Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМІ. Развитие средств кассовой информации на стыке тысяче-їтий свидетельствует о глобализации коммуникационных процессов, ускорении <едрекия новых технологий, с помочь» которых одинаково легко перерабатывает-\ как текстовая, так и изобразительная информация. При этом насыщенность >ммуникационных каналов изобразительной информацией растет. Рассмотрение ічальньк этапов становления мировой и отечественной иллюстрированной пери-(ики позволяет выявить как присуи^е им сб^ецивияизациоиные закономерности, *к и особенности протекания этих процессов на Украине.
Возкікновение системы средств массовой информации, в той числе иялюстри->ванной печати, неотрывно от процессов формирования наций, государств и їлахивакия рынковых отношений. Учет исторического опыта становления изобра-ггельных форм журналистики позволяет анализировать их развитие с учетом іачительной временной перспективы, следовательно, повышать научный уровень и ярективность исследования.
Одной из родовых особенностей (черт) печатных средств массовой информации «яется то, что и собственно вербальная информация, воспроизводимая посред-вом печати, то есть полиграфически, рассчитана на визуальное восприятие 'диторией. Следовательно, обьективно существует в формах, которые графически изобразительно визуализирует определенную систему знаков, составлявших пи-кениув речь. Отдельными знаковыми системами являются также средства верстки графического оформления изданий, которые визуально воспринимаются вместе с «торами материального воплощения информационного продукта. Однако в рефери->емон исследовании рассматривается лиаь те изобразительные компоненты, для ггорых упомянутые системные.образования является средой функционирования.
Важность визуальных форм восприятия информации в массово-коммуникационных 'оцессах, синатетичность конечного продукта журналистики, свободно onepi^y-{ей многими средствами создания, оформления и доставки до потребителя зультатов творческого процесса, быстро и неминуемо сформировали фенонен іобразитєльной журналистики и изобразительной публицистики.
Изобразительной журналистикой назшаем от-оь журналистской деятельности, определявв{Єй особенность» которой является іфсрнационное и публицистическое использование изображения как основного или :помогательнсго средства влияния на массовую аудитории, подготовка изобрази-дьных натериалов для использования в издании. Изобразительная журналистика сложиввейся системе средств массовой информации предстает в разнообразных танизационно-издательских и жанровых формах - в периодической печати, в іециаяизированном издании книжной и листовой продукции, в стендовом зкспони-вании журналистской информации, в деятельности и продукции агентских орга-
кизаций. Каналами распространения изобразительных публикаций являются такз кинематограф и телевидение, а также компьютерные сети и цифровые систеї* eultisedia.
Наиболее соответствую^ содержательным наполнением журналистского насс< Бо-коммуниеационного канала мы считаем публицистику, е нашем случае - публі цистику изобразительную.
Изобразительная публицистика - это вид пу< лицистики, которому присуще документальное наглядно-образное отображение 0 ствителькости через изобразительную деятельность, продукты которой - ИЗОбрі жекия и разнообразные формы словесно-изобразительного синтеза - предназначе» для оперативного распространения по каналам средств массовой ин?ормацж целью формирования общественного мнения, влияния на сознание и поведе» аудитории. Ныне изобразительная журналистика является сложным феноменом, который входит собственно изопублицистика в техюже графики, рисунка, живот си, карикатуры, фотомонтажа и т. п., а также фотолубл^истжа, кинопублицж тика, телевизионная публицистика и другие формы экранного представлені актуальной информации.
Степень исследованности самого феномена изожурнаяиажи является еще н столько незначительной, начальной, что должны все время обращаться к кокере ко-исторкческж и теоретическим результатам, полученным учеными, разрабатьш В8{ими родственные журналистике отрасли научного знания, полученным при aw лизе других видов массовой коммуникации за иные хронологические периоды.
Имеем, с одной стороны, усиление системности исследований и наращивай ух численности, углубление содержания на многих направлениях теоретическ составляющих изожурналистики, а с другой " незавершенность этого синте: женно на уровне журналистиковедческих исследований. Одна из причин это: заключается в отсутствж комплексного историко-теоретического печатеведчес* го исследования начальных этапов развития изожурналистики. Поэтому, им определенный опыт анализа явлений изожурнаяистиеи за значительные хронояои ческие периоды и различных типологических групп изданий (листовки, газет журналы, стендовая информация), работы по типологии, поэтике, теории жанра политической графике, фотожурналистике, диссертант как бы еозвра^ется истокам, чтобы показать действенность обоснованных им в предыдущих работ теоретических основ изучения феномена изобразительной журналистики также и этой области ее исследования.
Кроме обчеконцептуальных работ, большинство из которых называется в пе вом разделе (подраздел 1.1), автор в работе над темой опирался на историче кие и историко-теоретические работы украинских и росайских ученых-печатев дов В.Г.Березиной, П.Н.Беркова, Г.И.Вартанова, Р.Н.Есипенко, Б.И.Есина, А. Западова, В.И.Здоровеги, В..Иванова, Р.Г.Иванченко, В.Й.Качкана, А.П.Кисел
, А.Ф.Коновца, Е,А,Корнилова, В.П.Крыжановского, З,А.Лазаревич, В.В.Лизан-ка, Й.Д.Яося, Я.С.Любимова, А.й.памалыги, П.Г.Каркова, А.3.Москаленко, Ф.Начиталюка, Л.В.Огадзе, А.^.Пономарива, Г.Г.Почепцовз, Д.Й.Приявка, Е.й. онина, В.В.Ризуна, В.Ф.Солдатенко, А.И.Стзнько, Ц.В.Степсвика, Л.Е.Татари-вой, С.Й.Томсинского, П.К.Федчекко, А.Г.цейтлина, Й.Г.Шаповала, В.Й.Шсляра, К.Яккмович, 8.В.Яреиенко, а также диссертантов по проблемам фотожурналисти-и многих других ученых, усилиями которых стремительно развивается севре-нная коммунжавистика. Использованы также работы историков прессы, написан-е на английском, французском, немецком, польском, чешском и болгарском ыках. При этом работ, которые бы полностыо совпадали с темой данного следования, не выявлено.
СВЯЗЬ РАБОТЫ С НАПИШИ ТЕМАМИ. На всех этапах исследование проводилось в ответствии с тематикой комплексных научных исследований Института журналис-ки Киевского университета имени Тараса іевченко, в частности, "Роль СМИ в оцессах государственного строительства в Украине", кафедральными темами одель специалиста в средствах массовой информации", "Редакцмонно-издатель-ое дело: опыт, проблемы, будущее".
ПРЕдШ й ірь ИССЛЕДОБА№й. Предметом диссертационной работы является образительная журналистика в печатных средствах массовой информации на инмх этапах ее становления. Тем самым ограничиваем выбор объектов эмпири-ского исследования как хронологически (от зарождения до середины XIX в.), к и типологически (рассматривается лишь периодическая печать). Целы» следования является создание целостной, непротиворечивой генезисной модели рождения, развития и функционирования отечественной изобразительной журна-стики, без чего невозможно разворачивание системных ее исследование, пользование накопленных знаний для преподавания соответствующих дисциплж в ебных заведениях по подготовке журналистов, художников печати, дизайнеров, скольку такое исследование предпринимается впервые, оно с неизбежностью (іжно реализовать исторический подход, что требует поиска и использования ответствую^ групп источников изучения избранного предмета.
В данной работе избраны такие основные направления исследования:
- установление наиболее значительных фактов илявстрирования отечественных
риодических изданий по основным их типам от возникновения печати до середи-
XIX века;
определение характера, содержания, функциональности и основных жанровых рм изобразительных публикаций печати;
определение круга лиц, причастных к созданию феномена изобразительной рналистики и процессу формирования кадрового корпуса этого вида журналиста-
поиск и введение в журнаяистиковедческий научный оборот обзорных и ста-
тистических источников, характеризующих социокультурные процессы становле> массовых аудиторий печатных средств информации;
- Определение ВЛИЯНИЯ ЭВОЛЮЦИИ ТеХНИКИ репрОДуЦИрОВаНИЯ И Воспроизведи
тиражируемых изопубликаций на становление иллюстрированной печати.
Накопленный материал должен быть достаточным для системного и целсстнс историко-теоретического коделирован>я процессов развития изобразительной ж> ваяистики и изобразительной публицистики на начальном этапе их развития.
ХРОНОЯОГИЧЕШЕ РАпКИ ЙССЛЕД(ВАНИЯ охватывают, в основном, материал начала XVIII до середины XIX века, то есть время появления и становяеі-отечественной периодической печати.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ЛОЯУЧВДО РЕЗУЛЬТАТОВ. Впервые в отечественном жypнaл^ тиковедекии подвергнут системному рассмотрению генезис изобразительной журн листики:
определены методологические основания исследования и основные мете его осуществления;
обоснована специфика предмета изобразительной журналистики и обі терминологических дефиниций, охватывающих этот феномен;
показана структура и специфика источниксвой базы исследования, введа-научный оборот значительный по обьему фактологический материал;
определены основные этапы формирования феномена изобразительной журь листики, соотношение типологических звеньев иллюстрированной печати на раї* этапах ее становления, связь с развитием отечественной и мировой художестве ной культуры;
установлена взаимозависимость развития типологии иллюстрированных нз$ ний, технологии изобразительной журналистики и полиграфических средств иялк трирования периодики;
раскрыты особенности формирования кадров профессиональных специалист изобразительной журналистики: издателей, художников-иллюстраторов, гравере художественных критиков;
показана роль художественной критики в становлении отечественной из бразительной журналистики;
выявлены особенности процесса становления изобразительной журналист* в Украине, вклад украинских художников, издателей и журналистов в развит иллюстрированной печати Российской империи XVIII - сер. XIX ст.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в получен целостной описательной модели зарождения, формирования и функционироваи отечественной изобразительной журналистики анализируемого периода. Вместе тем на конкретном историческом материале применены теоретические представл ния и результаты, полученные автором ранее путем анализа более развитых фо изобразительной журналистики - политической графики XX в., фотожурналистик
страпояирсвание открытых закономерностей функционирования изобразительной рналистики на анализ материала ее ранних форм позволяет проверить звристич-сть примененных методов и методик при анализе новых массивов эмпирических «ных.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕ№ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ заключается в том, что ивление песта и роли изобразительных публикации в генезисе средств нассовои «муникации, обоснование наличия феномена изобразительной журналистики су-ственно корректирует представления историков, теоретиков и практических ботников печати о системе средств массовой коммуникации, ее структуре и авных тенденциях развития. Теоретические выводы и конкретно-исторический териал исследования практически значимы для использования в учебном процес-1 подготовки коммуникаторов, обеспечении его учебниками и учебными пособиями і журналистиковеденив. Автором использованы при создании программ ряда рнзтивных курсов для студентов Института журналистики и написании мснсгра-ій и учебных пособий. Назревшзя необходимость расширения подготовки специ-истов по изобразительной журналистике выдвигает потребность и в специальном ебнмке "История отечественной и мировой изобразительной журналистики", ной из предпосылок создания которого является осув|естеяение данного иссле-вания.
ЇИЧШ ВКЛАД ШСКАТЕЛЯ. На всех этапах осуществления исследования мзо-азительной журналистики результаты получены соискателем и опубликованы в «графических трудах и статьях единолично.
АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ проводилась путем обсуждения работы на седаниях кафедр периодической печати, журналистского мастерства и редакци-но-издательоссго дела Института журналистики Киевского университета, на ждународных научных, научно-практических конференциях и конференциях про-ссорско-преподавательского состава Киевского университета. Такие из них провожались изданием тезисов и материалов* "Проблемы эффективности СМйП" иев, 1983), "Советская журналистика в 1935 году" (йосква, 1986), "История стной печати России" (Воронеж, 1986), "Советская журналистика в 1936 году" осква, 1987), "Фотография как явление визуальной культуры* (Рига, 1987), аггерство журналистики: проблемы истории, теории и практики" (Воронеж, 87), "Научная конференция по методам исследования журналистики11 (Ростов-на-ну, 1987), "Фотопубяицистика: проблемы перестройки" (Москва, 1987), "Совет-ая журналистика в 1987 году" Шоскеа, 1988), "Перестройка: опыт, проблемы, иски" (Киев, 1988), "Фотография и печать: история, теория, практика" енинград, 1988), "Советская журналистика в 1988 году. Проблемы Зффективнос-" (Носква, 1989), "Т.Г.ІІевченко и развитие языков и литератур народов СССР стран социалистического содружества" (Киев, 1989), "Совещание заведую?^ федр факультетов и отделений журналистики университетов страны, 20-25 марта
1989 года" (Киев, 1989), "Идеологическое обновление фотохурналистюси
условиях перестройки" (Москва, 1989), "Актуальные вопросы современного лер
ионтоведения" (Киев, 1989), всесовзная научно-фактическая конференция "*с
тография в прессе! Проблемы истории, теории и фотожурналистского мастерства
(Киев, 1989), "Молодежная печать: история, современность, взгляд в будущее
(Киев, 1989), "Идеологическое обновление печати: вопросы теории и практик*
(Уфа, 1989), "Іурналистика и новое мышление, Проблемы эффективности средст
массовой информации в условиях перестройки* (Москва, 1990), "Научная конфе
венция, посвященная 150-летию фотографии" (Шяуляй, 1989), "150 лет фотогрв
фии: история, теория, практика" (Лосева, 1989), всесоюзная научная конфереь
ция "Многонациональная советская журналистика" (Алма-Ата, 1990), "XXXI
всесовзная научная конференция по истории естествознания и техники (Москва
1990), Вторая научная конференция "Фотография как явление визуальной культу
ры" (Рига, 1990), "Советская журналистика в 1990 году. Проблемы реорганизг
ции" (Москва, 1991), научно-практическая конференция "Фотожурнализм - урок
теории и практики" (Москва, 1991), всесоюзная научная конференция "Журналис
тика в изменяющемся мире* (Ростов-на-Дону, 1991), "Новая пресса! проблес-
становления и развития" (Воронеж, 1991), "Язык и культура* (Киев, 1992)
"Изучение истории и практики печати России в условиях демократизації объест
ва" (Воронеж, 1992), "Пресса в политической системе общества" (Киев, 1992)
"Средства массовой информации и становление национальной армии Украинь
(Киев, 1994), "Роль средств массовой информации в обя)естбенно-культурнс
процессе в Украине" (Киев, 1995), "Украинская журналистика - 96" (Кик
1996), "Законодательство и практика средств массовой информации" (Києї
1996), "Информация в глобальном измерении" (Киев, 1997), "Украинская журна
листика - 97" (Киев, 1998), "Іурналистика в конце XX века! уроки
перспективы" (Воронеж, 1998) и др.
Полученные- результаты использованы при разработке программ нормативні учебных курсов "Основы изобразительной журналистики" (Киев, 1989), "Техник фотографія и технология фотожурналистики", "1анры фотожурналистики", "Ochos бильдредактироважя и фотокритики", "Проблематика фотожурналистики" (Киее 1994; 2-е изд. 1998) для студентов І&ститута журналистики. По материал; исследования подгтоглены к изданию учебные пособия "Изобразительная журналис тика в газете, журнале и книге" (Киев, 1998} укр. яз.), "Фотография журналистике! от изобретения до начала XX века* (Киев, 1998? укр. яз.).
1990 года накопленные материалы исследования и его результаты использованы
учебном процессе факультета, Института журналистики Киевского университете
института журналистского мастерства при Киевской организации Союза журналис
тов Украшы (1939-1992), Всесшзного института переподготовки кадров работ»
ков печати (1989-1991) и других формах переподготовки творческих работнике
*едств массовой информации.
Все структурній части диссертации обеспечены публикациями обілим объемом :оло ста авторских листов. Всего по теме диссертации опубликовано 5 їногра^й, 3 раздела в коллективных монографиях, 27 научных статей, 8 тонированных научных статей, 36 материалов и тезисов выступлений на научных №ференциях, 12 учебно-методических и библиографических работ.
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИЙ. Диссертацией является рукопись обьемом 393 стр., >торая состоит из введения, четырех разделов (14 подразделов), выводов, їиска использованных источников (с. 350-398) - 510 ссылок на 384 источника. В >ксте имеется четыре таблицы и одна диаграмма.