Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Коммуникативные стратегии негосударственных радиостанций в рамках медиапространства поволжского региона (по материалам эфира «авторадио», «дорожное радио») Чаткина Марина Геннадьевна

Коммуникативные стратегии негосударственных радиостанций в рамках медиапространства поволжского региона (по материалам эфира «авторадио», «дорожное радио»)
<
Коммуникативные стратегии негосударственных радиостанций в рамках медиапространства поволжского региона (по материалам эфира «авторадио», «дорожное радио») Коммуникативные стратегии негосударственных радиостанций в рамках медиапространства поволжского региона (по материалам эфира «авторадио», «дорожное радио») Коммуникативные стратегии негосударственных радиостанций в рамках медиапространства поволжского региона (по материалам эфира «авторадио», «дорожное радио») Коммуникативные стратегии негосударственных радиостанций в рамках медиапространства поволжского региона (по материалам эфира «авторадио», «дорожное радио») Коммуникативные стратегии негосударственных радиостанций в рамках медиапространства поволжского региона (по материалам эфира «авторадио», «дорожное радио») Коммуникативные стратегии негосударственных радиостанций в рамках медиапространства поволжского региона (по материалам эфира «авторадио», «дорожное радио») Коммуникативные стратегии негосударственных радиостанций в рамках медиапространства поволжского региона (по материалам эфира «авторадио», «дорожное радио») Коммуникативные стратегии негосударственных радиостанций в рамках медиапространства поволжского региона (по материалам эфира «авторадио», «дорожное радио») Коммуникативные стратегии негосударственных радиостанций в рамках медиапространства поволжского региона (по материалам эфира «авторадио», «дорожное радио») Коммуникативные стратегии негосударственных радиостанций в рамках медиапространства поволжского региона (по материалам эфира «авторадио», «дорожное радио») Коммуникативные стратегии негосударственных радиостанций в рамках медиапространства поволжского региона (по материалам эфира «авторадио», «дорожное радио») Коммуникативные стратегии негосударственных радиостанций в рамках медиапространства поволжского региона (по материалам эфира «авторадио», «дорожное радио») Коммуникативные стратегии негосударственных радиостанций в рамках медиапространства поволжского региона (по материалам эфира «авторадио», «дорожное радио») Коммуникативные стратегии негосударственных радиостанций в рамках медиапространства поволжского региона (по материалам эфира «авторадио», «дорожное радио») Коммуникативные стратегии негосударственных радиостанций в рамках медиапространства поволжского региона (по материалам эфира «авторадио», «дорожное радио»)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чаткина Марина Геннадьевна. Коммуникативные стратегии негосударственных радиостанций в рамках медиапространства поволжского региона (по материалам эфира «авторадио», «дорожное радио»): диссертация ... кандидата Филологических наук: 10.01.10 / Чаткина Марина Геннадьевна;[Место защиты: «Казанский (Приволжский) федеральный университет], 2016.- 175 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 Негосударственное радиовещание в реалиях региональной медиасреды

1.1 Сущностная новизна и формальные новации негосударственного радиоэфира .14

1.2 Региональные FM-радиостанции Поволжья как фактор развития негосударственного радио 34

1.3 «Повседневность» в тематических концептах радиопрограмм «Авторадио», «Дорожное радио» 58

ГЛАВА 2 Жанровый и конструктивно-стилевой вектор целевых негосударственных радиостанций

2.1 Особенности программирования в региональном негосударственном FM-радиовещании .81

2.2 Коммуникативные стратегии негосударственного радио и жанрово-стилистическая специфика .105

2.3 Роль коммуникативно-речевой компетентности в формировании имиджа ведущего радиопрограммы 127

Заключение 150

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В результате социокультурной трансформации в структуре отечественного медиапространства оформляется новый раздел журналистики – негосударственное радиовещание. Динамичное увеличение коммерциализированного информационного контента повлекло за собой обострение конкуренции среди участников коммуникации и явилось причиной поиска специализации радиоэфира. В связи с этим новым направлением радиовещания становится организация работы целевых негосударственных радиостанций. Под целевой радиостанцией мы понимаем такую форму вещания, которая предполагает определенную целевую аудиторию. С точки зрения теории журналистики целевая аудитория – аудитория, обладающая набором общих социальных характеристик и состоящая из людей с едиными информационными интересами, которые, в свою очередь, обусловлены единством социальных статусов (в частности, профессиональ-ных). Возрастающее значение целевого негосударственного радиовещания в условиях конвергенции медиасистемы и определяет актуальность изучаемой темы диссертации, которая продиктована разнообразными аспектами. Во-первых, в условиях динамического развития мас-смедийной системы изучение специфики целевого радиовещания с учетом регионального контекста представляет собой значительный теоретический и практический интерес. Во-вторых, анализ структурных основ негосударственного вещания отражает непосредственное взаимодействие формата станции с частной формой собственности. В-третьих, формальные новации негосударственного радиовещания отразили новые принципы программирования радиоэфира. В связи с этим становится актуальным исследование коммуникативных стратегий и жанрово-стилистической специфики радиостанций. В-четвертых, негосударственные радиостанции являются эффективным каналом коммуникации, где главным звеном является целевая аудитория. Выбор целевой аудитории изучаемых радиостанций объясняется несколькими причинами: высоким социальным статусом, достаточным уровнем потребительской активности, социально активным возрастом. В целом это стабильная и привязанная к информационному контенту часть населения.

1 Социология журналистики / под ред. С. Г. Корконосенко. М. : Аспект Пресс, 2004. 421 с.

Степень научной разработанности темы. В работе использованы принципы комплексного структурно-типологического подхода в вопросе изучения информационного контента в рамках радиокоммуникации. Основными методологическими концепциями, предложенными гуманитарным знанием и представляющими наибольший интерес для представленного диссертационного исследования, являются культурологический, медиалингвистический2 и психологический3 подходы.

Теоретико-методологическую основу диссертации составляют идеи и гипотезы, отраженные в трудах Л. Д. Болотовой «Особенности современного радиовещания», Я. Н. Засурского «Телерадиоэфир: история и современность», Е. С. Дорощук «Журналист и журналистская

1 Денис Э., Мерим Б. Беседы о масс-медиа. М. : Вагриус, 1997. 383 с.; Ис-
серс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М. : УРСС :
ЛКИ, 2008. 288 с.; Каминская Т. Л. Структура категории «образ адресата массо
вой коммуникации» // Вест. Челяб. гос. ун-та. Серия «Филология. Искусствове
дение». Челябинск, 2008. № 12 (113). С. 51–59; Кронгауз М. Русский язык на гра
ни нервного срыва. М. : Знак : Языки славянских культур, 2008. 232 с.; Ржанова
С. А. Язык как средство публичного об-щения: из опыта региональных СМИ. Са
ранск : Издат. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2011. 200 с.; Славкин В. В.
Журналистский текст в динамичес к о м а с пекте // Вест. Моск. ун-та. 2005. № 2.
С. 17–18.; Шарков Ф. И. Теории коммуникации. 2-е изд. М. : РИП-Холдинг,
2006. 240 с.

2 Колмогорова Н. С. Коммуникативная компетентность как условие и
следствие становления направленности личности : автореф. дис. … канд. псих.
наук : 19.00.01. Барнаул, 2004. 23 с.; Психология массовой коммуникации / под
ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. М. : Гардарики, 2008. 256 с.;
Самарцев О. Р. Современный коммуникативный процесс: теория и методика
журналистики. Ульяновск : УлГТУ, 2000. 259 с.; Стернин И. А. Фактор адресата
в речевом воздействии // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Филология. Журнали
стика. 2004. № 1. С. 171–178.

3 Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика текста : слов.-тезаурус.
М. : Флинта : Наука, 2009. 384 с.; Болотнова Н. С. Филологический анализ тек
ста. 3-е изд., испр. и доп. М. : Флинта : Наука, 2009. 520 с.; Добросклонская Т. Г.
Язык средств массовой информации. М. : КДУ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2007.
104 с.; Ермакова О. П., Земская Е. А. К построению типологии коммуникативных
передач (на материале естественного русского диалога) // Русский язык в его
функциональных разновидностях. Коммуникативно-прагматический аспект. М. :
Наука, 1993. С. 30–65; Трошина Н. Н. Стилистические параметры текстов массо
вой коммуникации и реализация коммуникативной стратегии субъекта речевого
воздействия // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М. : Наука,
1990. С. 62–69.

деятельность в системе публичных коммуникаций», Н. Н. Богомоловой «Социальная психология массовой коммуникации», Г. П. Бакулева «Конвергенция медиа и журналистика», Н. Б. Кирилловой «Медиа-среда российской модернизации» .

В данном диссертационном исследовании важную роль играет радиожурналистика, рассматриваемая в контексте региональной составляющей. Специфика региональной радиожурналистики представлена следующими работами: Т. И. Арсеньевой «Формирование информационной среды региона», О. А. Аристарховой «К вопросу об особенностях регионального радиовещания», И. М. Дзялошинского «СМИ, власть и гражданское общество в регионе», А. В. Бастрикова, Е. С. Дорощук, Л. М. Салминой, Т. А. Спирчаговой, Д. В. Туманова, С. К. Шайхитдиновой «Медиатворчество», Л. Г. Свитич «Региональная и местная пресса сегодня: опрос журналистов», Д. Боровкова «Региональное радио - "золотая жила?"» .

Профессионализм и мастерство радиожурналистов рассмотрены в следующих работах: Б. Д. Гаймаковой «Мастерство эфирного выступления», В. В. Гаспаряна «Работа радиожурналиста (технология творчества)», М. В. Омелина «Проблемы информатизации творческой

1 Бакулев Г. П. Конвергенция медиа и журналистика. М. : Институт повы
шения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2006. 109 с.; Бо
гомолова Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации. М. : Аспект-
Пресс, 2008. 191 с.; Болотова Л. Д. Отечественное радиовещание в начале
XXI века: новые реалии и старые проблемы // Телерадиоэфир: история и совре
менность / под ред. Я. Н. Засурского. М. : Аспект-Пресс, 2005. С. 147–162.; До-
рощук Е. С. Журналист и журналистская деятельность в системе публичных
коммуникаций. Казань : Изд-во Казанского университета, 2006. 260 с.; Кирилло
ва Н. Б. Медиасреда российской модернизации. М. : Академический Проект,
2005. 400 с.; Телерадиоэфир: История и современность / под ред. Я. Н. Засурско-
го. М. : Аспект-Пресс, 2005. 239 с.

2 Арсеньева Т. И. Формирование информационной среды региона. Н. Нов
город : Изд-во Нижегор. ун-та, 2000. 207 с.; Аристархова О. А. К вопросу об осо
бенностях регионального радиовещания // Коммуникация в современном мире :
сб. материалов Всерос. науч-практ. конф. Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та,
2005. С. 145–146.; Бастриков А. В., Дорощук Е. С., Салмина Л. М., Спирчаго-
ва Т. А., Туманов Д. В., Шайхитдинова С. К. Медиатворчество : учеб. пособие.
Казань : УНИПРЕСС, 2002. 183 с.; Боровков Д. Региональное радио – «золотая
жила»? // Broadcasting. Телевидение и радиовещание. 2004. № 4. URL: les/view/ARTID__110/; Дзялошинский И. М. СМИ, власть
и гражданское общество в регионе. М. : Пульс, 2002. 44 с.; Свитич Л. Г. Регио
нальная и местная пресса сегодня: опрос журналистов // Современная пресса:
теория и опыт исследования. М., 2007. 324 с.

деятельности радиожурналиста», М. П. Сенкевича «Культура радио- и телевизионной речи» .

Проблемам жанровой дифференциации и специфики посвящены работы И. В. Тру фановой «О разграничении понятий: речевой акт, речевой жанр, речевая стратегия, речевая тактика», В. В. Смирнова «Жанровая система радиожурналистики». Но следует отметить, что специфика радиоэфирных материалов, коммуникативные особенности текстов радиопрограмм регионального негосударственного вещания пока остаются без пристального внимания ученых.

Объектом исследования диссертационной работы выступает негосударственное радиовещание, представленное программами целевых радиостанций «Авторадио», «Дорожное радио» в эфире Поволжского региона.

Предметом исследования является процесс создания целевой аудитории негосударственного вещания в условиях конвергенции.

Хронологические рамки исследования охватывают период 2000-2015 гг., что позволяет проанализировать и охарактеризовать процессы, отражающие динамику и тенденции развития целевого негосударственного радиовещания.

Цель исследования - определить процесс взаимосвязи системообразующих характеристик целевого негосударственного радиовещания в рамках регионального медийного пространства.

Цель предопределила следующий ряд исследовательских задач:

выявить факторы перестройки отечественной модели радиовещания, условий формирования и функционирования целевого негосударственного радио;

определить особенности информационного взаимодействия СМИ и аудитории через коммуникативную компетентность радиоведущих в формате конструктивно-стилевой специфики радиостанций «Авторадио», «Дорожное радио»;

1 Гаймакова Б. Д., Макарова С. К. Мастерство эфирного выступления. М. :
Аспект-Пресс, 2004. 283 с.; Гаспарян В. В. Работа радиожурналиста (технология
творчества) : учеб. пособие. М. : Институт повышения квалификации работников
телевидения и радиовещания, 2000. 37 с.; Омелин М. В. Проблемы информатиза
ции творческой деятельности радиожурналиста : автореф. дис. ... канд. филол.
наук : 10.01.10. М., 1999. 21 с.; Сенкевич М. П. Культура радио- и телевизионной
речи : учеб. пособие для вузов. М. : Высш. шк., 1997. 95 с.

2 Смирнов В. В. Жанровая система радиожурналистики. Становление. Эво
люция развития. Структура. Ростов н/Д : Литфонд, 2004. 76 с.; Труфанова И. В.
О разграничении понятий: речевой акт, речевой жанр, речевая стратегия, речевая
тактика // Филологические науки. 2001. № 3. С. 58–59.

– провести комплексный сравнительный анализ содержания и моделей позиционирования в эфире выпусков тематических и новостных радиотекстов для определения жанрово-стилистической организации целевого негосударственного радиовещания;

– проанализировать концептуальные механизмы воздействия информационного контента на аудиторию и степень их интеграции в повседневную жизнь социума.

Методологическая база исследования основана на принципах историзма, объективности и системности.

Основным концептообразующим подходом для диссертационного исследования является типологический метод, предоставивший возможность максимально объективно воспроизвести системные трансформации современного информационного пространства. Для разрешения некоторых поставленных исследовательских задач в работе также применены императивы общенаучных методов анализа и синтеза.

Эмпирической базой исследования послужили информационные, тематические, музыкальные, рекламные материалы целевых негосударственных радиостанций «Авторадио», «Дорожного радио», осуществляющих вещание в административных центрах субъектов Поволжского региона: г. Астрахань, Казань, Киров, Нижний Новгород, Самара, Саратов, Ульяновск, Чебоксары.

Новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые предпринята попытка комплексного анализа формообразующих характеристик, жанрово-стилистической специфики и коммуникативных стратегий целевого негосударственного радиовещания в рамках регионального информационного контента. По итогам проведенного исследования, в соответствии с поставленными целями и задачами, диссертантом обнаружены и предложены следующие научные результаты:

– впервые проводится комплексный анализ роли негосударственного радиовещания в развитии медиаотрасли;

– установлены типологическая специфика радиостанций, носящих информационно-музыкальный характер, своеобразие радиоэфирного материала;

– выделено негосударственное радио как вид профессиональной деятельности во взаимодействии с рекламной коммуникацией;

– продемонстрировано, как радиостанции региона направляют свои действия на переход в обязательный онлайн формат, организацию модели мобильного предоставления услуг.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования. Результаты диссертационной работы заключаются в том, что полученные автором в ходе научных и практических изысканий разработки, наблюдения, выводы способствуют аккумулированию научной мысли в систему знаний о системе целевого негосударственного радиовещания на современном этапе.

Исследование может быть использовано преподавателями, занимающимися вопросами теории и практики современной журналистики, региональной журналистики в контексте отечественной системы радиовещания. Материалы диссертационной работы могут помочь журналистам-практикам для освоения умений и навыков журналистского позиционирования в формате редакционной политики.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы, сформулированные в работе, были представлены диссертантом в качестве докладов и сообщений при участии в XIII республиканской научно-практической конференции «Наука и инновации в Республике Мордовия» (Саранск, 2013); II Всероссийской научно-методической конференции «Слово – образ – текст – контекст» (Один-цово, 2013); Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие современной науки» (Уфа, 2014); Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 35-летию создания кафедры журналистики и 25-летию открытия специальности «Журналистика» в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева, «Журналистика в условиях социально-политической конвергенции российского общества» (Саранск, 2014); IX Международной научно-практической конференции «Мультимедийная журналистика Евразии – 2015: медиатизация социально-культурного пространства и медиакратия в условиях новой ме-диареальности Востока и Запада» (Казань, 2015).

Положения, выносимые на защиту:

  1. Трансформация социокультурной обстановки в обществе повлияла на возникновение нового явления российской журналистики – целевого негосударственного радиовещания, которое несет в себе информационно-рекламную функцию.

  2. Специфика информационного компонента целевого негосударственного вещания способствует конструированию собственных концептуальных моделей: «уклад жизни автомобилиста», «безопасность на дороге», «настроение», «культура водительского поведения», «информирование».

  3. Аудитория стала активным элементом системы массовой коммуникации, изменившим подходы к формированию программ, орга-

низацию и психологию журналистского творчества, представленного в диверсификации жанров в условиях медиаконвергенции.

4. Коммуникативная стратегия связывает концептуальные, мировоззренческие, содержательные факторы развития целевой негосударственной радиостанции, формируя социально-культурную ситуацию в обществе.

Структура и объем диссертации. Структурная организация диссертации определена замыслом, целью и задачами; работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, состоящего их 238 источников. Объем работы – 175 листов.

Региональные FM-радиостанции Поволжья как фактор развития негосударственного радио

Например, популярностью пользуется утреннее ток-шоу «Мурзилки Live» на радиостанции «Авторадио». Ведущие активно общаются с аудиторией, разыгрывают и развлекают слушателей, сообщают информацию о пробках, обсуждают актуальные темы в стране и мире. Визитной карточкой утреннего шоу является рубрика «Песня в тему», в которой ведущие шоу Михаил Брагин, Татьяна Гордеева и Захар Краснов - трио «Мурзилки Int.» – поют пародии на самые актуальные и забавные новости. Исполняются пародии «вживую», под аккомпанемент музыкантов квартета «Мурзилки band». Эфирная студия оборудована музыкальными инструментами и концертным оборудованием. Аудитория радиоканала желает не просто получать информацию, но и участвовать в процессе ее возникновения.

Также радиостанция «Дорожное радио» использует в работе позиционирующие элементы в радиопрограмме «Дорожная хроника»: Приветствие диктора: «Приветствуем всех, кто в пути/дороге или отправляется в дорогу/в путь» вербально выражает подсознательно воспринимаемое аудиторией настроение «Дорожного радио»: настроение дороги, намерение отправиться в путь. Ожидание этого настроения – основной повод для включения радиостанции вновь. По ходу программы диктор обращается к различным участникам дорожного движения: автомобилистам, пешеходам, пассажирам общественного транспорта. Это подчеркивает широкопрофильность «Дорожного радио», которое, в отличие от конкурентов, сообщает оперативную информацию не только для автомобилистов, но и для всех других участников движения. В конце программы той же цели служит приглашение аудитории к звонкам по горячей линии. В нем, одновременно с номером горячей линии, диктор напоминает и тематику принимаемой информации: «о дорожной обстановке, и (изменениях в) работе общественного транспорта»1.

Следующим качественным приобретением становится – доминирование в радиоэфире диалога, разговора. Исключив из эфира сложные научные термины и понятия, радио стало более речевым, более понятным и доступным. Популярными становятся такие жанры как беседа, опросы, ответы на звонки в студию, интервью, тематические программы, дискуссии на всевозможные темы. Такой творческий подход подводит к разнообразному тематическому вещанию, увеличению жанровых возможностей.

В основу работы современной негосударственной радиостанции лег принцип программирования. С течением времени образовались два вида программирования музыкально-информационных станций:

1. Горизонтальное программирование подразумевает под собой принцип всеохватности. Разрабатывая будущее направление вещания, радиостанция опирается только на массовое удовлетворение потребностей всей аудитории, проживающей на данной территории, при этом не разделяя ее на тематические предпочтения слушателей.

2. Вертикальное программирование ассоциируют с определением «формат». Формат – это стиль радиопрограмм, призванный удовлетворить вкусы определенной целевой аудитории2.

Проведенное нами исследование показало, что постоянный поиск нового контента, основного информационного стержня, инновационных открытий, форматирование звука, изменение стилистики звучания – все это отличает негосударственные средства вещания.

Теперь радиостанции предоставляют возможность своим слушателям самые качественные музыкальные программы со всевозможными вкусовыми предпочтениями. Насыщенность и разносторонность передач играют важную роль в отличительных характеристиках. Негосударственная радиостанция стремится подчеркнуть свою неповторимость и одновременно универсальность, что неизменно приводит к появлению разнообразных радиостанций.

Использование современных технологий позволило продолжать развитие информационного радиовещания, усилить оперативность.

Понимание большого влияния новостных передач на аудиторию кардинально изменило масштабы этих программ в работе радиостанции. Появилась динамика, выпуски стали намного короче и конкретнее излагаться. Информационная программа негосударственного радио четко разделила факты от комментариев, появилась мгновенная оперативность, использование на практике разнообразных источников информации.

Абсолютно новым направлениям становления радиовещания является поиск своей специализации, т.е. поиск узкого, специфического формата. Наиболее выгодным решением для станции является наличие однородной публики. Это выгодное решение как для рекламодателя и радиостанции, так и для радиослушателей. Формирование состава будущей аудитории – достаточно мощная зависимость от новых передач и их форматов. Благодаря форматному программированию негосударственная радиостанция добивается строгой специализации организации, качественной и гарантированной защиты от форматного размывания, дольше удерживает своего слушателя. Формат является концентрацией содержательных, информационных и стилистических критериев. То есть, формат можно описать как стиль радиопрограмм, направленный на удовлетворение вкусовых потребностей своей основной категории слушателей. Главные критерии, характеризующие формат, это образ самого эфира, а также стилистика радиопрограмм, их позиционирование и презентация для аудитории.

«Повседневность» в тематических концептах радиопрограмм «Авторадио», «Дорожное радио»

Программность является главной особенностью вещания. Главным и несомненным достоинством радиопрограммы является непосредственное влияние на восприятие слушателя, его самостоятельных категорий, создавая тем самым отдельный контекст взаимодействия радиопередач при их функционировании.

Радиопрограмма помогает выделить основную концепцию всего вещательного канала в целом, влияние радиоорганизации на события, запросы, интересы, а также ожидания аудитории.

Радиопрограмма ассоциируется с некой воображаемой «мозаикой», благодаря которой и составляются музыкальные и речевые аспекты вещания.

Реализация функций современной радиожурналистики происходит благодаря многообразию жанров. Жанр — это неотъемлемая часть вещания, обуславливающая воплощение конкретного произведения. Конструкция радиопрограммы включает в себя форму радиовещания, а также жанр радиожурналистики. Наиболее подвижной из перечисленных составляющих являются формы радиовещания, обусловлено это качество за счет постоянной изменчивости их основных функций.

Жанр обладает более консервативными характеристиками, особенно явно это проявляется в его структурном построении, признаках, способах применения средств выражения. Жанр – это связующий мост между журналистом и его аудитории.

Существует набор специфических признаков жанра, которые обусловлены его задачами, а также видом материала. Внутри каждого жанра находится определенный вектор, позволяющий воплотить материал. Также жанр и обусловлен влиянием функционального вектора, его изменениями и колебаниями в каждой отдельной ситуации. В свою очередь изменения, происходящие в векторе функции могут зависеть от поставленных задач перед журналистом, от традиционных особенностей редакции, а также от того, какое место в программе занимает данное произведение.

Способом решения поставленных перед журналистом задач являются акустические, композиционные, формообразующие и лексические средства. Определенный жанр отражает происходящее с указанной глубиной и объемами используемого документального материала. Именно поэтому жанры имеют отличия, проявляющиеся в масштабе обобщения и отражения. Каждый случай уникален и не может быть подогнан в определённые временные рамки. Объем используемого материала также является одним из главных критериев жанра. Прогрессирование жанра – процесс, зависящий от исторических условий, особенностей внутреннего становления жанра, жанрового окружения в коммуникационном канале, а также непосредственного воздействия радиоканалов.

Единая система жанров современной радиожурналистики позиционируется как непосредственная совокупность жанров, динамические связи которых могут быть определены следующими показателями: – отражением потребностей жизни современного человека с целью информирования, а также воздействия на формирование общественного мнения; – деятельность радиожурналистики в системе СМИ; – публицистическим видом; – жанровым функционированием, закономерностями их формирования.

Жанровая система довольно гибкая и податливая структура, которая имеет свойство к постоянной изменчивости. Характерными чертами системы жанров является непосредственное взаимовлияние, взаимодействие и взаимопроникновение жанров, их модификаций, соответствуя изменчивости поставленных задач.

Работа всей жанровой системы радиожурналистики это сложный, многогранный процесс, зависящий не только от политической ситуации в жизни общества, но и от наличия современного высокотехнологичного оборудования и собственного внутреннего самосовершенствования. Течение процесса характеризуется динамикой всех его составляющих. От положительного и гармоничного функционирования всех элементов системы радиовещания зависит положение радио в жизни общества и всей системы СМИ. Процесс напрямую связан с трансформированием радиожанров в ходе изучения способностей современной радиожурналистики в контексте изменяющихся взаимоотношений со слушателями.

Радиопрограммы, звучащие в эфире «Авторадио», «Дорожного радио» напоминают тексты живых разговоров, а именно: –по определенной тематике; –по имитированию естественной речи и беседы; –по непосредственной окружающей обстановке; –по связям со звучанием; –по присоединению дополнительных средств языка невыразительного характера. В плане текстового содержания разговорность – единственная категория, которая так же не ограничена, как и массовая коммуникация. Связующим звеном и массовой коммуникации и разговорности является сиюминутная актуальность, которая имеет приходящий или же наоборот постоянный характер. К примеру, итоги президентских выборов, течение военно-боевых действий, инновационное открытие, состояние рынка валюты и т.п.

Коммуникативные стратегии негосударственного радио и жанрово-стилистическая специфика

Повышенное и динамичное влияние на жанры и формы речи в отечественном радиовещание говорит о том, что поток информации имеет два основных направления, благодаря чему впитывая и обрабатывая полученную информацию пассивная составляющая коммуникаций, превращается в более активную.

Случается, что адресант становится непосредственным адресатом, которому и предназначается переданный текст. Примером может стать совсем недавнее лидерство среди остальных радиожанров монолога, однако на сегодняшний день речь на радиостанциях имеет цель удовлетворить информационные потребности слушателя, и имеет в основном спонтанную направленность. Например, в региональном радиоэфире «Авторадио», «Дорожное радио»: «… 6-го декабря, все на Зимний Автопикник в Порошино! Начало в 12.00!..» («Авторадио. Киров» эфир от 29.11.2015 г.) «… Весна - время любви к кино! Угадывай любимые фильмы и получай за это призы «Авторадио»…» («Авторадио. Нижний Новгород» эфир от 20.03.2014 г.) «… Спасибо всем, кто принес победу в голосовании спортивному комплексу NRing, кто верит в нас, кто ценит наши старания и теплую атмосферу NRing!...» («Авторадио. Нижний Новгород» эфир от 06.06.2015 г.) «… Из-за ДТП с маршруткой на Локомотивной образовалась пробка в сторону Киндяковки…» («Авторадио. Ульяновск» эфир от 10.03.2016 г.) «… В Ульяновске переведут время на час вперед. Напомним, что в ночь с 26 на 27 марта 2016 года в 02:00 ульяновцы вернутся к местному времени…» («Авторадио. Ульяновск» эфир от 14.03.2016 г.)

Такой радиомонолог приобретает вид диалога, так как именно диалоговое общение наиболее естественно и привычно для слушателя, при этом учитываются все нормы разделения на субъекты и объекты, и целью ведущего является непосредственное воздействие на аудиторию.

При сравнении исторических особенностей формирования радиомонолога и радиодиалога в пределах радиожурналистики стоит учесть мнение профессора В.В. Смирнова о том, что жанр обладает контактной обращенностью к слушателям, имеет тональность, отсюда можно сделать вывод о том, что каждый радиожанр содержит в себе внутренний диалог со слушателем. Здесь существует процесс увеличения диалоговости в течение всего исторического становления радиовещания, от начального внутреннего диалога, который представлен жанром как монолог, до свободного диалога с аудиторией в режиме прямого эфира.

Практика коммерческого радио показала, что многие жанровые системы подверглись значительным трансформациям, большинство жанров в особенности такие, как документальные и художественные отошли на второй план, прогрессивному формированию подверглись жанры интервью и беседы.

Диалоговая форма общения – самая продуктивная и эффективная форма общения, благодаря которой максимально увеличивается аудитория, тем самым происходит повышение рейтинга СМИ и усиливается приток рекламодателей.

Неотъемлемой чертой профессионализма ведущего является умение общаться со слушателем, наличие коммуникабельности, склонности к общению, проявление инициативы в диалогах. Ведущей понимает и знает языковые особенности общества, его сознание, особенности и социальный уровень проживания.

Найти общий язык с массовой общественностью, значит быть готовым к использованию коммуникативных стандартов. При таких условиях может возникнуть диалектическое противоречие, чем строже применяется тот или иной стандарт, тем больше обезличивается уникальный образ вещателя информации, берущий ответственность и обязательства языкового употребления. Решением проблемы может стать дифференциация действующих, а также формирование абсолютно новых жанровых категорий, что находит широкое применение в современном радиоэфире.

Объяснение прогрессивному развитию многочисленных жанровых категорий можно найти в использования речевых тактик и коммуникативных стратегий.

Первостепенные характеристики речевого акта объясняются тем, что контакты при помощи интерактивных технологий являются, в основном, спонтанным и импровизированным действием, проявляющимся в большей степени в одномоментном общении и стандартизации коммуникативного акта. Так как наше исследование направлено на познание коммуникативного акта в практике радиовещания, встает острая потребность в анализе культурно-языковых особенностей, которые несут непосредственное влияние на коммуникативную ситуацию в эфире радиостанций.

В современном радиоэфире происходит удаление границ между формальным публичным общением и неформальным личностным. С.И. Сметанина связывает увеличение количества участников коммуникаций, которое в свою очередь приводит к экспансии культуры низших слоев в массовость, культуре современной молодежи, а также субкультуры уголовного характера1.

Роль коммуникативно-речевой компетентности в формировании имиджа ведущего радиопрограммы

По мнению исследователя Я. Белицкого, именно разговорный, а не книжный или же газетный язык должен быть языком радиостанций. Он считал, что по своей сути, и природе появления радио должно быть основано только на разговорной речи1.

Многие исследователи2, опираясь на свои наблюдения, связанные с устной формой монолога на радиостанции, а также особенностями оправданного использования большинства лексико-структурных средств, присущих диалогу, пришли к единогласному суждению о том, что наиболее выгодным для радиостанции будет разговорное вещание. Разговорность является непосредственной основой языковой радиофоничности.

Стоит заметить тот факт, что полностью уравнивать тексты массмедийного содержания с разговорными не является правильным решением, так как сходство лингвистических и экстралингвистических особенностей является относительным.

Массмедиа желают добиться интерактивности, то есть установить в среде непосредственно разговаривающих и общающихся людей обратную связь, однако достичь постановленной цели до сих пор пока не удалось. Возможности современного интернет-соединения помогают в реализации этой цели. В принципе это и есть главное условие, обуславливающее физическую разобщенность разговаривающих, определение у них некой дистантности и неизвестной массовости как непосредственных реципиентов, так и информационных доноров. Установить длительный контакт со слушателем, не дать ему возможности переключить радиостанцию, а быть может и вовсе выключить радиоприёмник добиться намного сложнее, чем при живом или визуальном контакте.

Поэтому мы считаем, что на радио, в условиях непосредственного общения помимо коммуникативной компетенции, о чем мы говорили, рассматривая роль ведущих программ, важна функциональная компетенция, то есть умение выбрать из определенной ситуации нормы и средства передачи информации, а также лексические или морфологические формы.

Исходя из полученных данных можно сделать вывод о том, что текстовые массмедиа оказали буквально революционное влияние на изначально привычный звуковой язык, а также смогли тем самым противопоставить основы письменности и устности, что, несомненно, вошло в историю всего мира. Интенсивность, а также непрерывной поток механизма коммуникации имеет кардинально иную природу происхождения и протекания. Процесс имеет довольно серьезные ограничения массмедийными рамками, сдержанное содержанием, а также жаждой обновления средств для выражения эмоционального напряжения.

Наши наблюдения за радиоречью показали близость эфирного звучания к разговорной речи. В частности, невозможно даже вообразить и интерпретировать реакцию большинства слушателей радиостанций, если бы в вещание огромным потоком хлынули только грамматически, лексически, морфологически, а также фонетически грамотные и правильные эфиры. Монотонная литературная речь не приемлет наличие отступлений от определенного жанра. Однозначно можно предположить, что такое употребление языковых средств разговорной речи без употребления эмоционально окрашенных компонентов, вызвало довольно негативный всплеск со стороны общественности.

Закон коммуникативной целесообразности опирается на личное, непосредственное общение, благодаря чему говорящие могут выбрать наиболее оптимальный и подходящий вариант языковых средств для конкретной речевой ситуации.

Нейтральными считаются и такие книжные слова как посетить, перебазироваться, интенсивный, опустить и так далее. Многие профессионализмы как госпитализировать, вести бой, бороться и пр. объяснить такое явление можно тематическим разнообразием современного образа жизни человека.

Таким образом, результаты изучения роли коммуникативно-речевой компетентности в формировании имиджа ведущего радио программы позволяют прийти к следующим выводам: – особенность общения на радио отражает такие ключевые моменты как закономерность между восприятием выступающего и воздействием его сообщения на аудиторию: положительный образ коммуникатора содействует положительному восприятию его сообщения, и наоборот. – при восприятии образа коммуникатора учитываются два равнозначных аспекта, формирующие отношения, во-первых, между выступающим и сообщением, во-вторых, между выступающим и аудиторией. Каждый аспект наделен системой характеристик и типом ведущих, опираясь на их личностное вмешательство в смысловое содержание передаваемой информации. – направленность радио как прямого собеседника включает в себя структуру организации эфиров, тематические аспекты радиопередач и регулярных рубрик. Обладание коммуникативной компетенцией предполагает наличие таких качеств как понимание и способность применять коммуникативные стратегии и тактики на практике; разносторонность их использования. – первостепенным звеном в создании облика радиостанций на коммерческой основе является личностная составляющая, а именно, имидж ведущего. Это своеобразная визитная карточка радиоканала, персональный символ и образец, непосредственно влияющий на дальнейшее развитие саморекламы радиостанции. Это особенный, самостоятельный, индивидуальный коммуникатор умеющий реализовать все ресурсы своего когнитивного потенциала. Потому для воплощения поставленных целей в реальность радиоведущий должен обладать методами вербального и невербального общения. – благодаря анализу коммуникативной плоскости деятельности радиоведущего мы смогли наиболее конкретизировано представить арсенал составляющих имиджа узнаваемой радиостанции. Творческая деятельность ведущих у микрофона разделена на три части, это утренний, дневной и вечерний категории, каждая категория имеет персонального, определенного ведущего ответственного за свое выделенное время. – основным заполняющим звеном многопрофильной радиостанции «Авторадио» являются новостные и информационные блоки, а также тематические авторские программы. Если изменять среднее процентное соотношение составляющих радиоэфира информационно-музыкального канала, то в сумме вышло бы 60% музыки и 40% информации. Это прямым образом влияет на подбор ведущих радиоканала. В своем коллективе, и в прямом эфире непосредственно на радиостанции «Авторадио» предпочтительней набирают ведущих с богатым жизненным опытом, свободно ориентирующихся в автомобильных новинках и тенденциях.