Введение к работе
Аркадий Тимофеевич Аверченко занимает особое место в истории русской литературы. Современники называли его «королем смеха», В 1908 — 1918 годах Аверченко возглавляет известнейший юмористический еженедельник «Сатирикон» (с 1913 г. — «Новый Сатирикон»), заполняя своими сочинениями значительную часть каждого номера. Начиная с 1910 года регулярно издаются и переиздаются сборники его юмористических рассказов, одноактные пьесы и скетчи ставятся по всей стране.
Характер творчества писателя резко меняется в середине 1917 года. В его рассказах теперь мы находим боль, тоску, страдание и презрение. На смену добродушно-снисходительной улыбке приходит беспощадная сатира.
Широко известен сборник его рассказов «Дюжина ножей в спину революции». Острота политической сатиры Аркадия Аверченко во многом объясняет слабое освещение проблем его творчества в отечественном литературоведении. Из работ последнего времени отметим книгу Л.А. Спиридоновой, «Бессмертие смеха», а также работы Л.Е. Кройчика, С.С. Никоненко, О.Н. Михайлова. В США издано содержательное последование, написанное историком литературы Левицким Д.А. «Жизнь и творческий путь Аркадия Аверченко».
Актуальность темы. С одной стороны, нет сомнений в том, что имя А.Т. Аверченко вошло в историю новейшей русской литературы и обычно упоминается не только в дореволюционных русских и послереволюционных советских энциклопедиях и справочниках по литературе, но и в соответствующих иностранных изданиях.
С другой стороны, нельзя не заметить, что
творчество Аверченко в полной мере еще не изучено и не оценено. Скудны данные о его биографии, сверх того они содержат нередко противоречивые сведения и ошибки. Неполнотой отличаются библиографические данные. В новейших советских исследованиях об Аверченко заметное внимание обращается на его деятельность в качестве редактора и активного сотрудника «Сатирикона», на его заслуги в области русской юмористической журналистики. И в то же время крайне одно сторонни оценки его политической сатиры. Эти исследования дают мало нового в смысле выяснения его писательской деятельности, объективной оценки понимания его сатиры эмигрантского периода. Мнения и оценки зарубежных критиков до сих пор не принимаются в достаточной мере во внимание российскими, литературоведами, в их исследованиях редко упоминается даже тот факт, что произведения Аркадия Аверченко переводились и продолжают переводиться на иностранные языки и пользуются успехом у зарубежных читателей. До сих пор не существует серьезного и исчерпывающего исследования об Аверченко, в котором его творчество и заслуги в деле дальнейшего развития русской юмористической литературы были бы подвергнуты тщательному анализу.
Аркадий Аверченко блестяще развил жанр короткого лаконичного рассказа с психологическим и социально глубоким содержанием. Многое внес в современный фельетон, обогатив его форму и содержание.
Настоящая работа представляет собой попытку заполнить некоторые из названных пробелов в изучении прозы писателя.
Объектом анализа в диссертации является литературное наследие Аркадия Аверченко: рассказы, юморески, фельетоны, памфлеты и т.д.
Основной целью является определение роли
Аверченко в истории русской сатиры и юмора начала XX века.
В связи с этим необходимо выявить художественное своеобразие сатиры и юмора А.Т. Аверченко, в произведениях которого царят безудержная фантазия и— строгая достоверность, гипербола, гротеск и — тщательнейший, скрупулезный психологический анализ.
Как все это совмещается в творчестве писателя? Каким закономерностям подчинены все эти, казалось бы, столь несовместимые структурные компоненты? Что роднит их? Объединяются ли они в единую художественную систему? Каковы особенности эгой уникальной по-своему системы? Своеобразие творчества Аверченко, которое мы рассматриваем, почти не исследовалась в русской литературе, в этом научная новизна постановки проблемы, а также в исследовании новых материалов или мало вовлеченных в научный оборот, обнаруженных архивных материалов.
В диссертации предпринимается также попытка проанализировать жанровое своеобразие творчества Аверченко. Задача — понять своеобразие использования определенных форм и средств именно данным писателем в данных сочинениях.
Методология исследования заключается в принципе историзма, суть которого состоит в том, чтобы рассматривать творчество Аверченко в его развитии, самодвижении, изменении, в познании общих закономерностей, связей произведений прозы писателя.
Метод исследования сравнительно-исторический, ретроспектітньїй, а также текстологический и жанрово-стилистический.
Сравнительно-исторический метод соединяет в себе традиционное сопоставление творчества
Аверченко с творчеством его современников и писателей-сатириков — его предшественников. Системность исследования позволяет выявить, во-первых, своеобразие индивидуальной поэтики выдающегося писателя, его новые формы и приемы, в новом особом преломлении творческих принципов и типологических структурных элементов, в их индивидуальной окраске, специфику их сочетания, их взаимосвязи и, во-вторых, что возникает в результате этого — совершенно оригинальная художественная система, которая в конечном счете и обусловила своеобразие поэтики Аверченко.
Диссертация, конечно же, не охватывает жанровое своебразие А.Т. Аверченко во всем его богатстве и многообразии, во взаимосвязи и взаимодействии всех его компонентов и сторон. Такого рода задачу можно решить только коллективными усилиями, в целом ряде исследований. Настоящая же работа — лишь попытка наметить некоторые подходы к ее решению.
Теоретическая значимость работы состоит в дальнейшем совершенствовании исследования жанрового своеобразия творчества Аверченко. Вместо традиционного анализа поэтических средств и приемов, то есть самого распространенного изучения поэтики (причем, вполне закономерного) или структурных черт и особенностей, выбран иной путь — осмысления своеобразия жанров писателя в целом, что позволяет углубить наши представления о жанровых особенностей творчества писателя.
Практическая значимость. Материалы диссертации позволят углубить представления о творческом своеобразии писателя-юмориста, особенно об эмигрантском периоде его творчества. Они могут быть использованы при разработке лекционных курсов по истории русской литературы и журналистики начала XX века, а также в историко-
функциональном изучении русской литературы и журналистики.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации изложены в докладах на научных конференциях по проблемам литературы и журналистики в Кубанском государственном университете (1998, 1999), на конференции «Пресса и общество» в Ростовском государственном университете, на ежегодных конференциях преподавателей КубГУ и в публикациях в различных изданиях.
По материалам диссератции издано методическое пособие, в которое включены малоизвестные тексты Аркадия Аверченко.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Вводится и обосновывается понятие
«комический писатель», иод которым
подразумевается художник, объединяющий в своем
творчестве как юмористические, так ж сатирические
интонации.
2. Юмористический писатель Аркадий Аверченко
опирается на здравый смысл аудитории, что
позволяет соединить в тексте иронию и лиризм,
добродушное лукавство и драматическую остроту
конфликта.
3. Аркадий Аверченко обогатил два стоящих
рядом жанра —комический рассказ и фельетон,
придав первому свойство публицистичности (прежде
всего в плане опоры на реальные факты
действительности), а второму — черты
беллетристики (создание образов имеющих
эстетическую ценность), опирающихся на приемы
комического письма, заимствованные из
художественной литературы: экспрессивно
окрашенная деталь, индивидуализация речи
персонажей, психологические мотивировки действий персонажей и т.д.).
4. Развивая традиции русской сатирической классики, А.Т.Аверченко создает максимально обобщенные образы носителей зла («веселые устрицы», «Простодушный»), что является одним из основополагающих принципов поэтики писателя.
5. Мотив призрачности жизни является одним из главных мотивов, определяющих пафос комических произведений писателя, становится стержневым, объединяя фельетоны, памфлеты, повести и рассказы в единую художественную систему.
6. Творческий путь Аркадия Аверченко — это эволюция от насмешки над человеческими слабостями и пороками к язвительно критике социальных и общественно-политических процессов, породивших взрыв в октябре 1917 года и последующий духовный кризис общества.
Поэтому очевидным является выдвижение на первый план более углубленного и систематического исследования художественного своеобразия наследия Аверченко. Эта попытка и предпринята в данной работе.
Структура диссертации. Работа состоит из «Введения», трех глав, «Заключения», списка использованной литературы.
В диссертацию включена библиография произведений Аверченко.
Общий объем диссертации fS^страницы.