Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идеи социализма в прогрессивной русской журналистике 40-х годов XIX века Ковалева, Маргарита Михайловна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ковалева, Маргарита Михайловна. Идеи социализма в прогрессивной русской журналистике 40-х годов XIX века : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.10 / МГУ им. М. В. Ломоносова.- Москва, 1990.- 34 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-4/2220-1

Введение к работе

Актуальность диссертации. Исследование процесса формирования в русской общественной мысли комплекса идей, явившихся теоретическим и идеологическим фундаментом социализма, является одной из важнейших задач, стоящих перед советской наукой. Общенаучная значимость этой проблемы исходит из необходимости глубокого осмысления закономерностей общественного развития.

Изучение исторических корней и содержания социалистических идей становится особенно актуальным в связи с движением общества к новому облику социализма."История остро поставила вопрос о жизненности самой социалистической идеи. Уже недостаточно утверждать, что она отвечает логике исторического процесса, многовековым чаяниям людей труда. ..Эта тема, ввиду ее принципиальной и практической значимости, требует серьезного анализа". Особое значение в связи с этим приобретает исследование начального этапа формирования в русском общественном сознании тех идей и представлений, которые входят в понятие "социализм".

Таким периодом являются сороковые годы XIX века, "эпоха Белинского", время теоретического оформления идей социализма 3 журналистике, литературе и до сороковых годов имеется немало свидетельств пристального внимания к различным социальным, научным и -политическим концепциям. Но в сороковые годы XIX века они были объединены в едином потоке идейных исканий, стали на твердую почву научного диалектического метода и, что самое главное, нашли отражение в публицистике. По-видимому, только с того момента, когда идея, что называется, начинает "жить" в такой массовой сфере общественного сознания, как журналистика, когда она становится предметом пропаганды,имеет смысл говорить о ее офорллении. Из частных бесед, кружковых споров, литературных произведений идеи социализма в сороковые годы перешли на страницы газет и журналов, стали постоянным объектом пристального внимания современников. Произошло это в значительной степени благодаря В.Г.Белинскому, А.И.Герцену, В.П.Веткину, В.Н.Майкову, В.А.Мшготину и другим выдающимся публицистам этого времени. Значительный вклад в разработку идеи социального преобразования внесли петрашевцы, но, в силу того, что их деятельность носила кружковый и издательский характер, она выходит за пределы данного исследования.

I Горбачев М.С. Социалистическая идея и революционная перестройка // Правда. 1989. № 330.

_ 4 -

Известное суждение В.И.Ленина о том, что российская социал-демократия стала преемницей "наследства" революционеров-демократов и просветителей, побуждает к необходимости научно обоснованного решения вопроса о соотнояении марксистских идей и социалистической традиции в России. Предстоит обеспечить новое прочтение теоретического наследия, созданного нашими предшественниками во имя социального освобождения человека.

Состояние научной разработки проблемы- Революционная теория общественного развития была создана К.Марксом и Ф.Энгельсом в сороковых годах 19 века. Известно, что В.И.Ленин относил начало поисков "правильной революционной теории" в России также к этому времени:"В течение около полувека, -писал он, - примерно с 40-х и до 90-х годов прошлого века, передовая мысль в России, под гнетом невиданно дикого и реакционного царизма, жадно искала правильной революшонной теории, следя с удивительным усердием и тщательностью за всяким и каждым "последним словом" Европы и Америки в этой области. Марксизм как единственно правильную революционную теорию Россия поистине выстрадала( курсив - М.К.) полувековой историей неслыханных мук и жертв, невиданного революционного героизма, невероятной энергии, беззаветности исканий, обучения, испытания на практике, разочарований, сопоставления опы--та Европы" . Процесс движения к формированию и восприятию в общественном сознании социалистических идей наиболее полно эафикг сирован в прогрессивной русской журналистике 40-х годов 19 века. Сложный и неоднозначный, полный внутренних противоречий, но в то же время последовательный характер пропаганды теоретических представлений , объединенных понятием "социализм",.является основной доминантой ее деятельности в этот период.

Выявление содержания, этих представлений на самом раннем этапе их становления, каким были сороковые годы, представляется серьезной научной задачей. В процессе исторического развития идеи социализма в России претерпели различные изменения, а порой и деформацию, о чем свидетельствует и опыт освободительного движения второй половины 19 века и революционные потрясения начала 20 века.

Советская наука располагает большим количеством фактов, свидетельствующих об идейных и личных контактах представителей прогрессивной интеллигенции с основоположниками теории научного коммунизма в 40-е годы 19 века. Эта тема исследуется в работах совре-

I Ленин В И Поли.собр. соч. Т 41 С 7-8.

- 5 -менных ученых- обществоведов С.С.Волки, А.И.Володина, В.Н.Бурлак, Р.П.КонюшеЯ, И.К.Пантина, Ю.З.Полевого, Е.Г.Плимака, З.В.Смирновой и др. Так или иначе касались ее и дореволюционные исследователи - М.Гершензон, П.Анненков, А.Корнилов.

Что касается оценки значения этих контактов для развития русского освободительного движения, то по этому поводу существуют различные точки зрения. Одним из первых историков-марксистов, поставивших их в прямую связь с поисками "правильной реьолюционной теории", был З.В.Воровский. В 1908 г. в статье " К истории марксизма в России" он привел известные тогда факты знакомства прогрессивных русских мыслителей с произведениям;! К.Маркса, Ф.Энгельса и высоко оценил их значение для развития освободительного движения. По мнению других ученых ( Д.Рязанов, Ш.Левин) и личные контакты, и знакомство русских с произведениями К Маркса и Ф.Энгельса в 40-е года были случайными эпизодами и не оказали сколько-нибудь заметного влияния на общественную мысль России. Несогласие с этим высказывали Б.А.Чагин, А.Гагарин.

По мнению В.Н.Бурлак, обращение русских к марксизму в 1840-1860 гг. носило хоть и не случайный, но все же эпизодический характер. Следует прежде всего уточнить содержание понятия "обраще-гние к марксизму". Нет основании говорить об обращении русских к марксизму как определенному учению в 40-е годы, когда оно только складывалось. Ватао выяснить внутреннюю закономерность обращения к идеям марксизма, иметь представление о процессе создания для этого необходимых теоретических и идеологических предпосылок.Этот процесс долден изучаться, по мнению автора диссертации, превде всего с точки зрения способности, готовности общества к усвоению этих идей. Слабое развитие капитализма, господство феодально - крепостнических отношений не позволяют говорить о наличии материальных, экономических предпосылок для усвоения марксистских идей в сороковые годы. Но в то же время есть основания говорить о наличии идейных предпосылок, определивших интерес к первым же работам К.Маркса и Ф.Энгельса. Факты говорят о том, что все их значительные произведения, созданные до 1848 года, были известны в России.

Так, в 1843 году В.П.Боткиным и В.Г.Белинским активно пропагандировались в "Отечественных записках" идеи памфлета Ф. Энгельса "Шеллинг и откровение". В 1844 году в кругу Белинского и Герцена широко обсуждалось содержание "Немецко-французского ежегодника", где были напечатаны статьи К.Маркса и Ф.Энгельса. Это обсуждение

- б -

было чрезвычайно плодотворным для развития демократических идей, осмысления исторического процесса и социальных основ крепостнического государства. В том же,1844 году в русской журналистике становится заметной проблема положения рабочего класса на Западе, Много внимания уделила отечественная публицистика фактам эксплуатации рабочих, которые были использованы также и Ї.Энгельсом в книге "Положение рабочего класса в Англии". В следующем, 1845 году,- через шесть недель после выхода книги Ф.Энгельса, в "Литературной газете" появляется рецензия на это произведение. В библиотеке петрашевцев находилась "Нищета философии" К.Маркса. Таким образом, и личные контакты русских деятелей ( М.А.Бакунин, В.П.Боткин, П.В.Анненков, Н.И.Сазонов) с К.Марксом и Ф.Энгельсом и знакомство с их произведениями вряд ли следует рассматривать как носящие эпизодический характер. Они были обусловлены общим стремлением к преобразованию общественных отношений, гуманистический содержанием русской социалистической мысли.

Социалистические идеи в России имеют глубокие исторические корни, давнюю традицию. В советской научной литературе накоплен значительный опыт их изучения. Серьезный вклад в исследование истории социалистических идей представляют такие работы, как "Идеи социализма в русской классической литературе" ( Л.,1969), книги А И.Володина "Гегель и русская социалистическая мысль XIX века" ( М.,1973), "Утопия и история: Некоторые проблемы изучения домарксистского социализма" ( М.,1971), труды В.П.Волгина,И.К.Па тина, Е.Г. Ллимака и др. Имеющийся в советской исследовательской литературе .опыт изучения социалистических идей позволяет на современном этапе углубить научный поиск, уточняя представления о содертании и формах развития русской общественной мысли,о способах воздействия журналистики на этот процесс.

Особенно важным в этой связи представляется изучение периода сороковых годов XIX века. Возможность и необходимость его выделения в отдельный, подлежащий специальному изучению исторический период, обусловлена тем, что это время было качественно новым этапом в развитии социалистических идей. Своеобразие его заключается, во-первых, в том, что само это понятие - социализм -выступает не как отдельное явление, а как система научных и идейных представлений в области философии, политэкономии и социальных учений, что, возможно, и дало основание В.И.Ленину счи-

тать сороковые годы началом поисков "правильной революционной , теории". Во-вторых, в изучаемый" период идеи социализма, пройдя начальный этап осмысления в тфужковых беседах, письмах, дневниках, начали активно пропагандироваться в журналистике, внедряться в общественное сознание.

В фундаментальных трудах советских ученых - историков печати П.Н.Веркова, В.Г.Березиной, А.Ф.Бережного, Б. И.Есина.А.И. Стань-ко публицистика рассматривается как важнейший показатель уровня общественного развития, как явление, наиболее чутко реагирующее на изменение политической обстановки, как средство идейного воспитания общества. Под таким углом зрения исслед/ется творчество Белинского, Герцена, Чернышевского и других публицистов в книгах Е.П.Прохорова, Л.Е.Татариновой, М.С.Черепахова, а также история и содержание отдельных изданий в работах Н.М.Сикорского, B.C.Итен-берга и др..В советской науке о печати плодотворно изучается также публицистическое наследие К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина ( А.Ф.Бережной, С.М.Гуревич, А.В.Заладов). Активно привлекают исторический материал и исследователи современной журналистики, аргументируя преемственность традиций русской революционно-демократической и советской публицистики ( В.И,Здоровега,Е.А.Корнилов, Е.П.Прохоров, В.В.Ученова).

'- Современный уровень историко-журналистской науки, накопившей большой эмпирический материал, требует углубления и конкретизации научных представлений о значении русской публицистики в процессе распространения социальной информации,способствующей формировании прогрессивной идеологии, в пропаганде идей социализма.

Само понятие - идеи социализма - рассматривается в диссертации как синкретичное, объединившее теорет.ические представления не только в области непосредственно социалистических учений того времени, но и философской и экономической науки. В этом, как уже говорилось, заключалось своеобразие социалистических идей в России. другая отличительная черта отечественной сопиалистической идеи -;е гуманистический, обращенный к человеку характер, что особенно іроявилось в критике концепций западных социалистов. В центре внимания прогрессивной журналистики сороковых годов была идея соци-ільного переустройства с цельи политического и экономического ос-юбождения личности. Данная диссертация посвящена исследовании юдержания и способов пропаганды идей социализма в журналистике Ю-х годов XIX века.

_ 8 -

Цель работы - на основе системного анализа периодических изданий раскрыть содержание и характер пропаганды теоретических знаний, научных концепций в области идей социального переустройства, проанализировать философские, социалистические и экономические представления в журналистике изучаемого периода. Цель исследования определила следующие конкретные задачи работы:

проанализировать состояние идейной жизни России в 40-х годах XIX вока и в соответствии с этим систему печати этого периода;

выявить по проблемно-тематическому признаку содержание и характер публицистических выступлений по проблемам философской науки, в области социалистических идей, экономической жизни страны;

исследовать формы и методы организации как отдельных материалов, так и целых номеров издания с целью создания единого "политического концерта" ( В.И.Ленин), прогрессивной публицистики по пропаганде -вышеназванных идей

Научная новизна диссертации заключается в том, что она является первым историко-журналистским исследованием прогрессивной отечественной публицистики в контексте развития идей социализма в России, в связи с особенностями начального периода освоения элементов "правильной революционной теории".

В советской исследовательской литерат/ре накоплен значительный опыт изучения социалистической традиции историками общественной мысли, философии, филологии С см..например, фундаментальный труд "Идеи социализма в русской классической литературе".Я.,1969) однако в историко-журналистской науке работа такого типа отсутствуют . Необходимость же подобных исследований диктуется потребностью иметь системное, цельное научное представление о том эначе нии, которое имеет публицистика как род литературной и общественно-политической деятельности в процессе идеологического обеспечения общественной жизни в отдельные исторические периоды.

Что касается журналистики сороковых годов, то состояние ее изучения на современном этапе вряд ли модно считать завершенным. Книги и статьи З.Г.Березиной, А.Г.Дементьева, воссоздающие общую характеристику журналистики данного периода, имеют большую научную ценность и являются базовыми для любой работы о периодике сороковых годов. Однако в истории журналистики этого времени имеет-

ся eqe много "белых пятен", связанных как с характеристикой отдельных изданий, так и творчеством ведущих публицистов. В научной литературе еще не получили долтного освещения такие, например, издания, как газета "Русский инвалид" ( 1839 - Г846 г. г. К "Московский городской листок" ( 1847 г.), "Литературная газета'Ч 1841 -1845 г.г.), мало изучена публицистика П.В.Анненкова, В.П.Боткина, В.А.Майкова, В.А.Милютина, А.П.Заблоцкого-Десятовского. Данная диссертация в определенной степени восполняет эти пробелы. В диссертации приводятся новые факты, касающиеся положения провинциальной печати 40-х г.г. XIX века, цензурных преследований газеты "Московские ведомости", условий издания ведомственной периодики, привлекаются новые материалы для характеристика газеты "Московский городской листок" и "Северной пчелы" и т.д.

' Научная новизна работы состоит также в том, что в процессе изучения журналистики 40-х годов автором обнаружены новые, не известные -в советской и зарубежной науке данные о характере восприятия и популяризации в России знаменитого произведения Ф.Энгельса "Положение рабочего класса в Англии". Установлено, в частности, что первая русская рецензия на это произведение появилась не в 1861 году, как это принято считать, а в 1845, то єсть в год выхода работы Ф.Энгельса, причем в максимально короткий промежуток времени - спустя шесть недель после опубликования книги. Данный [>акт привел к более углубленному изучению журналистики сороковых 'одов в поисках ответа на вопрос - случайным или закономерным 6и< го это явление.

Анализ содержания журнала "Отечественные записки", "Литера-урной газеты", "Московских ведомостей',' "Русского инвалида",про-юденный автором, выявил много не известных до сих пор материалов > положении английского рабочего класса. Печатались статьи и за-іетки об эксплуатации женского и детского труда, об условиях тру-а в каменноугольной и металлической промышленности, статистика ищенства, смертей и самоубийств. Другими словами, в России была звестна значительная группа фактов, на которые опирался и Ф.Эк-ельс, создавая книгу, ставшую обвинением капитализму.

Так что к появлении рецензии русский читатель был в определен-ой степени подготовлен, а сама она может рассматриваться как след-твие устойчивого внимания прогрессивной журналистики к исследовано социальных проблем, результат повышенного интереса к идеям сопельного переустройства.

-ІО-ІІ, наконец, еще одно обстоятельство, позволяющее говорить о научной новизне диссертации. Она носит междисциплинарный характер, хотя, конечно, преобладающим является историко - журіалист-ский аспект.

Методологической основой работы является общенаучный принцип историзма, требующий " не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление истории возникло, какие глазные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь"; а также суждения К Маркса, Ф.Энгельса,В.И.Ленина по вопросам печати, их характеристики конкретных явлений общественной жизни изучаемого периода.

Эмпирической основой исследования явилось изучение комплектов 35 газет и журналов 40-х гг. 19 века, девяти фондов Центрального государственного исторического архива в Ленинграде, Центрального Государственного архива Октябрьской революции, рукописного отдела Государственной библиотеки им.В.И.Ленина. Автором был проведен сравнительный анализ газет "Русский инвалид" и "Литератур--ной газеты" за ІВ44-І845 гг. и иностранных изданий - "ihe Times ", "Revue dea deux Mondes "," Augaburger Allgemeine Zeitung «>

с целью индентификации текстов публикаций о положений рабочего класса в Англии. Изучены также отчеты Британского парламента .эа 1843-1845 гг , работы иностранных исследователей русской общественной мысли ( Христофф, Глиэон, Таден и др.). В работе автор опирался такпе на труды современных исследователей истории философии, истории экономической науки, истории социалистических учений.

Практическое значение и апробация диссертации. Основные выводы и отдельные положения данной работы могут' стать основой для дальнейшей разработки общей проблемы, связанной с изучением отечественной журналистики в непосредственной связи с историей социалистической мысли, в контексте изучения закономерностей общественного развития. Возможно ее использование в лекционно-пропагандист-ской работе, посвященной истории социализма в России. В процессе перестройки систерлы высшего образования в стране это исследование дает основание для коррекции структуры лекционного курса по истории русской журналистики, связанной с осмыслением ключевых эта-

Л.знмн а.Її. Додн.собр.соч. Т.39. С.67.

- ІЗ -л цели, и методу политической борьбы с крепостничеством. По мнению автора, социалистические идеи развивались в русле просветительства, на основе широкого антикрепостнического движения.

Б сложной совокупности явлений, образующих понятие "общественная мысль", журналистика является, пожалуй, самым основным. Природа ее общественного воздействия неразрывно связана с идейной жизнью, с политикой. Естественно, что и положение печати в первую очередь определяется политическим состоянием общества, а содержание, направление изданий обусловлены событиями социальной жизни, изменениями в общественном сознании.

Активизация общественной мысли в сороковых годах XIX века непосредственно отразилась на усилении влияния журналистики в обществе.

* С другой стороны, положение печати определялось политикой самодержавия в отношении средств массовой информации. Выражением этой политики были цензурные уставы 1826 и 1823 годов. В 1841 -1842 годах в Ш Отделении была организована - в дополнение к четырем существующим - пятая, цензурная, экспедиция. Ей было поручено "высшее наблюдение" за периодическими изданиями. Экспедиция получала обязательный экземпляр всех выходящих в России изданий, чиновники 111 Отделения входили в состав каждого цензурного "комитета, число которых увеличилось до двенадцати. Контролирование прессы приняло широкие масштабы. Правительство в эти годы предпринимает ряд мер, направленных на расширение сферы своего влияния в журналистике. Одной из них было создание двух журналов официального направления "Маяк" и "Москвитянин", а также укрепление провинциальной прессы. С 1838 года "Губернские ведомости"ста-ли выходить в 41 губернии России. Поощрялись также ведомственные специальные издания, в основном рассчитанные на относительно узкий круг читателей, как например, "Нувеллист", "Музыкальный свет", а также всякого рода "Записки" различных обществ. Всего за период с 1838 по 1848 год было создано 53 издания, среди них только три имели характер литературно-общественный. Основную массу изданий, наряду с "Губернскими ведомостями", составляли ведомственные и специализированные журналы, альманахи, сборники. Политика самодержавия была направлена прежде всего на нейтрализацию влияния прогрессивной журналистики во главе с "Отечественными записками".

Эти меры оказали значительное влияние на систему печати 40-х годов. Это понятие - система печати - в последнее время активно

- 14 -включается в инструментарий исследований по истории журналистики. По мнению автора диссертации, система печати - это совокупность изданий того или иного периода, выступающая как средство духовно-идеологического обеспечения жизни общества, определяемая политикой государства и уровнем развития общественного сознания.

В сороковые годы система печати в России формировалась под воздействием пропаганды идей социального преобразования общества, но, говоря современным языком, на этом отрезке времени создается и мощный "механизм торможения", выразившийся в политике развития государственной и ведомственной журналистики.

Представления о системе печати изучаемого периода будет неполным без уточнения идейно-политической ориентации изданий, без определения их основных политико-идеологических тенденций. Вместе с тем нельзя представлять себе дело так, будто существовали органы печати, "стерильно" четко придерживавшиеся той или иной идейной ориентации. Особенности переходного периода - от дворянского к разночинскому этапу освободительного движения, каким были сороковые годы, - отразились и на журналистике того времени. По политическим качествам печать сороковых годов представляла собой явление сложное, пестрое и противоречивое.

В главе анализируются основные органы печати сороковых годов,
отмечается, что в процессе политической дифференциации общества
позицию идейного лидера демократической журналистики "Отечест
венных записок" поддерживали еще ряд изданий - "Литературная газе
та", журнал "Финский вестник",.газеты "Русский инвалид" и "Москов
ские ведомости". Их направление можно определить как либерально-
просветительское .

По мнению автора диссертации, система печати 40-х годов складывалась из следующих групп изданий. I) Революционно-демократические издания - "Отечественные записки" ( до 1847 г.), "Современник" ( 1847-1848 гг.), 2) либерально-просветительские - "Литературная газета", "Русский инвалид", "Финский вестник", "Московские ведомости", "Санкт- Петербургские ведомости ( 1847 г.), 3) консервативные и монархические - "Маяк", "Москвитянин", "Северная пчела", губернские ведомости, ведомственная, специализированная журналистика, альманахи, сборники ( кроме "Физиологии Петербурга" Е.А.Некрасова - 1845 г.).

В результате анализа идейных течений, оказавших влияние на систему печати сороковых годов 19 века,в главе делается вывод, что разработка и пропаганда научных знаний и теорий, входящих в по-

- 15 -нятие"идеи социализма", велись изданиями революционно-демократического и либерально-просветительского направлений.

Вторая глава. "Философские проблемы в журналистике 40-х годов XIX века".

В связи с цензурными условиями журналистика изучаемого периода не имела возиожности обсуждать вопросы общественного устройства России.Острые политические проблемы скрывались под "одеждой теорий", в виде научных, литературно-критических статей. С другой стороны, тот интерес, который проявился в периодике к философской, исторической науке, объективно отражал потребности общества в осмыслении социальной жизни.

Русская общественная мысль сороковых годов развивалась под сильным воздействием философской науки Запада, и прежде в'сего Гегели, Шеллинга, Фейербаха. Ее своеобразие, как это убедительно исследовано в работах А.И.Володина, Е.Г. Плимака, И.К.Пантина, В.Г.Хороса, заключалось в непосредственном соединении демократических идей с достижениями философской науки. Диалектический метод Гегеля, воспринятый как научное основание для борьбы с системой крепостничества, способствовал дальнейшему развитию социалистической мысли. В этом смысле публицистическая деятельность В.Г.Белинского и А.И.Герцена, пропаганда в журналистике основных Ідей Гегеля имели важнейшее значение.

В диссертации анализируется восприятие и трактовка В.Г.Белинским основных категорий и законов диалектики мышления - необходимое и случайное, теория и практика, частное и общее, отрицание отрицания, единство и борьба противоположностей. Отправным моментом философских исканий публициста стала диалектическая идея отрицания. В диссертации подчеркивается, что оно понималось не только как разрушение старого, но и усвоение того ценного, что было в предшествующем историческом опыте. Источником отрицания является борьба противоположных начал в жизни и обществе . Эта мысль настойчиво звучит во многих статьях В.Г.Белинского, таких, как "Речь о критике", "История Малороссии", "Руководство к всеобщей истории", в цикле статей о Пушкине, о произведениях натуральной школы и др..

Философские искания Белинского были непосредственно связаны еще с одной проблемой, характерной для социалистической мысли сороковых годов - человек и общество. Идея освобождения личности прямо связывалась, как показано в диссертации, со стремлением

-Ібіс изменению социальной действительности. На этой основе философская категория "действие" приобретала вполне конкрзтное практическое звучание. Действие во имя преобразования общественных отношений, во имя освобождения человека. Это гуманистическое содержание отечественной социалистической мысли, по мнении автора, также является одной из ее существенных черт. В этом отношении оно созвучно с традицией классической русской литературы, обращенной непосредственно к личности, исследующей нравственный смысл существования.

Поиски теории, способной объяснить процесс исторического развития, устранить социальные противоречия окружающей действительности, воодушевляли не только Белинского. По тому же пути развивалась и публицистика Герцена в эти годы. В диссертации рассматривается цикл статей Герцена "Дилетантизм в науке", публиковавшихся в журнале "Отечественные записки'.' на протяжении 1843 года, где углубленную разработку получило понятие "действие". Оно непосредственно связано было с вопросом о соединении научного знания с практической деятельностью. Главным выводом этих статей была мысль о том, что наука должна "перейти во всеобщее сознание", " сделаться достоянием площади и семьи, живоначальным источником действования и воззрения всех и каждого" .

Особое внимание автора диссертации обращено на трактовку -Гериеном идеи развития. Оно рассматривается как "нравственно благое, свободное деяние", как результат "противоположного движения", когда "развитие одного обусловливает возникновение другого, с тем вместе борьбу и разрушение первого" ( 2,39). Ему должна предшествовать наука;"без ведения, без полного сознания нет истинно-свободного деяния""... Где начинается сознание, там начинается нравственная свобода, каждая личность одействогворяет по-своему призвание'Ч 2, 60-81).

Так выстраивалась определенная логическая цепочка, своего рода формула развития, вершителем которого является личность. Конечно, в этом и подобных выводах Герцена и Белинского присутствовали элементы идеализма, социального утопизма. Но в контексте своего времени, когда всякая заявка на личную и гражданскую свободу могла быть воспринята как политическая крамола, эти мысли звучали остро.

Герцен А.И. Собр.соч : В 8 т. Л.,1975. Т.2. Сб.

Введение в арсенал русской общественной мысли понятия "действие" и его настойчивая популяризация в журналистике свидетельствовали о том, что отечественные мыслители сделали значительный шаг вперед по пути научного обоснования социалистического идеала. Отрицание и критика действительности рассматривались ими как условие движения и развития, как форма непосредственного политического действия. В этих выводах русские мыслители оказались очень близки к младогегельянству, наиболее революционному научному направлении в Германии, идеи которого разделяли в то время К.Маркс и $. Энгельс. В России очень внимательно следили за этим направлением немецкой науки. В журнале "Отечественные записки" часто упоминались печатные органы млагогегельянцев: "Дэйче Ярбюхер","Атенеум". Известны были в России ииена А.Руге, К.Эхтериейера, В.Bay-эра". В России получил известность памфлет Ф.Энгельса "Шеллинг и откровение", изданный анонимно в 1842 году. С кратким изложением его основных положений выступил в "Отечественных записках" ( № I за 1843 год) В.П.Боткин.

Обращение к работе Ф.Энгельса, популяризация ее в печати могли бы считаться случайностью, если бы не то обстоятельство, что ряд мыслей, содержавшихся в статье Боткина, обнаруживаются, как показано в диссертации, также в дневниковых записях и статьях Герцена, в рецензиях Белинского.

Специфика исследования публицистики как особого рода общественной и литературной деятельности требует Выяснения способов ее воздействия.на читательскую аудитории. Важно иметь представление не. только об общем направлении издания в целом, но и о взаимообязанности идей в отдельных публикациях, учитывая, что читатель имел перед глазами конкретный номер журнала, и от того, как был организован его "политический концерт" ( В.И.Ленин),в первую очередь зависела степень влияния на читательскую аудиторию. В диссертации проанализировано содержание отдельных номеров "Отечественных записок" с целью раскрыть целенаправленный характер пропаганды диалектического метода. Подбор материала осуществлялся с тем, чтобы достичь максимального эффекта, - таким образом, чтобы идеи одной статьи развивались и дополнялись в другой ( например, № I, № 5 за 1843 год и другие).

Различные интерпретации научных, культурных, политических идей в журналистике позволяют более четко дифференцировать идейные позиции изданий.С этой целью в диссертации рассматриваются

- 18 -философские суждения публицистов-славянофилов. Если в прогрессивной журналистике основное внимание было уделено диалектическому методу Гегеля, то славянофилы в основном сосредоточились на гегелевской концепций национальности, его суждениях о значении той или иной нации в мировом историческом процессе. Осмысливая прошлое и будущее России, славянофилы предприняли попытку создания национальной философии на религиозной основе. По их убеждению, общество управляется нравственными, религиозными идеями. В то время, как на основе постижения диалектического метода Гегеля Белинский и Герцен подходили к пониманию решающего значения материальных условий в жизни общества, философские взгляды славянофилов не выходили за пределы религиозных представлений.

В заключение делается вывод, что пропаганда философских знаний и, особенно, диалектических представлений велась с целью научной аргументации идеи социального переустройства. Отмечается, что в философских взглядах отечественных мыслителей и основоположников коммунистической идеологии содержались моменты, сближающие их позиции. Это, прежде всего, усвоение идеи отрицания, понимание развития как революционного процесса, "сшибки крайностей", отрицание эксплуататорского, государства. Вместе с тем, по мнению автора диссертации, характерной и дополняющей своеобразие чертой русской социалистической мысли изучаемого периода было ее гуманистическое содержание. Смысл его заключался в том, что судьба отдельной личности, ее свобода или несвобода, зависит от состояния общества и только в условиях социальной жизни можно искать примет "нравственного" или "безнравственного" (В.Г.Белинский) существования. Этим и объясняется захвативший отечественную журналистику того времени интерес к социальным проблемам жизни общества, конкретизация представлений о действительности.

Третья глава. "Русская социалистическая мысль 40-х годов XIX века и печать".

Изучение диалектического метода Гегеля и вывод о необходимости действия во имя изменения общественных отношений, который зафиксировала журналистика, стали основанием для дальнейшем работы над проблемой освобождения человека от эксплуатации. Войдя в тесный союз с философией, русские мыслители обратились к изучению конкретной действительности. Это обусловило повышенное внимание к социальной и политической жизни Запада. Опыт Европы интересовал русских еще и потому, что давал возможность осмыслить перспективы русской действительности,ее историческую судьбу. Идея соииалъ-

- 19 -ного равенства, характерная для социалистической мысли вообще,

получила в публицистических выступлениях.Белинского и Герцена конкретное воплощение в виде критики капитализма, анализа буржуазного общества. В широком смысле слова идеи социализма - ото те представления о социальном равенстве, которые родились в обществе вместе с разделением его на классы. В таком понимании эти идеи имеют давнюю, многовековую историю. Автор разделяет концепцию А.И.Володина, что история социализма как учения, как определенной концепции общественного' развития начинается лишь с развитием капиталистических отношений, не раньше.

В журналистике тех лет нашли широкое отражение социальный опыт Европы, события ее государственной и политической жизни. В "Отечественных записках", начиная примерно с 1642 года, отдел "Иностранная литература", например, по объему был равен отделу "Русская литература".

Значительное влияние на формирование русской социалистической мысли оказали публицистические циклы П.В.Анненкова "Письма из-за границы" ( І84І-І843), и "Парижские письма'% 1847 - 1843). В диссертации рассматривается их содержание, отмечаются те моменты идейной эволюции публициста, которые произойди под влиянием знакомства и переписки с К,Марксом. Очерки Анненкова достаточно полно характеризуют отношение к западноевропейской действительности, которое было храктерно для круга западников. С одной стороны - пристальный интерес к событиям культурной и политической жизни Европы, стремление вникнуть в суть доктрин разных идейных течений, критика социалистов-утопистов Запада за отвлеченность теорий.С другой стороны - политическая близорукость, неспособность понять движущие силы приближающейся революции,, переоценка достижений капитализма.

Один из основных постулатов официальной идеологии констатировал полную противоположность основ русской и' западноевропейской жизни, содержал противопоставление процветающей Российской Империи и "гниющего Запада", поэтому информацию о жизни Европы в изда-

См.: Володин А И Утопия и история: Некоторые проблемы изучения домарксистского социализма М , 1971 . С,-158 -159.

киях официального толка носила соответствующую окраску. Ее глав- . ной целью было внушить читателю мысль о пагубности западноевропейского образа жизни и государственного устройства. Верноподданная пресса надежно защищала умы читателей от объективной информации о событиях в Европе и уж тем более - о политических событиях.

Прогрессивная русская публицистика охватила широкий круг проблем, связанных с жизнью западноевропейских стран. Рабство и работорговля, положение рабочего класса Запада, освещение событий в Ирландии,'текущая информация о государственной жизни Англии и Франции, история, литература западных стран - таков далеко не полный перечень тем, затронутых на страницах газет и журналов тех лет.

На основе анализа публикаций, которые впервые вовлекаются в научный оборот, изучения комплектов "Литературной газеты", " Русского инвалида", "Отечественных записок", в диссертации показано, что материалы о положении западноевропейского пролетариата появлялись регулярно. Темой их, как правило, было бедственное состояние рабочих. Конечно, было бы неверно рассматривать их как непосредственное отражение социалистических идей. Важно выяснить, под каким углом зрения критиковался в России капитализм в изучаемый период временя. Известно, что негативно относились к капитализму и славянофилы, видевшие, в нем лишь "язву пролетарства", и теоретики официальной народности, противопоставлявшие "процветающий" Восток "гнищему* Западу. Европейский опыт подвергался в изданиях этих направление отрицанию и прямому отвержению. В это же самое время в прогрессивной русской публицистике наблюдается интерес к углубленному анализу условий жизни западноевропейского пролетариата, а также концепций социалистов, Ф,Энгельс писал, что "положение рабочего класса является действительной основой и исходным пунктом всех социальных движений современности", а его изучение считал необходимым для-того, "чтобы дать прочное обоснование, с одной стороны, социалистическим теориям, с другой стороны, суждениям об их праве на существование". С этой точки зрения в диссертации оценивается значение публикаций материалов о положении рабочего класса Запада.

Как показано в диссертации,подобного рода материалы, опубликованные в демократической печати сороковых годов, сосредоточивали внимание читателя на негативных сторонах капиталистического об-

I Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2, С.238

- 21 - ' щества - нужде, голоде, тяжких условиях быта. Внимание русских к капиталистической действительности носило характер опасливой настороженности, и такое развитие социальной жизни, как на Западе, казалось им неприемлемым для России, На. страницах печати тех лет отчетливо отразился тот "наивный демократизм, уедавший чувствовать буржуазность, но не умевший понять ее ", о которой писал В И Ленин .1

Несмотря на то, что география материалов о положении рабочего класса была достаточно обширной и охватывала практически все капиталистические страны, преимущественное место получило в русской печати освещение жизни английского пролетариата. Всплеск интереса к этой стране был в значительной степени обусловлен укреплением связей России и Англии в сороковых годах. В общем потоке информацич об Англии основное место заняло положение пролетариата. Социальный опыт одной из ведущих держав мира рассматривался в России в контексте осмысления будущего своей страны. Изучение этого опыта было составной частью поисков путей развития России.'

В 1844 году в "Литературной газете ( № II) появилась статья "Работы детей в английских рудокопнях", В ней шла речь о труде детей в шахтах Англии, затрагивались отношения предпринимателей и детей - рабочих. Особый акцент делался на фактах эксплуатации. Своеобразным продолжением этой темы можно считать статьи "Рабочий класо в Англии", опубликованную в газете4 "Русский инвалид" С 1844,* 106).' В ней рассказывалось также о работе детей в каменноугольных копях и об условиях труда на предприятиях хлопчатобумажной, металлурги-ческой промышленности Англии, а также о лондонских швеях и модистках.

Важно отметить, что факты эксплуатации женского и детского труда, получившие освещение в русской печати, были использованы также и в книге Ф Энгельса "Положение рабочего класса в АнглииV Об этом говорит сравнительный анализ текстов,.произведенный в диссертации. Быйи ли русские тексты перепечаткой из буржуазных изданий или явились результатом самостоятельной работы - этот вопрос имеет принципиально важное значение Изучение комплектов английской "Тайме", немецкой аугсбургской "Всеобщей газеты", а также французского журнала "Revue des deux Mondes", предпринятое автором работы, говорит о том, что в них нет текстов, вналогячных рус-

Ленин В.И, Поли.собр.соч. Т. I. С. 295.

- 22 -скому. Правда, в "Eevus des deux Uondes ", начиная с октября 1843 по август 1844 года печатался цикл очерков французского публициста Леона Фоше "Этюды об Англии", В 1845 году" они вышли отдельным изданием, Каждый из очерков Фоше был посвящен какому-то городу: публицист описывал условия жизни английского пролетариата в Уайт-Чепеле, Сет-Джиле, Лондоне, Ливерпуле, Манчестере. Отдельный очерк был посвящен промышленным кризисам. Сравнение текстов очерков ІБоше и названных материалов свидетельствует о том, что они не .были источником русских публикаций, Можно предположить, что в основе русских текстов был первоисточник - отчеты комиссии Британского парламента по обследованию условий детского и подросткового труда, которыми пользовался и Ф. Энгельс в работе над книгой "Положение рабочего класса в Англии", Основанием такого предположения является установленное автором текстуальное сходство русских публикаций текста отчетов и книги Ф.Энгельса. Кос-'венным аргументом служат обнаруженные в других публикациях газет ссылки на отчеты парламентских комиссий. Обращение к их тексту свидетельствует о достаточно глубоком интересе русском журналистики к данной проблеме. С другой стороны, оно может быть дополнительным аргументом, подтверждающим самостоятельный характер обращения русских публицистов к наиболее вопиющим фактам капиталистической эксплуатации.

Интерес к положению рабочего класса в русской публицистике был устойчивым. Так, вслед за материалом "Работы детей в английских рудокопних" "Литературная газета" в следующем, двенадцатом ноі/ере продолжила разговор. И "Литературная газета", и "Русский инвалид" в материалах о рабочем классе в Англии особо акцентировали внимание читателя на бедственном положении детей и женщин-работниц .

Эти факты представляют особенную важность, так как через год, 5 июля 1845 года, т.е. спустя полтора месяца после появления в печати книги Ф.Энгельса " Положение рабочего класса в Англии", в "Литературной газете" была напечатана рецензия на нее, ' где особое внимание было сосредоточено именно на описании условий женского труда, данного Ф.Энгельсом в главе "Другие отрасли труда".

Рецензия была опубликована под рубрикой "Заграничная хроника" в отделе "Смесь" Она имела подчеркнуто нейтральный заголовок '''Дамское кокетство и страсть рядиться - как источник гибели человечества". В ней были приведены не только конкретные факты

из книги Ф.Энгельса, но местами, как установлено в диссертации, сделан текстуальный перевод отдельных отрывков из главы "Другие отрасли труда", где Ф.Энгельс анализирует состояние кружевного и швейного производства в Англии. Сравнение текстов свидетельствует о чрезвычайно внимательном отношении автора рецензии к цифровым данным из книги Ф.Энгельса, к самым убедительным фактам, приве -денным им. Рецензия явно имела целью познакомить русского читателя с книгой " Положение рабочего класса в Англии", которая названа "весьма замечательной", и с именем автора, которое семь раз повторяется в тексте: "по мнению г.Энгеля',' " по словам г. Энгеля" и т. д.

Что же касается автора первой русской рецензии на книгу Ф,Энгельса, то вряд ли можно сомневаться, что он был связан с кругом Белинского. Рецензия появилась 25 июля 1845 года, т.е. непосредственно после выхода книги Ф.Энгельса ( май 1645 ). Такая оперативность дает основание предположить, что она написана человеком, подготовленным к ее восприятию. Автором работы высказывается предположение, что рецензия в "Литературной газете" могла принадлежать В.П.Боткину, который познакомился с К Марксом в марте 1844 года.

В прогрессивной русской публицистике сороковых годов шел про» цесс накопления знаний о социальном опыте Европы, изучения новых для России, но уже вставших на повестку дня проблем. В прогрессивных изданиях внимательно следили за такими, например* событиями, как обсуждение в Британском парламенте законопроекта о сокращении рабочего дня, процесс О'Коннеля, защитника прав ирландского народа. Как показано в диссертации, об этом постоянно информировали читателей "Русский инвалид", "Московские ведомости", "Литературная газета" .

В сороковые годы в русской печати широко использовался своеобразный публицистический прием. Журналисты, обращаясь, к жизни других стран, отбирали такие темы и факты, которые могли вызвать ассоциации с положением в России. Именно такое освещение получиг ла ирландская тема. В диссертации анализируются материалы об Ир- ' ландии в "Московских ведомостях", "Русском инвалиде", "Современ- нике". Характерно, что в связи с этой темой была высказана мысль о необходимости революционного действия ( "Отечественные записки", 1846, № 3; "Современник", 1847, № II).

Вообще тема революции, закономерности социальных переворо- . тов была в сороковых годах предметом постоянного внимания пере-

- 24 -довой публицистики. Даже литература для рецензирования носила вполне определенный характер Так, например, в одном номере "Отечественных записок" ( 1842, К» Z) в разделе "Французская литература" рецензировались только книги о событиях революции во Франции. О внимании к идее революции свидетельствует, например, и анализ содержания годового комплекта "Отечественных записок" за 1843 год ( 1С 1,3,4,5,6,7,10,11).

В преддверии революции 1848 года в демократической журналистике активно обсуждался вопрос о буржуазии.В "Письмах из Avenue Marigni ", опубликованных в конце 1847 года в "Современнике"., Герцен высказал резко отрицательную оценку ее роли. Публицист зафиксировал внимание на ключевой проблеме общественного развития - столкновении интересов буржуазии и пролетариата. "Новое начало" в истории Герцен связывал с работником, пролетарием, полностью отвергая прошлое, настоящее и будущее буржуазии. Для европейской социалистической мысли такая постановка вопроса была логичной: там буржуазия,всякий раз захватывающая власть в результате революций, скомпрометировала себя, и не случайно учение о борьбе пролетариата за свои права сложилось именно в это время.

В диссертации рассматриваются суждения о роли буржуазии отечественных публицистов - Анненкова, Боткина, Белинского, отмечается, что в них, несмотря на некоторые расхождения, был проявлен исторический реализм, связанный с осознанием необходимости, закономерности буржуазных отношений как неизбежного этапа в развитии России, Проанализированы точки зрения советских исследователей, где заметно стремление расположить суждения Белинского и Герцена о буржуазии по принципу "ближе" или "дальше" от марксизма, а также содержание дискуссии, развернувшейся в 70-е годы вокруг тезиса об отказе позднего Белинского от революционных методов действия, которые выразились'в надеждах на освобождение крестьян "сверху" ( Б.Ф.Егоров)

Нет необходимости, по мнению .автора, сопоставлять воззрения Герцена, Белинского с марксистскими в изучаемый период в силу различий исторических условий в России и Европе, Перед западными мыслителями стояла проблема изменения капиталистического, а перед российскими - крепостнического способа производства. Реалистический, взвешенный подход к анализу русской действительности, проявился в строгом учете конкретного социально-экономического положения, где дальнейшее развитие могло быть возможным при наличии

- 25 -буржуазии. Главным препятствием на пути общественного переустройства являлось крепостничество, и вряд ли был тогда в России хоть один прогрессивно мыслящий человек, который не стремился бы к уничтожению этого зла, пусть даже и усилиями царя.

В диссертации подчеркнуто, что состояние общественно-политической жизни страны не давало возможности Белинскому и его единомышленникам надеяться на возможность прямого революционного действия. Единственно возможный путь - это воспитание сознания, пропаганда идеи о необходимости раскрепощения личности. Вместе с тем, информация читателей о революционных процессах на Западе, критика капиталистических отношений и системы эксплуатации создавали устойчивые предпосылки для дальнейшего развития социалистических идей.

Четвертая глава "Экономические проблемы в журналистике 40-х годов XIX века"

В развитии журналистики изучаемого периода, по мнению автора диссертации, можно отметить определенные тематические периоды' Преимущественное внимание к философским проблемам, обнаруживается в материалах периодики I84I-I843 гг ; начиная с 1843 по 1845 год увеличивается объем информации о положении рабочего класса, о социальных проблемах, заметно стремление конкретизировать представления об окружающей действительности, что нашло отражение и в развитии литературного процесса - оформлении "натуральной школы" Примерно с 1846 года в демократической журналистике значительное место занимают вопросы экономического устройства. Их продиктовала сама российская действительность, сопоставление исторического' опыта Европы и России, знакомство с работами социалистов Запада, анализ и критика капиталистических отношений. В стремлении к обновлению русского общества на основе социальной справедливости, отечественные демократы-публицисты надеялись избежать того зла,-которое обнаружило себя в условиях капитализма,

Политико-экономические, проблемы стали одной из ведущих тем публицистики сороковых годов. Естественно, что в центре их стояли вопросы экономического развития России, которые решались в-сопоставлении с опытом Запада. Критика крепостничества теперь велась уже не только оружием философской, но и экономической науки. В сороковые годы, когда кризис феодально-крепостнических отношений остро ощущался на фоне развитая капитализма, необходимость в такой аргументации стала особенно острой.

Было бы преувеличением говорить о том, что сама по себе критика крепостнической экономики того времени обязательно сочеталась с политическим радикализмом, Идея революционного преобразования экономики вообще отсутствовала у ученых и публицистов, обратившихся к этому вопросу ( В Н Майков, В А Милютин, А П Заблоцкий-Десятовский), При анализе их экономических представлений важно понять, каким идеалом они руководствовались в своих поисках, во имя каких целей мечтали о преобразовании общества. Пожалуй, самым ценным ( особенно с позиций современного исторического опыта) оказалось то обстоятельство, что конечной целью экономических преобразований они считали благосостояние отдельной личности. Не случайно резкой критике в демократической журналистике подверглись концепции тех социалистов-утопистов Запада, которые игнорировали интересы " живого человека".

Как показано в диссертации, в журналистике активно обсуждались 'проблемы свободы торговли, тарифные системы, научная экономическая литература. Проанализированы материалы "Московских ведомостей", "Журнала министерства государственных имуществ","Санкт-Петербургских ведомостей" "Земледельческой газеты" и других изданий, в'которых поднимаются проблемы освобождения экономики от давления самодержавного государства. Приводятся новые данные о цензурных преследованиях такого рода материалов, как, например, "Ричард Кобден во Франции" ( ЦТИАЛ, ф.777. Оп.1 Ед.хр.1921.Д 5) Заслуживает внимания и тот факт, что материалы по экономике часто служили предметом дискуссий, в которых принимали участие два,три, а то и больше изданий, что еще раз свидетельствовало об углубляющемся интересе к этим проблемам.

Прогрессивная журналистика России познакомила читателя с трудами западных политэкономов, с новейшими экономическими теориями социалистов-утопистов. В диссертации исследуется экономическая публицистика В.А.Майкова, характеризуются его общественно-экономические взгляды. Их демократический характер проявился еще в его статьях, предназначенных для " Карманного словаря иностранных слов, воиедших в состав русского языка", редактором первого выпуска которого был Майков. ( Второй, подготовленный М В Петрашев-ским, был уничтожен цензурой). Майков выступает как сторонник демократии, когда^каждый гражданин участвует в рассмотрении и решении дел всей нации", как решительный противник кастовости.

Его отношение к революции зафиксировано в статье "Демагог". "Это слово наиболее употребляют, говоря о злоупотребляющих своз влияние на народ и воспламеняющих ярость черни из частных вилов. Таковы были софисты в Афинах... партия Марата и т.п. во Франции, в дни революции; в настоящее время так называют в Германии ( в. Пруссии и Австрии) всех приверженцев революции' .Это суждение, а та.оте то, что Майков не отрицал частную собственность, возможно, стало основанием для его отчуждения советскими исследователями от социалистической мысли и является, по мнению автора диссертации, следствием известной односторонности политического зрения современного обществоведения. Не следует преувеличивать и влияние на Майкова идей позитивизма.

В.Н.Майков в 1846 году заменил Белинского в литературно-критическом отделе "Отечественных записок", затем сотрудничал в "Современнике". Он был членом кружка И.В.Петрагаевского,глубоко интересовался социалистическими учениями. Наиболее полно его социально-экономические взгляды были выражены в статье "Обществен-' ные науки в России", опубликованной в № I "Финского вестника" в 1845 году. В ней Майков выдвинул идею создания науки, которую.он называл "социальной философией", или "философией общества".Майков писал о необходимости создания национальной общественной науки, причем такой, чтобы "усвоиться массе". "Для этого, -считал он,-покамест один путь - критическое исследование тех наук, которые мы принимаем от запада. Прошло уже то время, когда мы должны были безусловно благоговеть перед нашими учителями, веря им во всем на слово"' (57Л

В такой постановке вопроса явственно отразилось стремление к самостоятельному исследованию и научному обоснованию путей со- ' циалъного и исторического развития своей страны, одушевляющее теоретические поиски русской демократической интеллигенции. Эта -самостоятельность выразилась превде всего в критическом отношении к буржуазной политэкономии и некоторым концепциям социалистов Запада, в частности, Фурье, с критикой которого выступил Май-

Майков В. Общественные науки в России // Критические опиты ( 1845-1847). Спб., 1889. С.343. В дальнейшем ссылки на это издание. - М.К.

- 28 -ков, Он связывал идею удовлетворения потребностей человека-с идеей общего благосостояния, в то время как система Фурье рассматривала этот вопрос исключительно с точки зрения физических потребностей :".. . потребности, - писал Майков, - теряют в глазах социалиста всю свою непосредственность; они занимают его единственно со стороны средств к их удовлетворению", (571) "Ццеи благосостояния общества нельзя отделить безусловно от идеи благосостояния человека или развития человека", - утверждал он.(586)

В статье Майкова содержалась мысль, которая вряд ли могла пройти незамеченной для русского читателя, приученного к языку иносказаний. Не имея возможности прямо говорить о русских проблемах, Майков приводит в пример " освобождение общин Западной Евро-пы'-: " Вещественная зависимость одного человека от другого есть факт, противный нравственным требованиям". Отмечая преимущества свободного труда перед несвободным, Майков писал: " Наконец, и в политическом отношении свободный человек является лицом, живым членом общества". Майков считал "делом аналитической чести " социальной философии "отыскание такого отношения, по которому свобода нравственная предлагает свободу политическую и экономическую и наоборот" (584). Как видно, интересы личности рассматривайте! публицистом как приоритетные в решении вопроса о развитии общества,

В публицистике В Майкова нашли отражение антикрепостнические идеи, которые особенно остро прозвучали в рецензиях, напечатанных в 1846 году в "Отечественных записках": " 0 земледелии в политико-экономическом отношении", " 0 духовном образовании земледельческого класса в России".

Публицистический пафос его произведений, в центре которого стояло желание "уничтожить призраки, освободиться от предрассудков, провести все,-что составляет жизнь, сквозь спасительное горнило основательного размышления" (333) звучит достаточно злободневно и в наши дни. Страстное желание уничтожить "фантомы" действительности, мешающие свободному развитию личности и общества, призыв не верить положениям, принятым " за аксиому потому только, что никто не подвергал их анализу" были созвучны социально-философским устремлениям Белинского и Герцена,

Важнейшим этапом в развитии отечественной экономической публицистики были статьи В, А. Милютина. В 1847 году в № 1-2 журнала "Отечественные записки" появилась статья "Пролетарии и пауперизм

в Англии и во Франции", принесшая ему широкую известность.Милютин посвятил свою работу исследованию актуальной и сложной проблемы, в которой была сфокусирована сущность экономических вопросов того времени - проблемы бедности. Сама ее постановка имела в России особое гуманистическое звучание. Впервые в русской журналистике был дан развернутый анализ сложнейшей политико-экономической проблемы - проблемы нищих. Вместе с тем в статьэ " Пролетарии и пауперизм в Англии и во Франции" был зафиксирован существенный вывод о том, что главным и определяющим моментом в капиталистической экономике является противоречие между трудом и капиталом, которое необходимо уничтожить. Автор диссертации обращает внимание на то, что сама фиксация основного противоречия капиталистического способа производства делается русским публицистом в те же годы, когда к анализу его приступает К.Маркс.

Анализируя положение рабочего класса в Англии и во Франции, Милютин вновь приводил в статье факты, использованные в книге-Ф Энгельса "Положение рабочего класса в Англии". Конечно, В А Милютин не видел и не мог, как и другие социалисты, видеть конкретных путей освобождения человека от бедности. "Даже Маркс в то время " недооценил возможности саморазвития капитализма, который смог ассимилировать достижения научно-технической революции и сформировать такие общественно-экономические структуры, которые обеспечили его жизнеспособность". Милютин считал, что решение проблемы со'стоит в том, чтобы " работник имел право участвовать в выгадах предпринимателя", и нельзя сказать-, чтобы он сильно ошибался, предсказав путь, которым шла капитализация общественных отношений. Конечно, в этом случае нет оснований говорить о филиации идей, но и игнорировать это явление, нельзя. Оно еще раз свидетельствует об устойчивом-внимании к тому кругу фактов, которые были использованы Ф Энгельсом В диссертации анализируется статья , Милютина "Иальтус и его противники", опубликованная в "Современнике" ( 1847, 1$ 8-9). Она содержала резкую критику взглядов реакционного буржуазного экономиста .Это было особенно актуальным в. 1847 году, на фоне событий приближающейся революции в Европе, когда испуганная народным движением буржуазия использовала труды Мальтуса для обоснования системы эксплуатации Публицист противо-

* Горбачев Ы С Социалистическая идея и революционная перестройка'// Правда 1989 № 330

- зо -

поставил его взглядам теории социалистов-утопистов Запада и подробно проанализировал их содержание, что само по себе имело немаловажное значение. Вместе с тем, Милютин отмечает их недостаток в'том, что они игнорировали интересы отдельной личности.

"К'лшая идея человека", в противовес " отвлеченному понятию о богатстве", находилась в центре внимания статьи "Опыт о народном богатстве или о началах политической экономии", которая была напечатана в № 9—II "Современника" в 1847 году, а в сокращенном варианте - в "Отечественных записках". Это была рецензия на учебник политэкономии Бутовского, принадлежащего к школе буржуазного французского экономиста Ж -В Сэя, ^Недостаток учебника, по мнению Милютина, состоял в том, что он полностью игнорировал наличие "нояейшх теорий", т.е. трудов социалистов, которые названы в статье "самыми благородными и возвышенными". Вместе с тем, он считал, что теории социалистов тогда станут действенными, когда соединятся с конкретным исследованием экономики. В критике буржуазных экономистов Милютин опирался на труды А.Смита, Д.Рикардо -основателей классической политэкономии. Этот реализм, гуманистическое содержание экономических теорий, по мнению автора диссертации, составляет одну из важнейших особенностей русской социалистической мысли.

В диссертации показано, что вторая половина сороковых годов была отмечена в русской журналистике значительным увеличением удельного веса публикаций, посвященных экономике сельского хозяйства. Характерно, что эта тема стала в демократических изданиях своеобразным прикрытием для пропаганды антикрепостнических настроений. Экономических проблем в то время касались и официальные издания: " Северная пчела", "Земледельческая газета", "Эконом","Магазин землеведения и путешествий", губернские ведомости. В них основной упор делался на информацию о всевозможных усовершенствованиях в агротехнике, о способах выращивания скота, хозяйственных советах. Если же и встречалась изредка констатация бедственного положения крестьян, то обязательно с указанием причины - или неумение хозяйствовать, или лень и пьянство мужика. Демократическая же публицистика поднимала проблемы, касающиеся несовершенства экономики крепостного хозяйства. В диссертации анализируются статьи па эту тему, в "Литературной газете", "Отечественных записках", "Современнике",публицистика к Л.Заблоцкого-Десятовского.

- ЗІ -

Автор приходит к выводу, нто экономическая публицистика сороковых годов имела важнейшее значение для развития социалистических идей Отмечается критическое восприятие учений'западных социалистов, глубина экономического анализа, гуманистическое содержание. Ставится вопрос о необходимости более глубокого изучешш публицистики В.Н. Майкова и В, А, Милютина в контексте развития социалистических представлений и с учетом современного исторического опыта.

Заключение Прогрессивная русская публицистика сороковых годов XIX века запечатлела процесс напряженных идейных исканий и явилась важным фактором политического воспитания общества, формирования общественного мнения.

При всем многообразии суждений представителей демократического, либерально-просветительского направлений, их объединяла общая цель и основа их идейных поисков - уничтожение крепостничества. Мечтая о социализме, не все из них отчетливо представляли себе, что на самом деле, объективно, они торопили капиталистическую форму отношений. "Русская передовая либералъная"демократи-ческая" интеллигенция была интеллигенцией буржуазной, - писал В И Ленин. - Бессословность нимало не исключала классового происхождения идей интеллигенции. Всегда и везде буржуазия восставала против феодализма во имя бессословности". Впрочем, уже в тот период в бессословном протесте против крепостничества отразились вполне сословные основания требований: у революционно настроенных демократов - с точки зрения интересов личности крепостного крестьянина; у просветителей-либералов - с точки зрения буржуазии.В целом же В.И.Ленин точно охарактеризовал демократизм того времени как буржуазно-демократический.

Правильное понимание существа и характера социалистических идей в России, сознание ее движущих сил и противоречий становится необходимым подспорьем в современном процессе осмысления исторического прошлого. Отечественная социалистическая идея носила национальный характер, как прямое отражение неприятия крепостничества и поисков справедливого общественного устройства, В диссертации рассматриваются суждения западных ученых , в которых,

Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся? // Полн.собр'. соч. Т.І. С,442.

- 32 -по мнению автора, искажается историческая перспектива и русская социалистическая традиция рассматривается как лишенная национальных корней.

Итоги проведенного исследования можно сфоргулировать следующим образом.

Прогрессивная русская журналистика 40-х годов XIX века отразила комплекс научных представлений, охватываемых понятием "социалистические идеи": философия, социалистические учения.политэкономия, В связи с пропагандой их в печати можно говорить не только о теоретическом оформлении социалистических идей, но и о первых практических шагах по внедрению новых представлений в общественное сознание,

Революционный характер, революционизирующее воздействие отечественной журналистики заключалось прежде всего в пропаганде и обосновании идеи закономерности и неизбежности смены социально-экономических формаций. Обсуждая возможные пути общественного переустройства, отечественные мыслители подвергли критическому осмыслению капиталистическую действительность, учения западных социалистов. В центре их теоретических поисков находилась мысль о необходимости экономического и политического освобождения личности. Идея человека как конечной цели социальных движений составляла значительное и, пожалуй, самое ценное из достижений общественной мысли сороковых годов. Это гуманистическое, обращенное к личности, содержание социалистической идеи на самом раннем этапе ее становления, в процессе исторического развития было деформировано, когда, например, важнейшая проблема "личность и общество" была заменена на "герой и толпа" - в представлениях либеральных народников, или "народ", "трудящиеся массы" - в послереволюционный период,.

Как показано в диссертации, в понимании целей социального переустройства и методов борьбы имелись и противоречия и расхождения представителей демократического и либерального течений русской общественной мысли. Демократы Белинский и Герцен стремились к пресбразоваяига общества во имя освобождения личности^в то время как у либерального крыла общественный идеал выступал в виде абстрактной идеи " всеобщего благоденствия", за которой, впрочем, легко просматривались буржуазные требования. Конечно, такое деление носит для периода сороковых годов достаточно условный характер, поскольку и идеалы демократов^ идеалы просветите-

лей - либералов объединяет их буржуазно-демократический характер. Но эти оттенки очень важны для понимания тенденций развития социалистической мысли в России.

Революционность русских демократов сорокових годов - понятие историческое, его нужно рассматривать как общую тенденции, характерную для общественного сознания того, времени. Первые плоды идейного воспитания сороковых годов появятся уже в шестидесятых годах XIX века, когда вопрос об отношении к революции решительно и непримиримо разведет либералов и демократов по разные стороны.

Данное диссертационное исследование, естествгнно, не охватывает во всей полноте проблемы, которая может стать предметом будущих исследований публицистики как рода общественно-политической и литературной деятельности для выяснения вопроса о сочетании отечественной социалистической идеи с революционным учением марксизма на следующих этапах общественного-развития. На его основе возможно дальнейшее изучение взаимосвязей и взаимовлияния отечественной и зарубежной прессы в русле общенаучной проблемы "Россия и Запад". Представляет научный интерес и более обстоятельное изучение журналистики либеральных направлений: объектом специального исследования может быть публицистическая деятельность славянофилов^ гак же, как и журнально-теоретическое наследие западников в процессе их эволюции. Предстоит новое, углубленное изучение публицистики В.П Боткина, В Н.Майкова, В.А.Милютина. Наконец, необходим и проблемно-тематический анализ региональной журналистики, также накопившей серьезный опыт в пропаганде идей социально-политического переустройства.