Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-политическая развитие Алауитского Марокко в середине XVIII - начале XIX вв. Орлов, Владимир Викторович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Орлов, Владимир Викторович. Социально-политическая развитие Алауитского Марокко в середине XVIII - начале XIX вв. : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Москва, 1995.- 28 с.: ил.

Введение к работе

Постановка проблемы: В течение веков Магриб оставался своеобразным шоном в границах арабо-мусульманского мира. Находясь в лоне сопрнкосновмшя ропейской, ближневосточной и африканской цивилизаций, Арабский Запад сохранял мобытность в традициях, культуре и организации общества. Устойчивость основы іевкего берберского уклада в сочетании с мощным потоком внешних, влияний індала североафриканским странам столь яркий колорит, что, по сути, на рубеже >вого времени восточная и западная части арабской ойкумены жили каждая своей бешенной жизнью.

Дальний Магриб (совр. Марокко) издревле органично вписывался в общий некультурный фон Западного Средиземноморья. Накануне колониальной эпохи в ране существовала традиционная для исламского средневекового государства прпархальная общественная структура. Стабильность и консерватизм традиционных зщественных институтов Марокко прямо отразились на формировании и закреплении юйственных этой стране политических порядков. Форма правления, типы Зщественного сознания и механизмы реализации власти, сложившиеся в Дальнем Іагрибе на протяжении нового времени, заметно отличались как от классической сманской модели, так и от ее ближневосточных периферийных вариантов. Наиболее чевидной причиной такого положения дел служит тот факт, что Дальний Магриб не одвергался турецкому завоеванию и никогда не признавал даже формальной 1ВНСИМОСТИ от Порты. С другой стороны, Марокко является одной из немногих рабских стран, имеющих более чем тысячелетнюю непрерывную монархическую радицню. Столь длительное взаимодействие автохтонного соцно-культурного убсграта и новаций, привнесенных арабскими завоевателями, создало в Дальнем Іагрибе яркую н оригинальную политическую систему.

На протяжении средних веков отличительной чертой этой системы оставалось осподсгво династий, основывавших свое право на эмират принадлежностью к тому гаи иному могущественному племени. Лишь на рубеже XV -. XVI вв. появление на

политической сцене Марокко шерифских правящих кланов ознаменовало крушеш средневековой магрнбннской цивилизации и создание новой модели власті основанной на религиозном престиже потомков Пророка. Переход марокканскої престола к саадидским (XVI в.), а позже - к алауитским шерифам (середина XVII в предопределил ход политической и религиозной истории страны на последующие тр столетия.

В то же время в современной историографии сегодняшние реалии Марокк нередко изучаются в отрыве от культурного и щпшлизашюнного контекста, бе должного учета традиционной общественной практики этой самобытной страт Магриба. В этой связи обращение к социальным и политическим аспектам исторга Шерифской империи в канун колониальной эпохи представляется не толью своевременным, но и настоятельно необходимым.

Актуальность темы обусловлена стабильностью модели государственной власті в Дальнем Магрибе и редкостной адаптивностью шерифских правящих кругов * изменяющимся внешним и внутренним условиям. Устойчивость и гибкость алауитскогс государственного строя позволили исламской теократии сохранить свой авторитет я марокканском обществе не только на излете средних веков, но и в новое, а также в новейшее время.

Марокко и сегодня сохраняет монархическую форму правления, институты монархии занимают одно из важнейших мест в его государственно-правовой системе, а принадлежащая королю высшая светская и духовная власть имеет исключительно важное идеологическое значение и закреплена в конституции страны. Французский протекторат (1912-1956 гг.) ке привел к глубокой вестернизации Шерифской империи и не смог поколебать вековых устоев ее политического устройства. С 1956 г. уже независимое Марокко в полной мере возобновило султанскую (позже королевскую) властную традицию, халифскую по своей сути, но заимствовавшую внешние атрибуты западной конституционной демократии.

Изучение социальной природы и политических особенностей алауіггского государства в канун колониальной эпохи позволяет прояснить пути эволюции

марокканского общества, выявить объективное содержание концепций власти, разработанных его правителями, а также получить более полное и глубокое представление о политико-административных функциях патриархальной монархии. Указанные темы крайне значимы для комплексной характеристики современного Марокко и оценки перспектив его модернизации.

Хронологические рамки исследования ограничены второй половиной XVTO -началом ХГХ столетия, что определяется несколькими обстоятельствами. Во-первых, период 1757-1822 гг. стал своего рода кульминацией доколониальной эпохи Алауитской династии. Именно в середине XVII - начале XDC вв. произошло окончательное оформление шерифской политической практики и соответствующих структур и институтов. С другой стороны, избранный для изучения период демонстрирует единство и цельность характеристик общественного развития Дальнего Магриба. Наконец, выбор данной эпохи для исследования обусловлен тем, что уровень наших познаний о процессах этого времени явно недостаточен. Отсутствие обобщающего исследования по этому примечательному периоду объясняется тем, что он предшествовал началу колонизации Магриба и поэтому как бы "попал в тень", отбрасываемую бурными событиями в Алжире 30-х гг. ХГХ в.

Нижняя хронологическая веха исследования совпадает с завершением тридцатилетней войны сыновей султана Мулай Нсмаила за шерифский престол и воцарением Сиди Мухаммеда бен Абдаллаха (1757 г.). Начавшаяся вслед за этим событием стабилизация политической жизни Шерифской империи обозначила новый этап в ее истории и привела к существенным сдвигам во внутреннем положении страны. Вместе с тем изучение многих аспектов марокканской властной традиции потребовало обращения к историческим примерам предшествующих эпох - правления шерифской династии Саадидов (XVI - XVII вв.), средневековых магрибинских династий (VIII - XVI вв.), а также событий классической исламской истории.

Верхний хронологический рубеж отмечен ключевым событием в истории Марокко и всего Магриба - вторжением французских войск в Алжир (1830 г.) и началом колонизации Северной Африки. Открытие Марокко Европе в царствование

Мулан Абд ар-Рахмана (1822-1859 гг.) существенно изменило расстановку и соотношение социальных сил в Шерифской империи, поставило перед султанским правительством принципиально новые задачи и проблемы и дало импульс к преобразованию традиционной жизни страны.

Цель диссертационной работы состоит в том, чтобы на основе первоисточников XVTII - начала XDC в. исследовать марокканский вариант восточной деспотии, которая, очевидно, не сводится лишь к форме правления, ио вбирает в себя низовые социальные структуры и типы общественного сознании. Подобное понимание феномена деспотии на Востоке предопределяет равный интерес автора как к социальным, так и политическим аспектам марокканской истории. Они рассматриваются в тесной взаимосвязи, поскольку лишь комплексный анализ состояния Шерифской империи позволяет решить поставленные в исследовании задачи:

определить уровень развития марокканского общества в XVIII - начале ХЕС в. и дать представление о его этносоциальных и демографических характеристиках;

выявить конкретно-исторические причины, формы и динамику массовых миграций населения в указанный период, а также показать их социальные, экономические и политические последствия для страны;

установить характер общественной структуры Шерифской империи на основе имеющихся данных о сословно-статусном делении марокканского общества;

изучить развитие городской традиции Марокко XVIII - начала XIX столетий, оценить уровень урбанизация страны, уточнить место города в культурной и политической жизни, а также выяснить специфические для Дальнего Магриба черты взаимоотношений города и деревни;

проанализировать соотношение светского и духовного компонентов в шерифской концепции власти и сопоставить полученные результаты с классическими мусульманскими представленнями, а также с региональными властными моделями, сложившимися на Ближнем Востоке в средние века;

выделить методы н приемы легитимации власти, использованные шерифскими династиями и сравнить их со средневековыми традициями в этой сфере;

дать оценку степени развитости государственных институтов в Марокко, а также состояния их ресурсной базы; исследовать состав и устройство центрального административного аппарата империи, проследить тенденции его развития со средних веков, отразить специфику правительственной службы и рекрутирования чиновничества;

рассмотреть функции и задачи шерифской армии, вскрыть цели и методы ее реформированная в XVIII - начале ХЕС столетия и обозначить ее роль во внутренней жизни Марокко в канун колониальной эпохи.

В диссертации намеренно уделяется большее внимание общественно-политическим аспектам шерифской истории в связи с тем, что вопрос о международном положении Марокко и его экономическом развитии в XVIII - начале XIX вв. с достаточной полнотой исследован в отечественной и зарубежной историографии. Вне рамок данной работы также сознательно оставлены вопросы, касающиеся развития марокканского ислама, государственного мусульманского реформаторства и суфийского обновления в предколониаяьный период. В силу своей значимости, малоизученкосгн и внушительной источниковой базы исламское реформаторство XVIII в. представляется самостоятельной перспективной проблемой.

Научная новизна и оригинальность диссертации состоит в том, что - она представляет собой первое в отечественной и зарубежной историографии обобщающее исследование социально-политического развития Марокко во второй половине XVIII -начале ХГХ вв. В работе рассматривается малоизученный комплекс проблем, касающихся социальной и духовной основ шерифской верховной власти. Эта тема до сих пор не получила должного освещения в мировом востоковедении, а в отечественном - не рассматривалась вовсе. Работа написана на основании широкого круга источников, немалая часть которьи впервые вводится в научный оборот или же они слабо изучены в отечественном магрибоведении.

Автор рассматривает данную диссертацию как первую попытку полномасштабного изучения деспотнйиых структур XVIII в. на магрибинском материале и предполагает, что выводы, полученные в настоящей работе, могут

способствовать более глубокому осмыслению роли государства в традиционных арабо мусульманских обществах. Последнее представляется немаловажным в свел продолжающейся дискуссии о феномене восточного деспотизма и его социально-политических основаниях.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее теоретические положения, а также сделанные в ней оценки и выводы могут быть привлечены для дальнейшего исследования исторической эволюции Марокко и стран Магриба или использованы при напнсанни общих работ по историк арабского мира. В то же время содержащийся в диссертации фактический и документальный материал может найти применение в разработке учебных курсов, программ н пособий для изучающих соответствующий период истории Арабского Востока. Отдельные разделы работы были использованы автором при чтении лекций в курсе "История арабских стран в новое время" для студентов Института стран Азии и Африки при МГУ.

Методологические основы диссертации потребовали тщательной проработки в связи с малокзученностью марокканской проблематики. Теоретическим основанием исследования послужил диалектико-материалистический подход; метод исследования состоит в:

реконструкции по историческим источникам событийной канвы марокканской истории XVIII - начала ХГХ вв.;

аналитическом рассмотрении ситуации в Дальнем Магрибе в ее социальном, политическом и отчасти духовном аспектах;

сравнительном сопоставлении форм государственных и политических институтов, а также характера общественной жизни в Марокко и на Арабском Востоке.

Работы, ставшие общетеоретической базой диссертации, можно разделить на две группы. Первую их этих групп составляют исследования отечественных ученых, разрабатывавших философские и методологические основы исторической науки. Изыскания в этом направлении в первую очередь связаны с именами М.А.Барга и Б.Ф.Поришева. Другую группу работ, образовавших теоретическую основу диссертации, составили труды отечественных востоковедов, в которых содержатся как

общие положения, так и конкретные оценки, относящиеся к ближневосточному региону
и странам Северней Африки. Первостепенная значимость в формировании
методологического подхода автора к исследованию принадлежит фундаментальным
трудам российских арабистов и тюркологов Ф.М.Ацамба, О.Г.Большакова,
М.Ф.Видясовой, Н.А.Иванова, Р.ГЛанды, В.БЛуцкого, М.С.Мейера,

И. М.Смилянской.

Отдельно следует упомянуть работы, в которых поставлены проблеиы концепций власти в арабо-мусульманском мире. Это, прежде всего, классические статьи акад. В.В.Бартольда, содержащие всеобъемлющий научный анализ представлений о государственной власти в Халифате. Дальнейшее углубление и развитие этой актуальной проблематики было дано в трудах М.Б.Пиотровского, ИЛ.Фадеевой и С.АКаминского. На теоретическую ориентацию диссертанта в немалой степени повлияла развернутая в последние годы дискуссия о сущности феномена деспотизма на Востоке. Результаты научной полемики по этому вопросу нашли отражение в публикациях Л.С.Васильева, Н.А.Иванова, К.З.Ашрафян, С.Ф.Орешковой и других отечественных специалистов.

При изучении социальных и политических реалий Дальнего Магриба важными ориентирами служили положения и концепции, содержащиеся в исследованиях российских мароккаиистов Н.Н.Дьякова, Н.С.Лудкой, З.А.Ментешашвили, а также в монографиях отечественных ученых (М.Ф.Видясовой, Н.А.Иванова, Р.Г.Ланды, В.В.Матвеева), посвященных общемагрибинской проблематике. При анализе общественных процессов и явлений в Марокко XVIII - начала ХГХ вв. автор руководствовался сформулированными в этих работах принципами конкретно-исторического подхода к специфике Арабского Запада.

Источники, изученные при подготовке диссертации, подразделяются на шесть групп.

Первую группу представляют марокканские летописи. Они принадлежат авторам позднего средневековья (Хасан ал-Уаззан (Лев Африканский), современникам событий изучаемого периода (Абу-ль-Касим аз-Зайани, Мухам мад Акенсус ал-Марракуши,

Ахмад ибн Аджиба ат-Титуани, Мухаммед ал-Каднрн, Мухаммед ад-Ду'айф) и " хронистам XIX - начала XX вв. (Ахмад аи-Насири, Мухаммед ал-Киттани, Абд ар-Рахман бен Зейдан).

Арабские источники по шерифскому Марокко составляют сложный ансамбль. Если оставить в стороне марокканские архивы, практически недоступные для российских ученных, то речь может идти о двух принципиально различных категориях документов. Первая из них объединяет собственно исторические хроники, посвященные династической истории, жизнеописанию суверенов и их политической деятельности. Эти произведения обычно выдержаны в официозном духе, а авторами их чаше всего являются функционеры властных структур или придворные. 6 силу этого официальные хронисты отличаются субъективизмом, а также гипертрофированным интересом к военно-политическим коллизиям и судьбам отдельных персонажей. Вторая, намного более объемная, категория содержит сочинения арабских современников, посвященные интеллектуальной элите и религиозной знати страны: многочисленные автобиографии (фахраса), генеалогические своды и жизнеописания мусульманских святых, потомков Пророка (шерифов) и богословов {алимое}. Свобода выражения авторской мысли в этих произведениях выгодно отличает их от дикастийных хроник. В этом смысле биографические сочинения дополняют исторические, поскольку сравнительный анализ нескольких версий позволяет вполне достоверно реконструировать историческую реальность.

Во вторую группу выделены сочинения арабских летописцев других стран Магриба и Северной Африки. В частности, речь идет о трактате великого магрибинского историка, философа и социолога Абд ар-Рахмана Ибн Халдуна (1332-1406) "Мукаддима" (Введение), содержащем теоретические обобщения по процессам возникновения и упадка "племенных империй'', обусловившим циклический ход государственной истории региона в VII - XIV вв. Ценным подспорьем для подготовки диссертации послужило сочинение ученого-богослова, крупнейшего историка Египта XVIII - начала XIX вв. Абд ар-Рахмана ал-Джабарти (1754-1826) "Аджа'нб ал-асар фи-т-тараджим ва-л-ахбар" (Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике

событий). В труде египетского хрониста особый интерес представляют обстоятельные сообщения об интеллектуальных связях Шерифской имперіш со странами Арабского Востока.

В третью группу входят анналы еврейских обпдан Марокко, опубликованные во французском переводе в журнале марокканских историков "Эснерис" и коллективной монографии "Иудео-мусульманские отношения в Северной Африке" (1980 г.). Несомненная фрагментарность и произвольный характер выборки информации не позволяют считать эти статьи полноценной публикацией источников. Вместе с тем в них собраны ценные сведения о быте и нравах еврейского населения городов, его числетшости, государственной политике шерифских правителей в еврейском вопросе и мн.др.

К четвертой группе источниковых данных принадлежат труды европейцев, посетивших Шерифскую iwnqHno: мемуарная литература, принадлежащая перу французских дипломатов Л.де Шенье и М.де Лессепса, а также консула Швеции в Марокко Я.Грабера да Эмсо; воспоминания французского офицера Ж.Эркманна; перешедшего на службу к шерифским правителям; описания портов и крупнейших городов страны, составленные датским коммерсантом Г.Хостом и его британским коллегой Дж.-Г .Джексоном; описание Шерифской iiMnqimi, созданное соотечественником Джексона, военным врачом У.Лемприером; отчеты агентов разведки европейских держав Д.Бадиа-и-Леблнша (Али-бея ал-Аббассн) и А.Бюреля, а также многочисленные заметки путешественников, среди которых выделяются груды выдающегося польского историка, географа и писателя Я.Потоцкого. Свидетельства европейских очевидцев и современников оказались исключительно полезными для ознакомления с тенденциями социально-политической жизни Дальнего Магриба в рассматриваемый период.

В пятую группу собраны архивные материалы, опубликованные в странах Западной Европы и в России, в частности, редкие рукописные фонды архивов марокканского юга, переведенные н изданные А.-Ж.-П.Мартэном в Париже в 1925 г., а также консульские донесения Л.де Шенье, публикация которых П.Грийоном в 1970 г.

произвела подлинную сенсацию в источниковедении Марокко. Наиболее интересной публикацией отечественных архивных материалов следует считать изданный в 1990 г. труд Т.Л. Мусатовой "Россия - Марокко: далекое и близкое прошлое". Данные, собранные российской исследовательницей, помогли более внимательно отнестись к уже изученным вопросам внутренней жизни страны во второй половине XVIII в.

В шестую группу включены материалы этнографических полевых исследований, проведенных европейскими специалистами в нынешнем столетии. С учетом того факта, что в XVIII - XIX вв. большая часть территории Шерифской империи находилась вне контроля ее правительства, историческое описание многих регионов страны может основываться или на редких и разрозненных местных архивах или на полевых изысканиях, фиксирующих народные предания, обычаи, генеалогические сведения и т.п. В ряду работ подобного рода особое место занимает серийное издание "Города и племена Марокко", созданное во время становления французского протектората (1912-1932 гг.). Этнографические источники позволили воссоздать историю отдельных племен, маршруты их миграций и тенденции их общественного развития в XVIII -начале XIX вв.

Историография. Целый ряд вопросов, косвенно касающихся проблематики диссертации, нашел отражение в статьях и монографиях видных отечественных магрибистов М.Ф.Видясовой, Р.Г.Лаяды, Н.АИванова, в которых анализируются различные аспекты взаимодействия социальных, экономических' и политических факторов исторической эволюции Северной Африки, основательно разбираются процессы этнокультурного синтеза, определившие своеобразие общества и государства на Арабском Западе. Среди исследований, имеющих отношение к проблемам диссертации, важное место занимают обобщающие труды В.В.Матвеева и Н.Н.Дьякова, в которых раскрывается механизм формирования общественных связей в Магрибе, а также диалектика складывания духовно-культурного комплекса и традиционных социальных институтов у арабского и берберского населения Марокко.

В то же время многие аспекты социально-политического развития этой самобытной страны остались за кадром научных изысканий отечественных

востоковедов. Если историческая картина Алжира и Туниса в период, предшествоБавпшй фрзшіуіской оккупацші, воссоздана в трудах іпвєспїьіх отечественных ученых (М.Ф.Видясова, Н.А.Пванов, Р.Г.Ланда, Н.Г.Хмелсва), то реалии Марокко этого времени до скк пор удовлетворительно не проанализированы. Даже в известной работе В.Б.Луцкого ''Новая история арабских стран", остающейся одним из наиболее развернутых и комплексных исследований арабского мира, история этой страны освещается лишь с 50-х годов XDC в. и речь идет в основном о методах ее экономического и финансового закабаления французским капиталом. В целом алауитское Марокко XVIII - начала ХГХ в. вплоть до настоящего времени не было объектом специального изучения российских востоковедов.

При работе над диссертацией автор в определенной степени учел результаты исследований отечественных арабистов и тюркологов, которые затронули многие смежные с диссертационной тематикой вопросы либо на примере Марокко и стран Магриба, но вне хронологических рамок данной работы, либо на примере стран Ближнего Востока. Среди работ первой группы особый интерес вызывают труды Р.Г.Ланды и Н.С.Луцкой. В плане сопоставления реалий Дальнего Магриба и стран Ближнего Востока XVIII - XIX вв. значительный интерес представляют статьи и монографии Ф.М.Ацамба, С.А.Кириллинок, М.С.Мейера, И.М.Смилянской. Положения и выводы, содержащиеся в этих трудах, не только позволили сопоставить темпы развития Арабского Запада и Востока, но и помогли более внимательно отнестись к критическому изучению разнообразных источников по теме диссертации.

Среда работ по истории алаунтского Марокко, созданных в странах Восточной Европы, следует выделить труды польских магрибистов ТЛевицкого, Э.Шиманьского и особенно А.Дзюбиньск6го. Эти работы, освешаюпшс в основном политический строй и внутреннюю ситуацию в странах Магриба, примечательны максимальным учетом культурно-ыивилизационной специфики региона, тонким подходом к многовариантности и полиформности развития магрибинского общества.

Научная литература по проблемам истории Дальнего Магриба, созданная в странах Западной Европы и США, представлена большим количеством исследований н

публикаций. За последние десятилетия в западной ориенталистике появился обширный круг работ по традиционным социально-политическим структурам арабских, стран в период, предшествовавший созданию колониальных империй.

Из литературы стран Запада. по теме диссертации наибольший интерес представляют исследования французских ученых, силами которых в основном и велось изучение Марокко вплоть до середины XX в. Несмотря на то, что становление французской школы марокковедения происходило в условиях колониальной экспансии, а позже - протектората, в первой половине XX в. историографы метрополии провели множество широкомасштабных изысканий, накопили и осмыслили огромный массив данных, обнаружили, перевели и издали сочинения многих средневековых авторов. Исследования и публикация выдающихся французских ученых, тех лет -А.Бассэ, А.Беля, О.Кернара, ЭЛеви-Пррвансаля, Э.Мишо-Беллэра, Л.Массиньоиа, Р.Монтаня - образовали тот надежный фундамент, на котором формировалось современное мировое магрибоведение. В послевоенный период лучшие традиции начала века нашли отражение в трудах третьего поколения французских специалистов по Северной Африке - Ж.Берка, Л.Валанси, Ш.-А.Жюльена, А.Террасса, РЛе Турно. Авторитет французской магрибистики и в настоящее время столь значителен, что исследования по истории Марокко, изданные в странах континентальной Западной Европы, в массе своей находятся под значительным влиянием французской историографии, ее традиций, источников, приемов и концепций.

Несколько иная ситуация сложилась в английской школе марокковедения, где, в сущности, речь идет не столько о научной школе, сколько о спорадическом интересе к Марокко и Магрибу крупнейших английских историков и востоковедов - А.Тойн6и, Э.Роузентала, У.М.Уотта, А.Хауранн. Заметный вклад в развитие английской магрибистики внес профессор антропологии Оксфордского, университета Э.Эванс-Притчард, разработавший совместно с Д.Фортсом теорию сегментарности племенных обществ. Эта концепция получила широкий резонанс благодаря многочисленным трудам знатока Марокко, выдающегоо британского соцпоантрополога и философа Э.Геллнера.

Начиная с 60-х годов значительных успехов в изучении Магриба достигло американское востоковедение. Заинтересованность научных круто» США а исследованиях Арабского Запада с самого начала носила явно прагматический характер. Это отразилось в безусловном преобладании практико-прикладной проблематики над фундаментальной и научно-познавательной. С другой стороны, американская историография, сориентированная на анализ новейших тенденций общественной жизни Магриба, все более переносит акцент с присущих европейскому востоковедению структурно-функциональных методов на современные подходы социальных дисциплин, использующих методы и технику точных наук. Другой тенденцией последних десятилетий явилась унификация понятийного и методологического аппарата британской и американской магрибистики, а также активная "утечка мозгов" через Атлантику, что позволяет говорить о слиянии национальных школ в единое англо-американское (англосаксонское) направление.

Если же обратиться к традициям собственно американского марокковедення, то следует упомянуть статьи и монографии У.Зартмана, А.Рассам-Виноградовой, Х.Мансона, Дж.Уотербэри, посвященные проблемам власти в племенном обществе и вопросам культурного развития страны, серию общепробяемных и локально-исторических изысканий по марокканскому городу, принадлежащих АйЛапидусу, Дж.Абу-Лугод, К.Брауну, Н.Сайджеру, Д.Эйкелману, а также исследования Э.Бёрка, К.Гирца и Дж.Энтелиса, сосредоточенные на религиозно-политических сюжетах.

На фоне западных школ и направлений в изучении Марокко с каждым годом становятся заметнее достижения национальной марокканской историографин. Эта дисциплина сравнительно молода (завоевание независимости Марокко произошло в 1956 г.), но развивается очень динамично.

Становление национальной исторической науки происходило в Марокко в условиях болезненных поисков "своего тща" и не обошлось без излишней идеализации национального прошлого и влияния политической конъюнктуры. Лишь в середине 60-х годов энтузиазм марокканских специалистов по поводу "деколонизации история" сменился более трезвым и объективным подходом. В этот период появляются

значительные и разносторонние работы Мухаммеда Дауда, Мухаммеда ал-Мухгара ас-Суси, Альбера Аяша, Жермена Аяша, Абдаллаха Ларун. Квалифицированным' подходом к историко-социологическим сюжетам отличаются труды известных марокканских историков Абд ал-Хади Тачн, Мухаммеда Кабли, социолога Абд ал-Кабира Хатиби и этнолога Абдаллаха Хаммуди.

В последние годы марокканские обществоведы сосредоточили свое внимание на всестороннем изучении предколоннальной эпохи в истории своей страны и всего решена. Появляется немало публикаций, в которых этот значимый период анализируется в социально-экономическом аспекте (Дрисс Бен Али, Мухаммад Наджн и Мухаммад Салахдин) или изучается с позиций политолога и исламоведа (Абд ал-Латиф Агнуш, Хасан Бельараби, Мухаммад ая-Мансур, Абд ал-Ахад Себти).

Фактический материал, представленный в вышеперечисленных, трудах отечественных, европейских и арабских ученых, значительно расширяет представления о тенденциях общественно-политического развития Марокко в канун колониальной эпохи. В силу этого изучение и систематизация данных научной литературы явились неотъемлемым этапом подготовительной работы и оказали автору большую помощь в осмыслении событийного ряда марокканской истории XY1II - XIX столетий.

Апробация работы. Основные положения и выводы, представленные в диссертации, докладывались на Ломоносовских чтениях в Московском государственном университете в 1993, 1994 и 1995 годах. Научные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока и собраниях Научного студенческого общества ИСАА при МГУ, а также были изложены в публикациях автора (список работ см. с.28).

Диссертация обсуждена н рекомендована к защите на заседании кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока 21 сентября 1995 года.