Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Кризисный медиаобраз Сирии в новостном онлайн-потоке российских СМИ: синхроническая вербальная реконструкция события Ибрахим Иман

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ибрахим Иман. Кризисный медиаобраз Сирии в новостном онлайн-потоке российских СМИ: синхроническая вербальная реконструкция события: диссертация ... кандидата Филологических наук: 10.01.10 / Ибрахим Иман;[Место защиты: ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»], 2019.- 197 с.

Содержание к диссертации

Введение

1 глава. Актуальные процессы в функционировании информационных потоков в Интернете 10

1.1. Современные подходы к трактовке понятий «имидж» и «образ» в гуманитарных исследованиях: кризисная специфика 10

1.2. Роль сетевых СМИ в формировании странового имиджа и медиаобраза в кризисной ситуации 25

1.3. Информационно-новостное интернет-пространство: ключевые принципы функционирования 35

Выводы по главе 45

2 глава. Особенности формирования кризисного медиаобраза Сирии в российских сетевых СМИ 47

2.1. Сирия как объект имиджевой медиареализаци 47

2.2. Новость как основной инструмент организации и реализации информационных онлайн-потоков по сирийской тематике 59

2.3. Общие особенности освещения темы сирийского кризиса в новостном потоке российских сетевых СМИ 71

Выводы по главе 81

3 глава. Вербальная реконструкция события в синхроническом ракурсе 83

3.1. Отражение сирийского кризиса в новостном онлайн-потоке российских СМИ (синхроническая проекция) 83

3.2. Хронотоп события в новостных онлайн-сообщениях по сирийской тематике 95

3.3. Вербальная реконструкция кризисного события в новостных онлайн-сообщениях российских СМИ 110

Выводы по главе 125

Заключение 127

Список литературы 134

Приложение 156

Современные подходы к трактовке понятий «имидж» и «образ» в гуманитарных исследованиях: кризисная специфика

Радикализация общественно-политических отношений в мире усложняет поиски оптимальных решений, так как вопрос имиджа является важным фактором формирования информационного странового образа, особенно в том случае, когда в стране разгорелся военный конфликт, медиаобраз оказывается смещенным в сторону освещения конфликтной ситуации, и имидж принимает кризисный характер.

Имидж Сирии – это целенаправленно и преднамеренно создаваемый в массовом сознании образ, который подвержен стереотипизации и может оказывать влияние и на внешнюю, и на внутреннюю политику. Формирование позитивного государственного имиджа и его продвижение на международной арене является важнейшим условием реализации национальных интересов и достижения национальной безопасности. Однако в условиях кризиса внутренний баланс имиджа нарушается, а стереотип либо ломается, либо трансформируется в связи с изменениями «поведения» страны в кризисных условиях.

В контексте осмысления и обобщения теоретических аспектов формирования медиаобраза Сирии в России необходимо, прежде всего, обратиться к гуманитарным исследованиям многозначности понятия государственного имиджа во всей его многоплановости. Проблема государственного или странового имиджа чрезвычайно актуальна и имеет множество сторон и ракурсов, так как современная геополитическая система крайне несовершенна и не стабильна. Проблемы фoрмирoвaния стрaнoвoгo oбрaзa aктивнo рaссмaтривaются мнoгими сoвременными исследoвaтелями, которые стоят на пoзициях брендингa и мaркетингa территoрий. Этo рaбoты С. Aнхoльтa, Дж. Хильдретa1, Д. Oгилви2, A.П. Пaнкрухинa3, И.Я. Рoжкoвa, В.Г. Кисмерешкинa4, В.A. Федoрoвa5 и других.

Следует заметить, что понимание имиджа и образа государства не отличается единообразием в научной среде. Так, ряд исследователей считает, что имидж – это «результат целенаправленной работы политтехнологов, а образ – стихийно сложившееся восприятие»6. Во многом это справедливо и, соответственно, кризисная ситуация существенно осложняет эту работу. Однако в информационном обществе медиаобраз создается не совсем стихийно, а также в результате целенаправленной деятельности разнообразных медиаресурсов. Также понятие образа обычно включает в себя всю палитру историко-культурных и общественно-политических представлений о стране. В кризисной ситуации, подобной кризису в Сирии, краски этой палитры используются избирательно, в зависимости от того, что необходимо для того, чтобы удержать позитивность медиаобраза и имиджа.

По мнению А.И. Соловьева, «государство является слишком сложным феноменом для построения имиджа с чистого листа, и его имидж основывается на традициях восприятия данной страны, опирается на опыт многих поколений»7. В то же время Э. Галумов отмечает, что «именно объективные, реальные характеристики государства положены в основу формирования имиджа страны»8. В России ситуация осложняется тем, что Россия участвует в урегулировании сирийского конфликта, и российская аудитория настроена к Сирии весьма неравнодушно, эмоционально и экспрессивно.

Сложность изучения имиджа заключается также и в его противоречивости и многофакторности формирования, что определяет его одновременную изменчивость и устойчивость. Так, например, исследуя механизмы трансформации образа государства в сознании общественности, И.Ю. Киселев объясняет сложность этого процесса тем, что «смена основных убеждений общественности по отношению к государству возможна лишь при резком изменении ситуации в данном государстве или чрезвычайном происшествии – войне, государственном перевороте, террористическом акте государственного масштаба. При этом существующие ранее стереотипы все равно остаются в подсознании аудитории» 5. И действительно, под воздействием этих взаимообразных факторов конфликт в Сирии влечет за собой серьезную трансформацию ее имиджа, поэтому речь и идет о его кризисной модификации.

Следующим весомым фактором в формировании имиджа Сирии являются мифы, происхождение которых опирается на историко-культурную обусловленность. Однако, по справедливому замечанию К.

Гаджиева, «мифы нуждаются в подкреплении фактами, причем совершенно необязательно, чтобы эти факты были реальными»9. В условиях развития новостной фейковизации под влиянием новых информационных технологий мифотворчество все активнее внедряется в формирование как имиджа, так и медиаобраза, несмотря на потенциально высокийуровень рациональности в подходе к формированию имиджа и медиаобраза, особенно в такой кризисной ситуации, в какой сегодня находится Сирия. Для кризисного медиаобраза мифотворчество становится одновременно и эффективным, и опасным инструментом, так как конфликтная ситуация обостряет потребность Сирии в позитивной и достоверной информации о ней.

В условиях кризиса малозначимыми факторами создания имиджа становится государственная атрибутика, о которой говорит А.П. Панкрухин, указывая, что «на имидж страны влияет его официальная символика (герб, флаг, гимн, ордена, словесные символы), неформальные символы (исторические и мифические личности, наиболее характерные растения и животные, отличительные продукты экспорта и внутреннего пользования)» 10. Более устойчивыми, особенно благодаря работе СМИ, в кризисной ситуации остаются выделяемые тем же автором история страны, личность лидера, бренды. 11 Однако в целом в кризисной ситуации значение этих компонентов ослабевает, так как кризисный медиаобраз сосредотачивается на информации в СМИ, которая посвящена исключительно самому конфликту и оставляет без внимания все другие стороны жизни.

Для геополитического подхода, разрабатываемого Д.Н. Замятиным, характерна трактовка образа страны как «устойчивого и диверсифицированного, … основной чертой или особенностью которого является стремление к усложнению структуры и усилению степеней взаимосвязанности его основных элементов»12. В рамках этого подхода кризисная ситуация в Сирии, связанная с борьбой против ИГИЛ, а именно ее геополитическое положение, делает имидж особенно уязвимым.

Маркетинговый подход в кризисной ситуации вообще теряет актуальность, так как, идея А.В. Панкрухина о том, «маркетинг в интересах территории, ее внутренних субъектов, а также внешних субъектов, во внимании которых заинтересована территория»13, может оказать наиболее существенное влияние на имидж, так же как и система мер по привлечению новых экономических агентов, способствующих процветанию региона в целом, не могут быть реализованы в условиях гражданской войны, в которую вовлечены иностранные государства, в том числе и Россия.

Значимость для сирийского государства идеи брендинга страны, продвигаемой сторонниками брендингового подхода А.Н. Чумиковым и М.П. Бочаровым как «вид деятельности, направленный на создание устойчивых представлений в сознании потребителей об объекте окружающего мира»14, также не может быть актуальна, так как в настоящий момент те атрибуты, ценности и символы, которые могли бы лечь в основу узнаваемости Сирии и стать достоянием сознания мировой общественности, сильно пострадали в результате долгих боевых действий в стране. Поэтому и о национальном бренде, который, по мнению С. Анхольта, «является непременным условием международной конкурентоспособности государства, в частности на политической арене» 15 , также сегодня невозможно говорить. Именно поэтому все появляющиеся информационные лакуны заполняют СМИ со своей информацией о событиях в Сирии.

Сирия как объект имиджевой медиареализаци

Сирийская Арабская Республика занимает очень важное геополитическое положение на Ближнем Востоке. В период Османской империи (XVI — начало XX вв.) и французского мандата (1920—1946 гг.) территория Сирии представляла собой совокупность нескольких достаточно автономных регионов с единым центром в Дамаске. Северо восточная часть Сирии традиционно имеет глубокие национально культурные связи с Ираком. Северная столица Сирии Алеппо всегда была связана тесными торгово-экономическими отношениями с Анатолией. Переход Сирии под французский контроль ослабил эти связи, но позже Кемаль Ататюрк начал курс на модернизацию страны и построение национального государства. Именно в период французского «покровительства» в Сирии были сформированы четыре геополитических региональных территориальных доменов: алавитское в прибрежной зоне, друзское в Джебель-Друз и два суннитских с центрами в Дамаске и Алеппо.

В 1946—1970 гг. Сирия была политически нестабильна и пережила несколько государственных переворотов. Частая смена власти и постоянные внутренние конфликты существенно ослабили Сирию и вывели ее из числа активных акторов международной политики. Однако, по мнению Дж.Вакима и А.А.Кузнецова, «окончание холодной войны и распад СССР внесли значительные коррективы в политическую ситуацию на Ближнем Востоке»34.

Сегодняшний сирийский конфликт имеет глубокую геополитическую обусловленность. Во-первых, он давно перерос рамки внутренней гражданской войны, и приобрел международный характер. Сегодня в сирийском конфликте присутствуют противоположные интересы нескольких сильных стран — Ирана, России, Саудовской Аравии, США, Турции и др. Скрытое и явное политическое противостояние этих стран в аспекте влияния на Сирию существенно затрудняет мирное разрешение и затягивает решение конфликта.

Большую роль в конфликте играет соперничество между Ираном и Саудовской Аравией за превосходство на Ближнем Востоке. Сирийский конфликт способствовал появлению на Ближнем Востоке новых геополитических действующих лиц, преследующих свои интересы. Это, например, сирийские курды, активизация которых очень беспокоит Турцию. В процессе развития сирийского конфликта раскрылись существенные политические разногласия между США и Турцией.

Подобная разновекторная направленность интересов различных действующих лиц, участвующих в сирийском конфликте в Сирии создает реальную угрозу распада этой страны. По справедливому мнению С.И.Грачева и А.А.Харламова, «разразившийся в Сирии острейший внутриполитический кризис, который по своему масштабу и продолжительности вполне можно назвать гражданской войной, продолжается уже более пяти лет, и, к сожалению, о его полном завершении говорить пока рано» 35.

Возникновение конфликта и перерастание его в гражданскую войну было обусловлено накопившимися в обществе внутренними противоречиями, которые привели к росту недовольства народных масс. Постоянная напряженность между конфессиями, неудачные либеральные реформы Башара Асада, общая слабость и косность авторитарного режима, разногласия между властью и народом, - все это и многое другое стало фактором возникновения сирийского кризиса. Тем более что в ходе своей политическая борьбы различные государства, заинтересованные в ослаблении Сирии, и скрыто, и явно поддерживают внутреннее вооруженное противостояние в стране и существенно затрудняют урегулирование сирийского конфликта.

Этническая и религиозная напряженность усилилась также и в связи с событиями так называемой «Арабской весны» в Сирии и разрастанием интенсивной борьбы за влияние на Ближнем Востоке между Ираном, Саудовской Аравией и Турцией. На обширной территории Ближнего Востока революционные события привели к глубокому экономическому кризису, способствовали развитию кризиса, снова активизировав и курдский вопрос, и арабо-израильский конфликт, и религиозное противоборство между суннитами и шиитами.

Саудовская Аравия и Катар, практически открыто поддерживают и используют в своих интересах террористические исламистские организации, стремясь к установлению своего политического и религиозного господства на Ближнем Востоке, в том числе в Сирии, Одновременное усиление позиций Ирана на Ближнем Востоке входит в конфликт с интересами Израиля и еще больше усиливает противоречия между Ираном и Сирией.

Сирия является важным стратегическим политическим и экономическим партнером России на Ближнем Востоке, поэтому Российская Федерация стала оказывать всестороннюю помощь и поддержала курс, проводимый президентом Сирийской Арабской Республики Башаром Асадом. С самого начала конфликта Россия начала отстаивать законные права сирийского народа и активно бороться с международным терроризмом

В Сирии существуют четыре основные проблемы, которые способствовали разжиганию гражданской войны: геополитическая, социально-экономическая, религиозная и вмешательство в конфликт других участников.

Уровень жизни населения по стране в целом намного ниже , чем в таких экономических и политическими центрах, как Дамаск и Аллепо. Большая часть населения недовольна правящим режимом. В то же время определенные группы интеллигенции, выступают против авторитарной правящей системы и однопартийности. Процессы глобализации также затрагивают развитие общества. Развитие информационных технологий способствует расширению так называемого «креативного класса», менталитет которого вестернизируется.

Религиозная причина конфликта заключается в несовпадении взглядов в вопросах вероучения и религиозной деятельности.

Противоречия между сирийскими конфессиями и нациями способствовали обострению конфликта и развитию процессов так называемой «арабской весны». Именно различия в религиозных взглядах привели к полномасштабной гражданской войне.

Внешняя интервенция также стала еще одной причиной развития кризиса. Среди внешних участников Сирийской войны есть как союзники президента Сирии - Россия, Ирак и Иран, так и противники - Катар, Турция, Саудовская Аравия. Ситуация осложняется созданием под эгидой США антиигиловской коалиции, в которую входит почти три сотни стран со всего мира.

Также существует мнение, что война в Сирии началась по геополитическим причинам. Сирия граничит с Ливаном, Турцией, Ираком и Иорданией, что делает ее важным в стратегическом отношении плацдармом.

Еще одна весьма значимая причина сирийского конфликта - это терроризм. В настоящее время на сирийской территории существует множество террористических группировок, среди которых выделяются Сирийский исламский фронт (повстанческая исламистская организация, действующая на территории Сирии, образованная в ноябре 2013 года в ходе вооруженного конфликта в стране), Фронт ан-Нусра ( исламистская террористическая организация, действующая на территории Сирии), ИГИЛ (исламистская террористическая организация, действующая на территории Сирии. Проблема терроризма на территории Сирии крайне тормозит процесс урегулирования конфликта.

Сирийский конфликт продолжается уже много лет и уже имеет серьезные последствия. Он перерос в настоящую гражданскую войну и активизировал мощные террористические группировки, которые распространились практически по всему Ближнему Востоку, а их действия наносят огромный ущерб экономике, инфраструктуре и политическому устройству государств.

Отражение сирийского кризиса в новостном онлайн-потоке российских СМИ (синхроническая проекция)

Синхронический подход давно и успешно применяется в языковедческих исследованиях и основан на изучении определнного состояния языка в зафиксированный момент времени. В журналистике такой способ исследования также присутствует, однако особую актуальность он приобретает сейчас, в ситуации практически моментальной реакции огромного количества онлайн-СМИ на то или иное событие. Теорию различения синхронических и диахронических исследований заложил известный зарубежный языковед В. Гумбольдт, который разделил их на статические и динамические, то есть «изучение организма языков» и «изучение языков в состоянии их развития» 51. При безусловной важности динамического, то есть диахронического подхода к изучению любого явления, в том числе и в журналистике, синхронический подход помогает определить специфику современного развития онлайн-журналистики и ее влияния на медиапространство, в котором то или иное явление или событие получает широкую огласку и трактовку именно в короткий по времени период. Однако до последнего времени этому взгляду на журналистику должного внимания еще не уделяется.

Другой знаменитый лингвист И.А. Бодуэн де Куртенэ справедливо считал, что синхронический подход наиболее важен для изучения так называемых «живых» языков 52.» Сверхактивное, живое развитие современной журналистики, безусловно, требует синхронических исследований, которые дополнят исследования диахронические. Так, идея В.А.Звегинцева о том, что надо изучать «говорящего человека» и то, «как живт и развивается человеческий язык вообще, какие факторы действуют в речевой деятельности и как совместное действие этих факторов влияет на дальнейшее развитие и преобразование языкового материала» 53, успешно коррелирует с задачами современной коммуникативистики и имиджелогии. Более того, приоритет должен отдаваться именно современному состоянию: «Изучение языков живых должно предшествовать исследованию языков исчезнувших» 54. Подлинным апологетом синхронии стал другой не менее известный лингвист Фердинанд де Соссюр, который считал, что синхроническая лингвистика обладает гораздо большей объяснительной силой 55. Крайне убедителен и соотносим с журналистикой его пример относительно шахматной игры: «В шахматной партии любая данная позиция характеризуется, между прочим, тем, что она совершенно независима от всего того, что ей предшествовало; совершенно безразлично, каким путм она сложилась; зритель, следивший за всей партией с самого начала не имеет ни малейшего преимущества перед тем, кто пришл взглянуть на положение партии в критический момент; для описания данной шахматной позиции совершенно незачем вспоминать о том, что происходило на доске десять секунд тому назад. Вс это рассуждение применимо и к языку и ещ раз подчркивает коренное различие, проводимое нами между диахронией и синхронией» 56. Тем самым, состояние элементов изучаемого предмета – в нашем случае это отражение в российских онлайн-СМИ кризисного события, произошедшего в Сирии, - надо изучать не через изменения, происходившие в развитии журналистики на протяжении развития ее истории, а в ее описании как системы, взятой в определенный временной период. Очевидно, что природа причинно-следственных связей в современной онлайн-журналистике такова, что требует именно синхронического подхода. Следуя за утверждением В.М. Жирмунского о том, что «методы современной лингвистики не разрывают синхронию и диахронию, а вносят в синхронию элемент развития, т.е. историзм» 57 , нужно провести синхронический срез вербальной реконструкции кризисного события в Сирии с целью выявления тех специфических характеристик, которые позволят дополнить уже имеющиеся знания.

Одной из новейших глобальных проблем становится сегодня влияние СМИ на реальность и восприятие действительности сквозь призму ее медиаобраза, порождаемого средствами массовой информации. Оперативнее всего обновление этого медиаобраза происходит на новостных лентах интернет-СМИ, которые, естественно, первыми реагируют на события в мире. По мнению А.Е. Курилова, «новости как неотъемлемая часть медиасистемы являются одним из ключевых аспектов журналистского творчества и важным элементом жизни социума» 58. При этом важно учитывать, что не только различные новости сливаются в единый информационный поток, но и одно событие провоцирует к обильным и подчас турбулентным вихрям в информационном пространстве. А.Е.Курилов предлагает рассматривать каждый журналистский текст как часть целого, который, появившись в новостном поле, дополняет и расширяет его.

Освещение кризисных событий на новостных лентах интернет СМИ за рубежом требует особого внимания со стороны журналистов, так как размещаемая на них информация в виде коротких информационных сообщений или веб-новостей не всегда соответствует содержательным требованиям журналистики. Первичный кризисный медиаобраз события оказывается односторонним, стереотипичным, неполным, а следовательно, не может быть достоверным и не может способствовать формированию объективного имиджа тех стран, которые являются участниками кризисной ситуации. Особенно если речь идет о зарубежной стране.

Жанр новостного сообщения на веб-лентах онлайн-СМИ подвержен разновекторным воздействиям. С одной стороны, он все более унифицируется под влиянием технологических достижений, а с другой – продолжает оставаться журналистским жанром, который должен выполнять не только узко прагматические коммуникационные задачи, но и основные функции журналистики, то есть предоставлять аудитории полноценный, целостный взгляд на событие. По мнению многих современных исследователей, журналистская деятельность все более в этом смысле сдвигается в сторону PR-специфики по части воздействующих интенций и стремления к манипулированию (С. В. Ионова, Н. И. Клушина, В.И.Коньков 59). Это отражается на объективности кризисного медиаобраза. Интересна позиция В.Б.Тырыгиной и других по поводу функционально-прагматической заданности, коммуникативно-прагматической целесообразности современного журналистского жанра 60. В то же время любопытна и идея В.И.Карасика о том, что жанр в журналистике – это «идеализированная модель оцениваемых дискурсивных событий» 61. Сочетание разных взглядов и рождает необходимость дальнейшего изучения репрезентации события в онлайн-новостях, в которых должны сочетаться и высокая степень достоверности и содержательности, и воздействующая эмоциональная составляющая.

У жанра новостного онлайн-сообщения, с одной стороны, имеются базовые классические признаки – отражение конкретного события или сведений, с ним взаимосвязанных, - общественная значимость, объективность и т.д., то есть преобладание содержательной информации, которая может перейти в статус знания. Не менее важным становится такое свойство новостного онлайн-сообщения, как «текст-носитель оперативной информации, позволяющий аудитории осуществлять постоянный мониторинг наиболее значимых событий в той или иной сфере деятельности» 62 . Принятая модель оперативного информирования в новостном сообщении имеет четкую структуру: изложение информации о событии и подробности.

Вербальная реконструкция кризисного события в новостных онлайн-сообщениях российских СМИ

Язык и стиль СМИ давно и правомерно вызывает интерес у многих ученых-лингвистов. Еще В.В. Виноградов, рассуждая о стилистике языка в целом, выделил именно те ее моменты, которые имеют большое значение для понимания значимости языковых и стилистических исследований в журналистике: «стилистика языка, или структурная стилистика, описывает, квалифицирует и объясняет взаимоотношения, связи и взаимодействия разных соотносительных частных систем форм, слов, рядов слов и конструкции внутри единой структуры языка как системы систем» 92 . Теоретические основы стилистики текста, значимые для изучения текстов СМИ, были заложены в трудах В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, Б.А. Ларина, М.М. Бахтина. Выразительные средства языка как основной предмет стилистики важны не только с точки зрения авторской оригинальности или эффективности воздействующей функции, но с позиции жанрообразующих доминант (В.Г. Костомаров, М.Н. Кожина, Н.С. Валгина и др.). Так, например, А.И. Горшков особо подчеркивает жанровую значимость структуры текста: «…говоря о стиле, нельзя говорить только о стилистически окрашенных элементах, надо иметь в виду и стилистически «нейтральные» (т.е. не закрепленные за каким-либо определенным стилем и равно употребляющиеся во всех стилях) элементы, которые, как правило, преобладают во всяком тексте. Наконец, очевидно, что стиль не может быть просто совокупностью каких-либо элементов, а представляет собой организованную последовательность, систему сознательно отобранных элементов» 93 .

Не менее существенны для понимания особенностей современного журналистского новостного текста и размышления В.В. Одинцова о том, что «стилистика текста изучает структурно-стилистические возможности речевых произведений, композиционно-стилистические типы и формы, конструктивные приемы и функционирование в речи языковых средств. … Методологической основой стилистики текста служит представление о неразрывном единстве формы и содержания, об их диалектической взаимообусловленности и взаимоотнесенности.

Стилистика текста, учитывая стилистическую значимость языковых единиц, стремится определить и описать стилистические эффекты, возникающие в речи благодаря структурной организации текста, функционирование языковых средств в процессе коммуникации» 94 . Действительно, в стилистике журналистского онлайн-текста наиболее важным становится именно функциональный аспект, так как «стилистика текста изучает его как явление употребления, во всей сложности его внутренней структуры и в неразрывной связи неязыкового содержания и его языкового выражения» 95 .

Современная речевая практика применения языка в СМИ существенно определяет состояние и развитие культуры речи аудитории в целом, поэтомуфункционирование языка в медиапространстве стало предметом научного исследования для многих ученых (С.М. Гуревич, Е.А. Земская, В.Г. Костомаров, С.И. Сметанина, М.И. Шостак и многие другие.

Особенности функционирования и жанрово-стилистического оформления интернет-СМИ обсуждаются сегодня многими учеными. О специфике информационной деятельности интернет-СМИ пишут А. А. Грабельников, А. А. Калмыков. Язык и стиль интернет-СМИ постоянно находятся в центре внимания Н. И. Клушиной, М. В. Ивановой. По их мнению, «современная новость прошла сложный путь эволюции и отклонилась от своей прототипической модели» 96. Они же утверждают, что «Интернет в силу своих феноменологических и технологических особенностей усложняет медиадискурс в целом и медиатекст в частности, лишая его статичности, отграниченности, оформленности, законченности…» 97. Конкретно информационными жанрами и их современной трансформацией в Сети занимаются Л. Г. Свитич, Т. В. Дьякова, Е. А. Мельникова и другие. Так, Т. В. Дьякова подчеркивает, что «Программы новостей или новостные агентства должны предлагать зрителям и читателям информационный ряд, который позволит им сформировать собственные взгляды» 98 . Е. А. Мельникова отмечает, что в новостном сообщении «Опорный факт разворачивается в нарратив вербальное представление события» 99. В то же время, по ее мнению, «Размещаемая в новостных интернет-изданиях оперативная информация понимается как поток новостных сообщений, отражающих результат особого рода интерпретации действительности» 100 . Говоря о периодических колебаниях новостного поля российских информационных агентств, А. Е. Курилов обращает внимание на то, что «каждый журналистский текст, в свою очередь, также является частью целого, появившись в новостном поле и тем самым дополнив и расширив его» 101 .Важным замечанием становится мысль М. С. Бацаниновой о том, что «информация предоставляемая потребителю при помощи новостных лент должна быть … достаточно полной, чтобы ее было достаточно для правильной трактовки ситуации» 102 .Вместе с тем недостаточно изученными остаются особенности формирования новостной информационной картины кризисного события в онлайн-источниках. Кризисное событие отличается от других тем, что его трактовка может быть весьма различна у конфликтующих сторон, а причины и последствия также не однозначны. В современном интернет-пространстве информационная картина формируется нелинейно, так как в ее формировании одновременно участвуют многочисленные сетевые ресурсы онлайн-СМИ, а конкретно – их новостные ленты. Событие быстро раскрывается, обрастает подробностями, которые часто не совпадают и даже противоречат друг другу.

Стилистическая контаминация проявляется и в противоположном разговорности процессе, который условно можно назвать «бюрократизацией» языка СМИ. Этот процесс довольно хорошо изучен в работах М.А.Кормилицыной по исследованию так называемого «новояза» в СМИ 103. Особенно заметен он в информативных жанрах: новостных лентах, информационных заметках. Нарративизация также является актуальной тенденцией развития современного журналистского текста. Хотя изначально эта характеристика более присуща большим журналистским жанрам, но в последнее время тенденции нарративности явно стали нарастать и в информационном поле коротких новостных сообщений, которые относятся к одному событию. По мнению В. А. Сырова и В. Н. Суровцева, «нарратив - это рассказ, сообщающий о каком-либо событии или о цепи событий и задающий самой последовательностью изложения, расстановкой акцентов и т.п. ту или иную интерпретацию сообщаемого»104 . С точки зрения У. Лабова, «рассказывание истории включает не только сюжетные, но и несюжетные элементы, связанные с интерпретацией истории рассказчиком и ее восприятием аудиторией» 105 . Идея Жана-Франсуа Лиотара 106 и Фредрика Джеймсона 107 о том, что мир открывается человеку лишь в виде историй, рассказов о нем, органично согласуется с тенденцией СМИ в формировании генеральной информационной повестки дня и информационной картины мира. Не менее значим и такой параметр нарратива, как «объяснительность» -понятие, разрабатываемое Дж. Веллеманом, который настаивает на том, что «нарратив не просто излагает события, но делает их доступными для понимания, систематизирует причинно-следственные связи» 108 . Наконец, Станцель анализирует проблему объективности, которую, по его мнению, также возможно решать в зависимости от вида повествовательной ситуации 109 и которая имеет немаловажное значение для современной журналистики.