Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Античность в русской литературе конца XVIII-начала XIX века Михайлова, Мария Германовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Михайлова, Мария Германовна. Античность в русской литературе конца XVIII-начала XIX века : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина.- Москва, 1995.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 95-2/3428-x

Введение к работе

Актуальность и постановка проблемі исследования. Как известно, античность была непосредственным источником развития всей европейской культуры: многие литературные жанры возникли в глубокой древности и были связаны с различными культами и магическими ритуалами, что, несомненно, отложило на них характерный отпечаток. Поэтому память жанра существовала и продолжала воспроизводиться тысячелетиями благодаря гениальной интуиции новоявленных творцов, обращавшихся в своих произведениях к древним праобразам. Очень часто зарождающиеся культуры не находят в себе собственных средств для самовыражения, и происходит явление, которое Шпенглер назвал исторической псевдоморфозой, когда сохранившиеся древние формы наполняются принципиально новым содержанием, соответствующим образу жизни другой эпохи. Попытка выявить эту взаимосвязь и является основной проблемой исследования, актуальность которой заключается в раскрытии принципиально новых аспектов в процессе формирования национальной литературы.

Решение этой проблемы представляется целью исследования.

Объект исследования - произведения поэтов и драматургов конца XVIII - начала XIX веков, таких как Г.Р.Державин, , Н.М.Карамзин. М.Н.Муравьев, В.В.Капнист, И.И.Дмитриев, П.А.Катенин, В.К. Кюхельбекер. В.А.Озеров, А.Н.Грузинцев, В.А.Жуковский. К.Н.Батюшков, А. Ф. Мерзляков, Н.И. Гнедич.

Предмет исследования - влияние античности на мировоззрение и творчество перечисленных авторов.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования была поставлена следующая задача: установить, с чем связан феномен античности в русской культуре, каковы его особенности, причины возникновения и дальнейшие последствия, повлиявшие на развитие литературы в целом.

Гипотеза исследования заключается в том, что интерес русских поэтов к тем или иным авторам древности весьма часто обусловлен определенным сходством культурно-исторического развития. Кроме того античность выступает в роли некой нереализованной потенции, обращение к которой влечет за собой акт самопознания. Отсюда способы воспроизведения античности и характер заимствования способствует раскрытию основных особенностей формирования литературы на определенном этапе.

Теоретические источники. Основными теоретическими источниками являются исследования С.А.Кибальника, Г.П.Макогоненко, Г.Н.Ионина, Л.И.Савельевой, А.А.Тахо-Годи, Л.Н.Егунова. специально связанные с рассмотрением проблемы влияния творчества отдельных античных авто-

- г -

ров на произведения русских поэтов. Однако помимо этого в качестве источников использовались и работы культурно-философского характера, дающие общую оценку особенностям взаимоотношения античности с литературой нового времени, в этой связи следует упомянуть М. Гра-барь-Пассек, А.В.Михайлова. А.Ф.Лосева. Ф.Ницше.

Методы исследования. Основным методом исследования служит анализ, посредством которого'выявлялись свойства и признаки изучаемого объекта. Затем данные анализа синтезировались при их теоретическом обобщении. Также автором диссертации был использован метод дедукции, когда установленные в ходе анализа и синтеза закономерности служили подтверждением каких-то уже известных законов. Наряду с вышеупомянутым применялась и индукция как источник гипотез, возникших на основе ряда обобщений. Метод типологизации, опирающийся на выявление сходства и различия изучаемых объектов, на поиск надежных способов их идентификации, позволяющих отобразить строение исследуемой системы, выявить ее закономерности, тоже имел место. На основании имеющихся теорий и гипотез возможно было использование моделирования, основанного на выявлении алгоритма /программы/ функционирования изучаемой системы объектов, что в свою очередь не обошлось без процедур абстрагирования и идеализации.

Организация и этапы исследования. Прежде всего необходимо было ознакомиться с исследованиями, дающими общее представление об античной культуре в целом, а также о ее последующем влиянии на формирование и развитие мировой литературы. Затем автор диссертации попытался определить место конкретного, интересующего нас периода. / конец XVIIl-начало XIX веков/ в этом едином и взаимообусловленном процессе. Таким образом уже наметился определенный круг проблем, исходя из которых и следовало вести дальнейшее изучение избранной темы.

Далее возникла необходимость обратиться непосредственно к анализу первоисточников, которые сопоставлялись с переводами древних памятников, после чего данные анализа систематизировались, сопоставляясь с другими исследованиями, посвященными вопросам влияния античности на русскую литературу. В заключение были сделаны основополагающие выводы.

Научная новизна и теоретическое значение исслеЭования. Существует ряд работ, затрагивающих тему античности в творчестве К.Н.Ба-

тюшкова, В.А.Жуковского, Н.И.Гнедича, В.В.Капниста, Г.Р.Державина, однако в основном они посвящены лишь влиянию творчества какого-либо определенного античного автора на русских поэтов, что не способствует разрешению проблемы в целом, поскольку ограничивается рассмотрением лишь ее отдельного аспекта. Исследования же Л. И.Савельевой, где данная особенность вроде бы отсутствует, носят скорее чисто информативный характер, поскольку основное внимание в них уделяется перечислению произведений, так или иначе связанных с античностью, а также подсчету, сколько раз был упомянут, например, Амур или Аполлон, то есть практически не выявляется никаких закономерностей и не делается никаких обобщений.

Кроме того литературоведами почти не рассматривается вопрос, касающийся особенностей восприятия античности поэтами конца XVIII века, хотя это во многом определило формирование русского неоклассицизма. Нет ни одной работы, посвященной влиянию античности на драматургию, за исключением отдельных попыток показать это на примере П. А. Катенина, В.К.Кюхельбекера,В.А.Озерова. Античности же в творчестве И.И.Дмитриева, М.Н.Муравьева и А.Ф.Мерзлякова вообще не было уделено никакого внимания. Таким образом, новизна исследования и его теоретическое значение заключается в обобщении и дополнении опыта предшественников.

Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования позволят несколько с иной точки зрения взглянуть на русскую культуру вообще, вследствие чего может возникнуть необходимость пересмотреть некоторые устаревшие положения, что должно представлять интерес не только для литературоведения, но также и для исторической и философской науки.

Достоверность полученных результатов обусловлена перечнем библиографических наименований в конце каждой главы, ссылки на которые встречаются в тексте диссертации, а также списком используемой литературы, приведенном в качестве приложения.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования частично были оглашены на научных чтениях в МПГУ /апрель 1994 года/, на аспирантском методическом объединении, использовались во время чтения лекций и проведения семинарских занятий. Вторая глава задепонирована в ИНИОН РАН.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы.