Содержание к диссертации
Введение
Глава І. С.Д. Афгани - журналист, публицист и политик второй половины XIX века 15
1 .Жизненный путь и политическое творческое наследие мыслителя 15
2. Влияние С. Д. Афгани на дальнейшее развитие журна листики на его родине 38
3. Основные направления газеты «Урват-ул-вуско» 51
4. Взаимоотношения и взаимовлияние С.Д. Афгани с русскими и мусульманскими представителями творческой интеллигенции России 66
Глава II. Темы и жанры публицистики С.Д. Афгани 93
1. Основные темы публицистики политика 93
2. Сайид Джамалиддин Афгани о роли науки в обществе 129
3. Теоретическая статья - основное оружие публициста 147
Заключение 164
Список использованной литературы 1
- Влияние С. Д. Афгани на дальнейшее развитие журна листики на его родине
- Взаимоотношения и взаимовлияние С.Д. Афгани с русскими и мусульманскими представителями творческой интеллигенции России
- Сайид Джамалиддин Афгани о роли науки в обществе
- Теоретическая статья - основное оружие публициста
Введение к работе
Актуальность темы. Изучение общественно-политической истории Афганистана имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Речь идет о лучшем взаимопонимании между народами Средней Азии и афганскими народами. А это невозможно без внимательного изучения истории, в частности истории того идейного наследия афганских мыслителей- публицистов и политических деятелей, учения и деятельность которых существенно определяют мировоззрение современного афганского общества. К таким мыслителям, прежде всего, относится С.Д. Афгани.
«С.Д. Афгани был не только афганским, более того, общеперсидским публицистом и журналистом, а общеперсидская журналистика, как известно, является одним из источников зарождения таджикской журналистики» [14, с. 14].
Известно, что политическая публицистика Афганистана конца XIX - начала XX веков тесно связана с именами Джамалиддина Афгани и Махмуда Тарзи (1868-1935), которые прославились во всем мусульманском мире как известные публицисты и выдающиеся политики. С.Д. Афгани считается одним из идейных основателей газет «Хаблу-л-матин» и «Чехранамо», на страницах которых он активно пропагандировал роль ислама в истории человеческой цивилизации.
С. Д. Афгани был одним из основателей восточной журналистики, проповедующей исламскую идеологию. Это и является главной темой его публицистики.
В современных условиях, когда ситуация в исламском мире превратилась в важнейшую часть мировой геополитики, когда определение места ислама и его идеологии стало необходимым фактором в диалоге и столкновении цивилизаций, особое значение получает изучение журналистско-публицистической деятельности С.Д. Афгани, в которой отражаются цели и задачи пробудившегося ислама и его конечной мысли. Именно в журналистике, созданной С.Д. Афгани, в его публицистических статьях отражаются основные концепции диалога Востока и Запада. С.Д. Афгани, используя основные формы и методы печати, применяет их для распространения своих идей. В своей публицистике С.Д. Афгани показывает, какие жанры и какие мысли больше способствуют освоению идей и влиянию их на массы. То, что было сделано С.Д. Афгани и его соратниками в истории журналистики и публицистики, сегодня широко используется публицистами для выполнения современных задач уже на более высоком уровне с применением новых средств публицистики и журналистики.
Актуальность исследования заключается в анализе противоречивой социально- экономической обстановки того сложнейшего периода афганской истории, когда определялась роль каждого значимого идейного течения в идеологической борьбе за будущие пути развития Афганистана. Эти идейные течения во многом сохраняют свои позиции и сегодня, и анализ истоков этих течений позволяет понять возможности их влияния на современную политическую ситуацию в Афганистане.
Проблемы культурных традиций стран Востока и их влияния на современные социально- политические процессы в этих странах, да и во всем мире, приобретают сегодня важное значение и привлекают все большее число исследователей. В этой связи изучение публицистического творчества видного афганского мыслителя С.Д. Афгани особенно важно, поскольку Афганистан явился одной из первых стран в мусульманском мире, избравших после завоевания независимости путь некапиталистического развития. Таким образом, изучение политико-публицистических оснований мировоззрения народов Ближнего и Среднего Востока имеет большое практическое значение для понимания истории этих стран. Без такого изучения исследователи нередко лишаются необходимых ориентиров в сложной и противоречивой документалистике, относящейся ко времени становления национального самосознания этих народов, к идеологическим формам выражения их борьбы за независимость.
Степень изученности темы. Избранная нами тема является мало исследованной. Творчество С.Д. Афгани в основном стало предметом изучения философов, литературоведов и исследователей религий. Роль С.Д. Афгани как публициста и его творчество как объект публицистики были частично изучены афганскими исследователями, такими как К. Оханг, Р. Рахини и др. Но необходимо отметить, что их исследования отражают в себе лишь общий характер творчества С.Д. Афгани, прежде всего, в условиях Афганистана до эмиграции С.Д. Афгани.
В исследованиях же арабских ученых, в частности Махмуда Касыма, ал-Махзуми, Абдурахмана ар-Рафии и др. С.Д. Афгани рассматривается, прежде всего, как великий исламский проповедник, а его журналистская и публицистическая деятельность лишь упоминается как источник его философских исследований. В таджикской журналистике и в науке первым о С.Д. Афгани вспоминает устод С. Айни, и его труды используют многие ученые, в частности Б.Г. Гафуров, З.Ш. Раджабов, A.M. Богоутдинов и др. В последние годы советской власти и в годы независимости Таджикистана на С.Д. Афгани как историка, теолога, философа, публициста и журналиста обратили внимание такие
ученые, как X. Назаров, М. Гаибов, И. Усмонов, К. Беков и др. В нашей работе дается оценка исследованиям этих авторов, и, выявляя особенности творчества С.Д. Афгани, мы опираемся на теоретический метод в области журналистики, который хотелось бы разделить на две части:
а) общетеоретические произведения, имеющие основополагающее значение для
науки постсоветского пространства - это труды Я.Н. Засурского, Е.П. Прохорова,
В. Ворошилова и др.;
б) труды таджикских ученых и исследователей журналистики, в которых
исследуются история и теоретические проблемы публицистики, среди них -
работы А. Нуралиева, А. Саъдуллаева, А. Азимова, М. Муродова, М. Мукимова,
О. Салимзода, С. Гулова, У. Гаффорова и др.
Как явствует из изложенного выше, специальной научной работы, посвященной журналистике С.Д. Афгани, не существует, и задача нашего исследования -восполнить этот пробел.
Следует отметить, что последние годы характеризуются значительным интересом к феномену просветительства в странах Востока. Целый ряд общих принципиальных вопросов, посвященных восточной культуре, применению категорий европейской культуры к истории стран Востока, выработке новых категорий, выражавших соответствующую специфику феномена культуры, нашли свою разработку у многих советских философов, востоковедов, культурологов. Среди них следует отметить таких ученых, как В.В. Бартольд, Е.Э. Бертельс, И.С. Брагинский, А.Х. Бабаходжаев, Ю.В. Ганковский, Б.Г. Гафуров, А.С. Герасимова, Г.Ф. Гире, Н.А. Дворянков, М. Диноршоев, Ш.З. Имомов, Н.И. Конрад, Д.С. Комиссаров и др.
Из числа зарубежных авторов при написании данной диссертации мы также опирались на труды Л.А. Адамак, А. Гамильтон, В. Григоряна, М.Г. Губара, Н. Кедди, Мударрисии Чахордехи, Мухаммеда аль-Махзуми, П. Сайкса и др. В этих работах анализируются многие важные стороны афганской истории, в частности просветительско-публицистическое наследие афганских мыслителей.
Большую роль в стимулировании и разработке вопросов по культуре Востока сыграла работа академика Н.И. Конрада «Запад и Восток». Он отмечает: «В истории народов действуют факторы, создаваемые именно общностью исторической жизни. Такая общность ближайшим образом бывает региональной, то есть охватывающей определенную группу соседствующих стран, но может становиться и очень широкой, включающей целые группы стран. В новое время она является даже мировой, то есть в масштабе всего человечества» [6, с. 17].
Объектом диссертационного исследования является журналистская и
публицистическая деятельность С.Д. Афгани, его место в истории
центральноазиатской и мусульманской журналистской мысли.
Предмет исследования - публицистические произведения С.Д. Афгани, изданные в виде книг и альманахов, а также каталог периодической печати того времени.
Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования -
проанализировать наиболее существенные черты журналистско-
публицистического творчества видного афганского мыслителя С.Д. Афгани.
Для достижения этой цели в диссертации предприняты попытки решения ряда конкретных задач:
выделение и анализ основных периодов и итогов афганской публицистики конца XIX века;
анализ методологических оснований жанров публицистики применительно к историческим процессам на Востоке и главным образом к Афганистану;
выявление истоков и социальных корней выдающихся восточных мыслителей и публицистов, таких как С.Д. Афгани, М. Абдо, М. Тарзи и их роли в пробуждении самосознания народов Востока;
изучение влияния С.Д. Афгани на дальнейшее развитие журналистики в Афганистане и других странах Востока;
выявление взаимоотношений С.Д. Афгани с русскими и мусульманскими представителями творческой интеллигенции России;
раскрытие специфики социально-этической мысли публициста С.Д. Афгани;
изучение теоретических статей публициста С.Д. Афгани.
Для автора данной работы наиболее ценной является характеристика публицистического творчества С.Д. Афгани, его газеты «Урват-ул-вуско», освещающей вопросы политико- публицистических концепций национально-освободительного движения колониальных народов Востока.
Методы исследования. В диссертационном исследовании использованы методы сравнительно-исторического анализа человеческого фактора. Автор диссертации придерживался принципа историзма, оценивая жизнь и творчество С.Д. Афгани. Используются основные принципы анализа материалов статей и других жанров публицистического творчества С.Д. Афгани. При осуществлении исследования автор также опирался на опыт работ ведущих публицистов России, Таджикистана, Афганистана и Индии.
Научная новизна. Исследуемая тема является новой темой журналистской науки. Следует отметить, что в истории таджикско-персоязычной публицистики в целом подобная тема до настоящего времени не являлась предметом
б
исследования. Это говорит о том, что пока журналистская наука не имела возможности обратить внимание на исследование творчества отдельных деятелей этого направления. Подчеркивая новизну данной темы, необходимо заметить, что в истории таджикской и персоязычной публицистики много ярких имен, творчество которых необходимо исследовать.
Теоретическая и практическая значимость. Значимость работы состоит в том, что она проливает свет на неизученные проблемы жизни и творчества С.Д. Афгани, дает возможность научного осмысления его журналистско-публицистического наследия. Научное значение работы состоит также в исследовании вопросов возникновения афганской журналистики на примере творчества С.Д. Афгани, М. Абдо, М. Тарзи, как основоположников журналистики в Афганистане. Материалы, основные теоретические положения и выводы исследования могут быть использованы при разработке учебных пособий, методических указаний, программ, при чтении цикла лекций на факультетах филологии и журналистики, проведении спецкурсов и спецсеминаров.
Основные положения, выносимые на защиту
-
С.Д. Афгани - основоположник афганской и общеперсидской журналистики. Его журналистское и публицистическое творчество было доступно во всех персоязычных регионах, включая Туркестан и Бухару.
-
Пропагандистское направление публицистики С.Д. Афгани в свете исламских идей содержания Корана и сунны является главной темой его публицистики. С.Д. Афгани считается одним из основателей политической журналистики в исламском мире, его газета «Урват-ул-вуско» распространялась как в арабско-персоязычном, тюркоязычном мире, так и в Европе.
-
Роль науки в обществе - одна из важнейших тем публицистики С.Д. Афгани. В своих суждениях он часто подходил близко к научному объяснению отдельных явлений и в своих публицистических выступлениях опирался на науку и разум.
4. Главный жанр публицистики С.Д. Афгани - статьи, особенно полемические.
Хронологические рамки исследования охватывают период конца XIX -
начала XX веков. Рассматриваемый период, связанный с началом национально-освободительного движения народов Востока против иностранных колонизаторов, характеризуется существенными изменениями в политической, экономической и социальной жизни этих народов, утратой прежних и возникновением новых общественных ценностей. В этих условиях особое значение получает изучение духовного наследия народов Востока, возрождение демократическо-просветительского движения, лидером которого является С.Д. Афгани. Журналистско- публицистическая деятельность С.Д. Афгани -мыслителя, реформатора, публициста, который по праву является одним из
основоположников журналистики мусульманского Востока, стала важным научным фактором данного исследования.
Источники исследования. Основными теоретическими источниками диссертационного исследования послужили главным образом труды политика, реформатора, публициста С.Д. Афгани: «Татимма ал-байан фи тарих ал-афган» (Политический трактат по истории афганцев): [в кн: М.А. Хугиани. Жизненый путь С.Д. Афгани]. - Ч. 1. - Кабул, 1939. - 210 с; «Ар-Рад ала - д-дахрийин» (Ответ натуралистам). - Каир, 1960. - 106 с; «Урват-ул-вуско» (Крепчайшие узы): собрание основных статей С.Д. Афгани на философские, этические и социально-политические темы. - Каир, 1957. - 440 с; «Таълим ва тарбият» (Обучение и воспитание): в сборнике Гозида-йе осор. - Кабул, 1977. - С.29-37; «Ал-масихия ва ал-ислам» (Христианство и ислам): [в кн: Ал-урват ал-вуско]. - Каир, 1957. - С.23-29; статьи С.Д. Афгани, напечатанные в нижеследующих печатных изданиях: в журнале «Моалемм-е Шафик» (Добрый учитель), который издавался в Хайдарабаде (Индия) с декабря 1880 г. по октябрь 1881 г.; в газете «Зия аль -Хафекин» (Светоч Востока и Запада), которая издавалась в Лондоне в 1892 г.
Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры международной журналистики Таджикского национального университета (16.09.2014 года, протокол №2), а также на объединённом заседании кафедры печати, радио и телевидения, международной журналистики Таджикского национального университета Республики Таджикистана 17.01.2015г. (протокол №4). Диссертация рекомендована к защите.
Основные положения диссертации отражены в 9 публикациях, в том числе в журналах «Вестник Таджикского национального университета», «Вестник Таджикского государственного педагогического университета им. С. Айни», рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ. Список опубликованных работ приводится в конце автореферата.
Автором диссертации прочитаны доклады на традиционных научных конференциях профессорско-преподавательского состава ТНУ (2012-2013гг.) и на научно-практической конференции молодых ученых ТНУ в 2013 году.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав: первая глава состоит из четырёх, а вторая - из трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Влияние С. Д. Афгани на дальнейшее развитие журна листики на его родине
Здесь уместно было бы сказать несколько слов о письме С.Д. Афгани, направленном на имя одного из руководителей Османской Империи. В начале письма он подробно рассказывает о своей деятельности в Индии и пишет, что «...хочу после окончания миссии в Индии стать афганцем и направить усилия этого народа, которые, как львы лесов, не думают о кровопролитии и не боятся войны, особенно религиозной войны, на войну религии и борцов за веру и призвать поддержать русских и четким голосом сказать, что если, не дай Бог, что-нибудь случится с Османами Турции, то ничего не останется от Мекки и Медины и от религии вообще. Если так случится, то потом услышите азан, а не чтение Корана, увидите людей, похожих на бухарских евреев, которые как бараны без хозяев охотятся за волками». Далее он продолжает: «Я видел стыд в глазах этого государства (Индии) и встретился я с сообществом учёных этого народа и побеседовал, и я рассказал им о единстве и запоминал мудрые слова, сказанные ими, рассказал бы им про Ислам, отправил бы некоторых учёных из этой группы в дальние районы и просил бы о помощи народ Индии, не поддержал бы политику англичан, высказал бы поддержку в сторону России и навсегда подружился бы с ихними учёными, познавал бы новые знания, науку и технику России». С отъездом из Афганистана начинается новый, активный этап жизни С. Д. Афгани. В течение более 30 лет он посещает многие страны Востока, неоднократно бывал в Индии, Египте, Турции, Иране, Ираке, Саудовской Аравии и какое-то время - в европейских государствах: Англии, Франции, Германии и России. Он становится известным не только в мусульманском мире, но и в Европе. Периодом наиболее плодотворной общественно - политической и публицистической деятельности С.Д. Афгани считается время его пребывания в Египте (1871-1879), где окончательно сложились его общественно - политические взгляды. Именно в Египте, используя газеты и журналы, а также устную проповедь, он оказал огромное воздействие на пробуждение национального самосознания и формирование национально -патриотических течений, которые активно выступили на борьбу за свободу и независимость Египта. Плодом его деятельности явилось создание тайного общества «Хизб - ул - Ватан» (1876), целью которого являлась защита интересов правоверных мусульман, оказание помощи беднякам и больным, а также воспрепятствование чужеземному влиянию и господству. Поэтому можно считать, что тема борьбы с колонизаторами составляла основу его публицистики этого периода.
Как отмечал лорд Кромер - английский советник по финансовым вопросам, в результате деятельности организации «Хизб - ул - Ватан» влияние англичан в Египте ослабло более чем на 45%, торговый оборот уменьшился на 35%, а итоги трехлетней деятельности христианских миссионеров были сведены на нет. Лорд Кромер предупреждал, что если деятельность общества продлится ещё один год и С.Д. Афгани будет по прежнему спокойно жить в Египте, тогда можно опасаться, что будет положен конец не только английской политике и торговле, но вовсе исчезнет европейское влияние и политика, не останется упоминаний о них в истории. В Египте в 1881-1882 годах развернулось мощное антианглийское выступление, во главе которого стоял Ароби - паша, один из последователей С.Д. Афгани. Он писал, что цель восстания - «Освобождение страны от рабства, несправедливости и гнета невежества. Надо поставить наш народ в такое положение, которое позволяло бы ему предотвратить всякую возможность восстановления деспотизма».
Известный египетский журналист и публицист Ахмад Баха ад - Дин в своей работе «Айям лаха тарих» (Дни, которым принадлежит история), большое внимание уделял роли С.Д, Афгани в развитии египетской публицистики, сыгравшей огромную роль в становлении буржуазной мысли Египта. Он приводит многочисленные факты в подтверждение того, что первые шаги Афгани были направлены на создание политической прессы, поднявший голос протеста против деспотизма и иностранного насилия. В своей работе Баха ад - Дин пишет, что до приезда С.Д. Афгани в Египте не издавалась ни одна политическая газета, и С.Д. Афгани стал родоначальником современной политической прессы.
В 1877 г. в Египте была организована по личной инициативе С.Д. Афгани еженедельная политическая газета «Миср» («Египт»), редактором которой был его ученик Адиб Исхак. Другой последователь С.Д. Афгани, Салим Наккаш, издавал в Александрии еженедельную газету «ат-Тигара» («Торговля»). Также при помощи С.Д. Афгани Салем Анхури издавал газету «Мират аш -Шарк» («Зеркало Востока»). Другой соратник реформатора Афгани, Яку б Сануа, издавал сатирический журнал «Абу назара».
Следует отметить, что арабские историки подчеркивают, что на страницах этих газет и журналов с большой откровенностью писали об экономических и политических реформах Египта. Реформа должна исходить из самого народа, считал реформатор, и она должна затронуть глубины народа, и для того чтобы провести реформу в стране, ее надо начинать с реформы сознания самого народа путем переделки умов и сердец. По словам Ахмада Шафика, С.Д. Афгани в мае 1879 года посетил Александрию, куда его пригласил главный редактор газеты «Миср», и там он выступил с речью перед крестьянами. Его речь была направлена против клики придворных, крупных помещиков и других чиновников. Автор приводит следующие слова С.Д. Афгани: «О бедный феллах, ты разрываешь сердце земли, чтобы вырастить хлеб насущный, чтобы содержать семью, почему же ты не разорвёшь сердце своего тирана? Почему не разорвёшь сердца тех, кто ест плоды твоих трудов?» .
Важно отметить, что важнейшим итогом деятельности С.Д. Афгани в Египте следует считать воспитание целого поколения арабских мыслителей -реформаторов, которые заложили основу прогрессивного общественно-политического движения арабских стран, таких как Мухаммад Абдо (1849-1900), Адиб Исхак (1866-1885), Абдурахман аль - Кавокиби (1846-1902) и многие другие. Одним из выдающихся учеников и последователей С.Д. Афгани в Египте был Мухаммад Абдо, который вместе с ним сотрудничал в газете «Урват - ул-вуско» (Крепчайшие узы) и полностью разделял общественно - политические концепции и взгляды своего учителя.
Газета «Урват- ул - вуско» издавалась в 1884 г. в Париже на арабском языке, всего вышло 18 номеров. Впоследствии статьи из газеты перепечатывались в работах отдельных арабских историков, а также издавались в сборниках. Последний такой сборник вышел в Каире в 1957 г. «Урват - ул - вуско» - этот термин взят С.Д. Афгани из Корана (11. 256) и означает «Нет принуждения в религии». Идейное направление в газете осуществлял С.Д. Афгани, а важнейшие статьи писал М. Абдо. Что касается Мирзы Мухаммеда Бакира, то он переводил статьи и материалы из западноевропейских газет. Газета «Урват- ул - вуско» служила орудием для С.Д. Афгани в борьбе против английского колониализма и оказала огромное влияние на формирование идеологии антиколониального движения в странах Востока.
Взаимоотношения и взаимовлияние С.Д. Афгани с русскими и мусульманскими представителями творческой интеллигенции России
Египетский исследователь Ахмад Амин подтвердил этот факт с небольшим изменением: «Газета издавалась в течение 8 месяцев в общем количестве 18 изданий, первый выпуск которой был напечатан 15-джимоди-ул-аввал 1301 года хиджры, который соответствует 13 марта 1884 года, и последний выпуск был издан 26-го зи-л-хичча 1301 года хиджры, что соответствует 17 октября 1884 года». Основной целью газеты «Урват-ул-вуско» было разбудить и вразумить народы Востока, в частности мусульман, призывая их защищать свои права и всем вместе сообща бороться против колонизаторов. Учредители придерживались мнения, что, чтобы достичь этих целей, нет необходимости искать новую идеологию, поскольку нет лучше идеи, чем та, которая была в идеологии ислама изначально. Для подкрепления данной идеи обратимся к статье, напечатанной в первом номере газеты «Урват-ул-вуско». В этой статье Мухаммад Абдо внятно сообщает о предпринятой политике газеты «Урват-ул-вуско»: «Источник силы, которая спасает восточный народ, в частности мусульман, от несчастий, - это те методы, которыми пользовались наши прадеды, и этими же методами сегодня пользуются успешные европейские государства. Таким образом, утверждение относительно
Важнейшие цели, которые преследовала газета «Урват-ул-вуско» на протяжении своей деятельности, - это противостояние против колониальной политики европейцев, в частности англичан, единство мусульман и устранение противников мусульман. Конечно, если бы эта цель была достигнута, колонизаторы не смогли бы осуществить задуманное на Востоке. Именно поэтому даже в тот момент, когда газета еще не была выпущена, англичане думали над тем, как помешать изданию этой газеты. По этому поводу Афгани написал большую статью «Политика Англии на Востоке», напечатанную в пятом номере газеты. В конце статьи он горячо заявляет колонизаторам: «Хотим, чтобы английское правительство знало, что мы никогда не откажемся от распространения своих свободолюбивых идей. И эти идеи обязательно будут распространяться либо посредством газеты «Урват-ул-вуско», либо иными путями среди людей, поскольку много людей говорящих и ищущих правду».
Продолжая данную тему, ответственный редактор газеты «Урват-ул-вуско» Мухаммад Абдо писал: «Мы только думали об издании нашей газеты, когда некоторые французы - журналисты, узнав о нашем намерении, написали несколько статей, не имея представления о целях и задачах нашей газеты. Они убеждали свое правительство, что наша газета возымеет глубокое действие в английской политике и займет особое место в восточных странах. Они также предлагали свои варианты доставки нашей газеты как можно большему количеству читателей в Индии и Египте, тем самым предупреждая, что доставка этого груза станет большой проблемой. Все эти слухи были задолго до издания нашей газеты».
Несмотря на некоторое неодобрение политических кругов Франции и Англии, первый номер газета вышел. Появление данной газеты в центре Европы само по себе было уже крупным событием, так как являлось политической платформой, которая фактически была направлена против захватнической политики англичан. Без преувеличения можно заявить о том, что данная газета была одной из первых политических газет на восточном языке, которая сыграла роль воспитателя молодого поколения мусульманского Востока. Хотя газета издавалась от имени тайной организации и выступала от ее имени, она была связана с именами Афгани и Абдо. Их самые выдающиеся политические и социально-общественные мысли были напечатаны на страницах этой газеты. Абдо помимо того, что был силён в манере изложения фактов, был также хорошо осведомлен о политическом состоянии своего времени. Некоторые исследователи, когда описывают Афгани, впадают в крайность и приписывают все политические мысли, изложенные в газете, только ему одному. Таким же образом Ахмад Амин отметил, что: «Идея газеты «Урват-ул-вуско» принадлежит Сайиду Джамолу, сочинением и редактированием занимался Абдух, Мухаммад Бакир был верстальщиком». Мирза Мухаммад Бакир из Ирана - человек, который долгие годы работал в Китае, Индии, Дании и в других западных странах, имевший большой авторитет среди ученых и политиков и хорошо владевший многими западными языками. Но вне всяких сомнений все эти три фигуры стали центральной триадой новой газеты. В статье «Единство мусульман» и «Исламский блок» С.Д. Афгани, напечатанной на страницах этой газеты, отмечается, что когда в средние века Восток славился такими великими учеными, как Ибн Сина, аль-Фараби, Ибн Рушд, и другими видными умами в области математики, логики, медицины, а также славился мусульманский флот, с Востоком считались и европейские короли, и китайские императоры. И причиной такого мощного подъема, по мнению автора, было единство народов Востока, их помощь друг другу, которые отсутствуют на сегодняшний день. Нет сплоченности в мусульманском мире, и результатом этого является нищета мусульманского Востока, и, естественно, Запад поодиночке тащит на бойню государства Востока. И сегодня, в двадцать первом веке, также существуют разногласия между мусульманами Востока, отчего страдают сотни тысяч невинных людей. Явным примером этого являются четыре государства Средней Азии, которые не могут договориться между собой, не находят общего языка по многим вопросам, не думая о том, что это во многом на руку некоторым западным государствам. Такое же неблагополучное отношение сегодня существует во многих государствах мусульманского Востока, например в Афганистане, Ираке, Сирии, Ливии и во многих арабских регионах. По мнению С.Д. Афгани, вся беда заключается в том, что нет единства и взаимопонимания между мусульманами, а ведь были времена на Востоке, когда мусульмане в различных уголках мира жили как братья - одной семьей, помогая друг другу. Из содержания статьи «Единство мусульман» вытекает, что великий реформатор хотел бы видеть мусульманские страны едиными и свободными. Именно в единстве и братстве он видел силу восточных народов.
Современный исследователь может обратиться к истории мусульманства одного последнего века и выявить активистов тех времен, таких, как Мухаммад Абдо, Абдулазиз Джовид, Абдуллах ан-Надим, Мустафа Камил и других, которые путем пропаганды и распространения науки и образования внесли огромный вклад в развитие социально - экономической и культурной жизни этого региона и являются учениками и последователями Афгани. Следует отметить, что среди всех вышеперечисленных именно Абдо работал с необычной искренностью, и большая часть его политических мыслей излагалось в газете «Урват-ул-вуско». Газета «Урват-ул-вуско» представляла большую опасность и угрозу для завоевателей. Не зря Ахмад Амин предупреждал, что: «Мы не ошибемся, если скажем, что эта газета является первой искоркой, которая превратится в большое пламя, пылающее на Востоке, пламя самосознания и недовольства от правления и правительства иностранцев».
Сайид Джамалиддин Афгани о роли науки в обществе
Известный политический деятель мусульманского мира, реформатор мусульманского Востока, Рашид Рида в своей книге «История имама шейха Мухаммади Абдо», отмечая огромную роль и значимость газеты «Урват-ул-вуско» пишет, что если бы данная газета смогла просуществовать ещё некоторое время, то она осуществила бы великий переворот в мусульманском мире. Как мы видим, общественно - политические воззрения С.Д. Афгани сформировались в обстановке борьбы народов Востока против иностранных колонизаторов, в которых он принимал самое активное участие. Из работ просветителя, в которых особо ярко отразились его реформаторские и просветительские воззрения, следует отметить статьи «Польза прессы» и «Ценности философии». В «Пользе прессы» С.Д. Афгани подробнейшим образом характеризуются задачи прессы. Автор считает, что к ним относятся в первую очередь пробуждение самосознания масс, далее - пропаганда пользы наук, промышленности, просвещения, информацию читателей о важнейших мировых проблемах и событиях, призыв правителей к добродетели, воспитание нравственных и эстетических идеалов путем публикации литературных и дидактических работ, и в особенности противодействие идеологическому наступлению колонизаторов. С.Д. Афгани всегда утверждал, что непременным атрибутом издателей и редакторов газет должны быть правдивость и неподкупность. Как известно, великий реформатор очень высоко оценивал роль науки и просвещения, называл науку «владыкой мироздания» и считал, что важнейшим условием успеха её является наличие особого философского духа, который, по его мнению, у мусульман ассоциируется с исламом. В то же время он подвергал критике систему обучения, существовавшую в исламских учебных заведениях, указывая на её неэффективность. Бывают такие случаи, что некоторые недобрые эмиры, видя, что их сосед попал в лапы колониализма, злорадствуют, не думая о том, что они сами тоже могут оказаться в лапах оккупантов. Такую категорию близоруких людей реформатор сравнивал с овцами, которых «по одиночке тащат на бойню, а остальные мирно пасутся, не подозревая, что их тоже могут завтра потащить туда же».
Из данной статьи явствует, что просветитель-реформатор хотел видеть мусульманские страны едиными, свободными от эксплуатации. Мыслитель видел их силу в братстве и единстве. В статье «Призыв иранцев к союзу с Афганистаном», напечатанной на страницах газеты «Урват-ул-вуско», мыслитель писал: «Мы думаем, что вам, то есть иранцам, ясно, что настоящий момент является лучшим временем для провозглашения лозунга о единстве с афганцами и вступления в союз ради отражения агрессии со стороны Англии. В союзе с афганцами вы будете представлять нерушимую крепость и сумеете устоять перед лицом колониалистов».
Разумеется, этот союз может спасти от захвата и закабаления те страны, которые ещё не попали в лапы империализма. С.Д. Афгани разоблачал концепции и методы английских оккупантов в Индии, Египте, Судане и в других странах Востока. Газета «Урват-ул-вуско» писала: «То, что делают европейцы, то есть колонизаторы, это выполнение программы, которую они привозят в своем портфеле, затем её заучивают на память; колонизаторы, полагая, что восточный народ невежественный, ленивый, фанатичный, а земля у них плодородная, полезных ископаемых много и климат умеренный, думают, что они, европейцы, больше всех достойны пользоваться этими благами...» .
Отмечая о тактике и методах европейцев в колониях, газета в передовой статье пишет о нижеследующих: уничтожение любого свободомыслящего или патриота, которые могут отстаивать интересы своей родины, внесение элементов раскола в различные национально-религиозные группы, провоцирование ненависти между различными слоями населения и.т.д. В статье «Дружба англичан с мусульманами» напечатанную в газете «Урват-ул-вуско» С.Д. Афгани отмечал, что империалисты не заинтересованы проводить какие - либо реформы в колониях, они хотят, чтобы мусульманские народы восточных стран оставались в каменном веке, чтобы окончательно овладеть их страной и поработить их. Газета разоблачала маневры, с помощью которых империалисты проникают в восточные страны и порабощают их народы. Так, например, англичане говорят о том, что они пришли якобы с целью помочь правителю страны подавить смуту против эмира, или же провести в жизнь фирман «Законного» правителя и т.д.
В другой статье «Отсталость, застой мусульман и причины этого» мыслитель писал: «Мусульмане потеряли устои своей веры, т.е. единство и взаимную помощь. Основа религии требует от каждого мусульманина взаимной защиты и заботы. Однако мы видим теперь противоположное: население Белуджистана, видя продвижение английских войск в Афганистане, осталось спокойным и не помогло своим собратьям. Афганцы видели, как английские колонизаторы вмешивались во внутренние дела соседнего Ирана, и совершенно безразлично взирали на эти события. В то время когда английские войска бесчинствуют, убивая и грабя египтян и суданцев, мусульмане не спешат на помощь своим братьям по вере - египтянам и суданцам...» .
Как явствует, в отсталости и застое исламского мира политический публицист винит в первую очередь шейхов и улемов, которые не выходили за рамки средневековых схоластических догм религии. Мыслитель упрекал их в том, что они оторваны от жизни, не интересуются актуальными проблемами современности. С.Д. Афгани глубоко возмущен тем, что многие государственные деятели стран Востока, которые отвечают за судьбы народов Востока, не стремятся к установлению хороших связей между государствами. Об этом свидетельствует тот факт, что до сих пор между государствами не имеются свои представительства. В рассматриваемой статье просветитель сравнивает мусульманские страны с человеческим организмом и отмечает, что если какой-либо орган человеческого организма ослабевает, то слабеет и весь организм. Таким образом, в силу своей слабости восточные страны не могут помочь друг другу. Это и есть одна из основных причин отсталости мусульманских народов.
«Мусульманский мир в данное время, - продолжает он, - до того унизился, что его положение трудно даже обрисовать. На какую сторону жизни мусульманского мира не взгляни, везде видно унижение его. Где не посмотришь, везде у мусульман царит невежество, фанатизм. Куда ни взглянешь, везде мусульмане выброшены за борт и затоптаны ногами».
В статье «Национализм и ислам», напечатанной в этой же газете, мыслитель писал: «После возникновения и распространения ислама среди восточных народов слабеет национальный фанатизм и люди чувствуют единство по религиозным убеждениям, и это единство является более сильным и более прочным».
Теоретическая статья - основное оружие публициста
Пророк чист от всех грехов, утверждает он, но мастер совершает грехи и ошибки. Пророки размышляют на основании божьей воли. Все, что относится к мировоззрению мастеров, не должно быть оценено на основе их должности, даже в случае, если их суждение не выступает против законов Бога. С.Д. Афгани рассматривал науку и знания не только как основу прогресса, но и как источник всех материальных и духовных благ для существования человеческого общества и орудием избавления человечества от всяких бед и несчастий. Он считал, что в основе организации союза мусульманских стран должна лежать исламская религия, но религия должна приспособиться к современным задачам общественного развития. Считал, что такое обстоятельство исключительно характерно в нынешнем положении мусульман мира. По этому поводу ещё Ф. Энгельс писал, что «чувства масс выкормлены были исключительно религиозной пищей, поэтому собственные интересы этих масс представлялись им в религиозной одежде» . Надо понимать, что когда С.Д. Афгани говорил об исламе, этим методом он хотел использовать религию для преобразования общества. «Наши мусульмане, - пишет С.Д. Афгани, вместо того, чтобы расширить свой научный кругозор новейшими достижениями в области науки, техники и культуры европейских стран, считают это большим грехом. Это в основном, конечно, касается духовенства».
С.Д. Афгани утверждает, что действительно наука и знание не знают национальных границ, они везде и всюду служат на благо человеческого общества. Когда он говорит о причинах отсталости мусульманского общества, он, безусловно, исходит из моральных и духовных фактов. Это можно проследить в статье «Преимущество философии».
По праву, С.Д. Афгани является выдающейся личностью и поистине считается отцом свободы, независимости и возрождения стран Востока, его заслуги в истории афганского народа никогда не забудутся. Особенно его многочисленные статьи, напечатанные на страницах газеты «Урват - ул - вуско», такие как «Единство мусульман», «Политика Англии на Востоке», «Исламский блок» и др. призывали к борьбе за новую жизнь афганского общества, пробуждая дух патриотизма и национального самосознание в народе.
Находясь долгие годы в европейских странах, С.Д. Афгани ознакомился с лучшими достижениями в области науки, цивилизации и культуры этих стран, и посему он обладал большим багажом знаний относительно роли и значения этики, эстетики и культуры в жизни человеческого общества. Для объяснения аспектов этики С.Д. Афгани следует подчеркнуть религиозный характер его воззрений и то, что этическую основу здесь составляли нормы поведения, которые затрагивают дух и тело человека. Эти же нормы также лежат в основе идей освободительного движения народа от феодального гнета и западного колониализма. Безусловно, проблемы морали и поведения, которые установились, отвечали требованиям того времени. В данной части нашего исследования мы попытаемся систематизировать наиболее значительные явления из области этических идей в его творчестве и выявить вытекающие отсюда моральные требования к человеку, общественные и нравственные идеалы человека.
Одной из важных задач публициста была задача воспитания в массах чувства патриотизма с тем, чтобы члены общества научились жертвовать личными интересами ради общего блага. Следующим важным вопросом он считал вопрос о взаимоотношениях личности и общества. Для достижения своей цели просветитель ориентировался также на взаимосвязь морали и политики. Такой политики можно достичь лишь «внутренней божественной сущностью», без этих качеств человек не может стать истинным борцом за независимость. Морально -этическая программа просветительства охватила почти все важные стороны нравственного просвещения мусульманского общества, что имело огромное значение для развития экономики, политики, модернизации и усовершенствования системы светского образования. Такая программа вела к пробуждению политического самосознания народа.
Здесь не наблюдается постановка «пророчества» и «мастерства» в один ряд. Это рассуждение С.Д. Афгани для своего времени является новшеством. Не все теологи могли воспринимать его, некоторые даже считали эти шаги богохульством, в частности один из главных соперников Афгани - Хасан Афанди Фахми распространил ложные слухи об Афгани для защиты своей чести и славы. В том числе он утверждал во всеуслышание, что Афгани пишет в своих статьях, что «пророчество» - это «мастерство» и «философия», и решительно требовал от проповедников мечети вынести наказание ему.
В системе религиозных воззрений Афгани наука занимала особое и важное место. Наука воплощает в себе все благоразумные достижения и является «лестницей, по которой человеческий разум поднимается наверх». Человеческий разум для Афгани является наиважнейшей ценностью, и он считает, что многие добрые дела совершаются благодаря могуществу человеческого разума. Афгани пишет, что не всегда есть необходимость в появлении на свет пророков, так как божественные законы вечны. Но во все времена люди нуждаются в мыслителях, которые строят свою жизнь на основе знаний и разума. Афгани был человеком, смотрящим вперед, и предусмотрительным человеком. Он всегда твердил, что овладение наукой является обязательным и важным для всех мусульман. Ислам - передовая, справедливая и культурная религия, и одобряет науку и ученых, выделяет им достойное место. Ислам для Афгани является неким словарем, который отражает в себе различные виды науки и труда.
Афгани был великим мыслителем, выдающейся культурной личностью, героем борьбы против колонизаторов и захватчиков, он был против насилия, тирании, неравенства и невежества, и он оставался до конца жизни стойким на этом пути. Публицистическое творчество С.Д. Афгани показывает справедливость слов знаменитого древнегреческого философа Аристотеля: «Мужчина - это не тот, кто не знает ценность жизни. Мужчина тот, кто знает ценность жизни и даёт ей достойную оценку, и проводит её с милосердием, с наивысшими этическими, религиозными принципами и патриотическими идеями».