Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Создание Национальной информационной системы сферы искусств для повышения эффективности функционирования и управления отраслью Ваганова Инна Александровна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ваганова Инна Александровна. Создание Национальной информационной системы сферы искусств для повышения эффективности функционирования и управления отраслью: диссертация ... кандидата Технических наук: 05.25.05 / Ваганова Инна Александровна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры»], 2018

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Состояние системы библиотек по искусству как базовой платформы НАИСИ 16

1.1 Развитие информационных технологий и проектная деятельность в зарубежных библиотеках по искусству для обслуживания деятелей науки и искусства 17

1.2 Особенности развития информационных технологий в библиотеках по искусству: российский опыт 34

1.3 Проектная деятельность библиотек по искусству 54

Выводы к первой главе 66

Глава 2 Основные положения Национальной информационной системы сферы искусств 68

2.1 Структура НАИСИ 68

2.2 Информационное обеспечение НАИСИ 80

2.3 Порталы и системы сферы искусства в интернет-пространстве 82

Выводы ко второй главе 90

Глава 3 Обслуживание пользователей сферы искусства на примере Российской государственной библиотеки искусств как базовой платформы НАИСИ 92

3.1 Состав и характеристика пользователей библиотек по искусству 92

3.2 Задачи и этапы развития информационных ресурсов в РГБИ 102

Выводы к третьей главе 134

Заключение 137

Список используемой и цитируемой литературы 142

Приложение 1 163

Приложение 2 165

Приложение 3 169

Приложение 4 172

Введение к работе

Актуальность исследования. Последние десятилетия ХХ и начало XXI века отмечены значительными изменениями в современном обществе. Основным фактором этих изменений стало активное внедрение информационных технологий во все сферы человеческой деятельности и переход к информационному обществу. Информационное общество влечет за собой изменения в сфере культуры, в том числе и изменения потребностей членов общества. Информационные потребности усложняются и являются стимулом для развития информационных ресурсов. Развитие информационного общества показало, что во многих сферах человеческой деятельности вырабатываются и развиваются свои информационные системы.

Процессы создания и развития цифровых ресурсов библиотек рассматривались в работах:
А.Б. Антопольского, К.В. Вигурского, А.И. Вислого, Ф.С. Воройского, В.А. Глухова,

Б.С. Елепова, Е.Д. Жабко, А.И. Земскова, Н.Е. Каленова, О.И. Лаврик, Б.Р. Логинова,

Т.В. Майстрович, А.И. Племнека, М.Е. Шварцмана, Я.Л. Шрайберга и др. Авторы в своих трудах раскрыли теоретические и методические аспекты формирования цифровых ресурсов, проанализировали организационные вопросы создания электронных коллекций, обобщили правовой и экономический опыт использования информационных ресурсов.

Культура и искусство относятся к отраслям, которые активно используются различными категориями пользователей. Существует своя специфика потребностей специалистов в сфере искусств. В настоящее время специалистам недостаточно использовать информацию по одному виду источников, необходимо исследовать задачу в целом, по разным видам и типам документов. Работа над творческим проектом формирует целый круг информационных запросов специалиста. Сохранившаяся базовая система информационного обеспечения не может удовлетворить изменившиеся потребности пользователей.

Разные аспекты формирования цифровых ресурсов по проблематике сферы искусства освещались в работах Н.В. Браккер, А.В. Дремайлова, А.А. Колгановой, С.А. Костанян, Л.А. Куйбышева, И.В. Кытмановой, Л.Я. Ноля, Е.Г. Погосовой, Д.В. Трубочкина, Ю.Ю. Юмашевой и др.

Если говорить о системном отраслевом уровне в сфере искусств, несмотря на важность, пока такой информационной системы практически нет. В работе обосновывается необходимость создания такой национальной системы, использования и развития.

Обоснованию создания и развития Национальной информационной системы сферы искусств на базе специальной библиотеки и использования цифровых ресурсов национального и регионального масштабов посвящена данная работа.

Информационные системы классифицируются по архитектуре, степени автоматизации, характеру обработки данных и т.д. В данной работе рассматривается информационная система (ИС) по сфере применения, т.е. – в сфере искусств.

В диссертационной работе анализируется ресурсная база отрасли, информационная среда с широким использованием цифровых ресурсов и носителей информации. Национальная информационная система позволит обеспечить координацию создания, хранения и использование накопленной информации по искусству для разного уровня организаций и специалистов отрасли, эффективное функционирование и управление информационными ресурсами в сфере искусств в национальном масштабе.

Актуальность исследования обосновывается проблемой интеграции ресурсов в отрасли искусств на национальном уровне; ранее никогда не ставилась задача построения и использования национальной системы сферы искусств, так необходимой в эпоху информационного общества. Новая информационная эпоха диктует и новые требования к созданию и использованию цифровых ресурсов в сфере искусств. Позиционирование специальной библиотеки искусств как базовой платформы информационной системы и формулировка задач по обеспечению функционирования ИС является актуальной проблемой на данном этапе развития гуманитарных наук и культуры в целом.

Разработанность темы диссертации. В информационном обществе библиотеки играют первостепенную роль, у них накоплен опыт формирования фондов и обслуживания ими разных категорий пользователей, созданы уникальные информационные ресурсы, которые могут выступать как база построения информационной системы, в данном случае, в сфере искусств. Собирая и сохраняя информационные ресурсы, библиотеки сегодня обеспечивают их доступность, содействуют эффективному освоению знаний, предоставляют большие возможности для раскрытия личности, самовыражения человека. Но при этом отсутствует необходимая координация управления информационными потоками и принятия решений. Поэтому сегодня необходимо построение Национальной информационной системы сферы искусств (НАИСИ), и ее безусловное базирование на информационных ресурсах специальной библиотеки.

В работе исследуются информационное обеспечение сферы искусств на системно-теоретическом и на практическом уровне, рассматривается роль специальной библиотеки искусств как одного из катализаторов информационного обеспечения этой сферы.

Цель диссертационного исследования. Обосновываются теоретические и информационные основы создания Национальной информационной системы сферы искусств как средства совершенствования управления отраслью.

Для достижения поставленных целей решены следующие задачи:

выявлено актуальное состояние и специфика пользовательской аудитории информационных ресурсов по искусству;

выявлены основные мировые тенденции развития ИС по искусству;

дана оценка современному состоянию отечественных информационных систем по искусству в аспекте выявленных направлений совершенствования и постановки конкретных теоретических, технологических и информационных задач для вхождения в международное пространство знаний;

проанализированы тематика, структура, особенности использования информационных ресурсов специальных библиотек по искусству;

изучены технологические инновации в аспекте их внедрения в деятельность библиотеки искусств как центра информационного обеспечения отрасли;

изучены тенденции обслуживания в современной электронной среде специальной библиотеки искусств в зависимости от изменения пользовательских запросов;

предложена структурно-функциональная схема новой ИС - НАИСИ, и ее базовая платформа, осуществлено моделирование и проектирование ИС;

предложены методы эффективного использования информационных услуг для максимального удовлетворения запросов пользователей на основе ИС.

Объект исследования: отраслевая информационная инфраструктура сферы искусств.

Предмет исследования: теоретическое обоснование, моделирование информационной системы по искусству в соответствии с актуальными тенденциями современного информационного развития.

Научная новизна:

обоснована необходимость и сформулированы рекомендации по созданию нового субъекта информационной сферы - Национальной информационной системы сферы искусств как ресурсной и методологической платформы для совершенствования и развития отрасли искусств и ее интеграция в единое информационное пространство;

разработана структурно-функциональная схема новой ИС НАИСИ и ее базовая платформа;

осуществлено процедурное моделирование и проектирование ИС НАИСИ, которая отличается от существующих ИС, с реализацией использования нового документально-информационного массива;

выявлено, что основными мировыми тенденциями развития информационных ресурсов выступают корпоративная деятельность, направленная на совместное формирование единого информационного массива; расширение структуры информационных потоков; активное использование интернет-контента и его сохранение.

- проанализировано современное состояние информационных ресурсов сферы искусств и выявлены основные направления совершенствования системы информационного обеспечения отрасли для максимального удовлетворения запросов специалистов отрасли. Определены основные задачи НАИСИ:

создание интегрированных корпоративных электронных информационных ресурсов (формирование, ведение, актуализация, поддержка);

предоставление свободного легитимного доступа ко всем ресурсам информационной системы;

содействие образованию и научным исследованиям в сфере искусств;

обеспечение сохранности цифрового контента, включенного в НАИСИ;

вовлечение государственных и частных организаций в работу по сохранению, исследованию и популяризации культурного наследия страны, с использованием возможностей современных информационных технологий;

интеграция российского искусства в мировой сегмент культуры и популяризация его в международном пространстве.

Теоретическая значимость.

  1. Вводится новый класс информационных систем для сферы искусств - НАИСИ.

  2. Построена модель оптимизации отраслевой информационной инфраструктуры - НАИСИ, в том числе структурная схема, процедурная модель, схема интеграции ресурсов НАИСИ.

  3. Проведен анализ отраслевой информационной инфраструктуры в аспекте ее ресурсов, потребителей, информационного обслуживания, на основании чего поставлены новые задачи разработки и организации функционирования ИС сферы искусств.

  4. Доказана целесообразность организационного обеспечения НАИСИ на базе Российской государственной библиотеке искусств (РГБИ) как национального центра, обладающего необходимыми информационными, технологическими, организационно-административными, кадровыми ресурсами.

Практическая значимость. Создание Национальной информационной системы сферы искусств обеспечивает отрасль глобальным интегрированным ресурсом, который охватывает все основные направления сферы искусств по разным видам носителей информации и жанрам документов. Участие в системе организаций сферы искусств разных направлений гарантирует высокое качество и экспертированность специализированных ресурсов. Такая система позволит осуществлять быстрый и гарантированный поиск информации исследователям, творческим работникам, организациям и частным лицам; кроме того, будут закрыты лакуны на информационном поле сферы культуры и искусства.

В работе над диссертацией были использованы следующие методы исследования: анализ информационных систем и процессов, функциональный анализ информационных ресурсов сферы искусств; сравнительный анализ электронных информационных ресурсов удаленного доступа; статистические методы обработки эмпирических данных результатов исследований, моделирование и проектирование ИС. Информация, которая использовалась в данной диссертации, также была получена на основе анализа документов и накопленного опыта в сфере информатизации искусств.

Степень достоверности проведенного исследования. Достоверность результатов исследований обеспечена на основе детального анализа отечественных и зарубежных информационных систем отрасли культуры по вопросам изучаемой проблемы, а также основана на личном профессиональном, практическом опыте. Для подтверждения полученных выводов в работе были использованы официальные данные различных министерств и ведомств Российской Федерации, статистические сведения специальных библиотек по искусству как в России, так и в других странах. Кроме того, значительную роль в достижении научной достоверности играет последовательная реализация методологических основ исследования.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством публикаций материалов исследования в отечественных периодических изданиях, публичное обсуждение результатов исследования было в докладах на международных и всероссийских конференциях и семинарах. Основные результаты диссертационной работы были представлены на:

XIII Международной научно-практической онлайн конференции "Наука в современном информационном обществе" (Норт-Чарлстон, Южная Каролина, США, 3-4 октября 2017 г.); Международных конференциях "Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса" (Судак, Республика Крым, 2014 г. – 2016 г.); Всероссийских библиотечных конгрессах: Ежегодных конференциях Российской библиотечной ассоциации (2015 г. – 2016 г.); II Международном библиографическом конгрессе (Москва, Россия, 6-8 октября 2015 г.)

Внедрение результатов исследования осуществлялось в Российской государственной библиотеке искусств и подтверждено соответствующим актом о внедрении.

Предлагаемое для НАИСИ лингвистическое обеспечение было применено в методическом пособии "Машиночитаемый авторитетный файл предметных рубрик по искусству. Раздел Искусство и искусствознание." Данное обеспечение используется в РГБИ для предметизации изданий по искусству при ведении электронного каталога и тематических баз данных. Используется также в специальных библиотеках, в частности, ГИТИСа и библиотеки искусств им. А.П. Боголюбова (г. Москва).

Результаты исследований потребностей пользователей применялись для организации в РГБИ учебного курса - "Школа информационной грамотности» для студентов творческих вузов в соответствии с принципами Программы ЮНЕСКО "Информация для всех". Тематический сегмент НАИСИ использован при разработке и эксплуатации базы данных (БД) "Изобразительный материал РГБИ", "Драматургия", а также БД "Art - Интернет", которая представляет совокупность сетевых ресурсов по культуре и искусству.

Положения, выносимые на защиту:

создание Национальной информационной системы сферы искусств необходимо для предоставления свободного доступа к цифровым ресурсам всего сегмента отечественного культурного наследия и формирования единого информационного пространства знаний в сфере искусств;

создание НАИСИ обеспечивает повышение уровня культурного развития общества, пользователей, активности развития творческой образовательной, исследовательской и научной деятельности;

спецификой запросов специалистов сферы искусств является необходимость интеграции разного вида ресурсов при его обеспечении;

базовой платформой, обеспечивающей построение и эффективную работу НАИСИ, является специальная библиотека - центральное звено информационного обеспечения отрасли, Российская государственная библиотека искусств как национальный центр информации в сфере искусств, помимо своих основных функций, должна стать национальным депозитарием электронных информационных ресурсов страны в сфере искусств;

неотъемлемым условием развития информационных технологий в библиотеках по искусству должна стать модернизация информационного обеспечения, реализуемая по технологическому и ресурсному направлениям;

структурно-функциональная схема ИС НАИСИ должна включать оперативное управление, правовое обеспечение, информационное обеспечение (контент), программно-технологическое и лингвистическое обеспечение; результаты процедурного моделирования и проектирования ИС НАИСИ со специализированной базой данных по искусству и реализацией использования нового документально-информационного массива.

Развитие информационных технологий и проектная деятельность в зарубежных библиотеках по искусству для обслуживания деятелей науки и искусства

Модернизация библиотечного дела в целом определяет пути развития специальных библиотек. Решения, принимаемые лидирующими библиотеками, их опыт и концептуальные установки становятся ориентирами для специальных библиотек.

Автоматизация затронула многие процессы, в библиотеках. На начальном этапе на первый план выдвинулась каталогизация документов и создание электронных каталогов.

Одними из первых библиотек, где активно внедрялась электронная обработка документов, были американские библиотеки. Уже на ранних этапах информатизации, в свою очередь, и специальные библиотеки по искусству, правда, всего несколько, также принимали участие в автоматизации процессов формировании фондов и обслуживания читателей.

Для обмена библиографическими данными библиотеки разработали унифицированные машиночитаемые форматы. Крупнейший в мире центр корпоративной каталогизации OCLC (Online Computer Library Center) ведет онлайн-каталог общего доступа WorldCat. Характерной особенностью библиотек по искусству и музейных библиотек является их членство в OCLC (около 300 библиотек). В настоящее время центр насчитывает более 17 тысяч библиотек– участниц в 113 странах мира; каталоги OCLC содержат информацию о более 46 млн. книг, карт, архивов, видео и аудио материалов, проиндексировано более 34 тысяч названий научных и бизнес журналов и других различных тематик.

Следующим важным этапом в развитии работ по созданию электронных информационных ресурсов в библиотеках по искусству стала оцифровка изданий и предоставление их пользователям. В это время наблюдается рост рынка электронных ресурсов. У библиотек появилась потребность подписываться на онлайновые ресурсы, в первую очередь, на периодические издания. С конца 1990-х гг. в библиотеках по искусству активно стало развиваться информационное обслуживание в режиме онлайн в среде Интернета, вначале в РГБИ, в Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеке, затем в музейных библиотеках (в Научной библиотеке Музеев Московского Кремля, Научной библиотеке Эрмитажа) и т.д.

Для содействия обучению, преподаванию и научным исследованиям в Интернете создаются тематические ресурсы по искусству, порталы. Они аккумулируют, в первую очередь, оцифрованные коллекции музеев и исследовательских институтов. Подобные порталы в большинстве стран являются основой для создания корпоративных систем сферы искусства. Примерами таких порталов могут служить проекты ArtStor и CAMIO— OCLC.

ArtStor (https://www.artstor.org) – коллекция цифровых изображений и описаний к ним. Задача проекта состоит в поддержке образовательной и научной деятельности и сотрудничестве в области искусства, архитектуры и гуманитарных наук. Проект ведет американская некоммерческая организация с конца 90-х годов ХХ в., базирующаяся в Нью-Йорке, На начальном этапе проект включал коллекции музеев и библиотек Китая, Франции, Великобритании и США. Сегодня цифровая библиотека Artstor состоит из более 1,9 миллиона изображений из 200 музеев, фотоархивов, архивов художников, библиотек и т. п.

CAMIO (https://www.oclc.org/camio.en.html) — Онлайн-каталог музеев искусств (Catalog of Art Museum Images Online ) - каталог изображений, который ведется OCLC. CAMIO – включает произведения искусства из коллекций известных музеев мира от доисторических до современных времен. В проекте CAMIO участвуют музеи, библиотеки и институты. В него входит более 25 организаций, прежде всего американских, таких как: Библиотека Конгресса США, Метрополитен-музей, Бруклинский детский музей, музей искусств г. Далласа, Детройтский институт искусств, музеи изобразительных искусств г. Сан-Франциско, международный музей фотографии г. Рочестер, музей искусств г. Индианаполиса, музей искусств г. Лос-Анджелеса, музеи Смитсоновского центра, школа искусств г. Глазго (Великобритания) и др. Общий объем каталога составляет около 95 тыс. изображений (фотографии, картины, скульптуры, декоративные и утилитарные объекты, гравюры, рисунки и акварели, украшения и костюмы). [138]

В 2005 г. на ежегодной конференции европейских национальных библиотек (The Conference of European National Librarians (CENL)) при поддержке Национальной библиотеки Нидерландов было принято решение об организации Европейской цифровой библиотеки – EUROPEANA (http://europeana.eu/portal). В рамках проекта EUROPEANA создан портал цифровых интегрированных ресурсов музеев, библиотек и архивов Европы. На рисунке 1 представлена главная страница сайта проекта EUROPEANA, этой самой крупной в Европе международной информационной системы, которая объединяет ресурсы многих европейских библиотек, музеев, архивов. На этой странице в режиме реального времени дается количественная информация об объектах системы.

На сегодняшний момент система представляет пользователям более 52 млн. цифровых документов – небывалое число для отечественных ИС. В проект вошли в первую очередь национальные и научные библиотеки европейских стран, музеи и архивы. Своими оцифрованными коллекциями широко представлен в проекте и ряд библиотек по искусству.

Этот проект имеет важное международное значение:

- позволяет организовать единую точку доступа к оцифрованному культурному наследию Европы для исследовательской и образовательной деятельности. Он является авторитетным источником информации, поступающей от европейских культурных и научных учреждений.

- организациям, участвующим в проекте, открываются большие возможности по интеграции своих ресурсов. EUROPEANA является платформой для обмена знаниями между библиотекарями, архивистами и другими специалистами. [139]

В Таблице 1 приведены данные из отчета по проекту EUROPEANA за 2014 г. [146]

В настоящее время портал EUROPEANA систематизирован по различного рода коллекциям – "агрегаторами" (бывшим проектам EUROPEANA) для удобства поиска при научной и исследовательской деятельности специалистов в области искусства.

Проанализируем некоторые проекты (составные части EUROPEANA), с точки зрения доступности к ресурсам учреждений культуры и искусства (http://www.europeana.eu/portal/browse/sources): AthenaPlus – проект направлен на включение в EUROPEANA музейных информационных ресурсов.

EUROPEANA NEWSPAPERS – проект объединяет 17 организаций-участниц для предоставления цифровых копий газет (более 18 млн. газетных страниц) в EUROPEANA

LoCloud – проект предполагает создание и поддержку интерфейса на основе облачных технологий для малых и средних музеев, желающих иметь доступ к проекту EUROPEANA.

Digitising Contemporary Art – проект предусматривает оцифровку произведений современного искусства и размещение шедевров Европейского современного искусства онлайн. В рамках проекта к 2014 г. доступны около 27 тыс. произведений искусства и 2 тыс. контекстных документов, созданных после 1945 года.

Проектная деятельность библиотек по искусству

Исследователи А.Б. Антопольский, Б.С. Елепов, А.И. Земсков, Б.Р. Логинов, Н.С. Редькина, Я Л. Шрайберг и др. сходятся во мнении, что в конце первого десятилетия XXI века библиотечное сообщество получило ряд нововведений, кардинально изменивших библиотечную работу в целом. [8, 9, 10, 43, 49, 50, 74, 99, 100, 127, 128, 129, 130]. Я.Л. Шрайберг, анализируя и резюмируя новации библиотечного дела и технологические решения, давшие новый толчок развитию информатизации в библиотеках, отмечает:

- совершенную компьютерную технику, главным образом ориентированную на персонального пользователя;

- развитую сеть мобильных коммуникаций с использованием высокоинтеллектуальных телефонов, смартфонов, iPODов и других современных устройств;

- высокопроизводительную фото - и видеоцифровую технику, включая устройства микрофотокопирования и сканирования;

- ридеры для чтения электронных книг с высокоразрешающими и высокоскоростными свойствами;

- высокоемкостные средства накопления и хранения информации, включая электронные архивы;

- единую коммуникационную среду взаимодействия, технологической совместимости и функциональных приложений (Интернет)…". [129, C. 25] Эти технологические решения по-разному реализуются в сфере специальных библиотек.

На современном этапе своего развития библиотеки создают, приобретают и используют в обслуживании электронные информационные ресурсы. Очевидно, что в связи с этим существенно изменяются роль и функции библиотек как основного источника хранения и распространения информации.

Библиотеки наращивают электронные ресурсы, внедряя их во все направления своей работы, и становятся информационно-библиотечными центрами с современным контентом и инфраструктурой.

Подчеркнем, что развитие сферы искусства в России требует организованного на современном уровне специализированного информационного обеспечения, интенсивного использования существующих информационных ресурсов и создания на качественно новом уровне библиографического обслуживания пользователей.

Информационная составляющая, как известно, лежит в основе библиотечного дела: информационное раскрытие фондов, справочно - информационное обслуживание, доступ к профессиональной информации через библиотеки – это только некоторые задачи, стоящие перед библиотеками. Библиотеки и предоставляемые ими услуги эволюционируют под действием новых информационных требований, средств массовой информации, новой культурной сферы и экономической действительности.

Специалистами доказано, что библиотеки перестают быть традиционными книгохранилищами, ресурсы и возможности библиотек существенно изменились. [6, 7, 8, 34, 43, 45, 49, 59, 66, 67, 111, 127, 128] Функции библиотек расширяются, соединение инновационных процессов с традиционными дает новый, отвечающий современным требованиям, результат.

Кардинально изменяется информационно – библиографическое обслуживание, с эволюцией информационных технологий меняется содержание читательских требований, заказов, меняется сам характер запросов читателей. Появляются их новые формы: в частности, онлайн служба "Спроси библиографа", в функции которой входит справочное обслуживание пользователей через интернет, письменные запросы по электронной почте. С развитием новых направлений в искусстве разнообразие тематических запросов расширяется. При сегодняшних исследовательских, творческих, художественных задачах читатель не удовлетворяется справочной информацией, ему необходимо получать полные тексты документов и изображений в электронном виде. В библиотеках идет постоянное развитие форм и возможностей информационно-библиографического обслуживания. В ходе модернизации и развития цифровых ресурсов перед специальными библиотеками стоит вопрос об оснащении поисковыми системами, которые позволят отвечать на политематические запросы пользователя.

Развитие библиотечных услуг, реализуемых в интернет - среде, направлено на их расширение, введение новых форм обратной связи с пользователем, персонификацию. Все это - составляющие технологии веб 2.0. РГБИ начала формировать эту технологию для своих пользователей.

РГБИ с 2015 г. внедрила новый платный сервис на сайте библиотеки – "Интернет – услуги".

В рамках интернет-обслуживания специалистами библиотеки выделены наиболее спрашиваемые услуги читателями. Это тематическое обслуживание в отделе научной информации и абонементе, заказ оцифровки фрагментов изданий и тематическое обслуживание, включая получение электронных копий листового материала из ЭК комплексного отдела иллюстративных материалов.

В рамках обслуживания читатель, зарегистрировавшись в разделе "Интернет услуги", получает доступ в свой личный кабинет, где представлена возможность выбора услуги и ее заказ. Оплата услуги реализуется сервисами интернет-оплаты, принятыми в России. Посредством такого сервиса удаленным пользователям предоставляется высококвалифицированное информационно-библиографическое обслуживание. Сервис предназначен для специалистов, для учащихся профильных учреждений и для пользователей, занимающихся самообразованием.

Возможности удаленного обслуживания пользователей необходимо внедрить в Национальной информационной системе сферы искусств. Предлагается использовать наработанные механизмы в РГБИ для их реализации в национальной системе.

Важнейшими критериями для пользователей библиотек являются удобство, полнота полученной информации и минимальное время, необходимое для доступа к информационным ресурсам.

Автор считает, что стратегической целью специальных библиотек по искусству в цифровую эпоху является оптимальное по качеству обслуживание читателей в сфере искусства и культуры. Как следствие, - специфика библиотеки и особенности обслуживания читателей определяют профиль формирования фондов и информационных ресурсов.

Для использования накопленных традиционных ресурсов, сохранения справочных и информационных возможностей и их обогащения при создании тематических цифровых ресурсов стоит задача преемственности.

Библиотеки по искусству, активно участвуя в формировании российских электронных информационных ресурсов, проходят все характерные этапы развития современных библиотек: от создания электронных каталогов до разработки специализированных баз данных и тематических полнотекстовых ресурсов.

Но упоминавшиеся выше различия в технической оснащенности, возможностях финансирования, управления библиотеками такого типа определили неравномерность внедрения цифровых ресурсов в информационное обеспечение библиотек по искусству. Характерной национальной особенностью является то, что в наших музеях, как правило, развитие тематических баз данных и полнотекстовых ресурсов часто ведется не библиотеками, а подразделениями, ответственными за внедрение информационных технологий. Это наблюдается в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Это не является правильным решением, и дезинтегрирует процессы автоматизации и создания информационных ресурсов. В выборе проблематики, методологии создания ресурсов приводит к обособленным решениям с недостаточным участием библиотекарей.

Порталы и системы сферы искусства в интернет-пространстве

Для создания Национальной информационной системы сферы искусств необходимо рассмотреть основные порталы и системы в интернет – пространстве, предоставляющие информационные ресурсы в сфере искусства, которые должны входить в общий контент НАИСИ.

В России в последние годы активно развивается создание таких ресурсов в сфере культуры. Большую работу ведут библиотеки, музеи и исследовательские институты, они создают базы данных оцифрованных коллекций, навигационные системы по своим фондам, предоставляя уникальную информацию исследователям, педагогам, студентам и широкому кругу пользователей.

Примером актуального ресурса общеобразовательного характера может служить портал Культура.рф (http://www.culture.ru/). На рисунке 10 показана основная навигация по наиболее популярным разделам портала.

Проект начал работать в конце 2012 г. На портале представлена информация о различных учреждениях культуры, мероприятиях культурного значения в Москве и регионах, можно посмотреть виртуальные экскурсии по музеям и туры по достопримечательностям страны, информацию об объектах культурного наследия России. Возможен просмотр спектаклей ведущих театров страны и анимационные и документальные фильмы, можно прослушать лекции и мастер-классы деятелей культуры и искусства. На портале размещено более 1390 фильмов, 650 видеоверсий спектаклей, около 900 научно-популярных лекций. Ресурс поддерживается Министерством культурой Российской Федерации. По словам заместителя директора Управления делами Министерства культуры В.В. Ванькова на Международном культурном форуме в 2015 г. число пользователей портала в 2016 г. должно было увеличится до 6 миллионов человек. На октябрь 2017 г. ежемесячная аудитория проекта — 1 900 000 пользователей (по данным Similarweb).1

Однако этот ресурс в первую очередь направлен на популяризацию культурного наследия и не дает той полноты охвата и разнообразия информации, которая необходима исследователям в сфере искусства, прежде всего статистики, научных описаний документов из фондов организаций культуры и других сведений.

Один из имеющих кардинальное значение проектов, реализуемых при поддержке Министерства культуры России, является проект "Национальная электронная библиотека" (НЭБ). Однако наполнение портала НЭБ оцифрованными материалами сферы искусства находится только на начальном этапе. На данный момент не предполагается включение специальных материалов по искусству, таких как рекламы, меню, афиши и т.д. На сегодняшний день НЭБ не удовлетворяет задачам научной работы по искусству, вследствие ограниченности охвата, случайности и неотработанности представления тематических данных. Всего лишь 0,3 % составляют цифровые копии документов по тематике "искусство, искусствознание" от всех цифровых копий в НЭБ. Однако автор исследования полагает, что тесное сотрудничество и интеграция с НЭБ, как системой, имеющей статус национальной, будет взаимно стимулировать развитие НАИСИ и НЭБ.

Другой фундаментальный ресурс, который курируется Министерством культуры Российской Федерации – это Федеральная Государственная информационная система "Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации". (http://www.goskatalog.ru/site) (рисунок 11).

Проект разработан в соответствии с Приказом Минкультуры Российской Федерации от 4 октября 2011 г. № 960 "О порядке и сроках ввода в эксплуатацию Федеральной государственной информационной системы "Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации".

Данная информационная система обобщает основные сведения о музейных предметах и музейных коллекциях, хранящихся в музеях России. Она имеет возможность поиска и работы с информацией о музеях и музейных предметах и коллекциях Музейного фонда Российской Федерации.

Это новаторский проект, где на профессиональном уровне представляется информация о музейных предметах. Целевой аудиторией проекта являются, в первую очередь, специалисты музейного дела и смежных областей, а также владельцы музейных предметов и музейных коллекций и граждане нашей страны и за рубежом, интересующиеся музейным направлением.

Основная цель данного ресурса – это сохранение музейных предметов и коллекций, как национального культурного достояния страны, обеспечение юридической защиты и физической безопасности предметов музейного фонда, и первостепенной задачей является учет музейных предметов и музейных коллекций федерального и регионального значения. В данной информационной системе, исходя из задач, не до конца проработаны технологии интеграции музейных информационных ресурсов и вовлечения их в мировой культурный процесс на основе общепринятых стандартов описания артефактов.

Ярким примером формирования корпоративного ресурса в библиотечной сфере отмечают, что в данной электронной библиотеке направление "искусство, искусствознание" представлено очень узко и не содержит необходимую информацию для исследователей в этой сфере.

Одним из первых информационных порталов в музейной сфере является интернет-ресурс "Музеи России" (http://www.museum.ru). Ресурс организован в 1996 году как навигатор по музеям страны. Ресурс не преследует исследовательских целей, не решает задач научного изучения культурного наследия, хранящего в музеях страны.

На данный момент миссией и задачами портала являются пропаганда знаний о культурном наследии России и создание механизмов коммуникации специалистов отрасли, стандартизации описания источников. В интернет-пространстве это один из наиболее полных кумулятивных ресурсов по музеям страны. Статистические данные портала "Музеи России" на конец 2017 г. представлены в таблице 3 [114].

Задачи и этапы развития информационных ресурсов в РГБИ

Развитие современного информационного обеспечения учреждения культуры невозможно без создания системы информационных ресурсов, концепции внедрения информационных технологий во все направления деятельности, программы информатизации.

Основные задачи, которые, как правило, необходимо решать специалистам в процессе информатизации библиотек это:

1. Выбор автоматизированной библиотечно-информационной системы и автоматизация основных процессов обработки документов и учета читателей.

2. Создание электронного каталога на весь фонд библиотеки.

3. Формирование электронных информационных ресурсов, путем создания тематических баз данных, включая полнотекстовые.

4. Использование приобретенных тематических БД сторонних организаций.

5. Работа в корпоративных проектах по формированию информационных ресурсов отрасли.

6. Формирование электронной библиотеки.

7. Предоставление всем читателям возможности информационного обслуживания семь дней в неделю, двадцать четыре часа в сутки.

8. Внедрение автоматизированной книговыдачи и учета документов.

9. Создание личных кабинетов для читателей на сайте библиотеки для удаленной индивидуальной работы со всеми информационными ресурсами библиотеки.

10. Организация единой точки доступа ко всем электронным ресурсам библиотеки и объединенной навигации по ним.

Учитывая, что основой контента НАИСИ должны стать информационные ресурсы РГБИ, рассмотрим более подробно их формирование.

Приступая к внедрению информационных технологий в РГБИ, ее специалисты осознавали необходимость создания программы информатизации РГБИ. В программе были сформулированы основные задачи развития автоматизации и информационных ресурсов и намечены пути их решения. Осуществляя эти задачи, РГБИ учитывала зарубежный опыт и продвижение в этой области отечественных библиотек и музеев.

В 90-х годах началась формироваться новая государственная политика в области библиотечного дела, одним из основных направлений которой является развитие информационно-библиотечных ресурсов.

С 1998 г. ведется работа над проектом "Создание общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ".

Первый этап развития этой сети определялся документом "Программа сети ЛИБНЕТ. 1998-2001". В рамках этого проекта основными задачами были -создание системы корпоративной каталогизации и Сводного каталога библиотек России (СКБР). Для их решения особое значение приобретала организация службы развития национальных коммуникативных форматов библиографических данных RUSMARC.

Второй этап развития проекта определялся документом "Концепция развития Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ (2002-2005)". Это был период интенсивного развития автоматизации в федеральных и центральных региональных библиотеках, активизации автоматизации муниципальных библиотек. Появились первые автоматизированные информационно-библиотечные системы, которые полностью поддерживали систему национальных форматов RUSMARC. Кроме СКБР, создавались и другие системы коллективного доступа к каталогам отечественных и зарубежных библиотек (Российский сводный каталог научно-технической литературы, новый этап развития старейшей корпоративной системы страны, ресурсная база консорциума "АРБИКОН", Новосибирская библиотечная сеть, сети медицинских и сельскохозяйственных библиотек и ряд других).

Внедрение форматов RUSMARC, участие в СКБР стали теми импульсами, которые повлияли на развитие информатизации в РГБИ.

Первые работы в этом направлении начались еще в начале 90-х гг. На начальном этапе была поставлена задача формирования электронного каталога на основной фонд библиотеки и создание базы данных статей из периодических изданий с аналитической росписью. Масштабная автоматизация началась в 1998 г.

С развитием и внедрением информационных технологий в информационно-библиотечную деятельность существенно возрастает роль АБИС. АБИС аккумулирует все технологические процессы в современной библиотеке, является основой для создания комфортной библиотечно – информационной среды. При выборе подходящей АБИС для РГБИ актуальными были задачи конвертирование записей из устаревшей АБИС в новую и удобство работы со Сводным каталогом библиотек России (СКБР). В 2002 г. библиотека стала участницей Сводного каталога библиотек России и получила возможность заимствовать записи в формате RUSMARC из СКБР, что значительно упростило и ускорило процесс обработки изданий, в первую очередь, их каталогизацию. Работа велась в рамках программы Либнет, в результате реализовалась задача корпоративной каталогизации. Развивая и совершенствуя библиографический уровень специалистов библиотеки, с 2004 г. РГБИ стала предоставлять свои библиографические записи в СКБР.

Для успешной работы с библиографическими записями СКБР и удобства предметизации в библиотеке было принято решение перехода на АБИС "ОРАС – Global". Это интегрированная информационно-библиотечная система, ориентированная на веб-технологии. Она поддерживает высокую скорость обработки транзакций (например, свыше 150 тыс. транзакций в секунду), имеет возможность управления данными. [14] Система способна обеспечивать одновременный доступ тысяч пользователей. Клиент - серверная архитектура АБИС позволяет осуществлять современные концепции обработки данных:

открытость системы,

надежность,

гибкость,

масштабируемость,

наращиваемость функций,

доступность данных,

мобильность,

преемственность,

единый образ системы.

В АБИС на момент установки в РГБИ были автоматизированы наиболее важные производственные библиотечные процессы: "Регистрация читателей", "Комплектование", "Каталогизация и предметизация", "Поиск по ЭК и БД", а также работа онлайн в СКБР. Первостепенным значением являлось возможность работы с библиографическими записями в формате RUSMARC.

В дальнейшем, к 2007 г., РГБИ конвертировала все записи карточного алфавитного каталога в формат RUSMARC и добавила эти записи в ЭК, и таким образом ЭК стал отражать основной фонд библиотеки.

РГБИ как федеральная специальная библиотека искусств занимается формированием БД на основе своих фондов. В последующие годы библиотека продолжила работу по внедрению форматов RUSMARC в описание различных видов источников в АБИС: электронные ресурсы, микрофиши, видеодокументы, изодокументы, в соответствии со специализацией фондов.

Особо необходимо отметить создание библиографических записей на иконографический материал в формате RUSMARC.