Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Содержательная и жанровая палитра телевизионных передач (на примере таджикских государственных телевизионных каналов) Абдурахимов Бахтиёр Абдурахимович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абдурахимов Бахтиёр Абдурахимович. Содержательная и жанровая палитра телевизионных передач (на примере таджикских государственных телевизионных каналов): диссертация ... кандидата Филологических наук: 10.01.10 / Абдурахимов Бахтиёр Абдурахимович;[Место защиты: Таджикский национальный университет], 2017

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Телевизионная журналистика и ее основные функции

1.1. Информационные функции телевидения: от теории к практике 15

1.2. Социально-просветительские функции телевидения 31

1.3. Телевидение и его рекреативные функции 45

ГЛАВА II. Содержательный анализ программ государственного телевидения Таджикистана

2.1. Освещение проблем экономики и сельского хозяйства на телевизионных каналах «Таджикистан» и «Джахоннамо» .63

2.2. Социально-культурные проблемы на государственном учреждении телевидение «Сафина»

ГЛАВА III. Жанровые разновидности на таджикском телевидении 89

3.1. Отражение событий в журналистике в контексте отчета 98

3.2. Интервью и его разновидности на таджикском телевидении 107

3.3. Интерпритация и анализ социальных вопросов в форме обзора 115

3.4. Ток-шоу как новый жанр на телевидении Таджикистана 120

3.5. Обзор личности в контексте телевизионного очерка 130

Заключение 150

Литература

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Развитие телевизионной техники и технологии существенно сократив промежуток пространства, времени и места, как глашатай глобализации, способствует быстрой передачи информации о достижениях и упущениях экономики и политики, науки и культуры, современной техники и технологии и других областей деятельности человечества. Именно укрепление государственных телевизионных каналов позволяет нам, обогащать информационное пространство страны полезными и содержательными программами. Как известно, телевидение стало неразделимой частью нашей жизни или, выражаясь иначе, институтом социальной жизни. Наша страна, объявленная социальным государством согласно Конституции страны, взяла на себя обязательства предоставить каждому человеку достойные условия жизни и свободное развитие.

Исходя из этого, постепенное решение социальных проблем жизни страны стало одним из превалирующих направлений внутренней политики государства. Для своевременного отображения этой цели главная роль отводится ведущим телевизионным каналам. Их активизация особенно ярко проявляется в период обретения нашей страной государственной независимости. Современное телевидение в Таджикистане, как и в других странах мира, в последние годы переживает серьезные изменения, вызванные развитием информационно-коммуникационных технологий и социальными трансформациями. Понимание закономерностей и динамики таджикского ТВ в последние годы невозможно без корреляции его развития с общемировой ситуацией в данной сфере. В то же время, неизбежно возникает целый комплекс вопросов, наиболее существенные из которых связаны: с установлением допустимых пределов использования государством «телевизионной кнопки», а тем самым с защитой прав отдельных лиц и гражданского общества в целом от, например, политических манипуляций со стороны различных сил; с поддержанием здоровой конкурентной среды в национальном информационном пространстве и обеспечением равноправия всех участников информационно - коммуникационного обмена; с умением самого государства эффективно использовать телевидение для защиты национальных интересов страны, сохранения суверенитета, обеспечения национальной безопасности и т.д. В годы государственной независимости Таджикистана содержательное и жанровое многообразие телевизионных передач и освещение социальных тем подвергались значительным изменениям – поменялось отношение к данным проблемам, постановка вопроса и задач, также сформировались новые рамки и модели.

Исходя из этого, анализ и рассмотрение особенностей отображения социальных тем на государственных телевизионных каналах, выявлении основных задач телевидения, своеобразия жанров, форм и видов телевизионной продукции, является актуальной проблемой научного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. В процессе написания диссертации были широко использованы монографические научные исследования истории, теории и практики отечественной, российской и зарубежной журналистики, особенностей деятельности телевидения и его

формирования, как одного и видов средств массовой информации, а также материалы электронных источников.

Анализируя данную тему, мы разделили список использованной литературы на три группы:

1. Научная литература1. Проблемы организации, структуры,
значимости и жанровой специфики телевидения нашли свое отображение в
значительных трудах ученых журналистской науки. В данном разделе указаны
книги, написанные в разные годы отечественными, российскими и
зарубежными специалистами в области истории и теории телевизионной
журналистики, критики, публицистики, т. е, относящиеся к теме настоящего
исследования.

  1. Историческая литература и мемуары о телевидении2. В данной группе рассматриваются завершенные монографии об истории становления и развития телевидения.

  2. Другие научно-популярные произведения3, относительно социально-политических задач телевидения, его информационных потенциалов, технологических особенностей.

1 Багиров Э. Очерки теории телевидения. – М., 1978; Борецкий Р. Осторожно, телевидение! – М.,
2002; Брацыло С. Особенности развития тележурналистики как процесс синтеза социальных
потребностей и технических возможностей. – М., 2000; Давронов Д. Сухан ва мавкеи суханвари дар
телевизион. – Душанбе, 2009; Давронов Д., Рахмонова Ч. Чахони муосир: мавкеи симо ва садо. –
Душанбе, 2012; Джураев А. Телевидение. – Душанбе, 1979; Муродов М. Асосхои фаъолияти эчодии
журналист. – Душанбе, 2007; Мукимов М. Макоми жанрхо дар радиои «Озоди». – Душанбе, 2009.
Муъминчонов З. Жанрхои хабарии журналистикаи телевизион. – Душанбе, 2011; Муратов С.
Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. – М., 2001; Орифова М.
Особенности развития жанров в региональных телекомпаниях Респблики Таджикистан. – Душанбе,
2010; Радиотелевизионная журналистика в системе профессиональных координат / Под ред.
Т.Васильевой, В.Осинского, Г. Петрова. Ч. 1. – СПб., 2002; Саппак В. Телевидение и мы: Четыре
беседы. – М., 1988; Саруханов В. Азбука телевидения. – М., 2002; Симонов А. Конец праздника
непослушания. – М., 2004; Саъдуллоев А., Шоев М. Асосхои журналистикаи телевизион. – Душанбе,
2005; Он же. ТТСМИ. – Душанбе 2009;, Он же. Начвои начотофарин. – Душанбе, 2008. Усмонов И.
Журналистика. – Душанбе, 2005; Он же. Жанрхои публитсистика. – Душанбе, 2009; Хочазод С.
Таърихи телевизиони Точикистон. – Душанбе, 2007; Умарова Г. Телевизион ва вокеияти Точикистон.
– Душанбе, 2011; Телевизионная журналистика. 5-е изд. / Редкол.: Г. Кузнецов, В.Цвик, А.Юровский.
– М., 2005; Телерадиоэфир: История и современность / Под ред. Я.Засурского. – М., 2005; Куддус Ч.
Асосхои журналистикаи телевизион. – Душанбе, 2008; Кодири С. Режиссураи телевизион, кино ва
радио. – Душанбе, 2011; Мирзоев И. Рукни чорум. – Душанбе, 2006; Мясникова М.А.
Морфологический анализ современного российского телевидения. автореф. автор. … докт. филол.
наук: 10.01.10 / Мясникова Марина Александровна. – Екатеринбург, 2010. – 54 с.; Хегай М. Деловая
журналистика. – Душанбе, 2007; Цвик В. Телевидение: История, теория, практика. – М., 2004;
Эшматов З. Таъсис ва ташаккули телевизиони Точикистон. – Душанбе, 2016. – 128 с.

2 Кацев И. Г. История российского телевидения (1907-2000). М., 2004; Колесниченко О. Я.
Телевидение: ступени роста. (Зарождение и развитие). Краснодар, 2003; Парсаданова Т. Н.
Российское телевидение. История и современность. М., 2002; Усмонов И., Давронов Д. Таърихи
журналистикаи точик. Д. 2010; Чураева М. Чилои ситорахои телевизион. – Душанбе, 2003;
Абдусаломова Р. Телевизион оинаи зиндагист. – Душанбе, 2002.

3 Бакулев Г. Основные концепции массовой коммуникации. – М., 2002; Бурдье П. О телевидении и
журналистике. – М., 2002; Бережная М. Социальная тележурналистика. – СПб., 2005; Вартанова Е.
Медиаэкономика зарубежных стран. – М., 2003.; Герасимова С. Телевидение как средство
формирования культурных ценностей личности. – СПб., 2000; Гуревич С. Экономика средств
массовой информации. – М., 1999; Дзялошинский И. Методы деятельности СМИ в условиях
становления гражданского общества. – М., 2001; Дмитриев А., Попантонопуло В. Телевидение и

Большая часть этих произведений написана российскими авторами. Вышеназванные ученые внесли весомый вклад в формирование телевидения и его структуры в Таджикистане. Они задались целью представить читателю всестороннюю информацию об истории телевидения мира и Таджикистана, задачах телевизионной журналистики, особенностях жанров и жанровых разновидностей, значении и содержании телевизионных программ.

В теоретическом плане, из многочисленных работ отечественных исследователей, большую помощь в написании настоящего диссертационного исследования, оказала книга А.Саъдуллаева и М.Шоева «Асосхои журналистикаи телевизион» («Основы телевизионной журналистики»). В целом, в настоящее время, эта книга является единственной научной работой в отечественной журналистике на таджикском языке. В ней даются характеристики особенностей телевизионной журналистики, пути и методы создания программ, излагаются мысли о некоторых сравнительно новых явлениях и тенденциях, как интерактивное телевидение и шоу программы.

Другим важным для нас теоретическим источником послужила большая научная работа профессора И.Усмонова – «Журналистика»1. Каждый том этого исследования раскрывает для представителей этой области многие неясные страницы отечественной журналистики. Все четыре тома являются глубоко научными исследованиями в области таджикской журналистики.

Труд М. Муродова «Асосхои эчоди журналист» («Основы творчества журналиста»)2, является одним из лучших работ, рассматривающий различные этапы творческой деятельности журналиста, в том числе самостоятельный выбор темы, использование источников, документов, приёмов и методов сбора информации (анкетирование, изучение документа, наблюдение, практика), анализа журналистского текста и его особенностях.

В выявлении задач телевизионной журналистики, нам помогла 5 часть книги «Телевизионная журналистика»3. Этот ценный труд целиком посвящен всестороннему рассмотрению особенностей и общественных задач телевидения, его места и роли среди других СМИ, выявлению визуально-эмоциональных

информатизация общества. – Новосибирск, 1994; Егоров В. Телевидение и власть. – М., 1997; Прайс М. Э. Масс-медиа и государственный суверенитет. – М., 2004; Он же. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. – М., 2000; Коновченко С., Киселёв А. Информационная политика в России. – М., 2004; Кривошеев М., Федунин В. Интерактивное телевидение. – М., 2000; Поберезникова Е. Телевидение взаимодействия: Интерактивное поле общения. – М., 2004; Попов В. Социальная информациология – наука ХХI века. – М.,2004; Тавокин Е. Массовая коммуникация: сущность и состояние в современной России. – М., 2005; Дугин Е. Создание смыслов в электронную эру. – М., 2005; Ильченко С., Окнер О. Телевидение в эпоху Интернета. – С.-Пб., 2005; Сапунов Б. Телевидение и культура. – М., 1988; Калин А. Перспективы телевещания в обществе вездесущих сетей // Broadcasting. 2005. № 4; Косарский Ю. Кабельное и спутниковое телевидение. – СПб., 2003; Крюков С. Внедрение мультисервисных сетей в телевизионных компаниях // Прогресс технологий телевещания. М., 2004; Лукина М., Фомичева И. СМИ в пространстве Интернета. – М., 2005; Пескин А., Труфанов В. Мировое вещательное телевидение. Стандарты и системы. – М., 2004; Телевидение. 3-е изд. / Под ред. В. И. Джакония. – М., 2003; Кривошеев М. Международная стандартизация цифрового телевизионного вещания. – М., 2006; Шилова В. Телевидение в системе социального управления. – М., 2000.

1 Усмонов И. Журналистика. – Душанбе, 2005.

2 Муродов М. Асосхои эчоди журналист. – Душанбе, 2014. – 288 с.

3 Телевизионная журналистика: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. / редкол.: Г.В.Кузнецов, В.Л.Цвик,
А.Я.Юровский. – М., 2005. – 368 с..

элементов, перспектив деятельности кабельного телевидения, типологии телевизионных программ, истории телевизионной журналистики в России.

Авторы «Методики телевизионной журналистики»1 Л.Шестеркина и Т.Николаева, рассматривая деятельность телевизионного журналиста в различных условиях, делятся своими рекомендациями и выводами, к которым они пришли в результате изучения лучших опытов практической отечественной и зарубежной телевизионной журналистики.

«Асосхои журналистикаи телевизион» («Основы телевизионной журналистики»)2 Дж. Куддуса представляет собой некую попытку соединения задач телевизионной журналистики с драматургией, режиссурой и театром, хотя каждое из этих направлений, по нашему мнению, заслуживает самостоятельного изучения.

Выявлено, что мемуарные произведения Г.Умаровой - «Телевизион ва вокеияти Точикистон» («Телевидение и действительность Таджикистана»)3, С.Ходжазода - «Таърихи телевизиони Точикистон» («История телевидения Таджикистана»)4, М.Джураевой - «Чилои ситорахои телевизион» («Сияние телевизионных звезд»)5, А.Джураева - «Телевидение»6, Р.Абдусалом7 - «Натток чехраи телевизион» («Диктор лицо телевидения») и другие, написаны, по принципу, «впечатление свидетеля или ответственного лица за программу»8. Все эти книги не являются результатом творческого воображения автора и написаны на основе увиденного и услышанного, а также, непосредственного участия в процессе событий и явлений. Данные книги, в большей степени, напоминают историко-хронологическое описание событий и явлений, и в них сравнительно мало научного и тематического анализа.

В процессе анализа форм, видов и жанров программ каналов государственного телевидения мы, при необходимости, обращались к трудам А.Саъдуллоева9, И.Усмонова10, А.Нуралиева11, З.Муминджонова12, М.Орифовой13 и других отечественных ученых журналистской науки.

И хотя вопросы, связанные с концептуально - содержательной и практической составляющей государственных каналов телевидения, уже оказывались в фокусе внимания различных исследователей и в некоторых аспектах были изучены, вместе с тем, остается целый ряд важнейших проблем,

1 Шестеркина Л., Николаева Т. Методика телевизионной журналистики: учебное пособие для
студентов вузов. – М., 2012. – 224 с.

2 Куддус Ч. Асосхои журналистикаи телевизион. – Душанбе, 2008. – 82 с.

3 Умарова Г. Телевизион ва вокеияти Точикистон. – Душанбе, 2011. – 168 с.

4 Хочазод С. Таърихи телевизиони Точикистон. – Душанбе, 2007. – 288 с.

5 Чураева М. Чилои ситорахои телевизион. – Душанбе, 2003. – 128 с.

6 Джураев А. Телевидение. – Душанбе, 1979. – 88 с.

7 Абдусалом Р. Натток чехраи телевизион. – Душанбе, 2008. – 226 с.

8 Саъдуллоев А., Шоев М. Асосхои журналистикаи телевизион. – Душанбе, 2010. – С.3.

9 Саъдуллоев А. Хосияти адабиёт. – Душанбе, 2000. – 256 с.: Он же. Очерк: генезис, развитие и
современное состояние. – Душанбе, 2012. – 216 с.; Он же. Рангхои зиндаги. – Душанбе, 2007. – 344 с.

10 Усмонов И. Журналистика. – Душанбе, 2011. – 474 с.; Он же. Жанрхои публитсистика. – Душанбе,
2009. – 140 с.

11 Нуралиев А. Жанрхои ахбории матбуот. – Душанбе, 2004. – 146 с.

12 Муъминчонов З. Жанрхои хабарии журналистикаи телевизион. – Душанбе, 2011. – 66 с.

13 Орифова М. Особенности развития жанров в региональных телекомпаниях Республики
Таджикистан. – Душанбе, 2010. – 192 с.

требующих своей дальнейшей разработки, в том числе и, с точки зрения, выявления места и роли в телевидения в отображении социальных вопросов.

Цели и задачи исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является изучение и выявление степени и качества отображения социально-значимых проблем на телевидении, рассмотрение тематики и содержания программ государственного телевидения и выявление многообразия тем и жанровых форм телепередач. Для достижения указанной цели определены следующие задачи:

рассмотрение задач телевизионной журналистики и, возникающих на этой основе полемик;

анализ передач социально-экономического характера на каналах государственного телевидения и выявление особенностей их развития и совершенствования;

выявление политики программирования на государственном телевидении, их влияния на сознание и поведение зрителей; современное состояние социально-экономических программ и основных жанров, посредством которых готовятся передачи;

исследование и рассмотрение возможностей усиления положительного воздействия телевидения, как одного из влиятельных средств массовой информации в анализе социально значимых тем;

выработать предложения относительно конкретных мероприятий по улучшению деятельности телевидения в отображении и рассмотрении социальных тем.

Новизна исследования заключается в том, что в рамках отдельного научного исследования впервые анализируются освещение и отображение социальных проблем в телевизионной журналистике Таджикистана. Выявляются основные проблемы и трудности, с которыми сталкиваются творческие телевизионные группы по созданию программ подобного характера. Освещение экономических, управленческих и социально-экономических проблем анализируются с использованием конкретных материалов. Результаты анализа позволяют, расширив свое представление относительно объекта исследования, выявить тематическое и жанровое многообразие.

Теоретическая значимость работы. Теоретическую основу диссертации составляют научные труды таджикских, российских и зарубежных ученых по вопросам теории и практики телевизионной журналистики и проблемам социально-управленческого характера; современные понятия жанровых особенностей и методы профессионального познания в области отражения социально-культурных событий.

Практическая значимость работы. Результаты диссертации могут быть использованы при написании истории современной таджикской тележурналистики, учебников по истории таджикской тележурналистики.

Кроме того, результаты научного исследования могут быть применены учеными в области журналистики, при определении критериев изображения социальных, экономических тем и основных задач телевизионной журналистики, написании дипломных и курсовых работ, чтении спецкурса по проблемам телевизионной журналистики.

В качестве объекта исследования выступали социально-экономические программы государственных телеканалов РТ в 1991-2015 гг.

Предмет исследования – возможности телевизионной журналистики в отображении социально-культурных событий; особенности отображения, формы и жанры передач социально-экономического характера на таджикском телевидении.

Эмпирической основой исследования являются программы телевидения «Таджикистан», «Джахоннамо» и «Сафина» в период государственной независимости. Именно в данный исторический отрезок наблюдалось улучшение качества жизни людей, и государственное телевидение стремилось, в своих ежедневных программах, положительно отобразить этот процесс. В последующие годы стиль передач обрел критико-аналитический характер.

Методологической основой диссертации служат фундаментальные положения по теории журналистики. Использование типологического метода позволило изучить эволюцию объекта исследования. В работе также применяются проблемно-хронологический подход с учетом теоретико-методологических предпосылок социального анализа, синхронический и фрагментарные методы системного анализа.

Кроме того, автор проводит научное обобщение ранее не интегрированных в научный контекст материалов.

Основные положения, выносимые на защиту:

информационная функция телевидения зависит от государственного строя; первичность информационных функций телевидения; нехватка современных мощных телевизионных передатчиков и профессиональных журналистских кадров.

социально-просветительские функции телевидения граничат с информационными задачами.

экономические, управленческие и сельскохозяйственные программы телеканал «Джахоннамо» имеют большое воздействие на зрителей; таким направлениям уделяется особое внимание в данном телевизионном канале; телеканал «Таджикистан» уделяет недостаточного внимания программам на эту тематику.

телеканал «Сафина» имеет большую роль в освещении нравственных, национальных, общечеловеческих ценностей и отображении социально-значимых проблем.

новости на каналах государственного телевидения остаются самой популярной формой информирования населения; телевидение «Таджикистан» в годы независимости часто использует жанр отчета; жанр интервью является самым популярным жанром телеканала «Джахоннамо».

Хронологические рамки исследования охватывают период государственной независимости Республики Таджикистан, т.е., с 1991 по 2015 гг. Выбор данного временного отрезка обусловлен тем, что телевизионные передачи на социальные темы имели значительное место в указанный период времени. Именно годы независимости считаются для страны новым этапом становления и развития государственных электронных СМИ.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедр телевидения и радиовещания, печати и международной журналистики Таджикского национального университета (протокол №7 от 03.12.2016 г.)

Основные положения диссертации отражены в 9 научных статьях, 7 из которых опубликованы в журналах, вошедших в перечень ВАК Минобрнауки Российской Федерации, перечень которых приведен в конце автореферата. Диссертант выступал с сериями докладов на международной конференции «Молодежь и современная наука» (Душанбе, 18 мая 2013 г.), в республиканских научно-теоретических конференциях «Таджикский национальный университет – центр подготовки квалифицированных специалистов» (Душанбе, 17-18 мая 2013 г.), «Проблемы электронных СМИ и доступа к информации» (Душанбе, 22 ноября 2014 г), на традиционных апрельских конференциях (2013-2015 гг.) и др.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, десяти параграфов, заключения и библиографии.

Социально-просветительские функции телевидения

В современных условиях коммуникация охватывает все области жизнедеятельности человека. Превращая все общество в источник и цели информации, телевидение диагностритует его. То, что массовая коммуникация повышает уровень информированности широких слоев населения, является бесспорным. Вместе с тем возрастающий поток сообщений массовой коммуникации может непреднамеренно преобразовывать энергию людей от активного участия к пассивному знанию. Одним из основателей социологического направления теории массовой коммуникации является Гарольд Лассауэлл. В его работах (как и в трудах Н. Винера) информационные связи исследуются как неотъемлемые атрибуты жизненной материи. Однако общественные структуры обладают своими специфическими качествами, которые порождаются необходимостью сохранения социальных институтов, духовных ценностей и их идеологического обеспечения. Исходя из этого, Г. Лассауэлл выделял три основные функции социально-коммуникативных процессов: контроль над средой, корреляция всех компонентов общества для его сохранения и развития, передача социального наследия другим поколениям. Согласно этому, в демократических обществах рациональные выборы ценностей зависят от просвещенности, которая, в свою очередь, зависит от коммуникаций, но особенно от равноценности внимания к ним среди лидеров, экспертов и массы рядовых людей.

Рассуждая относительно этой проблемы, таджикский ученый И.Усмонов пишет, что: «Именно активная деятельность телевидения в социально-политическом управлении еще больше повысила авторитет и значимость четвертой ветви власти в обществе. Ибо, не существует ни одной важной проблемы, которой бы не касалось телевидение, о которой бы не высказывало свое мнение и свою позицию» 1.

Телевидение - высочайшее искусство интелектуальной силы и этот тезис является практической программой телевидения, а сотрудник телевидения есть, никто иной, как искустный мастер, обладающий даром изображать действительность и красоту глазами камеры. Р.Абдусаломова подчеркивает, что «сегодня телевидение, как важнейшее составляющее духовной жизни, может приносить людям не только наслаждение, но и как способ воспитания социальных чувств , восприятия мира, выражения мечты и чаяний народа, занимает особое место, в пропаганде и агитации важнейших социально-политических вопросов и нравственных ценностей»1.

Возможности современного телевидения безграничны. Мы, можем увидеть не только природу и её явления, но и человека в образе и без него. Тедевидение открывает мир посредством камеры. Оно, чувствуя пульс времени, показывает зрителям ход жизни. Важнейшая особенность телевидения это эффект непосредственного участия человека в этом процессе.

Телевидение стало важной составной частью общества, и в настоящее время почти невозможно найти человека, который бы так или иначе не пользовался бы телевидением. На протяжении долгих лет телевидение создало собственные, присущие только ему жанры и формы и использует особое построение материала. Естественно, что методы подачи программ неоднородны или, выражаясь иначе, отличаются друг от друга. Безусловно, различий безгранично много, каждая часть структуры особена, формы имеют особые приёмы записи, каждому жанру присущи специфтческие источники развития и формирования, особые жанрообразующие элементы.

Известный русский писатель Иосиф Бродский отмечал: «Американский народ нацией сделало телевидение, а русский - книга».

Если окунутся в глубину этого высказывания русского писателя и, задаться целью, убедиться в его справедливости на практике, то станет очевидно, что роль телевидения не только велика в формировании общественного мнения, но и в построении самого общества. Формы и методы воздействия телевидения на аудиторию различны. Однако самым заметным и глубоким следом телевидения в общественном сознание является слово, в создании которого, прежде всего, участвует тележурналист. Следовательно, можно сказать, что воздействующая сила телевидения, как одного из мощных рупоров пропаганды и агитации во многом зависит от профессионализма и мастерства журналиста.

В период государственной независимости Республики Таджикистан особое значение обрело усовершенствование технического обеспечения телевидения и радио и их доступность населению страны. Одним из факторов, способствовавших расширению информационного пространства и улучшения качества телевизионных программ, является использование современной техники и технологий волновых приёмников и передатчиков и других технических средств. Необходимо отметить, что распространение качественных телевизионных волн требует больших финансовых затрат с учетом того, что стоимость технических средств телевидения очень высока. Учитывая эти трудности, правительство Республики Таджикистан продумало меры по наиболее выгодному практическому способу расширения границ волнового вещания во все регионы страны.

Подготовка интересных и зрелищных телевизионных программ во многом зависит от коллективного труда всех работников телевидения. В особенности большая ответственность ложиться на тех, кто готовит информационные программы, составляющие основу всякого телевизионного канала. В современных условиях, информационные функции телевидения стоят на первом месте в сравнении с другими средствами массовой информации. Ибо телевидение сравнительно интереснее, оказывает большее воздействие на аудиторию и является намного оперативнее.

Телевидение и его рекреативные функции

Для простого телезрителя, который не имеет представления о тонкостях экономики, такой анализ неблагоприятен. То есть, гипотеза телевидения любовь к прекрасному еще раз находит свое подтверждение. В таких ситуациях должны прозвучать определенные цифры или же, как телевизионный канал РБК можно представить трудную для понимания информацию в виде диаграмм или слайдов в сопоставлении и пропорциональности.

Говорится, что с целью выполнения обязанностей будет создан Совет по национальному развитию, который сыграет важную роль во всеобщей координации процесса экономического и структурного реформирования в стране.

В ежегодном своем Послании Маджлиси Оли Республики Таджикистан Президент страны Эмомали Рахмон отметил, что «развитие основных сфер основного сектора экономики - энергетически- горючего комплекса, промышленности, сельского хозяйства, и инфраструктуры, посредством расширения партнерства государства и частного сектора, также для привлечения инвестиций, в частности прямого инвестирования, позволит устойчивому и интенсивному развитию экономики страны»

На этой основе, началась подготовка цикла передач по сотрудничеству частного сектора и государства. В те дни и ночи положительно продолжался процесс переговоров по вступлению Таджикистана во Всемирную Торговую Организацию и в итоге, 10 декабря 2012 года Таджикистан стал членом этой организации.

В течение 2000-2010 годов государственные телевизионные каналы Таджикистана разъясняли, что основной целью экономической политики страны это налаживание устойчивого развития экономики, все основные планы заложены в рамках трех стратегий, то есть достижение энергетической независимости, выход страны из коммуникационной изоляции, и обеспечения продовольственной безопасности.

С течением времени на телевидении были созданы отдельные экономические программы. Эта тенденция наблюдалась в основном после 2005 года. В частности, программы «Рушд» («Развитие»), «Хадаф» («Цель»), и «Кишоварз» («Сельскохозяйственник») представленные творческой группой «Фаросу» на телевидении «Таджикистана», сыграли большую роль в развитии экономики страны и сферы сельского хозяйства.

Программы «Мусохибати рз» («Индервью дня»), «Дар мехмонии мо» («У нас в гостях»), «Кишоврз» («Сельскохозяйственник»), «Набзи замин» («Пульс земли»), «Иктисод ва чахон» («Экономика и мир»), представленные телевидением «Джахоннамо» были посвящены вышеназванным темам. Творческий коллектив постоянно старается, чтобы каждое событие, явление освящалось со всеми подробными комментариями. В дополнении к этому эти дехкане, сельскохозяйственники считали вышеназванные программы результативной для своей деятельности, так как посредством множества бесед, репортажей с различными учеными в области экономики, сельского хозяйства, они могут использовать их советы и рекомендации в развитии сферы, а также в повышении урожайности, поголовья скота.

Работники данных программ приглашали специалистов области, и должным образом рассматривали каждый вопрос, то есть между телезрителем и редакторами программы завязывалась новая прочная связь, что способствует улучшению качества выпуска. Нужно отметить, что вышеназванная программа кроме руководствующей задачи, а также освещения событий сельского хозяйства, также играет пропагандистскую роль. Например, рабочая поездка Президента в город Рогун и освещение этого события в информационной программе «Ахбор» в 20:00. где говорилось, что президент страны с рабочей поездкой посетил город Рогун, и в ходе этой поездки ознакомился с ходом восстановительных работ на гидроэлектростанции Рогун, а также провел беседу с активистами города.

Распространение этой информации на первый взгляд не так уж важен, но с учетом существующих разногласий относительно воздвижения этой крупной станции, информация, имеющая социальное значение, приобретает политико-экономический характер.

Речь руководителя государства в городе Рогун в последующем освещалась во всех экономических программах, которые были посвящены теме энергетики, постоянно подчеркивая «как сказал Президент страны, уважаемый Эмомали Рахмон….» использовалась цитата: «каждый строитель данного судьбоносного объекта должен осознать, что электростанция Рогун предусмотрена на столетия, и качество работ должно соответствовать поставленным целям»1. Продолжение мысли речи заканчивается так: «Рогунская электростанция должна служить народу Таджикистана и всему региону веками, должна приносить только пользу, и никакого вреда»2.

Качественное проведение восстановительных работ, подготовка продолжения строительства, а также прекрасное настроение создателей этого объекта, свидетельствует об их осознании указаний, распоряжений Главы государства Эмомали Рахмон относительно устойчивого, качественного завершения каждого действия в процессе работы.

Социально-культурные проблемы на государственном учреждении телевидение «Сафина»

В связи с анализируемой проблемой выясняется: в ток-шоу должно содержатся важная информация для освещения проблемы. Формы отображения могут изменяться в рамках методов ток-шоу. Основные свойства ток-шоу составляют легкость беседы, мастерство ведущего и обязательное участие аудитории. По своему значению, ток-шоу это связь журналистики со сценическими методами, который обеспечивает развлекательность программы. Здесь не маловажную роль играют не только интервью, но и беседы с неожиданными свойствами, внезапностью, репликами, шуткой и разными мнениями. Как было отмечено, в ток-шоу мастерски используется сценарный стиль. В этом плане мастерство ведущего играет решающую роль. Он должен уметь управлять своей аудиторией, не должен допускать, чтобы изменилось русло беседы. Телезрители телевидения “Таджикистан” хорошо помнят, что в 2004-2006 годы была очень популярна программа «Гули махтоб» (“Цветок луны”) Рахматулло Камолова и она охвативала все эти свойства. Программа стала популярной после первого показа. Этому способствовали несколько факторов. Во-первых, это представление нового стиля. Ведущий вёл в благоприятной и простой обстановке. Эта свобода проявляется в манере одевания ведущего и гостей, движение на сцене, декорации, участников, возраст, и записи в эфире. Во-вторых открытая беседа. Эта программа явилось первой программой на государственном телевидение, которая вела передачу в более свободной атмосфере. Ведущий не сидел на месте, он вставал, двигался, подходил к аудитории и беседовал лицом к лицу. Для некоторых участников это был возможностью близко увидеть своего поклонника. Иначе выражая, в определенные этапы ведущий и его программа, были недоступными простому обывателю. На этой основе потверждение А.Саъдуллоева и Н.Салихова очень уместно: «Личность героя и личность автора, включенные в содержание телесообщения, позволяет сделать его ярким и запоминающимся, поскольку человек был и остается самим любопытным явлением для другого человека. Непрерывность связи программ с аудиторией определяет функциональные различия между кино и телевидением, что в свою очередь отражается на структуре сообщений, затрагивает сферу использования средств выражения» 1.

Третий фактор – постоянная трансляция программы «Гули махтоб». Данная программа транслировалась и записывалась в определенные дни. В разные периоды члены творческой группы вход в программы сделали платным, и он дал, свои плоды. Каждая программа на самом деле была шоуобразным, с токи зрения журналистской значимости это была беседа о трудностях сцены, семейной жизни, личности героя, его умозаключения о жизни и стилях сценической - игры на сцене, управление аудиторией, реакция зрителей на исполнение песен и движениях артистов и др.

В экспертной дискуссии, а также в полемическом споре журналист-ведущий относится нейтрально и не поддерживает ни одну сторон. Он в первую очередь защищает интерес зрителя, которой одним из первым имеет право на знакомства со мнениями нейтральных экспертов и на вторую очередь ставить «политикические» вопросы. Профессор А.Азимов считает, что “жанр ток-шоу почти охватил все телевизионные каналы в том числе: (американские, европейские, российские, и по меньшей мере таджикские каналы)”2. Ток-шоу программ в большей степени зависять от мастерство ведущего-журналиста-модератора. С другой стороны проблемы и темы на злобу дня становятся основой разного рода ток-шоу программ.

По мнению Г.В.Кузнецова ток-шоу означает «показ- диалог»3. Термин появилась в соответствию жанра эстрады, и один балагур своей интересной игре заинтересовал зрителей и привлекал внимание аудитории к беседе. На телевидение можно выделить следующие знаки жанра: легкость диалога, мастерство ведущего, и конечно же участие аудитории.

Наряду с выбором удачной информации для освещения темы в ток-шоу немаловажную роль играет сложная компоционная подача материала. Основные принципы на основе котором создается ток-шоу является реальность и событийность.

С учётом того, что сегодня телевидение считается самым популярным видом СМИ и согласно статистике 2007 года, более 80% население ежедневно смотрят телевизор и проведение влиятельных и эффективных передач играет особую роль1.

На этой основе следует вспомнить, что ещё в 1964 году были издана в книга Мак-Лухана - “Понятие массмедиа” в котором автор предложил новую теорию о массовой информации. Согласно данной теории, воздействие СМИ не зависеть от его значимости, наоборот оно проявляется в форме и стиле подачи информации. Отныне появилось достаточное количество научных исследований, которые разделили уровень воздействия и специфику интервьюрера (теории связи С.Болл-Рокеш и М. де Флера).

Роль ведущего в ток-шоу очень важен. Берон Меробов из программы «Вохурихои мусики» (“Музикальные встречи”), Абдурофеъ Рабизода из «Сатрхои човид», (“Вечные строки”) Султон Вохидова «Бахс ва андеша», (“Спор и раздумье”) Сухроб Зиёев «Маданияти рузгор», (“Семейная культура”), Шамсиддин Ашуров, Акрамали Хасанов, Нафасбек Рахмони, Ахмадшо Комилов, Хабиб Сулаймони и другие в «Сапеда» (“Рассвет”) и современники Рахмуталло Камолов - «Гули махтоб», Зевар Давлатова -«Нигохи дигар», (“Другой взгляд”) Тагоймурод Орифи - «Пайкони зарин», (“Золотая стрела”) Гавхар Умарова - «Оила», (“Семья”) Шавкат

Мухаммадиев - «Махзар” (“КВН”) и други ведущие «Офарин» (“Молодцы”), программы «Умед» (“Надежда”), «Ман-студент» (“Я - студент”), «Эчодиёти чавонон» (“Творчевство молодежи”), «Суруди дил» (“Песня сердца”), «Шукуфахо» (“Цветки”), «Хайкали мехр» (“Памятник любви”), «Ширу шакар» (“Мёд и сахар”), «Клуб знатоков», «Маърифат» (“Познание”), «Лахзаи илхом» (“Мгновение музы”), «Хушдилон» и ещё более ста массовых программ зародилось в период независимости, но при союзе были созданы её основы. Все названные программы требуют особой ответственности от ведущего. Своевременное мастерство, чрезвычайные ситуации, умение оценивать, управление ходом программы, доверие зрителя, поднятие настроение, привлечение к разговору и состязание являются залогом успешного показа. Эти размышлении поддерживают Ч.Куддус1 и Д.Давронов2. В своей книге Р.Абдусалом3 и М.Чураева4 раскрывают спорные стороны исследуемой темы, и в этом направлении добились некоторых успехов.

Интерпритация и анализ социальных вопросов в форме обзора

Например, программма «Нози хаёл» о деятельности молодого таджикского поэта Искандара Хатлони. В начале идет шапка программы. После автор сидит в своем рабочем кабинете за компьютером где он смотрит запись песни о родине Искандара Хатлони и говорит: «Думаете, что смерть это конец? Если это так, то желание жить этим днем не вызвало бы мыслей о том дне. Эти пустые слова являются здравым мнением, в то время как и сейчас, которое было представлено под звуки настоящей музыки, под звуки гармонии что смогло осуществить желание»1.

Автор хотел, рассказать о жизни одного молодого поэта, который в возрасте 46 лет ушел из жизни. Поставила цель, познакомить зрителя с жизнью писателя, который жил в Хатлонской области. И эта цель была достигнута. Автор в программе посетила Хатлон, семью Искандара, в его кабинете и была живой свидетельницей и сказала вот что относительно жизни и творчества писателя: «Это слово, этамысль, по мнению одного это свеча, которая имеет свет желания притом очень яркий по мнению литератора по имени Искандар. Одно придуманное творение ранее умершего Искандара может оставить в душе отпечаток и сможет постепенно связывать жизнь и утверждать мысль о том, смерть –это не конец жизни а её начало».

Этими словами автор хотел сказать зрителю, что каждый человек который обладает талантом, оставляет от себя что-то миру, многие годы и столетия будет жить в памяти, подобно герою очередной программы. Программа была подготовлена на профессиональном уровне. Журналист добился успеха, несмотря на отсутствие героя в эфире и без непосредственного общения с ним. Результат был хорошим. Программа получилась смотрибельной и каждый, кто смотрел эту программу удивлялся, так как автор опирался не только на выскзывания матери и семьйи героя, но и собрал интересные мнения литераторов относительно достойного творчества Искандара. Раздумья дополняли друг друга. Журналист Сайёфи Мизроб отмечает, что «он таджикский поэт, сегодня в школьной литературе Ирана его стихотворение считается лучшим образцом стиховорения современного фарси, и по нему школьники этой страны изучают современную персидскую поэзию» . После этих слов приводятся слова писателя Мирзо Шукурзода: «Посмотрите взлёты таджикского стихотворения, из Душанбе, и находит свое место в учебных книгах Иранцев». Автор Нигина Мумин как будто не испытывала трудностей, было много синхронов людей которые рассказывали о жизни и творчестве Искандара, они были беконечны и это тоже говорит о таланте автора. Автор смогла в одной программе собрать вместе мнение 10 людей и они рассмотрели богатые бессценные произведения этого молодого поэта.

Слова поэта Мухаммадалии Аджами смогли раскрыть образ ушедшего поэта, так как обладали огромной силой воздействия: «Он постоянно присутствовал в процессе равития таджикской поэзии, своим талантом очистил до блеска таджикское стихотворение». Также в программе были использованы кадры из архива выступлений Искандара, что является еще одним новшеством. Автор перевернул страницу полную печали и страдания матери по поводу смерти сына. Мать рассказали о рождении и до самой смерти сына, но журналистская чувсвитетельность Нигины Мумин не успокоила мать. Для убеждения зрителя отправились на могилу Искандара, то есть на кладбище немного постояв в тишине зрителю было сказано: «нерассказанные историй и не исполненные песни Искандаром может быть было много, рождение его творений и восхождение его песен остались не спетимы и застряли в горле нашего Искадара. Искандар был влюблен в песню, но осталась без песни, он был путником но, остался на пол пути. Итак, мы немного боясь и стыдясь пришли в долину безмолвных, хотелы услышать тихий голос Искандара, но не хватило наших сил, мы исчерпали ту мудрость, которую он оставил после себя это его неповторимость и то, что смерт неминуем для всех, и принял его».

Действительно имя Искандара Хатлони всегда будет жить вечно, и каждый человек который имеет интерес к его творчеству не сможет отдалиться от поэзии этого поэта. Эта программа, наряду с просвещением и поучением, также оказала на зрителя психологическое влияение и в какой- то степени пробудила в каждом любовь к родине. Можно сказать, что эта программа вершина творчества в создании образа Нигиной Муминовой.

Показателем жанра и метода телевизионного очерка является сочетание художественных и публицистических средств отображения и их связи с понятием и образа. Выявление специфических факторов посредством частных знаков является другим показателем. Телевизионный очерк в ходе подготовки активно использует другие жанры телевизионной журналистики, в особенности беседа, комментарий, интервью, эссе и другие. В конце концов телевизионный очерк создается на основе впечателений автора из наблюдений, приключений. “Из всех жанров очерк отличается композиционной структурой, которая имеет сходство с композицией драмматургии или по другому он драматургичнее всех телевизионных жанров журналистики”1.

В телевизионном очерке характер человека может быть отражен во всех смыслах - его душевное состояние, старания в жизни, самооценка, конкретные действия, преодоление трудных ситуаций и тому подобное.

Телевизионный очерк подразумевает использование влиятельных телевизионных источников. В частности скрытая съемка, быстрое открытие, методы восстановления фактов, случаи провокации, продолжительные телевизионные наблюдения и другие.