Содержание к диссертации
Введение
1 глава. Роль и место медиаобраза в современном медиапространстве .9
1.1. Возможности информации в аспекте влияния на формирование ценностей 9
1.2. Медиаобраз как инструмент воздействия .25
1.3. Влияние гендерных особенностей на формирование медиаобраза 39
2 глава. Журнал как транслятор медиаобразов 54
2.1. Сущность журнала как особого типа СМИ 54
2.2. Особенности глянцевого журнала 68
2.3. Специфика глянцевых медиаобразов в современных журналах России 87
3 глава. Концептуальность медиаобраза как фактор его адаптации в российском медиапространстве .105
3.1. Медиаобраз «it-girl»: история становления и современное состояние 105
3.2. Особенности языка и стиля глянцевых журналов в контексте формирования медиаконцептов 122
3.3. Признаки концептуализации медиаобраза «it-girl» в глянцевых журналах 140
Заключение 158
Список литературы 163
- Медиаобраз как инструмент воздействия
- Влияние гендерных особенностей на формирование медиаобраза
- Особенности глянцевого журнала
- Особенности языка и стиля глянцевых журналов в контексте формирования медиаконцептов
Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем, что глобальная информатизация современного общества привела его к погружению в медиапространство, в результате чего система СМИ становится не только распространителем информации, но, прежде всего, модератором информационной картины мира, чей многомерный образ во многом определяется теми медиаобразами, которые активно транслируются журналистами и внедряются в массовое сознание.
Глянцевые журналы давно уже освоили роль регулярного поставщика информации о последних модных тенденциях, стиле жизни, культурных событиях, воздействуя тем самым на облик, мироощущение и образ мыслей читателей. Особенно явственно это проявляется в популярных журналах, ориентированных на женскую аудиторию, хотя и мужская аудитория не остается без внимания глянцевой журналистики. Мировая известность и популярность таких ведущих брендов, как «Vogue», «Elle», «In Style», «Cosmopolitan», «Marie Claire», «Glamour», «Allure», «W-magazine» и других журналов для женщин, демонстрирует лояльное отношение аудитории к данному виду периодики и подчеркивает заметную роль СМИ в создании информационного портрета современной женщины. Медиаобраз как способ создания этого портрета выполняет сразу несколько функций: он демонстрирует аудитории эталоны совершенства и дает подробную инструкцию по превращению читательницы в подсказанный женским журналом идеал. Так как в России большинство женских журналов - это лицензионные издания, медиаобразы, появляющиеся на их страницах, изначально являются продуктами зарубежной культуры, и исследование их адаптации в российском информационном пространстве весьма важно с точки зрения выявления особенностей их воздействия на массовую аудиторию.
Степень разработанности темы. В целом особенности журнальной периодики
всегда находились в поле зрения ведущих исследователей. Так, этим вопросам
уделяли внимание в своих работах Я.Н.Засурский, А.А.Грабельников,
А.Н.Тертычный и др. Большой вклад в изучение новых тенденций развития журнального рынка России внесли работы по изучению массмедиа и типологии женских журналов Н.Н. Мироненко, Е.К. Зверевой, Е.Н. Пленкиной, Лу Мими и др. Отдельные аспекты заявленной темы являются объектом изучения некоторых российских и зарубежных исследователей. Так, например, типология и классификация отечественных женских журналов изучаются В.В. Боннер-Смеюхой и Р.М. Ямпольской. Анализом женских образов в СМИ занимались Д.В. Захаров, А.Ю. Маевская. Fashion-журналистика и мода в контексте журналистики получили освещение в работах К.Ю. Чепуровой, К.В. Маркелова. Изучением зарубежных журналов мод занимались О.Н. Аверьянова, С.М. Черменская, Р.Б. Курдюмова и другие отечественные исследователи. Кроме того, на сегодняшний день существует достаточное количество научных работ, посвященных теме феминизма, гендера и гендерных стереотипов, а также анализу женской читательской аудитории.
В то же время вопрос адаптации медиаобразов инокультурных глянцевых журналов в российском медиапространстве в аспекте гендерной обусловленности их
концептуализации в сознании массовой аудитории до сегодняшнего дня не был рассмотрен.
Цель исследования - проследить процесс и определить результаты адаптации инокультурного заимствованного медиаобраза к потребностям и ценностям российской массовой аудитории на примере медиаобраза it-girl как гендерно обусловленного концепта в контексте функционирования других медиаобразов в российских глянцевых журналах.
Задачи:
упорядочить и обобщить существующие теоретические подходы к изучению глянцевых журналов и женских медиаообразов, представленных в российских СМИ на различных исторических этапах;
уточнить ключевые характеристики и особенности медиаобраза, который формируется глянцевыми журналами;
обозначить основные гендерные факторы формирования медиаобраза it-girl;
определить дискурсные, языковые и стилистические особенности медиаобраза it-girl в российских глянцевых журналах;
выявить концептуальные характеристики медиаобраза it-girl, определяющие важность его адаптационного воздействия на аудиторию в российском медиапространстве.
Объект исследования: медиаобраз it-girl в российских лицензионных глянцевых журналах.
Предмет исследования: концептуальные гендерно обусловленные характеристики медиаобраза it-girl, формирующиеся в процессе его адаптации в российском информационном пространстве.
Научная новизна. В данной работе впервые предлагается типологизация медиаобразов в отечественных и зарубежных лицензионных глянцевых журналах, рассматривается подробная характеристика заимствованного медиаобраза it-girl, выявляются особенности адаптации этого инокультурного медиаобраза в российской информационной карте мира, а также впервые на материале глянцевых журналов рассмотрена гендерная обусловленность становления концептуальных характеристик медиаобраза it-girl в процессе его адаптации в российской медиасфере.
Самостоятельный вклад диссертанта состоит в следующем:
обобщен большой теоретический материал по проблеме функционирования глянцевых журналов в России;
предложена классификация женских медиаобразов в их развитии и современном состоянии в России и за рубежом;
выявлены гендерно обусловленные предпосылки для формирования концептуальных характеристик медиаобраза it-girl в российском медиапространстве;
определены основные концептуальные признаки медиаобраза it-girl, сформированные в результате адаптации лицензионных глянцевых журналов в России;
уточнено понятие медиаконцепта на примере медиаобраза it- girl.
Гипотеза исследования: Гендерная и историко-культурная обусловленность адаптации лицензионных глянцевых журналов в современном российском медиапространстве позволяют утверждать, что в процессе своего вхождения в российскую медиасферу зарубежный медиаобраз it-girl усваивает потребности и ценности российской массовой аудитории и преобразуется в новый медиаконцепт,
обладающий необходимым набором сущностных характеристик и определенной силой воздействия.
Положения на защиту:
специфика российских глянцевых журналов состоит в их тенденции к выполнению не только изначально заложенной развлекательной функции, но и просветительской, образовательной и воздействующей, что придает особую ценностную значимость транслируемым ими медиаобразам;
гендерность определяет особую роль женских глянцевых медиаобразов в формировании ценностей, норм и правил поведения женской аудитории в условиях развития современного российского общества, благодаря совмещению журналистских и художественных возможностей воздействия в глянцевых журналах;
являясь исходным продуктом зарубежных массмедиа, медиаобраз it-girl нашел собственную нишу не только в российской глянцевой периодике, но и в российском информационном пространстве в целом, и занял в медийной концептосфере место, не противоречащее основным социо-культурным ценностям российского общества;
медиаобраз it-girl является медиаконцептом современной российской медиасферы, обладая определенными доминантными концептуальными характеристиками: особый хронотоп, связанный с дискурсными факторами, гендерная и культурная обусловленность, проявляющаяся в языке и стиле, особенности динамики женских медиаобразов, прецедентность заголовков, поликодовость архетипичных смыслов, наличие ценностной, образной и понятийной сторон.
Эмпирическую базу исследования составили журналистские публикации российских и зарубежных глянцевых журналов «Vogue», «Elle», «In Style», «Cosmopolitan», «Marie Claire», «Glamour», «Allure», «Esquire», «GQ» и других, общей численностью более 400 текстовых единиц. Наиболее подробно рассмотрены публикации журнала «Vogue», который является наиболее активным распространителем медиаобраза it-girl.
Методы исследования: в работе была применена комплексная методика, включающая в себя историко-типологический анализ, сопоставительный анализ, контент-анализ журналов и их online-версий, а также социологический опрос читательской аудитории. Методология работы опирается на общенаучные принципы и методы изучения общественных явлений и процессов, а также на междисциплинарный подход решения поставленных теоретических проблем и практических вопросов. В работе был задействован также системный подход, дающий определенное методологическое преимущество в интерпретации изучаемых процессов и явлений.
Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном подходе к выявлению типологических особенностей функционирования глянцевых журналов на основе гендерных, массмедийных и филологических исследований, а также в систематизации личностных медиаобразов в лицензионных и отечественных журналах России, в определении ключевых характеристик современного глянцевого медиаобраза it-girl и обобщении этапов его формирования и продвижения на российском журнальном рынке, в выявлении гендерно обусловленных оснований для выделения понятия медиаконцепта, связанных с адаптацией заимствованных инокультурных медиаобразов в российском информационном пространстве, а также в определении основных характеристик медиаконцепта.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования основных положений исследования в разработке учебных курсов и
спецкурсов по журналистике, языкознанию, стилистике, имагологии, гендерологии. Результаты исследования могут найти свое применение в коррекции практической работы СМИ. Результаты анкетирования аудитории могут быть полезны для иных социологических исследований, медиаметрии, а также исследований в области медийного маркетинга.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы.
Медиаобраз как инструмент воздействия
В ХХI в., в эпоху компьютерно-сетевых преобразований, на фоне перехода от индустриальной эпохи к эпохе информационной, информация стала ключевым фактором социального развития. «Мы живем в мире медиа расширяющейся системы массовых коммуникаций» 2 . Формирование информационного общества и глобализация медиапространства привели к углублению тенденций серьезного информационного воздействия на личность и общество. «Современные СМИ, - отмечает H.H. Трошина, - не только прочно вошли в повседневную жизнь человека, но и стали средством сильнейшего воздействия на общественное и индивидуальное сознание» 3. Такое воздействие реализуется сегодня, прежде всего, через медиаобразы, несущие не только определенную информационную нагрузку, но и дополнительные воздействующие коннотации, важные латентные характеристики.
Вопросы развития информационной среды рассматриваются в работах известных западных ученых Д. Белла, М. Кастельса, М. Маклюэна, Э. Тоффлера, Ф. Уэбстера и др. Проблемы развития информационного общества в России исследуют Р.Ф. Абдеев, В.Г. Афанасьев, М.С. Вершинин, С.А. Дятлов, В.Л. Иноземцев, И.С. Мелюхин и др.
Г. Маклюэн, один из первых медиатеоретиков, посвятил свои работы анализу коммуникативных каналов и исследовал повседневную жизнь человека в информационном обществе, мире, созданном новейшими средствами массовой информации. Именно Маклюэн использовал термин «медиа» в применении его к обозначению различных средств коммуникации, относя к ним не только СМИ, но и устную речь, письмо, телеграф, телефон, фонограф, радио, телевидение и многое другое. По его мнению, технологии, появление которых вносит существенные изменения в коммуникацию человека с окружающим миром (как природным, так и социальным), изменяют его способ мировосприятия и образ жизни. Утверждая, что любое средство коммуникации само по себе есть сообщение, ученый тем самым подчеркивает информационность всех процессов взаимодействия субъектов в пространстве 4.
Проблема соотнесенности и взимозависимости понятий сообщение и информация является сегодня весьма актуальной. Во-первых, для того, чтобы стать информацией, сведения, содержащиеся в сообщении, должны быть проверены, осмыслены и восприняты аудиторией. Во-вторых, форма предоставления информации влияет на ее значимость: информация в форме мнения воздействует на аудиторию слабее, чем информация, выраженная в форме утверждения. В то же время современное разнообразие предоставления информации свидетельствует о том, что потребность в ней все более возрастает.
Информационное общество – закономерный этап в развитии современного социума, в котором реализуется развитие и конвергенция телекоммуникаций, значительный рост влияния СМИ и, наконец, формирование единого глобального общества.5 Взаимоотношения людей все больше и больше определяются информационной средой. Во главу угла общественной жизни все чаще ставится отношение человека к самой информации, которая стала сегодня основой ориентации людей в повседневной жизни. Значимость информации в жизни современного человека и качественно новые технологические возможности коммуникации обусловили тенденции формирования единого медиапространства, в котором общество все больше становится медиаориентированным, то есть склонным воспринимать реальную действительность через призму видения СМИ.
Первоначально информация охватывала только сведения, распространяемые в человеческой среде, но с середины XX в. её начинают трактовать как понятие, отражающее обмен сведениями также между человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму. С точки зрения общественной значимости важно, что современное понятие «информация» (от латинского слова «infоrmаtiо» – сообщение, разъяснение, осведомление, изложение, описание фактов, новости, новые сведения). означает «сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством и являющиеся объектом хранения, переработки и передачи.»
В повседневной жизни под информацией подразумеваются любые факты, сведения, сообщения, обмен которыми совершается в процессе коммуникации. Информация расширяет знания человека об окружающем мире, а значит, отражает явления реального мира. Мир познается человеком в процессе получения информации о нем. Если принять во внимание, что информация - это отражение предметного мира с помощью знаков и символов, то необходимо признать, что информация объективно связана с разнообразием мира, и именно оно определяет разнообразие информации. Потребность в информации насущна как условие и средство существования человека в обществе. В этом смысле информация определяет поведение человека в обществе, направляет его мысли, чувства, потребности и поступки.
Влияние гендерных особенностей на формирование медиаобраза
Отличие журнальной словесности от массовой коммуникации в том, что средства массовой информации призваны ежедневно информировать человека о происходящих событиях, обеспечивать ему развлекательную и культурную программу. Журналы выходят реже, но в этом и состоит их неоспоримое преимущество. СМИ вынуждены работать в рамках так называемого «символического зонтика». «Непрофессиональное, обывательское восприятие состоит в том, что такой получатель усваивает принципы построения коллажного образа и его главных фрагментов. Фрагмент образа состоит из сообщения о событии, факте, комментария к нему и связки между фактом и комментарием, которая бывает трех родов: позитивной, негативной и нейтральной (или свое – позитивное, чужое – негативное, общее – нейтральное). Например: демократия – хорошо, тоталитаризм – плохо, Алла Пугачева – хорошо, Маша Распутина – ни хорошо, ни плохо, сомнительно. Это символические значения словесных конструкций. Символические значения словесных конструкций по законам риторики массовой информации регулярно воспроизводятся. Так, у обывателя складывается набор символов – «символический зонтик» (термин американских контент-аналитиков). Символический зонтик составляет идеологическую конструкцию, через которую воспринимаются другие виды содержания массовой информации» 62. Таким «символическим зонтиком» и
Рождественский Ю.В. Теория риторики. – М.: Добросвет, 1997.- С.552 Там же, С.559-560 становятся медиаобразы, транслируемые глянцевыми журналами своей аудитории.
Средства массовой информации впрямую информируют нас о мире, не оставляя нам выбора. Хотим мы того или не хотим, но мы видим окружающую действительность такой, какой нам ее показывает телевизор. Телевизор не предполагает диалога со зрителем: большая часть программ транслируется в записи, и у нас нет никакой возможности повлиять на ход происходящего на экране.
Журнальная словесность – это единственный вид текста, поддерживающий активную обратную связь с читателем: публикуются письма, принимаются во внимание советы и критика читателей. Журналы в состоянии конкуренции с интернетом и другими типами СМИ могут, как указывалось выше, удерживать читательскую аудиторию с помощью вдумчивых комментариев, мнений экспертов. Мобильность не может быть их козырем, и их козырем становится обдуманность. Именно поэтому в те времена, когда журналы представляли собой «верхний слой» сознания человека (то есть до изобретения и распространения телевидения и радио) они были настолько популярны. Огромную роль в культуре русского общества XIX века, например, сыграли журналы «Современник», «Отечественные записки», «Москвитянин» и т.д. Можно вспомнить историю того номера «Современника», где было опубликовано знаменитое произведение Н.Г. Чернышевского «Что делать?» - в десять утра журнал поступил в киоски, в два часа дня появился указ о его изъятии, но к тому моменту все номера уже были проданы. До самой революции 1917 г. этот журнал передавался из рук в руки, переписывался, молодые люди давали его друг другу «на одну ночь» с тем, чтобы за это время от руки переписать текст романа целиком. В более позднее время такую же роль сыграли для советского общества так называемые «толстые журналы», такие, как «Новый мир» Твардовского – в условиях тоталитарной культуры, где средства массовой информации, во-первых, были доступны очень немногим, а во-вторых, стопроцентно контролировались «сверху», журналы определяли взгляд человека на мир.
Фольклор и средства массовой информации сопровождают нас «сами собой», мы почти не замечаем работающий телевизор или пословицы, то и дело мелькающие в нашей речи. Религия, как уже упоминалось выше, навязывается нам обществом, но взрослый человек может ее изменить – сознательно перейти в католичество, например, или принять ислам. Какого писателя и какой журнал читать, мы выбираем сами. При этом журнал, в отличие от писателя (который довольно часто жил за несколько сотен лет до нас), может нам ответить, прислушаться к нам и поддержать с нами диалог. Не случайно популярность писателей также начинается через журналы.
При рассмотрении журналов в системе СМИ можно выделить определенные признаки для классификации. «Специфика СМИ как типа коммуникативной деятельности формирует и систему типологических признаков, которые участвуют в создании структуры средств массовой информации.
Это, прежде всего, признаки, обусловленные особенностями компонентов системы СМИ: ее технологической, экономической, редакционной, информационной и аудиторной подсистем, их взаимодействиями со своей средой. Это также признаки, определяемые характером многочисленных функций журналистики как коммуникативной и креативной системы. В этом случае СМИ способствуют реализации функции не только журналистики, но и коммуникативных функций не только журналистики, но и коммуникативных функций различных видов духовной (научной, художественной), духовно-практической (управленческой, образовательной, воспитательной) и практической деятельности, опираясь на функции общественного сознания. Это и признаки, обусловленные процессами организации и самоорганизации системы СМИ» 63. [Шкондин М.В.] Как указывает специалист по журнальной периодике М.И. Шостак, «Само определение печатного издания «журнал» сегодня более вариативно: современные журналы многообразны и по виду, и по формату, и по объему, и по периодичности выхода; однако, перед нами – «единство многообразия», которое подразумевает и непременные, фундаментальные черты, отличающие журнал от газеты. Журнал – объемный и не очень – ориентирован на передачу внеоперативной (оперативность принципиально не существенна), но актуальной информации (аналитической или образной, либо той и другой вместе)»64.
Особенности глянцевого журнала
Если в середине ХХ в. американская пресса формировала медиаобраз it-girl как девушки или женщины, обладающей яркой индивидуальностью, неповторимым обаянием, шармом и энергетикой, то ближе к концу века термин приобрел более приземленное звучание: теперь медиаобраз it-girl -это те дамы, чьими фотографиями пестрят разделы светской хроники в популярных газетах и журналах: актрисы, певицы, музы известных дизайнеров, фотомодели и прочие представительницы шоу-бизнеса.
Сегодня it-girl – это образ, «ярлык», который «прикрепляется» к богатым наследницам и «бездельницам», звездам таблоидов и светских хроник, за фотографиями которых охотятся папарацци. В западной прессе отмечают, что понятие it-girl не пользуется популярностью в Европе или США, такое обозначение социально активной девушки редко появляется в их журналах из-за пренебрежительного оттенка, который был им приобретен за несколько последних десятилетий. В российской же прессе, наоборот, понятие it-girl активно используется в молодежных изданиях для девушек и набирает такую популярность, которая требует отдельного внимания. Первыми прототипами этого медиаобраза в России стали Пэрис Хилтон, Линдси Лохан, Хлое Севиньи, Сиенна Миллер, Мирослава Дума, Дарья Жукова и др.
Медиаобраз it-girl обладает рядом специфических характеристик: Яркая внешность и неповторимый стиль. Прототипами медиаобраза it girl чаще всего становятся модели, fashion-блогеры, девушки, непосредственно связанные с индустрией моды и красоты. Они следят за своей внешностью, стараются придумать свой собственный стиль, быть яркими и заметными. Повышенное внимание к внешнему виду объясняется желанием девушек привлечь внимание фотографов, журналистов, которые могут написать о них в СМИ.
Интерес к моде. Модная индустрия - основная сфера деятельности it girls. Чаще всего эти девушки являются лицом собственного бренда одежды, редакторами моды журналов, ведущими модных блогов.
Активная социальная позиция. It girls активно общаются с журналистами, участвуют в массовых мероприятиях, много путешествуют.
Посещение светских мероприятий. Посещение подобного рода мероприятий - замечательный повод заявить о себе, попасть в колонку светской хроники, дать комментарий для прессы и завести полезные знакомства.
Присутствие в социальных сетях. Новые медиа и, в особенности, блоги - замечательные площадки для it girl по продвижению своего бренда. Одной из наиболее популярных онлайн-сетей является приложение Instagram, где пользователи в режиме реального времени могут разместить фотографии и обменяться комментариями.
Медиаобраз it-girl, олицетворяющий беззаботный стиль поведения, используется чаще всего в изданиях, целевой аудиторией которых являются читательницы в возрасте 18-25 лет. Чаще всего этот образ можно встретить в изданиях следующих сегментов: журналы-lifestyle («Joy!», «Mini», «Glamour» и др.), модный глянец («Vogue», «In Style», «Harper s Bazaar») , журналы о жизни звезд («Отдохни», «OK!», «Star Hit») , клиентские журналы («Стиль де Ботэ»).
Медиаобраз it-girl имеет некоторые черты образов, рассмотренных в предыдущей главе. Среди них: модель, girl next door, girly girl, бизнес-леди, секс-символ. Такое нечеткое позиционирование приводит к тому, что у российской аудитории отсутствует понимание, чем занимаются эти девушки. В СМИ появляется практически равное количество негативных и позитивных публикаций о таких девушках.
Часто прототипы it-girls становятся лицами рекламных и медиакомпаний известных домов моды, а макеты этих кампаний появляются в женских журналах. Например, американская актриса Блейк Лайвли в разное время становилась лицом брендов Chanel и Gucci. Актриса Лейтон Мистер представляла молодежную линию французского бренда одежды Naf Naf. Французская it-girl Леа Сейду становилась лицом туалетной воды Prada Candy. Актриса Скарлетт Йоханссон долгое время представляла ароматы Dolce & Gabbana.Такое сотрудничество выгодно и девушкам, и брендам, так как создает благоприятный имидж для обеих сторон. Рассмотрим несколько примеров создания медиаобраза it-girl российскими СМИ. Портал телеканала «Домашний» так характеризует данный образ: «It-girl – это девушка, точнее ЭТА девушка. Особа, которая вроде бы ничего из себя не представляет – у нее нет ни богатого папы или папика, престижной профессии, высокой зарплаты, заметного таланта, даже эталонной внешности, но, тем не менее, в ней есть нечто особенное – харизма, изюминка, сексуальная привлекательность – благодаря которым данная девушка постоянно находится в центре внимания и все о ней говорят. И благодаря этим же харизме, изюминке, сексуальной привлекательности ЭТА (It – англ.) девушка в итоге получает: а) влиятельных поклонников, б) блестящий брак, в) богатство, г) славу и – частенько остается в мировой истории»106. Российский интернет-портал «newsland.com» в статье «It-girls: Истории успеха светских львиц» предлагает такое описание этого образа: «Они главные героини светской хроники, завсегдатаи модных показов и ночных клубов. Но чем они прославились? В английском языке есть идеальное определение феномена it-girls - «famous for being famous», то есть «знамениты тем, что знамениты»107.
Популярный женский журнал Marie Claire в течение долгого времени ведет рубрику it-girl. В ней создаются медиаобразы девушек, которые рассказывают журналистам о своей семье, кумирах, стиле, планах, работе, жизненных ценностях. В центре внимания этой рубрики - иностранные звезды, актрисы, модели.
Об it-girl пишут книги и снимают телесериалы. Так, например, популярный в США, странах Европы и в России сериал «Сплетница» рассказывает историю успешных молодых людей, живущих на Манхэттене, важной частью жизни которых является посещение модных показов, светских мероприятий, коктейлей и т.д. Сесили Брук фон Зигесар, автор серии романов, по мотивам которых был создан этот молодежный сериал, впоследствии выпустила сборник рассказов под названием «The It Girl», в центре сюжета которых - истории о юной студентке колледжа Дженни Хамфри, которая стремится покорить мир моды.
Особенности языка и стиля глянцевых журналов в контексте формирования медиаконцептов
Ни в одной из проанализированных публикации не упоминается возраст или социальный статус it-girl. Это говорит прежде всего о том, что it-girl - образ, который может быть перенят любой девушкой или женщиной, интересующейся модой и стремящейся обрести индивидуальность. Приведем пример из публикаций: «Где-то швы наружу, где-то подкладка словно не подшита, где-то край не обработан, но сама форма, линии, силуэты - все безупречно. И рассчитано на взрослую женщину, которая не молодится, и на ее юную дочь, которая не стремится казаться трудным подростком. Их героиня - светская дама, it girl, одетая почти в классическую элегантную одежду, но именно в этом "почти" - весь секрет. Именно за это одежду Proenza Shouler обожают Даша Жукова, Кейт Босуорт, Хлое Севиньи» 152.
В статье, посвященной дизайнеру Джорджо Армани, последний так высказался о русских it-girls, назвав их «героинями моды»: «Когда я работал над своей нынешней осенней коллекцией, то представлял себе гостей парижского салона французской писательницы мадам Натали Барни двадцатые годы, которые эпатируют скучных буржуа своими нарядами. К Барни в то время приходил весь свет - Ида Рубинштейн, Жан Кокто, Марсель Пруст, Грета Гарбо. На показе я нарядил моделей в узкие брюки, короткие курточки и забавные подтяжки, на их головах были мягкие шляпки. Они шли под хиты Грейс Джонс и аккордеон. Современные it girls -такие же смелые экспериментаторы, как гостьи салона Барни: они болеют за моду и двигают ее вперед. Образно говоря, каждая из них сама по себе -отдельный светский салон. Я слежу за русскими it girls: видно, что они стараются и часто выглядят интересно» 153.
Термин it-girl так «прижился» в русском «Vogue», что стали появляться и производные от этого словосочетания. Одно из них - it-bag, что в вольном переводе должно означать – «сумочка, которую хочет иметь каждая модница» или «самая лучшая сумочка». Приведем пример анонса раздела моды в «Vogue»: «Эксперименты Миуччи Прады с цветами и материалами уже много сезонов приносят этой сумке лавры it bag. Теперь она розовая - в цвет самых актуальных пальто сезона - или желтая, из страусиной кожи»
Часто упоминание об it-girl появляется в русском «Vogue» в разделе «Светская хроника». Например, заметка из «Vogue» об открытии бутика «Akkilis» в Париже: «Движение на Saint-Honore было парализовано: почетный караул гвардейцев Пятой республики, молекулярная кухня, коктейли и выстрелы пробок шампанского встречали десант it girls из Москвы, где многие годы жила президент и креативный директор ювелирного дома Каролин Гаспар» 155 . Это говорит о том, что одним из основных занятий таких девушек стало посещение модных показов, выставок, презентаций и открытий бутиков.
Так, медиаобраз it-girl аккумулирует в себе культурообразующие смыслы и значения на ментальном, эмоционально-психологическом и предметно-культурном уровнях и обладает ценностной, образной и понятийной сторонами. Он успешно выполняет роль средства взаимопонимания между представителями как массовой аудитории, так и более узкого ее целевого сегмента.
Журнал «Vogue», как и большинство глянцевых журналов, уделяет особое внимание зрительным образам, и практически каждая полоса этого издания содержит фотоматериалы. Медиаобраз it-girl в русском «Vogue» весомо поддерживается с помощью выразительных визуальных средств. Это могут быть специальные фотосессии, портретные фотографии девушек, олицетворяющих образ it girl, репортажи светской хроники, и в меньшей степени - рекламные материалы.
В номере, созданном приглашенным редактором и русской it-girl Дарьей Жуковой, был опубликован специальный тематический фотопроект под названием Russian Dolls с участием одних из самых известных представительниц прообраза it-girls - журналистки и блогера Мирославы Думы, модели Елены Перминовой, дизайнера Вики Газинской и редактора Натальи Гольденберг. По замыслу этой фотосессии девушки выбирают себе наряды, помогают друг другу сделать макияж, просматривают модные журналы и проверяют новости и фотографии в социальных сетях. На последнем кадре подруги одеты в яркие платки-косынки, демонстрируя тем самым красоту классического исконно-русского стиля. Чаще всего на фотографиях девушки it-girl похожи на моделей. Они демонстрируют наряды от кутюр в красивых интерьерах, их внешний вид свидетельствует о том, что они много времени уделяют собственной внешности. На фотографиях из раздела светской хроники девушки всегда одеты в яркие и запоминающиеся наряды, чаще всего на фоне пресс-стены или стены-баннера, где размножен логотип публичного мероприятия.
На обложки русского «Vogue» it-girl попадают редко. Однако в декабрьском номере русского Vogue лицом издания стала модель с мировым именем Марина Линчук. Марина является признанной it-girl в России и за рубежом, в 2013 г. стала одной из ключевых фигур специального шопинг-проекта «Vogue» под названием «Fashion s Night Out», и демонстрировала платья от кутюр в фотопроекте этого же номера «Кабаре». В этом проекте модель предстала в образе дивы старейшего парижского кабаре «Фоли-Бержер».
Ключевыми особенностями всех визуальных материалов, имеющих отношение к it-girl, являются: повышенное внимание к стилю девушек (предметы одежды, которые они носят, могут стать хитами продаж после публикации в «Vogue») (именно поэтому чаще всего акцент делается на фотографиях в полный рост; использование в фотосессиях узнаваемых российских и зарубежных it-girl); все девушки выглядят ухоженными, стильно одетыми, позитивно-настроенными и уверенными в себе; существование двух противоположных вариантов трактовки образа через визуальные средства, первый - подчеркнутая исключительность, выделение it-girl среди обычных девушек. Так, на фотографиях и иллюстрациях девушки выглядят недосягаемыми дивами и принцессами из высшего общества. Второй: отождествление it-girl с рядовыми россиянками. Например, в фотопроекте «Russian Dolls», девушки хоть и примеряют дорогие наряды и находятся в шикарном номере отеля, но их заботят мелочи, о которых может думать самая обычная девушка: не размазалась ли помада и сколько «лайков» собрала ее фотография в сети «Фейсбук». Следовательно, медиаобраз it-girl воплощается в поликодовом формате, который позволяет актуализировать общие архетипические смыслы и признаки культуры, формирует общую медиакартину мира.