизни.

Во многом благодаря деятельности современных журналистов общество узнало об одном из новых глобальных рисков – стремительном увеличении числа людей с расстройствами аутистического спектра. Ранее использовались просто термины «аутизм» и «аутист» как человек, больной одним из аутистических синдромов. Однако по мере развития знаний о состоянии, внутреннем мире, развитии и возможностях людей с аутистическими чертами личности, совершенствования методик терапевтического воздействия и социализации, инклюзивного образования и трудоустройства общество стало понимать, что многие люди с аутистическими расстройствами могут стать его полноценными членами и именно на обществе в целом лежит ответственность за их качество жизни. Осознать эту ситуацию во многом помогают средства массовой информации, однако при этом журналисты не всегда создают тексты, полностью отвечающие требованиям объективности и достоверности; зачастую материалы, освещающие проблематику аутизма, содержат неточности, заблуждения, ненаучные интерпретации тех или иных особенностей аутистов.

Таким образом, исследование вопроса об освещении проблем аутизма в медиапространстве в начале XXI в. обладает актуальностью, теоретической и практической значимостью.

Тема диссертации – «Специфика освещения проблем социализации личности в современном медиапространстве».

Выбор темы: исследовательский интерес к освещению в

медиапространстве социальной проблематики, связанной с социализацией людей с расстройствами аутистического спектра – результат многолетней работы автора в сфере информационно-коммуникационного обеспечения деятельности высшего учебного заведения, а также в сфере журналистики и взаимодействия со средствами массовой информации.

Освещение социальных проблем людей с ограниченными возможностями и/или особенностями развития в различных локусах медиапространства, таких как научная коммуникация, массовая коммуникация, новые медиа, отличается по характеру и содержанию, подаче объективных фактов от других информационных сообщений.

Проблематика, связанная с освещением в медиапространстве тематики аутизма, является живой, актуальной и представляет научный интерес для познания в рамках диссертации.

Гипотеза исследования нацелена на определение специфики роли и функций различных видов медиа в освещении проблематики взаимодействия общества и людей с расстройствами аутистического спектра в современном медиапространстве.

Поскольку социализация – это процесс непрерывного усвоения индивидом социальных норм, социальной адаптации и инкультурации

личности, включения ее в систему функционирующих социальных связей, было
предположено, что медийный образ этого процесса должен базироваться на
гуманистических ценностях и формироваться в рамках социальной
коммуникации. В силу этого ведущие локусы медиапространства,

использующие различные средства художественной выразительности при освещении проблематики социализации личности, должны реализовать не только информационную, но и культурно-просветительскую, воспитательную, интегративную функции в контексте гуманистической миссии медиа.

Объектом исследования является медиапространство начала XXI в. как основа взаимодействия общественных институтов в вопросах социализации личности.

Предметом исследования является профессиональная деятельность современных медиа по освещению проблем социализации личности.

Цель работы заключается в исследовании специфики освещения проблематики социализации личности в современном медиапространстве.

В соответствии с заявленной целью исследования в диссертации были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать современное медиапространство как основу
взаимодействия общественных институтов в вопросах социализации личности;
проанализировать его структуру и определить основные его локусы, в которых
данная проблематика получила наибольшее освещение.

2. Изучить теоретические основы и характерные черты социальной
журналистики.

3. Проанализировать роль научных публикаций начала XXI в. в
формировании единого информационного фона современного
медиапространства.

  1. Выявить степень влияния информационной трансформации общества второй половины XX – начала XXI в. на развитие теории аутизма, позволяющую систематизировать взгляды современного научного и экспертного сообщества.

  2. Рассмотреть процесс формирования медийного образа как ключевого компонента освещения проблем социализации личности.

6. Описать жанрово-тематическое своеобразие кинематографа о
социальном аутизме.

7. Определить социальные координаты телесериалов, в которых
репрезентируются образы с аутистическими чертами личности.

8. Охарактеризовать новые медиа как инструмент гуманистического
воспитания общества.

9. Провести лингвостилистический анализ интернет-текстов,
освещающих проблематику социализации личности.

Степень изученности проблемы и теоретическая база исследования

Наряду с трудами в области собственно журналистики изучены результаты существенных теоретических и практических исследований по теории медиа, концептуальным моделям современного общества и специфике

медиапространства в условиях формирования институтов информационного общества.

В рассмотрении вопросов информационных трансформаций конца XX –
начала XXI в. мы опирались на работы классиков теории постиндустриального
информационного общества – Д. Белла, Й. Масуды, Э. Тоффлера, М. Кастельса,
П. Дракера, Ф. Уэбстера. Также большое значение имели работы современных
российских исследователей – И.Ю. Алексеевой, А.В. Соколова,

М.М. Кузнецова, И.Д. Тузовского и др.

В исследовании вопросов природы медиапространства, его соотношения
с медиасферой, медиасредой и медиареальностью, анализе современного
состояния мы опирались на работы таких теоретиков и практиков
медиаисследований как В.В. Барабаш, Е.Л. Вартанова, И.И. Волкова,

А.А. Грабельников, И.М. Дзялошинский, Л.Б. Зубанова, Р.С. Исмагилов,

Л.К. Лободенко, Е.Г. Ним, Л.П. Шестеркина, Г.Г. Щепилова, Е.Н. Юдина и др. Эти работы позволили осуществить дифференцирование таких категорий как медиасреда, медиасфера, медиареальность, медиапространство и описать черты новых медиа.

В изучении информационной, воспитательной, интегративной и культурно-просветительской функций современных медиа, реализующих гуманистическую миссию, и их влияния на формирование морально-нравственных постулатов современного общества, в оценке специфики освещения социальных проблем в медиасфере за основу были взяты теоретические положения доктора филологических наук, профессора М.А. Бережной по социальной журналистике.

Это такие работы М.А. Бережной как «Проблематика социальной сферы в
телевизионной журналистике: актуализация позитивного дискурса»

(диссертация), также ряд статей ученого: «Алгоритмы освещения социальных проблем на телеэкране», «Объектный и предметный принципы освещения социальной проблематики на телеэкране», «Позитивные ракурсы социальной проблематики на современном телеэкране», «Социальные темы как катализатор профессиональной идеологии в журналистике» и др.

В процессе описания специфики социальной журналистики, а также
изучения аспектов профессиональной культуры журналиста в

информационную эпоху базой исследования стали работы исследователя
В.Ф. Олешко: «Социальная журналистика: какой она должна быть в
информационную эпоху», «Социология массовой коммуникации:

моделирование как новый вектор развития», «Культура — журналистика —
личность: парадигма взаимодействия». Кроме того, важное значение в
раскрытии данной проблематики имеют такие работы Е.В. Олешко как:
«Профессиональная культура журналиста в контексте цифровых

трансформаций СМИ» и «Адаптация журналиста к конвергентным основам информационной деятельности (результаты социологического исследования 2014 – 2016 гг.)».

Особое значение для исследования кинематографического и

телевизионного дискурса по исследуемой теме имеют труды доктора

филологических наук С.Л. Уразовой «Телевидение как институциональная
система отражения социокультурных потребностей», «Современное

телевидение в пределах экранной культуры», «О гуманитарных практиках
современных экранных технологий». В исследовании культурно-

просветительской миссии медиа для диссертации имеют значение такие работы
доктора филологических наук Н.С. Гегеловой как «Культурно-

просветительская миссия российского ТВ: пути оптимизации», «Культурная миссия российского телевидения», «Документалистика в кино и на телевидении как обучающий ресурс», «Язык и стиль телевизионных программ в аспекте культурно-просветительской миссии ТВ».

В анализе специфики формирования медийного образа личности в современном медиапространстве мы опирались на такие работы доктора филологических наук Т.Л. Каминской как: «Медийная личность ученого в фейсбуке и идентичность», «Образ ученого в социальной сети и коммуникативные средства идентичности», «Медиатизация личной жизни: технологии и сценарии», «Медиатекст в формате сериала».

Работы этих ученых позволили выявить основные функции и специфику деятельности телевидения и кинематографа в современном социуме.

Важность формирования объективного представления о проблематике
аутизма и понимания его с точки зрения объективной науки актуализировала
анализ медицинских, психологических и педагогических трудов по данной
проблематике. Следует особо отметить диссертационную работу

О.В. Белицкой, которая посвящена практикам конструирования педагогически ориентированного медиапространства и социализации личности посредством включения ее в медиапространство образовательной организации.

Анализ нравственно-этических постулатов современного общества в контексте процессов воспитания гуманистической личности базировался на работах таких современных ученых-педагогов как Е.А. Авдеева, Е.А. Гринева, Л. Давлетшина, С. В. Фролова, С.В. Пепеляева, О.В. Правдина.

Проблема нормы и девиации, особенностей развития и отклоняющегося
поведения получила свое теоретическое и практическое освещение в работах
Т.А. Рагозиной, Я.И. Гилинского, А.А. Малик, Р.О. Агавеляна,

С.Н. Иконниковой, С.П. Большакова, Е. В. Змановской.

В обзоре литературы, описывающей особенности людей с

расстройствами аутистического спектра, мы опирались на большое число зарубежных и отечественных публикаций. Следует отметить работы таких авторов как Е. Блюелер, Б. Нейсон, М. Спербер, Дж. Макпартланд, А. Клин, С. Барон-Коэн.

Среди отечественных исследователей этой проблематики необходимо
особенно выделить труды А.П. Чуприкова, С.И. Клевитова, О.С. Терентьевой,
Л.С. Рычковой, И.А. Нагаевой, Е.В. Гребенниковой, И.Л. Шелехова, Е.А.
Филимоновой, Н.А. Сергеевой, Т.В. Докукиной, Н.К. Григорьевой, М.А.
Максименко, Е.И. Антиповой, Ф.Р. Гасановой, С.А. Морозова, Р.

Золотовицкого, Л.Н. Каращук, М.И. Разживиной, О.Л. Зенченко, О.А. Лодиновой, О.В. Доленко, Н.В. Мандель и др.

При анализе специфики социализации личности в условиях

информационного общества мы использовали работы таких исследователей как Е.П. Белинская, Е.Ю. Бикметов, Н.А. Голубева, М.В. Гузева, Д.С. Загутин, А.С. Запесоцкий, Н.А. Зоркая, А.И. Ковалева, Л.В. Мардахаев, Т.Д. Марцинковская, А.В. Мудрик, Л.Ю. Овчаренко, М.Ю. Попов, Т.К. Ростовская, Н.А. Ростовская, К.В. Рубчевский, С.И. Самыгин, И.В. Солодникова, Д.И. Фельдштейн.

Опора на источники и труды, принадлежащие к различным наукам, позволила придать исследованию междисциплинарный характер.

Научная новизна исследования

впервые в исследовании с целью дальнейшего гуманистического развития общества актуализирована специфика освещения вопросов социализации личности в современном медиапостранстве;

В рамках диссертационного исследования впервые проведен наукометрический анализ научных публикаций по проблематике аутизма;

выявлены ключевые проблемы и разработаны критерии социальной адаптации, обладающие научной достоверностью и объективностью;

описаны и проанализированы ведущие локусы современного медиапространства, освещающие проблемы социализации личности;

выявлены особенности влияния информационной трансформации общества второй половины XX – начала XXI в. на развитие теории аутизма, проявившиеся в расширении позитивных границ содержания категории «культурная норма»;

впервые рассмотрена динамика медийного интереса к освещению проблем аутизма в контексте развития научного дискурса по этому вопросу;

охарактеризовано жанрово-тематическое своеобразие современного кинематографа в процессе формирования медийного образа с аутистическими чертами личности;

описаны социальные координаты телесериалов в контексте ведущих общественных функций телевидения;

дана содержательная характеристика новых медиа как важнейшего инструмента гуманистического воспитания общества в отношении к людям с особенностями развития;

разработаны подходы к исследованию медиатекста, позволяющие
корректно характер и содержание информационных сообщений о проблематике
аутизма, и осуществлен лингвостилистический анализ медиатекстов.

Методология и методы исследования определяются

междисциплинарным подходом, который был выбран диссертантом в силу многофакторности объекта и предмета исследования. Базовой при этом остается филологическая основа, которая, по С.С. Аверинцеву, «помогает выполнению одной из главных человеческих задач – понять другого человека, не превращая его ни в «исчислимую» вещь, ни в отражение собственных эмоций», что особенно важно в исследовании специфики освещения проблематики аутизма в современном медиапространстве.

В ходе работы были использованы теоретические методы исследования – анализ и синтез, для упорядочивания исследуемых материалов были

применены такие общенаучные методы как обобщение и формализация. Также использовались такие специализированные методы исследования как контент-анализ и анализ статистики. В основу исследования были положены:

- объективност ь – оценка медиапространства в целом независимо от
желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта;

- рациональность – аргументация исследовательской позиции исходя из
логических законов достаточного основания и анализа причинно-следственных
связей
;

контекстуальность – рассмотрение феномена в его историческом, социальном и культурном контексте;

историзм – восприятие любого явления в его развитии, обнаружении причин возникновения и характера дальнейшей динамики исторического видоизменения данного феномена;

системност ь – рассмотрение множества соединенных между собой элементов – предметов, явлений, процессов, принципов, взглядов, теорий – как образующих определенную целостность;

- всесторонность – полнота и достоверность используемой
исследователем информации, учет всех аспектов и взаимосвязей исследуемого
феномена.

Для достижения цели и решения задач исследования были использованы
следующие теоретические методы: описательный, сопоставительный,

социолого-статистический, сравнительно-исторический, историко-

филологический, наукометрический и типологический.

Эмпирическую базу исследования составили электронные

журналистские публикации, освещающие проблематику аутизма в

современном медиапространстве: интернет-публикации, посвященные

исследуемой тематике, контент новых медиа начала XXI в., таких как
новостные интернет-порталы РИА «Новости», ТАСС, Lenta.ru, «Газета.ru»,
«РосБизнесКонсалтинг», русскоязычная версия Russia Today, публикации в
социальных медиа, таких как Twitter.com, Facebook.com, ВКонтакте и др., а
также материалы научных российских журналов медицинского,

психологического и педагогического профиля.

В диссертации проанализированы кинематографические произведения и
телевизионные передачи (драматические сериалы), в которых поднимается
проблематика аутизма и которые участвуют в освещении исследуемого
дискурса. Просмотрено и проанализировано 13 кинематографических
документальных и художественных фильмов российского и зарубежного
производства общим хронометражем около 15 часов просмотра, в которых
получила освещение проблематика аутизма. Для исследования степени и
направления воздействия данных фильмов на аудиторию было

проанализировано более 900 рецензий интернет-пользователей крупнейшего российского портала-агрегатора справочной информации и отзывов на фильмы – kinopoisk.ru.

Основу анализа медийного образа аутистов в телесериалах составили продукты зарубежного производства: всего более 10 сериалов 2003– 2017 гг.

При этом в среднем каждый сериал насчитывает около 8 сезонов, включающих от 4 до 12 эпизодов-серий продолжительностью по 40 минут каждая. Это в среднем более 3000 часов просмотра. Следует отметить, что в то время как диапазон зрительских рейтингов и рейтингов критиков кино очень широк (от 4.5/10 до 9/10 баллов), выявленные сериалы являются высокорейтинговыми шоу и обладателями телевизионных наград.

Проведен наукометрический анализ и контент-анализ научных публикаций по исследуемой тематике общим объемом 1344 публикации в ведущих научных журналах России и ближнего зарубежья, входящих в Российский индекс научного цитирования, что позволило сформировать объективную картину проблем общества в восприятии и взаимодействии с людьми, имеющими расстройства аутистического спектра, на основании чего был проведен контент- и экстралингвистический анализ публикаций в конвергентных и социальных медиа, контента развлекательных медиа.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечены:

комплексным использованием методов исследования;

количественной и качественной обработкой репрезентативного материала;

взаимопроверкой полученных результатов;

адекватностью методов исследования его целям и задачам;

согласованностью основных положений теоретической концепции с данными прикладных исследований медиапространства.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Современное медиапространство в процессе целостного
коммуникационного взаимодействия общественных институтов играет
существенную роль в реализации активных усилий современного общества,
направленных на повышение качества жизни, в том числе и в вопросах
социализации личности.

2. В соответствии с традициями отечественной социальной журналистики
освещение проблематики социализации личности является важнейшим
социальным компонентом современного медиапространства, способствующим
развитию нравственных ценностей общества и его дальнейшей гуманизации.

3. Динамика медийного интереса к освещению проблем аутизма
совпадает с динамикой развития научного дискурса по этому вопросу. Научные
публикации в области социального аутизма участвуют в формировании
единого информационного фона и служат одним из важнейших источников
информации, обеспечивающим научную достоверность и объективность
медиаматериалов по данной тематике.

4. Информационные трансформации общества, связанные с процессами
постиндустриализации, повлияли на формирование единой социальной и
культурной стратегии общества по вопросам социализации личности.
Специфика освещения аутизма в средствах массовой информации прошла путь

от понимания этого комплекса как болезни к признанию его в качестве варианта нормы.

  1. В процессе освещения проблем социализации личности в современном медиапространстве происходит формирование особого медийного образа, который коррелирует с чертами человека с аутистическим расстройством, интегрирован в социум и маркируется как выдающаяся личность, что способствует постепенному изменению в обществе статуса людей с аутистическими чертами личности.

  2. Ведущую роль в формировании медийного образа, инклюзивной среды и толерантного отношения к людям с особенностями развития играют телевидение и кинематограф. К настоящему моменту в современном медиапространстве сформировалась устойчивая система положительных прямых и обратных связей между кинематографом, телевидением и обществом по проблеме репрезентации образов людей с аутистическими чертами личности и их принятия обществом. Кинопроизведения и телесериалы об аутистах вызывают большой эмоциональный отклик у зрителей и реализуют информационную, просветительскую и воспитательную функции в рамках гуманистической миссии медиа.

7. Специфика деятельности новых медиа, освещающих проблемы
социализации личности в современном медиапространстве, состоит в создании
медиатекстов, обладающих характерными особенностями и направленных на
эмоциональное вовлечение с целью воздействия не только на поддержание
интереса читателя к интернет-источнику, но и на получение его реакции-ответа
в процессе формирования гуманного отношения к людям с аутистическими
чертами личности, что позволяет характеризовать новые медиа как важнейший
инструмент гуманистического воспитания общества

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что внесен определенный вклад в выявление роли современного медиапространства в процессах социализации личности и повышения качества жизни людей, обладающих личностными и поведенческими особенностями, установлении связи этого аспекта проблемы с традициями отечественной социальной журналистики.

В теории социальной журналистики в процессе рассмотрения вопросов
социализации личности исследованы и проанализированы система связей
между научными и медийными публикациями дискурса, процесс

информационных трансформаций общества, повлиявших на специфику освещения аутизма в современных медиа.

В диссертации установлено, что медийный образ людей с аутистическими расстройствами маркируется не только с указанием на отклоняющееся поведение, но и на выдающиеся способности и высокие этические качества, что способствует его постепенной гуманизации.

Исследована ведущая роль кинематографа и телевидения в формировании медийного образа, инклюзивной среды и толерантного отношения к людям с особенностями развития.

Выявлена специфика деятельности новых медиа, освещающих проблемы социализации личности в современном медиапространстве, заключающаяся в создании медиатекстов, обладающих характерными особенностями и направленных на эмоциональное вовлечение с целью получения реакции-ответа в процессе формирования гуманистического отношения к людям с аутистическими чертами личности.

Проведенный всесторонний анализ позволяет оценить специфику освещения в современном медиапространстве социально значимой тематики в целом и проблематики аутизма в частности.

Практическая значимость исследования заключается в возможности
использования материалов диссертации журналистами, сотрудниками пресс-
служб, специалистами по связям с общественностью, социальной рекламе и т.д.
Возможно включение положений и выводов автора, сформулированных в
диссертационном исследовании, в преподавательскую деятельность в высшей
школе в работе с будущими работниками сферы журналистики. Диссертация
будет полезна для программ курсов повышения квалификации

информационных работников.

Апробация работы

Результаты и выводы диссертации были изложены в ряде публикаций, в
число которых вошел параграф «Специфическое воздействие интегрированных
коммуникационных практик на социокультурную трансформацию общества:
феномен социокультурного аутизма», опубликованный в коллективной
монографии «Социальные медиа как ресурс интегрированных

коммуникационных практик» (2018). Частично выводы исследования были
интегрированы в учебно-методические разработки по дисциплинам:

«Технологии управления общественным мнением» (2012),

«Коммуникационный менеджмент» (2012), «Основы избирательных

технологий» (2017), «Новые медиа и универсальная журналистика» (2018), а также «Реклама и PR в новых медиа» (2018).

Некоторые результаты исследования также нашли отражение в опубликованных статьях и докладах, посвященных изучению специфики социализации личности в современном медиапространстве: «Развитие информационного общества: специфика освещения социализации личности в медиапространстве» (2018), «Гуманистическое воспитание общества: цели, задачи, инструменты» (2018), «Влияние информационной трансформации общества второй половины XX – начала XXI в. на развитие теории аутизма» (2018) и т.д.

Кроме того, результаты исследования нашли свое отражение в
опубликованных статьях в ведущих рецензируемых научных изданиях,
определенных Высшей аттестационной комиссией Министерства

образования и науки Российской Федерации.

Анализ процесса воспитания гуманистического отношения человека к личностям с особенностями развития с целью усиления процессов гуманизации современного общества посредством массмедиа представлен в статье «Массмедиа как инструмент гуманистического воспитания общества»,

опубликованной в научном журнале «Ученые записки Забайкальского государственного университета» (том 13, № 2, 2018).

Аспекты социальной адаптации личностей с расстройствами аутистического спектра рассмотрены в статье «Медийный образ как мотиватор гуманизации общества» в журнале «Вестник ВГИК» (№ 1 (35), 2018).

В «Вестнике Российского государственного университета дружбы
народов» (том 23, № , 2018) опубликована статья «Социальные координаты
телесериалов: репрезентации людей с аутистическими чертами личности», в
которой рассмотрена система социальных координат современного

телевидения на примере репрезентации образов людей с личностными расстройствами аутистического спектра в телесериалах».

В статье «Лингвостилистический анализ медиатекстов, связанных с освещением проблем аутизма», опубликованной в электронном научном журнале «Litera» (№ 2, 2018), предметом исследования является вопрос о характере освещения проблем аутизма в современном российском медиапространстве».

Основные положения диссертационного исследования были

представлены на международных, всероссийских и региональных научных и научно- практических конференциях.

Доклад «Развитие информационного общества: специфика освещения социализации личности в медиапространстве» был представлен на Международной научно-практической конференции «Олимпийское наследие и крупномасштабные мероприятия: влияние на экономику, экологию и социокультурную сферу принимающих дестинаций» (Сочи, Сочинский государственный университет, 2018). Вопросы гуманистического воспитания общества обсуждались на Международной научно-практической конференции «Педагогика современности: актуальные вопросы психологической и педагогической теории и практики» (Чебоксары, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2018) в рамках доклада «Гуманистическое воспитание общества: цели, задачи, инструменты». Доклад на тему «Новые границы профессионального журнализма» был сделан на международной конференции Европейской ассоциации журналистского образования «Журналистское образование без границ» (Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, 2017).

В 2018 году в рамках научно-практической конференции «Язык.
Культура. Коммуникация» (Челябинск, ЮУрГУ, 2018) автор принял активное
участие в дискуссии, касающейся проблематики трансформации культурной
нормы под воздействием СМИ. Кроме того, результаты ряда более ранних
исследований проблематики социальной адаптации личности были

представлены на Международных научных чтениях «СМИ и массовые коммуникации-2017» (Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, 2017), а также на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы журналистики в условиях глобализации информационного пространства» (Челябинск, ЮУрГУ, 2012).

Помимо этого, результаты исследования использовались в преподавании: чтении лекций, проведении семинаров и практических занятий по базовым и дополнительным дисциплинам направления подготовки «Реклама и связи с общественностью»: «Технологии управления общественным мнением» (2012), «Государственное и общественное регулирование рекламно-информационной деятельности» (2012), «Современная пресс-служба» (2016), «Теория и практика массовой информации» (2017), «Новые медиа и универсальная журналистика» (2018), «Реклама и PR в новых медиа» (2018), «Технологии рекламы и связей с общественностью» (2018).

Структура работы определяется поставленными целью и задачами исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Список литературы состоит из 144 наименований, в число которых входят учебники и учебные пособия, тексты диссертаций, статьи, монографии, онлайн-ресурсы.

Современное медиапространство как основа взаимодействия социальных институтов в вопросах социализации личности

Современное медиапространство является одной из ведущих площадок взаимодействия общественных институтов в процессе социализации личности в обществе.

Социализацию следует понимать, как процесс вхождения или интеграции личности в систему социальных связей, который возможен только через усвоение личностью социальных норм, правил, ценностей, знаний и навыков, необходимых для успешного функционирования личности1. Поскольку общественные ценности и нормы непрерывно эволюционируют вместе с обществом и его институтами, процесс социализации никогда нельзя назвать завершенным. Отметим, что значительные социальные сдвиги могут вызвать и действительно вызывают социальную дезадаптацию личности, непрерывный рост научных знаний требует от личности регулярного пересмотра своей картины мира и эволюционной трансформации системы ценностей2.

Ведущими социальными институтами, которые определяют успешность социализации личности являются: семья, в которой происходит первичная социализация референтная группа, обладающая общими с социализирующимся индивидом интересами, социальным положением, возрастом и т.д. система образования, которая не только сообщает ребенку комплекс необходимых теоретических и практических знаний для последующего самостоятельного развития, профессионального становления и жизни, но и воспитывает, транслируя социальные ценности и нормы

Кроме этого, большую роль играют правовая и экономическая системы общества, язык, религия, социальные службы и органы социальной опеки, деятельность правоохранительных органов и т.д.

Выделяют также политическую, правовую, культурную, экономическую и иные виды социализации, в которых внимание акцентируется на усвоении индивидом норм и ценностей, правил поведения, форм деятельности в данных конкретных сферах.

Медиапространство, целью функционирования которого является объединение людей, реализует гуманистическую миссию и выполняют культурную, просветительскую и воспитательную функции. Британский социолог коммуникаций Денис МакВейл пишет, что «СМИ могут научить нормам и ценностям путём символического вознаграждения и наказания за различные виды поведения, которые представлены в обзорах средств массовой информации»3.

В научный дискурс понятие «медиапространство» вошло в конце 90 годов благодаря ряду работ, в том числе исследованию А. Аппадураи в работе «Разъединение и различие в глобальной культур-экономике»4, идеи которой были в дальнейшем развиты в вышедшей в 1996 году книге «Современность в полный рост: Культурные измерения глобализации»5 в рамках обсуждения теорий глобализации6.

Сегодня концепт «медиапространство» и конкретные медийные феномены активно изучается такими исследователями как Ю.М. Беленький, В. В. Барабаш, Е. Л. Вартанова, И.И. Волкова, Н.С. Гегелова, А.А. Грабельников, И. М. Дзялошинский, Л.Б. Зубанова, Н.Б. Кириллова, Г.В. Кузнецов, Л.К. Лободенко, С.А. Муратов, С.Л. Уразова, Л.В. Цвик, Л.П. Шестеркина, Г.Г. Щепилова и др. По мере своего развития «медиапространство» стало объектом междисциплинарного интереса7, это понятие сегодня широко используется в общеупотребительной лексике в различных областях знаний и практики. Российский исследователь медиапроблематики И. М. Дзялошинский считает, что в дискурсе современных медиаисследований исходной, фундаментальной категорией, отталкиваясь от которой целесообразно перестраивать осмысление современных медиа и происходящих в них процессов, является понятие «информационно-коммуникационный универсум»8. По мнению ученого, это понятие еще не стало общеупотребительным, но уже используется в различных публикациях и даже в названиях диссертаций и книг. Информационно-коммуникационный универсум состоит из двух тесно связанных комплексов: знаний, которые выработало человечество, и матриц взаимодействия субъектов, которые производят эти знания или обменивают ими в процессах социальной коммуникации9.

Исходя именно из этого понимания наивысшего уровня смыслового охвата соответствующих категорий, информационно-коммуникационный универсум включает в себя категорию медиапространства, которая как основа взаимодействия социальных институтов и средств массовой информации в процессе социализации личности в обществе представляет особый интерес в рамках данного исследования.

В научной теории существуют несколько важных точек зрения на сущность медиапространства. Анализ подходов к пониманию категории «медиапространства» позволяет объединить их в единую структуру, на основе следующих междисциплинарных подходов:

1) Антропоэкологический подход. Медиапространство характеризуется как глобальная среда обитания, пронизывающая все сферы человеческой деятельности10. С развитием интернет-технологий и конвергенцией средств коммуникации, медиапространство превращается в особую среду, в которой, наравне с актуальной реальностью, протекают социальные процессы11.

2) Территориальный подход. Взгляд на медиапространство как часть «информатизированного» физического пространства позволяет наделить его «территориальными» признаками, благодаря которым оно, так же как информационное пространство, может быть рассмотрено через понятие некой виртуальной территории, специфического ресурса, которые принадлежат государству12. Этот подход находит свое применение в работах, посвященных медиапространству отдельных государств, городов, их медийных рынков и т.д.13.

3) Технологический подход – в этом случае медиапространство наделяется особый статусом «виртуальной» реальности, поддерживаемой с помощью материальных технологий14;

4) Возможность рассмотреть медиапространство в сфере особых информационных отношений между людьми приводит к необходимости осмыслить характер взаимоотношений человека и различных социальных групп в процессе сбора, производства, распространения и потребления информации. Понимание информационного пространства как сферы отношений между людьми и общностями по поводу информации с легкостью проецируется на сферу деятельности массмедиа15. Этот подход можно назвать структурно-функциональным, поскольку в конечном счете медиапространство в нем понимается как институциональная сфера, социальное поле, система средств массовой коммуникации16;

5) Семиотический подход. Понимание медиапространства как части символического пространства знаков приводит к определению его как гипертекстовой структуры. Подобно тому, как информационное пространство с точки зрения своего содержания выступает вместилищем разнообразных образов, концептов, текстов, которые связаны друг с другом возможными переходами – медиапространство так же заключает в себе знаковые «информационные единицы»: знания, убеждения, верования, ценностные представления17.

Влияние информационной трансформации общества второй половины XX – начала XXI вв. на развитие теории аутизма

В середине XX века технологические, экономические, социальные, политические и культурные изменения, которые накапливались на протяжении долгого периода, привели к переходу общества в качественно новое состояние. В настоящее время авторитетные теоретики социальных и гуманитарных исследований сходятся на мнении о том, что, начиная с 1960-х гг., в масштабах всей планеты формируется новый тип социального порядка – информационная или цифровая цивилизация.

Эта концепция впервые была предложена Д. Беллом в работе «Грядущее постиндустриальное общество»52 и Й. Масудой в исследовании «Информационное общество как постиндустриальное общество»53. В дальнейшем ряд ученых в области социологии, филологии, культурологии, экономики, представители технических и иных отраслей знания предложили большое число похожих концепций, которые опирались на один и тот же набор феноменов и важнейших социальных изменений – информатизацию и автоматизацию производств, изменение структуры занятости в пользу сферы услуг, производства и обмена информацией, рост экономического значения информации, повышение роли научного знания во всех сферах жизни общества и пр.54

До 1990-х гг. большинство теоретиков разделяло представление об информационной цивилизации как о революционном этапе, который полностью «меняет правила игры» в экономике, разделении труда, распределении занятости, формировании и функционировании социальных институтов и культурных практик и пр. Однако, начиная с середины 1990 х гг. и, в особенности, после публикации работы испанского социолога и урбаниста М. Кастельса «Информационная эпоха» лидирует более взвешенная позиция: информационное общество является радикально новым, но все же продолжением развития общества индустриального.

Концепция посткапитализма, предложенная экономистом и теоретиком менеджмента П. Дракером55, не означает, что общество перестало быть капиталистическим. Напротив, наше общество еще более зависит от индустриального производства и капиталистического уклада, т.е все более и более гибкого, сложного и сопряженного не только с идеей свободного идеально-конкурентного рынка, но и с идеями кооперации, коллаборации, нефинансового стимулирования работников и т.д.56 Современные теоретики информационного общества обнаруживают все большее число сохранившихся связей наследования от индустриального капиталистического общества. Вопрос состоит не только в том, какие новые феномены и институты появляются в информационном обществе, но и как функционируют прежние.

В 2000 году лидеры наиболее развитых в техническом и информационном отношении государств подписывают Окинавскую хартию Глобального информационного общества. Концепция информационного общества приобретает «официальный статус», а большинство развитых стран инициируют программы развития человеческого потенциала в этом направлении, адаптации старшего поколения к новым условиям глобальной коммуникационной среды, приспособлению национальных экономик. Вопросы использования потенциала информационной цивилизации тесно связаны с «Целями тысячелетия» ООН и многими программами, которые реализует ЮНЕСКО.

Распоряжением Правительства России №1815-р от 20 октября 2010 года была принята государственная программа «Информационное общество» на период 2011-2020 гг., разработанная Министерством связи и массовых коммуникаций. Целевые показатели, на которые сориентирован рост цифровой отрасли по государственной программе «Информационное общество» обозначены следующим образом: рост индекса Российской Федерации в международном рейтинге стран по уровню развития информационных и телекоммуникационных технологий и увеличение количества граждан, использующих госуслуги в повседневной жизни. К 2020 году планируется увеличить долю населения, пользующуюся электронными госуслугами, с 11% до 85%. Сегодня эта программа, получившая обширное государственное финансирование, близка к завершению, и по большинству показателей достигнут существенный прогресс. Россия в целом является одной из развитых стран мировых лидеров в области использования и социальной утилизации информационных технологий.

Позитивные стороны влияния цифровизации на развитие медиапространства проявились в усилении таких общественных явлений как гражданский активизм, рост влияния неангажированной гражданской журналистики и даже значимости расследований, осуществленных «рядовыми пользователями». Осознание государственными чиновниками «прозрачности» цифрового мира: уменьшения возможностей сокрытия нелегальных доходов, приобретения имущества, в том числе и на территории других государств. Гражданский контроль за злоупотреблениями со стороны органов национальной/государственной безопасности. Распространение социально-значимых и позитивных взглядов и идей, гуманизация общественного отношения к определенным проблемам, категориям людей с особенностями и т.д. Глобальный доступ к всевозможной информации: образовательного, научного, прикладного, культурного характера. Фактическое отсутствие национальных границ в сфере интернет-коммуникаций: широкие возможности изучения и приобщения как к медиапространству других стран, так и к общечеловеческому культурному достоянию, рост культурной и иной толерантности, активному участию в процессе социализации личности.

В этом контексте в современном медиапространстве, являющемся основой взаимодействия общественных институтов особое место нашло отражение научных взглядов на проблему аутизма. Процесс научного понимания и медиаосвещения развивался последовательно: от первых упрощенных представлений об аутизме как психическом расстройстве до осознания комплекса особенностей развития личности в процессе ее социализации.

Особое место в освещении средствами массовой информации проблематики аутизма до сих пор занимают вопросы отношения общества к людям с расстройствами аутистического спектра. Одной из особенностей информационной трансформации второй половины XX – начала XXI вв., стала активизация просветительской функции средств массовой информации по отношению к этой категории людей. Исходя из современных научных и общественных представлений, средства массовой информации стали отражать социальные, психологические, педагогические, культурологические особенности развития людей с аутистическими чертами личности, что существенно повлияло на социальную рецепцию проблем и на их реальное положение в обществе.

Вместе с тем, начиная с конца 2000-х гг. информационная цивилизация обнаруживает и свои негативные аспекты. Общество сталкивается с растущими в медиапространстве масштабами таких проблем как, кибермошенничество, построение сетевых финансовых пирамид; кибертерроризм, распространение экстремистских взглядов; агрессивный троллинг в социальных сетях; компьютерная аддикция; кража и последующая продажа персональных данных пользователей, раскрытие и распространение приватной информации; распространение социально опасной информации: о способах приготовления наркотиков, совершения суицидов, изготовления оружия и взрывчатых веществ; воздействие на демократические электоральные процессы: хакерские атаки на системы подсчета голосов избирателей, «черный PR», информационные атаки на кандидатов, использование ботнетов и «фабрик троллей» для продвижения определенных взглядов и партийных платформ; взрывной рост политизированного хакинга: DDOS-атаки на сервера и сайты правительственных учреждений, платформ «электронной демократии», кража и публикация секретной информации, обладающей статусом «государственной тайны».

Позитивные и негативные характеристики информационного общества взаимосвязаны и зачастую не отделимы друг от друга: хактивизм есть следствие усиления гражданской активности; идеологическая толерантность способствует распространению экстремистских взглядов; свобода коммуникации может привести к агрессивному троллингу и т.п. На этом фоне существует допущение, которое основано на включенном в медиапространство опыте жизни информационного общества – позитивные или негативные тенденции развития медиапространства в современной информационной цивилизации приводят к изменению содержания культурных норм и того, что обществом понимается в качестве нормального. И эти изменения как правило транслируются средствами массовой информации.

Жанрово-тематическое своеобразие кинематографа об аутистических расстройствах

В современном медиапространстве освещение проблем социализацим личности осуществляется не только научными медиа и средствами массовой информации, но и с помощью художественно-выразительных средств кинематографа.

Кинематограф – вид медиа, основанный на использовании технологии создания и демонстрации движущихся изображений, в свою очередь, основанной на фотографии. Технический период создания кинематографа приходится на 1880-1890-е гг. и, хотя в массовой культуре слава изобретателей прочно закрепилась за братьями Люмьер, в действительности в 5 странах было получено 14 различных патентов на аппараты для записи и проекции движущихся изображений. Становление основных жанров кинематографа: драмы, комедии, фантастики, детектива, триллера и т.д. происходит уже в раннюю эпоху до 1914 г. Система жанров развивалась и развивается в настоящее время. Так жанр блокбастер появляется только в 1980-е гг., а становится признанным сообществом кинокритиков только в начале 2000-х гг.; еще более поздними жанровыми изобретениями являются «фильмы-катастрофы».

Сегодня принято выделять следующие категории кинематографа: игровое, документальное, короткометражное, образовательное кино, CGI-анимация – компьютерное замещения фона или живых актеров, или более ранее комбинированное кино, «живая анимация» – пластилиновая, кукольная, рисованная мультипликация; обратная анимация – отрисовка мультипликационного фильма по кадрам съемки живых актеров.

При этом налицо активное заимствование различными категориями средств выразительности друг у друга. Например, игровой кинематограф активно использует приемы псевдодокументальной съемки или в профессиональной операторской работе имитирует любительскую съемку отдельных сцен или всего фильма в целом. CGI-спецэффекты прочно вошли даже в реалистическое драматическое кино.

Существуют и смешанные категории: любительские, игровые и документальные короткометражки, комбинированные фильмы и т.д.

Вскоре после своего появления уже в 1900-х гг., кинематограф как искусство, был утилизирован государственными структурами, поскольку представляет собой идеальное средство для пропаганды и внедрения идей95. Степень сопереживания зрителя и героев столь велика, что люди перенимают их модели поведения, манеру одеваться, коммуникационные стратегии. Уже ранний кинематограф, использовался для внедрения в общество определенных идей96 и классическим примером недобросовестного использования колоссальных возможностей кинематографа является нацистское киноискусство Третьего Рейха97, в котором использование пропагандистских возможностей кинематографа достигает своего апогея.

Безусловно, кинематограф может способствовать и проникновению в общество социально-значимых идей98: ответственности, дифференциации, гуманизма и пр. Это особенно важно в связи с тем, что именно кинематограф стал одним из самых популярных источников культурных «мемов», составляющих одну из основных групп контента в новых медиа.

Теоретики, занимающиеся вопросами кинематографа и телевизионных медиа, выделяют широкий спектр социальных функций этих средств коммуникации99.

Во-первых, информационная функция, заключающаяся в трансляции на регулярной основе важной политической, экономической, социальной, культурной и иной информации.

Во-вторых, кинематограф и телевидение исполняют культурно-просветительскую функцию, которая заключается в приобщении аудитории к культуре и гуманистическим культурным ценностям, в том числе посредством демонстрации соответствующего высокого уровня культуры участников событий, телевизионных передач, ведущих.

В-третьих, это интегративная или объединяющая функция, которая обеспечивает всеобщую партиципацию, вне зависимости от признаков расы, национальности, религии, социального положения и иных факторов формирования идентичности. Телевидение формирует общечеловеческую и общенациональную идентичность, создает дискуссионное пространство для обсуждения путей решения социально-значимых проблем, конструктивной реакции на негативные социальные тенденции.

Кинематограф и телевидение также реализуют социально-педагогическую и управленческую функции, что означает прямое воздействие на аудиторию, пропаганду социально-одобряемого образа жизни с учетом национально-государственных, культурных и иных особенностей данного общества.

Важна также организаторская функция телевидения, которая заключается в побуждении людей к социально-одобряемым созидательным действиям. Эта функция, в первую очередь, реализуется в виде акций, непосредственным инициатором которых и являются телевизионные институты.

Кроме этого, кинематограф исполняет образовательную функцию, т.е. трансляцию аудитории определенных знаний.

И наконец, кинематограф является в современном обществе одним из наиболее важных институтов рекреации, он развлекает и обеспечивает интересный досуг аудитории.

Таким образом, общество, обладающее определенными запросами и находящееся под воздействием кино- и телевизионных технологий, и сами киноиндустрия и телевидение, удовлетворяющие и одновременно формирующие эти запросы, находятся в сложном симбиозе, формируя целую систему положительных прямых и обратных связей.

Теоретики телевидения выделяют его следующие свойства:

- вездесущность – способность электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, принимаемый телевизором, проникать в любую точку пространства (в зоне действия передатчика). Однако сегодня мы можем расширить этот атрибут телевидения как масс-медиа: телевизионные форматы в контексте конвергенции СМИ проникают во все традиционные и новые медиа;

- экранность – особый формат, который определяется уникальной особенностью телевидения: способностью к технически-опосредованной трансляции аудиовизуального потока (до создания телевидения реализуемый только в форме «живого зрелища» – театрального действия, общения «лицом к лицу» и т.д.);

- непосредственность, т.е. способность к созданию и распространению незафиксированных во времени сообщений, или способность телевидения сообщить в аудиовизуальной форме о каком-либо событии прямо в момент его свершения (прямой эфир). Отдельный феномен представляют собой документальные фильмы, посвященные людям с расстройствами аутистического спектра. Хотя они не получают больших кассовых сборов и редко выходят в широкий прокат, однако их культурную и социальную значимость сложно переоценить. Многие из них имеют кинематографические награды и привлекали внимание не только критиков, но и массового зрителя при посредстве интернет-коммуникаций или демонстрации на социально-значимых событиях.

Фильм «Антон тут рядом» (реж. Любовь Аркус, 2012) был представлен публике впервые на внеконкурсной программе 69 Венецианского кинофестиваля и получил награду критиков «Mouse d argento». Впоследствии также получил награду Международного кинофестиваля в Абу-Даби (номинация «Дебют»). Фильм, вызвавший не только положительные отзывы критиков и жюри нескольких кинопремий, но и острую социальную реакцию. Во многом, благодаря ему в России заговорили о проблемах людей с расстройствами аутистического спектра за пределами сообществ специалистов-медиков и родителей, воспитывающих детей с аутизмом.

В центре сюжета – судьба Антона Харитонова, который после смерти матери от рака оказывается передан в обычный приют, где он не получал необходимой психологической помощи.

При поддержке фонда «Выход» Любовь Аркус также создала документальные фильмы: «Машенька» (2016), героем которого выступила 24-летняя актриса, сотрудник журнала «Сеанс» Мария Жмурова, имеющая диагнозом расстройство аутистического спектра.

«Маша. Язык птиц» (2018) о студентке центра «Антон тут рядом» (фонд «Выход в Петербурге»), у которой ментальный аутизм усугублен практически полной слепотой.

Лингвостилистический анализ медиатекстов по проблематике аутизма

Теория анализа исследования текстов развивалась столетиями, на смену религиозной традиции пришла светская наука. В XIX-XX вв. родился целый спектр методологических подходов: структурализм, постструктурализм, феноменологический, семиотический и др. Следует отметить, что все научно-методологическое богатство этих традиций было обращено на исследование в первую очередь рукописного и печатного текста. Лишь в середине XX в. появляется понимание, что текстом по своей сути является практически все: музыка, архитектура, даже структуры повседневной жизни могут быть истолкованы как тексты141.

Коммуникационные трансформации XIX-XX вв. также позволили на научном уровне выявить факт существования так называемых поликодовых, креолизованных или семиотически осложненных текстов142: журнальной обложки, комикса, языка театра (особенно, музыкального – оперы и балета). С появлением интернета в конце XX в. и началом медиаконвергенции СМИ поликодовый текст стал основным форматом технически-опосредованной коммуникации: не только профессиональные издания, но и рядовые интернет-пользователи создают тексты сложной кодовой структуры:

1. Собственно текст;

2. Сопровождающие иллюстрации (визуальный текст);

3. Возможное музыкальное и звуковое сопровождение (аудиотекст);

4. Подкасты и видеофрагменты (аудивизуальный текст);

5. Инфографика (схематизированный креолизованный текст);

6. Программные маркеры или хэштеги, а также гиперссылки на внутренние и внешние медиаресурсы (текст искусственных языков веб-разметки, позволяющий ориентироваться в потоке сообщений поисковым машинам различных интернет-сервисов).

Благодаря сочетанию текста, иллюстраций, звукового и видеоряда, схематичной инфографики интернет-тексты обладают потенциалом поликодовой полноты (могут использовать все доступные человеку каналы коммуникации). Благодаря маркерам, хэштегам и гиперссылкам интернет-тексты спонтанно или конструктивно связываются в сложную единую систему.

Эти обстоятельство и поликодовое богатство интернет-текстов начала XXI в. учитывается в анализе медиатекстов, посвященных проблематике аутизма.

Термин «медиатекст» был предложен зарубежными лингвистами Т. Ван Дайком, А. Беллом, М. Монтгомери в конце XX в. В России исторический приоритет в исследовании медиатекстов принадлежит Т.Г. Добросклонской143 и Г.Я. Солганику144

Сегодня существует два основных подхода к определению содержания категории «медиатекст»: широкий и узкий.

В широком прочтении медиатекст определяется как сложную лексическую единицу, при помощи которой осуществляется речевая коммуникация в сфере СМИ и массовых коммуникаций (PR, реклама и т.д.). Эта интерпретация позволяет понимать под медиатекстом любое сообщение в любых медиа.

О.И. Максименко считает, что медиатекстом следует называть текст, который существует в нескольких видах — печатном, звучащем, визуальном, что дает новые возможности его восприятия и интерпретации»145. Это сводит спектр значений категории «медиатекст» до текста, имеющего мультимедийный формат или текста получившего распространения в системе новых медиа начала XXI в.

Существует лишь минимальная разница между корпусами медиатекстов в широком или узком понимании, поскольку только печатных изданий остается исчезающее малое число, в то время как большинство из печатных изданий обладает веб-аналогами (например, «Российская газета» и ее сайт rg.ru), при том, что объем материалов, выходящих в веб-версии, как правило, существенно выше. Конечно, существует некоторое количество только печатных изданий, также как незначительное число теле- и радио- передач не доступны в глобальной сети. Однако в контексте исследуемой нами проблематики социализации личности в медиапространстве (на примере освещения медиа проблем аутизма) эта разница не существенна – основной корпус медиапубликаций по проблеме аутизма принадлежит общероссийским изданиям, обязательно имеющим свою онлайн-версию, или сразу публикуется в интернет-СМИ.

Медиатекст является гиперонимом, т.е. родовым, наиболее общим обозначением, ряда терминов меньшего семантического объема, таких как журналистский или публицистический тексты, тексты различных медиа, PR- и рекламный тексты, тексты интернет-СМИ, блогов, социальных сетей и т.д. На текущий момент основные сферы функционирования медиатекста – журналистика, PR и реклама и социальная интернет-коммуникация.

Исследователи указывают, что основными фундаментальными чертами медиатекста являются146:

- медийность (воплощение текста с помощью тех или иных медиасредств, детерминация форматными и техническими возможностями канала),

- массовость как в сфере создания, так и в сфере потребления медиапродуктов. Г.Я. Солганик в классической работе «К определению понятий «текст» и «медиатекст» именно тот факт, что медиатекст рассчитан на массовое восприятие, считал ключевым его свойством; при этом М.Р. Желтухина, основываясь на характеристиках массовой коммуникации называет медиатекст по своей природе тоталитарным, подразумевая определенное подчинение читателя воздействию медиатекста за счет его обезличенной массовости,

- интегративность, или поликодовость текста (объединение в единое коммуникативное целое различных семиотических кодов, хотя Н.В. Чичерина и указывает, что медиатекст вполне может быть «одномерным», т.е. использующим только один вид кодирования, например, письменную речь),

- открытость текста на содержательно-смысловом, композиционно-структурном и знаковом уровнях.

- ориентация на усредненную языковую норму;

- совпадения производителя и субъекта речи в отличие от художественного произведения, где повествование, ведомое от первого или третьего лица, чаще всего, субъектом речи подразумевает иного, отличного от производителя текста человека (правда, Г.С. Мельник отмечает, что наряду с усилением авторства в медиатекстах наблюдается и тенденция к минимизации его роли – «отсутствию автора в новостном сообщении);

- текстовая модальность (медиатекст всегда является речью);

- медиатекст своим объектом, как правило, имеет социальное пространство (даже в информационном сообщении о научном открытии в области ядерной физики, этот текст и его содержание неразрывно связаны с обществом и его проблемами: «содержание публицистики составляют не любые идеи, но идеи, имеющие социальное значение, социальный статус»).

- медиатекст является результатом не столько сочинительства, сколько медиапроизводства. Его форма (в значении использованных иллюстраций, дизайна, верстки и т.д.) является не просто контейнером, вмещающим независимую от формы идею или сюжет, а атрибутивной частью самого текста в отличие от художественного произведения печатной культуры, где содержание доминирует над формой и интегрированного единства не наблюдается;

- определенность его содержания и характера медиакультурой – «совокупностью материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа»;

- медиатекст в силу первых двух факторов приобретает универсальные для любой свой формы черты (т.е. все перечисленные ранее свойства относятся ко всем медиатекстам);

- медиатекст, как и любой другой тип текста, должен обладать семантической, синтаксической и прагматической адекватностью, то есть объективно отражать действительность, характеризоваться связностью, иметь стройную структурно-композиционную организацию.