Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образ автора в текстах музыкальной журналистики России: способы воплощения Семенова Аделина Эдуардовна

Образ автора в текстах
музыкальной журналистики России:
способы воплощения
<
Образ автора в текстах
музыкальной журналистики России:
способы воплощения
Образ автора в текстах
музыкальной журналистики России:
способы воплощения
Образ автора в текстах
музыкальной журналистики России:
способы воплощения
Образ автора в текстах
музыкальной журналистики России:
способы воплощения
Образ автора в текстах
музыкальной журналистики России:
способы воплощения
Образ автора в текстах
музыкальной журналистики России:
способы воплощения
Образ автора в текстах
музыкальной журналистики России:
способы воплощения
Образ автора в текстах
музыкальной журналистики России:
способы воплощения
Образ автора в текстах
музыкальной журналистики России:
способы воплощения
Образ автора в текстах
музыкальной журналистики России:
способы воплощения
Образ автора в текстах
музыкальной журналистики России:
способы воплощения
Образ автора в текстах
музыкальной журналистики России:
способы воплощения
Образ автора в текстах
музыкальной журналистики России:
способы воплощения
Образ автора в текстах
музыкальной журналистики России:
способы воплощения
Образ автора в текстах
музыкальной журналистики России:
способы воплощения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Семенова Аделина Эдуардовна. Образ автора в текстах музыкальной журналистики России: способы воплощения : диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.10 / Семенова Аделина Эдуардовна;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"].- Казань, 2015.- 124 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I Образ автора в академической музыкальной журналистике: теоретический и исторический аспекты

1.1. Образ автора в журналистских текстах об академическом музыкальном искусстве: порядок конструирования 11

1.2. Способы воплощения образа автора в контексте истории печатного слова об академическом музыкальном искусстве 45

ГЛАВА II Образ автора в текстах об академическом музыкальном искусстве в современной печатной журналистике .64

2.1. Воплощение образа автора в комплексно-персонифицированной модели восприятия текстов в специализированной музыкальной прессе 64

2.2. Воплощение образа автора в безлично-элементарной модели восприятия текстов массовой аудиторией 85

Заключение .113

Список использованной литературы и источников. 119

Введение к работе

Актуальность представленной работы определяется интересом к

музыкальной журналистике как специфической области, являющейся не только результатом уже сформированного культурного пространства России, но и фактором, формирующим его и прежде всего - через личность автора.

В связи с тем, что в сферу компетенции музыкальной журналистики входят
различные музыкальные направления и разные способы их освещения, для
определения специфики предпринятого исследовании нами вводится понятие
«академическая музыкальная журналистика», предмет которой выстраивается
вокруг классической музыки, связанных с ней событий и персоналий.
«Академическая музыкальная журналистика» воплощает в себе и глубину
проникновения в суть культурных явлений, свойственных музыкальной критике,
и массовую журналистику с ее современными форматами и стилевыми

особенностями, которые характерны для современного медиаполя в целом. Сегодня все это включено в предметную сферу академического музыкального искусства, которое неотъемлемой частью входит в национальную культуру и поэтому не может быть лишено общественного внимания. До широкой публики слово о музыке доносят средства массовой информации. Во многом от своеобразия пера журналиста зависит, каким будет это слово.

Образ автора, изучаемый в литературоведении в качестве эстетической

категории, вокруг которой формируется художественное видение реальности, в
журналистской практике в целом трактуется как элемент второстепенный.
Значительно большую роль в журналистике играет автор реальный с его
профессиональными качествами и идейными установками. Однако в
произведениях об академической музыкальной культуре, - в этой специфичной
области современной журналистики, - значение вариаций авторского

самовыражения выше. Кроме того, оно двойственно, представая перед нами на
стыке художественно-публицистического слова и особенностей современных
форматов журналистской коммуникации. Академическая музыкальная

журналистика, объединяя специализированные тексты о музыке как пространстве духа и тексты о музыкальном искусстве для массовой аудитории, диктует автору свою специфику.

Возрастающее значение культурного фактора как основополагающего духовного элемента развития современного общества, позволяет говорить о все большем интересе к классическому музыкальному искусству.

Российская печатная музыкальная журналистика представляет собой
сложный феномен, требующий исследования. Кроме музыковедения и

журналистики на нее активно влияют литературоведческие традиции. На

исторических этапах развития это особенно заметно, ведь музыкальная критика (в ранге которой принято классифицировать абсолютно все тексты о музыке без исключения) ни что иное как часть литературной критики. Новый этап развития слова о классической музыке предполагает освоение конвергентной музыкально-журналистской системы, включающей музыкальную критику как неединственный способ выражения оценочного суждения о музыкальном искусстве.

В литературоведении существует немало исследований, посвященных образу автора, как одной из самых значимых категорий. В теории журналистики в работах, посвященных разбору журналистских произведений, авторское Я рассматривается в ряду других текстовых элементов. Однако образ автора, способы его текстового функционирования в такой специфичной области, как академическая музыкальная журналистика, практически не изучен.

Объектом исследования выступают журналистские тексты об академическом музыкальном искусстве в специализированной и массовой прессе России.

Предмет исследования – образ автора в академической музыкальной журналистике.

Цель работы – выявить способы воплощения образа автора в академической музыкальной журналистике.

В соответствии с поставленной целью предлагается решить следующие

задачи:

- рассмотреть порядок конструирования образа автора журналистского
произведения об академическом музыкальном искусстве;

- обозначить исторические этапы развития академической музыкальной
журналистики в России в контексте эволюции типов авторских образов;

- выявить на примере современной специализированной прессы о

музыкальной культуре особенности образа автора в зависимости от

концептуальной идеи произведения;

- охарактеризовать образ автора современной специализированной прессы о
музыкальной культуре через воплощение в комплексно-персонифицированной
модели организации восприятия подготовленной аудитории;

- представить образ автора в текстах массовой периодики о классической
музыке как способ воплощения безлично-элементарной модели организации
восприятия массовой аудитории.

Научная новизна представленной диссертации проявляется в том, что 1) образ автора рассмотрен в качестве самостоятельного предмета исследования в печатных журналистских текстах о классической музыке; 2) разработан подход к анализу текстов о музыке, релевантный конвергентным процессам в современной медиасфере, что нашло выражение во введенном авторском термине «академическая музыкальная журналистика»; 3) в теоретический дискурс о журналистике впервые включены публикации о произведениях, событиях, персонажах музыкальной жизни, отраженной в специализированных журналах об академическом искусстве.

Эмпирической базой исследования послужили материалы

специализированных журналов и газет - «Музыкальная академия» и «Музыкальное обозрение», «Играем сначала»; и массовой печати «Аргументы и факты», «Известия», «Коммерсантъ», «Российская газета» и «Комсомольская правда».

Методологическая основа диссертационного исследования проявляется в
применении комплексного подхода, сформированного на сочетании теории
журналистики с принципами литературоведческого, лингвистического и

культурно-исторического анализа. Определение музыкальной журналистики как
уникальной области современной журналистской системы, выявление

особенностей ее функционирования отражено в учебном пособии музыковеда и
члена Союза журналистов РФ Т.А. Курышевой. Изучение проблемы авторства в
литературном произведении и разработку различных терминов отражающих ее
мы находим в трудах М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, В.В. Кожинова и др.
ученых-филологов. Для выявления специфики определения и конструирования
образа автора в тексте были использованы результаты исследований Б.А.
Успенского. Лингвостилистический аспект анализа образа автора осуществлялся
с опорой на работы В.В. Виноградова. В теории журналистики основой
послужили труды А.В. Калачинского, М.И. Стюфляевой. Для выявления
особенностей авторского Я и его функций в печатной журналистике изучались
работы М.И. Старуш. Один из основных вопросов исследования, связанных с
проблемностью сочетания «классического» и «неклассического» подходов в
организации массовой информации в современной журналистике

рассматривался с опорой на труды теоретиков казанской школы

медиаисследований1.

1 См.: Курышева Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие. М.: Владос-Пресс, 2007. 296 с.; Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. Спб.: Азбука, 2000. 337 с.; Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 444 с.; Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961. 616 с.; Кожинов В.В. Проблема автора и путь писателя // Контекст. Литературно-теоретические исследования: научное издание. М.: Наука, 1978. С.123-131; Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. 349 с.; Виноградов В. В. О теории художественной речи: Учеб. пособие для филол. специальностей ун-тов и пед. ин-тов. М.: Высшая школа, 1971. 240 с.;Калачинский А.В. Аргументация публицистического текста. Владивосток, 1989. 205 с.; Стюфляева М.И. Человек в публицистике. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1989. 143 с.; Старуш М.И. Авторское "Я" в публицистическом произведении: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1985. 26 с. «Другой» в пространстве коммуникации: сб. науч. ст. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2007. 264 с.; Медиаконвергенция и «ситуация человека»: новые вызовы, старые вопросы. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2012. 180 с.; Шайхитдинова С.К.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Проявление образа автора в текстах об академическом музыкальном искусстве представляет собой в соотношении разного рода уровней -тематического, семантического, концептуального, социального и психологического. Образ автора в академической музыкальной журналистике исторически складывался как ведущий концепт эстетического пространства произведения.

  2. Идейное значение журналистского произведения об академическом музыкальном искусстве содержится в типе автора, который предстает как журналист-исследователь, журналист-музыкант, журналист-критик, журналист-идеолог, журналист-информатор. В отличие от переменчивых и локальных ролей, которые может выполнять журналист, эти типы раскрываются как кредо творческой индивидуальности.

  3. Образ автора журналистского произведения об академическом музыкальном искусстве, предстает как воплощение концептуальной идеи, через которую происходит размыкание текстового пространства на пространство музыкальной культуры. Журналист в таком случае наряду с героями публикации становится соучастником его творения. Обнаружение типа автора позволяет вывести его текстовый образ в ключевой концепт, участвующий в этом процессе.

  4. Способы воплощения образа автора определяются тем, элементом какой семантико-стилистическая картины он выступает. В современной музыкальной журналистике базовыми являются информационно-аналитическая текстовая реальность в специализированной прессе и реальность конвергентных сконструированных форматов в массовой прессе.

  5. Воплощаясь в комплексно-персонифицированной модели организации восприятия подготовленной аудитории, автор в аналитических публикациях специализированной прессы проявляется как субъективный образ, который

Информационное общество и «ситуация человека»: Эволюция феномена отчуждения. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2004. 308 с.

выражает себя в создании особого, индивидуального видения академического
музыкального искусства. Журналистское произведение в этом случае

приближается к литературному. В информационно-аналитических публикациях автор проявляется как объектно-субъектный образ, который уходит на второй план перед фактуальной составляющей.

  1. В текстах массовой периодики автор предстает как воплощение безлично-элементарной модели организации восприятия массовой аудитории. Фактологическое освещение музыкальных событий, их соотнесенность с актуальным контекстом времени преобразует автора в журналиста широкого профиля, типичного для разных тематических сфер в массовой печати.

  2. Образ автора в печатной музыкальной журналистике подвержен трансформационным процессам, связанным с видоизменением семантической картиной текста под влиянием внешних и внутренних факторов. По временным характеристикам трансформация бывает локальная (случайная и закономерная) и масштабная. Локальная трансформация обозначает видоизменения внутри конкретного образа, масштабная – выявляет характер изменений в процессе исторического развития музыкальной журналистики.

Практическая значимость работы определяется возможностью

использования выводов исследования в академической музыкальной

журналистике, а также в журналистском образовании.

Апробация результатов. Основные результаты исследования были представлены на 10 конференциях: IX Международная научно-практическая конференция «Информационное поле современной России: практики и эффекты» (18-20 октября 2012 г., Казань); XI Международная научно-практическая конференция «Информационное поле современной России: практики и эффекты» (16-18 октября 2014 г., Казань); II Международная научно-практическая конференция «СМИ –общество – образование: проблемы медиабезопасности» (30 сентября – 3 октября 2013 г., Челябинск); Внутривузовская итоговая научно-практическая конференция Казанского

(Приволжского) Федерального Университета. Социализация личности и

проблемы развития общественных отношений. Медиа и ценности современного
российского общества (31 января, 2013 г., Казань); VII Всероссийская
конференция «Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства:
история и современность» (1 апреля, 2014 г., Казань); X Международная
весенняя молодежная научная конференция на тему: «Социально-гуманитарные
науки и практики в XXI веке: из опыта молодежных исследований
(междисциплинарные методы исследования и моделирования в социально-
гуманитарном знании и практике) (15-16 мая 2014 г. , Йошкар-Ола);
Всероссийская научно-практическая конференция «СМИ и общество. Массовая
коммуникация как отражение корпоративной культуры» (3-5 апреля 2014,
Магнитогорск); Внутривузовская итоговая научно-практическая конференция
"Актуальные проблемы журналистского образования: трансформация

компетенций" (24 января 2014 г., Казань); XI Международная научно-практическая конференция «Информационное поле современной России: практики и эффекты» (15-17 октября 2015 г., Казань); Международная научно-практическая конференция «Медиаисследования: век XXI. Традиционные и новые парадигмы научного познания массовых коммуникаций» (23-25 сентября 2015 г., Белгород); XIX Международная научно-практическая конференция "Приоритетные научные направления: от теории к практике (3 ноября 2015, Новосибирск).

Основные идеи отражены в 7 статьях и публикациях, в том числе в 3 журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.

Структура исследования. Диссертация состоит из Введения, двух глав, четырех параграфов, Заключения, Списка использованной литературы.

Образ автора в журналистских текстах об академическом музыкальном искусстве: порядок конструирования

Понятие «образ автора» пришло в теорию журналистики из филологии. Одним из первых его исследователей в 30-е гг. XX в. был В.В. Виноградов - русский лингвист и литературовед, обозначавший его в своих трудах как наивысшую категорию в цепи «производитель речи – субъект повествования – образ автора» . В «Теории стилистики» советского литературоведа А. Н. Соколова оно трактуется как «выражение личности художника в его творении» . Выражение личности в тексте происходит посредством конкретных категорий таких как: речевые структуры , особенности мировосприятия действительности и т.д.

Чаще всего образ автора в журналистских текстах реализуется через модальность. Еще один термин, зародившийся и существующий в филологической научной среде. Он ближе всего к теории журналистики. Модальность, по Соколову, это «выражение в тексте отношения автора к сообщаемому, его концепции, точки зрения, позиции, его ценностных ориентаций» . Это тот самый аспект, ведущий от объекта к субъекту, от изображаемого к художнику.

Интересен тот факт, что в музыкальной журналистике, в сравнении с другими областями современной журналистики, субъективное начало будет превалировать над объективным. Особенно это касается специфичной отрасли музыкальной журналистики - музыкальной критики, где автор имеет возможность высказываться от собственного Я и оценивать современное ему музыкальное искусство согласно его профессиональному (слуховому, теоретическому и аналитическому) опыту. На страницах музыкальных изданий он перестает быть просто понятием и перерастает в концепт, концентрируя идейное составляющее материала и включающего как главное звено в цепи музыкальных событий, образующих музыкальное пространство.

Прежде чем мы сможем перейти к подробному изучению теории образа автора в музыкальной журналистике, нам необходимо конкретизировать понятие «музыкальная журналистика», вокруг которого ведутся споры как в музыкальной, так и в журналисткой среде. Анализируя современную академическую музыкальную журналистику, мы обозначаем два пути ее развития и соответственно два подхода в ее изучении - музыковедческий и журналистский. Первый подразумевает под академической музыкальной журналистикой прикладную систему музыковедения, включающую в себя систему текстов о современной музыкальной культуре. Второй подход – журналистский – трактует этот термин несколько шире и включает в его в общежурналистскую систему текстов как одно из направлений деятельности. И тот, и другой подходы имеют общую и важную точку соприкосновения – объект, которым они занимаются – музыкальное пространство или как его иначе часто именуют современный музыкальный процесс. Первый путь направлен на оценочное осмысление объектов музыкального пространства, на их включение в историко-культурный контекст времени. Его можно назвать горизонтальным или временным. В советском музыковедении это явление обозначалось таким словосочетанием как музыкальная критика. Второй создает современную картину музыкальной реальности. Он часто лишен аналитики и направлен на скорее информирование общества о событиях. Его тексты представляют собой вертикальное видение современной академической музыкальной культуры и являются хроникой событий. В единственном русскоязычном учебном пособии по «Музыкальной журналистике и музыкальной критике» для студентов консерваторий Т. А. Курышевой мы находим следующие определения:

1. Понятие «музыкальная критика» отражает характер мыслительной деятельности – художественно-оценочной по своей природе, направленной на творческую составляющую современного для каждого журналиста музыкального процесса.

2. Понятие «музыкальная журналистика» отражает форму реализации особой музыкально-литературной деятельности, принадлежащей системе прикладного музыковедения. То есть музыкальная журналистика может служить способом выхода как музыкальной критики (оценочной мысли), так и музыкального просветительства, популяризации и пропаганды, любой публицистики, направленной на музыкально-культурный процесс.

Следует отметить, что речь идет в обоих случаях об академической музыкальной журналистике. При этом данный термин не конкретизируется, поскольку пособие ориентировано на учебный процесс студентов специализированных отделений. В случае с нашим исследованием, мы изучаем часть системы современной музыкальной журналистики, связанной с академическим музыкальным искусством в связи с плюрализмом течений, жанров и стилей современного музыкального пространства.

Автор справедливо отмечает, что академическая музыкальная журналистика в музыковедении обращается не просто к событиям общественно-культурной жизни в сфере искусства, в которых может разобраться и журналист «широкого профиля», но именно и прежде всего – к явлениям, связанным с художественным творчеством во всех видах и формах его существования, с художественным творчеством, потребность в котором – одно из сильнейших влечений человечества с самых древних времен и выделяет главную ее цель как «поиск истины» в разных направлениях музыкального дела и доведение этой истины до общественного сознания. Анализируя историческое развитие академической музыкальной журналистики, Курышева вводит в оборот еще два понятия, относящиеся к традиционной трактовке понятия «музыкальная критика»: музыкально-критическая мысль («оценочный подход к музыкальному искусству во всех формах его проявления; именно она и есть «музыкальная критика» в точном смысле понятия») и музыкально-критическая журналистика («направленная на музыкальное творчество профессиональная оценочная деятельность, реализуемая в специальных текстах (письменных или устных); а также все труды, созданные в этом жанре»). Последняя, по мнению исследователя, и есть современная область музыкально-журналистской деятельности, которая вычленяет из музыкального процесса творчество и она, реализуясь в публичных текстах влияет на общественное сознание. Так, в трудах исследователя Т.А. Курышевой реализуется основное направлении в исследовании музыкальной журналистики с позиции новых веяний в области музыкально – прикладных технологий или, говоря иначе, с позиции нового музыковедения. Из трудов Т.А. Курышевой следует, что академическая музыкальная журналистика – есть область художественной журналистики, реализующаяся исключительно в музыковедении. Но в этом случае, автор полностью исключает из текстового пространства академической музыкальной журналистики материалы массовой печати, которые также формируют это музыкальное пространство. Оно занимает отдельную область, наполняющей медийное пространство информацией о событиях музыкальной культуры с посылом к их исключительности. А значит, в них также реализуется, в некоторой степени, оценочный метод, но несколько иного характера, подробнее речь пойдет о нем в контексте модели образа автора в следующих параграфах. В условиях развития современного музыкального процесса, отличающегося особым разнообразием, стоит несколько расширить определение академической музыкальной журналистики и охарактеризовать его с позиции массовой печати в том числе. Академическая музыкальная журналистика – часть художественной журналистики, объединяющая в себе журналистские и музыковедческие материалы о современном музыкальном процессе, несущие особую эстетическую ценность и реализующие собой главную цель – культурно-просветительскую. Площадкой выхода современной музыкальной журналистики является как специализированная, так и массовая печать. В массовой музыкальной журналистике возможно условное деление на тематические блоки: академическое музыкальное искусство, рок-музыка, популярное музыкальное искусство. В последнем, она объединяет в себе тексты, касающиеся исключительно творчества музыкантов, работающих в данном направлении. Иные материалы, носящие «околомузыкальный» характер, необходимо относить в область светской хроники. В контексте данного исследования нами будет рассматриваться блок, отражающий современное академическое пространство музыкального искусства, как объект, объединяющий два направления (музыковедческое и журналистское) и наиболее характерный в области реализации культурно-просветительской функции.

Способы воплощения образа автора в контексте истории печатного слова об академическом музыкальном искусстве

Рассмотрим первую часть гипотезы и обозначим коренные различия литературного и журналистского слова. В отличие от реалистичной журналистики, литературное слово направлено на художественное осмысление действительности, сопряженное с личностью автора, – в этом существенное отличие литературы от журналистики. Но это утверждение всецело касается преимущественно массового журналистского слова, где значение личности автора несколько нивелируется, и он рассматривается исключительно сквозь призму информационного повода и непосредственно текста. В специализированной прессе также большое значение имеет текст, но он глубоко индивидуален, как и в литературе. В результате его анализа мы можем говорить об особенностях стиля автора, о его умозаключениях, детально рассматривать образы, представленные им. Автора «видно» практически в любом из материалов журнальной музыкальной журналистики вне зависимости от его жанра. Автор в репортаже раскрывается через выбор конкретных его героев с последующей индивидуальной, субъективной оценкой их деятельности, как, к примеру, это происходит в статье Евгении Кривицкой «Перелистывая страницы дневника» . Отражение реальности через образы – еще один немаловажный факт протягивающий мост между литературой и музыкальной журналистикой, реализуемой в аналитических специализированных изданиях. В литературе, художественные по природе, они, как правило, являются главными носителями идейного замысла сочинения. В музыкальной журналистике ситуация несколько иная. Как правило, действующими лицами публикаций журналистов являются музыканты, реальные люди: исполнители, композиторы, дирижеры, музыковеды, исследователи. Образами для публикаций о музыке они становятся благодаря автору текста, который рассматривает их сквозь призму творчества. Как люди творческие, они являются создателями современной, разнообразной по природе, музыкальной реальности. Выбор этих образов обычно является одним из параметров реализации отношения автора к действительности. Другим словом, реализации модальности в тексте. Обратим внимание, этот аспект присущ и общей журналистской системе с той только разницей, что его задает ей сама реальность. В академической музыкальной журналистике специализированных изданий регулятором отбора становится личность автора, что делает выбор глубоко индивидуальным. При многообразии современной музыкальной жизни важно не просто столкнуться и погрузиться в уже популярный и тиражируемый образ, но еще и отыскать в нем что-то новое, открыть его неизведанные грани. Таким образом, личностный подход в выборе образов для своего текста о музыке, индивидуальность и самостоятельность в интерпретации этих образов и, как следствие, конструирование субъективной картины современной музыкальной реальности приближают образ автора в музыкальной журналистике к литературе.

Возможность формирования образа в любом словесном сочинении подразумевает анализ языковой картины текста. Другими словами, лингвистический анализ сочинения позволяет представить автора, его позицию и выразить модальность. В этом случае музыкальная журналистика аналитическая также близка к литературе. Объект музыкальной журналистики – музыка – как ничто иное располагает к образности. Поэтому любая авторская оценка музыкальной действительности, в особенности в аналитической прессе, предполагает эмоциональный окрас, индивидуальный для каждого автора. Индивидуальность выбора прилагательных, многочисленных эпитетов, сравнений, олицетворений, фразеологических оборотов или вкрапление в текст поэтических строк, навеянных прослушанными сочинениями; оригинальные сравнения исполнительской манеры – все это позволяет сделать важный вывод о глубине авторской оценки, его уникальности и профессионализме. Так, к примеру, каждый из выдающихся авторов в области музыкальной журналистики, относящихся к типу журналистов-исследователей, отличался особой манерой письма. Подробнее разговор об этом пойдет в следующей главе, где мы обратимся к изучению текстов таких авторов, как В. Сохор, Б. Асафьев, Л. Ямпольский. Уникальность языковой картины неизбежно ведет к нетипичной архитектоники материалов. С одной стороны, они, также как и журналистские тексты, подчиняются канонам жанров, в которых написаны, с другой стороны в композиции авторов мы наблюдаем стремление к расширению границ. Большой объем текстов позволяет, к примеру, смешивать репортаж и аналитическую статью, обзор и репортаж. Неизменным остается один фактор – оценочность суждений. В аналитической музыкальной журналистике она становится не методом, а целью, которой подчинена структура материала, языковая система и архитектоника текста. Так, автор в музыкальной журналистике получает большую свободу, также как и в литературе. Он творит свою собственную музыкальную картину, ценность которой становится особенно явной спустя время. В данном случае работает принцип присущий искусству в целом: любое произведение искусства непременно проходит проверку временем. Еще один признак, отличающий образ автора в специализированных изданиях о музыке – его постоянство. Оно проявляется во многих аспектах: в стабильном освещении определенных сторон музыкальной жизни (концертное обозрение, рецензирование новых сочинений, создание галереи портретов музыкантов и др.), в выборе жанров и некоторых стилистических и структурных подходах в создании материалов. Постоянство, как признак, становится возможным в силу сильного авторского Я, стремящегося к детальной разработке изучаемой темы. Оно может проявляться в самых различных формах: начиная с приверженности той или иной рубрике, заканчивая формой изложения материала, его композицией.

В противовес постоянству и отчасти благодаря ему, выступает уникальный принцип, присущий исключительно образу автора в специализированных аналитических изданиях – способность к трансформации. Термин, пришедший в гуманитарные науки из точных, позволяет говорить о процессах видоизменения явления под воздействием внешних и внутренних факторов. Он может иметь как локальное значение, в данном случае касаясь исключительно понятия образ автора, так и масштабное – обозначающее процессы изменения образа автора в разрезе исторических этапов развития музыкальной журналистики. В контексте специализированной аналитической прессы мы будем говорить о локальной трансформации, в то время как о втором варианте подробнее мы остановимся после изучения всех трех вариантов образов автора, представленных в печатной музыкальной журналистики России. Автор в специализированной музыкальной печати выступает не только как посредник между читателем и музыкальной реальностью, но и отчасти как ее создатель. Он наделен определенными творческими талантами. Так, образовывается некая цепочка: музыка – исполнитель (композитор) – музыкальный журналист – читатель, где для последнего звена цепи информация вторична. Такая же цепь возможна и в журналистской системе вообще. Но здесь, оттенки субъективного восприятия всегда на втором плане, а эмоциональная авторская оценка и вовсе спрятана за общими фразами. Гораздо ближе эта цепочка взаимосвязей литературе, где читатель воспринимает реальность сквозь призму авторского восприятия и, как следствие, формирует свое собственное мнение. Равно тому, как один и тот же пейзаж, описанный разными писателями обретает новые оттенки, так одно и то же музыкальное событие, личность исполнителя или музыкальное сочинение в журналистском материале начинает играть новыми красками. Чем ярче и образнее говорит автор о событии, тем больше он убеждает читателя в своей собственной реальности. Вот классический, на наш взгляд, пример. Цикл концертов сезона 2012-2013 года в Нижнем Новгороде, посвященный 75-летию филармонии имени Мстислава Ростроповича, возможно так и остался бы событием локальным и, безусловно, важным, но не всеобъемлющем, если бы не литературный талант Ирины Лежневой (журналиста журнала "Музыкальная академия"), создавшей ряд ярчайших репортажей о нем. Интересна конструкция ее материалов: два небольших репортажа с неординарными и броскими названиями - "Здравствуй, племя младое..." и "Мемориальный Моцарт и витальный Энеску", объединены общей идеей, словно обрамляющей текст. Но в отличие от материалов Кривицкой, где как мы помним уже встречалось подобное объединение, публикация Лежневой в семантико-стилистическом плане особенно близка литературному рассказу, в чем и проявляются особенности стиля журналиста. Архитектоника публикации в данном материале также близка к архитектонике публикаций вышеуказанного автора, но в ходе анализа материалов Лежневой за период 2013-2014 гг., удалось выяснить, что такая текстовая структура не закономерна для творчества журналиста, также, как и то, что ее творчество нельзя классифицировать исключительно в одну рубрику, оно охватывает несколько сторон музыкальной жизни современной России.

Воплощение образа автора в комплексно-персонифицированной модели восприятия текстов в специализированной музыкальной прессе

По существу, в этой рубрике есть отсылка к научной глубине, поэтому авторский стиль здесь следует определять как научно-публицистический. Образ автора разворачивается последовательно: основная идея – ряд аргументов – выводы. Такая логика вполне подошла бы к научному тексту. Публицистичность выступления, предполагающая наличие образного элемента разворачивается автором индивидуально, согласно его творческой задаче, подчиняющейся созданию живой, глубоко индивидуальной языковой картины текста. Как следствие вырисовывается индивидуализированный образ автора, который сложно разобрать на типичные речевые конструкции. Детализация пространства академической музыкальной культуры, представленная в виде составляющих творчества отдельных композиторов, а также интересом к определенным стилевым течениям века, образность изложения, взгляд на целое сквозь одну существенную деталь, характеризует единый, субъективный авторский образ. В полной мере он раскрывается в серии материалов. Восприятие авторского образа аудиторией аналитической специализированной прессы социально стабильно. Активными читателями журналов и газет являются представители музыкантских профессий: композиторы, исполнители, критики, музыковеды, теоретики, музыкальные журналисты. К ним примыкают особый род любителей классического музыкального искусства – меломаны, в интересах которых не только музыкальное искусство в чистом виде, но и слово о нем. Подводя предваритльный итог, отметим, что автор в рубрике «Творчество» предстает как журналист-исследователь, мыслитель. В то же время образная, яркая семантическая картина текста позволяет говорить об авторе эмоциональном, литературно одаренном. А глубокий анализ и аргументация суждений - о глубоко идейном содержании, направленном на научное осмысление процессов современного музыкального пространства. В данной тематике образ автора высвечивается на стыке объективного с субъективным. Это можно рассматривать как следствие «теоретизации» музыкального искусства. Все доводы и факты, прежде чем стать частью текста, отбираются и анализируются с точки зрения главной идеи. Другой тип – журналист-критик, - в наибольшей степени реализуется в «Исполнительстве». Под этой рубрикой втора достигает кульминационной точки в субъективности оценки происходящего. Семантический ряд в тексте предстает доказательной базой авторской индивидуальности. Образ автора слагается из образности, применяющейся в контексте выявления модальности в отношении к исполнителю, исполнению, а также в оценке необходимости, актуальности исполнительского творчества в период реального времени. В рубрике «Музыкальный театр» образ автора наиболее зрим. Его можно отнести к категории объективно-субъективного. Реальный ход события перемежается с личностными оценками происходящего. В данном контексте мы наблюдаем наиболее успешное сочетание сразу двух типов – журналиста-исследователя и журналиста-критика.

Конструктивный и психологический уровни рассматриваются в контексте цельного восприятия образа. Поэтому для полноты представления влияния главного системообразующего элемента в организации текста темы на формирование разновидности модели, необходимо сконструировать эти образы на примере конкретных журналистских материалов.

При такой детализации, несмотря на ее безусловную необходимость, невозможно говорить о целостности проявления образа автора как концепта. Чтобы уловить разницу необходимо представить схемы образов, отражающих цепочку взаимосвязей и взаимоотношений каждого из уровней методики. Для этого мы проанализируем наиболее характерные примеры для двух рубрик - «Исполнительство. Концертное обозрение» и «Творчество».

Обратимся к творчеству журналиста и редактора рубрики «Исполнительство. Концертное обозрение» журнала «Музыкальная академия» Е. Кривицкой. Нами проанализированы ее публикации под этой рубрикой за 2013-2014 годы. Обнаруживается достаточно стабильный подход к раскрытию темы и проявлению авторского Я. Первое, что объединяет материалы – предмет отображения. В публикациях представлены наиболее значимые события. Вторым объединяющим фактором является наличие общей идеи, концепции в описании событий. Отбирая события разные в плане инструментального насыщения, тематики, условий проведения, автор обнаруживает их точки соприкосновения там, где их порой, как кажется, не может быть. Вот, к примеру, концертное обозрение за март 2013 года . Актуальная проблема для классического музыкального искусства емко и доступно сформулирована в названии материала: «В поисках утраченного слушателя». Далее следует лид, - руководящий вниманием первый абзац, - который отличается в материалах Кривицкой особой литературной повествовательностью и вместе с тем информационной насыщенностью («Летние месяцы в Москве постепенно перестают быть «мертвым сезоном. Московская филармония провела абонементную серию концертов … Валерий Гергиев привез в Большой зал консерватории Молодежный национальный оркестр США и «медийного» скрипача Джошуа Белла» ), Здесь же мы находим пояснение основной идее, которое и объединяет два разных, на первый взгляд, события: « … Были и другие интересные события, выделившиеся прежде всего неакадемическим форматом и поиском необычных форм коммуникации с публикой: о них и пойдет речь ниже» . Таким образом перед нами раскрывается вся архитектоника текста, где образное название непременно является объединяющим, идейным началом материала; дальше лид, поясняющий основную идею описываемые; и два репортажа. Подводя предварительный итог, отметим: для материалов Кривицкой характерно, во-первых, что в их основе лежит рассказ о наиболее значимых музыкальных событиях и их участниках; во-вторых, публикации объединяет общая архитектоника текста, композиция. Теперь обратим внимание на семантико-стилистическую структуру репортажей, которая является третьей константой творчества журналиста. Хотя в материалах доминирует публицистический стиль, обращает на себя внимание влияние художественной речи. Это, как правило, те абзацы, в которых выражается критическое осмысление происходящего. Употребление средств выразительности помогают наиболее точно выразить модальность в тексте и создать общую красочную картину: «Скрипач взял инициативу на себя и предложил достаточно экспрессивную, витальную трактовку, втянув в свою орбиту Башмета, предпочитающего обычно отрешенно-олимпийскую манеру исполнения» или « … «зацепить» аудиторию отчаянной страстностью и горячностью высказываний» .

Воплощение образа автора в безлично-элементарной модели восприятия текстов массовой аудиторией

3. Несмотря на сложность жанра оперы, авторский образ в репортаже «Кармен в гостях у Шаляпина», вырисовывается куда более определенным и демократичным. Второе, результат подбора таких речевых конструкций, которые выражают авторскую модальность просто и лаконично: «единственное, что напоминает о русском басе на его родине», «столице Татарстана, погрязшей в ледяных торосах», «одинокий, побитый ветром плакат», «собирает интересных исполнителей в лучших спектаклях», «принцип подбора гостей, пусть даже и не звезд первой величины, вызывает щемящую ностальгию», «избыточно яркое, порой до бессмысленности динамичное танцевальное ревю», «одеты с покушением на моду», «номера пережили рокировку», «внедрили, чтобы поплясать всласть», «особенно жаль певцов», «брутальная Кармен», «не блеснули изысканностью и виртуозностью тенора», «открытие спектакля», «белокурая поляка», «хрустальное сопрано», «поразительно», «надо заметить», «жесткий оркестр», «грубая микрофонная подзвучка», «микрофонное пение в опере». Все это характеристики образов-элементов. Практически не читая текст, можно понять отношение автора к увиденному и услышанному. Ирония с одной стороны, и горечь с другой; недоумение и восхищение; субъективное и объективное, критика и похвала – перед нами тип журналиста-критика, подобно врачу, нащупывающему больные точки и ставящему диагноз небезнадежному больному. Образ автора сочувствующего, сопереживающего профессионала, который не обходит стороной ни отрицательные, ни положительные моменты. Он также близок в оценках к образу автору в специализированных изданиях, но гораздо демократичнее в его изложении

Так, на конструктивном уровне, в жанре репортажа раскрывается образ автора, сочетающий в себе характеристики безличностно-элементарной модели с одной стороны, с другой – отсылающий нас к модели субъективно-объективной, близкой к специализированной печати. Безличностно-элементарная модель – есть признак несамостоятельности образа, его зависимости от внешних факторов, а именно - тематики материала. Язык автора, через который мы реконструируем его образ, его эмоциональное развертывание во времени полностью зависит от особенностей объекта изучения. Стандартность освещения – второй признак. При всем различии образов-элементов, алгоритм их расположения в тексте примерно схож. Связано это с авторскими задачами: представить иллюстративный ряд события, с собственными комментариями. От субъективно-объективного образа – оперирование фактами и их речевое реконструирование в тексте. При общей цели, каждого из получившихся образов отличает друг от друга особенности их мировоззренческого восприятия и эмоциональных ощущений, испытываемых при его познании. Так, субъективное начало в субъективности оценок и в использовании соответствующих средств языковой выразительности. На социальном уровне данный образ автора соответствует той читательской аудитории, чьи интересы он удовлетворяет. Точкой соприкосновения является совпадение мировоззренческих установок и вкусовых предпочтений. Это, пожалуй, наиболее успешный образ из всех, сочетающий в себе индивидуальность в проявлении модальности с одной стороны, лаконичность и ясность изложения с другой. Поэтому на психологическом уровне восприятия, это пока самая успешная модель образа автора в реализации целей и задач музыкальной журналистики в современном информационном пространстве. Третий по популярности жанр, разброс освещаемых в котором тем практически не имеет границ – статья. В массовой печати, как бы это ни было удивительно, в отношении современного музыкального пространства, это практически всегда аналитическая статья с разной степени соотношения описательной и оценочной стороны. Характерной особенностью проанализированных нами материалов, выполненных в жанре статьи, является их злободневность. Но это далеко не тот вариант, когда под данным термином, в отношении искусства понимается их актуальность в представлении созвучных со временем тем, художественная обработка которых несет особые эстетические образы, способные просвещать и воспитывать. Современные аналитические статьи об академическом музыкальном искусстве чаще всего отражают околомузыкальное пространство или подчиняют звуковое пространство события созвучным на тот момент общественным или политическим идеям. Анализ таких материалов мы представили в рамках первой главы, в контексте рассмотрения различных авторских типов (в качестве примера был приведен анализ статьи «Кто дирижирует Америкой?).

Помимо заметок, репортаже и статей, редко встречается жанр рецензии. В отличие от специализированной прессы, они (рецензии) касаются в основном театральных постановок – зрелищных жанров академической музыкальной культуры, тогда как рецензированию в специализированной печати подвергается творчество композиторов, их сочинения, исполнительское творчество отдельных представителей академической музыкальной культуры. Образ автора в рецензиях, опубликованных в массовых изданиях, в самостоятельности совпадает с субъективно-объективной моделью. Приведем пример такого рода рецензий и обозначим точки соприкосновения на уровнях его конструирования. Отличительными чертами являются: небольшой охват тем (как мы отметили в специализированных изданиях он шире, за счет их специфики), на социологическом – различие аудиторных характеристик и как следствие перспективности его существования в условиях современной прессы на психологическом уровне. Так, нас интересует реализация семантического уровня. Обратимся к анализу рецензии премьеры оперетты Дмитрии Ренарского «Фрикативные гэги» . Первое, что объединяет образы – сильное субъективное начало, отражающееся как в концептуальной подаче объекта, так и в реализации речевых структур, как элементов эмоционального фона материала. В концептуальном плане рецензия развертывается вокруг центрального образа – элемента – автора постановки Юрия Лаптева. Эмоциональный фон, создаваемый речевыми –структурами – так называемыми характеристиками главного образа – элемента в контексте рецензии отражает модальность автора по отношению как постановки в целом, так и его автор. Путь автора – портретиста в тексте, реконструирует образ автора – художника. Советник президента РФ по культуре в глазах автора – реставратор идеологии советской власти на театральных подмостках. Ирония в отношении автора постановки выражена всего несколькими строками: «Впрочем, если олдскульные оперные блокбастеры господин Лаптев реконструировал как будто всерьез, то в «Бабьем бунте» он применяет стратегию кэмпа: дабы не оказаться уличенными в восхищении недавним прошлым, создатели спектакля иронизируют разом и над собственной ностальгией, и над ее объектом».