Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Информация и ее интерпретация как фактор развития современного таджикского телевидения(на примере первого канала телевидения Таджикистана и информационного канала «Джахоннамо») Сохибова Барно Нозировна

Информация и ее интерпретация  как фактор развития современного таджикского телевидения(на примере первого канала телевидения Таджикистана и информационного канала «Джахоннамо»)
<
Информация и ее интерпретация  как фактор развития современного таджикского телевидения(на примере первого канала телевидения Таджикистана и информационного канала «Джахоннамо») Информация и ее интерпретация  как фактор развития современного таджикского телевидения(на примере первого канала телевидения Таджикистана и информационного канала «Джахоннамо») Информация и ее интерпретация  как фактор развития современного таджикского телевидения(на примере первого канала телевидения Таджикистана и информационного канала «Джахоннамо») Информация и ее интерпретация  как фактор развития современного таджикского телевидения(на примере первого канала телевидения Таджикистана и информационного канала «Джахоннамо») Информация и ее интерпретация  как фактор развития современного таджикского телевидения(на примере первого канала телевидения Таджикистана и информационного канала «Джахоннамо») Информация и ее интерпретация  как фактор развития современного таджикского телевидения(на примере первого канала телевидения Таджикистана и информационного канала «Джахоннамо») Информация и ее интерпретация  как фактор развития современного таджикского телевидения(на примере первого канала телевидения Таджикистана и информационного канала «Джахоннамо») Информация и ее интерпретация  как фактор развития современного таджикского телевидения(на примере первого канала телевидения Таджикистана и информационного канала «Джахоннамо») Информация и ее интерпретация  как фактор развития современного таджикского телевидения(на примере первого канала телевидения Таджикистана и информационного канала «Джахоннамо») Информация и ее интерпретация  как фактор развития современного таджикского телевидения(на примере первого канала телевидения Таджикистана и информационного канала «Джахоннамо») Информация и ее интерпретация  как фактор развития современного таджикского телевидения(на примере первого канала телевидения Таджикистана и информационного канала «Джахоннамо») Информация и ее интерпретация  как фактор развития современного таджикского телевидения(на примере первого канала телевидения Таджикистана и информационного канала «Джахоннамо») Информация и ее интерпретация  как фактор развития современного таджикского телевидения(на примере первого канала телевидения Таджикистана и информационного канала «Джахоннамо») Информация и ее интерпретация  как фактор развития современного таджикского телевидения(на примере первого канала телевидения Таджикистана и информационного канала «Джахоннамо») Информация и ее интерпретация  как фактор развития современного таджикского телевидения(на примере первого канала телевидения Таджикистана и информационного канала «Джахоннамо»)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сохибова Барно Нозировна. Информация и ее интерпретация как фактор развития современного таджикского телевидения(на примере первого канала телевидения Таджикистана и информационного канала «Джахоннамо»): диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.10 / Сохибова Барно Нозировна;[Место защиты: Таджикский национальный университет].- Душанбе, 2016.- 172 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Место новостей на современном таджикском телевидении

1.1. Организация управленческой структуры и ее влияние на качество и характер телевизионных передач 13

1.2. Политические темы и возможность их освещения на телевидении ..38

ГЛАВА II. Развитие жанра в современном телевидении

2.1 Традиционность и нововведения в информационных программах таджикского телевидения 57

2.2 Особенность отображения важных тем в передачах таджикского телевидения .79

ГЛАВА III. Постановка проблемы – критерий профессионального мастерства журналиста

3.1 Интерпретация факта, события в телевизионных программах 112

3.2 Место мышления и идеи в определении позиции журналиста 135

Заключение 155

Библиография 163

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное телевидение вступило в период своего интенсивного развития и на сегодняшний день является одним из основных средств массовой информации. Причина подобной популярности заключается не только в широких технических возможностях – оперативности и доступности информации. Огромное значение имеет метод использования информационного средства, способы воздействия текста, выбор стиля речи и сюжетной линии, а самое главное -идентификации темы и жанра. Сегодня на телевидении сложилась новая система жанров, которая влечёт за собой попытки её стандартизации, что в конечном итоге приводит к определению самой природы жанра. Данная система делится на две категории: информативную и комментирующую и рассчитана на аудиторию, для которой принципиальным вопросом является не только объективность отражения действительности в телепередачах, но и возможность креативно и аналитически осмыслять полученную информацию. Следовательно, значимую позицию занимает принцип построения информационных кадров и объяснение происходящего на экране. На современном телевидении образовались две группы жанров: информационная и аналитическая. Первая группа фокусирует внимание зрителя на изображении, вторая целенаправленно пробуждает интерес зрителя, пытаясь вызвать доверие к обозревателю. Сегодня аудитории важно не только «кто говорит», но и «что говорит». В этом случае меняются требования к внутренней и внешней структуре жанров, в которой мастерство, а также личное мнение автора имеет большое значение. Это положение послужило причиной возникновения противоречий в определении социальных и культурных задач телевидения, связанных с авторским мнением. Некоторые исследователи считают, что телевидение должно осуществлять свою деятельность в двух направлениях: суть первого заключается в своевременной доставке информации, другое же направление предполагает развлекательный характер передач. Второе направление способствует тому, что публицистическая тема, отделившись от действительной основы, изображается в рамках близкой к телевидению формы искусства. Противники этого взгляда убеждены в том, что такой способ вещания может противоречить возможности существования телевидения как идеологического инструмента. Но даже при исключительном вещании лишь новостей и креативных программ телевидение продолжает оставаться средством идеологического воздействия. Актуальность данного научного исследования также заключается в том, что важный процесс журналистской деятельности рассмотрен на примере двух государственных каналов таджикского телевидения, в частности, их новостных и информационных передач, определены преимущества и недостатки этих каналов. Также предпринята попытка проанализировать профессиональную деятельность некоторых журналистов заявленных каналов.

Степень изученности темы. Анализ специализированных академических источников показал, что данная проблематика многократно подвергалась исследованию учеными из стран бывшего Советского Союза, однако таджикские специалисты проводили лишь ряд отдельных изысканий по этому вопросу. Таким образом, в отечественной журналистской науке на сегодняшний день не существует полноценного труда в этом конкретном направлении. В связи с этим существующие работы можно классифицировать по следующим признакам:

а) литература по теории и методологии. К этой группе относятся исследования как отчественных, так и зарубежных авторов – С. Фред, Сиберт, У. Шрамм, Т. Питерсон «Четыре теории прессы», Прохоров В.П. «Введение в теорию журналистики», Прундсков Г. В. «Введение в мировую журналистику», Цвик В.А. «ТВ-Журналистика», Моисеев В. «Журналистика и журналисты», Кузнецов Г.В., Цвик В.А., Юровский А.Я. «Телевизионная журналистика», Усмонов И.К. «Теория публицистики», Муродов М. «Основы творчества журналистики»1. Эти работы исследуют важнейшие вопросы теории журналистики и/или публицистики.

Американский исследователь Питерсон пишет: «В наше время в суждениях издателей относительно их профессии прежде всего упоминаются «право общества на информацию» и «социальная ответственность печати»2.

Русский исследователь Прохоров Е., подчёркивая специфику аналитической журналистики, в том числе и на телевидении, отмечает, что «свобода творчества в том и проявляется, что на базе владения знаниями в сфере необходимости происходит «прорыв» в сферу находок и открытий»3;

б) литература о телевидении. В эту группу входят труды, посвященные телевидению как части медиапространства, его качественным характеристикам, организационным условиям его функционирования. В книгах А. Джураева «Телевидение», И. Мирзоева «Рукни чорум» (Четвёртая власть), Г. Умаровой «Телевизион ва воеияти Тоикистон» (Телевидение и действительность в Таджикистане), С. Ходжазода «Таърихи телевизиони Тоикистон» (История таджикского телевидения)4 речь идет о роли телевидения в общественной жизни, рассматриваются технические возможности телевидения, профессиональные требования к

1Фред С. Сиберт, Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1956.; Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М., 2002.; Продсков Г.В. Введение в мировую журналистику. М., 2003.; Цвик В. А. ТВ-Журналистика. М., 2004.; Моисеев В. Журналистика и журналисты. Киев, 2002.; Кузнецов Г. В., Цвик В. А., Юровский А. Я. Телевизионная журналистика. М., 2003; Усмонов И. Журналистика (ч.4). Душанбе, 2011. 2Фред С. Сиберт, Шрамм У., Питерсон Т. Указ. соч.С. 246. 3Прохоров Е. Указ. соч. –С.243.

4Джураев А. Телевидение. -Душанбе, 1978; Мирзоев И. Рукни чорум. (Четвертая власть). Душанбе, 2012: Умарова Г. Телевизион ва вокеияти Точикистон. (Телевидение и действительность в Таджикистане) Душанбе. 2011; Хочазод С. Таърихи телевизиони Точикистон (История таджикского телевидения) Душанбе, 2007.

тележурналистам, анализируется жанровая специфика программ телевидения.

Таджикские исследователи А, Садуллаев, М. Шоев в своей книге «Асосхои журналистикаи телевизион» (Основы телевизионной журналистики)5 изучают место телевидения, задачи телевизионной журналистики, требования к телевизионному сценарию, пытаясь объяснить обязанности всех участников системы телевизионной журналистики;

в) литература о жанрах журналистики. В трудах Л. Кройчик «Система
журналистских жанров», А. Нуралиева, Н. Брукер, А. Афсахзода
«Информационные жанры печати», Дж. Мукимова «Макоми жанрх,о дар
радиои «Озодй» (Место жанров на радио «Свобода»), А. Садуллаева, С.
Гулова «Жанрхои журналистикаи радио» (Жанры радиожурналистики), И.
Усмонова «Жанрхои публитсистика» (Публицистические жанры), А.
Азимова «Махорати журналистии тахлилгари телевизион» (Аналитическое
мастерство телевизионной журналистики)6 рассматриваются специфические
особенности жанров таджикской журналистики.

В вышеперечисленных трудах аналитические жанры названы пропагандистско-публицистическими, так как в них присутствует чьё-то субъективное мнение и задача таких материалов - пропаганда данной точки зрения. Авторы относят к этой жанровой группе статью, рецензию, обзор, журналистское расследование, комментарий и письмо. Аналитические жанры - мощное средство для выражения и защиты плюрализма;

г) литература о системе СМИ. К этой группе относятся книги И.
Усмонова «Журналистика» (3-я часть) и М. Муродова «Асосх,ои фаъолияти
эчодии журналист» (Основы творческой деятельности журналиста) . В
данных трудах статья, рецензия и интервью рассматриваются с точки зрения
истории жанра, теории и проблематики современной журналистики,
вопросов свободы слова и новой системы СМИ в Таджикистане. В главе
«Теория и проблематика журналистики» своей книги И. Усмонов
прослеживает историю возникновения персидской печати,
публицистических журналов, говорит о задачах современной журналистики,
роли журналиста в обществе. В статье «Трудности информационного
пространства Таджикистана» И. Усмонов акцентирует внимание на 5

5 Садуллаев А., Шоев М. «Асосхои журналистикаи телевизион» (Основы телевизионной журналистики). – Душанбе, 2010.

6Кройчик Л. Система журналистских жанров. СПБ., 2000; Нуралиев А., Брукер Н., Афсахзод А. Информационные жанры печати. Душанбе, 2005; Мукимов Дж. Макоми жанрхо дар радиои «Озоди» (Место жанров на радио «Свобода»). Душанбе, 2000; Садуллаев А.. Гулов С. Жанрхои журналистикаи радио (Жанры радиожурналистики). Душанбе, 2005; Усмонов И. Жанрхои публитсистика (Публицистические жанры). Душанбе, 2009; Азимов А. Махорати журналистии тахлилгари телевизион (Аналитическое мастерство телевизионной журналистики). Душанбе, 2013.

7Усмонов И. Журналистика (ч. 3). -Душанбе, 2008; Муродов М. Асосхои фаъолияти эчодии журналист (Основы творческой деятельности журналиста). Душанбе, 2007.

факторах, влияющих на информационное пространство Таджикистана: 1) финансовое и духовное влияние России, 2) международный информационный контент и зарубежные СМИ, аккредитованные в Таджикистане, 3) ежемесячная политика телеканалов, 4) СМИ Узбекистана, 5) интернет- пространство:

Таджикский учёный М. Муродов обратил внимание на особенности этапов творческой деятельности журналиста: выбор темы, источника, применение профессиональных приёмов (опрос, изучение документов, наблюдение), анализ поступающей информации, журналистский текст. В целом же труд данного автора охватывает не только различные аспекты не только теории, но и практический аспект деятельности СМИ. Анализируются, в частности, процесс создания контента в различных жанрах, демонстрируется это наглядно на многочисленных примерах;

д) литература о публицистике. К этой группе относятся исследования М. Муродова «От эпохи к эпохе», «Школа мастерства» (Творческое наследие Отахона Латифи) и «Уроки Аграновского»8. Все три работы посвящены важным вопросам творческого мастерства, которые входят и в задачи настоящего исследования.

Ещё одну группу источников составляют интернет-сайты. Нами были использованы ряд международных серверов, в том числе и российских для проведения более детального анализа современной зарубежной научной литературы.

Цель исследования заключается в выявлении взаимосвязи в СМИ, в частности, на телевидении, идентификации особенностей таких феноменов, как информация и мнение в современных условиях.

Осуществление этой цели предполагает решение следующих задач:

- определить базовые характеристики особенностей и качеств телевизионных программ;

- рассмотреть историю возникновения, организацию, структуру и
деятельность телевизионных каналов «Первый канал Таджикистана» и
информационного канала «Джахоннамо»;

определить новости, сообщение, комментарий, интервью как основные жанры телевизионной журналистики и продемонстрировать степень их применения на телевизионных каналах Таджикистана и информационного канала «Джахоннамо»;

исследовать специфику журналистской работы в передачах о локальных и международных событиях на Первом канале телевидения Таджикистана и информационного канала «Джахоннамо»;

- определить подходы этих двух каналов к отражению мировых
событий;

8Муродов М. Аз замон то замон (От эпохи к эпохе). Душанбе, 2010; Школа мастерства (Творческое наследие Отахона Латифи). Душанбе, 2007; Уроки Аграновского. М.: Изд-во «Известия», 1986.

- выявить факторы и причины ограничений в информации и особенности
её подачи на телевидении;

- идентифицировать позитивные и негативные стороны данного вопроса.
Объект и предмет исследования. Объект исследования составляют

информационные и аналитические программы «Первого канала телевидения Таджикистана» и информационного канала «Джахоннамо». Выбор именно этих двух каналов обусловлен тем, что они представляют два вида Таджикского телевещания. Одно - общеполитическое, другое -специализированно- информационное. Предметом исследования являются особенности использования и подачи новостей современным телевидением Таджикистана.

Основы методологии исследования. В диссертационной работе используются аналититико - сравнительные принципы деятельности двух каналов, детально анализирются смысл и содержание исследуемого предмета. В работе автор опирается на труды русских, таджикских и европейских учёных, таких как Е.П.Прохоров, В.В. Ворошилов, С.Г.Корконосенко, В. А. Цвик, В. Моисеев, А. Нуралиев, А. Садуллаев и др.

Научная новизна работы заключается, в том что за последние 10 лет существования новой системы телевидения Таджикистана не было проведено ни одного специального исследования, и не издавались никакие монографии о деятельности каналов таджикского телевидения. Редким исключением являются отдельные статьи по данной тематике. Таким образом, наше исследование это - первый научный труд по заявленной теме. В рамках настоящего исследования изучена история возникновения и развития Первого канала таджикского телевидения, впервые рассмотрена деятельность канала “Джахоннамо”, про изведен сравнительный анализ работы этих двух каналов, определены жанровые особенности (их программ способы расспространение информации, уровень комментариев в проблемных передачах и место журналиста в программе).

Диссертант исследует форму подачи ежедневных новостей на этих каналах с позиции современной журналистики и с точки зрения науки. Исследование должно потвердить тот факт, что если жанровая система продолжит свою положительную динамику, при этом не изменив своих фундаментальных основ, в дальнейшем неоспорим факт практически – качественного развития таджикской журналистики.

Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что диссертант, будучи сторонником корректного использования жанров на таджикском телевидении, в рамках настоящего исследования предпринимает попытку доказать целесообразность следования установленным нормам, что, вне всякого сомнения, будет способствовать качественному росту практической журналистики.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что её материалы, результаты и выводы могут использоваться при обучении будущих журналистов. Диссертационная работа может быть полезно при составлении учебников по журналистике. Возможно использование

представленного материала в специальном курсе, посвящённом изучению деятельности телевидения и радио, в том числе по дисциплине «Международная журналистика».

Положения, выносимые на защиту:

- проблемно-тематическая структурная модель информационных
программ, формы подачи информационного продукта, его интерпретации -
показатель развития современного телевидения;

изменение жанра, вида и темы на практике не находит динамического развития, что свидетельствует о сильном влиянии традиций прошлого;

в настоящее время назрела необходимость персонификации автора в коммуникационном процессе и выражения его субъективной позиции в контексте определенного формата подачи информации;

официальный характер таджикского телевидения, который является причиной ограничений в выражении автором собственной позиции.

Хронология исследования. В диссертации основное внимание уделяется исследованию программ «Первого канала телевидения Таджикистана» и информационного канала «Джахоннамо». Материалы данного труда отражают тематику, структуру, жанровый спектр передач этих каналов в период 2004-2014 г.г.

Апробация работы. Апробация результатов исследования состоялась в виде докладов на научных конференциях Таджикского национального университета: «Репортаж в программе «Таджикистан» Первого канала телевидения Таджикистана и «Вести недели» РТР» (Душанбе, 3 марта 2012г.), «Формирование обозревательского мастерства на сегоднешнем таджикиском телевидении» (Душанбе, 26 ноября 2012г.), «Интервью на телевидении: цели и вопросы» (Душанбе, 22 апреля 2013г.), «Постановка проблемы, предусматривающая сопоставление двух противоположных точек» (Душанбе, 24 ноября 2013 г.), «Пути освещения внешней политики Таджикистана в программах телевидения (на примере Первого канала телевидения Таджикистана и информационного канала «Джахоннамо»)» (Душанбе, 20 апреля 2014 г.), а также в 8 статьях, 4 из которых опубликованы в журналах из перечня ВАК Минобрнауки РФ. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры международной журналистики Таджикского национального университета Таджикистана (протокол № 3 от 11 февраля 2015 года).

Структура работы. Структура и объем диссертационной работы определялись, исходя из поставленных в ней целей и задач. Исследование состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Организация управленческой структуры и ее влияние на качество и характер телевизионных передач

В Республике Таджикистан действуют следующие телевизионные каналы: «Первый канал таджикского телевидения», «Сафина», информационный канал «Джахоннамо», детский канал «Бахористон», телевидение общества «Пойтахт» и 28 частных телевизионных студий. Все они были созданы в период обретения страной независимости.1

Наше исследование является одной из первых работ по тематике таджикского телевидения и связано с вопросом выбора тем телевизионных передач, их жанром и квалификацией журналистов и т.д. Не изучив систему телевидения и его структуру, невозможно дать ему корректную, объективную правильную оценку. Таким образом, мы решили обратиться к истории организации таджикского телевидения.

«Телевидение Таджикистана начало функционировать 3 октября 1959 года. В 1950-1970 годах это телевидение было в основном информационным, и мало имело отношение к общественным проблемам»1. С 2006 года телевидение Таджикистана получило название «Первый канал таджикского телевидения».

Впоследствии (1970-1985) начали создаваться программы, которые были прототипом программ центрального советского телевидения (Москва). Использование жанров расширило контент и разнообразие передач. В последующие годы (1985-1991) телевизионные программы достигли высот народной трибуны, отображение телевидением новых тем отвечало требованиям и интересам общественного развития. В национально-исторической книге «Четвертая власть», автором которой является ветеран таджикского телевидения И. Мирзоев, о периоде возникновения национального телевидения, сказано так: «Период с 1991 до 1997 года стал для телевидения судьбоносным и особенно ответственным, так как политические разногласия с первых дней независимости Таджикистана подвёл и страну к грани».2 Историки, журналисты и политики отмечают, что национальная независимость Таджикистана тесно связана с политической, национальной и религиозной борьбой, что дает нам право считать основной причиной того, что телевизионные программы приобрели политическую направленность. Начиная с 1994 года основной целью СМИ стало достижение мира и взаимопонимания. Сложившаяся ситуация и процесс многоступенчатых мирных переговоров требовали от телевизионных программ основное внимание уделять миротворческому процессу и достижению национального согласия. Так, тема мира и единства нации заняла в них главное место. После подписания Соглашения о мире в стране наступило время созидания и благоустройства: продюсерский центр, аналитические группы в рамках информационных программ, учредили программу «Субх» (Утро) и постепенно стала изменяться контентная основа передач. Период с 2005 года до наших дней назвали новой ступенью преобразований на телевидении. В это время таджикское телевидение обновило свою техническую базу. На данную тему один из бывших руководителей телевидения Таджикистана М. Гоиб написал: «Телевидение прошло через жестокие испытания со дня объявления независимости Республики Таджикистан. В период упрочнения независимости телевидение будучи и судьей и заступником, продвигало для правительства неудобную идеологию нового мышления. Но сегодня телевидение благопристойно. Трибуна сладкоречия, трибуна идей безопасности мира, трибуна пропаганды мира и единства – вот современное таджикское телевидение. Сегодня, Первый канал - воплощение национального образа».1

В современную эпоху правительство Таджикистана с целью разнообразить телевизионный контент, обратило свое пристальное внимание на независимость мышления, специализированную лексику и формирование других телевизионных каналов. Первым из них был канал «Сафина». Создание Государственного телевизионного учреждения “Сафина” как культурно-развлекательного канала (2005), Государственного телевизионного учреждения для детей “Бахористон” (2008), Государственного телевизионного учреждения “Джахоннамо” (2008) в качестве информационного телевидения (впоследствии ставшее круглосуточным цифровым каналом) послужило общему развитию телевидения, созданию новых программ аналитического жанра. Организация групп “Симо” (2007) и “Фарос”( 2007) расширила возможности телевидения для создания аналитических программ. В данное время 4 центральных канала каждый день выпускают 72-75 часов программ, задачей которых является полноценное освещение событий и создание развлекательных программ для населения страны. “Телевизионные программы в любое время и эпоху близки народу.

Политические темы и возможность их освещения на телевидении

Жанр выступает в качестве разнообразных форм отображения действительности и импрессивности контента, а не только творческой деятельности журналиста. Глобализация и конкурентная борьба обусловила необходимость внесения адекватных изменений в современную жанровую систему.

В нашем исследовании появляется необходимость обращения к теории жанров, с целью определения степени функциональности прежних методик и их подверженности изменениям в силу технических проблем, требований заказчика, творческих поисков, новых экономических задач СМИ.

Исследователями по-разному трактуется сущность жанра. В литературоведческих трудах любые виды произведений литературы и искусства, которые имелись в истории, делятся по жанрам. В журналистике некоторые виды жанров определены для отражения действительности, другие считаются основными факторами, влияющими на создание текста.

Эти дебаты и суждения определили суть данной главы, так как достаточно сложно дифференцировать жанр и вид. Нам важно понять какими должны быть комментарии на телевидении и почему их идентифицируют как комментарии, а не корреспонденция. Знание этих свойств необходимы и для определения признаков интервью: беседа журналиста с двумя и более участниками является интервью или это появление нового жанра. Например, Первый канал телевидения Таджикистана и информационный канал «Джахоннамо» при трансляции информационной программы, по ходу сюжета уделяют несколько минут такому приему как «вопрос-ответ» с прохожими. Так, возникает необходимость определить отвечает ли это жанру интервью.

В частности, существуют разные мнения о жанрах телевизионной журналистики. В.В. Смирнов считает жанр «формой подготовки материала, способствующей выполнению поставленной творческой задачи»1.

В этом случае, создается необходимость другого исследования об отличительных чертах и особенностях жанра или дополняющих их других признаков. В решении этого вопроса важно знать точку зрения таджикских ученых. В исследованиях ученых советского периода этот вопрос носил методологический характер, например, М. Черепахов, В. Ученова и Е. Прохоров2 видят ясность анализа действительности в разнообразности стиля, разные манеры письма известные в прошлом оживают в новых условиях. Согласны с этими взглядами и отечественные учёные А.

Нуралиев, А. Садуллаев, И. Усмонов, У. Гулмуродов, С. Гулов, Дж. Муким. Все они, как и В.Д. Пельт считают «жанр отличительным признаком и фундаментальной особенностью творчества»1. Наша задача состоит в привитии таджикским телевизионным программам определенных признаков и характеристик.

Учёный Иброхим Усмонов, исследуя данный вопрос, пришёл к выводу, что «жанр - это форма, в которой отливается мысль, факт. Для каждого жанра своя соответствующая форма»2. По мнению других таджикских учёных Асадулло Садуллаева и Сангина Гулова, «жанр делает факт действительности интересным и насыщенным, придаёт информации эстетический оттенок»3.

Позиция отечественного исследователя Джовида Мукима выражается в том, что «влияние материалов СМИ связано с их разнообразием. Это разнообразие заключается в методах подготовки материала, речи, совершенстве связки слов, которые применяются в рамках жанров журналистики и публицистики»4. Профессор Муродов М. дал такую дефиницию понятию жанра: «Различные и противоречивые формы отражения действительности, событий и происшествий, процессов и ситуаций, которые имеют отличительные признаки, особенности и построения составляющих элементов, называют жанрами».5

По мнению диссертанта, сбор, анализ и осмысление факта со стороны журналиста, прозрачность и надёжность деталей, достоверные выводы, которые определены и применены одной формой, являются одним жанром.

Такой вывод считается корректным, так как только посредством соблюдения жанровой формы журналист добивается поставленной целей. Эти размышления берут свою эмпирическую основу из наблюдений ученых за средствами массовой информации Таджикистана. Следовательно, если именно такие приемы способны дополнить передачу и программу, значит, внутри самого жанра произошли такие изменения, которые способны привлечь внимание телезрителя. Любопытство аудитории будет удовлетворено, проблемы найдут свое решение. В программах, которые транслируют важные собрания на протяжении недели, часто используются такие словосочетания, как «прошедшие «Вести» не содержали ничего важного», «прошедшее собрание закончилось не начавшись», «во время передачи литературного отдела, зрители были готовы заснуть». Эти шаблонные фразы означают, что программа была подготовлена плохо и не соответствовала требованиям жанра.

Русский исследователь журналистики Л.Е. Кройчик считает, что жанр является исторической категорией, которая со временем подверглась изменениям. Изменения жанра непосредственно зависят от того, каким видит человек мир1.

В действительности структура одного жанра состоит из элементов других жанров одного рода, и различия происходят от внутренних элементов. Внутренними элементам называют возможность или необходимость, которые имеет каждый жанр. А именно, стиль речи, возможности использования современной речи, эстетические средства речи, размер речевой формы, возможность применения личностных мотивов автора в тексте и др.

Особенность отображения важных тем в передачах таджикского телевидения

Информация на первых полосах, которая проходит, как хроника событий представляет собой преобразование в сфере информации. То есть это не полная информация, а своего рода информация - заголовок. Она включают в себя и событие и место, но не говорит о времени и периоде. В связи с этим в ней не соблюдаются жанровые требования. Это пример не профессионализма.

Лишь в первой строчке уточняется время, однако это не вносит ничего нового. В первой строке мы также можем увидеть информационные преобразования. В традиционной таджикской журналистике информация - это завершённое событие. Однако в информации «ГБАО. В Хороге будет построен спортивный комплекс» не полное событие, это не новость.

К сожалению, это не единичный пример, а традиционное явление. Эти новости разделены на хронику в первой строке и короткие новости во второй строке. По нашему мнению, хроника и короткая новость - это два вида одного жанра. Однако необходимо отметить, что новости, приведённые в бегущих строках Первого канала телевидения Таджикистана не отвечают требованиям этих видов жанра. Так как не дают полноценного ответа на все вопросы, положенные информационному жанру. В некоторых новостях оставлен без ответа вопрос: Когда?, отчего информация теряет новизну. Например, новость « На реке Сурма в Бангладеш в результате пожара на пассажирском пароходе пострадало 11 человек, отсутствует информация об остальных 50 пассажирах»1 появилась утром в бегущей строке, тогда как в программе «Ахбор» приводилась цифра в 15 пострадавших. На этом канале во время показа художественных фильмов или других программ бегущая строка отсутствует. Что, в принципе, допустимо, так как Первый канал не ставит своей целью ежеминутную подачу новостей.

Хроника и короткая новость используется в бегущей строке «Джахоннамо». Этот канал имеет три бегущие строки, на двух идут хроники и короткие сообщения на таджикском и английском языках, а на третьей -курс валют, цены на сырьё и прогноз погоды. Так как «Джахоннамо» -информационный канал, то его новости отличаются срочностью и новизной. Например, 5 февраля 2014 можно было прочесть такие новости: Первая строка:

По итоговым подсчётам, валовой внутренний доход Таджикистан на каждого человека равен 5025 сомони, при номинальном подсчёте по сравнению с 2012 имеется рост на 9,7 %.

В Душанбе внедрена компьютерная программа предоставления налоговых деклараций государственными служащими в электронной форме. Проводятся тренинги по системе предоставления электронных форм налоговых деклараций госслужащими.

Министр обороны Египта генерал Абдул Фаттох Ас-Сиси заявил, что выставит свою кандидатуру на президентских выборах.

Президент Украины Виктор Янукович и руководитель управления внешней политики США Кетрен Эштон во время встречи в Киеве обсудили вопрос перспективны конституционных изменений в стране .

Хроника канала «Джахоннамо» также не соответствует жанровым требованиям: вопрос «когда?» часто остается без ответа. Все 4 сообщения первой строки не имеют указаний на время действия и не определен срок давности этих событий. В первом сообщении этой же строки неизвестно когда и по отчету какого периода ММД Таджикистана произошел прирост населения. Или во втором сообщении этой же строки: «В Душанбе вводится программа по обложению налогом прибыли государственных служащих в электронном виде и проходит обсуждение по поводу электронного отчета о налогах от прибыли и недвижимости имущества» обнаружено много недостатков.

Новости первой строки имеют характер хроники и олицетворяют информационное развитие, но и в этих новостях отсутствует время действия. Вторая информация первой строки «Распад в производстве бразильского кофе» имеет недопустимое количество рекламы. Ни в одной и из этих новостей не соблюдены жанровые требования, и они не несут никакой новизны. Большинство сообщений датируется тем днем, когда они были опубликованы. Пока готовится подробный репортаж, новость предоставляется в одном предложении. Также в строке даётся информация о предстоящих событиях. Бегущая строка исчезает только в крайних случаях при показе художественных фильмов и выступлений Президента.

На канале «Джахоннамо» хроника присутствует в нескольких видах. Когда начинается информационная программа, ведущий перед комментарием или обзором, знакомит аудиторию с предстоящим сектором новостей: «в этот час в программе..» Такой вид представления сюжета называют «анонс». Однако этого не наблюдается на Первом канале телевидения Таджикистана. Рассмотрим анонсы одной из информационных программ канала «Джахоннамо».

Место мышления и идеи в определении позиции журналиста

Ведущий сообщает, что проекты Таджикистана в этой области ни для кого не несут угрозы, наоборот, способствуют обеспечению доступности питьевой воды. Он, отвергнув мнение учёных, излагает собственный взгляд, который не учитывает мнение других сторон. Таджикистан должен продолжать в ускоренных темпах программу по достижению энергетической независимости. Так как единственный выход из сложившегося энергетического кризиса - это программа, реализация которой разрешит и другие сопутствующие проблемы.

Затем опять выступает специалист в данной области, после обозреватель переходит к новой теме - саммит в Казахстане.

“На прошлой неделе в столице Казахстана - Астане впервые на постсоветском пространстве состоялся саммит ОБСЕ (Организация по безопасности и развитию стран Европы). Этот саммит был организован после 11-летнего перерыва, в течение двух дней обсуждались вопросы безопасности в европейском регионе. В саммите приняли участие 28 президентов, 10 руководителей государств и 14 министров иностранных дел. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон во главе группы высокопоставленых чиновников нашей страны также принял участие в саммите, выступил с докладом о задачах ОБСЕ по обеспечению безопасности и развитию стран –членов организации”.1

Обозреватель информирует телезрителя о принципах деятельности ОБСЕ, после выступает политолог Фаррух Умаров, и на этом обозреватель закрывает данную тему: “Как известно, Казахстан в 2010 году стал страной -председателем ОБСЕ. Казахстан - первая азиатская страна, ставшая председателем ОБСЕ, хотя ещё не соответствует европейским стандартам, однако она укрепила влияние Европы в среднеазиатском регионе и подняла роль региона в мире. В этот период Казахстан стремился доказать европейцам, что безопасность Азии имеет непостредственное отношение к безопасности Европы и говоря о собственной безопасности, они должны помнить и о безопасности среднеазиатского региона”1. Здесь обозреватель высказывает свое мнение, но представлено оно как продолжение позиции учёных.

Следующий вопрос о Кыргыстане. Ведущий говорит о сильном взрыве в Бишкеке, упоминает о парламентских выборах в этой стране. Сообщает, что после парламентских выборов межпартийные отношения обострились, что вполне естественно. Так как Кыргыстан перешёл к парламентской системе( слабый президент-сильный парламент) и парламент - поле деятельности для парти й. Но сейчас, когда партии заняты дележом министерских портфелей, произошёл взрыв мины в Бишкеке, активизировалась деятельность сил безопасности на юге страны и произашел арест большой терростической группировки, что стало опасным сигналом для ответсвенных лиц в Бишкеке. В республике остро встали нерешённые вопросы государственной безопасности, требуется быстро организовать правительство и решать возникшие проблеммы. По этому поводу высказывает мнение политолог З. Исмолиён. И обозреватель начинает другую тему.

“На прошедшей неделе вновь обострился вопрос Нагорного Карабаха, который не находит своего решения уже два десятка лет. Проблему подняли на саммите ОБСЕ в Астане. Руководители стран отметили, что необходимо предпринять определённые мера для решения застарелого конфликта. Это при том, что последняя всреча минской группы в Москве прошла безрезультатно, а напоследок министерство обороны Азербайджана в газетной статье обвинило Армению в нарушении перемирия в 1994 году. В этой статье говорилось, если так будет продолжаться, то Баку будет противодействовать вооружённым путём”.1

Обозреватель приводит факты из истории конфликта между Азербайджаном и Арменией. Отмечает, что Горно-Карабахский кризис происходит и трудно разрешим по вине вмешательства иностранных держав и борьбы за источники нефти и газа в Кавказском регионе. Аналитики говорят о надеждах Европы на Азербайджан, как на источник нефти и газа, из –за провала попыток завладеть российскими энергетическими ресурсами. Тут и Америка со своими проектами газопроводов и нефтепроводов тянет Баку в свою сторону. С другой стороны Армения с надеждой смотрит на Россию в вопросе разрешения Карабахского кризиса.

Здесь обозревателю на весь его план даётся 3-5 минут, в течение которых он должен сказать основное, завладев вниманием аудитории. Зритель в это время видит на экране одного обозревателя.

Таким же образом прокомментированы проблемы Ирана. Атомная программа Ирана - спорный вопрос, тревожащий весь мир. Обозреватель приводит точку зрения западного общества на ядерную политику Ирана. Предоставляет эксперту возможность высказаться и делает заключение о том, что единственный путь решения данного вопроса – это объединённые усилия Запада и Ирана. В этих комментариях доводы звучат достаточно весомо, на лицо сравнительный журналистский анализ, выбор темы – актуален. Но способ подачи материала немного монотонный. Передача длится 35 минут, что может вызвать утомление зрителя. Хотя метод и стиль анализа ведущего, он же автор программы, привлекает к ней зрителя. Комментатор подвергает событие временно-пространственному анализу, всесторонне исследует задачи, последствия, факторы, способствующие возникновению данного события. Обозреватель одновременно анализирует и информирует о событийном процессе и подходит к выводам. В этом случае русский исследователь Кузнецов говорит, что «обозреватель - это специалист, который умеет разъяснять, находясь перед камерой, или журналист, обладающий навыками мастерства в определенной специальности (экономика, техника, международные отношения, искусство, спорт и др.)»1. Но сравнивая эту программу с зарубежными аналогами, можно заметить некоторые недостатки. Например, данная передача по сравнению с комментариями Михаила Леонтьева, ведущего программы «Однако», оставляет желать лучшего. Однако само существование программы «Мо ва минтака», возможность высказать субъективное мнение – это уже достижение для отечественного телевидения.

Необходимо отметить, что со временем форма и содержание, стиль ведения передачи улучшаются. Сейчас программа начинается с анонсов, каждую тему сопровождает репортаж, и в конце эфира комментатор подводит итоги. Например, очередная передача была посвящена рассмотрению 5 тем и имела соответственно 5 анонсов.