Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Медиапортал как средство создания качественного контента Короткова Екатерина Николаевна

Медиапортал как средство создания качественного контента
<
Медиапортал как средство создания качественного контента Медиапортал как средство создания качественного контента Медиапортал как средство создания качественного контента Медиапортал как средство создания качественного контента Медиапортал как средство создания качественного контента Медиапортал как средство создания качественного контента Медиапортал как средство создания качественного контента Медиапортал как средство создания качественного контента Медиапортал как средство создания качественного контента Медиапортал как средство создания качественного контента Медиапортал как средство создания качественного контента Медиапортал как средство создания качественного контента
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Короткова Екатерина Николаевна. Медиапортал как средство создания качественного контента : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Короткова Екатерина Николаевна; [Место защиты: Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания].- Москва, 2009.- 169 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/432

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологический анализ;особенностей развития контента семиотическойкоммуникации (содержательного- и информационного наполнения) мультимедийных средств . С. 241

1. 1. Информационное пространство контента семиотической коммуникации (содержательного и информационногошаполнения) мультимедийных средств. G. 25<

2.1. Модель интеллектуальной; организации контента мультимедийных, средств. G. ЗГ

3.1. Концепция-комплексного филологического анализа-контента и* контентообразования мультимедийных средств массовой коммуникации; ".. С. 46

Выводы: G. 64 f

Глава 2. Ресурсообразующие константы средств и технологий мультимедиа ; G. 69s

1.2. Мультимедиа в качестве ресурсообразующей константы медиаэволюцищ медиакультуры, коммуникацииэкономики символическогообмена : G. 69

212. Мультимедиа в качестве ресурсообразующей константы; маркетинга, менеджментаирекламы ЄМИ; С. 86'

3i2. Моделирование культурологического восприятиящифрового мультимедийного пространства. G.95

ВЫВОДЫ; ;..С.ЮЗ^

Глава 3; Опыт внедрения в деятельность медиапредприятий современных технологий и контента мультимедиа (на примере создания и*развития интерактивного* информационно-рекламного медиапортала «Из рук в руки ТВ (IrrTV)- Є.107

1.3. Комплексный анализ состояния пути-цели внедрения в деятельность медиапредприятий современных информационных технологий и контента мультимедиа С.107

2.3. Выявление и классификация характерных и универсальных в целом для исследуемой отрасли мультимедия признаков, аспектов, явлений (формат: класификационные, сравнительно-описательные

блок-схемы, таблицы, рисунки) С. 121

Выводы С. 139

Заключение С. 140

Библиография С. 150

Словарь терминов1 С. 158

Введение к работе

За последние 5-10 лет журналистика претерпевает сущностные качественные изменения: новые стандарты, подходы, технологии. Современная информационная журналистика предъявляет повышенные требования к образованию, навыкам и опыту работы журналиста, особенно его способности одновременно работать с графическими изображениями, аудиовизуальными материалами, базами данных, что в итоге означает умение создавать контент для мультимедийных СМИ. В эпоху мультимедийных технологий журналист должен эффективно и оперативно использовать преимущества различных форматов подачи информации и понимать особенности языка- СМИ" в современных условиях.

Темы выступлений на Всероссийской научно-практической конференции , «Журналистика в1 2007 году. СМИ в условиях глобальной, трансформации социальной среды» в рамках секции «Язык СМИ в современных условиях» говорят о новом типе потребления СМИ и необходимости нового уровня взаимодействия журналистского текста и активного потребителя СМИ: «Языковая глобализация и трансформация социальной среды», «Масс-медиа и • языковая, политика: русский язык в сфере юридического функционирования», «Оценочность в тексте и оценочность в дискурсе», «Текст СМИ как объект семиотического анализа», «Роль социальной личности в формировании культуры речи», «Речевая компетенция языковой личности» и др.

«Современный подход к тексту, в частности к тексту СМИ — медиа-тексту, — с позиций не только лингвистики, но и культуры несколько расширяет трактовку понятия текст и, как следствие, расширяет спектр проблем, с которыми необходимо справиться редактору на этапе подготовки медиатекста к публикации»." Спектр проблем и в тоже время, неограниченных возможностей для редактора медиатекста создают условия бурного развития информационно-коммуникационных технологий, новые медиа, мультимедийность среды.

Особенности и состояние современной медиаиндустрии активизируют процесс вступления журналистского образования в новый этап. Так, например, 24 апреля 2008 года на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, председатель совета директоров группы "Интерфакс" Михаил Комиссар и главный редактор РИА "Новости" Светлана Миронюк объявили о запуске совместного образовательного проекта — программе профессиональной» переподготовки "Школа мультимедийной журналистики". По замыслу организаторов, проект нацелен на ликвидацию разрыва между учебным процессом и практикой и сфокусирован на подготовке специалистов, способных работать в современной информационной журналистике.

Мультимедийная журналистика — это современная практическая реализация универсального-закона функционирования различных по природе СМИ — взаимодействия, которое в XXI веке отличается таким интегративным качеством как «онлайновый, мгновенный, персональный характер» связи с аудиторией.

При рассмотрении развития мультимедиа в историческом аспекте выясняется, что в отечественных научных исследованиях тема взаимодействия СМИ, понятия «система СМИ», «координация СМИ» впервые были специально изучены уже в 70-е годы XX века. «Союз пера, микрофона и телекамеры» — первая книга в российской науке профессора Хелемендика B.C., которая обобщает десятилетний опыт работы над различными сторонами проблемы взаимодействия СМИ, была издана в 1977 году3.

«Взаимодействие — думают об этом или нет, стремятся к нему или нет — при наличии некоторой совокупности средств массовой информации возникает неизбежно в силу объективной необходимости...Форма же взаимодействия, взаимная обусловленность и связь между ними оказываются самыми разными: тут и «отрицательное взаимодействие (конкуренция), и кооперация».4

В медиаиндустрии XXI века эффективной (высокоорганизованной, упорядоченной, управляемой) формой, технологией тематически-ситуационного взаимодействия различных по коммуникативной природе средств массовой информации становится мультимедиа. Следуя глобальным тенденциям, в России ведущие издательские дома активно осваивают мультимедийностъ, в частности, разрабатывая медиапорталы как средство создания качественного мультимедийного контента, и стремятся при этом к следующему этапу развития медиарынка - отделению контента от способа доставки. «Скоро у каждого из нас будет универсальный гаджет5, который будет всегда подключен к Сети, а мы будем подключены к нему», - сказал в интервью журналу «Секрет фирмы» генеральный директор лидирующего рекламного агентства «News Outdoor» С.Железняк6.

В период интенсивного развития «новой экономики»7, «экономики символического обмена» и ліедиакультурной интеграции мира актуально определение медиарынка, медиакультуры, медиаязыка, медиапортала в контексте внедрения мультимедийных, персонально значимых информационных продуктов во все сферы жизни информационного сообщества России.

С позиции коммуникативистики (коммуникологии) — нового научного направления, объединяющего теорию и практику медиакультуры и медиабизнеса, — мультимедийный контент и меднапортал как одно из средств его создания являются практической (разработка инструментов бизнес-решений) и философской (онтологическое и методологическое осмысление) проблемой на стыке междисциплинарных наук.

В научной аналитике глобальный и российский медиарынок определяемы развитием следующих характерных процессов: 1) синергией традиционных и электронных СМИ (off- and on-line media), т.н. «новых медиа» (начало формирования- 1970-е годы); 2) конвергенцией медиа и журналистики; 3) мультисервисностыо (многоканальностью) медиасреды; 4) поиском технологий создания контента мультимедийной массовой коммуникации (МК), управления контентом {content management) и его воздействия на аудиторию; 5) острой" конкурентной борьбой новых и традиционных технологий в формате доставки комплексных и мультисервисньгх услуг потребителю; 6) процессами инвестирования, (в том, числе венчурного10) в разработку и строительство прибыльных общенациональных компаний по предоставлению платных мультисервисных услуг; 7) необходимостью создания комплексных программ информационного обслуживания; сектора интерактивных мультисервисных услуг11. :

Мультимедийный контенту будучи творческой продукцией дигиталъных сфер культуры, информационных процессов с точки зрения научной аналитики системы формирования массовой коммуникации (медиалогии, медиаэкономики, медиаменеджмента), есть в тоже время результат развития психолингвистического, лингвокогнитивного, лингвопрагматического направлений анализа языка СМИ и МК в современных условиях. Медиапортал , в понимании диссертанта, — это:

1) интегрированная платформа передовых телекоммуникационных технологий по предоставлению потребителю необходимой и достаточной информационной выборки медиаисточников по принципу «максимум полезной информации в минимально возможную единицу времени»;

2) типологическое направление новых медиа, характеризуемое понятиями: интеграция информационных и коммуникационных технологий; мультимедийные продукты и технологии; контентная насыщенность; полиэкранное изображение; оперативность; кастомизация (индивидуальная настройка); персонификация; широкий выбор способов доставки; высокий уровень информационной чувствительности к общественным изменениям; оперативное автоматическое обновление.

В этой связи у практиков и теоретиков новых массмедиа формируется потребность в разработке обоснованных структурно-функциональных технологий создания и управления контентом.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью:

научного анализа контента и технологий мультимедийных средств массовой коммуникации (multimedia и multiple media);

изучения филологической и философской проблемы термина «контент» в социолингвистическом аспекте развития терминологии массовой коммуникации;

поиска новых стратегических решений информационного взаимодействия современных форматов мультимедийных средств массовой коммуникации.

Научная актуальность диссертации заключается в развитии теории мультимедиа (multimedia и multiple media), в определении классификационных признаков, и возможностей практической реализации медиапортала и контента с гипертекстовой структурой доступа в форматах мультимедийных средств массовой коммуникации.

Степень научной разработанности темы. Исследованию проблемы, контента и технологий мультимедийных средств массовой» коммуникации посвящены труды ряда смежных дисциплин и научных теорий: филологии, психолингвистики, социолингвистики. журналистики, семиотики, коммуникативистики, социальной информациологии, теории информации, теории массовой коммуникации, теории управления и информационного менеджмента.

Диссертационное исследование включает в себя следующие аспекты:

1) теоретико-методологический анализ особенностей развития контента семиотической коммуникации (содержательного и информационного наполнения) мультимедийных средств;

2) социолингвистический анализ ресурсообразующих констант мультимедиа и технологий мультимедиа;

3) комплексный анализ состояния и опыта внедрения в деятельность медиа-предприятий современных технологий и контента мультимедиа;

Ключевое значение для данного исследования имеет филология, как энциклопедия наук, изучающих культуру народа, выраженную в языковых средствах, литературном и журналистском творчестве, а также опыте функционирования в семиосфере 4.

"На все равно распространяется наблюдение истинного филолога", -сказано еще в 1927 году филологом Г.О.Винокуром в книге "Биография и культура". В ней Винокур говорил о филологии не как об отдельной науке, а как об энциклопедии наук, дающей так или иначе ключ к безбрежному миру человеческих текстов, самых разных.

Современное развитие теории и философии языка акцентирует тот факт, что филология - это не только наука, специальность, профессия, но и гуманитарная сила, которая участвует в истории создания информационного общества, социальной информациологии, а также "служба понимания вообще" (Аверенцев)15. В частности, "служба понимания" и такой социокультурной модели журналистики, как мультимедийная журналистика и ее семиосфера.

В качестве мотивации деятельности в основе семиосферы семиотические коммуникации. С позиции входящих в систему филологического знания науюг семиотики и теории семанализа (интердисциплинарного подхода к изучению текста на стыке философии, структурализма, психоанализа; лингвистики и семиотики), семиотические коммуникации порождают качественно новые структурно-смысловые образования (контент), новую семантику, трансформируя1 реальность на сознательном и бессознательном уровнях.

С позиции коммуникативистики, в естественных условиях, используя интегральные подходы таких дисциплин как «интеллект бизнеса» (business intelligence-BI) и «управление знаниями» (knowledge management-KM) , современный, т.н. «информационный человек» (homo informaticus) в процессе поиска качественной- (достоверной) информации вступает в семиотические коммуникации с максимальным количеством доступных условно независимых медиа. Результатом поиска, по нашему мнению, становится персонифицированный контент как интеграция фактов и смыслов содержательного наполнения мультимедийных средств.

Что же такое контент19 - качественная категория творческой продукции? информация? медиаэлемент? функция семиосферы?

Отдельные аспекты рассматриваемой- проблематики представлены в работах отечественных и зарубежных исследователей: Б.Н. Головко {аспект социолингвистического моделирования управления современными СМИ), Е.И. Дугина {аспект методологии и техники новых знаний и образов в массовой коммуникации и PR), И.В. Рогозиной {когнитивно-семиотический аспект медиакартины мира), Н.Б. Кирилловой {аспект медиакультуры как интегратора среды социальной модернизации), М.Ю. Лермонтова {аспект управления культурой как макроконтентнои системой в условиях информационной глобализации), О.В. Шлыковой {социокультурные аспекты развития мультимедиа), М.Р. Желтухиной {аспект речевого воздействия тропов в языке СМИ, массмедиалъном дискурсе), Ю.М. Лотмана {аспект семиотического механизма культуры), М.А. Кронгауза, И.М. Кобозевой {аспект лингвистической семантики), Я.Н. Засурского {аспект тенденций функционирования СМИ в современной структуре российского общества). Г.Я. Солганика {аспект места языка СМИ в литературном языке; текстология; перспективы развития), Е.В. Какориной (аспект языка интернет-колшуникации), Е.С. Кара-Мурзы {аспект языка современной русской рекламы), СИ. Сметаниной {аспект динамических процессов в языке и стиле журналистики конца XX века, коммуникационной матрицы журналистики: событие-медиа-событие-медиатекст; постмодернистской ситуации в медиа-тексте), Н.С. Валгиной {аспект семиотических и коммуникативных способов компрессии информации в тексте), И.Н. Горелова {аспект невербальных компонентов коммуникации) ВІД. Попова (аспект трансформации журналистики в условиях развития информационной политики и информационного общества; философский подход к формированию методологической базы информационно-аналитической деятельности), Г.Н. Бакулева (аспект конвергенции медиа и журналистики), Б.М. Сапунова (аспект философских проблем массовой информации и телерадиокоммуникации; кулътуроведческие функции телевидения), В.В. Егорова (аспект СМИ и формирование общества знания), В.Л. Цвика (аспект рекламы как вида лсурналистики), В.П. Терина (аспект мифологизирующих тенденций массовой культуры: телевидение как объект иинструмент мифологизации), Н.И. Дворко (аспект режиссуры мультимедиа) Ф.И.Шаркова (аспект основ теории коммуникации) Г.С. Мельника и М.Н.Кима (аспект междисциплинарных методов журналистики, моделирования восприятия журналистского текста) ; В.В. Лабоцкого (аспект корпоративного информационного портала как инструмента управления знаниями), В.Ф. Уколова (аспект научных основ и философии управления), Е.Ф. Молевича (аспект становления мегаобщества как исторически новой глобальной мироцелостности), Е.П. Прохорова (аспект эвристической направленности методологии, формирования научной парадигмы исследователя), Г.М. Маклюэна, М. Кастельса, Э. Тоффлера, Ф. Уэбстера (аспект теории развития информационного общества, медиаэволюции) и др .

Однако в целом, объективная и субъективная сущность мультимедийного контента и медиапортала рассматривается нами впервые в настоящем диссертационном исследовании и является результатом криптогноза21 — пересечения,и взаимодействия дискурсивного и интуитивного в.исследованиях СМИиМК.

Целью исследования является анализ медиалингвистического и коммуникативистского феномена моделирования, внедрения, метода управления контентом и технологией медиапортала, в деятельность медиапредприятий.

Объект исследования: медиапортал мулътисервисных сетей со. специфическим- языком СМИ и социолингвистическим воздействием на аудиторию.

Предмет исследования: контент гипертекстовой- структуры мультимедийных средств массовой коммуникации.

В соответствии с целями, объектом и предметом исследования задачи диссертации сводятся к следующему:

1) определить информационное пространство контента семиотической, коммуникации (содержательного и- информационного- наполнения) мультимедийных средств;

2) разработать модель интеллектуальной организации контента мультимедийных средств, включая ресурсообразующие константы средств и технологий мультимедиа;

3) сформулировать концепцию комплексного филологического анализа контента, и контентообразования мультимедийных средств массовой коммуникации;

4) охарактеризовать контент гипертекстовой структуры в, современных форматах мультимедийных средств массовой коммуникации (результат развития психолингвистического, лингвокогнитивного, лингвопрагмтического направлений.языкознания, культурологии, языка СМИ);

В ходе исследования автором была подтверждена гипотеза: медиапортал и полиэкранная технология являются лингвистически и экономически эффективными (конкурентоспособными) мультимедийными средствами массовой коммуникации для организации языкового- сознания и создания, качественного персонифицированного контента (для создания т.н. инди-канала коммуникации ).

В гиперконкурентном мире идей и технологий можно предположить разработку модели интеллектуальной организации контента мультимедийных средств на основе современных социо-культурологических требований к качеству информации: полезности (духовная и материальная составляющие), объективности, надежности, доступности, емкости и гарантии избирательного способа доставки и потребления.

Продуцируемая СМИ медиареальность, трансформация масс-коммуникационных процессов за счет включения в них мультимедийных, компьютерных технологий и контента управляемы при рассмотрении взаимосвязи языка СМИ и экстралингвистических (стилеобразующих) факторов, вербальных и авербальных способов фиксации информации мультимедийными средствами.

При исследовании выдвинутой научной гипотезы автор оперирует -следующими понятиями: мультимедийное пространство — это область современного научного знания, требующая специальных программ управления некодифицированной и кодифицированной информацией. Одной из таких программ является социолингвистическое моделирование.

Современный, «информационный человек» (homo informaticus) в процессе поиска качественной (достоверной), информации вступает в семиотические коммуникации с максимальным количеством доступных условно независимых медиа. Результатом поиска становится персонифицированный контент как интеграция фактов» и смыслов содержательного наполнения мультимедийных средств!

Персонифицированный контент есть синтез лингвистических и технико-технологических составляющих телевизионных, печатных, компьютерных технологий типа подкастов .

і Меднапортал, новое типологическое направление новых медиа, характеризуется- понятиями: интеграция современных информационных и коммуникационных технологий, мультимедийные продукты и технологии, контентная насыщенность, полиэкранное изображение, оперативность, кастомизация (индивидуальная настройка), персонификация, широкий выбор способов доставки, высокий уровень информационной чувствительности к общественным изменениям, оперативное автоматическое обновление.

Теоретико-методологическую- основу исследования, как уже говорилось, составили положения и концепции ряда междисциплинарных наук, научных направлений и теорий: филологии, науки о журналистике (состоящей из трех структурно-сложных областей: теории, истории, социологии), коммуникативистики, семиотики, психолингвистики, социолингвистики, теории информации, теории массовой коммуникации, интегрированной/ системы формирования массовой коммуникации (медиаэкономики, медиаменеджмента, медиалогии), . социологии управления, социальной психологии, психологического консультирования, философии науки, теории управления и информационного менеджмента.

Методологическая база исследования сформирована как система медиаэлементов, которые при определенных условиях сами являются»системой, и порождают в. системе в результате взаимодействия эмерджентные24 свойства и качества.

Таким образом, культуру современного инфомационного общества можно анализировать через понятие контента, имеющего иерархическую структуру медиатекста и технологических медиаэлементов (аудиовизуальных элементов). При анализе явлений и фактов действительности и их отображенияв массмедиа автором использовались общенаучные методы исследования: факторный, функциональный, структурный, типологчинский анализ, метод идеализации, классификации, моделирования, контент-анализ. В диссертации также использовались методы социологического исследования: опрос, анкетирование, метод фокус-групп, методы наблюдения, анализа, сравнения и обобщения. Эмпирическую базу исследования составили:

1. Базы данных и результаты маркетинговых исследований «Из рук в руки ТВ» (ООО «Пронто-ТВ») , проведенных по инициативе и под руководством автора диссертации.

2. Апробированные автором; диссертации результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств: программа исследования компании Ipsos «Изучение потенциального интереса и целевой аудитории нового телевизионного канала», подготовленная для компании «Из рук в руки» (март 2004 г.); исследование «Рынок платного телевидения в России (декабрь 2006 г.) компании DISCOVERY Research Group; исследование «Российский рынок производства телевизионных контент-услуг», проведенное в формате «CSTB 2007» журналом «Broadcasting. Телевидение и радиовещание». 3. Материалы отраслевых конференций и выставок 2005-2008 г.: «CSTB», «Платные услуги в мультисервисных сетях», «Инвестиции в цифру», «Multiplay», Материалы международных научных научных конференций «Журналистика 2006», «Журналистика 2007».

Научная новизна диссертационного исследования заключается в:

1) изучении процесса взаимодействия традиционных и новых медиа;

2) выборе объекта и предмета исследования: медиапортальной и полиэкранной технологий мультисервисных сетей со специфическим информативным языком и социолингвистическим воздействием на аудиторию;

3) функционально-структурированный (многоканальный) контент рассматривается в качестве нового типа текста — информационного содержания мультисервисных сетей;

Практическая значимость исследования заключается в:

1) выработке методики анализа медиалингвистических особенностей организации контента мультимедийных СМИ и МК;

2) проведении анализа внедрения новых для российской медиакультуры аудиовизуальных технологий «полиэкрана» и «медиапортала».

Результаты исследования могут найти применение в сфере медиаобразования, в вузовских программах и учебных курсах на факультетах журналистики, лингвистики, а также при обучении в частности, специальностям «Информационные технологии в филологии», «Продюсерство кино и телевидения» и др.

В практике медиабизнеса анализ аудиовизуальных технологий «полиэкрана» и «медиапортала» может быть полезен в качестве изучения опыта разработки креативных, информационных и маркетинговых концепций и стратегий новых информационных продуктов.

На защиту выносятся следующие положения: 1. В обобщенном виде контент мультимедийных средств массовой коммуникации, медиаконтент — это: : 1) одновременно результат .и функция дифференциации семиотики, общей теории коммуникативных систем и пограничных междисциплинарных наук: социолингвистики, психолингвистики, межкультурной коммуникации, этнолингвистики, нейролингвистики, математической лингвистики, прикладной лингвистики, вычислительной лингвистики, социальной информациологии; 2) технико-технологическая и гуманитарная медиалингвистическая технология для создания современного языка СМИ и высокотехнологичных электронных услуг.

В условиях перехода от традиционных медийных форматов к моделям трансмедиа (многоканальной передачи информации) в системе производства контента формируется потребность в:

определении классификационных, лингвомедийных признаков нового типа текста гипертекстовой структуры - контента мультимедийных средств массовой коммуникации; «&. разработке структурно-функциональных медиалингвистических технологий создания и управления контентом, таких как медиапортал и полиэкран.

2. Проект формата «Из рук в руки ТВ» сформировал качественно новый тип медиа для российского рынка рекламно-информационных услуг, технико- технологически и творчески созданный на стыке медиалингвистических технологий печатных, интернет-изданий и телевизионной коммуникации; рекламных типов, видов, жанров с перспективой создания региональной и международной сети- интерактивных справочно-информационных каналов с определенной тематикой с возможностью выбора языка вещания, тематических разделов, времени просмотра программ.

3. Одновременно с понятием «контент мультимедийных средств массовой коммуникации» мы предлагаем ввести в научный, оборот языка СМИ следующие понятия:

• Новое понятие «контентография», которое в целях упорядочивания определяет новый тип деятельности в производстве содержательного наполнения современных медиа. Автор считает, что контентография — это идентификация, индексация и классификация текстовых, графических и аудиовизуальных материалов с целью образования контента — базовой категории языка современных медиа.

• Автором исследования вводится расширенное понятие «полиэкрана», а именно: полиэкран — это:

1) современный творческий и технико-технологический формат экранного изображения контента полевой структуры (Рис.1) с возможностью синхронизации полей с целью предоставления максимума полезной информации в минимальную единицу времени по:

a) длительности (времени) текстовых и аудиовизуальных составляющих изображения,

b) дизайнерскому решению, в частности по композиции цвета и звука.

2) обособленный коммуникативный канал (средство массовой коммуникации) основные характеристики которого: децентрализация (предложение и выбор могут определяться производителями, провайдерами; операторами, конечным потребителем);, высокая пропускная способность (не имеет жестких ограничений по способому передачи), интерактивность (возможность выбора и- обмена информацией; напрямую), гибкость и универсальность формата, содержания и использования платформ, вещания (традиционное, мобильное, корпоративное ТВ, ТВЧ, интернет и др.);

3) жанровый элемент цифровой культуры, средство маркетинговой и социальной коммуникации;

4) новый образный ряд, формати структура контента мультимедиа:

• В языке СМИ мы предлагаем рассматривать следующие определения медиапортала. Медиапортал — это:

1) новое типологическое направление массмедиа;

2) интегрированный вид информационного корпоративного портала;

3)« формат мультимедийного приложения; которое обеспечивает удобство пользования различными информационными потоками и массивами на одном экране;

4) синтез медиалингвистических, технико-технологических и маркетингово-конъюктурного понятий массовой коммуникации;

5) интегрированная платформа передовых телекоммуникационных технологий по предоставлению потребителю необходимой и достаточной информационной выборки медиаисточников по принципу «максимум полезной информации в минимально возможную единицу времени»;

6) социокультурный результат развития мультимедиа, который в концентрированном формате отражает основные дефиниции мультимедиа, такие как: а) цифровая форма отображения данных с помощью компьютерных технологий; Ь) предоставление различных видов информации (текстовой; звуковой, графический, видео, анимация); с) интерактивность; d) гипертекст;

7) Информационная политика медиапортала направлена на,удовлетворение коммуникативных потребностей различных групп целевой аудитории (целевое удовлетворение потребностей различных сегментов аудитории);

В. целом понятия: мультимедиа и технологии мультимедиа, метаязык цифровой культуры, культуры мультимедиа, моделируются под воздействием языков, методов, форм социально-психологического общения и в качестве универсальных схем процесса коммуникации отображены в современных научных методах журналистской деятельности.

Мультимедийные технологии как система с информационно-рыночной логикой имеет определенные ресурсообразующие константы. Мы. предлагаем «ресурсообразующне константы мультимедийных технологий» рассматривать как систематически формируемые в. необходимом объеме информационно-коммуникативные ресурсы из различных медиаисточников для обеспечения текущей деятельности медиасистемы.

Ресурсообразующие константы мультимедийных технологий делятся на:

1) внутренние ресурсообразующие константы мультимедийных технологий (микроуровень): аспекты развития информационно-технологической» парадигмы; дефиниции и подходы, рассматривающие мультимедиа в( качестве многогранного феномена современной медиакультуры;

2) внешние ресурсообразующие константы мультимедийных технологий (макроуровень): тенденции и процессы, развития рынка информационных и коммункационных технологий;

3) синергию внешних и внутренних ресурсообразующих констант мультимедийных технологий (метауровенъ): типы контента и контентной политики медиа; символический капитал; метаязык культуры мультимедиа; миссия мультимедиа в культуре и экономике культуры; медиакультура в качестве модели постсовременной идентичности.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, словаря используемых в медиакультуре терминов, в том числе составленных автором диссертации; тематических приложений26.

Объем — 170 страниц машинописного текста, в том, числе списка основных источников, словарей, использованной литературы — 100 наименований.

Апробация, работы. Основные положения диссертации изложены в сборниках научных трудов; специализированных отраслевых журналах, в том числе в журнале из перечня ВАК (см. Короткова Е.Н: Мультимедийные средства массовой коммуникации:, контент и технологии // Известия РГПУ им. А.И. Герцена: Аспирантские тетради, 2008, №32. 0,58 п.л.).

1. Короткова, Е.Н. Брэнд-менеджмент интеллектуального лидерства (бизнес технология, интеллектуальной; организации рекламы) // Эксклюзивный маркетинг. 2003. №1.2 п.л.

2. Короткова Е.Н. Качественный коммерческий контент и избирательный принцип получения, информации. Сборник тезисов докладов;, международной конференции «CSTB 2005», М. , 2005. - G.22. 0,1 п.л.

3. Короткова Е.Н. Интеллектуальная? организация локального коммерческого, пространства в сегменте платного телевидения. Видеоприложение контент-шоу международной выставки-конференции «CSTB 2006». М:, 2006.- 2 Мб.

4. Короткова»Е.Н. Персонифицированный мультимедийный контент с позиции филологии и других междисциплинарных наук //ОБЪЕДИНЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ. 2008. №5. С.22-27.Х);7 п. л.

5. Короткова Е.Н: Мультимедийные средства массовой коммуникации: контент и технологии // Известия РЕПУ им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. 2008. №32. С.201-205. 0,58 п. л.

6. Короткова Е.Н. Мультимедийные средства массовой коммуникации: контент и технологии. — М.: ИПК работников телевидения и радиовещания.,2008. 5 п. л.

7. Короткова Е.Н. Рекламно-информационное телевидение: новый тип медиа в структуре мультимедийного контента медиапредприятий// Реклама. Теория и практика. 2008, №5, 1 п. л.

На практике в сегменте «новые медиа» при участии автора диссертации реализован уникальный для медиакультуры России и Восточной Европы проект «Из рук в руки ТВ»:

S качественный тип новых медиа в формате «медиапортала» и «полиэкрана»; •S творческий результат взаимодействия лидеров СМИ и МК; S результат синергии технологий: печатных, ТВ, интернет СМИ и информационно-рекламных коммуникаций. Новые медиа — это компьютеры и интернет, интерактивное ТВ, мобильная связь, игровые системы, рекламно-информационные, системы, цифровая телефония, инфокиоски, сетевой дневник, (блоги, жж), web 2.0 (интернет СМИ, контент которого создается самими пользователями), медиапорталы. Новые медиа, по нашему мнению, основаны на следующих принципах: высокотехнологичности цифровых форматов, синергии печатных, ТВ, интернет СМИ, цифровой телефонии, мобильности услуг и платформ вещания, интерактивности (взаимодействии), высокой степени адаптивности, интеллектуальности, возрастающей скорости передачи данных, глобализации или локализагщи (регионализация), демассификации аудитории, персонализации услуг. \

Информационное пространство контента семиотической коммуникации (содержательного и информационногошаполнения) мультимедийных средств.

С позиции новых научных направлений - медиалогии и социальной информациологии «...информация есть результат отражения бытия, а наоборот - сознание творит, изменяет наше бытие. Информация обретает свойства атрибута материи, она развивается по своим законам, не связанным с реальными фактами.. .»29.

В реальных условиях формируемая новая информационная парадигма общества характеризуется такими понятиями, как ноосфера, холономностъ, синергетика, творческий подход (креативность), хаотизм, динамизм, вероятностность, релятивизм, ассиметрия информации, интерактивность, виртуальность, коммуникационный менеджмент, нечеткая логика, экономика символического обмена , семиотические коммуникации, мультимедийные технологии и средства. В России идею о формировании новой информационной парадигмы высказал Президент России В.В.Путин в-Послании Федеральному Собранию 2002 года.

Такую емкость качественно нового осознания роли информации в современном-обществе можно объяснить, если рассматривать информацию не как знание или предмет (продукт), а как коммуникацию, побуждаюгцую к действию. «Люди действуют, используя информацию, а коммуникационные потоки не только не поглощаются как ресурс деятельности, подобно сырьевым или энергетическим ресурсам, а напротив — умножаются и ускоряются. Это происходит потому, что информация не столько ресурс, сколько стимул (мотив) деятельности», - к такому выводу пришел российский исследователь современного общества Д. В. Иванов, автор термина «виртуализация общества», рассматривающий виртуализацию в качестве одной из современных тео-рий общественных изменений .

Побуждающая, операциональная функция коммуникации организует информационные потоки, поля и пространства, в которых осуществляется перенос семантического и психологического взаимодействия источника информации и ее получателя.

Информационное пространство при этом представляется открытой самоорганизующейся системой, включающей в себя многообразие информационных потоков и информационных полей, находящихся во взаимодействии, а центром воздействия является общественное сознание и массовая психология восприятия.

Информационное пространство, которое является в сущности сложной системой, необходимо изучать, применяя информационно-ноосферный метод" исследования, который объединяет пограничные научные направления: герменевитическое, семантическое, семиотическое. Компьютерную революцию как ускоритель и двигатель информационного пространства можно интерпретировать не только с позиции технологического детерминизма, но и с позиции приоритетного развития не информационных, а симуляционных технологий — технологий виртуальной реальности, с помощью которых создается подобие, компьютерная симуляция реальных вещей и поступков, видимость институциональности реального товарного обмена и социального взаимодействия. Использование и развитие технологий виртуальной реальности имеет социокультурный смысл: замещение социальной реальности компьютерными, сетевыми, мультимедийными симуляциями.

Развитие и распространение мультимедийной продукции и мультимедийных средств коммуникации как явление массовой культуры, есть следствие компьютерной и интернет-революции — перспективной тенденции трансформации общества. По нашему мнению, такой процесс социокультурного сдвига, общественных изменений обусловлен качественно новыми принципами мотивационного поведения, субъекта в информационном пространстве, которое необходимо рассматривать как систему, имеющую две взаимодополняющих стороны — преимущественно логическое (научное) и преимущественно, интуитивное (метафизическое); как систему, включающую в себя источник, канал и приемник различного рода информационных воздействий (допускающих их содержательную интерпретацию), а также сознание, метасознание, семантический вакуум, информационное поле.

Процессы, происходящие в информационном пространстве, в медиалогии и. социальной информациологии определены как ряд рефлексивных актов,s образующих ось рефлексии: «идентификация — идеография — концептография — текстография - документографпя» которую1 необходимо продлить, понятием контентография (дополнено нами - Е. К). По нашему мнению,1 контентография есть результат эволюционного развития документографии — . деятельности по индексации текстов с целью образования документов.

Мы предлагаем ввести в научный оборот следующее определение: контентография — это идентификация, индексация и классификация текстовых, графических и аудиовизуальных материалов с целью образования контента.

Таким образом, концептуально модель информационного пространства і будет представлена уже не пятью, а шестью объектами: образ, знак, концепт, текст, документ, контент. Схематично принципы организации информационного пространства и модель информационного пространства «Контент семиотической коммуникации (содержательного и информационного наполнения) мультимедийных средств» представлены в Блок-схеме

Модель интеллектуальной; организации контента мультимедийных, средств.

Работа над созда современных теле- ку вещания. нием канала идет с визионных Отсутствие развлека- Учетом опыта раб" технологии, но не тельной составляющей ты над проектом технологии в контете «Из рук в руки ТВ» завтрашнего дня. и анализа работы 2 Ограничение по .Бюрократически, канала РБК, зару v административный ас- бежных технологий языку вещания „ J " пект при принятии ре- производства спра шений. вочно-информаци онных каналов. В приведенном примере процесс проектирования концепции нового мультимедийного продукта под рабочим названием си-ньюс является моделью интеллектуальной организации контента мультимедийных средств на основе: социально-культурологических требований к качеству информации: полезность, ценность, объективность, надежность, доступность, емкость и гарантия избирательного принципа персонифицированной доставки информации «здесь и сейчас»; - параметров стратегического развития и коммуникативной- организации информационного продукта: позиционирование, влияние человеческого фактора на производственный процесс, целевая аудитория, язык вещания, способы наращивания аудитории, гибкость технологии, профессиональные навыки, расходы на производство, расходы на продвижение, наличие собственного производства, оперативность управления, инновационность, уникальность для рекламодателя, уникальность для зрителя, перспектива развития, недостатки.

В Блок-схеме 2. приведена гипотетическая Модель интеллектуальной организации контента мультимедийных средств: На современном этапе информационного детерминизма социума главная, среда, в которой формируется и реализуется большинство социальнозначимьгх событий, и как следствие, видов коммуникации и коммуникационных процессов40, - это массмедиа {mass media), в широком мнению доктора филологических наук Рогозиной И.В., можно говорить о двух формах существования медиакартины мира - превращенной, т.е. в виде медиа-текстов, и ментальной (выделено нами — ЕЖ.) как результат интериоризации медиатекста в ходе медиакоммуникативного события42.

Медиатекст как элемент структуры медиакартины- мира является речевым произведением особого типа языка СМИ и представляет собой полимодальные, поликодовые сообщения (аудио-видео-графические).

С точки зрения языкознания, язык СМИ и медиа-текст, как основа его лингвистического объекта полисемиотичны. Объективируясь в медиатекстах, информационное воздействие СМИ на ментальные структуры индивида выражается в, медиатизации, его целенаправленного мышления, реализуемой посредством постоянно возрастающего количества интегративных когнитивных структур. Медийные когнитивные структуры при этом являются неосознаваемой психосемиотической реальностью и усваивается реципиентом онтогенетически43. Поэтому механизмы функционирования медиатекста- и этап моделирование медиа-картины мира особенно конструктивны для исследования в когнитивно-семиотическом аспекте.

Продуцируемая СМИ медиареальность, процесс трансформации масс коммуникационных процессов за счет включения в них мультимедийных, компьютерных технологий и контента актуальны при рассмотрении взаимосвя зи языка СМИ и экстралингвистических (стилеобразующих) факторов, вербаль ных и авербальных способов фиксации информации мультимедийными сред ствами. .

В обобщенном виде контент( - это качественная категория творческой продукции, которая создается различными мультимедийными средствами и отображается на экране пользователя44. В частных случаях контент может быть и аудиовизуальной информацией (текст, графика, видеоролики, музыкальные файлы и т.д.) и\или медиаэлементом (набором медиаэлементов), и ввода и изменениях данных.

С позиции теории языка контент можно определить как полимодальный, поликодовый массмедийный знаковый продукт, полисемиотичный конструкт медиакоммуникаций и рассматривать одновременно в качестве продукта и функции семгюсферы.

Понятие семиосфёры было определено Ю.М.Лотманом, автором универсальной семиотической теории и методологии, по аналогии с биосферой (В.И.Вернадский45), «...являющейся, с одной стороны, совокупностью и органическим единством живого вещества, а с другой стороны - условием продолжения существования жизни...а семиосфера - и результат, и условие развития культуры»46. По убеждению Ю.М.Лотмана «...вне семиосфёры нет ни коммуникации, ни языка...»47. Выстраиваемая в последние пять лет исследователями современных СМИ и МК модель медиакоммуникаций, раскрывает прежде всего ментальные механизмы формирования картины мира посредством массмедиа, анализируя циркулирующие по каналам СМИ знаки, символы, мифы, способных замещать реальность и манипулировать сознанием масс. В своей докторской диссертации «Медиакартина мира: когнитивно-семиотический аспект» Рогозина И.В. предложила рассматривать медиакоммуникативную деятельность как иерархический когнитивный процесс, предполагающий восприятие фрагмента реальности продуцентом медиатекста, ментальная модель которого становится частью его картины мира, или психической реальностью, являющейся потенциальной сферой порождения медиасообщения48.

Мультимедиа в качестве ресурсообразующей константы медиаэволюцищ медиакультуры, коммуникацииэкономики символическогообмена

Медгшэволюгрш, или точнее эволюция медиакультуры состоит из следующих составляющих: антропологии, генезиса, знаковой системы, социально-экономического функционирования, психологического влияния.

Эволюция медиакультуры является теоретической основой, предметом зарождающейся науки медиалогии

Медиакулътуру в качестве феномена информагрлонной эпохи (эпохи модерна, постмодерна), интегратора российской модернизации в период с 1985 года, полифунщгюнального социального института исследователи в целом рассматривают как сложное и неоднозначное явление91 и выделяют следующие ее основные функции: информативно-коммуникативную, идеологическую, мифотворческую, креативную, релаксационную, социальную, управленческую, интеграционную. «Интеграционная функция медиакультуры способствует объединению культур и установлению взаимопонимания между народами планеты. Интеграционная роль медиакультуры возрастает в условиях определенного «раскола» общества, когда идет процесс социальной модернизации» .

Доктором культурологии Н.Б.Кирилловой дано наиболее полное определение медиакультуры; «это совокупность информационно-коммуникативных средств, выработанных человечеством в процессе исторического развития; это также совокупность материальных (технических) и духовных ценностей в сфере медиа, исторически сложившаяся система их производства и функционирования. Медиакультура - это знаковая система со своим «языком», «кодами» передачи реалий действительности, выполняющая-полифункциональную роль в процессе репрезентации. Она включает в себя как культуру передачи информации, так и культуру ее восприятия, она является и-показателем уровней развития личности, способной «читать», анализировать, воспринимать медиатекст, усваивать новые знания посредством медиа и т.д. Важнейшая сторона медиакультуры - ее транснациональность, взаимодействие в ней разных культур, то есть способность к диалогу, толерантность, плюрализм. Это доказывает, что медиакультура - уникальный социальный институт информационной эпохи, важный фактор духовного производства» .

Понятия мультимедиа и технологии мультимедиа являются комплексными понятиями, их отдельные элементы также служат самостоятельными терминами и понятиями: мультимедийные программы (мультимедийные программы продвижения), мультимедийные приложения, мультимедийные услуги (мультимедиа - программы), мультимедийные продукты (мультимедиа-продукты), мультимедийные процессы (мультимедиа-процессы) к- т.д. Строго говоря, учитывая незрелость терминологии цифровых мультимедийных средств, в качестве дополняющих друг друга можно рассматривать следующие определения мультимедиа , мультимедийного электронного издания и мультимедийных средств: мультимедиа 1) любая комбинация двух.и более средств передачи информации в цифровом виде, необходимо и достаточно эффективно интегрированных для представления с помощью одного интерфейса или управления с помощью одной компьютерной программ95;

2) особый вид компьютерной технологии, который соединяет в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую - речь, музыку, видеофрагменты, анимацию и т.п.96. мультимедийное электронное издание — электронное издание, в кото ром информация различной природы присутствует равноправно и взаи мосвязано для решения определенных разработчиком задач, причем эта взаимосвязь обеспечена соответствующими программными средствами

Комплексный анализ состояния пути-цели внедрения в деятельность медиапредприятий современных информационных технологий и контента мультимедиа

Конвергенция медиа, обусловленная в частности процессом поэтапного перехода медиапредприятий от уровня конкуренции к уровню партнерства, предполагает создание нового, интегрированного рынка мультимединого контента - мультимедийных программных продуктов и сервисных услуг.

Процесс конвергенции наряду с развитием интернета все чаще становится синонимом магистральных преобразований в массмедиа, которые в ближайщие десятилетия могут полностью изменить не только системы средств массовой информации и коммуникации, но и различные связанные с ними отрасли индустрии143.

Аудитория при этом сегментируется и диверсифицируется144, медиа предприятия становятся более коммерциализованными и олигополистическими, поскольку на медиарынке в результате слияний и поглощений присутствует всего несколько ведущих компаний.

Медиапредприниматели разрабатывают для потребителя не только готовые высокотехнологичные и персонализированные медиапродукты, но и параметры выбора мультинаправленных цепей коммуникации, создавая при этом взаимодействующую мультимедийную среду производителя и потребителя.

Деление аудитории на микроаудитории и, соответственно, дробление контента на микроконтент является одним из эффективных решений проблемы удержания и повышения.внимания аудитории.

Как отмечает профессор Е.Л.Вартанова, цифровая техника, цифровой вид содержания преодолевает традиционные «ограничители» старых СМИ, уравновешивая их содержание, прокладывает дорогу к их конвергенции .

Мультимедиа, по мнению Кастельса, даже на ранней стадии своего развития поддерживает социально-культурную структуру. Мультимедиа! охватывают в своей- сфере большинство видов культуры во всем их разнообразии Их создание означает, что разделение-между аудиовизуальными и печатными СМК, между общедоступной и высокой культурой, развлечениями и информацией, образованием и пропагандой закончилось. Все проявления культуры, от самых элитных до самых популярных, соединяются в этой цифровой вселенной14 .

Медиапредпріїятие в России5 синонимично понятиям, медиахолдинг или медиаструшпура. Появление российских медиахолдингов в период социальной модернизации на рубеже ХХ-ХХІ вв. стал одним из. показателей-трансформации медиасреды, результатом синтеза следующих социально-экономических и политических процессов: at возникновения частных (негосударственных) изданий и телерадиокомпаний; «5Ь демассификации СМК (обусловленной внедрением новых информационных и коммуникационных технологий); at появления олигархов, способных посредством медиа оказывать влияние на социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе. Под понятием медиахолдинг в это время подразумевалась, группа предприятий по производству медийных продуктов, имеющая общих владельцев Крупнейший медиахолдинг периода 1999 - 2002 гг. - компания «Медиа-Мост», объединивший,телеканалы НТВ, ТНТ, спутниковое телевидение «НТВ-Плюс», ряд переодических изданий. Классификация медиахолдингов или медиа-структур возможна по: 1) форме собственности (частные/государственные); 2) собственникам физическим лицам; 3) территориальному охвату (центральные/региональные, российские/зарубежные); 4) по- основным профильным активам (издательский:, телевизионный, интернет, телекоммуникационный, интегрированный); 5) лидерству на медиарынке (по объему доходов, суммарной аудитории по России, репутации, медиабрэндингу и др.);

Журналистика как один из характерных видов массово-информационной деятельности «за время, прошедшее после распада Советского1 Союза, изменилась радикально — появилось российское законодательство о печати, средства массовой информации стали значительной и объемистой промышленной отраслью —медиаиндустрией (выделено нами - Е.К.)»141 .

«Современная разветвленная система средств массовой информации обеспечивает полноценное- взаимодействие журналиста и аудитории і — читателей, слушателей, зрителей. Не случайно словосочетания «средства массовой коммуникации (CMK)j и «средства- массовой информации (СМИ) воспринимаются как синонимы к слову «журналистика» .

Похожие диссертации на Медиапортал как средство создания качественного контента