Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Снотолкователи и снотолкование в политической истории Древнего Египта Большаков, Игорь Викторович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Большаков, Игорь Викторович. Снотолкователи и снотолкование в политической истории Древнего Египта : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Большаков Игорь Викторович; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2006.- 372 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/812

Введение к работе

Актуальность выбранной темы определяется, в первую очередь, тем что египтология, располагая достаточным объёмом сведений о роли снотолкователей и снотолкования в политической истории Древнего Египта, никогда не подвергала их комплексному изучению. При наличии большого количества египетских письменных источников аспект снотолкования во взаимосвязи с историческим процессом, рассматриваемый в работе, был мало изучен, хотя и является очевидным в истории Древнего Египта. Политическая история древнего Египта имела характерную особенность, отличавшую её от политической истории новейшего времени. Любой дипломат или политический деятель более высокого уровня в наше время никогда не станет руководствоваться в своих действиях, связанных с делами государства, таким фактором как сновидения. История же древнего Египта, судя по всему, была богата подобными примерами. Некоторая часть письменных свидетельств о влиянии сновидений на государственную жизнь, пройдя через века, дошла до нашего времени, что даёт основание полагать, что в древности фактов таких было намного больше.

Объектом исследования является описание сновидений и их истолкования, представленные в письменных памятниках древнего мира.

Предметом исследования является изучение влияний снотолкования на политическую историю Древнего Египта.

Цель и задачи исследования. Цель работы состоит в том, чтобы на основании конкретных исторических материалов доказать, что в Древнем Египте политические решения могли приниматься под влиянием сновидений. Эта цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

дать характеристику египетским представлениям о предопределении («шой»), ибо без уяснения того, как в стране фараонов верили в предопределение, невозможно понять всю серьёзность отношения древних египтян к сновидениям и большое влияние снотолкователей

выявить, какое значение придавалось сновидениям в общественно-политической и личной жизни древнего египтянина

на основе сохранившихся древних письменных свидетельств показать значение снотолкователей в политической истории Древнего Египта.

Хронологические рамки исследования: охватывают период, начиная с эпохи Старого царства (начало III тыс. до н.э.) и завершаются периодом эллинистического Египта (50-е гг. до н.э.).

Методологическую основу исследования составляет принцип первенствующего значения конкретного письменного источника при анализе исторической реальности. При анализе древних памятников диссертант использовал специальные методы источниковедческого исследования (включая традиционные историко-филологические методики изучения текстов на египетском, древнееврейском, древнегреческом и арабском языках). Представленная в диссертации реконструкция исторической действительности опирается на комплексный историко-психологический метод, получивший развитие в трудах А.Л. Вассоевича. Для более полного раскрытия темы диссертант обращался также к средствам сравнительного системного анализа, применял историко-культурологический и историко-этнологический подходы.

Научная новизна диссертации связана с применением особого комплекса методов исторического исследования к древнеегипетскому снотолкованию. Впервые показана роль снотолкователей в политической истории Древнего Египта, что позволяет раскрыть влияние сновидений на политические процессы древности, поскольку в настоящее время в отечественном востоковедении отсутствуют комплексные исследования о влиянии сновидений на исторический процесс.

До сего времени в отечественной египтологии не проводилось исследований особенностей мировоззрения древних египтян в связи с их представлениями о предопределении и, в связи с этим, возможность предвидения будущего в сновидческом состоянии, как было, например, в случае с царём Сетоном. Научная новизна также заключается в том, что в древнеегипетском жреческом институте выявлен факт отсутствия отдельных узкоспециализированных снотолкователей, что, в свою очередь, ставит под сомнение снотолковательские способности библейского Иосифа, личность которого вызывает неоднозначное отношение у различных исследователей.

Доступ к фактическому материалу, содержащемуся в древнеегипетских свидетельствах относительно указанных явлений, уровень и полнота использования информации, ограничены кругом лиц, владеющих среднеегипетским и древнегреческим языками, и затруднён малой доступностью изданий. Учитывая потребность во введении в научный оборот важных источников, автор диссертации осуществил специальное исследование древнеегипетского

«Сонника» и письменных памятников на древнегреческом языке, позволяющих по-новому интерпретировать побудительные причины многих значимых явлений в политической истории Древнего Египта.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что: оно разрушает обыденные представления о побудительных причинах многих значимых деяний, оставивших заметный след в политической истории Древнего Египта. Ответственные политические решения в Египте зачастую принимались под влиянием сновидений.

Положения, выносимые на защиту:

Древние египтяне придавали сновидениям исключительное значение как в быту, так и в политической жизни. Безусловная вера в вещие сновидения для древних египтян естественным образом проистекала из их веры в предопределение;

Понятие судьбы («шой», как частный аспект предопределения) для древних египтян имело более конкретный характер, соотносилось с «жизненной силой», которая давалась человеку при рождении богами.

По представлениям египтян, боги могли также во сне сообщить о будущих событиях избранным лицам и, тем самым, направить ход истории в новое русло.

По свидетельству древнеегипетских документов («Канопский декрет» и др.) на протяжении всей истории Древнего Египта особый институт снотолкователей отсутствовал, а снотолкование входило в компетенцию жрецов-ритуалистов наряду с другими сведениями из различных областей знаний.

Известная библейская история снотолкователя Иосифа не подтверждается никакими исторически достоверными источниками, а поэтому её можно отнести к проявлению извечной веры человека в «спасителя», готового помочь решить трудноразрешимые проблемы.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов и выводов диссертационной работы при дальнейшем изучении истории Древнего Египта и типологически близких ему обществ, в учебных пособиях по истории Древнего Востока, источниковедению, при разработке общих курсов и спецкурсов по истории Древнего мира, исторической психологии, по источниковедению истории культуры.

Историография. Сновидения и их взаимосвязь с

политическим процессом на протяжении всего существования востоковедной науки не являлись объектом комплексного изучения со стороны зарубежных и отечественных исследователей. Такое положение может быть объяснено тем, что феномен сновидений и

снотолкований требует культурологического изучения, в то время как политическая история является сферой применения преимущественно традиционных исторических методов.

Колыбелью произведений, где были запечатлены сновидения царственных особ и их толкование применительно к политическим событиям древнего Востока, была Месопотамия. В этом отношении примечателен труд Л. Оппенгейма «Толкование сновидений на Древнем Ближнем Востоке» , посвященный влиянию сновидений на общественную и политическую жизнь народов древних обществ Месопотамии и Египта.

История Иосифа, написанная в Книге Бытие, заслуживает особого рассмотрения, поскольку служит ярким примером влияния сновидений на управленческую практику Древнего Египта. В той или иной степени эту тему затрагивали Ж. Вергот, Л. Оппенгейм, Р. Грейвс и Р. Патай и др. В отечественном востоковедении особо следует отметить труды Д. Введенского и Л. Вассоевича , уделившие пристальное внимание изучению сновидений Иосифа и современного ему фараона.

В труде Оппенгейма содержится описание выдержек из записей о сновидениях на папирусе из храма Серапеум (ок. 161 г. до н.э.), сновидение Таимхотеп (от 80 до 51 гг. до н.э.).

XIX-XX века были отмечены публикациями классиков мировой египтологии. Самыми значимыми среди которых были Г. Масперо, который в 1868 г. опубликовал древнеегипетскую «Стелу сна», относящуюся к XXV древнеегипетской династии. X. Бругш, уделивший большое внимание известной «Стеле сфинкса» в своей статье Der Traum konigs Thutmes IV bei der Sphinx , опубликованной в 1876 году в журнале Zeitschrift fur Agyptische Sprache und Altertumskunde. Выдающийся британский исследователь A. Гардинер в 1935 году опубликовал комментарии к папирусу Честер Битти III, на котором был записан древнеегипетский «Сонник», относящийся к эпохе рамессидов.

Параллельно с упомянутыми работами, вводившими в научный оборот новые памятники иероглифической и иератической письменности, в рамках изучения религиозных воззрений древних

1 Oppenheim L. The Interpretation of Dreams in the Ancient Near East. Philadelphia,
1956.

2 Vergote J. Joseph en Egypte, Louvain, 1959.

3 Грейвс P., Патай P. Иудейские мифы. Книга Бытия. Екатеринбург, 2005.

4 Введенский Д. И.. Патриарх Иосиф и Египет. М., 1914.

5 Вассоевич А. Л. Духовный мир народов классического Востока. СПб., 1989.

египтян в трудах 3. Моренца и Д. Мюллера , Ю. Я. Перепёлкина ,

Ж. Кежбёра исследовались египетские представления о предопределённости («шой»). Несколько описаний сновидений, представленных в древнеегипетских источниках, подробно исследовались А. Л. Вассоевичем. Почти через четверть века после выхода в свет фундаментального труда Ж. Кежбёра, «предопределение» в связи с изучением восприятия времени у семито-хамитских народов исследовал А. Л. Вассоевич, который также подробно проанализировал несколько описаний сновидений, представленных в древнеегипетских источниках.

Источниковая база. Для выполнения поставленной задачи были привлечены все известные современной науке письменные памятники, отражающие влияние сновидений на политические процессы в древнем Египте.

Основным источником является древнеегипетский папирус Честер Битти III («Сонник»), изданный английским египтологом Аланом Гардинером и переведённый впервые на русский язык автором диссертации. В диссертации также использовались древнеегипетские памятники «Стела сфинкса» и «Стела сна», переведённые с древнеегипетского и наиболее подробно комментированные Л. Вассоевичем в его труде «Духовный мир народов классического Востока».

О сновидениях высочайших особ в эллинистический период древнеегипетской истории можно узнать из папирусов на древнегреческие языке. Учитывая сравнительную малочисленность корпуса материалов о сновидениях и снотолковании древнеегипетского происхождения, диссертант привлек для рассмотрения поставленной проблемы другие важные источники. Центральное место среди них занимает ветохзаветная Книга Бытие, содержащая рассказ об Иосифе, достигшем благодаря толкованию сна фараона высшей административной власти в Древнем Египте. Для того, чтобы понять общую проблематику влияния сновидений на историю древнего мира, следует рассмотреть также Коран, в котором получил своеобразное отражение древнееврейский миф об Иосифе.

6Morenz S, Miiller D. Untersuchungen zur Rolle des Schicksals in der agyptischen Religion. II Abhandl. Sachs. Ak. Wiss. Leipzig, 1960, No. 52, Heft 1.

7 Перепелкин Ю. Я. Переворот Амен-хотпа IV. Ч. II, М., 1984.

8 Quaegebeur J. Le dieu egyptien sha'i dans la religion et l'onomastique. Leuven
University Press, 1972.

9 Сновидение царя Нектонабоса (343 г. до н.э.), Птолемея Сотера (305-283 г. до
н.э.). См.: Plvtarchi chaeronensis varia scripta qvae moralia vvlgo vocantur. T. Ill,
Lipsiae, 1820. P. 25-26.

Дополнительными источником при реконструкции исторических и культурных реалий Дневнего Египта является также соответствующие главы «Истории» Геродота.

Апробация работы. Основные положения были представлены на международной Конференции Центра египтологических исследований РАН, посвященной 90-летию со дня рождения Т. Н. Савельевой (Москва, 2007), на конференции «Герценовские чтения» (2007). По теме диссертации опубликованы 3 научных статьи и одна монография.

Объём и структура работы:

Диссертационное исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и научной литературы. Объём работы составляет 372 страницы.