Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Грузинская историческая литература и фольклор (IX-XIX вв.) Ахвледиани, Гиви Николаевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ахвледиани, Гиви Николаевич. Грузинская историческая литература и фольклор (IX-XIX вв.) : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.10.- Тбилиси, 1993.- 50 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность проблеми исследования. В Грузии интерес к народной словеснооти имеет долгую историю, что подтверждается многими фактами, сохранившимися в письменных источниках. Примечательно, что сфера внимания наших предков не ограничивалась собственной национальной сокровищницей. С глубоким интересом они изучали фольклор, народауэз словесность соседних народов (греков, персов) и важные с их точки зрения явления фиксировали письменно. В памятниках грузинской исторической литературы сохранялись Фольклорные образцы различного яаяра (сказания, предания, легел-ды, народные топонимы, стихи, пословицу, образные народные выражения) , сведения о обрядовой поэзии и музикальної*, традиции, репертуар народных сказителей, описания языческих ритуалов, обрядов и связанная о ними поэзия. Бса это имеет значение не только для выяснения узловых вопросов грузинского фольклора, но и для изучения прошлого нашего народа, его мировоззрения, культуры и религии, дает возможность решить не одну проблему истории грузинского (фольклора, истории Грузии, древней грузинской литературы, поэтики народного стиха, этнография, грузинского музыкального фольклора. Особенно велика ценность народной сокровищницы в деле изучения истории Грузии; Образцы фольклора, зафиксированные в грузинских письменных памятниках, являются историческими источниками; в них хорошо видны история народа, его многовековые традиции, и поэтому каждая новая ваходка фольклорного источника и его научный анализ помогают в решении историографических вопросов, изучении прошлого. А аяание прошлого - это залог более глубокого познания настоящегОф

Отношения между грузинской историчеокой литературоП и фольклором всегда порождали много вопросов, я сегодня не по^в-

- 4 -рязших своего значения и актуальности. Ииенно на таких вопросах заострено внимание в диссертационной, работе.

Цель исследования. Диссертационная работа является первой попыткой изучения грузинской исторической литература (XI-XIX вв.) с точки зрения фольклористики. Она ставит целью выявление фольклорных сюжетов, которые содеряатся, с одной сторош, в исторических сочинениях, а с другой - в грузинской народной словесности; рассмотрение в сравнительно-историческом аспекте сохранявшихся в исторических сочинениях национальных фольклорных материалов (анЦм, легенда, предания, некоторые грузинские языческие божества, взаимоотношения между христианством и язычеством); оценку вакностя таких исследований с точки зрения развития гру-зшісгой-культури;^зучешіе-^защіоотношвяяй-^ет отношений грузинских историков - летописцев "Картлис цховреба", историков ХЛІ-ХУШ вв. (Фарсадая Горгиджанидзе, Вахушти Багратиона), XIX пека Шоанэ Багошшвили, Теймураз Багратиона, Николоз Дадиани, Сулхан Бараташвили, іїаря Броссе, Платон Иоселиани, Димитрий Бакрздзе, Мосе Джаяашвяли, Тедо Кардааия) - к народному поэтическому творчеству на различных этапах развития грузинской исторической литературы. Цель, которую ставит автор, актуальна с точки зрения изучения не только 'Іольклористаки, но а история Грузии, а также история древнегрузинской литературы.

Научная новизна исследования. До нестоящего времени грузинская историческая литература еце ни разу яе становилась объектом монографического иаучсикг со стороны фольклористов, хотя отдельное замечания об отнозеняя "Картлис цховреба" к фольклору высказывались целым рядом историков, литературоведов, фольклористов как проашос времен, гак и наших современников.

Бляяяиа грузинского народного эпоса на древнегруэинскуз

- 5 -историческую литературу (особенно самого раннего периода) отмечали картвелологи XIX в.: Иоанэ Батонишвили, ТеПмураз Багратиона, П.Иоселиаяи, .'.і.Броссе, С.Бараташвили, Д.Бзкрадэе, М.Дяана-швили а др. Однако начало рассмотрения "Картлис иховреба" с точки зрения исторші фольклора полонил Ал.Хаханашвшш, который был в грузинской исторической науке одним из первых, подтвердивших оригинальность, самобытность этого памятника, что, вне всякого сомнения, для того временя било новым словом в нарождавшейся картвелологии.

В этом направлении интересные соображения были высказаны и исследователями последующих поколение.

Заслуживающие внимания наблюдения о стиле и художественных приемах "Картлис цховреба" находи» в.исследованиях И.Ингороква, Ал.Глонти, Р.Барамядэе, М Ликовали. Несколько ранее влияние народного эпоса на сочинения Леонтия Провела л Джуаншера отмечали Ив.Джавахяшвили, К.Кекелидзе и Н.Бердзвниптили,

Среди грузішеких фольклористов М.Чикованн был первым, кто указал на наличие в "Картлио цховреба" следов устного народного творчества. ;«.Чиковаия, Е.Вирсаладзе и З.Кикнадзе рассмотрели ту часть "Кития царей" Леонтия Мровели, где рассказывается о сне Фарнаваза.

Существование Дологических мотивов в "Локцевай Картли-сай" ("Обращение Картли"), в частности в "Іития св.Нино", подтвердил Р.Сирадэе. Иэвесгло, что "2итие св.Нино" является самым ранним дошедшим до нас сочинением грузинской историографии.

К.Сихарулидзе в своем монографическом исследовании "Грузинская народная героико-истораческая словесность" рассмотрела содержащееся в сочинения грузинского историка ХУШ в. Фарсадана Горгидканидэе сведение о предательском убийстве Вахтанга Горга-

сала, которое опирается на устное предание я содержит фольклор-ные мотива, распространенные so многих странах мира. Ей хе принадлежит статья "Бахушти Багоиишвили о народном творчестве", в которой Еыявлеиа использованные В историческом сочинении Вахуа-ти ("Описание Царства Грузинского") некоторие фольклорные плас-. ты; показано отношение этого выдающегося историка к фольклорному творчеству.

В диссертационной работе совершенно ло-ноэому проанализированы фольклорные источники сочанеяяй Горгидяанедзе и Вахушти.

И.Чикованя, Г.ііарадзе, Э.Арджеванидзе, Т.Джагоднилвиля рассматривают некоторые аспекты фольклористической деятельности Теймураза Еагратиони. __,_^Іо^шеііап^киіьшшства дсследователеа^древнегрузинские-ле-— тописцы писали в стиле героического эпоса и при характеристике исторических явлений часто обращалась к фольклору.

Таким образом, ш располагаем лишь отдельными наблвденияш
относительно грузинской исторической литературы с точки зрения
фольклора, и можно с уверенностью заключить, что фольклорный ас
пект грузинской исторической литературы до настоящего врененя Не
изучен. . „ .','..'. . . -

Все поставленные в предлежащей работе вопросы и связанные с ними выводы являпгся новым словом в науке. В диссертации совершенно по-новому, с учетом всех ступеней постепенного развития картвелологаи, осмыслены, монографически изучены и сястематязи-рованы представленные в памятниках грузинской исторической литературы фольклорные элементы {с древнейших вреыея вплоть до XIX в.). исследование опирается не только на результаты изысканий, яред-швствупвдх ученых, но, в основном, на собственные ясиедоваяяя, "которые на протяжении не одного^ деся*ій ле* вуо>1аадвались в гру-

- 7 -зииской научной прессе.

В работе выявлены содержащиеся в древнегруэинсхих летописях фольклорные ыатериала; обращено особое внимание на историческую методологии того времени, методологические воззрения грузинских летописцев, теоретические основи исторической литература. При этом выявлена случая, свидетельствувдие о том, что историка больше доверяли фольклорному материалу, чем письменному источнику. В труде пароко обсукдаогся проблемы мифология,обрядовой поэзия, исторического устного народпого творчества} на основе анализа использованию: в исторических памятниках фольклорных образцов, с привлечением сравнительно-исторического метода в диссертационной работе освещена не одна проблема грузинских народных традиция, выявлен целый ряд отличительных черт бита народов Грузия, их духовной а материальной культуры.

В работе с точка зрения фольклора широко рассматриваются стилистические особенности древнегрузинских исторических сочинена,*! а сопоставлении с дошедшими до нао поэтическими образцами грузинского народного творчества; установлено, что шюгие эпизоды грузинских исторических сочинений изложены характерным для народного эпоса стилем. Правда, "Житие царей" Леонтия Провели и "Іигие Вахталга Горгасала" Дхуаншера не являотся народными рифмованными стихами, но и отнести их к числу обычных прозаических произведена^ нельзя: в некоторых из них отчетливо ощущается простые ригмы.

Б работе на основе изучения большого числа материалов и первоисточников установлено, что летописи "Картлис пховреба* являотся не только историческими сочинениями, но в то же время -обраэпа.чл жанра беллетристика. Их такими делает синкретная природа (слияние художественных и исторических элементов) средне-

-'-8 - '/ вековых лавров,

В целом, "Картлио цховребе* его не только "история", но и иаотоявий "апоо".

Метод исследования. Методологической основой диссертационной работы является аеукрсвятельное совладение историзма как ос-новополагвяаего принципа. В процессе исследования использован сравнитёльно-историчеокий метод. Исходная точка зрения всегда служит виявлений грузинского национального материала. Однако с цель» сопоставления автор привлекает данные фольклора и мифология других народов. Вообще хе в работе для освещения поставленных вопросов коыииексно ясдользувтся утверждеанне в современной науке методы исследования (в конкретном случае синтез, сравни-

—г—тельно-ясторическяЯ^етоя^ВтдргК—~*т^~^~^ г

Поставленные в диссертационной работе проблемы автор рас
сматривает с учетом достижений современной фольклористика, лите
ратуроведения, историографии. При исследовании вопросов взаимо
отношения фольклора и грузинской исторической литературы ориен
тиром автору служили труда известных грузинских и русских фольк
лористов, литературоведов, историков, искусствоведов - как со
временных,' так и проилого времени. Исследование опирается также
на первоисточники - рукописи, хранящиеся в Фондах Шститута ру-
. кописей им. К.Кекелддзе АН Грузии, архивные материалы, а также
сведения, добытке лично автором е специальных фольклорных поле
вых, экспедициях. :
';А'--:-

Апробация труда. Результаты исследования по частям были доложены на конференциях координациоаябго совета по фольклору ври отделении''тал и литературы АН ї^узйи,;которые в разные . годы были проведена в Тбилиси (1973, 1973» 1974, 1975, І&77, ..

Диссертационная работа была рассмотрена на совместных заседаниях координационного совета по фольклору при отделения языка и литературы АН Грузии и отдела фшклориствки Институте грузинской литературы им. Шота Руставели АН Грузия.

Практическое значение работы. Результаты труда, вне всякого сомнения, внесут весомый вклад в дало изучения грузинского фольклора} они будут полезны иоследователям история Грузии, этнографам, литературоведам, искусствоведам; окакут практическую и теоретическую помощь учащейся иолодеки; будут способствовать делу изучения фольклора и истории Грузия как в грузинских средних специальных школах, так я в высших гуманитарных учебных заведениях. Результаты исследования могут быть использованы также при чтении курсов лекций по грузинскому фольклору и спецкурсов, в научной работе аспирантов и студентов. Работа будет безусловно полезной для педагогов как грузинского языка и литературы, тая и истории Грузия.

Структура и объем диссертационной работы. По проблемам взаимоотношения грузинской исторической литературы и фольклора диссертантом опубликованы 3 книги, одна научно-популярная бропго-ра и 30 научных статей объемом 3? авт.л. Основное направление исследования отраяено в трех монографиях (22 авт.л.).