Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль ислама в общественно-политической жизни современной Малайзии Иванов, Николай Станиславович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иванов, Николай Станиславович. Роль ислама в общественно-политической жизни современной Малайзии : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Ин-т востоковедения.- Москва, 1994.- 27 с.: ил. РГБ ОД, 9 94-1/1697-7

Введение к работе

Актуальность проблеми. Одной из основных проблем, вставших перед странами "третьего мира" после обретения незавиои -мостя, стало сохранение внутриполитической стабильности -главного условия успешного экономического развития. Лишь немногим из них удалось в полной мере решить эту проблему. Дія стран ке мусульманского мира, подобная задача, сама по ceбe^ непростая в условиях переходного общества с его многообразием экономических укладов и связанных о ними социальных ело -ов, а также этнических групп и конфессий, причудливым пере -плетением их интересов, в 70-80-е годы еще более осложнилась с широким выходом на политическую сцену исламского фундаментализма, 'ставшего в ряде случаев серьезным дестабилизирующим фактором. . .

.' На этом фоне Малайзия представляет собой призер успеш -ного решения своих внутренних проблем, пример тем более убе-

_ дательный, что успех был достигнут в условиях унаследованного из колониального прошлого изначально, казалось бы, "невыгодного" и потенциально конфликтного соотношения разлгчных политических, национальных и религиозных групп.

После получения страной независимости в 1957 г. в ней слокилась уникальная ситуация, когда основные рычаги управления экономикой оказались в руках представителей некореп -пых этнических групп (китайцев п в меньшей степени-- индийцев), а'представители коренного населения (малайцы) заняли доминирующее полокение в политической сфере, государственном

* аппарата, армии и полиции. Исторически .сложившееся практи -чески автономное сосуществование трох основных национальных обпян, при почти полном отсутствии процессов ассимиляции пли

даже национальной интеграции, породило глубоко укоренившееся взаимное недоверие (прежде всего - между малайцами и китайцами), усугублявшееся конфессиональной разобщенностью.

Этно-конфессионалъная структура Малайзии достаточно своеобразна для страны, где ислалг;является государственной религией: мусульмане составляют лишь немногим более половины (примерно 53) ее 18-миллионного населения. Ими являются практи -чески все малайцы (49%), а также представители родственных им и других национальностей .

На долю двух других крупных этнических групп - китайцев и индийцев - приходится соответственно 32 и 9% населения. Основная масса китайцев исповедует буддизм, даосизм, конфуцианство; индийцев - индуизм.

Сохранявшаяся подспудно на протяжении всего послевоенного периода напряженность в отношениях между малайской и ки -тайской национальными общинами прорвалась.в ходе межобщинных столкновений в мае 1969 г., в результате чего погибли и были ранены сотни человек. Внутриполитический кризис 1969 г, явился поворотным пунктом в современной историк Малайзии, обусловив принятие ее руководством ряда долгосрочных мероприятий в сферах экономики, политики, идеологии, культуры и ыежнацио -нальных отношений, направленных на предотвращение повторения подобных событий в 'будущем и ликвидацию причин, их породив -ших. Результатом этого стала эволюция политического режима и социально-экономической структуры страны, вызвавшая значи - . толыше перемены во всем ее облике.

Современная Малайзия - одна из наиболее динамично развивающихся стран Юго-Восточной Азии, относимая специалистами ко "второму эшелону" ШС (новых индустриальных стран), проводя -ідая активную внешнюю политику. Наибольших успехов в своем развитии страна достигла в период с начала 80-х гг. - со времени прихода к власти ее нынешнего премьер-министра Махатхира Мсхамада, с именем которого неразрывно связана политика "не -лампзации" общества, проводимая на фоне нараставшей автори -тарностії методов управления. II авторитаризм и "исламязацпя" был;! продиктованы, по мнению автора/, стремлением руководства страны удержать под контролем бурныо социальные, экопомичес—

НПО, ПОЛПТНЧеСКЛе, КДООЛОГПЧесКПО ПрОЦеССЫ, ВЫЗВаШШе К IU13-

!П! взятім в начале 70-х гг. курсом на реформирование общества.

Проводимые реформы не могли не затронуть и сфери сознания и общественных настроений, которая в силу специфики своей природы чаото оказывается, с одной стороны, подвижнее'и динамнч -нее происходящих политических сдвигов, оперетая порой в своем развитии соответствухпше изменения в социально-экономическом базисе общества; с другой - демонстрирует поразительную устойчивость отдельных стереотипов политической культуры. Опыт по -следних десятилетий политического развития Малайзии служит подтверждением данных особенностей общественного сознания, плед -отавляя особый, по мнонию автора, интерес еще и в связи о тем, что такие его отличительные порты, как авторитаризм и "ислачи-зация", объективно направленные на сохранение в целом полити -ческого статус-кво, на практике нередко вступают в противоро -чиє друг с другом, приводя к иным, по сравнению с задуманными, результатам. .

.--^Главной цолью диссертации является исследование роли "исламского фактора" в общественно-политической жизни Малайзии па разных этапах ее развития, ого воздействия на политические и социальные процессы в условиях коммуналистской разделенное общества, а также выявление находящих в ном отражение основных - тенденций общественного развития страны.

_' ' Отметим, что рассмотрение всего комплекса вопросов, спя -' занных с малайзийским исламом, выходит за рамки работы, огра -: юічеішой рассмотрениом социально-политических аспектов дайной проблематики. Основными задачами диссертации являются:

I. Рассмотрение динамики взаимоотношений метгду умороттнми я радикальными силами мусульманского политического спектра Малайзии;

2. Исследование мелящейся роли "лслачского фактора" в
политической, культурной, идеологической и духовной кпзнн СТрп-
'НЫ. '

3, Показ воздействия ислама на мегаиционадышо отношения.'
Географически рамки исследования ограничены главным обра
зом западной частью страны (расположенной на Малаїясіш полуос
трова территорией бывшей Малайской Федерации) в связи с там,
что в Восточной Малайзии, проживает лишь I7J5 населения л 1А% му
сульман, а ее этнический состав я внутриполитические проблемы

в целом нехарактерны для основной массы пасолонлл страны.

Хронолопгчоскп работа охватывает в целом временной отре -.

зок с конца второй мировой войны до начала 90-х гг., однако
главное внимание -уделено периоду нахождения у власти ньшешнего
руководителя страны премьер-министра Махатхира Мохамада (80-е-
начало 90-х гг.).. ' " ' '

Научная новизна диссертации заключается в том, что:

  1. впорвые в отечественной и зарубежной историографии предпринято исследование ислама как одаого из определяющих факторов современного общественно-политического развития Малайзии,

  2. в отечественной историографии отсутствуют работы по новейшей (с середины 80-х годов) история страны.

Практическое значоние диссертации. Содержащиеся в работе анализ, выводы и фактический материал важны для понимания оо -циально-политических процессов и тенденций современной Малай -зии - страны, отношения с которой имеют для. России вагогое значение в плане укрепления, оо позиций в Юго-Восточной Азии - регионе, .в котором роль России пока еще не соответствует ни ее положению на международной арене, ни стратегическому значению региона.

С другой стороны, "для ряда государств,.образовавшихся на границах России после распада СССР, ситуация в которых по от -дельным параметрам (возпишювение в условиях многонационального общества исламской оппозиции, усиленной влиянием извне) на-' поминает малайзийскую двадцатилетней давности, опыт Малайзии во взаимоотношениях с мусульманской штповицией мог бы представлять интерес. Поскольку ке проблемы, связанные с воздействием "исламского фактора" на политическую жизнь; несмотря на их специфику в каждой отдельной мусульманской стране, в целом во многом схожи, отдельные аспекты работы могут быть полезными для российских практических организаций, осуществлящих контакты как со странами "исламского мира" в целом, так и их частью, представленной в ближнем зарубежье.

В связи с новизной материалов, использованных в диссерта-' ции, ряд ее разделов может быть использован при чтении лекций по повойшой истории и экономике Малайзии в российских вузах.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации обоувдались на заседании сектора истории и политических проб -лом отдела Юго-Восточпой Азии Института востоковедения РАН,Ряд положений диссертации изложен в опубликованных работах.

Методология и источники исследования. Теоретической и методологической базой исследования является исторический мате - риалиач, а также посвященные проблемам ислама, национализма,их соотношения, работы роосийских авторов А.И.Ионовой,. З.И.Левина, Л.Р.Полонской. Весьма полозными для автора в плане теоретического осмысления природы и характера социальних, экономических и политических процессов, протекавдих па Востоке, явились подготовленные коллективами авторов фундаментальные труды "Зару -беянай Восток и .современность", "Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного", интересная работа Л.Б.Зубова "Парламентская демократия и политическая традиция Восто -ка", труди Н.А.Симонии, Е.Н.Примакова.

В качестве источников в диссертации использованы консти -
,туцпл Малайской Федерации, материалы докладов, государственных
органов по проблемам национальной и культурной политики, дан -
ныв малайзийских пятилетних планов экономического развития,ма-
' териалы выступлений премьер-министра Малайзии Махатхира Моха -
мада по ключевым проблемам развития страны, а также Малайзии -
екая, индонезийская, гонконгская, сингапурская,' иранская'и.бри
танская периодика. '

Среди российских исследованиймалаВзийской проблематики следует особенно отметить работы В.А.Жеребилова о формировании "многонационального общества в колониальной .Малайе, В.А.Тюрина, В;С;Руднева, Б.Т.Колоскова по истории страны, В;В:Гордеева и _Л.М»Демлна о национальном вопросе в Малайзии, Л.Я.Воропкова об идеологических и социально-психологических аспектах межнацио -пальных проблем, В.А.Карова об официальных идеологических доктринах Малайзии, Индонезии и Филиппин, А.И.Ионовой об идейных аспектах ислама в Юго-Востсчпой Азии, а такта посвящешше экономическим проблемам Малайзии работы Г.И.Чуфрина, Ю.Ф.Хренова, Л.Ф.Пахомовой, М.И.Гусева, З.Н.Галич.

В посвященной изучению протеканиях в Малайзии полптпчес -ких процессов западной научной латературе, использованной нами -при написаний настоящей работы, глубиной анализа и широтой охвата исследуемых проблем выделяются'труды Г.Мипза, Р.С.Милна, Д.К.Моузи, Н.Да.Оапстопа, В.К.Рофра.В основанных на материя -лах полевых исследований работах М.Л.Родиорса отражена динамика социальнах перемен в малпйокой сельской общине за последние деоягилотия.

Тема малайзийского ислама, рассматриваемого о различных сторон, предотавлаиа в работах К.С;Кесолера, М.Нэша.'Ф.Р. фон дер Мехдена, Х.Кроуча, СБарраглоу.

Большой интерео автора с точки зрения понимания истоков оппозиционности малайзийского варианта исламского фундамента -лизма вызвало исследование К.СКесслера "Ислам и политика в малайском штате. Келантан 1838-1969", поовященное изучению ге- незиса крупнейшей в Малайзии оппозиционной силы - Исламской партии (ИП), а также уоловий, в которых он происходил. Рао -смотрение особенностей политического и ооцаально-экономичео -кого развития штата Келантан (оплота Исламокой партии) в период о 30-х гг. прошлого века до 1969 г. приводит Кесслера, к верному, на взгляд автора, на период 1950-60-х гг. выводу о том, что ИП представляла собой продукт в большей степени оо — ;. циалышх противоречий віг/три малайского общества Келантана .нежели этнического антагонизма мекду малайцами и китайцами.

Тема социально-культурной среда Келантана в качество ге - .
нетической основы Исламской партии и арены ее борьбы о правя -
щей Объединенной малайской национальной организацией (ОШО)'за
влияние среда малайского населения затронута ив богатой этно- .
графическим материалом работе М.Нэша "Сельские кители: полити
ка, религия и модернизация в Келангане, Малайзия",' дащдей так-г
же подробное'опиоапио исламской религиозной.администраций на
уровне штата. .''..

Хотелось бы отметить также содержащие обширный' фактичео - ..
кий материал о;'"волне" исламского фундаментализма, буквально
захлестнувшей Малайзию в конце 70-х - начало 80-х гг., статьи
СБарраглоу и Ф.Р. фон дер Мехдена, С последним, однако, ш
не моясад согласиться относительно приводимой в его работе. "По
литический и социальный вызов.исламского возрождения в Малайэпи
п Шщоиезии"'классификация оппозиционных мусульманских двике '-'
ний Малайзии. Так, среди них. фон дер Мехдеи выделяет "трада -
иионалистов", замечая при этом, что под данным термином подра
зумевается основная масса'малайзийских мусульман (главным об -
разом крестьян), не принимающих активного участия в релвгиоз -
но-нолптпческих движениях и являющихся по .существу лишь потен
циальным источником пополнения подобных двишшй различной на-
правлепнооти, что выводит'данную категорию .населения за ра.мки
классификации исламских двнткспп ;i, поскольку "движением" как '
/ '

. . 6

" їТаковиі она не является. Далее автор называет "фундаменталис -.'. ^тов", "радикалов" и йвозрожденцев", тем'самим вновь смешивая разноуровневые понятия, так как радикализм, по нашему мнению . категория не содержательная; а описательная; "фундаментализм" -ке и "возрожденчеотво"— обозначения одного и того же явления. -С нашей точки-зредия, J критерием принадлежности того или иного мусульманского движения к фундаменталистским является его от -ношение к исламу как средству и модели жизнеустройства, противопоставляемому (пусть с разной степенью антагонистичности) существующему порядку.

Среди работ малайзийских авторов, посвящеішнх проблемам политического развитая страны,прежде всего хотелось бы виде -лить написанную более-двух десятилетий назад книгу нынешнего руководителя Малайзии .Махатхира Мохамада'' "Малайская дилемма", в которой был предпринят анализ причин экономического отстава-"ния малайской национальной общины от китайской и намечена ос -гновные пути его преодоления, положенные впоследствии в основу политики.нового премьер-министра после его прихода к власти в 1981 г. . ' Истоки коммуналиот'скэй .разделенности малайзийспого общест-" ва, этапы реформирования системы колониального управления стра- «вой'на ее пути к независимости и связанное с ним оформление ос-./новных политических сил - все. это нашло отражение в интересной .'' работе К.Дж.Ратнама "Кошунализм и политический процесс в Ма -і^'лаЯв".' Эти Е9 проблемы о'точки зрения формирования государства S* Малайзии в его нынешних границах рассматриваются в книге . " Ц.Н«Сопп "От Малайского Соша к отделению Сингапура".

\;^>В числе других исследований малайзийских ученых, посвящен- ' н'пх социально-политической проблематике, следует отметить ра - 'боты Норайни Хаджи Абдуллаха, Закария Хаджи Ахмада, Ли Кам Хин-', га/Мохамеда Абу Бакара. Майкла Опта, Мухаммада Камлига, Хуа

Кг "--By Нина, Съела Хуспна клз,-

;. '.'',-«'*.- -Дэль'-д-задачн. исследования-определяли сладущуи структуру ;.' ;уиссертацпвТ"Работа-достоит ив 'введения,' трех глав, заключения, ._.: . бяблиографза я пршгоаенляі В основу структура исследования по-

<.;'-. Ч(.Л028Н ЩЮбЛвППНЙ ПрЯНЦЯПк. .i bV,'.-r ':''.': '/."'.. v-'.. ....