Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Графическая иллюстрация как визуальный компонент контента качественных изданий Свитич Анастасия Леонидовна

Графическая иллюстрация как визуальный компонент контента качественных изданий
<
Графическая иллюстрация как визуальный компонент контента качественных изданий Графическая иллюстрация как визуальный компонент контента качественных изданий Графическая иллюстрация как визуальный компонент контента качественных изданий Графическая иллюстрация как визуальный компонент контента качественных изданий Графическая иллюстрация как визуальный компонент контента качественных изданий Графическая иллюстрация как визуальный компонент контента качественных изданий Графическая иллюстрация как визуальный компонент контента качественных изданий Графическая иллюстрация как визуальный компонент контента качественных изданий Графическая иллюстрация как визуальный компонент контента качественных изданий Графическая иллюстрация как визуальный компонент контента качественных изданий Графическая иллюстрация как визуальный компонент контента качественных изданий Графическая иллюстрация как визуальный компонент контента качественных изданий Графическая иллюстрация как визуальный компонент контента качественных изданий Графическая иллюстрация как визуальный компонент контента качественных изданий Графическая иллюстрация как визуальный компонент контента качественных изданий
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Свитич Анастасия Леонидовна. Графическая иллюстрация как визуальный компонент контента качественных изданий: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.10 / Свитич Анастасия Леонидовна;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова"], 2016.- 287 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Графическая иллюстрация в прессе: методологические подходы

1.1. Определение основных понятий .16

1.2. Графическая иллюстрация как вид искусства .19

1.3. Графическая иллюстрация как компонент медиатекста 25

1.4. Функционально-типологическая специфика иллюстрирования СМИ 30

1.5. Жанры графической иллюстрации в прессе 38

1.6. Графическая иллюстрация – компонент графической конструкции издания 44

1.7. Авторский стиль иллюстрирования как отличительная черта визуального языка издания .48 Выводы по Главе 1 53

Глава 2. Развитие иллюстрирования периодических изданий: исторический аспект .55

2.1. Основные виды графических изображений XVIII в. Декоративно-орнаментальная графика 56

2.2. Тенденции иллюстрирования периодических изданий первой половины XIX в. Сюжетно-изобразительная графика . 67

2.3. Жанровая структура иллюстраций второй половины XIX в. Информационно-описательная графика .75

2.4. Типологические особенности иллюстрации последней трети XIX в. Реалистическая графика .83

2.5. Отражение эстетики главенствующих направлений искусства в иллюстрации начала ХХ в. Символическая графика 91

2.6. Специфика иллюстрации революционного периода. Агитационная графика 95

з

2.7. Векторы развития иллюстрации советского периода. Функциональная графика .98

Выводы по Главе 2 104

Глава 3. Современные тенденции графического иллюстрирования качественной периодики

3.1. Программа контент-аналитического исследования 106

3.2. Место графической иллюстрации в визуальном контенте изданий 108

3.3. Функции иллюстрации .112

3.4. Жанровые особенности .119

3.5. Тематические характеристики 132

3.6. Объект изображения 137

3.7. Форматно-пространственные параметры 145

3.8. Художественно-выразительные средства 151

3.9. Авторский стиль .163

Выводы по Главе 3 173

Заключение .176

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность исследования. На рубеже ХХ-ХХІ вв. в России начался активный процесс трансформации медиапространства. Глобализация, развитие ТВ и Интернета изменили его, превратив в единую мультимедийную и мультикультурную среду, в которой визуальная информация получила широкое распространение.

Визуализация языка СМИ привела к модернизации, расширению возможностей вербального языка, который в своем прежнем виде уже не удовлетворял потребность значительной части читательской аудитории, привыкшей получать большой объем информации в сжатом и максимально концентрированном виде. В печатной прессе эту функцию выполняет иллюстрация. Участвуя в последовательной цепочке передачи информации от отправителя к получателю, иллюстрация в СМИ стала особой формой коммуникации, имеющей собственный язык и принципы передачи информации.

В связи с этим представляется актуальным исследование иллюстративных компонентов современных периодических печатных изданий, так как в сложившемся медиапространстве визуальные средства коммуникации превратились из вторичного источника информации в полноноценный компонент текста.

Сегодня понятие «иллюстрирование» подразумевает использование различных изображений на страницах периодических изданий. К его основным типам относятся фотоизображение, графическая иллюстрация, информационная графика. Наибольший интерес представляет исследование графических иллюстраций в прессе, так как именно эта форма визуальной подачи информации в максимальной степени отражает процессы, происходящие в современной медиасфере: медиасинтезность, конвергент-ность, смену культурных парадигм и т.д.

В настоящее время сформировалась самостоятельная жанровая система графической иллюстрации, существенно расширились ее функции в современном медиамире. Однако эти процессы недостаточно изучены, что определяет актуальность данного исследования.

Объектом данного исследования является графическое иллюстрирование как инструмент визуализации печатных изданий.

Предмет исследования - графическая иллюстрация в качественных изданиях.

Цель исследования- рассмотреть трансформацию видов, жанров и функций графической иллюстрации в качественных изданиях с точки зрения их включенности в контент. Под контентом в данном исследовании мы будем понимать совокупность вербальных и визуальных компонентов издания.

Цель определяет задачи, которые можно сформулировать следующим образом:

на основе теоретических подходов определить природу графической иллюстрации, выработать методологию и сформировать инструментарий исследования;

предложить классификацию графической иллюстрации в СМИ по функциям, жанрам, использованию художественно-выразительных средств и т.д.;

рассмотреть динамику взаимоотношений «иллюстрация - текст» в исторической ретроспективе и современной практике, изучить причины и факторы, повлиявшие на их трансформацию;

провести сравнительный контент-анализ графических иллюстраций в современной качественной прессе;

проанализировав эмпирический материал, доказать состоятельность гипотезы исследования.

Гипотеза исследования. В общей парадигме визуализации СМИ произошла трансформация функций графической иллюстрации - от элемента декоративного оформления к органичному компоненту контента.

Научная новизна исследования:

- впервые в отечественных исследованиях изучена графическая иллю
страция как компонент контента качественных изданий, предложена ав
торская методика ее исследования;

- разработан кодификатор контент-анализа, в котором максимально
полно отражены характеристики графической иллюстрации;

при помощи контент-аналитического исследования впервые изучены функциональные, объектно-тематические, жанровые, форматные и стилевые характеристики графической иллюстрации в современной качественной прессе;

дана полная классификация графической иллюстрации в качественных изданиях;

- выявлены закономерности использования различных видов графических иллюстраций в зависимости от типологических особенностей издания в динамике.

Степень научной разработанности темы. Как правило, в исследованиях СМИ основным объектом выступает вербальный текст, а графическая иллюстрация либо не включена в объект исследования, либо рассматривается как второстепенный компонент. Визуальным знакам как составляющим креолизованного текста уделяли внимание в своих работах Е. А. Артемьева, Л. М. Болыпиянова, Е. В. Козлов, А. Г. Сонин, Ю. С. Чаплыгина1.

В рамках дизайна и оформления периодических изданий рассматривали иллюстрацию Г. В. Алямовская, В. В. Волкова, Н. И. Ворон, С. И. Галкин, А. П. Киселев, О. И. Рожнова, В. В. Тулупов .

Многие работы посвящены отдельным жанрам иллюстрации в их современном состоянии и в историческом аспекте3 либо творческим манерам отдельных художников4.

1 АртемьеваЕ. А. Карикатура как жанр политического дискурса: автореф. дис. ...канд. филол. наук. - Волгоград, 2002; Болъшиянова Л. М. Внешняя организация газетного текста поликодового характера // Типы коммуникации и содержательный аспект языка. Сб. науч. трудов - М.: Наука, 1987; Козлов Е. В. Буквенный текст комикса // Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики. - Волгоград: Перемена, 1999; Сонин А. Г. Комикс: психолингвистический анализ. -Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 1999; Чаплыгина Ю. С. Комические креолизованные тексты: взаимодействие знаковых систем. - Самара: Изд-во Самарского гос. экономического ун-та, 2006.

2Алямовская Г. В. Виды и функции иллюстраций в периодике // Художественно-техническое оформление периодических изданий. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980; Волкова В. В. Графический дизайн // Дизайн периодических изданий. - М.: Ф-т журн. МГУ, 2013; Ворон Н. И. Иллюстрация в газете и журнале // Дизайн периодических изданий. - М.: Ф-т журн. МГУ, 2004; Галкин С. И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. - М.: Ф-т журн. МГУ, 1984; Киселев А. П. История оформления русской газеты (1702-1917 гг.). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990; Рожнова О. И. История журнального дизайна. - М.: Университетская книга, 2009; Тулупов В. В. Изобразительная журналистика в газете. - Воронеж: Кварта, 2012.

3Айнутдинов А. С. Карикатура как тип изображения комической интенции в современных российских печатных СМИ: автореф. дис. ...канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2010; Алямовская Г. В. Русская научная иллюстрация XVIII-IX вв. (Исторический очерк): автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1956; Варшавский Л. Р. Русская карикатура 40-50-х гг. XIX века. - Л.: Изогиз, 1937; Верещагин В. А. Русская карикатура. - Т. 1-3. - СПб: Типогр. «Сириус», 1911-1913; Елъкович Л. Я. Карикатура советских сатирических журналов на современном этапе ее развития (с начала 1960-х гг.):

Среди исследований, наиболее полно отражающих развитие графики и иллюстративного оформления книг, можно выделить работы Ю. Я. Гер-чука, К. С. Кузьминского, А. А. Сидорова, В. А. Фаворского5. Учебное пособие О. В. Корытова и Е. А. Силиной раскрывает некоторые аспекты становления и современного функционирования рисованной газетной иллюстрации .

Из работ последнего времени хотелось бы особо отметить масштабное исследование А. Н. Каск, в котором наиболее развернуто представлена жанровая специфика журнальной иллюстрации в российских периодических изданиях XVIII-XIX вв.7 Но это исследование ограничено определенными хронологическими рамками, в нем практически не затронута тема взаимосвязи текста и иллюстрации.

Таким образом, комплексного изучения графической иллюстрации в СМИ до настоящего момента не проводилось.

Теоретическая база. Графическая иллюстрация в периодических изданиях попадает в сферу интересов филологии, семиотики, искусствоведе-

автореф. дис. ...докт. искусствоведения. -М., 1979; Козлов Е. В. Коммуникативность комикса (в текстуальном и семиотическом аспектах): автореф. дис. ...канд. филол. наук. - Волгоград, 1999; Кузьминский К С Русская реалистическая иллюстрация XVIII и XIX вв. - М.: Изогиз, 1937; Мамдух X. Карикатура в периодической печати: дис. ...канд. филол. наук. - Минск, 1993; Ситникова Е. В. Иллюстрация в английской печати XVII-XIX веков: дис. ...канд. филол. наук. - М., 2005; Стернин Г. Ю. Очерки русской сатирической графики. -М.: Искусство, 1964.

ЛАлексеева А. Н. Василий Федорович Тимм и русская журнальная графика второй половины XIX века: автореф. дис. ...канд. искусствоведения. - СПб, 2002; Варшавский Л. Р. Иван Иванович Теребенев. -М.: Искусство, 1950; Варшавский Л. Р. Николай Александрович Степанов. - М.: Искусство, 1952; Верещагин В. А. Русская карикатура. Т. 3.

- СПб: Типогр. «Сириус», 1911; Завьялова А. Александр Бенуа и Константин Сомов.
Художники среди книг. - М.: Театралис, 2012; Кольцова Л. А. Художественная иллю
страция в России середины XIX века. М. С. Башилов и его современники. - М.: Галарт,
2008.

5Герчук Ю. Я. История графики и искусства книги: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000; Кузьминский К С Русская реалистическая иллюстрация XVIII и XIX вв. - М.: Изогиз, 1937; Сидоров А. А. История оформления русской книги. - 2-е изд. испр. и доп.

- М.: Книга, 1964; Фаворский В. А. Об искусстве, о книге, о гравюре / сост. Е. С. Леви
тина. - М.: Книга, 1986.

6Корытов О. В. Силина Е. А. Рисованная газетная иллюстрация: учеб. пособие. - М.: МГУП, 2011.

7Каск А. К Жанровая структура, сюжетика, эстетика журнальной иллюстрации в России XVIII-XIX вв.: дис. .. .канд. искусствоведения. - М., 2011.

ния, психологии, социологии, теории коммуникации и т.д. Поэтому для разработки данной темы необходимым было обращение к исследованиям по истории и теории журналистики и социологии, работам по истории графического и книжного искусства, исследованиям визуальных знаковых систем и поликодовых текстов, к литературе по дизайну периодических изданий и визуальной коммуникации и т.д.

Основными теоретическими источниками по истории и теории журналистики стали работы Е. Л. Вартановой, А. С. Воронкевич, Б. И. Есина, А. В. Западова, Я. Н. Засурского, С. Я. Махониной, М. В. Шкондина8. Методологические вопросы исследования эмпирического материала были изучены по работам В. И. Добренькова и А. И. Кравченко, В. П. Коломийца, Л. Г. Свитич, И. Д. Фомичевой .

Для исследования вербальных и визуальных компонентов медиатек-ста значимыми оказались труды Е. Е. Анисимовой, Л. С. Большаковой, М. Б. Ворошиловой, И. М. Дзялошинского и М. А. Пильгун, Т. Г. Добро-склонской, М. Ю. Казак, Б. Карлавариса, Г. Я. Солганика, Ю. А. Сорокина и Е. Ф. Тарасова10.

8 Вартанова Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики.

- М.: МедиаМир, 2013; Воронкевич А. С. Иллюстрированные еженедельники в России
(1808-1904 гг.). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985; Есин Б. И. История русской журнали
стики. 1703-1917. - М.: Флинта; Наука 2001; Есин Б. И., Кузнецов И. В. Триста лет
отечественной журналистике (1702-2002). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002;
ЗападовА. В. Русская журналистика XVIII века. - М.: Наука, 1964; Засурский Я. Н. Ис
кушение свободой. Российская журналистика 1990-2004. - М.: Изд-во Моск. ун-та,
2004; Махонина С. Я. История русской журналистики начала XX века. - М.: Флинта;
Наука, 2008; Шкондин М. В. Периодическая печать: системные основы типологии //
Типология периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2007.

9 Добренькое В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования: учебник.

М.: ИНФРА-М. 2008; Коломиец В. П. Медиасоциология: теория и практика. - М.: НИПКЦ «Восход-А», 2014; Свитич Л. Г. Социология журналистики: учеб. пособие.

М.: ВК, 2010; Фомичева И. Д. Социология СМИ: учеб. пособие- М.: Аспект Пресс, 2007.

10Анисимова Е. Е. Креолизованные тексты - тексты XXI века? Учеб. пособие. - М.: ЦЧКИ, 1999; Анисимова Е. Е. Прагмалингвистика и текст (к проблеме креолизованных и гибридных текстов) // Вопросы языкознания. - 1992. - № 1; Большакова Л. С. О содержании понятия «поликодовый текст» // Вестн. Самарского ун-та. - Гуманитарная сер. Языкознание. - 2008. - № 4; Ворошилова М. Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013; Дзялошинский И. М., Пильгун М. А. Медиатекст: особенности создания и функционирования. - М.: НИУ ВШЭ, 2011; Добросклонская. Т. Г. Медиатекст: теория и методы изучения // Вест. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. - 2005. - № 2; Казак М. Ю. Совре-

Общие вопросы дизайна периодических изданий рассмотрены в работах Д. О. Артамоновой и Л. Н. Кислой, В. В. Волковой, С. И. Галкина, С. Б. Головко, А. С. Сундукова, И. Н. Табашникова, В. В. Тулупова, К. Фроста11. В исследование структурно-композиционной организации и колористики иллюстраций большой вклад внесли работы Ж. Агостона, О. Л. Голубевой, И. Иттена, В. В. Кандинского и др.

Семиотическое осмысление изображений как особой знаковой системы было предложено в работах Р. Барта, А. П. Лободанова, Ю. М. Лотма-на13. Понятие «визуальной метафоры» изучается Е. В. Жердевым, А. Ю. Зенковой, Л. А. Нефедовой14. Различные аспекты психологии вос-

менные медиатексты: проблемы идентификации, делимитации, типологии // Медиалин-гвистика. - 2014. - № 1; Karlavaris В. Semiotisech Aspekte bei der Illustration von Schulbuchern// Didaktisch Typographie. - Leipzig, 1984; Солганик Г. Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2005. - № 2; Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. - М.: Наука, 1990.

11Артамонова Д. О., Кислая Л. Н. Графический дизайн и верстка печатных СМИ.: учеб. пособие. - Новосибирск: Новосибирский гос. пед. ун-т, 2007; Волкова В. В. Периодические издания как объект дизайна // Дизайн периодических изданий: учеб. пособие.

- М.: Ф-т журн. МГУ, 2013; Галкин С И. Художественное конструирование газеты
и журнала: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2005; Головко С Б. Дизайн деловых пе
риодических изданий: учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ, 2008; Сундуков А. С Дизайн рос
сийских журналов: история, теория, практика: дис. ... канд. филол. наук. - Воронеж,
2011; Табашников И. Н. Газета и дизайн. - Тюмень: Софт-Дизайн, 1994; Тулупов В. В.
Дизайн периодических изданий: учебник. - СПб: Изд-во Михайлова, 2006; Фрост К
Дизайн газет и журналов. - М.: Университетская книга, 2008.

пАгостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. - М.: Мир, 1982; Голубева О. Л. Основы композиции.- М.: Сварог и К., 2008; Иттен И. Искусство цвета.

- М.: Издатель Д. Аронов, 2000; Иттен И. Искусство формы. - М.: Издатель Д. Аро
нов, 2011; Кандинский В. В. Точка и линия на плоскости. - СПб: Азбука, 2011.
иБарт Р. Фотографическое изображение. Система моды. Статьи по семиотике культу
ры. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003; Лободанов А. П. Семиотика искусства: ис
тория и онтология. - М.: ГИИ, 2011; Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб: Искусство,
2000; Лотман Ю. М. Искусство как семиотическая система // Ю. М. Лотман и тарту-
ско-московская семиотическая школа. -М.: Гнозис, 1994.

14Жердев Е. В. Метафора в дизайне. - М.: Архитектура-С, 2010; Зенкова А. Ю. Визуальная метафора в социально-политическом дискурсе: методологический аспект // Многообразие политического дискурса. - Екатеринбург: УрГСХА, 2004; Нефедова Л. А. Когнитивные особенности комикса как креолизованного текста // Вестн. ЮУрГУ. Сер. Лингвистика. - 2010. - № 1.

приятия визуального языка рассмотрены в исследованиях Р. Арнхейма, Е. Я. Басина, А. П. Лободанова, П. А. Пименова, Б. В. Раушенбаха15.

Методологические аспекты исследования. Для исследования был применен комплекс методов, основанных на системном и междисциплинарном подходе. В работе использовались такие общенаучные методы, как систематизация, классификация, сравнение, обобщение, аналогия. Методологическую основу составили сравнительно-исторический анализ, социологический анализ. В качестве основного социологического метода использован контент-анализ, результаты которого помогли выявить общие тенденции развития графического иллюстрирования в качественных журнальных и газетных изданиях.

Для исследования были выбраны графические иллюстрации в качественных изданиях, так как они содержат небольшой, но более содержательный, чем в изданиях другого типа, визуальный ряд. Для качественных изданий не характерно богатое иллюстрирование, но место графических иллюстраций в контент-модели продумано и функционально, критерии их отбора строже, что исключает появление случайных изображений. Материалом для изучения исторической парадигмы развития процессов визуализации контента стали российские периодические издания XVIII-XXI вв.

Эмпирической базой послужили графические иллюстрации в качественных изданиях, отобранные в ходе стратифицированной выборки. В ходе контент-анализа было исследовано 2637 графических иллюстраций за пять лет (2010-2014) из журналов «Власть», «Деньги», «Эксперт», «Компания», «Секрет фирмы», газет «Коммерсантъ», «Новая газета», «Новые Известия». Задачей анализа стало выявление основных функциональных, жанровых, объектно-тематических, форматных, стилистических характеристик графической иллюстрации в современной российской прессе.

Научно-практическая значимость исследования. Материал диссертационной работы может послужить базой для дальнейшего изучения

15Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства: пер. с англ. - М.: Прометей, 1994; Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Архитектура-С, 2007; Басин Е. Я. Психология художественного творчества: Личностный подход. - М.: Знание, 1985; Лободанов А. П. Семиотика искусства: история и онтология. - М.: ГИИ, 2011; Пименов П. А. Грамматика визуального языка: психология восприятия, семиология, поэтика. - М.: МГУП, 2006; Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие. - СПб: Азбука-классика, 2002.

графической иллюстрации в СМИ. Положения и выводы данного исследования могут быть использованы в учебно-педагогической практике подготовки специалистов в рамках курсов по дизайну и оформлению периодических изданий, технике и технологии СМИ, в области медиаобразования. Практическая значимость исследования обусловлена возможностью применить полученные результаты в работе отделов иллюстрации СМИ разного типа.

Положения, выносимые на защиту

  1. Графическая иллюстрация в СМИ имеет дуалистическую природу: возникнув как произведение графического искусства, в периодических изданиях она развилась в органичный компонент контента. В настоящее время присущие графической иллюстрации функции принципиально отличают ее от традиционного понимания иллюстрации как разновидности искусства или как элемента книжной графики. Графическая иллюстрация занимает особое место в визуальном контенте печатных изданий, не конкурируя с фотографией и инфографикой - инструментами фактической визуализации.

  2. В качественных изданиях сфера функционирования графических иллюстраций определяет типы зависимости текста и иллюстрации как на микро- (материал), так и на макро- (издание) уровне. В связи с трансформацией функций графической иллюстрации на страницах качественных изданий кардинальным образом изменилось их соотношение с вербальным текстом: основной акцент сделан на визуализации текста, декоративные изображения практически не используются. Графическое иллюстрирование становится одним из основных инструментов визуализации контента.

  3. На страницах периодических изданий графическая иллюстрация функционирует прежде всего как визуальный компонент контента, что определяет ее связь с типом и назначением издания. Даже внутри одной типологической группы издания могут демонстрировать разные способы подачи и тематическую направленность материалов, которые влияют на использование графической иллюстрации. Тем самым специфика издания сказывается на предпочтении тем и объектов для иллюстрирования, жанровой палитре, на способах реализации замысла иллюстратора, выборе художественно-выразительных средств и т.д.

  4. Система жанров графической иллюстрации формировалась в контексте истории развития русской журналистики под влиянием таких факторов, как развитие типологии изданий, изменение запросов аудитории,

совершенствование техник иллюстрирования и технологий репродуцирования, влияние стилей и направлений в искусстве, общие тенденции в иллюстрировании и дизайне СМИ. Современные жанры графической иллюстрации в печатных изданиях во многом формируются под влиянием мультимедийных технологий, конкуренции с новыми медиа.

5. Графическая иллюстрация оказывает влияние на формирование визуального языка и аутентичного типологическим особенностям стиля издания. Современные качественные издания типизированы, работают в одном сегменте. На фоне характерной для них универсализации форм подачи контента авторская графическая иллюстрация придает изданию индивидуальность, служит инструментом идентификации издания и рекламы контента номера. Если между вербальным текстом и фотографией идет борьба за оперативность и эксклюзивность информации, то графическая иллюстрация отвечает за формирование визуального образа издания в целом.

Филологический аспект исследования состоит в том, что в данной работе изучен процесс визуализации контента качественных изданий. Основной акцент сделан на изучении развития медиатекста - от исключительно вербальных компонентов через процесс визуализации к креолизо-ванному тексту. В его рамках изучены механизмы взаимовлияния вербальных и визуальных компонентов медиатекста, характеристики средств и способов передачи визуальной информации.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии, Приложений.

Графическая иллюстрация как компонент медиатекста

Изучение специфики графической иллюстрации в прессе опирается на анализ природы графической иллюстрации, на которую оказывают влияние художественно-исторические предпосылки ее возникновения, в том числе и графическое искусство (история зарождения и развития иллюстрирования в периодических изданиях подробно рассмотрена во второй главе). В первую очередь необходимо рассмотреть графику как основу возникновения и развития иллюстрирования изданий. Специфика ее визуального языка предопределяет художественно-выразительные средства (характер графики, колористику), способы и приемы, используемые в периодике.

Характер графики зависит от таких базовых элементов, как точка, линия, штрих и пятно. Точка является простейшим знаком, «первоэлементом» графики24. Графическое изображение может состоять только из точек, что может быть связано с замыслом автора графического произведения либо с технической необходимостью при репродуцировании изображения.

Точки, сливаясь, создают линию, которая, по мнению исследователя семиотики искусства А. П. Лободанова, определяет целостность формы. В работе «Изображение как знаковая система» он отмечает: «Средством изобразительного выражения формы предмета…является линия. Именно линия дает возможность закрепления того образного содержания, которое содержится в движениях руки по поверхности изображаемого предмета. Проведенная на изобразительной плоскости, она является знаком изображения, его означающей основой – характерным обозначением целостной формы предмета»25. Линия, очерчивая абрис объекта, превращает его в знаковую форму, представляющую собой вид визуального сообщения. ровал внимание на том, что сам факт наличия графических элементов еще не определяет однозначно смысла сообщения. Например, точка, вписанная в миндалевидную форму, означает зрачок. В другом контексте те же самые точка и дуга будут обозначать, например, банан и виноградину26.

Кроме контурной линии в графическом изображении используются штрих и пятно, при помощи которых создаются тональные переходы и моделировка формы. Штриховка плавными переходами тона создает объем в графике, передает свет, воздушную среду. Пятно придает изображению выразительность, моделирует форму и пространственную глубину.

В зависимости от преобладания в графическом изображении того или иного элемента графику подразделяют на линейную, штриховую, точечную, пятновую, а также смешанные виды, в которых присутствуют разные комбинации элементов.

Цвет как основной атрибут графического пятна является отдельным специфическим средством выражения, неразрывно связанным с элементами графики27. Теории цвета, разработанные И. Гете, В. В. Кандинским, В. Освальдом, И. Иттеном, подразделяют цвета на теплые и холодные, насыщенные и приглушенные, выделяют различные типы цветовых контрастов. Их концепции можно применить и к графическому иллюстрированию в СМИ, выделяя гармоничные сочетания цветов, их контрастные и нюансные отношения.

Для оценки цвета в графическом иллюстрировании используют такие характеристики, как цветовой тон (или цвет), яркость и насыщенность.

Цветовой тон определяют по его спектральному составу (зеленый, желтый, синий и т.д.). Сочетание цветов (цветовых тонов) лежит в основе деления графических изображений на черно-белые, монохромные (сочетания

Яркость характеризуется количеством света, отражаемым данным цветом. Чем больше падающего на него света он отражает, тем он ярче. Желтый цвет имеет наибольшую яркость, а лежащий на противоположном конце цветового круга фиолетовый – наименьшую. Красный и зеленый по яркости примерно одинаковы. Эта особенность цвета учитывается в иллюстрации при пропорциональной комбинации цветовых пятен или фона и изображенного объекта.

Насыщенность – отличие хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического28. Максимально насыщенными являются сегменты цветового круга29. Их сочетание наиболее контрастно и позволяет использовать их для создания цветовых акцентов в иллюстрации и в дизайне издания. Чем контрастнее иллюстрация, тем она кажется ярче и больше на фоне других компонентов полосы, тем активнее она привлекает внимание. Контрастность и насыщенность иллюстраций могут оказывать влияние на оптический «вес» графической иллюстрации и, соответственно, отвечать за равновесие текстовых и графических компонентов на полосе издания. Цвета, разбавленные в той или иной степени белым или черным, становятся малонасыщенными и менее выразительными на печатной полосе издания, создавая нюансные цветовые сочетания.

Данные характеристики цветового пятна оказывают влияние на функции, свойственные– аттрактивную – отвечает за привлечение внимания читателя с помощью цвета, когда комбинация цветов способствует объединению всех компонентов изображения в одно визуальное целое, а их контрастные сочетания позволяют избежать однообразия; – выделительную – отвечает за выделение основных элементов изображения с помощью цвета, выстраивая иерархические визуальные связи; – экспрессивную – отвечает за возможность цвета воздействовать на читателя и вызывать у него определенные эмоциональные состояния30. В работах по психологии восприятия, колористике и медиадизайну отмечаются относительно устойчивые реакции реципиентов на определенные цвета и их сочетания. Так, красный цвет действует возбуждающе, желтый вселяет радость и оптимизм, голубой цвет успокаивает, черный действует угнетающе и т.д.31 Сочетания черного с красным или желтым имеют повышенное эмоциональное воздействие и часто используются в дизайне и оформлении печатных изданий.

Тенденции иллюстрирования периодических изданий первой половины XIX в. Сюжетно-изобразительная графика .

Сложные многофигурные композиции демонстрировали развитие графической техники иллюстраторов этого периода. Именно в эти годы художественный военный репортаж достиг пика своего развития и удерживал лидирующие позиции вплоть до 1904 г., когда на смену рисованной иллюстрации пришла фотография.

Стремление читателей к визуальному познанию окружающего мира способствовало развитию информационно-описательной графики, в которой органично сочетались графические и текстовые элементы. К иллюстрации этого вида относились всевозможные планы зданий, схемы расположения войск и т.д., наследовавшие традиции научно-технической иллюстрации начала века. Основным в этих изображениях был схематичный рисунок, текстовые блоки лишь обозначали название местности военных действий, расположение противника, название архитектурных частей здания и т.д. Так, «Русский художественный листок» поместил план здания Лондонской выставки в качестве приложений к № 36 за 1851 г., план бомбардировки Севастополя к № 36 за 1854 г., план Бахчисарайского сада и дворца к № 18 за 1856 г., план Успенского собора к № 1 за 1857 г., карту Ост-Индии с типами англо-индусских войск к № 30 за 1857 г., план Гуниб-Дага к № 34 за 1859 г. Планы и чертежи стали прообразами информационной графики, получившей активное развитие в XX в.

Органичное сочетание текста и изображения наиболее явно проявилось в сатирических иллюстрациях, появлению которых способствовало возрождение сатирической журналистики и зарождение иллюстрированного сатирического журнала как особого типа издания, основанного на визуализации контента. Первым сатирическим журналом, печатавшим карикатуры (если не считать «Журнала карикатур» А. Г. Венецианова, пережившего всего один выпуск), был «Ералаш» (1846–1849) М. Л. Неваховича. Его иллюстрации ярко и образно передавали ту атмосферу и социальное окружение, в котором жил и творил художник. Он тонко подмечал характерные черты современного общества, умело высмеивая его представителей. Для карикатуры того времени это было новым подходом. Хотя нужно отметить, что цензура зорко следила за иллюстрациями «Ералаша», и многие из них так и не были опубликованы. Один из излюбленных сатирических образов – мошенник-управляющий, в одной из карикатур спрашивающий издателя: «Кто дал вам право рисовать меня в “Ералаше”? – «Я никогда и не думал», – отвечает издатель. – «Что вы меня уверяете. Там под одной картинкой подписано «мошенник», – возмущается собеседник115. Данный пример ясно показывает важность как текстовой, так и иллюстративной компоненты карикатуры для понимания смысла изображения. При отсутствии какой-либо из них смысл иллюстрации был бы потерян. Здесь визуальные и вербальные компоненты контента издания выступают как единое целое, дополняя друг друга.

Много внимания М. Л. Невахович уделял иллюстрированию творческой жизни общества, печатая карикатуры на известных литераторов, музыкантов, художников и других представителей интеллигенции. Одна из интереснейших карикатур того времени на литературную тематику называлась «Шествие в храм славы» (1846) (см. Прил. 3, рис. 16). На ней изображено шествие отечественных литераторов: Н. В. Кукольника, Н. И. Греча, В. А. Жуковского, П. А. Вяземского, В. А. Соллогуба, Ф. В. Одоевского, И. И. Панаева со своими произведениями, Н. В. Гоголя, уснувшего на втором томе «Мертвых душ», Ф. В. Булгарина, летящего на пчеле к поднимающе 115Варшавский Л. Р. Русская карикатура 40-50-х гг. ХIХ века. – Ленинград: Изогиз, 1937. – С. 57. муся шлагбауму, который представлял цензуру, олицетворяя таким образом высочайшее дозволение на печать литературных произведений116.

Отметим, что впервые в истории сатирической графики преувеличенно юмористические изображения всем известных персонажей имели явное портретное сходство с оригиналом, что позволяет говорить о появлении шаржа как самостоятельного графического жанра.

В ряду сатирических и юмористических журналов второй половины XIX в. видное место занял журнал «Искра» (1859–1873), издававшийся карикатуристом Н. А. Степановым и поэтом В. С. Курочкиным. Основатели издания так объясняли свое начинание: «У нас нет исключительно-сатирического журнала, в котором бы литература и живопись шли рука об руку, взаимно объясняя и дополняя друг друга». В своем послании они указывали на потребность русского читателя в таком издании: «если сатира чуждой нам цивилизации встречает в нашем обществе сочувствие, значит, необходимость национальной сатиры им осознана и художественно-литературное воспроизведение смешных и темных сторон нашей действительности удовлетворит одной из его настоятельных потребностей»117. Находясь в авангарде демократического реализма, сатирическая графика «Искры» приобрела мощное агитационное звучание, которое обеспечила ей периодика. Бичуя «общественные аномалии», «Искра» была прогрессивным демократическим органом, обличавшим придворную политику, бюрократию, взятничество, казнокрадство и т.д. Соответственно, и графика стала четкой и даже жесткой, линии стали резки и иногда хаотичны из-за желания карикатуриста-публициста оперативно запечатлеть «гримасы жизни» на страницах журнала (см. Прил. 3, рис. 17).

Отражение эстетики главенствующих направлений искусства в иллюстрации начала ХХ в. Символическая графика

Особое место в иерархической системе визуальных компонентов издания, безусловно, занимает иллюстрация обложки. Традиционно иллюстрация обложки была первым и основным визуальным материалом номера, в начале своего зарождения визуализируя титульную часть издания. На протяжении последующего столетия иллюстрации обложки представляли собой виньетки и занимали лишь небольшую площадь полосы, как показал исторический анализ развития иллюстрирования во второй главе.

Исследования современного эмпирического материала показывают, что иллюстрации обложки – крупноформатные, в большинстве случаев полосные иллюстрации, которые визуализируют его тематику и концепцию. Количественные показатели графических обложек демонстрируют положительную динамику. За исследуемый период их число увеличилось вдвое (с 3,5% до 7,7%), что свидетельствует о возрастании роли графической иллюстрации в качестве средства идентификации не только отдельного номера, но и всего издания в целом. Так, графические обложки стали визуальной частью бренда, узнаваемым стилем журналов «Компания» и «Секрет фирмы», выделяя их среди изданий данной типологической группы (см. Прил. 3, рис. 43).

Аналогичную роль выполняют и иллюстрации первой полосы в газетах. В отличие от журналов, первополосные иллюстрации в газетах имеют как крупный формат (от полосы и более), так и средний и мелкий, что связано c форматом газетных изданий. Так, «Новая газета», чей визуальный облик близок к журнальным изданиям, неизменно публикует на первой полосе крупноформатную графическую иллюстрацию. Количество иллюстраций первой полосы в газетах составляет 6% от общего числа графических иллюстраций в номере, их динамика менее выражена, чем в журналах (см. Прил. 2, граф. 19).

Вторыми в иерархической системе издания можно назвать графические иллюстрации, используемые в шмуцтитулах журнальных рубрик. Шмуцтитулами в большинстве случаев выступают крупноформатные полосные иллюстрации (35%) (см. Прил. 1, табл. 39). Иллюстрации-шмуцтитулы в журналах «Секрет фирмы», «Эксперт», «Деньги» и «Власть» акцентируют внимание на основном материале номера. Они подчеркивают значимость графической иллюстрации как одного из основных визуальных компонентов контента указанных изданий. Процентные показатели иллюстраций шмуцтитулов относительно стабильны. Они составляют порядка 30% журнальных иллюстраций. Результаты контент-анализа зафиксировали двукратное увеличение количества графических шмуцтитулов в журнале «Секрет фирмы».

Менее заметны в издании, но выполняют важную функцию навигации по страницам издания графические иллюстрации в блоке «Содержания» и сопутствующих ему анонсах. Эти комплексы относятся к служебным, и иллюстрации, которые расположены в них, не связаны непосредственно с текстом, но способствуют направлению внимания и ориентации читателя на полосах издания. Журнальные иллюстрации в анонсах и «Содержании» мелкоформатные и занимают не больше полосы.

Раздел «Содержание» (11%) чаще, чем анонсы (2%), сопровождается графическими иллюстрациями. В изданиях «Власть» (30%) и «Компания» (11%) они представлены шаржами. В журналах «Секрет фирмы» (8%) и «Эксперт» (5%) – фрагментами крупноформатных иллюстраций, которые обеспечивают визуальную связь графических компонентов номера и способствуют созданию целостной графической концепции издания. Количественные показатели иллюстраций в разделе «Содержание» журнальных изданий в течение исследуемого периода оставались стабильными (см. Прил. 1, табл. 36).

Для газетных изданий использование иллюстраций в служебных блоках не характерно. Исключение составляет «Новая газета», в которой можно встретить графические иллюстрации небольшого формата, включенные в блок анонсов (2%) номера (см. табл. 25).

Графические заставки имеют к тексту формальное отношение и являются вспомогательными иллюстративными материалами, рассчитанными на моментальную идентификацию и навигацию в издании. Отнести данный вид непосредственно к графическому иллюстрированию нам кажется неправомерным, его скорее можно определить как часть более широкого явления – визуализации рубрик. Такое изображение используется не как компонент медиатекста, а как утилитарный знак-идентификатор материала, раздела, рубрики. Из-за своего функционального назначения оно имеет небольшой формат – не более полосы. Наиболее показательным примером может служить журнал «Профиль» (до 2011 г.), в котором каждая рубрика имела свой визуальный символ. Их применение создавало неповторимый визуальный язык издания. Этот же прием использован в журнале «Деньги» за 2014 г., только в данном случае графика носит более утилитарный и упрощенный характер. В данном издании графические заставки визуализируют не только рубрики «Авто», «Урок экономики», «Кинопрокат» (43%), но и редакторскую колонку (16%). Использование в качестве заставок рубрик портретов авторов материала или его героев имитирует применение так называемых «аватарок», присущих интернет-среде и активно проникающих на страницы печатных изданий. В газетах рисованные заставки не представлены.

В отличие от них, внутриполосные иллюстрации к материалам имеют непосредственное отношение к тексту. Большинство как журнальных (40%), так и газетных (91%) иллюстраций расположены на внутренних полосах издания, сопровождают и дополняют текстовой материал. В отличие от обложки и шмуцтитула, которые выполняют функции навигации, взаимосвязь между расположением и ролью в иллюстрациях к материалам установить сложнее.

Место графической иллюстрации в визуальном контенте изданий

Иллюстрации с использованием черно-белой гаммы встречаются в 23% случаев в журнальных иллюстрациях. Черно-белые изображения обладают максимальной насыщенностью и контрастностью, что выделяет их на фоне фотоизображений. В черно-белой гамме в основном выполняются шаржи и портретные изображения в журналах «Власть» и «Секрет фирмы». Строгая графичность черных линий выгодно подчеркивает сдержанность дизайна первого издания и оттеняет яркость второго. Но анализ количественных показателей выявил некоторое уменьшение числа черно-белых иллюстраций в течение анализируемого периода (–5%). Это связано с постепенным исчезновением традиционной черно-белой линейной графики, которая была повсеместно распространена в периодических изданиях на протяжении почти трех столетий. Ей на смену приходит цвет – либо в сдержанных монохромных сочетаниях, либо в виде полихромной графики.

На фоне уменьшения черно-белой графики значительно возросло количество иллюстраций, выполненных в монохромной гамме (+13%). На фоне засилья полноцветных фотографий они выглядят эксклюзивным компонентом контента. Монохромные иллюстрации смотрятся контрастнее на фоне полноцветных фотографий. Так, рубрику, посвященную новым технологиям и инвестиционным проектам и приоритетную для еженедельника «Эксперт», иллюстрирует графика К. Батынкова. Выполненная в монохромной гамме, она подчеркивает близкий к научному способ изложения материалов и выделяет их на фоне остальных публикаций.

Монохромная гамма с использованием дополнительного цвета встречается в 14 % журнальных иллюстраций, отражая графический стиль издания либо контрастируя с ним. Графика, построенная на ахроматических тонах с добавлением красного, визуализирует графическую концепцию журнала «Эксперт» (26%). Сдержанные, выполненные в тепло-коричневых тонах с добавлением холодного цветового акцента, иллюстрации журнала «Власть» (11%) подчеркивают серьезный характер издания.

Иллюстрации с использованием трех и более цветов (полихромные) являются наиболее многочисленной (58%) группой изображений. Для графических иллюстраций в качественных изданиях применение всей цветовой палитры является редкостью, что принципиально отличает их от фотографических изображений.

Цветовая палитра графических иллюстраций подчеркнуто условна, продуманно упрощена, сведена к нескольким (3-5) основным тонам и служит инструментом акцентирования внимания читателей на конкретной публикации, позволяя им считывать знаковую систему цвета.

В графических иллюстрациях исследуемых периодических изданий широко представлена государственная цветовая символика (цвета российского триколора – «Секрет Фирмы», «Власть»), политическая (красный как цвет КПРФ – «Власть»), стилистическая (цветовая стилистика конструктивизма – сочетание красного, черного и белого цветов – «Эксперт»). Символическая функция цвета имеет огромное значение при передаче коннотативных смы 160 слов изображения, выступая как инструмент визуальной коммуникации (см. рис. 32).

Наиболее часто черно-белая графика встречается в «Коммерсанте», чья графическая модель сдержаннее других газетных изданий (8%). Динамика черно-белых иллюстраций подвержена небольшим изменениям, но в целом более стабильна, чем в журналах.

Монохромная гамма используется в 25% газетных иллюстраций, отражая определенный графический стиль изданий – колористически выдержанный и спокойный. Близкая к ней монохромная гамма с использованием дополнительного цвета встречается в 9% газетных иллюстраций. Наиболее часто эти цветовые схемы использует «Коммерсантъ». Иллюстрации В. Чу-мачева представляют собой монохромные изображения, выполненные в оттенках серого с добавлением сине-голубых или оливково-коричневых цветов, хорошо сочетающихся с общей графической концепцией издания, построенной на сдержанных цветовых сочетаниях с преобладанием черного, серого и синего цветов. Количество иллюстраций, выполненных преимущественно в монохромной гамме, заметно уменьшилось за последние пять лет, уступая первенство полихромной иллюстрации (см. табл. 33).

В газетах полихромные иллюстрации составляют 62%. Активнее всего цвет использован в иллюстрациях «Новых Известий» (100%) и «Новой газеты» (69%), чей визуальный облик ярче и насыщеннее, чем у «Коммерсанта», а типологическая модель ближе к массовым изданиям. На фоне уменьшения количества черно-белых и монохромных иллюстраций, количество поли-хромной графики значительно возрастает (+34%) (см. Прил. 1, табл. 50). Этот факт свидетельствует о том, что графическая иллюстрация в газетах отходит от своих канонических средств выразительности (контрастной линии) и начинает «играть» на поле полноцветной фотографии.

Таким образом, способы создания графических иллюстраций разнообразны и тесно связаны с жанровой спецификой графической иллюстрации и графическим стилем периодического издания. Часть исследуемых изданий выстраивает свою графическую концепцию на основе компьютерного иллюстрирования («Секрет фирмы», «Новая газета»), другие используют исключительно ручную рисованную графику («Власть»). Еженедельник «Деньги» комбинирует разные стили иллюстрирования: как ручную, так и компьютерную графику, в нем активно использована аппликация. Можно отметить, что способы создания журнальных иллюстраций намного разнообразнее, чем газетных. Наряду с рисованной графикой в них применяются техника аппликации, создание пластилиновых иллюстраций и т.д.

Опираясь на данные контент-анализа, можно выявить тенденцию к повсеместному использованию компьютерной графики в создании иллюстраций и их финальной обработки. В анализируемых изданиях отчетливо видно стремление к имитации ручного рисования методами и инструментами цифровой графики, что отражает современные тенденции визуализации.

В целом, среди анализируемых графических иллюстраций преобладают контрастные полихромные, но при этом выполненные в приглушенной цветовой гамме изображения, что связано с типологией анализируемых изданий – повышенная контрастность изображений привлекает внимание к анализируемым материалам, сдержанная цветовая гамма приглушенных тонов позволяет сосредоточиться и способствует вдумчивому и неторопливому усвоению информации (см. табл. 33, 34).