Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Шарль Бодлер и становление литературно-художественной журналистики Франции : Первая половина - середина XIX в. Солодовникова, Татьяна Юрьевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Солодовникова, Татьяна Юрьевна. Шарль Бодлер и становление литературно-художественной журналистики Франции : Первая половина - середина XIX в. : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10.- Краснодар, 2000.- 155 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-10/506-3

Введение к работе

Становление и развитие журналистики во Франции XIX века как сущностного аспекта всей национальной социокультурной модели стало новым фактором, активно воздействующим на жизнедеятельность социальной, экономической, политической и культурной жизни страны.

По мнению профессора Ю.В.Лучинского, «специфика самого феномена существования журналистики в общей системе культуры заключается в том, что журналистика, выступающая в качестве полисистемы, формирует взгляд общества на какую-либо проблему, информирует членов социума о событиях в нем же происходящих. Возникает сложнейшее многоуровневое взаимопроникновение института журналистики и формирующегося организма социума с государственными, правовыми, религиозными, культурными формами» (Лучинс-кий Ю.В. Журналистика в контексте формирования национальной американской социокультурной модели: (1638-1861). Автореф. дисс, д-р филол. наук. Краснодар, 1998. С.3-4).

Промышленная революция, изменившая весь облик девятнадцатого столетия, привела к кардинальным изменениям в коммуникационных технологиях, что, естественным образом, сказалось на развитии медийной структуры в самых различных аспектах - от типологических и жанровых инноваций до идеологических критериев.

Журналистика полноправно вошла в повседневную жизнь среднего француза, развлекая, поучая, наставляя, объясняя, направляя. Вне прессы урбанистическая цивилизация просто не существует, а множественные модификации существования социума в быстро меняющихся политических, экономических и культурных парадигмах не просто отражаются в периодической печати, но и определенным образом моделируются ею.

Прессой можно восхищаться, ее можно осуждать и проклинать, но избежать ее влияния или игнорировать ее присутствие в социально-культурной жизни XIX столетия уже становится невозможным.

Свидетель процесса становления французской журналисти-

ки и сам активный участник этого процесса, знаменитый писатель и публицист Фрасуа Рене Шатобриан писал по этому поводу: «Пресса - новая стихия, невиданная прежде сила, пришедшая в мир недавно; это слово, ставшее молнией, это социальное электричество. Разве в вашей власти уничтожить ее? Чем сильнее вы будете притеснять ее, тем скорее произойдет взрыв. Следовательно, вам необходимо примириться с прессой, как примирились вы с паровой машиной» (Шатобриан Ф.Р. Замогильные записки. М., 1995. С.401-402).

Становление французской журналистики XIX века происходило в постоянном колебании между политической прессой и литературно-художественной (в зависимости от конкретного политического режима, действия цензурных постановлений, смены политических элит и т.д.), порождая причудливые трансформации и симбиозы и одновременно с этим приводя к плодотворным типологическим и жанровым образованиям, способным воздействовать на общекультурные процессы в национальном развитии.

Актуальность настоящего исследования состоит в выявлении основных закономерностей развития французской периодики первой половины и середины девятнадцатого столетия с особым акцентом на период 1840-1860-х годов, как времени вхождения Шарля Бодлера в литературно-художественную журналистику в качестве критика и переводчика, оставившего заметный след в национальной журналистской традиции Франции.

Личность крупнейшего французского поэта XIX века Шарля Бодлера неоднократно привлекала внимание исследователей. Его знаменитый поэтический сборник «Цветы зла» до сих пор издается огромными тиражами. Однако, Шарль Бодлер был не только выдающимся поэтом. Активно включившись в литературно-художественную жизнь современной ему Франции, он мгновенно откликался на все важнейшие с его точки зрения события, выступая в периодической печати как художественный, литературный и музыкальный критик. Полемичность и парадоксальность его высказываний неизменно привлекала внимание читателей, критиков, литераторов, художников.

Можно сказать, что Шарль Бодлер был одним из самых читаемых и самых универсальных журналистов во французской периодике 1840-1860-х годов. И хотя критические статьи Шарля Бодлера количественно многократно превосходят его поэтическое наследие, эта сторона его деятельности в отечественном «бодлероведении» представлена весьма скудно.

Более того, само изучение творческого наследия Шарля Бодлера как бы поделено между искусствоведением, общей эстетикой, музыковедением и литературоведением. Так, в исследованиях по истории художественной жизни Франции середины XIX века критические статьи Шарля Бодлера в очень ограниченном объеме рассматриваются лишь в русле тех традиционных категорий эстетики, которым сам Бодлер не придавал большого значения. Объединяющим компонентом между этим, достаточно искусственным разрывом, может выступать история журналистики, как предмет, способный к синкретичному рассмотрению различных сторон проявления индивидуального творчества в контексте развития периодики.

История журналистики (особенно зарубежной), в свою очередь, нуждается в подробных и детальных псторико-журнали-стских исследованиях, посвященных системному анализу различных национальных моделей журналистики в конкретных исторических и культурных периодах с четкой классификацией типов изданий, ведущих редакторов и журналистов, инновационных процессов и т.д.

В этой связи, изучение конкретної! творческой личности (в нашем случае - Шарля Бодлера), активно вовлеченной в газет-і ю-журнальный процесс своей эпохи, позволяет увидеть те тенденции и сущностные трансформации, происходившие в развитии французской журналистики.

Поэтому исследование критической и переводческой деятельности Шарля Бодлера в контексте становления и развития литературно-художественной журналистики Франции первой половины и середины XIX века становится насущной необходимостью и определяет актуальность данного исследования.

Объектом исследования становится процесс становления и

развития литературно-художественной периодики Франции первой половины и середины XIX века.

Предметом исследования выступают литературно-художественная и музыкальная публицистика Шарля Бодлера, его переводческая деятельность, а также специфика отдельных литературно-художественных изданий и ведущих критиков данной эпохи.

Состояние научной разработки темы. Научные работы, в которых в той или иной степени рассматриваются проблемы данного исследования, можно условно разделить на три группы:

  1. общие исследования по истории журналистики (Я.Н.За-сурский, Ю.В.Лучинский, Г.Ф.Вороненкова, Е.А.Корнилов, Д.И.Писарев, В.С.Соколов, Е.Смирнов, Т.Якимович, П.Аль-бер, Е.Буавен, Л.Габриель-Робине, Ш.Ледре, Р.Мазедье);

  2. исследования по истории художественной критики (В.И.Баранов, М.М.Бахтин, Б.М.Бернштейн, А.Григорьев, С.Зен-кин, М.С.Каган, Н.Н.Калитина, В.С.Турчин, Т.Мустоксиди, П.Кастекс, А.Кассань);

  3. исследования по критическому наследию Ш.Бодлера (П.Г.Антокольский, Н.И.Балашов, И.И.Карабутенко, Г.К.Ко-сиков, В.Левик, В.А.Мильчина, М.Л.Нольман, О.В.Тимаше-ва, М.Толмачев, В.С.Турчин, Л.Остин, К.Пишуа, Р.Т.Карго, А.Картер, Р.Ж.Кастекс, Ж.Крепе, А.Ферран, М.Руфф).

Основной круг проблем, освещавшихся в первой группе исследований, сосредоточен вокруг истории периодической печати в контексте политического развития той или иной страны. Лишь в последние годы в отечественной науке о журналистике стали появляться монографии, в которых история прессы стала соотноситься с национальными социокультурными процессами (Ю.В.Лучинский, Г.Ф.Вороненкова, Е.А.Корнилов и др.), ряд кандидатских диссертаций, посвященных различным аспектам истории журналистики, «воронежской» школы (В.И.Сапунов и др.). Отрадным фактом следует признать опубликование в 2000 году в Ростовском государственном университете коллективной монографии «История мировой журналистики» (авторы - А.Г.Беспалова, Е.А.Корнилов, А.П.Ко-

роченский, Ю.В.Лучинский, А.И.Станько), претендующий на системно-универсальный подходе описании историко-журна-листских процессов в мировой журналистике.

Однако, по истории французской журналистики рассматриваемого периода обобщающего исследования еще не вышло, а обзорная работа В.С.Соколова (Периодическая печать Франции. СПб., 1996) может служить только приближенным путеводителем, а не фундаментальным справочником.

В работах зарубежных исследователей по истории французской журналистики (П.Альбер, Е.Буавен, Л.Габриель-Робине. Ш.Ледре, Р.Мазедье) имеется качественный обзор французской периодики указанного периода, однако, он слабо систематизирован и не вписан в историко-системную парадигматику, и, более того, фактические данные, опубликованные во Франции, мало введены в научный оборот отечественной науки.

Казалось бы, что исследования по истории художественной критики, должны были бы восполнить указанный пробел. Однако, парадокс заключается в том, что для авторов монографий, посвященных проблемам эстетики и литературоведения, собственно периодические издания не представляют научного интереса и почти выводятся за рамки исследования.

История формирования литературно-художественных изданий во Франции XIX века, их влияние на общественное мнение, их эстетические пристрастия не были предметом специального изучения в отечественной научной мысли. Даже в зарубежных исследованиях, где рассмотрение истории прессы было более детальным, анализ специфики литературно-художественных изданий остается неполным.

В исследованиях, посвященных непосредственно творчеству Бодлера, он рассматривается только лишь как основоположник символизма. Единственная монография М.Л.Нольмана, посвященная творчеству Шарля Бодлера, была опубликована в 1979 году. Однако и в ней его критическая деятельность рассматривается в отрыве от проблем французской журналистики XIX века.

Кандидатская диссертация О.В.Тимашевой, защищенная в 1973 году, была посвящена эстетическим воззрениям Шарля

Бодлера. Некоторый интерес для настоящего исследования представляют также кандидатские диссертации М.М.Гордее-вой «Русско-французские связи в журналистике первой половины XIX века» (Ростов н/Д., 1995) и М.В.Михиной «Эдгар Аллан По, новеллист, поэт, теоретик, и французская поэзия второй половины XIX века» (М., 1999).

Критическая деятельность Шарля Бодлера более полно представлена в зарубежных исследованиях (А.Кассань, Р.Ж.Ка-стекс, К.Пишуа), но и в них недостаточно прослеживается связь художественной критики с периодическими изданиями. Отсутствие полного академического издания Шарля Бодлера и многих его критических статей затрудняют введение в научный оборот многих фактов его журналистской деятельности.

Новизна исследования определяется как почти полным отсутствием в отечественной науке работ по истории литературно-художественной журналистики Франции и отдельным ее представителям (Г.Планш, А.Уссе, Ф.Ж.Фетис, Т.Торе и др.), а также неполным представлением о творческой индивидуальности Шарля Бодлера - художественного, музыкального, литературного критика и переводчика.

В работе впервые предложена краткая системная история развития французской периодики в системе оппозиции «власть-пресса» с выделением «трансформационных последствий» данной оппозиции, прослежены типологические и жанровые инновации в прессе Франции указанного периода, а также выделены ключевые моменты развития литературно-художественной и музыкальной журналистики в ее движении от эрудированного дилетантизма к настоящему профессионализму.

Шарль Бодлер системно проанализирован как критик литературы, критик и теоретик искусства, музыкальный критик, переводчик и популяризатор творчества Эдгара По.

Впервые в научный оборот вводятся фрагменты ряда текстов из области французской литературно-художественной журналистики, в том числе (и в первую очередь) самого Шарля Бодлера. Предисловие Ш.Бодлера к рассказу Эдгара По «Месмери-ческое откровение» было опубликовано в переводе автора настоящей диссертационной работы в сборнике «Журналистика:

историко-литературный контекст» (Краснодар, 1999).

Цель настоящей диссертационной работы заключается в том, чтобы на уровне современных исторических и теоретических знаний проследить эволюцию французской литературно-художественной журналистики первой половины и середины XIX столетия в типологических, жанровых и индивидуально-творческих аспектах, и в этом контексте проанализировать творческое наследие Шарля Бодлера - критика и переводчика.

Исходя из цели работы, мы решаем следующие задачи:

показать специфику развития французской периодической печати первой половины XIX века в системе оппозиции «власть-пресса»;

определить типологические и жанровые инновации во французской прессе указанного периода, связанные с общими тенденциями развития французской журналистики;

определить ведущие литературно-художественные и музыкальные издания данного периода и тех журналистов, которые определяли оценочные характеристики основных культурных процессов;

определить специфику восприятия Шарлем Бодлером литературно-журнального процесса во Франции ;

проанализировать значение «культа Эдгара По» и легенды о нем, созданной переводческой и критической деятельностью Шарля Бодлера, для французской культурной традиции;

показать специфику художественной и музыкальной критики Шарля Бодлера в общем контексте развития критической мысли в данных областях критики.

Хронологические рамки диссертации определены целями и задачами исследования и ограничены периодом первой половины и середины девятнадцатого столетия, что позволяет, с одной стороны, увидеть перспективу становления и развития литературно-художественной журналистики Франции данного периода, а, с другой стороны, включить творчество Шарля Бодлера в рассмотрение общих тенденций формирования французской прессы

Теоретической и методологической базой исследования стали труды известных отечественных и зарубежных истори-

ков и теоретиков СМИ: Я.Н.Засурского, Е.А.Корнилова, Е.П.Прохорова, Ю.В.Лучинского, Г.Ф.Вороненковой, В.С.Соколова, А.И.Акопова, А.И.Станько, П.Ал ьбер, Е.Буавена, Л.Габ-риеля-Робине, Ш.Ледре, Р.Мазедье, специалистов в области эстетики и истории искусств: В.И.Баранова, М.М.Бахтина, Б.М.БерпштеГша, М.С.Кагана, В.С.Турчина, П.Кастекса, А.Кассапя, Р.Бартіі, а также исследователей творчества Шарля Бодлера: П. Г. Аі і гокольского, Н.И.Балашова, И.И.Карабу-тснко, Г.К.Косикова, В.А.Мильчиной, М.Л.Нольмана, О.В.-Тимашевой, Л.Остина, К.Пишуа, Р.Т.Карго, А.Картера, Р.Ж.Кастекса, Ж.Крепе.

Основными методами исследования являются историко-культурный и историко-сравнительный. Также используются элементы структурно-системного метода, а также концепция формирования национальной социокультурной модели, составной частью которой и является журналистика.

Эмпирическую базу исследования составляет массив критических текстов французских журналистов XIX века, в первую очередь, самого Шарля Бодлера, а также данные по истории литературно-художественных и музыкальных периодических изданий данного периода, позволившие выстроить их ис-торико-типологические характеристики. Большая часть из указанных текстов и данных взяты из французских источников или получены через поисковые системы глобальной сети Интернет.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Развиваясь в системе оппозиции «власть-пресса», французская журналистика первой половины XIX века становится профессионально дифференцированной (происходит журналистская специализация), хорошо оснащенной в жанровом и типологическом аспектах (появление иллюстрированных, литературно-критических, сатирических изданий, penny press как самостоятельных феноменов газетно-журнального процесса);

  2. Появление в газете «литературного подвала» (фельетона) стимулировало развитие многих жанровых образований (очерк, рецензия, зарисовка, путевые заметки, собственно фельетон), а также привело к выделению литературной, художе-

ственной, театральной и музыкальной критики в качестве ведущей и самостоятельной журналистской «продукции»;

3. Критика стала выступать в качестве оперативного и определяющего современный культурный процесс арбитра, становясь посредником между творцом п реципиентом, обеспечивая необходимый диалог между сферой потребления и сферой создания культурного продукта.

4. Журналистская деятельность Шарля Бодлера свидетельствует о том, что в период журналистской специализации он выступил как один из последних универсальных критиков, одинаково уверенно проявивший себя в качестве литературного, художественного и музыкального критика;

5. Переводческая и популяризаторская деятельность Шарля Бодлера привела к появлению новых стандартов в культуре перевода и возникновению «культа Эдгара По» во французской культурной традиции, что, в определенной степени, вместе с легендой о «безумном гении» инициировало формирование основных концептов символизма;

6. Критическую манеру Шарля Бодлера отличали следующие составляющие: четкая логизация «критического пространства», опора на разработанную им формулу «настоящего искусства», парадоксальность, предельная полемичность, непризнание авторитетов, некоторая непоследовательность в выборе объектов критики и эклектичность, универсальность, умение видеть за частным общие закономерности литературно-художественного (культурного) процесса.

Теоретическая значимость настоящей работы заключается в том, что в пей выделены и систематизированы основные аспекты становления французской литературно-художественной журналистики первой половины и середины девятнадцатого столетия, обозначены закономерности литературно-художественных процессов во Франции указанного периода, проанализировано критическое наследие Шарля Бодлера как яркой творческой индивидуальности, оставившей заметный след в литературно-художественной и музыкальной журналистике своего времени и повлиявшего на дальнейшее развитие французской литературно-художественной журналистики.

Практическая значимость работы определяется перспективой пспользопаїіп:і се положений и фактологической базы в

дальнейшем изучении основных проблем истории зарубежной журналістики, а также в ба " >вых курсах по истории зар\'бсж-іюл журналпо икп, спецкурсах по истории французской журнал '.л ал і, творчеству !! 1.,р;ы Бодлера и определенным аспектам і ..'рпп журналистки.

А проб.' лн ' работы. < \">п'"!ые положении /'.иссертацпп о': раже I'M л вые \ ллеппж. и т.;.; но; ., .окладов м:>іс:\ в віч л їх и международных конференциях в Си і і к і-Петербургском, Воронежском, і остовском, ічазапсічОм п ллсоапском государственных университетах, г. статье, опубликован пои в научном сборнике «Журналистика: историко-литературный контекст», в курсах лекций по предмету «История зарубежной журналистики» для студентов факультета журналистики КубГУ. По маїерпалам исследования па факультете журналистики Куб-ГУ читается спецкурс «История французской журналистики XIX века».

Структура и объем диссертации. Данная диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка из 218 наименований на русском и французском языках. Содержание диссергации изложено на 155 страницах, 11 страниц занимает библиографический список.