Введение к работе
Актуальность теми исследования. Сегодня в мире без фотоиллюстрации не выходит ни одна молодежная газета.А если сравнивать коли-чество изобразительного материала в периодической печати,рассчитанной, на взрослую и молодежную аудиторию,станет очевидным.что поіигад-няя публикует фотографий в 1,5 - 2 раза больше.Это нэ удивительно. "Привилегированное" положение фотоиллюстрации в молодежной прессе объясняется радом возрастных особенностей ее аудитории .'нестабильностью внимания,лабильностью психики,быстрой адаптацией к'существующей системе норм.ценностей,идеалов и т.д.
Фотоиллюстрации в молодежной прессе отводится особая роль еще и потому,что в подростковом или юношеском возрасте трудно сосредоточиться на длительный период.Исследуя закономерности зрения, академик А.Л.Ярбус обнаружил,что скорость одной фиксации глаза составляет 0,3 сек. Скорость чтения зависит от скорости узнавания читателем каждого знака.Следовательно,даже очень хорошо читающий, затратит на прочтение информации в 100 строк 1,5-2 минуты.А ра'ссмат-ривая сложное произведение визуального характера,наблюдатель получает всю важнейшую информацию в.течение 25 сек.
Возрастающая роль фотоиллюстрации в молодежной ifpecce во многом обусловлена развитием полиграфической базы многих молодежных изда-ний:внсокая печать все больше заменяется офсетом.Это дает возможность читателю рассмотреть на снимке эмоции челове'-а.а над фотожурналистом меньше довлеют типографские ограничения,он может рабо-
Ярбус А.Л.Роль движений глаз в процессе зрения.-Л.:Наука,
1965.-С.149. "
2*Там же,с.125.
тать в нестандартных условиях освещения,отказаться от обязательно крупного плана,не завышать козфїіщент контрастности фотоматериала, поглощая детали сніжка и т.д.
Между тем проблема иллюстрирования молодежных газет совершенно не исследована.
Научная новизна работы заключается в обращении к неизученному вопросу воздействия фотоиллюстрации на читательскую аудиторию молодежной газеты.Изучение этой проблемы необходимо для того,чтобы четче уяснить не только тенденции развития современной фотожурналистики на протяжении последних лет,но и попытаться выделить все ценное в имеющемся арсенале опыта.Это необходимо сегодня как никогда,поскольку в системе средств массовой информации идет перестройка, затрагивающая,разумеется,и журналистскую фоте рафию.в молодежной прессе.
Цель и задачи исследования - обобщить и дополнить современные научные представления о фотоиллюстрации молодежных газет. .
Автор поставил в исследовании следующие задачи:
1.Раскрыть специфику восприятия молодежной аудитории,основываясь на данных общей и возрастной психологии.
2.Определить ведущие темы фотоиллюстрации в молодежных газетах и уровень их выражения.
3.Выявить жанровую структуру и способ организации материала на газетной полосе.
4.Проанализировать различные содержательно-формальные характеристики массива фотографий в молодежных газетах разного типа.
5.Наметить пути совершенствования изобразительного материала в фотожурналистике.
Объект исследования. Сегодня мы сталкиваемся с парадоксом: комсомол окончательно потерял авторитет,численность членов ВЛКСМ
неуклонно сокращается,а вот тиражи молодежных газет резко увеличиваются.В чем дело?Почему молодежная печать процветает?Во-первнх, сеть неформальных молодежных периодических изданий еще развита слабо.А,во-вторых,и это главное,молодежная печать сумела достаточно быстро перестроиться,стала отражать новое нарождающееся общественное мнение.Она оказалась наиболее мобильной частью в прежней схеме.
Объектом исследования явились газеты всех типов/всесоюзные,республиканские,краевые,областные/.Для того,чтобы результаты исследования были сопоставимы,были выбраны издания с форматом А2,одинаковым объемом,с восьмиколоночным стандартным набором,с упорядоченным уровнем структуры изданий,при котором тематические направления были закреплены-за конкретными полосами.Из нескольких десятков газет автор остановился на наиболее типичных:"Комсомольская прав-да"/Москва/,"Комсомольское знамя"/Киев/,"Красноярский комсомолец" /Красноярск/,"Ленинская смвна"/Нижний Новгород/,"Молодой коммунар" /Воронеж/,"Смена"/Ленинград/.Все издания исследовались в течение последних лет/1987-1990 годы/.
Теоретическое и практическое значение исследования состоит в том, что оно:
определяет основные тематические направления фотоиллюстрации в молодежных-изданиях и-дает возможность их сотрудникам корректировать метода воздействия на сознание молодого читателя; /
предоставляет возможность углубить и расширить принципы анализа фотоиллюстрации в молодежной периодической печати;
помогает работникам секретариатов оптимизировать проблематику
своих изданий; - .
характеризует современный'уровень лзтоиллвстрации молодежных газет.и предлагает пути совершенствования .иллюстрационного материала;
вводит з оборот рекомендации зарубежных исследователей фотожур
налистики; .
помогает фотожурналистам-практикам производить екслоэициошшй расчет в неблагоприятных условиях освещения при встрече с "нестандартными" объектами съемки.
Материалы диссертации могут быть использованы также при разработке спецкурсов,посвященных иллюстрированию молодежных изданий, при подготовке специалистов для работы в периодической печати. Результаты исследования позволяют выработать рекомендации для практической деятельности отделов иллюстрации молодежных изданий.
Проблемы изучения молодежной печати ставились во многих иссле- :
дбваниях.Среди них хотелось бы упомянуть работы В.Н.Еоряза.А.Ш;Ио-
селиани,Б.Н.Лозовского,Т.И.Машукова,З.М.Налбандяна,Н.Ф.Рубановой,
М.Д.Тиво.Л.В.Хочунской.Г.Г.Щуйской и другие. -
Особое место среди них занимают монография В.Н.Ганичева и учебное пособие авторского коллектива "Особенности работы в.молог дежной газете".
'1,Боряз В.Н.Молодежь.Методологическио проблемы исследования.-
Л.:Наука,1973.-155 с.;Рубанова Н.Ф.Комсомольская печать и развитие
социальной активности молодежи.-М.:Изд-во ВКШД979.-65 с.;Тиво М.Д.
Социальная актизность молодежи и печать.-М.:Изд-во БТУ.-80 с;
Авторефераты диссертаций:Иоселиани А.Ш.Публицистика комсомольско-
молодежной газеты.-Тбилиси,1979.-22 с.;Лозовский Б.Н.Журналист- .
ское влияние на молодежную читательскую аудиторию.-М.,1979.-19 е.;
Машуков Т.И.Молодежная газета как тип периодического издания.-М.,
1974.-21 с.;Налбандян З.М.Редакция молодежной газеты:структура,
управление функционирование.-М. ,1982.-15 с.;Хочунская Л.В.Моло
дежная печать как средство нравственного воспитания аудитории.-
М.,1981.-19 с.(Шуйская Г.Г.Особенности формирования молодежной пе
чати в СССР.-М.,1930.-25 с. ' .-
^Ганичев В.Н.Молодежная печать.История,теория,практика.-М.: Мысль,19/6.-286 с.;Особенности работы в молодегчой газете:Учеб. пособие для сгуд.вузов,обуч.по спец."1урналистика"/А.М.Гребенина, 3.?.!.Налбандян,Г.Г.Шу!'ская.-М.::)исш.шк. ,1985.-175 с.
Дкя более глубокого понимания подросткового я юношеского периодов в, жизни молодого человека диссертант счел необходимым обратиться к некоторым трудам психологов,таких хак'К.А.Абуль-ханова-Славская,К.Обуховский,СД:Рубинштейн.?- При изучении особенностей восприятия изобразительного материала диссертант опитал-
" о '
ся прежде всего на труды А.Л.Ярбуса.Р.Арнхейма,Р.Грегори.
Среда книг,посвященных фотографии,хотелось бы обратить особое
о
внимание на работы А.С.Вартанова и Л.П.Дыко.
Что же касается основной массы литературы по технике и тех-~" нологии фотографии,которую изучил диссертант в ходе работы,то она пестра и разнолика,как и сама современная фотогра±ия.Яо все же среди многочисленных изданий,хотелось бы выделить работу А.Адам» са.в которой изложена самая совершенная на сегодняшний день, система экспозиционного расчета фотографии.
д'Абульханова-Славская К.А.Деятельность и. психология личности.-
М.:Наука,1980.-335 с.;Обуховский К.Психология влечений человека.-
М,:Прогресс,1972.-247 с.{Рубинштейн С.Л.Проблемы обц&й психоло-
гт.-М.Шедагоги^а,1973..-423 с, ,,
о .
^Ярбус А.Л.Роль движений глаз в процессе. ярэндач-М.гНаука,
1965.-165 о.;Арнхейм Р.Мскусство и визуальное 'Вос^сггие.-М.::
Прогресс, 1974.-392 с,-Грегори Р.Разумный глаз.-44.:1^,1972.-
209 с. '.';'.' ' ' '
. .,-...... . -
0,Вартанов А.С.^тографиягдокумент и образ.-М.^1ланвта,1983.-
272 с.;Дыко Л.П.Основы композиции в фотографии.-М.:Ввош.шк.,
1988.-175. ' ,-, ' .'.. -; ,' .';' . ." ' \ '
4., Aaans.A.Artlfioial-light photogrephy.-Н.У., 1970і. -250 p.
В последние годы были переведены на русский язык книги Л.Гонта,Д.Килпатрика,Э.Митчела,Р.Хеймена * и других зарубежных исследователей фотографии,которые,несомненно,представляли интерес для-автора диссертации.Монография Э.Митчела,например,является теоретическим курсом фотографии.составленным на основе лекций, прочитанных автором в университете шт.Северная Каролина/США/.'
Среди'книг зарубежных'авторов,не переведенных на русский язык, особый интерес представляла энциклопедия М.Ленгфорда, касающаяся вопросов техники,направлений и стилей современной фотографии,
а также монография С.Соптаг ,в которой дан подробный анализ развития американской художественной фотографии.Несмотря на то,что данные работы не имеют прямого отношения к иллюстрированию молодежной прессы .в нашей стране,обращение к ним,по мнению диссерщі-та.было совершенно необходимо,так как существуют объективные законы развития фотожурналистики.
Методологической и теоретической основой явились труды исследователей журналистики,а также объективные законы развития журналистики в условиях рыночной экономики.
При подготовке данной работы автор применял следующие
"'Гонт Л.Экспозиция в фотографии.Пер.с англ..- М.:Мир,1984,-194 с.;Килпатрик Д.Свет и освещение.Пер.с ьнгл.-М.:Мпр,1988,- , 233 с.;Митчел Э.Фотография.Пер.с англ.-М.:Мир, 1988.-420 с; Хеймен Р.Светофильтры.Пер.с англ.-М.:Мир,1988.-216 с.
Longford tl.The complete encyclopaedia of photography» ~ i.ondon,l983.-l63 p. о
3.
Sontag S.On photography.-H.Y, ,1978.-209 p.
методы : контент-анализ,сравнительный анализ и анализ содержания и формы молодежных, газет.
Единицей контент-анализа являлся как отдельный снимок,так и публикация в целом,например,фоторепортаж из пяти снимков рассматривался комплексно.
Выборка - сплошная/каждый номер/.
Были выделены следующие основные категории анализа:
Тема/общая площадь,распределение по полосам/.
Уровень выражения темы/полностью,достаточно,недостаточно/.
Оценка события фотокорреспондентом/позитивная,нейтральная, негативная/.
Автор фотоиллюстрации/профессионал,работающий в данной редак-ции;лрофессионал,работающий в другом издании;автор,не работающий в СМИ;репродукции,фотографии ТАСС/.
Соотношение фотоматериала и текста/фотография иллюстрирует текст фотография доминирует над текстом;фотография является самостоятельным материалом /. .
Канры/фотофакт,фотокорреспонденция,фоторепортаж,фотопортрет, фотозарисовка,фотоочерк,фотомонтаж/.
Общая площадь фотоматериала.
Площадь фотоиллюстрации,занимаемая определенным'жанром в но-
мере. '
План/общий,средний,крупный/. ^ '
Способ расположения фотоиллюстраций на полосе/симметричный, диагональный,асимметричный,блочный/.
Среднее количество снимков/в номере,на полосе^в одном.блоке/. ,
Иллюстрационный материал и текст рассматривался как единое
целое при анализе содержательных характеристик фотографий. р "В данном случае предложена собственная классиТикчция мировой
структуры Фотожурналистики.Подробнее см.гл.2 - 0.81-.
. Локальность/общесоюзная, меотная.иноотраннаяЛ
Хотя методику исследования нельзя назвать совершенной,все же , были получены интересные, результаты,дающие представление об эволюции фотоиллюстрации и той модели действительности,которую создают молодежные газеты.
Структура работы. Поставленные цели и задачи определили структуру диссертации,которая состоит из введения,двух глав,заключения, списка литературы и приложения. '