Введение к работе
Актуальность темы исследования. Одним из приорететных направлений в исторической науке является исследование межцивилизационных контактов. В данном случае мной предпринята попытка проанализировать взаимодействие двух миров -византийского и тюркского (впоследствии - турецкого1). На начальном этапе взаимодействия оба общества обладали разными параметрами: византийское представляло собой один из центров христианской цивилизации, было оседлым, созданным преимущественно на основе греческого этнического элемента, обладало давней непрерывной культурной традицией, восходящей ко временам Римской империи. Напротив, тюркское общество было кочевым и, хотя принадлежало мусульманскому миру, длительное время было на периферии арабо-персидской цивилизации. Тем не менее, начиная с 1071 года, когда император Роман IV Диоген потерпел поражение при Манцикерте и тюркские орды хлынули в Анатолию, оба общества вступили в период длительного и сложного взаимодействия, результатом которого в конечном итоге было основание Османской империи, включившей в себя и византийское наследство. Таким образом, исследование тюрко-византийских контактов XI-XV вв. является ключом к пониманию структуры собственно Османской державы (ведущей силы в мире ислама в XVI-XIX вв.), а также греческих и армянских земель после XV века. Кроме того, важным представляется изучение механизма ассимиляции целой народности на обширной территории (греков Малой Азии) - явление, редкое для средневековья, особенно в эпоху начала складывания национальных государств.
Предмет и задачи исследования. Прежде всего необходимо дать истолкование понятию «наследие Византии». Под ним в данной работе подразумеваются три вещи. Во-первых, это сама политическая история, когда империя отступала под натиском тюрок. Во-вторых, это история православной церкви, главного носителя Griechentum^, на бывших византийских территориях. И, наконец, это история утраты Византией политического (в сфере дипломатии), культурного, в какой-то мере социального и экономического влияния на мусульманские государства этого региона, когда империя в последний век своего существования окончательно «уходила» из Северной Анатолии, предоставив греческое население Своей собственной судьбе. Равным образом нуждается в обосновании выбор региона. Дело в том, что, в отличие от южной части полуострова, где был очень влиятелен армянский элемент (Киликийская Армения), Северная Анатолия была территорией, на которой греческое население составляло большинство (за исключением восточных районов). Кроме того. Северная Анатолия являлась по-своему
уникальным регионом, в котором имели место - нередко в концентрированной форме,-сложные явления этнической и политической трансформации, характерные для всего полуострова в целом. Соответственно, главные задачи диссертации предопределены той формулировкой «наследия Византии», которая дана выше. В политике главное внимание было обращено на межгосударственные взаимоотношения (с восстановлением собственно плохо изученной политической истории), в конфессиональной сфере - на проблему выживаемости церкви. Кроме того, исследовалось дипломатическое влияние Византии, которое было невозможно, если не сохранялся авторитет и вес греческого православного населения и самой церкви в мусульманском государстве. И наконец, этническое влияние я рассматривал как проблему этнического тюркского давления, имея в виду при этом, что упадок Иконийского султаната и образование бейликов привели к мощному всплеску тюркской культуры, а следовательно - и тюркского этнического самосознания.
Методологическая основа исследования была предопределена самим характером источников - разрозненных и разноязыких (т.е. принадлежащих к разным культурным традициям). Правилом был филологический (нередко - и лингвистический) анализ используемых текстов, с целью проверки их достоверности. Главном было признано применение т.н. комплексного метода, т.е. одновременного использования по возможности всех доступных источников, включая не только летописи, хроники, исторические труды, произведения агиографии и эпистолографии, но и данные нумизматики, эпиграфики, отчасти - археологического и топографического обследования территорий, топонимики и лингвистики (в частности, этимологии аппелятивной и ономастической лексики). Особая методика была применена к османскому историческому преданию, когда сведения раннеосманских хроник, имеющие явно фольклорный характер, сопоставлялись с данными классической (византийской, арабской и персидской) письменной традиции, с целью выявить хронологически достоверные «пласты» предания. «Обработанное» таким образом, предание становится важным и относительно достоверным источником.
Хронологические рамки диссертации, В их качестве были взяты две значимые даты - разгром Великим Сельджукидом султаном Алп Арсланом армии византийского императора Романа IV Диогена в 1071 г. при Манцикерте, и капитуляция Трапезунда османскому султану Мехмеду II Фатиху в 1461 году, что означало конец последнего независимого греческого государства - части Византии. Тем не менее я счел необходимым дать в первой главе небольшой очерк начального движения тюрок из Средней Азии к Анатолии (преимущественно в период от битвы при Дандагане (1040), когда тюрки-сельджуки разбили войско Мас'уда Газневи, до сражения при Манцикерте).
Географические рамки диссертации. Хотя само название темы указывает на регион исследования - север Малой Азии, тем не менее существует необходимость более точно определить его. Ядром этого района были области византийской Пафлагонии и Западного Понта, т.е. земли к востоку от Ираклии Понтийской (Бендерегли) и Клавдиополя (Болу) до Амиса (Самсуна)З. Северная граница этой территории -черноморское побережье Турции, южная - горная цепь, отделявшая прибрежные районы от Центральноанатолийского плато: горы Джаник, Ильгаз, Кё'роглу. Поскольку регион не представляет собой географически замкнутого пространства (за исключением побережья), то в ряде случаев пришлось пренебречь строго очерченными рамками -изучалась и история Восточной Вифинии (к востоку от нижнего течения р. Сангарий (Сакарья)), и собственно Понта (с центром в Трапезунде), и даже Табриза (Иранский Азербайджан). Тем не менее территория Пафлагонии и Западного Понта обладает определенной особенностью - это было место длительного сосуществования византийских и тюркских владений.
Научная новизна исследования. Впервые с такой полнотой привлекается практически весь комплекс сохранившихся источников для реконструкции сложной и малоисследованной политической истории Северной Анатолии. Кроме того, на материале отдельного региона удалось доказать, что взаимоотношения византийцев и тюрок, несмотря на войны, конфликты и вероисповедные различия, нужно рассматривать в рамках единой синкратии (объединения без конфессионального признака), - причем ее существование было осознано как византийцами, так и самими тюрками. Получен ряд выводов и наблюдений о специфике греко-тюркского симбиоза в Малой Азии, о взаимном переплетении византийских и тюркских политических структур; исследование истории православной церкви Понта и Пафлагонии позволило предложить другие объяснения причин ее упадка в XIV-XV вв.
Практическое значение исследования. Полученные выводы важны при изучении межэтнических и межконфессиональных контактов, актуальных по сей день. В частности, в исследуемый мной период была заложена основа для этнических конфликтов, проявившихся в полной мере в новое время - турецко-греческого, турецко-курдского и турецко-армянского противостояния ХІХ-ХХ вв. Реконструкция политической истории Малой Азии XI-XV вв. может быть использована для подготовки общих и специальных курсов по истории Византии и истории средних веков, а также при создании учебных пособий (поскольку рассматривается малоизученный период взаимоотношений Византии и Османского государства).
Апробация работы. Результаты исследований по т ^ме диссертации были отражены в следующих докладах: на конференциях - «Византия между Востоком и Западом» (Москва, апрель 1994); «Российское византиноведение. Итоги и перспективы» (Санкт-
Петербург, май 1994); «Иностранцы в Византии. Византийцы за рубежами своего отечества» (Москва, июнь 1997); на XIX Международном конгрессе византинистов (Копенгаген, август 1996); при обсуждении глав коллективного труда «Византия между Западом и Востоком» (в печати). Диссертация в целом обсуждена и одобрена на заседании сектора истории Византии Института всеобщей истории РАН 29 октября 1997 г.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, обзора источников, историографии, части первой (состоящей из шести глав), части второй (три главы), заключения, двух приложений, перечня источников, библиографии, списка сокращений, карт и послесловия.