Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-политические и исторические взгляды Джонатана Свифта Пучков, Павел Андреевич

Социально-политические и исторические взгляды Джонатана Свифта
<
Социально-политические и исторические взгляды Джонатана Свифта Социально-политические и исторические взгляды Джонатана Свифта Социально-политические и исторические взгляды Джонатана Свифта Социально-политические и исторические взгляды Джонатана Свифта Социально-политические и исторические взгляды Джонатана Свифта Социально-политические и исторические взгляды Джонатана Свифта Социально-политические и исторические взгляды Джонатана Свифта Социально-политические и исторические взгляды Джонатана Свифта Социально-политические и исторические взгляды Джонатана Свифта Социально-политические и исторические взгляды Джонатана Свифта Социально-политические и исторические взгляды Джонатана Свифта Социально-политические и исторические взгляды Джонатана Свифта Социально-политические и исторические взгляды Джонатана Свифта Социально-политические и исторические взгляды Джонатана Свифта Социально-политические и исторические взгляды Джонатана Свифта
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пучков, Павел Андреевич. Социально-политические и исторические взгляды Джонатана Свифта : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Пучков Павел Андреевич; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Москва, 2011.- 286 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-7/716

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Джонатан Свифт. Биографический очерк 23

1. Детство и годы обучения (1667—1689) 23

2. Дж. Свифт и У. Темпл: годы в Мур-Парке (1689—1699) 32

3. Дж. Свифт на политической арене Англии (1700—1714) 40

4. Ирландская «ссылка» (1714—1745) 53

Глава 2. Социально-политические взгляды Дж. Свифта 61

1. Публицистические произведения вигского периода (1701—1709) 62

2. Разрыв с вигами и публицистические произведения торийского периода (1709—1714) 77

3. Ирландские памфлеты 1720-х гг 105

4. «Путешествия Гулливера» 125

Глава 3. Исторические взгляды Дж. Свифта 169

1. Исторические взгляды Дж. Свифта в художественных произведениях 170

2. Исторические взгляды Дж. Свифта в исторических трудах 196

Заключение 261

Приложение 1 269

Приложение 2 274

Список использованных источников и литературы 2

Введение к работе

Актуальность темы. Социально-политические и исторические взгляды Джонатана Свифта (1667—1745) сформировались в эпоху Просвещения, и оказали большое влияние на становление выдающихся интеллектуалов XVIII столетия. В публицистических произведениях Дж. Свифт обращался к множеству актуальных для его времени вопросов: сущность политики, роль государства в общественной жизни, роль церкви в государстве, морально-нравственные аспекты частного и общественного бытия личности. Его творческое наследие включает в себя прозу и поэзию, памфлеты и эссе, проповеди и письма, а также дневниковые записи, мемуаристику, автобиографию, исторические произведения. Степень укорененности Свифта в культуре Англии и Ирландии не подлежит сомнению. Однако его роль для других стран также огромна. Специалисты отмечают влияние Свифта на творчество таких родоначальников американской литературы как Б. Франклин (1706—1790), Дж. Дикинсон (1732—1808), Дж. Трамбулл (1750—1831), Х.Г. Брэкенридж (1748—1816), Н. Уэбстер (1758—1843)1. Свифта высоко ценил Вольтер2, но интерес к нему французских авторов не угасал и весь XIX в.: среди них выдающийся историк И. Тэн (1828—1893) , литературный и общественный деятель П. Сен Виктор (1827—1881)4. К наследию Свифта обращались не только литераторы, филологи, языковеды, философы, историки, но и кинематографисты5, художники6, музыканты7.

См.: История литературы США. М., 1997. Т. I. (Литература колониального периода и эпохи Войны за независимость. XVII—XVIII вв.). С. 416; 572; 671—672; 724; 782.

См.: Вольтер. Философские сочинения. М., 1996. С. 57.

См.: Тагпе Н. Histoire de la litterature anglaise. P., 1905. T. IV. P. 1—76.

См.: Saint-Victor, P. de. Hommes et Dieux: Etudes d'Histoire et de Literature. P., 1867. P. 501—514.

Кинематограф обратился к главному герою Свифта — Гулливеру — на самой заре своей истории: в 1902 г. французский режиссер Ж. Мельес (1861—1938) снял пер-

В исторических исследованиях распространено представление об эпохе Просвещения как стержневой для современного этапа развития Западной цивилизации. Так, знаменитый французский историк Пьер

Шоню окрестил современность «дочерью XVIII столетия» . Американский экономист Дипак Лал еще более безапелляционно заявляет: «Было бы банальностью говорить, что стержнем современности Запада является Просвещение [курсив автора]»9. В свете сегодняшних проблем, обнаживших неоднозначность ключевых понятий современности (природа государственной власти, гражданское общество, формы и принципы регулирования социального), глубокий и всесторонний анализ идейного наследия эпохи, являющейся ее истоками, представляется в высшей степени актуальным. Анализ социально-политических и исторических взглядов Дж. Свифта, стоявшего у истоков интеллектуальной традиции эпохи, позволит точнее очертить ключевые особенности социально-политической и исторической мысли Англии первой половины XVIII в.

Цель исследования заключается в выявлении социально-политических и исторических взглядов Дж. Свифта. Общая цель конкретизируется в следующих задачах исследования:

— определить идейные истоки взглядов (как личностные, так и общеисторические);

вую киноадаптацию романа — «Путешествия Гулливера в Лиллипутию и страну великанов» (Le Voyage de Gulliver a Lilliput et chez les geants).

Известный английский художник P. Редгрейв (1804—1888) использовал сюжеты «Путешествий Гулливера» в ряде работ (например, «Гулливер на столе крестьянина», 1837, Лондон, музей Виктории и Альберта).

Немецкий композитор Г.Ф. Телеман (1681—1767) написал «Сюиту Гулливера» для двух скрипок.

Шоню П. Цивилизация Просвещения. Екатеринбург, 2008. С. 10.

Лал Д. Непреднамеренные последствия. Влияние обеспеченности факторами производства, культуры и политики на долгосрочные экономические результаты. М., 2007. С. 125.

проследить становление социально-политических и исторических взглядов;

определить общие и специфические черты взглядов Дж. Свифта в рамках английского Просвещения.

Объектом исследования является Дж. Свифт как представитель общественной и исторической мысли Англии первой половины XVIII в. Предмет исследования — социально-политические и исторические взгляды Дж. Свифта.

Хронологические рамки исследования мы определили периодом 1701—1745 гг. Нижняя хронологическая граница обусловлена тем фактом, что исследователям не известны работы, опубликованные писателем ранее указанной даты (1701). Считается, что ряд произведений был написан Свифтом в период 1694—1697 гг. (например, памфлет «Сказка бочки»). Однако их обнародование произошло несколько позже (в случае с приведенным примером — 1704 г.), и нет никаких оснований утверждать, что в изначальные варианты не вносилось концептуальной авторской правки. Верхняя хронологическая граница (1745) совпадает с завершением жизненного пути сатирика.

Теоретико-методологические основы исследования составляют базисные принципы исторической науки: историзм и объективность10. При написании диссертационного исследования были использованы следующие методы: описательно-повествовательный, биографический, ретроспективный, метод терминологического анализа. В совокупности они позволяют создать целостную историческую картину, отражающую исторический процесс в развитии. Метод исторической реконструкции социально-политических и исторических взглядов Дж. Свифта

См. об этом: Смоленский Н.И. Теория и методология истории. М., 2007. С. 142— 159; 193—197.

позволяет определить истоки и характерные черты указанных воззрений, локализовать их в просвещенческом дискурсе.

Степень изученности темы. Большинство работ, посвященных Дж. Свифту, носят ярко выраженный биографический характер. Обстоятельный научный анализ творчества писателя начался только в XX в., наиболее значимые публикации относятся к послевоенному периоду. Отметим имена трех специалистов: Л. Ланда, Р. Куинтана и И. Эйрен-прейс. Профессор Принстонского университета Луис А. Ланда (1902— 1989) является автором классического труда «Свифт и Ирландская церковь»11. Построив работу на изучении широкого круга источников, он сумел определить место Свифта в организации, их взаимоотношения. Поскольку сатирик на протяжении почти полувека (1695—1745 гг., с незначительными перерывами) являлся церковнослужителем, монография Л. Ланда помогает пролить свет на важный мировоззренческий пласт. Англиканская церковь представлялась Дж. Свифту институтом, который обеспечивает стабильность государства; усиление позиций диссентер-ских церквей сатирик считал негативной тенденцией. Исследование Л. Ланды позволяет проследить истоки подобных представлений писателя, их эволюцию. Значительный вклад в изучение литературного наследия Свифта внес профессор Висконсинского университета Риккардо Б. Куинтана (1898—1987), автор ряда монографий12. Р. Куинтана обратил пристальное внимание на формирование общефилософского базиса представлений Дж. Свифта о государстве и политике, видя в нем наследника (и продолжателя) гуманистической традиции. Важные для понимания социально-политических взглядов Свифта биографические сюжеты получили в его работах анализ с новых позиций. Наконец, Ир-

11 LandaL.A. Swift and the Church of Ireland. Oxford, 1954.

Quintana R. The Mind and Art of Jonathan Swift. L., 1936; Idem. Swift: An Introduction. L., 1955; Idem. Two Augustans. John Locke. Jonathan Swift. Madison, 1978.

вин Эйренпрейс (1920—1985), профессор университета Виргинии, автор классического трехтомного труда «Свифт: человек, его работы и эпо-ха» . Меткую характеристику работе дала Э. Келли (Хоувардский университет, США): «[Эйренпрейс] отделяет Свифта исторического от Свифта легендарного»14. Обстоятельное биографическое исследование, дополненное множеством новых фактов, сочетается с глубоким анализом социополитических представлений писателя. И. Эйренпрейс проследил становление взглядов Дж. Свифта, их развитие, предметы интереса, аналитические установки, связь с историческим контекстом. Отметим, что третий том монографии был удостоен в 1984 г. престижного приза им. Г. Гауза. Скажем также несколько слов и о последнем на сегодняшний день фундаментальном исследовании о Свифте — коллективной монографии, вышедшей под эгидой кампании Кембриджского университета15. В тринадцати очерках ее авторами затронут целый ряд актуальных для нашего исследования вопросов16: политика и история, деньги и экономика в работах Дж. Свифта, ирландская составляющая творчества писателя, анализ наиболее заметных прозаических произведений («Сказка бочки», «Путешествия Гулливера»). Труд ценен обобщением сложившихся к сегодняшнему дню представлений исследователей по ключевым вопросам свифтоведения.

Отечественная традиция, и количественно и качественно, заметно уступает западной (в первую очередь, англоязычной). Стоит согласиться со словами современной исследовательницы Т.Л. Лабутиной: «Заметим, что в обширной литературе о Свифте (как у нас в стране, так и за рубе-

13 Ehrenpreisl. Swift: The Man, His Works, and the Age. L., 1962—1983. V. I—III.

14 Kelly A. Selected Bibliography: Jonathan Swift (1667—1745) II [Электронный ресурс].
URL: lynch/C 18/biblio/swift.html (дата обращения:
9.6.2009).

15 The Cambridge Companion to Jonathan Swift. Ed. by С Fox. Cambridge, 2003.

16 См. например: Oakleaf D. Politics and history II The Cambridge Companion to Jona
than Swift. Cambridge, 2003. P. 31—47.

жом) очень мало исторических трудов. Да и в имеющихся работах изучению идейно-политических взглядов Свифта отводится самое незначи-тельное место» . Первым русским биографом Дж. Свифта выступил в 1874 г. известный филолог А.Н. Веселовский (1843—1918)18, вскоре последовало издание работ В.В. Чуйко19 и В.И. Яковенко20. Работы носили биографический характер, чувствуется влияние западной традиции (английской и, в меньшей степени, французской).

В послереволюционной России интерес к творчеству Свифта оживился в 1930-е гг. В 1933 г. в только что возобновленной М. Горьким серии «Жизнь замечательных людей» вышла первая советская биогра-

фия Дж. Свифта , в которой сатирик предстал обличителем нравов буржуазного общества.

Дальнейшее развитие отечественное свифтоведение получило в 1940—1950-е гг. В этот период был защищен ряд кандидатских диссертаций: В.В. Штокмар «Произведения Свифта как исторический источник»22, А. Глауберман «Сатира Свифта»23, Е.В. Цалюк «Дж. Свифт —

обличитель господствующих классов Англии» . С изданием в 1948 г.

Лабутина Т.Л. Культура и власть в эпоху Просвещения. М., 2005. С. 173.

1 о

Веселовский А.Н. Джонатан Свифт, его характер и сатира. М., 1875. См. также: Он же. Джонатан Свифт //Веселовский А.Н. История Западно-европейских литератур. М., 1896. С. 106—113; Он же. Джонатан Свифт: жизнь и творчество // Веселовский А.Н. Этюды и характеристики. М., 1907. 3-е изд. С. 295—341. 19 Чуйко В.В. Свифт. СПб., 1881.

Яковенко В.И. Джонатан Свифт. Его жизнь и литературная деятельность. СПб., 1891. См. также переиздание: Он же. Джонатан Свифт. Его жизнь и литературная деятельность // Мильтон. Свифт. В. Скотт. Теккерей. Дж. Элиот: Биографические повествования. Челябинск, 1999. С. 87—190. 21 Дейч А., Зозуля Е. Свифт. М., 1933.

См. об этом: Семенова Е.П., Федоров СЕ. Предисловие // Штокмар В.В. История Англии в Средние века. СПб., 2005. С. 5.

Глауберман А. Сатира Свифта. Автореферат на соиск. учен, степени канд. филол. наук. Ташкент, 1950.

Цалюк Е.В. Дж. Свифт — обличитель господствующих классов Англии. Автореферат на соиск. учен, степени канд. ист. наук. Киев, 1952.

монографии Е.М. Вургафт «Сатирическая поэзия Свифта» берет начало специализация в рамках данной области, обращение к определенному кругу произведений.

Этапной работой стало художественно-биографическое повествование М.Ю. Левидова (1891—1942) «Путешествие в некоторые отдаленные страны, мысли и чувства Джонатана Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражениях», переизданное в 1964 г. (первое издание появилось еще в 1939 г., но в том же году автора репрессировали25; книга широкого резонанса не получила, хотя рецензии были26). Автор выступил с жесткой критикой всей предыдущей традиции, находя мифические и полу-мифические сюжеты, перекочевавшие из западного свифтоведения в отечественное. Несмотря на наличие ряда весьма спорных положений, выдвинутых автором (например, о характере и оценках влияния на Свифта У. Темпла), работу можно считать знаковой.

Во второй половине 1960-х — первой половине 1970-х гг. в целом сложился круг исследовательских трудов, актуальных до сих пор. Мы имеем в виду, прежде всего, работы B.C. Муравьева и И.А. Дуба-шинского.

И.А. Дубашинский (1919—2007) посвятил памфлетному творчеству Свифта отдельное исследование, проанализировав (с разной степенью глубины) такие произведения, как: «Битва книг», «Сказка бочки», «Проект укрепления религиозности и исправления нравов» и «Рассуждение о неудобстве уничтожения христианства» (оба — фрагментарно), «Бумаги Бикерстаффа», «Рассуждения о раздорах и разногласиях знати

См.: Парамонов Б. Русский европеец Михаил Левидов // [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 11.5.2009).

См. например: Казанович Е. Мих. Левидов... // Звезда. 1940. № 3—4. С. 241—243. Бобрышев В. Последнее возвращение Свифта // Знамя. 1940. № 2. С. 237—242.

и общин в Афинах и Риме», отдельные статьи «Экземинера», «Краткая характеристика его светлости графа Томаса Уортона, вице-короля Ир-

ландии», «Поведение союзников», памфлеты Ирландского цикла . Как видим, охват довольно широк. Однако, некоторые памфлеты, чрезвычайно важные для определения социополитической платформы Свифта

(например, «Общественный дух вигов» ), едва упомянуты в работе, или отсутствуют вообще (например, «Советы членам Октябрьского клуба»). В монографии «"Путешествия Гулливера" Дж. Свифта» (1969) автор проанализировал основные сюжеты романа английского сатирика29. Мысли, высказанные исследователем в статьях и двух монографиях, составили основу докторской диссертации (по филологии), защищенной в 1971 г.31

Биография Дж. Свифта, написанная крупным филологом и переводчиком B.C. Муравьевым (1939—2001), до сих пор считается одной из лучших научных работ о сатирике. Свойственное исследователю стремление к целостному восприятию творчества Дж. Свифта сыграло, на наш взгляд, двоякую роль: с одной стороны, стремление показать завершенную картину мировоззрения сатирика представляется «плюсом»; с другой, отсутствие акцента на какой-либо конкретный пласт работ писателя (религиозный, политический, морально-нравственный и т.д.) значительно усложняет понимание разносторонности Дж. Свифта. Ряд положений, выдвинутых автором, вполне соответствует сути взглядов сатирика в нашем понимании. Например, утверждение, что «Свифт отводил церкви роль необходимого элемента в своей теории равновесия сил в государст-

Дубашинский И.А. Памфлеты Свифта. Рига, 1968. 28 Там же. 121—122.

Дубашинский И.А. «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта. М., 1969. См. например: Дубашинский И.А. Рождение свифтовской сатиры // Филологические науки. Научные доклады Высшей школы. 1966. № 3. С. 45—60.

Q 1

Дубашинский И.А. Сатира Свифта. Автореферат на соиск. учен, степени д-ра фи-лол. наук. М., 1971.

ве» . Однако утверждение не получило обоснования, не был предпринят поиск причин подобного понимания Свифтом роли церковной организации. Эти и подобные им недостатки отнюдь не способствуют локализации идей Свифта в просвещенческом дискурсе, пониманию своеобразия и преемственности его воззрений. В работе «Путешествие с Гулливером» (1972) исследователь проследил развитие сюжетной линии романа, эволюцию главного героя, уделил особое внимание истории создания произведения, его идейным истокам, изданиям романа в Англии, Франции, Германии и России33.

Если оценивать работы о Свифте периода 1960—1970-х гг., то стоит отметить две важные черты: во-первых, значительную деидеоло-гизацию образа английского сатирика; во-вторых, обращение и внимательное отношение к опыту иностранных исследований (чего не наблюдалось в значительной массе работ 1930—1950-х гг.).

В 1980-х гг. наблюдался интерес к отдельным сторонам творче-

34 л

ства сатирика . Фундаментальных исследовании, посвященных социальным и политическим взглядам, не издавалось.

В последние полтора десятилетия исследование творчества Дж. Свифта, равно как и публицистическо-литературного субстрата раннего английского Просвещения, связано в основном с именем доктора исторических наук, профессора Т.Л. Лабутиной. В отдельных статьях Т.Л. Лабутиной был поднят ряд ключевых вопросов: роль У. Темпла в ста-

32Муравьев B.C. Джонатан Свифт. М., 1968. С. 124. Муравьев B.C. Путешествие с Гулливером. М., 1972.

См. например: Дантене Г.В., Титмонас А.А. Исаак Ньютон и Джонатан Свифт (Ньютон в критической рефлексии Свифта) // Вопросы истории естествознания и техники. 1988. № 3. С. 78—85; Туполева Л. Ф. Английский просветитель Дж. Свифт и Ирландия // Проблемы британской истории. М., 1984. С. 39—46; Дедусь Л.Ф. Некоторые особенности членения художественного текста у английских авторов XVIII в. (на материале романа Дж. Свифта «Приключения Гулливера»). Ашхабад, 1982; Он же. Сюжетно-компазиционное членение романа Дж. Свифта «Приключения Гулливера». Ашхабад, 1983.

новлении политической концепции Дж. Свифта ; общественно-политические взгляды сатирика36, его участие в политической борьбе37; сопоставительный анализ идей Дж. Свифта и Д. Дефо на политику и

религию .

В целом, в отечественной исследовательской литературе, посвященной Дж. Свифту, наблюдается внимание к различным сторонам жизни и деятельности писателя. Проблема социально-политических взглядов Свифта естественным образом возникала в биографических очерках и исследованиях главного произведения писателя — «Путешествий Гулливера», однако комплексного анализа, опирающегося на широкий круг источников, предпринято не было. Статьи и очерки Т.Л. Ла-бутиной можно считать первым (и самым полным на сегодняшний день) опытом конкретного исследования социополитических воззрений сатирика, но оформления в единый труд, прослеживающий становление, развитие и итог размышлений Свифта по указанному кругу проблем, они не получили. Исторические взгляды Свифта, автора двух исторических произведений, отображения в отечественной исследовательской литературе не получили.

Научная новизна исследования состоит в следующем: — определена роль церковной организации в социально-политической концепции Дж. Свифта: автор полагал церковь стержне-

Лабутина Т.Л. Свифт и Темпль: Из истории раннего английского Просвещения // Новая и новейшая история. 1994. №2. С. 184—197.

Лабутина Т.Л. Общественно-политические взгляды Дж. Свифта // Общественная мысль в контексте истории культуры. М., 2004. С. 215—237.

-in

Лабутина Т.Л. Английский литератор Свифт в политической борьбе // Актуальные проблемы всеобщей истории. Вып. 5: Личность в истории. Ростов-на-Дону, 2006. С. 110—123.

Лабутина Т.Л. «Консерватор» Свифт и «реформатор» Дефо // Вопросы истории. 1995. № 11—12. С. 39—48.

Лабутина Т.Л. Д. Дефо и Д. Свифт: два взгляда на религию // Личность, общество, культура в историческом процессе. Волгоград, 2002. С. 12—25.

вым институтом, обеспечивающим стабильность общества и государственной организации;

определены взгляды Дж. Свифта на роль гражданского общества: широкое участие различных слоев общества в политической жизни представлялось писателю необходимым условием удержания власти в определенных законом рамках; политическая пассивность, напротив, создавала благоприятные условия для тирании;

определены взгляды Дж. Свифта на развитие наук и искусств: сатирик считал, что развитие наук и искусств может оказывать положительное воздействие на развитие общества; главным условием развития наук и искусств он полагал преемственность традиций, установка на которую возможна только в нравственно здоровом обществе;

уточнены представления Дж. Свифта о ключевых понятиях эпохи Просвещения: нравственность представлялась писателю залогом успешного развития общества; уважение к законам и развитие гражданственности — ключевыми условиями как общественного, так и экономического развития страны; принцип разделения властей признавался важным условием, но не гарантией баланса сил и интересов;

определены характерные особенности исторических взглядов Дж. Свифта: беспристрастность автора, акцент на политическую историю, выявление роли личности в истории, признание определяющей роли конкретно-исторической ситуации, абсолютное превалирование описательного компонента над объяснительным.

Источники исследования могут быть подразделены на шесть групп:

1. Произведения публицистического характера. Из источников данной категории мы использовали следующие: «Рассуждения о раздорах и разногласиях знати и общин в Афинах и Риме и последствиях, которые они возымели для обоих государств» (1701); «Сказка бочки»

(1704); «Доказательство невыгодности уничтожения христианства» (1708); «Рассуждения англиканского церковника» (1708); «Проект улучшения религии и реформирования манер» (1709); «Поведение союзников» (1711); «Несколько советов членам Октябрьского клуба» (1712); «Общественный дух вигов» (1714); «Предложение о всеобщем употреблении ирландской мануфактуры» (1720); «Письма суконщика» (1724—1725); «Беглый взгляд на положение Ирландии» (1728); «Скромное предложение» (1729). (Все вышеперечисленные труды вошли в полное собрание сочинений писателя (12 т.), изданное Т. Скоттом в 1897— 1902 гг. в лондонском издательском доме George Bell & Sons40.)

  1. Роман «Путешествия Гулливера». Единственное художественное произведение Дж. Свифта в жанре романа занимает особое место в творческом наследии англо-ирландского писателя. «Путешествия...» невозможно отнести к какой-либо группе источников. В отличие от большинства произведений публицистического характера книга не была написана на злобу дня: невозможно определить информационный повод ее появления, точно указать события политической или культурной жизни страны, которыми она была вдохновлена. Количество проблем, по которым высказался автор романа, беспрецедентно, равно как и актуальность высказываний41.

  2. Исторические произведения. Данная группа источников вклю-

чает пять работ : два полновесных исторических сочинения («История последних четырех лет правления королевы Анны», «Краткая история Англии: от нашествия Цезаря до времен правления Генриха II») и заме-

4U The Prose Works of Jonathan Swift. Г., 1897—1902. V. I, III, V—VII.

«Путешествия Гулливера» цитируются по классическому переводу А.А. Франков-ского, за исключением специально оговоренных случаев, когда социокультурный контекст оригинала, на наш взгляд, в переводе искажен или потерян. Перевод осуществлен по Оксфордскому изданию романа: Swift J. Gulliver's Travels. Oxford, 2008. 42 См.: The Prose Works of Jonathan Swift. Г., 1902. V. X.

чания (Remarks) Свифта на исторические произведения других авторов: автобиографическое повествование «Воспоминания о секретной службе Дж. Маки во времена правления Вильгельма [Оранского], Анны и Георга I»; «Историю восстания и гражданской войны» лорда Кларендона; «История моего времени» шотландского епископа и историка Гилберта Барнета.

  1. Статьи в периодической печати. С октября 1710 г. по июнь 1711 г. Свифт являлся главным редактором торийского еженедельного журнала «Экземинер» (The Examiner). Под редакцией сатирика вышли №№ 14 (26 октября 1710 г.) — 46 (7 июня 1711 г.). Кроме того, перу сатирика принадлежит ряд статей в журналах «Болтун» и «Зритель»43. Все они помещены в девятый том полного собрания сочинений44.

  2. Корреспонденция. Письма сатирика представляют собой чрезвычайно ценный источник. Условно мы можем разделить их на две категории: 1) письма частного и делового характера, вошедшие в первое полное издание начала XX в.45; 2) серия из шестидесяти пяти писем, составившая произведение, получившее в литературоведении название «Дневник для Стеллы»46.

  3. Автобиография, или т.н. «Автобиографический фрагмент». Представляет собой небольшое произведение, написанное Дж. Свифтом в 1730-х гг., повествующее об истории семьи сатирика, его молодости (от третьего лица). Стоит согласиться со словами B.C. Муравьева: «он

Журнал «Болтун» (The Tatler) выходил в свет трижды в неделю с 12 апреля 1709 г. по 2 января 1711 г. под редакцией Р. Стиля. «Зритель» (The Spectator) издавался ежедневно с 1 марта 1711 г. по 6 декабря 1712 г. (всего 556 номеров; издание было возобновлено в 1714 г., в свет вышло еще 80 номеров) под редакцией Стиля и Дж. Ад-дисона и являлся правопреемником «Болтуна».

44 The Prose Works of Jonathan Swift. L., 1902. V. IX.

45 The Correspondence of Jonathan Swift. Oxford, 1963. V. I—V.

46 Swift J. Journal to Stella. Ed. by. H. Williams. Oxford, 1948. V. I—II.

[фрагмент] и до сих пор остается основным источником, где подобраны исходные факты свифтовской биографии» .

Практическая значимость исследования. Содержащийся в диссертации материал, обобщения и выводы могут быть использованы для дальнейшего изучения проблем как общеевропейского, так и английского Просвещения, отдельных сегментов этого явления (литературного, методологического и т.д.), при чтении лекций и спецкурсов по всемирной истории.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы изложены в научных статьях. Ключевые идеи были представлены на научных конференциях: «Проблемы отечественной и зарубежной истории» в Московском государственном областном университете (2007); «Студенческая молодежь Подмосковья и общественные науки» в Коломенском государственном педагогическом университете (2007).

Положения, выносимые на защиту:

Складывание социально-политических взглядов Дж. Свифта происходило в три этапа. Первый этап (1690-е — 1701) характеризуется синтезом вигских и торийских компонентов. Второй этап (1701—1714) отмечен постепенным смещением акцента в пользу торийского компонента. Третий этап (после 1714) характерен вниманием писателя к развитию гражданского общества.

Анализ публицистических произведений показывает, что первостепенную роль в политической жизни страны Дж. Свифт отводил законодательной власти и монарху, призванному выступать арбитром в случае конфликта интересов. Баланс сил между различными группами интересов (сословиями) Свифт полагал жизненно необходимым для нормального функционирования государства.

Муравьев B.C. Джонатан Свифт. С. 6.

Церковная организация занимала важное место в социально-политических конструкциях Дж. Свифта: церковь представлялась писателю стержневым государственным институтом, пронизывающим общество и гарантирующим стабильность всей системы.

Согласно представлениям Дж. Свифта гражданское общество призвано осуществлять контроль над деятельностью власти, удерживая ее в правовом поле. Действия общественных сил должны ограничиваться рамками законодательства, но в крайних случаях возможно активное сопротивление.

Для исторических представлений Дж. Свифта характерны: первостепенное внимание к политической истории Англии; выделение роли личности в истории; превалирование описательного компонента над объяснительным; стремление к беспристрастности и самоизоляции от проблемных тем; хронологический принцип организации материала; подчеркивание воспитательной функции исторической науки.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, двух приложений.

Дж. Свифт на политической арене Англии (1700—1714)

Научная новизна исследования состоит в следующем: — определена роль церковной организации в социально политической концепции Дж. Свифта: автор полагал церковь стержневым институтом, обеспечивающим стабильность общества и государственной ор ганизации; — определены взгляды Дж. Свифта на роль гражданского общества: широкое участие различных слоев общества в политической жизни представ лялось писателю необходимым условием ограничения власти в определен 17 ных законом рамках; политическая пассивность, напротив, создавала благоприятные условия для тирании; — определены взгляды Дж. Свифта на развитие наук и искусств: сатирик не отказывал наукам и искусствам Bsa) возможности развития; б) положительной" роли в жизни.общества; однако главным условие развития наук полагал преемственность традиций, установка на которую возможна только в здоровом обществе; — уточнены представления Дж. Свифта о ключевых понятиях эпохи Просвещения: нравственность представлялась писателю залогом успешного развития общества; уважение к законам и развитие гражданственности — ключевыми условиями как общественного, так и экономического развития страны; принцип разделения властей признавался важным условием, однако не гарантией баланса сил и интересов; — определены характерные особенности исторических взглядов Дж. Свифта- беспристрастность автора, акцент на политическую историю, выявление роли личности в истории, признание определяющей роли конкретно-исторической ситуации, абсолютное превалирование описательного компонента над объяснительным.

Истопники исследования могут быть подразделены на шесть групп: I. Произведения публицистического характера. Из источников данной категории мы использовали следующие: «Рассуждения о раздорах и разногласиях знати и общин в Афинах и Риме и последствиях, которые они возымели для обоих государств» (1701); «Сказка бочки» (1704); «Доказательство невыгодности уничтожения христианства» (1708); «Рассуждения англиканского церковника» (1708); «Проект улучшения религии и реформирования манер» (1709); «Поведение союзников» (1711); «Несколько советов членам Октябрьского клуба» (1712); «Общественный дух вигов» (1714); «Предложение о всеобщем употреблении ирландской мануфактуры» (1720); «Письма суконщика» (1724—1725); «Беглый взгляд на положение Ирландии» (1728); «Скромное предложение» (1729).

Все вышеперечисленные труды вошли в полное собрание сочинений писателя (12 т.), изданное Т. Скоттом в 1897—1902 гг. в лондонском издательском доме «Джордж Белл и сыновья» (George Bell & Sons): Указанные произведения вошли в тома- I, III, V—VII54. Отдельно, скажем о «Сказке бочки». Первый перевод этого произведения был сделан А.А. Франковским- и. выпущен издательством «Academia»B 1931 г. В основу перевода было поло жено пятое английское издание (1710) , в которое впервые вошли «Апология. автора» и ряд примечаний. Особый интерес представляют как-раз примечания, часть которых, была составлена Дж. Свифтом на основе критического анализа произведения, осуществленного У. Уоттоном, давним недругом сатирика, в эссе «Замечания о Сказке»56. Перевод А.А. Франковского стал классическим и до сегодняшнего дня воспроизводится во всех собраниях сочинений- Дж. Свифта57 (при анализе произведения мы будем обращаться именно к этому переводу).

Роман «Путешествия Гулливера». Единственное художественное произведение Дж. Свифта в жанре романа занимает особое место в творче ском наследии англо-ирландского писателя. Впервые увидевшая свет в 1726 г. книга с тех пор ни разу не исчезала с прилавков книжных магазинов Англии, постоянно приковывая к себе внимание читателей, критиков и исследователей. Наиболее значительное произведение Дж. Свифта невозможно отнести к какой-либо из групп источников реконструкции его воззрений. В отличие от большинства произведений публицистического характера она не была написана на злобу дня в том смысле, что невозможно определить информационный повод ее появления и точно указать события политической или культурной жизни страны, которыми она была вдохновлена. Количество проблем, по которым высказался автор романа, беспрецедентно, равно как и актуальность высказываний.

Первые переводы «Путешествий Гулливера» на русский язык появились еще в XVIII столетии, однако качественный перевод был выполнен только в 1930-х гг. упоминавшимся выше А.А. Франковским. Перевод воспроизводится во всех современных изданиях романа на русском языке. В работе «Путешествия Гулливера» цитируются по этому переводу за исключением специально оговоренных случаев, когда социокультурный контекст оригинала, на наш взгляд, в переводе искажен или потерян

Ирландская «ссылка» (1714—1745)

Резюмируя вышесказанное, заметим, что сумма факторов на всех уровнях (личностном, теоретическом, практическом) сложилась таким образом, что переход осенью 1710 г. Свифта на сторону тори выглядит неизбежным;

За годы альянса с министерством Харли—Болингброка, писательская деятельность Свифта разворачивалась в трех направлениях: 1) доказательство необходимости скорейшего заключения мирного договора в войне за Испанское наследство; 2) критика вигов; 3) укрепление единства торийского лагеря. Основное внимание публицист уделил первым двум.

Задачей первостепенной важности для нового министерства выступало решение проблемы затянувшейся европейской войны. К ее решению тори приступили едва ли не сразу же после формирования кабинета министра (лето-осень 1710 г). Среди ведущих английских публицистов начала.XVITI в. Свифт был единственным, кем располагала торийская партия (Дж. Аддисон и Р. Стиль занимали сторону вигов, а связи Р. Харли и Д. Дефо не принято было афишировать). «Это была его наиболее величественная и важная роль: представить чистый и рассудительный анализ ситуации, который возымел бы немедленный эффект в необходимой перемене мнения [о войне] как в Палате общин, так и в стране в целом»" , — считает американский литературовед Г. Дэвис. Стоит согласиться с мнением известного свифтоведа и остановиться подробнее на вопросе: какая роль в подготовке мирного соглашения была отведена Дж. Свифту?

Специалист по западноевропейской дипломатии XVII—XVIII вв. профессор Ю.В. Борисов пишет: «Первая встреча государственного секрета-ря по иностранным делам с Готье" состоялась 21 января 1711 года. Посланец из Лондона не имел при себе неофициальных бумаг, ни писем. Но он сообщил, что влиятельные люди в британской столице заинтересованы,в начале англо-французских переговоров. Среди них — Солсбери, государственный секретарь Вильгельма III Оранского, посол во Франции в 1713 году, ви-це-король,Ирландии; Харлей.—-главныйказначей; граф.ОКерсей" — маршал Англии и советник короля»" . Из приведенной выше цитаты не совсем-ПОНЯТНО о каком конкретно-госсекретаре идет речь, т.к. должности государственного секретаря по иностранным» делам (Secretaiy of State for Foreign Affairs) в период описываемых событий не существовало (она появилась только в 1782 г.). Организация внешних сношений с католическими государствами Европы входила в компетенциютосударственного секретаря по делам южных департаментов (т.е. лорда Дартмута240), так что к приведенному исследователем списку можно добавить еще одно имя. Кроме того, ведение подобных переговоров было решительно невозможно без согласия второго госсекретаря (по делам северных департаментов) — Г. Сент-Джона, виконта Бо- , лингброка, в ведении которого находились контакты с протестантскими странами Европы, и главным союзником Англии, Соединенными провинциями, в их числе.

Фигура Болингброка выступает связующим звеном между пацифистски настроенным правительством 1710 г. и Дж. Свифтом. В переговорах о мире между Англией и Францией его роль сводилась к решению двух взаимоисключающих задач. Во-первых, формирование в Англии негативного образа союзников (в первую очередь, Нидерландов), с целью доказать общественному мнению, что от продолжения войны выигрывают именно (и только) они; во-вторых, создание видимости полного взаимопонимания между Англией и Соединенными провинциями с целью показать Франции бесперспективность дальнейшего противостояния. О второй задаче госсекретарь говорил в письме Дж. Драммонду, лорду Перту (1648—1716): «...после того как Франция увидит несколько примеров доброй гармонии между Британией и Голландией, и между королевой и ее двумя палатами [парламента], я полагаю, мы услышим более мирное расположение от этой стороны»241.

Личность посланника, прибывшего в Париж в январе 1711 г. также загадочна. Известно, что миссия по заключению сепаратного мира с Францией была возложена на Мэтью Прайора (1664—1721), человека довольно хорошо известного не только в дипломатических, но и литературных кругах Англии того времени. Однако он был послан ко двору французского короля лишь в начале июля 1711 г." и чрезвычайно успешно справился со своей задачей (Утрехтский договор 1713 г. получил в Англии имя «Мир Мэтта»2 ).

Вскоре после заключения Утрехтского мирного договора (апрель 1713 г.), Свифт окончил написание сочинения, получившего позже название «Последние четыре года правления королевы Анны». Значительная часть труда посвящена именно англо-французским переговорам. Как утверждает сам автор в предисловии, он «ничего не исправлял и не добавлял, даже не корректировал стиль» . Кроме того, продолжает Свифт, «вряд ли возможно, чтобы я был ошибочно информирован [о ходе переговоров], ввиду упомянутых вы ше преимуществ [близости ко власть предержащим]»245. Несмотря на важность данного произведения, использование его для- определения, информированности Свифта о ходе: переговоров затруднительно:, написанное post factum; оно носит ярко выраженный ретроспективный характері: ИУ идентифицировать.времящолу ениялюйилиинойшнформации практическишевозможно

Ирландские памфлеты 1720-х гг

Далее мы узнаем; что этот закон-«до такой степени озлобил, население, что, по словам наших летописей;-был причиной шести восстаний, вовремя которых, один императоршотерял жизнь, а другой— корону. Мятежи эти-постоянно разжигались монархами Блефуску, а послеих подавления; изгнанники всегда:находили приют в этой; империи.. Насчитывают до одиннадцати тысяч фанатиков, которые в течение этого времени пошли на: казнь, лишь бы не разбивать яйца с острого конца. Были напечатаны сотни огромных томов- посвященных этой;полемике, но книгитупоконечников давно запрещены,- и вся: партия лишена: законом, права занимать государственные должности».

Запрет на занятие государственных должностей для; представителей негосударственной религии в Англии имел место дважды:. 1) Акт о супрема-тии (1559) требовал принесения специальной, присяги; текст которой отвергал духовнуюи церковную власть римского папы; отказ от присяги означал смещение cot всех постов; 2) Тест-Акт (1704) запрещал занимать государственные должности не-англиканам. Какой именно эпизод английской церковной истории имел в виду Свифт установить сложно. В пользу первого говорит указание на поддержку отказников со стороны извечного соперника Лиллипутии — Блефуску. Однако в Англии начиная с 1580-х гг. по отношению к отказникам использовался: специальный юридический термин: — recusants (от лат. recusare — отвергать, отказываться)357, который Свифт в описании конфликта не использовал. Вероятно, аллегория носит более широкий характер, стремясь охватить всю 150-летнюю историю религиозного конфликта: стойкость отказников напоминает об английских католиках; потерявшие голову и-трон монархи — казненного пуританами Карла I и изгнанного короля-католика Якова II; анекдотическая причина, раскола отсылает к перманентным спорам различных протестантских сект насчет второстепенных вероисповедальных вопросов и обрядовых деталях ; наконец, прообраз Блефуску — Франция — всегда с радостью принимала любых врагов английской короны, будь то католики или протестанты не титульной деноминации.

В повествовании о религиозном конфликте мы впервые встречаемся с государством Блефуску, давним и единственным соперником Лиллипутии. Единственным потому, что о каких-либо других государствах лилипутамни-чего не известно. Вероятно, прообразом Блефуску послужила Франция. Лил-липутию и Блефуску, также как Англию и Францию, разделяет небольшой пролив. При совершеннейшем неприятии языка блефускианцев и частых вооруженных конфликтах, плотность культурных и торговых контактов находится на высоком уровне, и лилипуты часто посылают в Блефуску молодых дворян. Кроме того, столица Блефуску носит то же название, что и государство. (Французская столица — Париж — находится в исторической области Иль-де-Франс, что буквально означает «остров Франция»).

Сказанного выше достаточно чтобы сделать вывод: Лиллипутия — Англия в миниатюре, «кукольный слепок» с нее . Подобное умозаключение будет верным наполовину. Адресованную англоязычному читателю сатиру логично было построить на английском материале. Р. Куинтана отмечал, что успех «Путешествий Гулливера» был предопределен, даже заранее просчи тан Свифтом160. Свифт прекрасно знал британскую публику, неплохо умел ею манипулировать (вспомним памфлет «Поведение союзников»), и понимал, что первым делом читатели будут искать «ключи» к аллегориям романа. И первая часть полностью оправдала ожидания как читателей (масса намеков и иносказаний), так и автора (книга сразу привлекла внимание публики).

Но замысел декана был намного шире: пороки, свойственные английскому обществу, не чужды, и всей Западной цивилизации. Возможно именно поэтому рассмотренным выше аллегориям недостает точности. В королевстве лилипутов мы встречаем партийность, но она носит придворный, а значит непубличный характер (Гулливер не сообщает, есть ли в Лиллипутии представительный орган наподобие английского парламента). Личные мотивы правящего монарха сыграли существенную роль не только в английской Реформации, но и в континентальном расколе. Назначение на высшие государственные должности не самых достойных кандидатов также практиковалось повсеместно.

Колоссальный успех романа в Англии привлек к нему внимание по другую сторону Ла-Манша. В 1727 г. аббат Дефонтен выполнил перевод произведения на французский язык, внеся в текст массу исправлений 62. Де фонтен полагал, что оригинальный текст не полностью соответствовал французским представлениям об изящной и содержательной литературе и известил об этом Дж. Свифта. Ответ сатирика примечателен: «Думаю, Вы со мной согласитесь: вкус у разных народов совпадает далеко не всегда, однако хороший вкус одинаков?везде, где есть люди глубокие, знающие, здравомыслящие. А потому, если книги мсье Гулливера рассчитаны лишь на жителей Британских островов, сей путешественник писателем является весьма посредственным. Одни и те -же пороки, одни и те же глупости одинаковы повсюду — во всяком случае, в цивилизованных странах Европы, и автор, что пишет лишь в расчете на свой город, провинцию, королевство или даже в расчете лишь на свой век, заслуживает быть переведенным на иностранный язык ничуть не больше, чем быть прочитанным на языке своем собствен ном»

Исторические взгляды Дж. Свифта в исторических трудах

В сочинении Свифт излагал исключительно событийную политическую» историю королевства, которая сводилась для него к деятельности монархов. Примечательно, что Свифт максимально дистанцировался от наиболее сложных и дискуссионных вопросов той исторической эпохи. Краткость изложения событий, составивших первую часть труда, исключала сколько-нибудь основательный анализ таких проблем как образование первых англосаксонских королевств, христианизация, возвышение и падение Мерсии, победа в борьбе за политическое доминирование династии королей Уэссекса, нашествия данов и включение Англии в состав империи Кнута Великого и т.д. События излагаются конспективно и лишены проблемной составляющей. Значительно более подробно Свифт излагает историю правления монархов Нормандской династии, но, что интересно, сам факт Нормандского завоевания описан в двух кратких абзацах. Свифт завершил первую часть произведения на военной победе Вильгельма Завоевателя над войском англосаксонского короля Гарольда и во второй части не вернулся к проблеме завоевания, начав ее с правления сына нормандского герцога Вильгельма II.

Нормандское завоевание Англии относится к сравнительно небольшому кругу ключевых сюжетов истории страны. В рассмотренный Свифтом период истории государства к сопоставимым по значимости темам относились разве что римское владычество (включая уход римлян из Британии), христианизация саксов и политогенез V—VII вв. Все они так или иначе упомянуты в первой части сочинения, но относятся к периоду, который Свифт не собирался подробно освещать. Нормандское завоевание — совсем другое дело. Оно открывает как раз тот период истории страны, которому посвящена основная часть исторического произведения. Уклониться от повествования об этом событии было значительно сложнее, чем написать о нем. Однако Свифт нашел возможным оставить читателей без авторских оценок столь важного события, нарушив при этом логическую связь между частями: первая часть завершается словами «Вильгельм, герцог Нормандский, стал королем Англии под именем Вильгельма Завоевателя», вторая часть открывается словами «Ко времени смерти Завоевателя»467.

Тем не менее, косвенные свидетельства, оставленные Свифтом в данном сочинении, позволяют сделать выводы относительно оценки автором данного события. Прежде всего отметим, что Нормандское завоевание предстает в качестве хронологического рубежа, что свидетельствует о понимании Свифтом важности данного события. В анализе события Свифт имел возможность опираться на несколько точек зрения. Специалисты в области историографии Нормандского завоевания Англии констатируют неоднозначность в его оценках историками и писателями (men of letters) рубежа XVII— XVIII вв. В этот период сосуществовало четыре наиболее распространенных историографических подхода. «Представители первого видели в славе и доблести нормандских рыцарей начало и залог величия Британии». Заметим, что к ним относился и У. Темпл. «Тогда же получает развитие и другая тема, присутствующая в первых хрониках. Нормандское завоевание виделось как величайшее бедствие, но причина его — нравственное падение англосаксов, деградация "национального характера"»4 9. К последователям этого направления относят Дж. Мильтона. Ряд историков отрицал сам факт завоевания470, и среди них — Г. Спелман, автор знаменитого «Glossarium Archaeologicum» (1626), или «Словаря древностей». Наконец, в начале XVIII в. получила развитие т.н. «Историография вигов». «Историки этого направления представляли англосаксонское общество состоящим из общин свободных людей, участвующих в демократических институтах и способных даже избирать и смещать королей. В их сочинениях Вильгельм Завоеватель из родоначальника британского величия превратился в тирана, уничтожившего конституцию, а англосаксы из развращенного и опустившегося народа обратились в славных предшественников вершителей Великой революции» (представитель — Э. Эльстоб). Последнее направление — наиболее новое. Отечественный исследователь датского и нормандского завоеваний Англии XI в. М.М. Горелов пишет: «В основе вигской концепции в известной степени лежала политическая конъюнктура эпохи, традиционная неприязнь либералов к сильной королевской власти и симпатия к демократическим традициям народного представительства. Собственно, основной недостаток вигской концепции и состоит в этом модернистском подходе к прошлому, базировавшемся на самом менталитете вигов, с его корнями в идеях Просвещения XVII—XVIII вв.»