Введение к работе
Предает исследования. Цели и задачи.
Предметом исследования антора является сельская община вьетов, представлящая собой наиболее устойчивый тип общественной организации, игравшей на протяжении всей истории Вьетнама важнейшую роль в политической и социальной кизни страны.
Автор рассматривает проблему на материале кодексов общин, собранных в дельте реки Хонг (р. Красная), которая является колыбелью вьетской культуры. Подобный подход дает возможность распространить исследования и на другие районы страны - равнины Бак Бо и Чунг Бо, дельту Кыу Іонг (р.І.Іеконг), а также места обитания других народностей Вьетнама.
Рассмотрение этой темы преследует цель сделать первый шаг в изучении кодекса общинных законов, проследить их роль в жизни вьетских общин и определить их место в историческом развитии вьетского общества.
Актуальность темы.
В процессе построения нового общества перед Вьетнамом стоит актуальная задача наследовать и развивать лучшие стороны исторических традиций и духовных ценностей, накопленных народом в тысячелетней борьбе за создание и защиту вьетнамского государства.
Одним из важнейших элементов тысячелетней отечественной традиции является общинная организация вьетнамской деревни -сельские общины. Община (ланг са) - это, возможно, наш древнейший исторический институт аккумулировавший социальные и
культурные традиции народа, которые во многом нашли отражение в общинных обычаях. При некоторых основных общих моментах они несли на себе сложный отпечаток местной специфики. Круг обычаев в каждой общине был своеобразен. Не случайно сложились поговорки о своеобразии общин: "Каждая община бьет в свой колокол", "каждая община поклоняется своему святому" и т.д. В неизбежном многократном столкновении общинных обычаев и государственных узаконений последние нередко уступали общинным традициям: "Общинные обычаи побеждают королевские законы", -гласит вьетнамская пословица.
Общинные уставы играли большую роль в жизни вьетов, поэтому к их изучению часто обращаются современные исследователи Вьетнама.
Долг каждого вьетнамского обществоведа помочь правильно оценить все элементы национального наследия, способствовать тому, чтобы все прогрессивное из него было перенято и развито в ходе построения новых социальных форм.
Научная новизна работы.
В работе впервые дан научный анализ кодексов общинных законов вьетов. Изучение содержащегося в них материала является лишь первым шагом в исследовании их происхождения и сущности, теснейшим образом связанных с жизнью и развитием вьетской общины, отражавшей эти процессы.
При всем разнообразии конкретных текстов кодексов, можно выделить несколько общих моментов.характерных для большинства подобных документов.
Более того, положения своего общинного кодекса были ближе и понятнее крестьянам, нежели государственные законы. В принципе общинники жили главным образом по своим обычаям, по правилам своего кодекса.
В то же время общинный кодекс не был сводом правил противостоящих государственным законам. Его роль состояла в первую очередь в том, чтобы увязать требования государства с интересами общинников, чтобы, насколько это возможно, соблюсти интересы последних.
Практическая ценность работы.
Диссертация вносит свой вклад в исследование и оценку традиционного культурного наследия вьетских общин, веками представлявшими собой одну из основных структурных единиц вьетнамского общества. Новые материалы о кодексах общин дополнят наши знания древней и средневековой истории Вьетнама.
Обращение к этой теме внесет также определенный вклад в борьбу за преобразование старого образа жизни путем критики старых отсталых обычаев, привычек и выявления прекрасных обы- " чаев, красивых и полезных традиций.
Материалы настоящей диссертации могут быть включены в соответствующие разделы курсов по истории Вьетнама высших учебных заведений и в разделы курсов по проблемам социально-экономической и аграрной истории Азии (Индокитая) ХУШ - начала ПХ вв.
Источники и литература диссертационной работы могут быть разделены на две группы.
а) Кодексы вьетских общин как первоисточник.
Тексты интересующих нас документов - кодексов общинных законов, являются важнейшим первоисточником. До нашего времени дошли тысячи подобных документов, которые принадлежат различным общинам. Они известны как в подлинниках, так и в копиях, а также как тексты, выбитые на мемориальных досках ("ван биа"). Трудно назвать более ценные источники при изучении самых разных сторон жизни вьетской общины.
В работе над диссертацией мы использовали кодексы общинных законов из общин, расположенных в дельте реки Хонг (р.Красная) , а также в некоторых других районах в дельтах рек Ма и Лам и на срединной равнине Чунг Бо (Центральный Вьетнам).
В процессе работы над диссертацией нам удалось провести полевые исследования в некоторых типичных общинах дельты реки Хонг (Красной). Эти общины, как нам представляется, можно условно разделить на два вида. К первому относятся общины, имеющие стойкую конфуцианскую традицию, представители которых достигли определенных успехов в конкурсных экзаменах. Второй вид составляют чисто сельскохозяйственные общины. Представля-
ется, что эти два вида в сочетании отражают как общие черты, так и специфику общин данного района. К сожалению, мы не имели возможности для обстоятельного обследования многих общин, включая даже некоторых из тех, где сохранились интересующие нас кодексы.
б) Материалы, косвенно связанные с темой представленного исследования.
К ним относятся различные официальные истории Вьетнама, где можно найти многообразный фактический материал о традиционных вьегских общинах и их взаимоотношениях с феодальным государством. В этих работах содержатся сведения о происхождении некоторых общин, их эволюции, постепенном совершенствовании чиновнического аппарата, системе общественного и частного землевладения в общинах, времени появления и цели составления списков новобранцев и земельных реестров, данные о распространении конфуцианских идей и проникновении разных течений буддизма в общины, о народных верованиях, боге-хранителе некоторых общин, методах хозяйственной деятельности общин, сознании совместной ответственности в защите страны перед угрозой иностранной агрессии и т.д. В целом эти книги рисуют достаточно полную картину происходивших в стране процессов и позволяют вычленить основные проблемы развития традиционных вьетских общин. Все это служит прочной основой для исследования стоящей перед автором задачи.
Другой группой исторических источников, использованных в диссертации являются различные документы феодальной эпохи вьетнамских общин дельты реки Хонг (р. Красной) и некоторых других районов страны. Речь идет о списках новобранцев, земельных реестрах, родословных, указах о вознаграждении и т.д. Использование этих магериалов сопряжено с большими сложностями, тщательной экспертизой, анализом и проверкой полученных сведений. В то же время нельзя недооценивать значение подобного источника для изучения исследуемых нами общин.
Важнейшей базой для работы над темой являются также и многочисленные научные труды по истории Вьетнама, опубликованные преимущественно во Вьетнаме. В них разработаны основные методологические принципы исследования и содержится большой фактический материал.
На севере страны с 1954 года до настоящего времени изучение традиционных общин неуклонно расширяется. Кроме фундаментальных работ по общей истории Вьетнама - "История феодализма во Вьетнаме" (в 4 томах), написанной коллективом авторов из Ханойского университета, "История Вьетнама (1428-1858)", созданной коллективом авторов из Ханойского педагогического института, "История Вьетнама" (в 2 томах) - результата работы творческого коллектива авторов Комитета общественных наук Вьетнама и т.д., - был также опубликован ряд монографий, непосредственно посвященных вьетской общине, а также сотни статей и научных сообщений об общинах в разных аспектах - истории, этнографии, культуры, социологии и т.д. О вьетской общине защищено более 100 дипломных работ студентов исторических факультетов Ханойского университета и Ханойского педагогического института. Не обошла эту тему и вьетнамская пресса - в некоторых ежедневных и еженедельных газетах - "Ван нге" ("Литература и искусство"), "Ван хоа нге тхуат" ("Культура и искусство"), "Нонг тхон мой" ("Новая деревня") и т.д. были опубликованы статьи об образе жизни и обычаях вьетнаїлской деревни в прошлом и в настоящее время.
В прилагаемом списке литературы указано 185 использованных книг и статей, в том числе 90 на вьетнамском языке, 95 на восточных и других иностранных языках.
Апробация работы.
Диссертация обсуждена на заседании Отдела Юго-Восточной Азии Института востоковедения РАН. Некоторые ее аспекты и положения нашли отражение в статьях и других работах автора.
Предварительные выводы диссертационного исследования были оглашены в докладах на заседаниях Ханойского государственного университета в 1986 г., в Ханойском институте фольклора в 1986 г., в Ханойском институте истории в 1992 г., на научных конференциях в ИСАА при МГУ в 1993-1994 гг. По теме дис-
сертации в период I98I-I994 гг. было опубликовано 8 статей на ' вьетнамском языке.
Структура работы.
Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, примечаний, списка использованных источников и литературы, списка сокращений.