Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Медиаобраз Турции в российских СМИ: особенности формирования имиджа Айдоган Хакан Джейхан

Медиаобраз Турции в российских СМИ: особенности формирования имиджа
<
Медиаобраз Турции в российских СМИ: особенности формирования имиджа Медиаобраз Турции в российских СМИ: особенности формирования имиджа Медиаобраз Турции в российских СМИ: особенности формирования имиджа Медиаобраз Турции в российских СМИ: особенности формирования имиджа Медиаобраз Турции в российских СМИ: особенности формирования имиджа Медиаобраз Турции в российских СМИ: особенности формирования имиджа Медиаобраз Турции в российских СМИ: особенности формирования имиджа Медиаобраз Турции в российских СМИ: особенности формирования имиджа Медиаобраз Турции в российских СМИ: особенности формирования имиджа Медиаобраз Турции в российских СМИ: особенности формирования имиджа Медиаобраз Турции в российских СМИ: особенности формирования имиджа Медиаобраз Турции в российских СМИ: особенности формирования имиджа Медиаобраз Турции в российских СМИ: особенности формирования имиджа Медиаобраз Турции в российских СМИ: особенности формирования имиджа Медиаобраз Турции в российских СМИ: особенности формирования имиджа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Айдоган Хакан Джейхан. Медиаобраз Турции в российских СМИ: особенности формирования имиджа: диссертация ... кандидата : 10.01.10 / Айдоган Хакан Джейхан;[Место защиты: ФГАОУВО Российский университет дружбы народов], 2017.- 189 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. СМИ как средство формирования государственного имиджа 12

1.1. Формирование странового имиджа в информационном пространстве 12

1.2. Специфика культурно-цивилизационного взаимодействия России и Турции 24

1.3. Особенности «мягкой силы» как инструмента формирования имиджа Турции в России 31

Выводы по главе 44

ГЛАВА 2. Тенденции развития российских сми в постсоветский период (имиджевый аспект) 46

2.1. Общая ситуация и новые условия функционирования 46

2.2. Специфика деятельности СМИ в новых условиях 56

2.3. Новые характеристики и языковые средства воздействия печатных СМИ 73

Выводы по главе 90

Глава 3. Особенности формирования медиаобраза турции в российской периодической печати 92

3.1. Медиаобраз страны в контексте журналистики как вида творческой деятельности 92

3.2. Медиаобраз России в печатных турецких СМИ в аспекте формирования имиджа Турции в России 106

3.3. Жанрово-тематические, языковые и стилистические особенности медиаобраза Турции в российских СМИ 116

Выводы по главе 141

Заключение 143

Специфика культурно-цивилизационного взаимодействия России и Турции

В современной науке существует несколько моделей имиджа государства, опирающихся на различные подходы: геополитический, маркетинговый, брендинговый и собственно имиджевый. Для Д.Н. Замятина в образе страны важно, что это «устойчивый и диверсифицированный географический образ, основной чертой или особенностью которого является стремление к усложнению структуры и усилению степеней взаимосвязанности его основных элементов» 34 . Ключевой принцип маркетингового подхода – это «маркетинг в интересах территории, ее внутренних субъектов, а также внешних субъектов, во внимании которых заинтересована территория» 35. По мнению сторонников брендингового подхода А.Н. Чумикова и М.П. Бочарова, брендинг страны представляет собой «вид деятельности, направленный на создание устойчивых представлений в сознании потребителей об объекте окружающего мира»36. Э. Галумов, сторонник имиджевого подхода, считает, что «в процессе знакомства со страной субъект задается последовательностью вопросов, по мере получения ответа на которые строится его восприятие. При этом автор обращает внимание не только на содержание вопросов, но и на их определенную последовательность: Где находится страна? Что в ней интересного (в области культурно-исторических и природных достопримечательностей)? Каков народ страны (ментальность, духовные

В условиях глобализации и становления единого информационного всемирного медиапространства от имиджа страны и ее репутации в значительной степени зависят эффективность и успешность осуществления планов ее развития. В современной ситуации страновой имидж приобретает значимость одного из важнейших ресурсов «мягкой силы» государства, с помощью которого оно может продвигать свои национальные интересы. Действительно, на международной арене государство стало определенным информационно-имиджевым продуктом. На самом деле, внутренние ресурсы страны существенно влияют на становление ее имиджа за рубежом. Так, мнению Н.Е. Гранкина, для странового имиджа весьма важна репутация территории – «предлагаемый регионом комплекс реальных возможностей и подтвержденных практикой гарантий реализации значимых интересов и потребностей членов групп (подгрупп) целевой аудитории»38.

Наконец, Т.А. Михайленко и Т.П. Лебедева формулируют синтетическую модель имиджа государства в мировом политическом пространстве. Такая модель позволяет учесть все стороны государственной жизни; представляет собой совокупность мнений о нем, сложившихся в результате сочетания как объективных – истории, политического строя, географического положения, так и субъективных факторов, восприятие которых в массовой аудитории управляемо 39 . Такая модель чрезвычайно масштабна и весьма привлекательная для Турции в силу разнонаправленности векторов ее развития. модели формирования // Вестник МГУ, серия «Управление» №1. .2011. – С.28. Таким образом, страновой медиаобраз Турции включает в себя образ ее территории, подкрепленный ключевыми ценностными характеристиками. Медиаобраз турецкого государства в представлении российской аудитории становится реальным и чрезвычайно важным нематериальным активом, который, приобретает все большую значимость для продвижения общегосударственных и региональных внешнеэкономических и политических проектов, а также налаживания партнерских отношений с общественно-политическими и деловыми кругами России. Позитивный образ государства во многом зависит от того, как его интерпретации в зарубежных СМИ, которые формируют повестку дня сообразно своей политике в отношении подачи материала. Медиаобраз государства создается и развивается средствами массовой информации, которые освещают его жизнь и деятельность в печати, телевидении, радиовещании и интернет-СМИ 40 . Национальные государственные и негосударственные СМИ, безусловно, следуют своей редакционной политике, имеют собственных корреспондентов в других странах, пользуются услугами больших международных и своих информационных агентств, поэтому повлиять на их стратегию формирования «информационной повестки дня» невозможно. В этих условиях следует искать новые подходы, в частности, инвестировать средства в реализацию двусторонних проектов по выпуску совместных приложений или специальных номеров, программ, передач.

Особенности «мягкой силы» как инструмента формирования имиджа Турции в России

Последующая практика показала, что это было необходимое, но недостаточное условие для обеспечения независимого функционирования СМИ в новой экономико-политической реальности. Целый ряд причин привел к тому, что финансовых средств на нормальное функционирование СМИ постоянно не хватало. Среди других причин можно назвать отсутствие опыта работы руководителей СМИ в принципиально новых экономических условиях, отсутствие рынка рекламы и, следовательно, отсутствие регулярных финансовых поступлений на счета редакций.

В связи с этим руководители многих СМИ стали разрабатывать идею «стороннего инвестора», смысл которой заключался в том, чтобы, используя престиж и имидж издания, найти некоего спонсора, который бы согласился в той или иной степени финансировать издание газеты в обмен на свою репутацию спасителя национальной прессы.

Эти тенденции были характерны, прежде всего, для печатных СМИ, которые даже в советское время хоть не в полной мере и не напрямую, но зависели от денег, полученных от реализации тиража. Тиражи печатных СМИ стали зависеть от платежеспособности населения, а потребность общества в информации и потребность государства в информировании населения стала осуществляться через телевидение и радио, что для государства стало намного дешевле.

Необходимо отметить, что на уровне законодательной и исполнительной власти так и не была сформулирована концепция государственной политики в отношении СМИ. Возобладал ультралиберальный подход минимизации присутствия государства во всех сферах. В результате СМИ стали самостоятельными субъектами хозяйственной деятельности, что укладывалось в рамки ультралиберальной политики, но не совсем соотносилось с международной практикой. СМИ акционировались в той или иной форме. Печатные СМИ оказались в наиболее тяжелом положении в силу особенностей производства и распространения, то есть монополизма почты, начавшей диктовать условия распространения, и распада «Союзпечати».

На первоначальном этапе трудно было предвидеть, как сформируется этот рынок. Ультралиберальная теория на государственном уровне провозгласила главенство рынка и его доминирующее влияние на экономику. Поэтому стратегической линии развития системы СМИ в новых экономических условиях никто не разрабатывал. Первым прекратил свое существование по решению Совета Директоров Отрытого акционерного общества «Редакция газеты «Известия» популярный еженедельник «Неделя», основанный в годы «оттепели» в качестве приложения к газете «Известия». Затем руководство издания продало свои акции газеты «Известия» ОАО «Лукойл», и газета стала принадлежать «Лукойлу» и «Онэксимбанку». Постепенно по этому пути пошли практически все печатные СМИ, которые стали принадлежать различным промышленным и коммерческим структурам.

Имеются различные подходы к исследованию истории развития российских СМИ в постсоветский период и периодизации постсоветской истории российских СМИ. Трудности связаны с тем обстоятельством, что трудно точно соотнести события в развитии СМИ с конкретными событиями в жизни страны. Они могут быть не взаимосвязаны напрямую и разделены друг от друга достаточно продолжительным отрезком времени.

Хотя история именно постсоветских СМИ начинается именно с 1992 г., качественные содержательные изменения начались в отечественных СМИ намного раньше, а 1992 г. фактически стал логическим завершением начавшихся в 1985 г. процессов. Данные вопросы подробно исследовались в работах А.А. Золотухина, Я.Н. Засурского, И.Я. Засурского, Л.Л. Реснянской, С.С. Смирнова, Р. Овсепяна, А.А. Грабельникова. Эти работы в своей совокупности помогают понять, как развивалась отечественная журналистика в позднесоветский и постсоветский периоды, особенно в комплексе с исследованиями, посвященными периодизации истории отечественных СМИ. В то же время в работах практически не уделено внимания вопросам изменения содержания, тематики, проблематики и освещения внешнеполитических событий.

В середине 1980-х гг., после прихода к власти М.С. Горбачева, КПСС провозгласила новый политический курс. Многие ранее действовавшие запреты были сняты пусть не законодательно, но провозглашенным лозунгом «что не запрещено, то разрешено» и самим фактом проведения Апрельского Пленума ЦК КПСС. Резкой критике были подвергнуты предыдущие тенденции и факты в развитии страны. Результатом стало резкое увеличение количества изданий. Как отмечает Р. Овсепян, если в 1987 г. в стране выходило свыше 7,5 тысячи газет, в том числе около тысячи центральных, республиканских, краевых и областных, более 2,5 тысячи журналов, то в 1989 году в стране насчитывалось уже 8800 газет, разовый тираж которых составлял 230 млн. экземпляров, и 1629 журналов тиражом свыше 220 млн. экземпляров. Через год тиражи газет возросли на 4,6 %, журналов – на 4,3 %.

Специфика деятельности СМИ в новых условиях

Культура речи современного журналиста безусловно охватывает и его профессиональное умение грамотно пользоваться широкой палитрой жанров СМИ как специальных конструкций с определенными языковыми характеристиками для изложения информации и журналистских размышлений. Жанр в целом есть совокупность устойчивых признаков, обусловленных причинами его появления. Иными словами, способ оформления содержания, наиболее адекватно соотносящийся с целями и задачами автора медиатекста. Жанровая дифференциация обусловлена многообразием действительности, потребностями аудитории, форматом СМИ, целеполаганием журналиста, творческим характером журналистской деятельности и, наконец, индивидуальностью журналиста.

Богатство и разноплановость окружающего мира требует различных подходов как в освоении, так и воплощении полученной информации в медиатексте. Потребности аудитории также чрезвычайно широки: от информирования и толкования до развлечения и игры. Журналист выстраивает свою профессиональную деятельность, ориентируясь на свои представления о потребностях общества, его ценностях и устремлениях. Спектр его задач также широк: информирование, объяснение, организация, конкретная помощь в решении и т.д.

При всей своей специфике медиатекст остается уникальным результатом творческой деятельности с такими его характеристиками, как целостность, законченность, неповторимость, которые обеспечиваются индивидуальным талантом журналиста. Медиатекст является уникальным творческим произведением, так как при всей своей неповторимости он должен строго соответствовать перечню таких критериев, как оперативность, достоверность, универсальность, содержательность, доступность и др. Выполнение этих требований, в свою очередь, привело к оформлению жанрово-стилистических стандартов, которые сформировали систему жанров СМИ.

Классическая типология СМИ распределяет все жанры в три основные группы: информатика, аналитика и художественная публицистика. Однако внутри этих трех трупп жанры распределяются не однозначно. Существует много различных типологий журналистских жанров. Мы соглашаемся с вариантом распределения жанров, предложенным А.А. Тертычным.

К информатике причисляются заметка, информационная корреспонденция, информационный отчет, информационное интервью, блиц опрос, вопрос – ответ, репортаж, некролог и т.д. При некоторой разнице в содержательных акцентах, формальных признаках и объеме все информационные жанры объединяются главной задачей: представить событие через подробное изложение информации. Корреспонденция предназначена для освещения проблемного события; отчет описывает событие в логической последовательности его развития; репортаж рисует происходящее в деталях, перенося адресата на место события; интервью позволяет узнать о событии «из первых рук» и т.д.

В аналитику входят аналитический отчет, аналитическая корреспонденция, аналитическое интервью, аналитический опрос, беседа, комментарий, социологическое резюме, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версия, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендация (совет), аналитический пресс-релиз и т.д. Такое дробное членение внутри группы аналитических жанров свидетельствует о многообразии аналитических подходов и ракурсов рассмотрения проблемных вопросов при общей исследовательской составляющей, результатом которой должно стать решение актуальной проблемы.

Художественная публицистика представлена очерком, фельетоном, памфлетом, пародией, сатирическим комментарием, житейской историей, легендой, эпиграфом, эпитафией, анекдотом, шуткой, игрой и т.д.83 Эти жанры отличаются высоким публицистическим пафосом и образным осмыслением событий. При этом часть жанров осмысливает так называемые вечные темы через высмеивание недостатков и пороков, в этих жанрах смех становится важнейшим средством образности.

Культура общения журналиста имеет особое значение в связи с развитием медиабизнеса, в котором немаловажную роль играет умение устанавливать контакты между партнерами, инвесторами и читателями. Сила медиаречи журналиста состоит не только в информативной насыщенности, но и в ее эмоциональности, в способности передать тончайшие оттенки мыслей и переживаний. Интонация живой речи, которая непременно «звучит» и в формате прочтения письменного текста, – дополнительный, «паралингвистический код» в общении, позволяющий достичь определенной реакции собеседника или аудитории слушателей и читателей

Медиаобраз России в печатных турецких СМИ в аспекте формирования имиджа Турции в России

Таким образом, наглядно видно, что к 2014 г. наблюдается количественный спад политических и экономических новостей, в то время, как события общественной жизни, особенно культуры, представляются все более широко. Одновременно количество спортивных новостей, а также комментариев и сообщений о событиях из сферы образования и науки уменьшается. Такая тенденция свидетельствует о том, что в целом сайт ориентирован на освещение событий в Турции, но изначально не был направлен на формирование имиджа, так как содержательно каждая тема раскрывается через новостные сообщения, в которых коротко излагается суть события. Жанровая специфика информационной заметки отличается преобладанием стандарта в подходе к выбору языкового и стилистического материала, что не дает журналистскому тексту полноценно выполнить воздействующую функцию. Например: В Турции построят мечеть, посвященную Иисусу Христу. В городе Диярбакыр на юго-востоке Турции началось строительство мечети, посвященной Иисусу Христу. Это вторая подобная мечеть в мире после открытой в 2008 году в иорданском городе Мараба.

«Иисус (у мусульман — Иса) почитается как пророк и у нас, и у христиан», — говорит Мустафа Узун, назначенный ответственным за проведение строительных работ. «Посвятить ему мечеть – огромная радость для нас», — добавляет он.

Как отметил муфтий мусульманской общины Диярбакыра Абдулкерим Мелик-оглы, ничто не может помешать строительству подобной мечети, ведь Иса упомянут в Коране. По его словам, городская общественность в целом положительно относится к предстоящему строительству.

В заметке, несмотря на широту ее жанровых границ, изначально заложен принцип объективного освещения события в его основных характеристиках. Таким образом, медиаобраз одного дня жизни Турецкой Республики создается в зависимости от реальности, и роль журналиста в формировании информационной повестки дня в данном случае оказывается минимальной, при том, что общий объем новостей за 5 лет составил 4370 сообщений, включая комментарии.

Тематическое разнообразие рубрик (14) охватывает все основные аспекты повседневной жизни страны, в то же время выборочный сравнительный анализ количества публикаций по одному месяцу в году (сентябрь) показывает, что после количественного всплеска в 2011 г. (268) количество ежемесячных новостей стабилизировалось на уровне 130–140 в месяц (см. Приложение № 4). В целом это вполне достаточно для того, чтобы создать всесторонний и, так сказать, широкоформатный образ страны. Однако сообщения дают лишь беглую информационную картину, не формируя у аудитории отношение к тем или иным событиям. Между тем, не обладая достаточными знаниями о специфике национальной культуры, аудитория склонна судить о другой стране на основании своих сложившихся стереотипов и может истолковать информацию о событиях в этой стране превратно, недостоверно, искаженно, что обусловит формирование необъективного имиджа. Даже комментарии не способны кардинально изменить данное положение, так как в основном они направлены на критическое осмысление тех или иных событий.

Язык и стиль исследуемых публикаций в целом соответствует потребностям русскоязычной аудитории, так как материалы созданы авторами, которые хорошо пишут на русском языке. Данная ситуация имеет две стороны. С одной сторны, русскоязычный автор может недостаточно глубоко разбираться в турецкой специфике, с другой стороны, он способен более образно и доходчиво описать событие, использовать те языковые и стилистические средства, которые наиболее эффективно воздействуют на русскоязычную аудиторию.

В сетевом тексте ведущим содержательным и структурным компонентом является заголовок, который одновременно становится навигатором аудитории в информационном потоке. О роли заголовка в журналистском тексте писали многие современные исследователи. Так, совмещение номинативности и коммуникативности, способствующее сгущению смыслов и определяющее своеобразие формы заголовка, рассматривают в своих работах Г. Алеман, В.А. Богородицкий, Ф. Брюно, В.В. Виноградов, О. Есперсен, Г.А. Золотова, Е.С. Истрина, А.М. Пешковский, А.А. Потебня, Й. Рис, Э. Сепир, Ф. Травничек, Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, Д.Н. Овсянико-Куликовский, которые выделяли в заголовке функцию «указателя» («надписи-ярлыка»). Например: Анталия – кладезь лучших отелей мира; Обеспечение религиозных свобод – залог мира и стабильности в обществе.