Введение к работе
Актуальпость темы
Рубеж XVII - XVIII вв. - переломный момент в развитии европейской цивилизации. Весьма значительными были перемены и в интеллектуальной сфере. В течение второй половины XVII столетия сложился значительный интеллектуальный слой гуманитариев, опиравшийся в основном на университеты и подготовивший почву для Просвещения. Сотни имен ученых, огромная масса книг и манускриптов, - по ним можно воссоздать бурную эволюцию европейского мышления той эпохи. Ученые всех европейских стран широко общались между собой, и полемики по частным вопросам находили отклик в разных городах и университетах. Контактам ученых, помимо общего в большинстве случаев языка (латинского), способствовала и деятельность научных журналов, среди которых особенно можно выделить латинские "Акты лейпцигских эрудитов", английские "Философские трансакции Королевской Академии", французские "Журнал ученых" и принадлежащие иезуитам "Мемуары Треву", а также выходивший более столетия в разных городах Северной Италии "Журнал литераторов". При невысоком развитии специализации наук и большой распространенности этих изданий во всей Европе научные, околонаучные и моральные дискуссии привлекали неизменно интерес интеллектуалов разных стран.
В исторической науке ряда европейских стран для этой наднациональной корпорации интеллектуалов используется
определение "республика ученых . Впечатляет масштабность, многоплановость этого явления, которое охарактеризовало целую эпоху, получившую в западной историографии весьма условное название "предпросвещения"2.
По-видимому, самым оправданным на начальном этапе изучения "республики ученых" будет личностный подход, при котором можно будет найти ответ на вопросы, как приобщался человек к этому сообществу, как он формировался внутри него, кто были его предшественники, союзники и противники. В качестве подобного подхода в настоящей работе предлагается рассмотреть деятельность одного из ярких мыслителей первой половины XVIII века -неаполитанского юриста Пьетро Джанноне (1676-1748).
Биография Пьетро Джанноне на протяжении последних двух столетий вызывает неизменный интерес историков. Во многих работах предлагается несколько идеализированный образ Джанноне, действовавший в подчинении внешним обстоятельствам. Недостаточно определенной представляется аудитория его произведений, очень важная для оценки исторического значения заключенных в них идей. Более того, несогласие вызывают некоторые выводы по более частным вопросам.
1 Сам термин "res publica doctorum", взятый сегодня широко з оборот в западной историографии,
ведет свое начало из "Новой Атлантиды" Бэкона, где совокупность ученых формирует парламент
при "просвещенном" государе.
2 Это название утвердилось в европейской науке после выхода в свет книги Е. Winter.
Fruehauffiarung. Der Kampf gegen den Konfessionalismus in Mittel- und Osteuropa und deutsch -
slawische Begegnung, Berlin, 1966. До его появления (впрочем, и после) широкой популярностью
пользовались и другие определения: "кризис европейского сознания" (сформулировано П. Азаром),
"Augustan Age" (распространено более всего в англосаксонской литературе), однако эти последние
значительно менее точны.
В отечественной историографии работы, целиком посвященной неаполитанскому юристу, нет. Единственным исключением стала статья Л. С. Чиколини, исследующая частный вопрос3. Более того, в отечественной исторической науке наблюдается явный дефицит внимания к интеллектуальной истории Западной Европы рубежа XVII -XVIII вв. вообще. Цели и задачи исследования
Основной целью данной работы является определение места Джанноне в "республике ученых", а таюке его отношение к Просвещению. Посредством анализа произведений Джанноне можно также определить историческую роль особой идеологии - так называемого "юрисдикционализма" в предыстории Просвещения.
Достижение данных целей предполагает:
- реконструкцию духовной среды Неаполя - города, в котором
Пьетро Джанноне сформировался как мыслитель - во второй половине
XVII в.;
- анализ основных произведений Джанноне с точки зрения
судьбы, предназначавшейся им самим автором;
выяснение реальной печатной судьбы произведений Джанноне;
воссоздание вероятного круга "потребителей идей" Джанноне -единомышленников, читателей и т. д. и анализ их реакции на произведения Джанноне;
выяснение соотношения идей Джанноне с европейской мыслью первой половины XVIII в..
3 Чиколини Л. С. Пьетро Джанноне о церкви и государстве (к вопросу об исторических корнях раннего итальянского Просвещения). В: Культура эпохи Просвещения. М, Наука, 1993, стр. 79 - 96.
Реконструкция подробной биографии неаполитанского мыслителя не является главной целью данной работы.
Хронологические рамки работы понимаются двояко. Главный план изложения в основном охватывает конец XVII и первую половину XVIII в. - время формирования мышления Джанноне и его творческой деятельности. Материи же, представленные в ряде исторических работ Джанноне, в первую очередь - в "Гражданской истории Неаполитанского королевства" и в "Триреньо", заставляют обратиться к более отдаленным периодам, вплоть до глубокой древности. Таким образом, "время работ" Джанноне составлено из событий, присутствующих в сюжетах его произведений, и охватывает практически всю известную неаполитанскому мыслителю хронологию -от сюжетов Ветхого Завета до конца XVII века. Эта хронологическая грань разделяет в трудах Джанноне "историческое" прошлое, то есть достойное описания и изучения в исторических сочинениях, и непосредственное прошлое, воспринимаемое (в первую очередь им самим) как "прямая" предыстория реально происходившего вокруг него и вокруг его произведений.
Источниковая база исследования отличается своим объемом и многообразием. Главным источником в работе является "Гражданская история Неаполитанского королевства" П. Джанноне (1723), чью жанровую принадлежность однозначно определить затруднительно. В ней заключены черты, сближающие ее с памфлетом, историческим сочинением и даже юридической энциклопедией по истории права в Неаполе. Историческая информация, содержащаяся в этой книге, была заимствована из работ предшественников, однако сопровождалась она
самостоятельно воссозданной юридической канвой событий. Такое сочетание, с одной стороны, общедоступного и сделанного на общеизвестном материале рассказа о королях и сражениях, а с другой -"исторической энциклопедии права" в Неаполе сделало возможным построение новой исторической концепции.
Среди наших источников много сочинений "эрудитского" жанра. Это - справки монархам и магистратам по различным вопросам, выступления в рамках юрисдикционалистской полемики. Для них характерно преобладание фактурного материала, неточные и обильные цитаты; иногда они сводятся к компиляциям из предшественников, но на ценность их как источников это практически не влияет: для нас важно развитие полемики, изменение по времени тематики работ.
Главный источник мемуарного жанра - автобиография Джанноне4. От отношения к этому источнику может зависеть вся концепция целиком. Мы считаем, что ключ к ее интерпретации -смысловое ядро, связанное с пребыванием Джанноне при дворе австрийского императора Карла VI. Одиннадцать лет жизни автора (с 1723 по 1734 гг.) занимают в автобиографии больше половины объема, при том, что вся жизнь Джанноне была богата событиями. Практически автобиография - это подробнейший рассказ автора о пребывании в Вене с предысторией и послесловием.
Сохранилось множество писем Джанноне, позволяющих уточнить некоторые детали его биографии, выявить его контакты во время пребывания в Вене с неаполитанскими читателями. В нашей
работе роль их как источника сравнительно невелика. В большинстве случаев цитирование писем и некоторых других источников производится по антологии наследия Джанноне, подготовленной С. Бертелли и ставшей отправным пунктом для каждого историка, обращавшегося в течение последних 30 лет к творчеству Пьетро Джанноне5.
Другое крупное произведение Джанноне - "Триреньо" ("Троецарствие") - делится на довольно независимые друг от друга три части, составляющие его тома. Первые два тома закончены, из третьего Джанноне успел составить отравление и завершить только несколько первых глав. Существует множество списков "Триреньо"6. Один из списков "Триреньо" был опубликован в 1940 году7, но и это издание небезупречно. Отсутствует этимологический и справочный аппарат, не уточнены цитаты, более того, в ряде случаев неверно прочитана рукопись - одним словом, полноценное научное исследование этого текста затруднительно. Из списков "Триреньо" удалось однакомиться с наиболее полным венецианским8.
В нашем распоряжении в ходе работы оказались фонды Туринского Государственного Архива и Королевской Библиотеки, а также венецианской Библиотеки Марчана. Часто можно было сличить опубликованные произведения Джанноне с рукописями. Основная
4 Vita di Pietro Giannone, scritta in Savoia nel castello di Miolans da lui medesimo e continuata nella
Liguria nel castello di Ceva. Мы пользовались последней публикацией - Pietro Giannone. La vita di
Pietro Giannone. A cura di S. Bertelli. Tt. 1 - 2. Torino, Einaudi, 1977.
5 S. Bertelli. Giannoniana. Autografi, manoscritti e documenti della fortuna di Pietro Giannone. Milano -
Napoli. Ricciardi ed., 1968.
6 См. подробнее Bertelli S. Op. cit., pp. 338 - 363.
7 P. Giannone. II Triregno. A cura di A. Parente. Ban, 1940, в 3 гг..
8 Venezia, Biblioteca Nazionale Marciana, Cod. It. XI, 262 - 264 (6854 - 6856).
коллекция Туринского Государственного Архива состоит из 5 дел, в которых находится большая часть творческого наследия Пьетро Джанноне10. В 1992 году в архив поступила кипа документов, принадлежащих Джанноне или относящихся к нему, в том числе считавшееся почти два с половиной столетия безвозвратно утерянным предисловие к "Триреньо"11.
Из публикаций автобиографии Джанноне было использовано последнее издание С. Бертелли, подготовленное им для 46 тома серии "Letteratura italiana" (1970). В том же томе помещены некоторые другие неопубликованные тексты Джанноне.
Еще в 1980 году признанный авторитет в данной области профессор Джузеппе Рикуперати назвал приоритетной задачей подготовку научной публикации всех трудов Джанноне, включая "Гражданскую историю" и "Триреньо". Эта работа уже ведется: в частности, вышла в свет прекрасно подготовленная учеником Рикуперати Андреа Мерлотти публикация последнего произведения Джанноне - "Пчела хитроумная"12.
Фоном для анализа произведений Джанноне может служить масса книжной продукции эпохи. В длинном ряду библиотек Италии, Австрии и России, которыми нам удалось воспользоваться, -библиотека фонда Эйнауди в Турине и библиотека Национального общества отечественной истории в Неаполе, венецианская библиотека Марчана и Музей книги Российской Национальной библиотеки, а
9 Archivio di Stato di Torino, далее - A. S. T.
10 A. S. Т., Manoscritti Giannone, Mazzi I - V.
" A. S. Т., Manoscritti Giannone, Mazzo VI,
12 P. Giannone. L'ape ingegnosa. A cura di A. Merlotti. Roma, 1993.
также две так называемых "консервационных библиотеки" -Королевская библиотека в Турине и книжная коллекция Вольтера, хранящаяся в Российской Национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. Каждый из указанных фондов по-своему уникален и необходим для воссоздания интеллектуальных процессов XVII - XVIII вв.
Состояние научной разработки темы исследования. Вопросы, связанные с оценкой исторической роли произведений Джанноне, обсуждаются в литературе уже более 200 лет, однако о профессиональном интересе историков можно говорить только после утраты политической злободневности его идей. Определенным переломом стала дискуссия начала XX века о плагиатах в "Гражданской истории"13, после чего внимание к Джанноне со стороны ведущих специалистов уже не ослабевало. Так, Б. Кроче инкорпорировал изучение наследия Пьетро Джанноне в создание более комплексной картины истории итальянского Юга. Концепция Б. Кроче основывалась на восприятии XVII - XVIII в. в неаполитанской истории как времени глубокого упадка14. Тщательному исследованию подверглась роль испанской администрации в неаполитанской общественной жизни, и анализ творчества Джанноне в этой связи поднял его роль на государственный уровень, заставил историков впервые задуматься о роли его идей в международной политике. В
13 G. Bonacci. Saggio sull'lstoria civile del Giannone. Firenze, 1903. G. Gentile. Pietro Giannone
plagiario, e grand'uomo per equivoco. In: Societa, VII, 190+. F. Nicolini. L'"Istoria Civile" di Pietro
Giannone ed і suoi critici recenti. Appunti presentati all'Accademia Pontaniana nella tomata del 9 die.
1906. In: Atti dell'Accademia Pontaniana. V. XXXVII, ser. II - Vol. XII. Beilage zur Allgemeinen
Zeitung, 1904: n. 200 - W. Ohr. Pietro Giannone ein Plagiator; n. 222 - M. Landau. Pietro Giaimone's
Plagiate; n. 240 - W. Ohr. Nochmals Pietro Giannone's Plagiate.
14 B. Croce. La Spagna nella vita italiana durante la Rinascenza. Bari, 1917, и другие работы.
целом в рамках концепции Кроче подходил к изучению истории Юга Ф. Николини, несколько работ которого посвящены строго Джанноне15. Г. Де Руджеро уделил внимание сравнению Джанноне с Вико в панорамном произведении "Южная политическая мысль в XVIII - XIX вв."16.
В начале 50-х гг., когда итальянская историческая наука стала преодолевать исключительную политизированность и модернизацию первых послевоенных лет, выявился серьезный кризис методологических школ, доминировавших в европейской исторической науке до войны. Либеральная традиция изучения истории общественной мысли вынуждена была отступить перед новыми космополитическими идеалами, родившимися в ходе второй мировой войны.
Вышедший в 1950 году труд Л. Марини17 предлагает во многом новые решения ставших традиционными проблем. Автор сконцентрировал свое внимание прежде всего на неаполитанской составляющей истоков "джаннонизма", впервые вводя в научный обиход это понятие, обозначающее прежде всего последователей, которых нашли идеи неаполитанского мыслителя в литературе и политике. Самостоятельным субъектом истории становится сложный социальный конгломерат, позже получившего название "гражданского сословия".
15 F. Nicolini, Gli scritti е la fortona di Рійго Giannone. Ricerche bibliografiche. Ban, 1913; Pietro
Giannone. Stato e Chiesa. Ban, 1937.
16 G. De Ruggiero. II pensiero politico mertdionale nei secoli XVIII e XIX. Ban, 1922.
" L. Marini. Pietro Giannone e il giaimonismo a Napoli леї Settecento. Lo svolgimento della coscienza politica del ceto intellettuale del Regno. Ban, 1950.
Реакцией на книгу Марини была статья принадлежащего к марксистскому направлению видного итальянского историка литературы Н. Сапеньо18, в которой подчеркивалась недостаточность принятых в науке терминов для интерпретации наследия Джанноне.
Новый импульс в изучении Века Разума был сформулирован Ф. Вентури на XXXII Конгрессе по Рисорджименто19. Предложенная Вентури концепция получила наиболее полное развитие при подготовке масштабного и очень важного издания текстов и биографий большого числа представителей итальянского Просвещения20.
В 1961 году вышла в свет книга Б. Виджецци "Пьетро Джанноне реформатор и историк"21, представившая подробный анализ "Гражданской истории" и "Триреньо"; на его основе была воссоздана идейная эволюция Джанноне. На новом этапе возник вопрос об отношении Джанноне к Просвещению. Ф. Вальсекки предложил трактовку Джанноне как "просветителя без Просвещения" - ведь он не сделал решающего шага, оставшись в старых пределах адвокатского спора о законности.22 Тенденция к некоторой идеализации терминов и теоретических категорий проявилась также в книге известного историка итальянского Юга С. Мастеллоне "Политическая мысль и культурная жизнь в Неаполе во второй половине XVII в."23.
18 N. Sapegno. Giannone е la riforma religiosa. Nota sul "Triregno". In: Societa, n.l, 1951.
19 F. Venturi. La circolazione delle idee. Rapporto al XXXII Congresso del Risorgimento. In: Rassegna
storica del Risorgimento, XLI, fasc. II - III, 1954.
20 Illuministi italiani. Storia e testi. Milano - Napoli, 1958 - 1979.
21 B. Vigezzi. Pietro Giarmone riformatore e storico. Milano, 1961.
22 F. Valsecchi. L'ltalia del Settecento. Milano, 1961.
23 S. Mastellone. Pensiero politico e vita cultarale a Napoli nella seconda metk del Seicento. Messina -
Firenze, 1965.
В 1970 году вышла в свет книга ученика Ф. Вентури Дж. Рикуперати "Гражданский и религиозный опыт Пьетро Джанноне"24, целиком посвященная Джанноне и подводящая итог целого периода историографии по нашей теме. Особо тщательному анализу подверглась среда, в которой рождались идеи произведений Джанноне. Дж. Рикуперати рассматривает наследие Джанноне в рамках деистской идеологии, совмещенной с неаполитанской юридической традицией. При изучении формирования идей Джанноне историк не ограничился неаполитанской средой, утверждая тезис школы Вентури об интернациональности интеллектуального творчества в ту эпоху. Научная новизна исследования. В диссертации впервые подвергается исследованию судьба произведений Джанноне с точки зрения "истории книг", делается попытка восстановить аудиторию его произведений. Подводится итог историографической дискуссии вокруг Джанноне, изучается отражение в рамках данной темы факторов, характерных для итальянской историографии в целом. Посредством нового подхода, заключающегося в реконструкции отношений "автор - читатель" применительно к исследуемой эпохе, воссоздается значение произведений Джанноне, и в первую очередь - "Гражданской истории Неаполитанского королевства", в эволюции европейской мысли предпросвещения.
В отечественной историографии диссертация не только представляет собой первое комплексное исследование творчества Пьетро Джанноне, но и вообще является одним из первых опытов
2' G. Ricuperali. L'esperienza civile е religiosa di Pietro Giannone. Milano - Napoli, 1970.
изучения общественной мысли XVII - начала XVIII вв. в европейском контексте.
Все источники, исследованные в диссертации, представляются русскоязычному читателю впервые.
Практическое значение диссертации заключается в возможности использования содержащихся в ней материалов и выводов в учебных пособиях и лекционных курсах по новой истории Италии, истории культуры Западной Европы, а также историографии Нового Времени. Апробация работы. Диссертация выполнена во время обучения в очной асшфантуре при кафедре новой и новейшей истории стран Европы и Америки Исторического факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова. Она обсуждалась и была рекомендована к защите.