Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Уну и поиски самобытной модели государственного развития Бирмы Дарченков, Дмитрий Владимирович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дарченков, Дмитрий Владимирович. Уну и поиски самобытной модели государственного развития Бирмы : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Москва, 1997.- 24 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что ее раскрытие дает ясное представление о механизмах и особенностях реформаторской деятельности в бирманских политико- и социокультурных реалиях. Работа освещает

проблемы реинтерпретации традиционной культурой заимствованных на Западе ценностей: идей демократии, выборного представительства, демократических прав и свобод, рыночной экономики, федерализма и т.п.

Автор акцентирует внимание на том, что делает новые ценности "своими" для общества, обеспечивает возможность их усвоения и сохранения в социальной памяти. В конце 80-х годов борьба против авторитарного военно-бюрократического режима велась под лозунгами, впервые включенными в политическую культуру и идеологию бирманского общества и опробованными в исторических реалиях Бирмы в период правления У Ну, в рамках становления независимого государства и предложенной его лидером модели развития страны. Более того, многие положения плана модернизации, осуществляемой сегодня военными, так или иначе соотносятся с уникальным опытом послевоенной модернизации, вынуждены его учитывать и высвечивают вопросы, во многом сходные с возникавшими и решавшимися в то время. Поэтому исследование этого опыта может и должно дать ключ к адекватному пониманию сути и перспектив политических и социальных процессов в современной Бирме.

Данное исследование вполне согласуется с тематикой происходящих ныне научных дискуссий по глобальным проблемам политического развития, в которых все возрастающее внимание уделяется новейшей истории и перспективам развития стран Южной н Юго-Восточной Азии. Видное место в дискуссиях принадлежит осмыслению предложенных лидерами этих стран своеобразных концепций государственного строительства, в частности, идей "азиатских ценностей", "азиатской демократии" и т.п., выступающих в качестве альтернативных западным моделям развития. Период правления У Ну стал ярким примером поисков самобытного государственного устройства. Без преувеличения можно говорить, что от понимания своеобразия общественно-политической эволюции азиатских

стран, в том числе и Бирмы, которая географически принадлежит к этому региону и явно тяготеет к экономической и политической интеграции с другими его странами, зависят успешное разрешение глобальных проблем, ход и характер межкультурного взаимодействия и международного сотрудничества.

Научная новизна диссертации состоит в том, что автором предпринята попытка целенаправленного исследования модели государственного развития, которая до сих пор получила лишь фрагментарное отражение в работах по послевоенной истории Бирмы. Вопросы ставятся с учетом последних культурно-политических и социальных изменений в стране. Большое внимание уделяется использованию при анализе новейших теоретических разработок отечественных и зарубежных востоковедов.

Автор подходит нестандартно к исследованию основных вопросов диссертации. Становление государственных институтов и сопровождавшая его трансформация общественных структур рассматривается как процесс воплощения в бирманских культурных реалиях новой политической идеологии и модели развития. Последняя строится в основном на анализе взглядов и практической деятельности конкретного человека - премьер-министра послевоенной Бирмы У Ну. Исторические события рассматриваются сквозь призму механизмов и результатов взаимодействия базовых и реформаторских культурных установок, с учетом соотношения элементов преемственности и изменчивости в по-литкультуре и социальной памяти бирманского общества.

Научная новизна обеспечивается также широким использованием первоисточников и материалов исследований, ряд из которых впервые вводится в научный оборот.

Основной задачей диссертации является попытка дать обоснованные ответы на следующие важные вопросы: * каковы истоки и суть программы, идеология и механизмы политических и социально-экономических преобразований, предложенных У Ну в качестве альтернативы дис-

кредитировавшему себя колониальному варианту реформ;

на основе каких функциональных элементов традиционной политкультуры стала возможной легитимация реформаторских установок в традиционном обществе;

насколько органичным оказался вариант модернизации традиционных структур, осуществлявшийся У Ну, в чем причины его успехов и неудач;

что позволяет говорить о собственном пути развития для Бирмы, в каких характерных формах проявилась специфика и самобытность независимого бирманского государства.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что она представляет собой попытку, опираясь на последние теоретические разработки и с учетом современных событий в стране, дать новое прочтение темы становления бирманской самобытной государственности.

Материалы и выводы диссертации дают возможность прогнозировать ход и результаты современных процессов во многих их аспектах, помогают глубже уяснить взгляды представителей современной бирманской оппозиции, суть и перспективы предлагаемых ими моделей развития. Поэтому они могут быть полезны в работе государственных учреждений, которые занимаются исследованиями текущей бирманской политики, разрабатывают стратегию внешнеполитического сотрудничества Российской Федерации со странами Юго-Восточной Азии.

Диссертация содержит характерные иллюстрации для ведущихся теперь дискуссий о самобытности развития стран "третьего" мира, и вполне может быть использована в учебном процессе в Дипломатической академии МИД РФ, МГИМО МИД РФ, ИСАА МГУ, в научных разработках по азиатской тематике.

Автор диссертации большое внимание уделяет четкому определению теоретической и методологической основы своего исследования. Во введении подробно оговари-

ваются стержневые понятия, используемые в работе: политическая и социальная культура, традиционный и реформа-ционный культурный комплексы, социорелигиозная программа, модель развития, модернизация. Обозначаются связи между понятиями категориального аппарата, определяйся отношение к существующим общетеоретическим подходам.

Метод исследования можно определить, как системный анализ процесса модернизации восточного общества, использующий в качестве главного инструмента историко-культурологический подход.

В основу исследования были положены материалы первоисточников. Их изучение обеспечивает возможность непосредственно ощутить атмосферу и специфику исследуемых событий, в данном случае - внутреннюю логику и стилистику политического творчества. Часть первоисточников переведена автором с бирманского языка и вводится в научный оборот впервые.

Для исследования содержательной части модели развития, предложенной премьер-министром У Ну, автором используются сборники его статей и выступлений, изданные в Рангуне на английском и бирманском языках в 1948-1960 г.г. /U Nu. Towards Peace and Democracy. Rangoon, 1949; U Nu. From Peace to Stability. Rangoon, 1951; U Nu. Forward with the People. Rangoon, 1955; U Nu. Premier Reports to the People. Rangoon, 1957; UNu. Towards a Socialist State. Rangoon, 1958; U Nu. The Pyitaunsu Policy. Rangoon, 1960; У Ну. Чундодо димокрасиго какуэсаунщауями ("Мы должны защищать демократию "). Рангун, 19591.

Эти источники имеют своеобразный характер, далеко не все из содержащихся в сборниках материалов представляют равнозначный интерес. Автор стремился выделить работы, которые содержат разносторонний анализ политической ситуации в Бирме, и заявления программного характера. К таким можно отнести произведения "Лефтистское государство", "Я выбираю демократию", "Программа", "Суть

левого единства" (1948), "Роль правительственных служащих" (1949), "Религия - надежда мира", "Наша политика и программа" (1950), "Кооперативный план" (1951), "На пути к государству процветания" (1952), "Цели Бирмы", "Наша цель и внутриполитическая программа" (1953), "К социалистическому государству" (1958), "Мы должны защищать демократию" (1959), "Политика Союза" (1960).

К числу важных источников можно отнести выступления Аунг Сана, Не Вина и официальные документы периода У Ну /Аунг Сан. Бирма бросает вызов. Москва, 1965; Конституция Бирманского Союза. М., 1957; Programme of the Communist Party of Burma, 1955; The Pyidawtha Conference. Rangoon, 1952; The Report of the Technical, Agricultural and Vocational Education Committee. Rangoon, 1964; Бама пьидвин йе ачиане тоунтаче (ахма куни) ("Анализ внутреннего положения Бирмы") Рангун, 19561.

Важный материал для понимания У Ну, как личности, дает автобиография "U Nu - Saturday's Son. Memoirs of the Former Prime Minister of Burma", изданная в Лондоне в 1975 году.

Степень разработанности темы. В специальной литературе модель "демократического" развития и период становления независимого бирманского государства в целом освещены фрагментарно.

Отечественные бирманисты. будучи долгое время зажаты в рамки известного социального заказа с его непременным классовым подходом и небесспорной терминологией, были вынуждены оставлять эту тему без глубокого изучения. Тем не менее, и в такой сложной ситуации многие работы отличались взвешенными выводами, которые не устарели и по сей день. Так, фундаментальный труд В.Ф.Васильева /Васильев В.Ф. Очерки истории Бирмы: 1885-1947. М., 19621, в котором подробно рассматривается история национально-освободительного движения в Бирме и выстроен строгий ряд исторических событий, дает возможность исследовать истоки мировоззрения У Ну и начало

его деятельности в качестве политического лидера. Работа И.В.Всеволодова /Всеволодов И.В. Бирма: религия и политика (буддийская сангха и государство). М., 19781 дает интересный материал для анализа отношений между У Ну и буддийской сангхой. Работа А.Г.Гавриловой ІГаврилова А.Г. Национальный вопрос в Бирме в 1940-50-е годы. М., 19811 подробно освещает важные аспекты политики правительства У Ну в отношении этноменыиинств.

Для составления общей картины эволюции бирманской политической и социальной культуры большой интерес представляют исследования "новой волны" отечественной бирманистики: работа А.С. Агаджаняна /Агаджанян А.С. Бирма: крестьянский мир и государство. М., 19891 является примером неординарного подхода при анализе синтеза традиционного и современного на уровне крестьянского социума. Его же последние работы /Агаджанян А.С. Буддизм и власть (политическая традиция в буддизме тхеравады). "Восток", № 1, 1992 и Агаджанян А.С. Буддизм и власть в XX веке (новая жизнь политической традиции). "Восток", № 4, 19921 и особенно обобщающий их труд /Агаджанян А. С. Буддийский путь в XX веке: религиозные ценности и современная история стран тхеравады. М., 19931 смыкаются с темой предлагаемого исследования. Они предоставляют важные исторические сведения о формах бытования буддийских ценностей и институтов в обществе, материалы о практическом буддизме, собранные в результате полевых исследований, примеры, показывающие роль и функции буддийских символов в восприятии идеологии развития и практической политики.

Не могут не привлечь внимания анализ и выводы по отдельным аспектам становления бирманского государства и деятельности У Ну на посту премьер-министра, содержащиеся в работах Н.А.Листопадова: "Проблемы отношений между Мьянмой и Индией: история и современность ", М., 1995; "Общество и государство в современной Бирме". "Восток", № 3, 1995; "УНу", "Восток", № 1, 1996. Инте-

ресные свидетельства об особенностях и закономерностях культурного развития бирманского общества предоставляет исследование Е.А.Западовой ІЗападова Е.А. Бирманская прозаХХвека. М., 19921.

В зарубежной бирманистике У Ну как национальному лидеру, его деятельности и в целом процессу модернизации бирманского общества уделено внимание в работах ряда историков. На общем фоне своей основательностью выделяются труды "классика" зарубежной бирманистики Дж.Фэрниволла IFurnivall J.S. Colonial Policy and Practice. A Comparative Study. N.Y., 1956; The Governance of Modern Burma. N.Y., I960/. Работы Х.Тинкера /Tinker H. The Union of Burma. A Study of the First Years of Independence. Oxford, 19571, Дж. Кейди /Cady J.F. A History of Modern Burma. N. Y, 1958/ и ЛЛая /Pye L. W. Politics, Personality and Nation Building. Burman's Search for Identity. New Haven, 1962/, написанные на широком фактологическом материале, содержат ряд важных выводов в отношении функционирования политической системы Бирмы в первые годы независимости, в частности, подробно рассматриваются электоральный механизм, характерные черты деятельности различных политических партий, роль армии в бирманском политическом процессе, взаимовлияние традиционных и современных политических институтов общества и противоречия политкультуры. Наиболее подробным исследованием политической биографии У Ну является работа Р.Батуэлла IButwell R. U Nu of Burma. Standford, 19631. Труд представляет особую ценность тем, что при его написании были использованы не только официальные источники, но и большое количество материалов, собранных самим Батуэллом: интервью с У Ну и многими другими политическими деятелями Бирмы, личная переписка У Ну и собственные впечатления автора, находившегося в Бирме в конце 50-х г.г.

Все эти работы написаны в 1957-63 годах, следовательно, не могли учесть корректив последующих исторических событий, в частности, в постановке вопросов для ис-

следования. Кроме того, во взглядах упомянутых историков на модернизацию бирманского общества настораживает явная западоцентричность. Большинство работ, не придавая концептуального значения событиям первого десятилетия независимой Бирмы, вольно или невольно создают образ смутного времени, периода политического и экономического хаоса, наивных попыток "имитационного" развития, бесславно закончившихся установлением прочного военного режима.

Плодотворной попыткой дать целостный взгляд на эволюцию бирманской государственной системы с учетом культурных факторов является труд Р.Тэйлора /Taylor R. The State in Burma. L., 1987/, ряд общих выводов которого был крайне полезен при детальном анализе в предлагаемой диссертации. Очень интересными представляются исследования лауреата Нобелевской премии Аунг Сан Су Чжи /Aung San Suu Kyi. Freedom from Fear. L., 19911, которая проявила себя тонким знатоком бирманской культуры и психологии, и смогла показать многие скрытые от исследователя-небирманца стороны традиционной бирманской культуры. Работа главного редактора крупнейшей бирманской газеты, знатока политических процессов в послевоенной Бирме Сейн Вина ISein Win. The Split Story. Rangoon, 19591 содержит важный материал по вопросу о механизме отношений в правящей элите страны, представляет ценный взгляд "изнутри" политической кухни и достоверное обобщающее описание политических событий конца 50-х годов.

Автором диссертации использованы материалы исследований и других бирманских историков: Такин Лвин. История рабочего движения Бирмы. М., 1972; Такин Чит Маунг. Заметки о политической жизни Бирмы 1962-1971 г.г. М., 1976; Maung Htin Aung. Folk Elements in Burmese Buddhism. Rangoon, n/d; A Concise History of Myanmar and the Tatmadaw's Role (1948-1988). Rangoon, n/d; Даута Маунг Маунг. Допитхаунзу мьянманайнган пуэзиоучоупоун ("Государственный строй Бирмы "). Рангун, 1990; Тайнпи-

го лэхньотхояунсанезо у ну хнин апаунпамъя ("У Ну и компания, предавшие родину"). Рангун, 1990; 1948-1988 кухни адвин пхитан лазо мъянма тамайн ачжин хнин тамадо канда ("Краткая история Бирмы 1948-88 годов и роль армии"). Рангун, 1990-92. Будучи в большинстве своем официальными изданиями военного правительства, они тем не менее содержат важные факты и показательные заключения.

Структура диссертации обусловлена предложенной автором логикой исследования. Она состоит из введения, пяти глав и заключения.