Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-политическая организация доиспанских вождеств Колумбии Острирова, Елена Сергеевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Острирова, Елена Сергеевна. Социально-политическая организация доиспанских вождеств Колумбии : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Острирова Елена Сергеевна; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)].- Москва, 2013.- 361 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-7/246

Введение к работе

Актуальность проблемы диссертационного исследования. С 1990-х годов в исторической науке вновь актуализировались проблемы изучения феномена власти и властных отношений. Многочисленные современные исследования в этой сфере объединяет особое внимание к формам репрезентации власти в сфере представлений (искусстве, архитектуре, текстах).

В исследовании доколумбовых культур Америки основной интерес был традиционно сосредоточен на «высоких» (или «нуклеарных») цивилизациях Мезоамерики и Центральных Анд. Общества, сложившиеся и развивавшиеся в так называемой «Промежуточной области» (территория Центральной Америки, северной части Южноамериканского континента) и на обширных территориях Амазонии, рассматривались либо как периферия «высоких цивилизаций», либо искусственно подтягивались до порога цивилизации. Во многом это было связано с преобладанием однолинейных и телеологических схем развития всемирной истории. В современных подходах к изучению процессов исторического развития делается упор на вариативность и разнообразие путей эволюции архаических обществ.

Изучение социально-политической организации «ненуклеарных» обществ Америки позволяет выявить специфику и особенности формирования институтов власти и управления в доколумбовых обществах Нового Света. Доиспанские культуры Колумбии представляют особый интерес для исследования процессов эволюции форм политического устройства как в локально-историческом, так и в общетеоретическом аспектах. Они демонстрируют нетрадиционные стратегии конструирования статуса и отношений власти и подчинения, отличающие их от типологически сходных предгосударственных обществ Мезоамерики формативного периода (середина II I тыс. до н.э.) и Центральных Анд Начального периода и Раннего горизонта (IIII тыс. до н.э.). Основной сферой материализации статуса и власти являлась не монументальная архитектура и скульптура, как в Мезоамерике, а ювелирное искусство.

В отличие от майя, астеков и инков, культуры муисков и тайрона стали предметом целенаправленного изучения историков и антропологов лишь в XX в. и потенциал их изучения до сих пор не исчерпан как в силу постоянного накопления новых источников, так и недостаточного количества теоретических обобщений моделей развития доиспанских обществ на макрорегиональном уровне.

Объектом диссертационного исследования являлись индейские общества центральной Колумбии (муиски) и северной Колумбии (тайрона).

Предмет исследования формирование и развитие социальной стратификации, институтов власти и управления в обществах северной и центральной Колумбии в доиспанскую эпоху.

Цель работы изучение формирования сложной социально-политической организации обществ муисков и тайрона в конце I – первой половине II тыс. н.э. Для реализации данной цели были решены следующие задачи:

1. Выявлен историографический контекст формирования концепций социально-политической организации колумбийских обществ в доиспанскую эпоху.

2. Реконструированы начальные этапы формирования сложной социально-политической организации у тайрона и муисков по археологическим материалам.

3. Проанализирована социально-политическая организация тайрона и муисков накануне Конкисты (конец ХV – первая треть ХVI вв.).

4. Выявлены стратегии репрезентации власти в данных обществах.

Территориальные рамки исследования культуры муисков охватывают Кундинамаркское плато (по современному административно-территориальному делению это департаменты Кундинамарка, Бояка, Сантандер), частью которого является плато Сабана-де-Богота. Культура тайрона локализуется в северной Колумбии, на побережье Карибского моря в районе современного национального Парка Тайрона, на восточном и северном склонах горного массива Сьерра-Невада-де-Санта-Марта (современный департамент Магдалена).

Хронологические рамки исследования. Хронология развития культур Кундинамаркского плато (муиски) и Сьерра-Невада-де-Санта-Марта (тайрона) до сих пор уточняется и часто варьирует в зависимости от региона исследования и принципа построения хронологии.

Согласно принятой в настоящее время хронологической схеме, в истории населения Кундинамаркского плато выделяются следующие периоды: 1) Эррера (400 г. до н.э. – 1000 г. н.э.); 2) Раннемуискский период (1000–1200 гг.); 3) Позднемуискский период (1200–1538/1600 гг.).

Для региона Сьерра-Невада-де-Санта-Марта принята периодизация: 1) Маламбо (800 г. до н.э. – начало н.э.); 2) Неуанхе (100–700 гг.); 3) Буритака (700–1000 гг.); 4) Тайрона / поздний период (1000–1600 гг.).

Хронологически диссертационное исследование ориентировано, прежде всего, на изучение позднего периода развития культур тайрона и муисков, описанного раннеколониальными источниками, а также эпохи становления данных обществ, сопровождавшейся усложнением социально-политической иерархии. Для более полного анализа индейских обществ XV–XVI вв. необходимо было обратиться к материалам, характеризующим период формирования культур, т.е. конец I тыс. н.э., когда произошли те демографические, климатические и структурные изменения, ознаменовавшие появление у муисков и тайрона сложных социальных и политических структур.

Присутствие иерархической организации властных отношений при отсутствии специализированного аппарата управления указывает на догосударственный характер доиспанских обществ центральной и северной Колумбии. В современной парадигме изучения доколумбовых культур Америки иерархически организованные догосударственные общества рассматриваются в контексте концепции вождества, являющейся теоретическим основанием данного исследования. Концепция вождества разрабатывалась с 1950-х годов в рамках неоэволюционизма (Дж. Стюард, К. Оберг, М. Салинз, Э. Сервис, Р. Карнейро, Т. Ёрл и др.). Р. Карнейро определял вождество как «автономное политическое образование, объединяющее несколько деревень под постоянным контролем верховного вождя». Наибольшую популярность концепция вождества приобрела в 1970–1980-е годы, когда она широко применялась для исследования доиндустриальных обществ Америки, Европы, Азии, Африки и Океании как по этнографическим, так и по археологическим данным. Однако тогда же появились первые критические работы, в которых справедливо указывалось, что описание всех сложных догосударственных обществ как вождеств приводит к упрощению и схематизации многообразия социальных процессов в древнейшей истории. Начиная с 1990-х годов эта критика усиливалась, в итоге вылившись в полное отрицание полезности этой концепции многими американскими археологами. В то же время ученые-американисты продолжают активно использовать модель вождества при обобщении археологических исследований.

В современной российской политической антропологии проблему вариативности предгосударственных форм организации предлагается решать не через отказ от генерализующих схем, а через включение вождества в общую канву модели нелинейной эволюции (Ю.Е. Березкин, Д.М. Бондаренко, А.В. Коротаев, Н.Н. Крадин). В такой перспективе вождество рассматривается не как единственная форма догосударственных социально-политических структур, а как один из возможных вариантов социально-политической организации среднемасштабных обществ наряду с такими формами, как племя, акефальное сложное общество.

Наиболее распространенная типология вождеств делит их по уровню иерархической сложности: простые, сложные и суперсложные. Простое вождество состоит из двух уровней: центрального поселения (резиденции вождя) и подвластных деревень; сложное объединяет под властью верховного вождя несколько простых, сохраняющих своих лидеров и, следовательно, имеет трехуровневую иерархию поселений. В суперсложных вождествах, формирующихся из нескольких сложных, верховный вождь смещал правителей завоеванных областей и ставил на их место лиц по своему усмотрению, как правило, своих родичей.

Проблема исследования социально-политической структуры обществ северной и центральной Колумбии подразумевала определение того, насколько их развитие соответствовало указанной схеме формирования власти в среднемасштабных обществах и какие специфические особенности были им присущи.

В основе методологии работы лежит эволюционный подход, с позиций которого проводился анализ процессов формирования и развития сложной социально-политической организации, постепенного «вырастания» ее из субстратных институтов. В исследовании был применен сравнительный подход, позволивший выявить в синхронных культурах муисков и тайрона общие и отличительные черты процесса формирования сложной социально-политической организации.

Также в исследовании использовался комплексный метод – сочетание данных археологии, этнографии и истории. В российской американистике данную методологию успешно применяли в своих работах, посвященным доиспанским цивилизациям Нового Света, исследователи-майянисты Г.Г. Ершова, В.И. Гуляев, Д.Д. Беляев и изучающий индейские культуры Антильских островов Э.Г. Александренков.

Источники. Аборигенное население Колумбии не создало собственной письменности, поэтому реконструкция доиспанской истории региона возможна лишь на основе анализа испанских письменных источников колониального времени и археологических материалов.

1. Письменные источники. Общепринятой классификации письменных источников по истории Нового Света не существует. Р.В. Кинжалов предлагал делить сохранившиеся письменные источники раннеколониального периода на три группы: отчеты завоевателей, сочинения первых хронистов, официальные документы. Э.Г. Александренков, взяв за основу классификацию «на основе степени близости их авторов к описываемому явлению и широты пространственного охвата», выделил первичные, региональные и общие.

К первой группе относятся раннеколониальные источники, созданные в первой половине ХVI – начале ХVII в. авторами, непосредственно наблюдавшими общества тайрона и муисков на позднем этапе их существования. В диссертационном исследовании были использованы отчеты испанских конкистадоров и чиновников Гонсало Хименеса де Кесада, Хуана де Сан Мартина и Антонио Лебрихи.

На ранних этапах освоения Нового Света испанскими авторами стали составляться описания завоеванных земель (часто называемые «хрониками Индий»). Под ними подразумеваются обобщающие сочинения нарративного жанра, географический охват которых выходит за пределы одной страны и даже региона. Наряду с ними существуют региональные описания, посвященные отдельным частям континента. И региональные, и универсальные труды, относящиеся к группе вторичных источников, зачастую составлялись на основе первичных: писем конкистадоров, сообщений миссионеров, опросных листов, заполнявшихся на месте чиновниками и отправлявшихся в Совет по делам Индий.

Важнейшие источники общего характера для изучения культуры и быта аборигенного населения Колумбии «Общая и естественная история Индий» Гонсало Фернандеса Овьедо-и-Вальдеса, «Элегии о достославных мужах Индий» Хуана де Кастельяноса, «История провинции Санта Марта и Нового Королевства Гранада» Педро де Агуадо, «Исторические сведения о завоеваниях в Западных Индий» Педро Симона и «Всеобщая история Конкисты Нового королевства Гранады» Лукаса Эрнандеса-де-Пьедраита.

Муиски были детально описаны многими конкистадорами и хронистами, в то время как тайрона реже упоминаются в испанских источниках и внимание всегда привлекала скорее история их сопротивления, закончившаяся «исчезновением» культуры на рубеже XVI–ХVII вв.

2. Археологические источники. Для воссоздания социальной иерархии, структуры институтов власти и управления в древних обществах, не имевших письменности, активно использовались следующие категории источников: данные по структуре и иерархии поселений (материалы сплошного археологического обследования географических регионов, методы которого были разработаны представителями направления, известного как «поселенческая археология»); материалы погребений; данные о расположении и концентрации артефактов внутри исследованной площади.

Концепция «поселенческой археологии» возникла в 1940–1960-е годы в рамках неоэволюционистских идей, прежде всего теории Дж. Стюарда. Методически подход поселенческой археологии заключается в следующем:

1. Исследование отдельных зданий в поселении, реконструкция их функционального назначения и хронологии.

2. Изучение пространственного распределения построек в поселении, их взаимосвязей между собой и с другими сооружениями.

3. Установление взаимосвязей между поселениями на региональном уровне.

В то же время следует принимать во внимание, что иерархия поселений не является точным слепком политической структуры общества, так как отражает, прежде всего, разделение функций между различными типами и уровнями поселений.

Погребения представляют собой важнейший источник для реконструкции социальной организации в сложных обществах. В большинстве сложных архаических обществ существовали представления о том, что социальная иерархия воспроизводится и в потустороннем мире, поэтому сопровождавший умершего инвентарь должен был соответствовать его положению при жизни.

Анализ артефактов и их топографии (выявление зон концентрации или отсутствия тех или иных категорий находок) был важен для понимания социально-экономических механизмов функционирования древних обществ (производство, обмен, торговля), а также для моделирования социально-политической структуры, которая обуславливала особенности их распределения. Керамика как наиболее многочисленный и подверженный локальным изменениям тип артефактов служил важным материалом для такого рода анализа. Анализ распределения артефактов из так называемых престижных материалов (золото, тумбага, кость, раковины) позволил сделать заключение о социальной и имущественной дифференциации, природе и уровне контроля элиты над торговлей и ремесленным производством и др.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, в котором дано обоснование исследования и представлены источники, трех глав, в которых раскрыты основные вопросы темы, заключения и приложений.

Научная новизна настоящего диссертационного проекта представлена в ряде выводов.

Во-первых, в диссертации была проанализирована эволюция исторических концепций оценки доиспанского прошлого индейцев Колумбии, история формирования идей о существовании на территории страны сложных и самобытных социально-политических структур до конкисты. Показано, что истоки этих идей лежат в колумбийской историографии ХIХ в., в поисках модели национальной идентичности, обратившейся к древней истории страны.

Во-вторых, на основе комплексного анализа письменных и археологических источников было проведено сравнительное исследование генезиса вождеств северной и центральной Колумбии на макрорегиональном уровне, что позволило обнаружить общие и особенные черты процесса формирования социально-политических структур в доиспанских обществах, которые ранее рассматривались в историографии изолированно. Были показаны как общие черты тайронских и муискских вождеств, так и региональная специфика их развития.

Общими чертами являлись:

1) влияние центральноколумбийской традиции I тыс. н.э.;

2) наследование данных культур предшествующему, возможно этнически отличному населению;

3) значительная роль миграций в процессе культурогенеза и политогенеза (в большей степени в Сьерра-Невада-де-Санта-Марта);

4) факторы формирования лидерства (проведение праздников, организация редистрибуции, поддержание социальных связей между родственными дисперсными общинами).

Среди отличий в процессах становления вождеств тайрона и муисков отмечены следующие:

1) особая роль экологических условий в формировании культурного ландшафта в Сьерра-Невада-де-Санта-Марта и их влияние на формирование социально-политической организации тайрона;

2) разделение функций вождеской и ритуальной власти в культуре тайрона;

3) особая роль войны и торговли в генезисе вождеств муисков.

В-третьих, в ходе исследования критически проанализирована гипотеза о формировании сложной социально-политической организации в обществе муисков после XI–XII вв. в результате переселения в центральную Колумбию. Большинство современных археологических данных доказывает, что интенсификация сельскохозяйственного производства (сооружение «приподнятых полей»), социальная дифференциация и появление института лидерства относятся еще к домуискской фазе Эррера, а культурные изменения в регионе на рубеже I–II тыс. носили скорее постепенный, а не революционный характер.

В-четвертых, показано, что эволюция вождеств тайрона остановилась на уровне сложных вождеств, а у муисков прослеживалась тенденция к формированию суперсложных вождеств с различными стратегиями власти. В то же время в целом ряде исследований постулируется, что общество тайрона накануне конкисты достигло более высокого уровня развития, чем муискское. Это аргументировалось более развитой инфраструктурой поселений и коммуникаций, началом процесса урбанизации в Сьерра-Невада-де-Санта-Марта, активной трансформацией природных ландшафтов в горном регионе. Но комплексный анализ письменных источников, иконографии и данных археологии не позволил выявить институт сильной вождеской власти в данном регионе.

В-пятых, на основе изучения разнотипных археологических и письменных источников был проведен диахронный анализ формирования и развития социально-политической организации вождеств северной и центральной Колумбии начиная с конца I тыс. н.э. до эпохи первых контактов с европейцами.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что сформулированные в нем положения, идеи и выводы могут быть использованы в научной работе для дальнейшего развития теории формирования, развития и эволюции властных институтов в традиционных обществах и концепции вождества.

Материалы диссертационного исследования могут найти применение при написании обобщающих работ по истории региона, при подготовке лекций и семинарских занятий по курсам политической антропологии, антропологии архаических обществ, истории доколумбовых культур Америки, в музейной работе. Содержание работы может быть востребовано для разработки специальных курсов, таких как «Этноистория Южной Америки», «Археология Южной Америки», «История Латинской Америки».

Апробация выводов, выносимых на защиту. В процессе работы над диссертационным исследованием его положения и выводы апробировались на заседаниях учебно-научного Мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова Факультета истории, политологии и права РГГУ, а также на российских и международных научных конференциях (V Кнорозовские чтения «Древние цивилизации Нового и Старого Света», РГГУ, 6–8 ноября 2008 г.; V международная конференция «Иерархия и власть в истории цивилизаций», РГГУ, 23–26 июня 2009 г.; XVI Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», МГУ, апрель 2009 г.; Международный молодежный научный форум «Ломоносов-2010», МГУ, апрель 2010 г.; VI Кнорозовские чтения «Древние цивилизации Нового и Старого Света», РГГУ, 26–27 ноября 2010 г.; XVII Сергеевские Чтения, кафедра Древнего мира МГУ, Москва, 24 февраля 2011 г.; XIII Всероссийская научная конференция молодых ученых, Владивосток, 18–22 апреля 2012 г.; I Международная конференция «Проблемы эпиграфики», Москва, 30–31 января 2012 г.; Первый Кнорозовский симпозиум по эпиграфике майя «Инновационные подходы в исследовании календарных надписей майя», Мексика, Шкарет, 1921 ноября 2012; XVIII Сергевские Чтения, кафедра Древнего мира МГУ, Москва, 45 февраля 2013; VII Кнорозовские Чтения «Древние цивилизации Нового и Старого Света», Москва, 1416 февраля 2013 г.).