Введение к работе
Актуальность исследования.
Помимо того, что костюм является неприменным атрибутом культуры, связанный с этническими и социальными категориями функционирования человеческого общества, народный костюм является полноценным историческим источником, несущим большую информацию о различных областях человеческой деятельности особенно в условиях отсутствия письменности у изучаемых народов. В одежде отражается преемственность поколений, передача народных традиций, причем на далекие хронологические расстояния. Мода является наиболее мобильной частью материальной культуры, легче всего готовой к восприятию инноваций. Благодаря этому костюм позволяет проследить международные связи. Костюм всей своей знаковой системой несет информацию о половозрастном, социально-экономическом статусе своего владельца. Как один из видов декоративно-прикладного искусства, костюм отражает структуру социальных отношений и обший уровень развития экономики данного общества. Неся в себе и некоторую долю консерватизма, одежда сохраняет элементы традиционного костюма, нередко выполняющие роль этнического признака. Одежда - явление, тесно связанное с духовной жизнью народа, его обычаями и обрядами. Важное значение з костюме имеют его украшения, зачастую выполняющие функции амулетов и талисманов, раскрытие значений которых помогает выяснить элементы идеологических представлений. Смена моды, соотнесение этого явления во времени в той или иной этнической среде, позволяет рассматривать костюм, как датирующий материал. Одежда и ее убранство развиваются непосредственно в историческом контексте и связаны не только с экономическим и культурным уровнем изучаемого общества, но и с определенными
историческими обстоятельствами, что позволяет рассматривать среттжекознй soctwm VH-XIV в.в., как источник по истории изроаоБ Предкавказья.
К тому же, костюм народов Предкавказья формировался в сложном процессе кудьтурогенеза, протянувшегося во времени и охватившего огромную территорию от Черного до Каспийского корен. Основными составляющими феномена складывания культуры северокакказскнх народов являются традиции и инновации, в-їаішолейстгуюшие на диахрошюм и синхронном уровнях. Для эпохи средневековья, когда закладывалась основа современной материхіьной и. духовной культуры народов Предкавказья, этот . процесс лаче всего прослеживается на материалах костюма .
Таким образом, целью настоящего исследования является максимальное раскрытие зашифрованной в костюме информации, сюистельствуюшей о различных сторонах исторического развития средневекового населения Предкавказья в VH-XIVb.b.
\ В связи с этим мы ставим следующие задачи исследования:
-Костюм развивался во времени, следовательно перед нами стоит задача показать, хронологическое развитие основных форм кавказского костюма и выделить тс аспекты, которые служат надежным датирующим признаком, соотнеся их не только с археологическим матерназом, но там, гае возможно, с мотивами нартского эпоса.
-Одной из задач раскрытия аспекта костюма, как источника по истории народов Предкавказья, является соотнесение изменения костюма и развития экономического уклада средневекового общества Предкавказья и уровня развития различных ремесел и хозяйственной деятельности населения.
-Костюм в целом, как известно, подчиняется законам интернациональной моды. То же можно сказать об изменении костюма в Предкавказье в VII-X1V в.в. Выявление внешнего влияния. отразившегося в костюме той поры, стоит в соответствии с задачей установления внешних связей народов Лрсдхавказья, что выраасалось в торговых отношениях. династических брахах, военных союзах, идеологическом влиянии.
-Заимствования приживались только на определенную основу, обусловленную уровнем социально-экономического развитая, достигнугого в Прндкавказье на момент принятия инноваций. Нам
проедстоит выяснить чем обуславливалось принятие иноземной молы и почему социально-экономический аспект определял обусловленность костюма как знака-символа поло-возрастного, этнического, социального, экономического положения человека в обществе.
-Там, где определяющей формой идеологии з обществе
являлись религииозно-магические представления, декор костюма, его
украшения и аксессуары приобретали важное значение, выполняя во
многих случаях функции оберегов и неся, таким образом, в себе
информацию об идеологических аспектах. Раскрытие, по
возможности, мировоззренческой, религиозно-магнчекон.
идеологической информации, заключенной в костюме, является следующей задачей исследования.
-Культурные взаимодействия не были односторонними. Некоторые детали кавказского средневекового костюма были заимствованы другими народами. Мы ставим своей задачей рассмотреть исторические условия, которые обуславливали подобные явления. Такие свидетельства немногочисленны, ко вызывают определннный интерес в освещении костюма народов Предкавказья в историческом контексте.
-В данном исследовании нам предстоит проиллюстрировать механизм складывания культуры народов Центрального Предкавказья материалами средневекового костюма. Научная новизна диссертации.
С одной стороны, средневековый костюм исследован по различным основаниям источников: археологическим артефактам, изображениям современников в каменной пластике и фресковой росписи, письменным свидетельствам среднеяеховых авторов и нарративным сказаниям местных племен. С другой стороны, проведены этнографические параллели с культурой современных народов Предкавказья и современными культурами ирано и тюркоязычных народов, оказавших шившие на этногенетнческне и культурногенетнческие процессы в Предкавказье в период средневековья. Исследование, выполненное на стыке трех каук -археологии, этнографии и собственно истории позволило идентифицировать истерические события, повлиявшие на процесс культурогенеза народов Предкавказья на широком хронологическом отрезке времени. В предлагаемой работе ка большом фактическом
материале костюма автор впервые попытался проанализировать всю сложность и многогранность процесса взаимодействия местного, иранского и тюркского факторов в истории народов Предкавказья. В работе представлена оригинальная методика исторической интерпретации археологического источника. Реконструкции костюмов VII-XIV В.В.П03В0ЛЯЮТ не просто представить внешний облик обитателей средневекового Предкавказья, но и проиллюстрировать нарративные источники, синхронные процессу трансформации средневекового костюма. Практическая значимость работы.
Результаты исследования и собранный фактический и иллюстративный материал могут быть использованы при изучении как исторических аспектов средневековья в Предкавказье и сопредельных регионах, так и при установлении исторических параллелей в предшествующие и более поздние периоды специалистами археологами, историками и этнографами. Работа представляет интерес не только для историков-востоковедов, но и для исследователей, занимающихся теоретическими проблемами исторического развития средневековых обществ, взаимодействий различных этносов в процессе культурной трансформации и т. д., а также для специалистов-практиков музейного дела. Результаты исследования помогут при строительстве музейной экспозиции, призванной осветить историческое развитие народов средневекового Предкавказья во всем его многообразии. Методологачекий подход к костюму, как источнику по истории народов, предложенный в диссертации, может быть использован при анализе костюма любого народа в любом хронологическом отрезке времени.
Методологической основой диссертации послужила историографическая традиция, в которой создана методология исследования костюма такими выдающимися специалистами в этой области как Б.А.Куфтнн, Д.К.Зеленин. Н.И.Гаген-Торн, О.А.Сухарева, НЛЛобачева, Е.Н.Студенецкая, М.В.Горелик, САЛценко и др. Накопленный теоретический потенциал позволил с научных позиций подойти к интерпритации фактического материала по средневековому костюму народов Предкавказья, Разработанные исследователями методологические принципы позволили критически взшякуть на трансформацию собственно одезды и её убранства в хронологическом аспекте, выделить социальные, поло-возрастные,
этнические показатели средневекового костюма, объективно оценить место и роль языческого мировоззрения и христианской идеологии в культуре изучаемого средневекового общества на основании анализа используемых в костюме амулетов, использовать комплекс костюма і целом, как источник иллюстрирующий сложный процесс культурогенеза.
Хронологические рамки диссертации, ограничиваются V1J-XIV в.в. Нижняя граница хронологического периода, освещающегося в исследовании, обусловленна тем, что именно в VII веке складывается Хазарский каганат, хультура которого охватила широкую территорию, куда входило и всё Предкавказье. Именно VII в. датируются археологические находки собственно одежд.
XIII-XIV века проходят на Кавказе под знаком Золотой
Орды. Татаро-монгольское нашествие было последним крупным
внешним вторжением на Кавказ в средние века, в значительной мере
перекроившем этническую карту Северного Кавказа, изменившем
экономику, культуру и быт местных народов. После известных
походов Тамерлана в 90-х годах XIV века атасть и престиж Золотой
Орды были подорваны и на Кавказе. Таким образом, хронологически
в исследовании развитие коегюма рассматривается на протяжении
восьми веков. Нами сознательно выбран оіраничетшн отрезок
времени, чтобы извлечь максимальную информацию из
средневекового костюма, как источника по истории народов
Предкавказья, чтобы в дальнейшем перейти к установлению обших
закономерностей в форме и символике костюма предшествующих
эпох. "
Территориаиные рамки ^'следования ограничены районом Предкавказья, куда вошли западное и среднее Предкавказье. На севере территория граничит с Кумо-манычской впадиной и подножьем Большого Кавказского хребта на юге. Западную границу составляют естественное побережье Черного и Азовского морей, на востоке среднее Предкавказье граничит с Терско-Кумской низменностью, где располагается восточная часть Предкавказья. Естественные границы практически совпадают с административными и государственными границами. За Большим Кавказским хребтом находятся Грузия, Армения, Азербайджан. В юго-западном крае Прикаспийской низменности располагается Дагестан. Таким образом, в поле изучения попадает компактная территория, объединенная
культурной и исторической общностью, ще сегодня располагаются Чечни, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.