Введение к работе
Для мирового сообщества XVI-XVII вв. были неразрывно связаны с процессом глобализации истории. Цивилизации, государства, культуры, сформировавшиеся и долгое время существовавшие в совершенно различных географических, исторических, хозяйственных и пр. условиях в силу объективных причин вынуждены были вступать в контакт.
Взаимодействие неизбежно должно было породить проблемы культурных заимствований, соотношения ценностей, изменения одних традиций под воздействием других. Не менее актуальным являлся и вопрос о поиске оооюдоприемлемых форм контакта. И в этом смысле олень интересным представляется опыт «общения» двух великих государств-цивилизаций - России и Китая.
Предмет исследования
Предметом настоящего исследования стали истоки, начато и сам процесс ранних российско-китайских отношений, развернувшихся с середины XVU в. Объект нашего научного внимания - внешнеполитические усилия России и Срединной империи, отражающие специфические интересы Российской и Китайской цивилизаций.
Актуальность проблематики
Академический аспект актуальности заявленной темы связан с вопросами изучения и характеристики крупных исторических общностей, их мировоззренческих установок, цивилизационных ценностей и оригинального менталитета. Своевременной и научно оправданной представляется попытка рассмотрения внешнеполитической линии Китая и России второй половины XVII - первой четверти XVIII вв., рассмотрения, свободного от детерминанты только материального, социального, политического или религиозного характера. Такой взгляд, по нашему мнению, будет способствовать дальнейшему углублению знаний о внутренней специфике сообществ Востока и оригинальной Российской цивилизация.
Кроме того, в условиях наметившегося в последние годы российско-китайского сближения весьма полезно и важно знать, во-первых, каким образом и насколько внешняя политика стран обусловлена особенностями их цивилизашюнного развития, во-вторых, в чем истоки изначальной толерантности отношений российского и китайского сообществ. Эти обстоятельства и составляют, на наш взгляд. общественно-политический аспект актуальности заявленной проблематики.
Методологическая база диссертации.
Отдавая должное тому вкладу, который внесла формашгонная концепция истории в развитие методологии, исторической науки в целом, а особенно в изучение истории Европы феодальной и буржуазной эпох, отметим, вместе с тем. что ее использование при анализе исторического прошлого ряда восточных сообществ не всегда является продуктивным. И такого рода замечания высказывались рядом специалистов уже на рубеже 60-70 гг. XX в .
' Коражішвіїлк Г В.Древний Восток и Античный мир.-Вопросы древней истории Кавказско-ближневосточный сборник. IV. - Тбилиси, 1973, Е.М Штаерман Проблемы истории докапиталистических обшеств Т I. М . 1%8.
В условиях расширения концептуальных возможностей, открывшего в начале 90-х гг., начал завоевывать позиции и так называемый «цивилизационпый подход», как наиболее приемлемая методология для изучения истории государств Востока.
Возникшая в XVIII в. и связанная с творчеством шотландского просветителя А.Ферпосона" целостная теория цивилизаций прошла ряд этапов в своем развитии. Заметный вклад в этот процесс внесли В.Р.Мирабо (старший), Ф.Вольтер, Ф.Гизо. О.Копт, Г.Гегель. Г.Спенсер. Н.Я.Данилевский и др. Особую роль в структурировании методологии цивилизащюнного подхода сыграли в XX в. работы О.Шпенглера, М.Вебера, А.Дж.Тойнби, П.А.Сорокина, Н.Н.Моисеева. Э.С.Кульпнна, Л.И.Семенниковой, Ф.Броделя, Л.Февра, Ж.Ле Гоффа, С.Хантингтона.3
По определению Н.И.Смоленского методология теории цивилизаций «есть разновидность исторического мышления, рассматривающая историю как совокупность самостоятельно и независимо друг от друга протекающих процессов»
Таким образом, оценивая начальный период отношений Китая и России, через призму цнвилизационного подхода мы исходили из того, что данные сообщества сформировались в различающейся природно-географической среде, отличались по типу хозяйственной деятельности и социально-политической структуре, их представители имели несхожий менталитет. Т.е. Россия и Китай существовали по сугубо специфическим законам и развивалось самостоятельным путем. При этом каждая из рассматриваемых стран представляла собой тот нечастый в мировой истории случай, когда границы государства в целом совпадают с территорией вмещающего ландшафта цивилизации. То есть, за межгосударственной формой начавшихся в середине XVII в, контактов, скрывалась, как мы пытаемся доказать, их меяшивилизационная суть.
Ключевыми стали для нас следующие элементы цивилизационной теории:
1. Понятия «ценность» и «социальное действие» М.Вебера3. Трактуя
«ценность» как «свойственное эпохе направление интереса», М.Вебер по сути
утверждал, что в общественной жизни социально активный член сообщества
действует руководствуясь этим интересом. В контексте нашей работы это означает,
что «социальные действия» представителей российской и китайской цивилизации в
отношении друг друга не могут быть рассмотрены в отрыве от базовых ценностей их
сообществ.
2. Модель системы ценностей Китайской цивилизации, разработанная в рамках
сошю-естественной истории (СЕИ) и представляющая из себя строго определенную
Афанасьев О.А. Обсуждение в Институте Историк АН СССР проблемы азиатского способа производства. -Советская Этнография. 1965. N 6; Качановскзш Ю В Рабовладение, феодализм пли азиатский способ производства? - М . 1^71; Никифоров В.Н Восток и всемирная история. - М, 1975.Илюшечкіш В П. Система внеэкономического принуждения и проблема второй основной стадии общественной эволюции (на правах рукописи).- М , 1970
: Ferguson A. History of Civil Society. - Edinburg, 1765.
' Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. // Общ, ред. сост. и преднсл. А.Ю.Согомонова / - М, 1942. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. - М, 1998, Кулышн Э.С. Человек и природа в Китае. - М . 1990. Семенникова ЛИ, Россия в мировом сообществе цивилизаций - Врянск.1996; Тонной А Дж. Постижение истории. - М. 1991'. Бродель Ф. Материальная цивіїлизацня, экономика и капитализм. XV-XVII1 вв. Т. 1-3 -М.. 19S6-1992. Февр Л. Цивилизация: эволюция слова и группы идей / Сб. статей - М, 1991. Де Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М.1992. Huntington P.S. The Clash of Civilizations and the Remarking of the World Order. - \ - Y . 1996.
' Смоленский Н.И. Проеблемы логики общеисторического развития // Новая и новейшая история, 2000. .Кч\ .с о. ' Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма, / Протестантская этика Сборник статей - М. 1972-1973. его же. Город / Избранное.-М.. 1994
последовательность таких категорий как «государство», «мир», порядок», «традиции», «иерархия», «ритуал», «конфуцианское знание», «стабильность» .
3. Идея «Вызова-и-Ответа» А.Дж.Тойнби, сводящаяся к тому, что «вызов», данный сообществу со стороны соседей стимулирует в нем поиски «ответа» т. е. процессы, направленные на усложнение, совершенствование его внутренней структуры'. Она дала нам рабочую схему для рассмотрения собственно процесса развития российско-китайских связен.
Основными принципами нашей работы стали историзм, диалектика и объективность. Необходимо так же также упомянуть еще один, заимствованный нами нз СЕИ научный принцип- принцип минимума новых фактов, руководствуясь которым диссертант сознательно опирался лишь на широко известные факты, достоверность которых не вызывает сомнения у большинства специалистов5 В наборе нашего методологического инструментария находятся методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, сопоставления и сравнения, ретроспекции явлений, обобщения.
Изложенное, как мы надеемся, дает исследователю прочные методологические основания для оценки и анализа имеющегося фактологического материала.
Характеристика источников.
Диссертация написана на основе анализа опубликованных и неопубликованных материалов. Использованные при работе источники мы подразделили на пять групп.
!. Первую группу составили источники философско-мировоззренческого и законодательного характера. Здесь можно выделить две небольшие подгруппы:
-
базовые религиозные, философские, военные и политические произведения; сочинения деятелей православной церкви;
-
своды законов российского и китайского государств.
К первым относятся памятники китайской классической литературы («Лунь >ой». «Дао дэ цзин», «Сунь-цзы» и др.). Библия, труды святых отцов Василия Великого. Григория Нисского и других, а также сочинение Гуго Гроция «О праве войны и мира», заложившее традицию европейского понимания норм международного права.
Вторую подгруппу составляют «Свод законов времен правления Канси» , «Уложение китайской палаты внешних сношений»' и российское Соборное уложение 1649 г.
Данные источниковые материалы позволяют увидеть наличие в рассматриваемых сообществах определенной системы ценностных установок; помогают понять как цивилизационные ценности реализовывались в нормах рассматриваемой исторической эпохи, дают возможность судить о том. какой смысл
" Подробно об этом см. Кульпин Э С. Соипо-естественная история, предмет, метод, концепция. Полный текст доклада по зашите диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук в Институте философии РАН 12 мая 1992 г - МЛ 992.его же. Восток (человек и природа на Дальнем Востоке) - М .I'^S. его же Бифуркация Запад-Восток. - М, і 996 Тонной А Дж. Постижение истории-М,1991;его же. Цивилизация передсудом истории.- М. 1996. 4 Подробнее об этом см.; Кульпин Э.С. Социо-естественнал история: предмет, метод, концепция... , 1992, с S ' /Леонтьев А / Тапцнн гурунь и Ухери коли, то есть все законы и установления китайского (а ныне маньчжурского) правительства перевел с маньчжурского на российский язык коллегии иностранных дел надворный советник А Леонтьев.-СПб.. т. I. I7Si; т П. 1782;т Ш. 1783. 10 Уложение китайской палаты внешних сношении. Т. 1-2. Пер. с маньчжурского С Лнповцов СПб . 1S2S
вкладывали представители российской и китайской цивилизаций в международные нормы или дипломатические акции в ходе взаимодействия.
II. Официальная документация делопроизводственного характера связанная с делами по управлению Сибирью. Она так же была раздела нами на две части:
-
Грамоты, указы и листы, которые направлялись центральными органами в адрес нижестоящих местных учреждений (т.е. приказных изб сибирских городов -Иркутска, Красноярска, Нерчинска, Селенгинска. Тобольска, Якутска и некоторых других).
-
Переписка сибирских администраторов разного уровня (воевод, стольников, дьяков, просто приказных или служилых люден) между собой и их корреспонденция в центр.
Сопоставление и сравнительный анализ обеих выделенных нами подгрупп документов позволил:
обозначить те внутрицивилизационные явления, которые лежали в основе российского продвижения навстречу Китаю;
выявить уровни этого продвижения и формы в которых оно происходило.
проследить процесс внутреннего перераспределения функций и задач между теми группами российского сообщества, что на разных уровнях и в разных формах осуществляли контакты с китайской цивилизацией.
Ш. Источники, непосредственно касающиеся российско-китайского взаимодействия в самых разных его областях: материалы по подготовке и работе русских посольств в Китае и китайской миссии в России; документы отражающие состояние пограничных дел и русско-китайской торговли; тексты международных договоров.
1) Документы по истории дипломатических отношений России и Китая.
- Грамоты русских царей щшсюш императорам, ответные послания китайских
монархов, также наказные памяти и инструкции, выдаваемые русским дипломатам
разного уровня, направлявшимся в Китай.
Отчеты русских дипломатов о поездках в Китай: статейные списки (.Ф.И.Банкова. Н.Г.Спафария. Ф.И.Головина. И.Идеса. Л.В.Измайлова и С.Л.Владиславича-Рагузинского), «Роспись» Ивана Петлина, «Доезд» И.Мнлованова. реляции российского агента в Пекине Л.Ланга и др.
Документация, связанная с материальной, кадровой, информационно-аналитической подготовкой посольств в Китай и принятием китайского посольства в России: делопроизводственные материалы по поводу выделения средств на содержание миссий и выплату жалования ее членам; переписка между приказами по вопросам составления посольского наказа, сбора информации о предшествующих посольствах, подбора кадров и т.п.
Тексты Нерчинского (1689), Буринского и Кяхтинского (1727) русско-китайских договоров".
2) Источники по истории торгово-экономических отношений российского и
китайского государств: указы царей и приговоры Сената о развитии торговли с
Цинской империей, информационно-аналитические записки (реляции, запросы) о
" Мы использовали варианты текстов, помешенных в сборнике «Русско-китайские отношения. 1689-І9І6 гг Официальные документы» М.. 1958
состоянии русско-китайской коммерции и торговой конъюнктуре, проезжие грамоты торговых людей, грамоты и указы о порядке русско-китайского торга, листы Лифаньюаня в адрес российских властей с требованиями упорядочить торговлю н т. п.
3) Документы, отражающие пограничное взаимодействие рассматриваемых государств: бумаги, относящиеся к процессу разграничения, демаркации границы, укрепления и охраны рубежей, к вопросу о перебежчиках; документация, касающаяся отношений обеих сторон с государственными образованьями на монгольской территории (Халхой, Джунгарией и пр.); а также переписка китайской и российской пограничных администраций по всем упомянутым вопросам.
Источники Ш группы явились для нас наиболее важными. Знакомство с рассмотренными материалами помогло нам предметнее уяснить содержание таких категорий как «вызов» и «ответ», глубже понять мотивацию российского «вызова» и китайского «ответа», их форму и характер. Данные документы позволили выстроить шкалу внешнеполитических приоритетов государств в отношениях друг с другом, и сопоставив ее с ценностными установками цивилизаций, за межгосударственными увидеть элементы межцивилизационных отношений.
Эти материалы хранятся главным образом в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА, г.Москва). Они содержатся в фондах Калмыцкие дела'2, Монгольские дела13, Сибирский приказ14, Сношения России с Китаем15. Портфели Миллера16, Сенат17. Отдельные интересующие нас документы содержатся также в фондах Кабинет Петра I , Именные указы Петра I Сенату", Якутская приказная изба20, Нерчинска» приказная изба' , Иркутская приказная изба22, а так же в Архиве внешней политики Российской империи (АВПР(и), г.Москва)'3.
IV. Китайские исторические хроники.
В нашем распоряжении находилось три таких источника: «Да цин личао шилу» («Хроника правления всех государей великой династии Цин»), «Юйчжи циньчжэн пиндин шомо фанлюэ» («Составленное по императорскому распоряжению описание государева похода и усмирения территорий к северу от пустыней»), «Пиндин лоча фанлюэ» («Стратегические планы усмирения русских»). К этой же группе можно отнести «Биографию Лантаня» и «Да цин и тунчжи» («Полное описание великой империи Цин»).
12 РГАДА, ф. Калмыцкие дела, оп. 2. 1616 г., д. № I, лл. 60-84. В этом же фонде находится крупная подборка
материалов, касающаяся пребывания в России китайского посольства 1712-1715 гг Эти документы будут
охарактеризованы нами ниже.
11 Там -же, ф Монгольские дела, on I, 1616 г., д. № 1; 1617 г. д. № !; 161S г, д. № 1. 161е) г .д. .V» I. 1635 г. л
,V« 1. 1637 г, д. №2: 1638 г, д. № 1; 1648 г, д. №2, 1662 г. д. Л? 2. 1668 г. д. №2. 1673 г.. д. Л"? 2; оп I, ! СI о
г.д .V» 1; 1673 г. д. №2.
"Там же, ф. Сибирский приказ, стлб. 74. 124,308.344, 455.508.535. 1056; оп 4. д. №219; он. 5, д. № 043.
'* Там же, ф. Сношения России с Китаем, оп. 1. кн 3; оп. 2. 1657 г., д. № 1; 1674 г , д. К 1. ч 2.
"'Там же. ф. Портфели Миллера, оп. 1. п 133, ч. V, № 465; оп. 2, п. 478, ч. Ш, JS 73
'"Тамже.ф Сенат.оп І.кн Ю.ол 7, кн 373.оп 12, кн б51;оп. 13.кн. 700; оп 30. кн 1888
""Тамже.ф Кабинет Петра 1, отд 11, кн. 7, 15, 23, 32, 00, о7
'''Там же. ф. Именные указы Петра I Сенату, оп. 1,кн. 8.
'"Талі же. ф. Якутская приказная изба, оп 3, 1640 г , д № 7а
:1 Там же. ф Нерчпнская приказная изба, оп 1,д №3,83. 101
" Там же. ф. Иркутская приказная изба, оп. 1, д. № 457, 500.
:' АВПРОО, ф. Сношения России с Китаем, оп. 1, 1722. д 4: 1723, д. 2; 1724. д. 3. 1725, д. 5. 1726. д 6
Очень большая часть этих документов была переведена на английский язык и издана американской исследовательницей Фу Ло-шу" ; Часть из них существует и русском переводе. Источниковые материалы китайского происхождения, вошедшие в данную группу в большинстве своем были чрезвычайно важны для нас, поскольку отразили «китайский взгляд» на исследуемые события. Сопоставление данных источников с материалами II и Ш групп дало нам представление о том. что могло сблизить интересы государственного руководства Китая и России, т.е. выявить объективные основы мирного, в целом, развития отношений.
V. Записи и дневники российских, китайских и европейских дипломатов и путешественников.
К работе были привлечены записки итальянских иезуитов М.Риччи и МРуджери, ( XVI в.), Т.Перейры и Ф.Жербийона, участвовавших в нерчинских переговорах 1689 г., российского посла в Китае Н.Г.Спафария, (миссия 1675-1678 гг.), коммерсанта и дипломата И.Идеса ( миссия 1692-1695 гг), первого китайского посла в Россию Тулишэня (1712-1715 гг.) и русского агента в Пекине и на границе Л.Ланга.
В целом, материалы данной группы, хотя и отразили в большинстве своем субъективные взгляды на взаимодействие России и Китая, в значительной степени помогли нам воссоздать общую эволюцию российско-китайских отношений.
Подавляющая часть охарактеризованных выше документов так или иначе введена в научный оборот и многие из них использовались нами в опубликованном варианте. Полагаем, что имеющиеся источники содержат богатый и достаточный фактический материал для анализа интересующих нас событий и построения самостоятельных выводов.
Характеристика историографии.
В первую очередь отметим, что комплексный обзор историографии заявленной темы неоднократно предпринимался отечественными исследователями П.Е.Скачковым. В.Н.Никифоровым, Л.А.Березным, Г.В Ефимовым. И.Я Златкиным, B.C. Мясниковым, Г.В. Мелиховым и др. 26 Использованная нами историческая литература может быть подразделена на три группы: сочинения отечественных, китайских и прочих специалистов. Кроме того, мы обращались к работам по общей истории России и Китая, теории цивилизаций, а также некоторым иным исследованиям прикладного характера * .
Разработка проблем российско-китайских отношений началась уже в XVIII в. Наиболее значительной фигурой здесь стал Г.Ф.Миллер, который проделал большую
:| Fu Lo-shn. A Documentary Chronical of Sino-Western Relations(1644- 1S20). -Tucson, |9о6. " Русско-китайские отношения в XVII веке. Материалы и документы. В 2-х томат. - М.. 1969-1972; Русско-китайские отношения в XVUI веке. Материалы и документы. В 2-к томах,- M..197S.
"'' Скачков П.Е. Библиография Китая. - М. 1960; Никифоров В Н, Советские историки о проблемах Китая ~М . 1970. Березный Л.А Начало колониальной экспансии в Китае и современная американская историография -М.. 1972. Ефимов Г.В. Исторнко-бнблиографнческое обозрение источников и литературы по новой истории Китая.- Л., 1968; Златкнн И.Я. Историческая наука в КНР.- М.,1971; Мясников B.C. Идейное банкротство пекинских лжеисторнков / Проблемы Дальнего Востока. 1978. Н? 4, Крушинскии А. А., Хохлов А.Н. Оошество и государство в Китае: традиционные проблемы в новом ракурсе / Восток. 1996. .X? 1; Кучера С. Академия Синнка и наука Китайской Республики / Восток. 1997, Хг 2.
" Среди них: Аграрная история Северо-западной Руси Вторая половина XV - начало XVII вв - Л . 1971; Веселовский НИ Татарское влияние на посольский церемониал в Московский период русской истории - СПб.. 1911. Ланда Р Г. Ислам в России - М„ 1995 а др.
9 ,
работу по сбору и обработке' источников, положил' начало систематическому
изучению отношений Китая и России." отразил в своих.работах материалы многих,
не дошедших до нас источников по истории ранних русско-китайских связей. В -этот
же период начинают активно переводится китайские источники по данной
проблеме." '
На первую половину XIX в- выпадает деятельность известных ученых Н.Я.Бичурина. А.Арсеньева, Берха, Занзинова. Н.Щукина, Ю.Клапрота. И.П.Сахарова и др. Положительно оценивая их общую значимость для разработки тематики, отметим фрагментарность выводов большей части данных произведений.
Общий упор на фактологическое, изложение событий свойственен значительной части работ второй половины XIX в. Это относится к трудам М.И.Венгокова, В.Горского, Г.Юзефовича, Х.Трусевнча, Н.Н.Бантыш-Каменского. Л.И.Шренка. А.Корсака, бр. Бутиных, В.П.Васильева, архимандрита Палладия (П.И.Кафарова). Но в них содержится и масса позитивных моментов. Так например. Х.Трусевич одним из первых подошел к постановке вопроса о' разном мировосприятии носителей российской и китайской цивилизаций, указав на «необычайный консерватизм китайцев». .
В конце XIX - начале XX вв. становится более очевидно тяготение авторов к выделению отдельных проблем российско-китайских связей: дипломатических, торговых, территориальньгхи т. д.32
В 20-50 гг.ХХ в. советская историческая наука была прставлена в жесткие рамки идеологических норм и, не имея возможности выйти за пределы формационного подхода, объясняла многие специфические черты внешней политики Китая амбициозностью и высокомерием его правящей верхушки. Хотя и в этот период выходили интересные работы, не лишенные объективных оценок. Это
'ч Миллер ГФ О первых российских путешествиях и посольствах в Китай./Ежемесячные сочинения к польіє и увеселению служашие.-СПб.,!755.№ 6: его же. Изъяснение сумннтельств, находящихся при постановлении границ между Российским и Китайским государствами 7197(1659) года,- там же. 1757, Х 4 и др ''' К/омаров/ М/атвейУ. Старинные письма китайского императора к российскому государю, писанные от нынешнего времен»слишком за 150 лет назад...-СПб..1787; РазсохкнИ.К. Описание путешествия, копм ездили китайские посланники в Россию, бывшие в 1714 году у калмыцкого хана Акжн на Волге / Ежемесячные сочинения и известия о ученых делах. - СПб . 1764, июль-ноябрь
/Бнчурнн Н.Я / Иакннф Статистическое описание Китайской империи Ч 1-2-СПб .1S42. Арсеньев А Пребывание китайского посольства в Казани.- Казань[б г ]. Берх Возобновление Албазина п покорение оного китайцами. / Сын Отечества. 1S2I. № IXVII; Клапрот Ю. О дипломатических и торговых сношениях России с Китаем / Московский телеграф, 1826. VII. отд ]. Сахаров И П Сношения русского двора с Европой и Amen в царствование царя Алексея Михайловича. /Отечественные записки Т. 1. 133. .V? 1и др
'' Венюков М И Старые н новые договоры России с Китаем- СПб . 1S63.Горский В Начало и первые дела маньчжурского дома / Труды членов Российской духовной миссии s Пекине Т 1 - СПб .1S52. Юзефович Г Договоры России с Востоком, политические и торговые - М , 186'. Трусевпч X Посольские и торговые сношения России с Китаем до XIX в - М.. I8S2; Бангыш-Каменский НН Дипломатическое собрание дел между Российским и Китайским государствами с 1619 по 1792 г. - Казань. 1SS2. Корсак А Нсторпко-статпетическое обо (ренпе торговых сношений России с Китаем - Казань. 1857 и др
"' Среди наиболее значительных отметим Арсеньев Ю В. Новые данные о службе Николая Спафария в России I |Ь71-1708У - М.1900. Васильев В.П. Открытие Китая - СПб, 1Q00; Гребенщиков А К К истории русско-чаньчжурских отношении - Владивосток. 1912, "Зннченко Н Россия и Китай. Краткий исторический очерк рч'сско-киглйскоп торговли - СПб. 1S99. Кюнер Н В. Новейшая история стран Дазьнего Востока -Владивосток. |9ю. Любимов А Е К истории официально переписки между русскими и китайцами в XYI1 веке /ЇВОРАО. т XIX, 1909, Яцнмирский А И Николай Мплеску Спафарнй -Казань. І'Шидр
I о
сочинения Б.Г.Курца, В.И.Шункова, Е.П.Силина, И.Я.Златкина, В.А.Александрова, О.Н.Вилкова 3.
В 60-е гг. XX в. началась научная деятельность , крупных отечественных специалистов в области изучения истории российско-китайских связей и собственнс китайской истории: В.С.Мясникова. Н.Ф.Демидовой, Г.В.Мелихова, А.А-.Бокщанина Л.С.Васильева. А.В.Меликсетова С.Л.Тихвинского П.Е.Скачкова и др. Среди ни* особого внимания, на наш взгляд Заслуживают работы крупнейшего современногс российского китаиста и специалиста в области российско-китайских связях. у>к упомянутого В.С.Мясникова. Добавим, что характерной чертой отечественно.* историографии 70-80-х гг. стал заметный идеологический налет на состоятельные і целом публикации советских специалистов-синологов.
Новый этап в изучении истории Китая и его двусторонних связей с Россиеї развернулся в последнее десятилетие XX в. Он связан с именами В.С.Мясникова Э.С.Кульпина, Г.Д.Сухарчука и др.,35 чьи выводы и обобщения во многом сталі новаторскими.
Китайская историография данной темы прошла ряд этапов в своем творческол развитии. Изучение китайцами контактов с Россией начинается с XVII в. и связано і именами Чжан Пзнгэ, Цянь Ланцзэ, Чан Шу, Ян Бинь. (их труды частично нося характер исторических источников).36 Китайские историки XIX в. Вэй Юань и X Цютаооценивали события в традиционном ктаецентристском ключе, что наложил> свой отпечаток на их обобщения и выводы.37
Политическое сближение СССР и КНР в 50-е гг. привело к сближению позици советских и китайских историков, что сказалось на научных результатах их рабої Знаменовавшие собой ухудшение межпартийных, и межгосударственных связе Москвы и Пекина, 60-70-е гг., так же отразились. на страницах научной печати СССР и КНР.38
Современный период в развитии китайской историографии также обладае своеобразными чертами. Среди прочих, примером тому может служить работа Сю Дисиня39, выполненная в рамках СЕИ. Добавим также, что с 1986 г. в Китайско
" См. Кури Б.Г. Русско-кигайские отношения в XVI, XVII и XVIII столетиях.-Харьков,1929.Шунков В.і Очерки по истории колонизации Сибири в XV11 - начале XVIII вв. - М.-Л.. 1946; Силин Е.П. Кяхта в XV веке. - Иркутск, 1947; Банников А.Г. Первые русские путешествия в Монголию и Северный Китай. - М., 194 Александров В А. Из истории русско-китайских экономических связей перед Нерчннским миром 1689 г. История СССР, 1957, № 5, с. 203-203 и яр.
u Мясников B.C. Русские архивные источники о завоевании Китая маньчжурами (1618-1690) / Маньчжурск владычество в Китае. - М. 1966; Боюцанин А.А.. Китай и страны южных морей в XIV-XV1 вв- М..19С: Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. - М , 1970; Мелнксетов А.В. О традиционности некоторі форм экономической жизни в Китае (государственное регулирование от Шан Яна до наших длен). / Спмпош* <'Роль традиции в истории Китая» Тез. докл. - М,, 1968. Тихвинский С.Л. Маньчжурское владычество в Кита Маньчжурское владычество в Китае. - М..1966; Скачков П.Е. Библиография Китая. - «VI. 1960
Мясников В С. Договорными статьями утвердили Дипломатическая история русско-китайской грант XV1I-XX вв - М . 1996. Кульпин Э.С. Человек и природа в Китае. - М . 1991; Сухарчук Г.Д. Размышление связи с соцно-ественной концепцией истории. / Восток, 1992, № 4
''* См напр: Описание России, извлеченное из китайских книг. / Сын Отечества. 1851, февраль. Мясников В. Сведения китайцев о России в XVII веке. / Вопросы истории, 1985, Х 12. с. 110-101; Мелихов Г.В Ян Бинь n s труд «Любянь цзилюэ». / Страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Апш - история и экономика. - М . 196"
В русском переводе их сочинения были частично опубликованы в bO-е гг. XX в - см. Кюнер Н В Ук соч " Очерки истории Китая. / Под ред. Шан Юэ. - М„ 1959.Тнхвинский С.Л. Велнкоханьский гегемонизм публикации на исторические темы в КНР. / Вопросы истории. 1975. ,N 11; Вяткпн Р.В., Тихвинский С Л некоторых вопросах науки в КНР / Вопросы истории. 1963. № 3. Очерки истории Китая / Под ред Шан Юі М.195ч "' Сюй Дисннь. Экологические проблемы Китая. - М . Наука. 1^й0
Республике (Тайвань) издается объемный научный журнал на китайском и английском языках «Новые страницы современной китайской . истории»40, публикации которого доступны для зарубежной общественности.
Переходя к обзору историографии на европейских языках, выделим, прежде всего, ее неоднородность, обилие в ней различных концептуальных подходов, широкий набор методологических приемов.
Начало рассмотрения европейскими ученым российско-китайских отношений началось в конце XVII вв. связано с именами служивших в Китае иезуитов (Т.Перейры. Ф.Жербийона, Ф.Вербиста).
В XX столетии европейская и американская синология сделали значительные шаги на пути накопления знаний по истории и внешней политики Китая. В начале века вышли фундаментальные монографии французского исследователя Г.Каэна41 и труд британского ученого Дж.Ф.Бэддли *, до сих пор признаваемые как одни из лучших. В 30-40-х гг. в рамках Калифорнийского университета (Беркли) был выполнен ряд исследований по российско-китайским дипломатическим отношениям XVn-XVIII вв.43 С 50-х гг. стали появляться серьезные работы М.Мэнколла44.
Нельзя не упомянуть имя выдающегося синолога XX в. Дж.К.Фэрбэнка. чьи работы опираются на широчайший круг китайских и европейских, японских источников. Он успешно пытается вскрыть природу китайской традиции, ее естественно-исторические истоки, исследует основу китаецентризма, его природу, характер, формы проявления. Самые последние, гак же очень интересные его труды вышли в начале 90-х гг..46
Значительный вклад в изучение китайской цивилизации и в теорию цивилизаций за последнее время внесли так же работы Дж.Спенса. М.Мелко, Ш.А.Айзенштадта. ФуЛо-шу, Л.Д.Кесслер, О.Латтимор, М.Н.Павловски и др47
Таким образом, имеющийся в нашем распоряжении источниковый и историографический материал позволяет сформулировать
Цели и задачи исследования.
Цели работы выражены в следующих позициях:
10 Newsletter for Modern Chinese History. - Taipei. 1986-1999, N 1-23.
" Cahen G, Histoire des relations de la Russie avee la Chine sous Pierre le Grand (1689-1730). -P., 1912.
12 Baddeley J.F.Russia, Mongolia. China. Vol. 1-2.-L., 1919: 1964
" Stanton J.W The Foundations of Russian Foreign Policy in the Far East, 1847-1875. - Berkley (California), 1932
(dis 1. Engstrand W M The K.uldia Affair and its Significance in Sino-Russian Relations - Berkley (California), 1933
(dis )
" Mancall M China's First Missions to Russia 1729-1731 і Harvard University Coimmtee on Regional Studies. East
Asia Program Paper on China - Wash . 9, 1955. August: Mancall M Sino-Russian Relations to 172S The Search for
Stability -harvard, 1963 (dis I
" Fairbank J K. China's Foreign Policy m Historical Perspective. -N.-Y , 1969; The Chinese World Order -
Cambridge (Mass ). 1974. Trade and Diplomacy on the China Coast. - Stanford. 1969: Reiscliauer E О . Craig A M
A History of East Asian Civilization. Vol 2. - Boston. 1965.Fairbank J,1С . Teng S.Y On the Ch'ing Tributary
System. II Harvard Journal of Asiatic Studies. 1941. Vol 6. N Z.
'" Fairbank J.K., China' a new History. - Cambr. (mass) - L., 1994. p.W.
' Kessler L.D. Kang-hsi and the Consolidation of Ch'mg Rule, 1661-1684 -Chicago. 1976. Lammore O. Studies in
Frontier History Collected Papers 1928-1958. - P., 1962. Pavlovsky M.N. Chinese-Russian relations - N -Y . 1449
Spence J D. Emperor of China. Self Portrait of K'ang-hsi -MY. 1974. Melko M. Mature of Civilizations - Boston.
1969. Аіпенштадт Ш.А. Посюсторонний трансцендентализм и структурирование .мира, «религия Ктэя» Макса
Вебера и обраї китайской истории и цивилизации / Восток. 1992. X? 1.
1. Через анализ российско-китайского межгосударственного взаимодействш рассмотреть первые десятилетия отношении Российской и Китайской цивилизаций.
. 2. Выявить причины мирного характера российско-китайские межцивнлизационньгх отношений в рассматриваемый период.
Такого рода целевые установки определили соответствующие им задач\
диссертации: . .
- рассмотреть специфические особенности исторического развития российское
и китайской цивилизаций в целом, а также внутриполитические условия
предшествующие началу отношений (40-50 гг. XVII в.);
- охарактеризовать ценностные установки, которыми руководствовалиа
российское и китайское сообщества во внешней политике, а также проследит!
генезис и трансформацию «китайского» направления российской внешней политики і
20-50 гг. XVII в.
- проанализировав деятельность российских посольств в Пекин со второ?
половины XVII по первую четверть XVIH в., проследить эволюцию, которук
претерпели внешнеполитические установки обоих государств в отношении друї
друга;
- вьивить интересы каждой из сторон в процессе развития их международны?!
контактов и установить, каким образом они связаны с реализацией ценностные
установок каждой из рассматриваемых цивилизаций;
выделить основные направления по которым происходило упорядочение российско-китайских отношений в первой четверти XVDIb.;
установить причины, затруднившие внешнеполитические связи Китая у России и рассмотреть условия и обстоятельства «мирного сосуществования): Российской и Китайской цивилизаций.
Обоснование хронологических намок.
Данная работа охватывает события начального периода российско-китайские контактов: с середины XVH до конца первой четверти XVLTI вв.. а точнее 1654-П27гг.
Выбор нижней хронологической рамки напрямую связан с заявленныл' предметом исследования. В 1654 г., как известно, в Китай было отправлеис официальное российское посольство во главе с Ф.И.Байковым. которое принятс считать фактическим началом российско-китайских отношений. Во-первых, потому что его глава был официальным дипломатическим представителем российскогс монарха. Во-вторых, потому, что именно этот визит положил начало регулярным связям между двумя государствами.
Верхней хронологической рамкой исследования стал 1727 г. - время подписания Кяхтинского договора. Данное соглашение с его равноправным подходом к вопросу размежевания и другим не менее важным проблемам, как мы попытались показать в настоящей работе, не только удовлетворяло экономические и политические интересы Китая и России. Оно создавал такую модель сосуществования государств-цивилизаций, которая не противоречила ментальным представлениям китайцев и русских. Таким образом, именно конец 20-х гг. XVIII в. можно, на наш взгляд, считать временем когда на базе урегулирования межгосударственных противоречий (в виде Кяхтинского соглашения) российская и китайская цивилизации сумели найти способы и формы сохранения мирных отношений.
Honirtii:).
Главный элемент новизны своей работы, автор видит в том, что впервые в отечественной исторической литературе делается попытка анализа и осмысления всего комплекса российско-китайских отношений второй половины XVII - первой четверти XVIII в. в категориях и понятиях цивилизационного подхода. Применение новой методологии дало возможность впервые заявить:
о влиянии систем ценностей китайской и российской цивилизаций на процесс формирования государственной внешней политики в отношении соседней страны;
о воздействии российского «вызова» на формирование предпосылок модернизации традиционной внешнеполитической доктрины Китая.
о том, что трансформация китайского дипломатического стереотипа Российского государства становится заметной уже к концу 20-х гг. XV1I1 в.
Прикладная знлчимостъ
Прикладная значимость данного сочинения связана, прежде всего, с учебно-преподавательской деятельностью. На базе материалов настоящей диссертации разработаны (в 1995-1999) и читаются в рамках ННГУ два принципиальных спецкурса по всеобщей истории - «Введение в социо-естёственную историю» и «Проблемы истории Китайской цивилизации в XVH-XIX вв.» Отдельные части нашей работы легли в теоретическую основу практических занятий по истории стран , Востока и Запада периода нового времени, которые проводит диссертант на историческом факультете ННГУ ..
Частично факты и обобщения, представленные в диссертации могут быть использованы при написании отдельных глав учебных пособий и научных исследований по истории Китая и России XVTI-XVin вв., истории международных отношений, истории цивилизаций, при разработке отдельных аспектов в области методологических знаний.
Некоторые аналитические материалы предлагаемого труда могут быть приняты во внимание специалистов внешнеполитического ведомства РФ в процессе определения общего вектора и отдельных деталей дальнейшего развития отношений с КНР.