Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Речевой портрет как структурный элемент очерка Юзифович, Валентина Александровна

Речевой портрет как структурный элемент очерка
<
Речевой портрет как структурный элемент очерка Речевой портрет как структурный элемент очерка Речевой портрет как структурный элемент очерка Речевой портрет как структурный элемент очерка Речевой портрет как структурный элемент очерка
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Юзифович, Валентина Александровна. Речевой портрет как структурный элемент очерка : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Юзифович Валентина Александровна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2011.- 203 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/952

Введение к работе

з

Диссертация посвящена речевому портрету как структурному элементу очерка.

Очерк дает возможность описать и зафиксировать для потомков портреты известных людей, сохранить в памяти исторические события, помогает лучше понять жизнь общества на современном этапе.

Главным объектом очерка всегда был и остается человек. Соответственно одной из наиболее существенных составляющих мастерства публициста является умение раскрыть характер героя, создать его запоминающийся образ, поэтому в данной работе анализируются средства и приемы создания портрета в очерке.

Актуальность темы определяется тем, что именно в портретной характеристике с наибольшей полнотой отражается индивидуально-авторское видение мира. Актуальным является также анализ моделей, репрезентирующих целостность образа персонажа.

Степень научной разработанности проблемы.

Тема настоящего диссертационного исследования лежит на стыке литературоведения, лингвистики и теории журналистики.

Настоящее исследование базируется на достижениях современного жанроведения (труды В. А. Алексеева, Т. А. Беневоленской, Е. И. Журбиной, М. Н. Кима, М. Кольцова, В. Я. Канторовича, Г. В. Колосова, В. Д. Пельта, А. А. Тертычного и др.), на положениях функциональной стилистики и прагматики, на результатах обобщающих работ по языку СМИ, прежде всего публицистического стиля (труды Т. А. Беневоленской, В. П. Вомперского, Л. Р. Дускаевой, В. Г. Костомарова, Л. Г. Кайды, М. Н. Кожиной, В. И. Конькова, Л. М. Майдановой, Г. Я. Солганика и др.).

Общетеоретические проблемы системного изучения портрета персонажа поставлены в практической стилистике уже в середине XX века. Этим проблемам уделяли внимание такие видные учёные, как М. М. Бахтин, В. В. Виноградов. Однако в XX веке ещё не была выработана целостная модель изучения речевых средств портретной характеристики персонажа очерка.

Исследование портрета было и продолжает оставаться прерогативой литературоведения. Вместе с тем в современной стилистике и жанроведении складывается представление о портретировании как универсальной форме текстовой репрезентации человека, характерной для разных сфер общения.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе вводится новый эмпирический материал: творчество приднестровских, молдавских и некоторых российских очеркистов ранее не изучалось. Кроме того, предпринимается попытка на материале очерков XX и XXI века осуществить комплексное лингвостилистическое исследование речевого портрета персонажа очерка во взаимосвязи его структурных особенностей, его роли в построении текста очерка,

Объектом исследования являются очерковые тексты СМИ (очерки российских, русскоязычных молдавских и приднестровских публицистов), содержащие портрет персонажа.

Предмет исследования - портретное описание персонажа в очерке, совокупность приемов и речевых средств, используемых публицистами для создания образа героя, то есть приемов портретной характеристики, основных содержательных и языковых черт портрета в композиционно-речевой структуре очерка.

Цель данной работы - анализ речевого портрета как важнейшего структурного элемента очерка, описание речевых средств создания портрета персонажа, характеристика портретного описания на сюжетно-фабульном, композиционном и идейно-содержательном уровнях.

Достижение поставленной цели осуществлялось последовательным решением следующих задач:

изучить специфику очерка, его структурное и речевое своеобразие;

опираясь на опыт современного отечественного литературоведения, языкознания, теории журналистских жанров, определить основные подходы к выявлению специфики речевых средств портрета персонажа в очерке; определить базовые стилистические характеристики портретирования в очерке;

проанализировать композиционно- стилистические функции речевых средств в очерке.

Методы исследования. В работе применялись методы систематизации, индукции, дедукции, анализа, сравнения, а также лингвостилистический анализ.

Хронологические рамки исследования включают в себя очерки российских, молдавских (русскоязычных), приднестровских публицистов XX века (очерки М. Шагинян, В. Гиляровского, Е. Богата, Я. Гуревича,

B. Пескова), а также XXI века (газетные и журнальные варианты очерков

C. Куняева, И. Медведевой, Т. Шшновой, Е. Родченковой, Б. Челышева и
других российских и приднестровских очеркистов).

Рабочая гипотеза исследования заключается в том, что портрет является важнейшим структурным элементом очерка: воздействуя на идею и тему, на сюжет, фабулу и композицию всего очерка, он в то же время сам

зависит от этих компонентов текста.

Положения, выносимые на защиту:

- Портрет является важнейшим структурным элементом очерка.
Портретирование человека понимается как универсальный способ
целостного представления личности в тексте.

Портрет в СМИ специфичен: характеризуется невымышленным объектом (реальной личностью), направленностью на массового адресата, доминирующей коммуникативной установкой на объективность изображения.

- Портрет в очерке воплощает (в стилистических фигурах и тропах,
оценочных средствах) свойственный русскому национальному сознанию
приоритет духовных, нравственных характеристик человека по отношению
к характеристикам физическим и ментальным.

- Портрет выполняет в очерке различные функции:
характерологическую, оценочную, тематизирующую, текстообразующую.

Эмпирическая база исследования. Были изучены очерки Е. Богата, М. Шагинян, В. Пескова, Л. Свитич, В. Гиляровского, В. Мехонцева, Я. Гуревича, Б. Челышева, П. Данича, Н. Корытника и других российских, молдавских (русскоязычных) и приднестровских публицистов. Творчество этих авторов достаточно репрезентативно как в плане использования эффективных профессиональных технологий, так и в отношении места, которое они занимают в духовной культуре России, Молдавии и Приднестровья. Фактический материал, собиравшийся методом сплошной выборки, составляет 1249 портретных описаний.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть положены в

7 основу лекционных и практических занятий по стилистике, по интерпретации художественного текста, в спецкурсах по лингвистике текста. Представленный в исследовании фактический материал может быть использован при разработке общих и специальных курсов о способах, приёмах, средствах портретирования человека в очерке.

Апробация исследования.

Отдельные аспекты темы были освещены в ряде научных статей. Теоретические положения, практические результаты, изложенные в диссертационном исследовании, были обсуждены на международных, республиканских научно-практических конференциях: Международная научно- практическая конференция «Журналистика в 2010 году. СМИ в публичной сфере» (МГУ, февраль 2011г.); Международная научная конференция «Стилистика сегодня и завтра: медиатекст в прагматическом, риторическом и лингвокультурологическом аспектах» (МГУ, октябрь 2010 г.); Международная научно-практическая конференция «Культурно-языковое многообразие Приднестровья в зеркале этноязыковых процессов современности» (Тирасполь, сентябрь 2010 г.); Международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2009 году. Трансформация систем СМИ в современном мире» (МГУ, февраль 2010 г.); Международная научно-практическая конференция «Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ» (МГУ, февраль 2009 г.); Международная научно-практическая конференция «СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды» (Москва, февраль 2008 г.); Международная научно-практическая конференция «Взаимодействие культур и полилингвизм Приднестровья: становление и развитие» (Тирасполь, октябрь 2007 г.); Международная научно- практическая конференция «Профессия «Журналист»: вызовы XXI века» (Москва, февраль 2007 г.); Международная научно-практическая конференция «Современные процессы межкультурного взаимодействия и языковая

8 практика» (Тирасполь, октябрь 2005 г.); Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современной филологии» (Тирасполь, октябрь 2004 г.); Международная научно-практическая конференция «СМИ в условиях системной социальной трансформации» (Тирасполь, октябрь 2003 г.).

Результаты выполненного исследования были апробированы автором при чтении курсов «Стилистика русского языка», «Практический курс русского языка» в Приднестровском государственном университете им. Т.Г. Шевченко.

Структура работы. Исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка, списка источников эмпирического материала. Каждая глава разделена на три параграфа. Общий объём диссертации составляет 225 страниц, библиографический список включает 327 наименования.