Введение к работе
Актуальность исследования.Важность и актуальность исследования африканской интеллигенции в борьбе за национальное освобождение обусловлена рядом факторов. Во-первых, западноафриканская интеллигенция была идейным вдохновителем национально-освободительного движения в колониальный период, формировала и формулировала его цели и задачи, стала катализатором политических процессов, приведших страны Французской Западной Африки (ФЗА) к независимости. Во-вторых, изучение социального и политического поведения интеллигенции представляет интерес, поскольку она преломляет в себе проблемы общества, осмысливает их на теоретическом уровне и выступает как выразитель общественного мнения. В-третьих, глубокое понимание социальных, экономических и политических процессов в сегодняшней Африке невозможно без тщательного учета идейных и политических позиций колониальной интеллигенции. Многие ее представители продолжают играть ведущую роль в политике независимых государств. Идеологи и политики независимых государств Тропической Африки генетически связаны с периодом борьбы за независимость и несут на себе известную печать прошлого.
Предметом исследования является интеллигенция ФЗА, сыгравшая важную роль в процессе деколонизации в послевоенный период.
Исследование интеллигенции в той или иной стране предполагает решенным вопрос о сущности понятия "интеллигенции".Однако существуют значительные трудности определения этого понятия.Как известно, среди ученых нет единого мнения в вопросе об определении понятия "интеллигенция".
Автору диссертации близко понимание интеллигенции, которым оперирует В.И. Максименко, подразумевающий под интеллигенцией скорее социокультурную среду, чем определенную, с четко фиксированными границами, социальную группу, члены которой характеризовались бы единым положением и единой функциональной ролью в системе общественного производства, единым материальным,профессиональным, престижным статусом. Решающим условием возникновения этой среды была, по мнению В,И. Максименко, специфика развития капитализма и распространение буржуазной цивилизации в райо-ных, периферийных по отношению к шро-американским центрам капита-
диетического производства . При этом,"ключом к пониманию становления интеллигенции... может быть рассмотрение этого процесса . . как функции степеней и характера зависимости различных районов афро-азиатской периферии от европейской метрополии" .
К интеллигенции колониального времени автор относит общественный слой людей, профессионально занимавшихся умственным трудом и обычно получивших западное образование. В него входили чиновники, служащие, учителя, юристы, врачи, священнослужители, студенты, технические специалисты, имевшие относительно высокий имущественный и социальный статус в колониальном обществе.
Для понимания процесса становления западноафриканской интеллигенции и ее роли в колониальной обществе необходимо учитывать несколько моментов. . Во-первых, интеллигенция ФЗА не была чисто автохтонным порождением местных социальных структур, она возникла и сложилась в столкновении традиционных и европейских социокультурных элементов. Во-вторых, социальный облик африканской интеллигенции, ее политические идеалы, ее культурный потенциал и участие в общественной жизни во многом определили направления развития колониальных обществ. В-третьих, как особая социальная прослойка, интеллигенция ФЗА имела свои социальные интересы,которые она защищала перед лицом колониализма. Однако в национально-освободительном движении интеллигенция выступала от имени своего народа, борясь за социальное и политическое равноправие,за культурную деколонизацию и независимость.
Цели и задачи исследования. Диссертация является попыткой анализа политической роли интеллигенции в антиколониальном движении Французской Западной Африки, развернувшемся после второй мировой войны. Исследование этой сложной и многоплановой проблемы, включающей политические, социальные, идеологические и культурные аспекты - основная цель данной работы.
Исходя из этой цели, автор поставил следующие задачи:
Максименко В.И. Интеллигенция в странах Магриба.-М.,1980.
-С.5. о
Национальная интеллигенция развивающихся стран Азии и Африки.-М.,I978.-C.24-25
Проанализировать особенности и источники формирования западноафриканской интеллигенции, обусловившие ее социальное и политическое поведение в колониальных условиях.
Рассмотреть роль интеллигенции в послевоенном подъеме антиколониального движения в ФЗА, отмеченном политизацией общества, созданием партии, возникновением и конкретизацией многих концепций национального освобождения.
Определить отношение интеллигенции ФЗА к проблемам культурного заимствования и сохранения африканской культуры.
Выделить идейные течения в идеологии национализма,исповедовавшиеся западноафриканской интеллигенцией, й определить их основное содержание.
Проследигь идейное соперничество различных партий,политических деятелей в вопросах о власти и выборе путей будущего независимого развития.
Хронологические рамки исследования.(1945 -I960 годы) обусловлены внутренними этапами общественного развития ФЗА и мира в цея лом.
Нижняя граница исследуемого периода совпадает с окончанием второй мировой войны, итоги которой оказали значительное воздействие на мировые политические процессы, в том числе и на развитие антиколониального движения в Африке. Верхняя граница определяется годом провозглашения независимости большинства стран ФЗА.
Наиболее ценными теоретическими посылками для данной работы являются:
I. Концепции колониального общества как специфического варианта общественного развития в рамках < даровой системы капиталистического хозяйства, когда привносимые капиталистические отношения, характерные для более ранних классовых, а то и доклассовых общественно-политических стадий, в результате чего происходит как насильственная ломка и трансформация докапиталистических отношений и структур, так и изменение, искажение самих докапитали-стических отношений .
Симония Н.А. Страны Востока: пути развития.-М.,1975. -СД74-І99; Эволюция восточных общества синтез традиционного и современного.-М.,1984.-СД50-І93; Куббель Л.Е. Очерки простес-тарно-политической этнографии.-М.,198В.-С.І93 идр.
-
Концепция колониального синтеза, под которой понимается формирование в странах Азии и Африки синтезированного социального организма "Метрополия-колония", представляющего собой диалектическое единство двух противоположных и противоборствующих частей , их компромиссную структурно-функциональную сочлененность и взаимодействие .
-
Концепция переходного общественного сознания, основой которого является "идеологическая многоукладность" как следствие незавершенности процессов классообразования, их особой специфики в странах Азии и Африки. Для такого "коалиционного ?оздания"ха-рактерно сочетание трудносовместимых в условиях развитых стран принципов традиционализма и модернизма, национализма и социализма, радикализма и консерватизма .
Источники по исследуемой проблеме можно разделить на три группы:
-
Официальные документы политических партий,общественных организаций,активное участие в создании и деятельности которых принимала интеллигенция. Основную часть этой группы составляют программные документы политических партий и организаций,выступивших с позиции антиколониализма.^
-
Научные и публицистические труды западноафриканских политиков № общественных деятелей. В этих работах излагаются основные положения идеологии национально-освободительного движения, представлены позиции авторов по вопросам африканской D и мировой ис-
Симония Н.А. Страны Востока:пути развития.-М.,1975.-С.і64.
Эволюция восточных обществ:сингез традиционного и современного .-М.,1984.-С.447.
3 Там же.
Statute du Rassemblement Democratuque Africain.-Bamako,
1946.
' . Mlsere de l'enseignement en A.0.P.//Presence Africaine.-1956-57.-Deo-Janv.
тории, содержатся ценные фактологические материалы.
-
Официальные публикации правительства франции,колониальных администрации.Эти источники дают обширный материал по самым разным вопросам колониальной политики и реакции на них западноафри-канцев. В них содержатся оценки внутриполитических ситуаций в колониях, прогнозы, отражены перепитий отношений политических пар? тай с колониальными администрациями и официальным Парижем .
-
Материалы прессы. Наибольшую ценность для данной работы представляют издания,публиковавшиеся в колониях ФЗА, прежде всего ежедневная газета Paris-Dakar , еженедельние Afrique houvelle некоторые партийные газеты: Ь'АОЇ, 'Condition Humaine,
Afrique Uoire, L'jfiveil du Benin И Др.
Уникальным источником является издававшийся западноафрикан-цами в Париже журнал Presence Africaine , на страницах которого интеллигенция обсуждала разнообразные проблемы колониальных обществ и пути независимого развития. Из французских изданий следует выделить Democratie Uouvelle уделявший значительное внимание колониальным вопросам.
Степень изученности темы.Специальных обобщающих трудов по теме диссертации и мировой африканистике нет. Тем не менее существует значительное число работ, в той или иной мере, освещающих некоторые ее аспекты.
Общественному положению и идеологическим позициям африканской интеллигенции уделяется в работах B.C. Ерасова, И.Т. Катаго-шиной, . Куббеля, А.Б. Летнева, А.Н. Мосейко, С. Альатаса, ^ И. Бено, U. Кроудера, И. Амона, И. Маркавитца, Э. Шилза и др. ".
* Documentation 2б20
Ёрасов Б.С. Тропическая Африка:идеология и проблемы культуры.-М.,1972 и др.работы; Катагошина И.Т. Интеллигенция Нигерии (становление и роль в политической жизни страны).-М.,1977. и др. работы; Нуббель Л.Е.,Туполев Б.М. Антиколониализм в африканской общественной мысли// Антиколониальная борьба и общественная мысль в Тропической и Южной Африке.-М.,19ЬЗ; Летнев А.Б. Общественная мысль в Западной Африке.І9І8-І939гг.-М.,ї963 и др.работы; Мосейко А.Н. Идеология в странах Тропической Африки.-М., 1965 И др. работы: Alatas S.H. Intellectuals in developing countries.-1.,1977; Benot Y. Ideologies des indepedances afri
Все авторы отмечают, что западноафриканская интеллигенция имела давние традиции общественно-политической деятельности, подверглась дискриминации при колониализме и была лишена политических прав, что, наряду с монополией на современное образование, сделало ее главным проводником общественно-политической модернизации африканского общества. Однако большинство авторов не идет далее констатации этих положений, решая другие научные задачи.
Существенный интерес представляют размышления ряда африканистов о противоречивости африканской интеллигенции . Они отмечают, что она находится на перекрестке различных цивилизаций, эпох, и потому- формирует промежуточный, маргинальный тип личности, в котором уживаются традиции и современность, архаические предрассудки и научные знания, религиозная созерцательность и ш литический динамизм.
Вопрос об источниках западного влияния на африканскую интеллигенцию в общем плане решен в мировой африканистике. Среди них выделяют христианскую религию, либеральные теорее демократи! марксистскую критику капитализма, который ассоциировался с колониализмом, социалистическую концепцию общества без эксплуатации, историографию школы "социальной антропологии".
cain4s.-P.,19б9» Crowder к. Senegal. A study of French Assimile tion Policy.-L.,1967. Hamon ivi. Lea partispolifcLques africaine. -P.,1981; Siiils E. The Intellectuals and the Power.-L.,1972.
^ Мосейко A.H. Идеология в странах Тропической Африки.-М., 19&Ь; Катагошина И.Т. Некоторые аспекты социально-психологическс характеристики интеллигенции современного типа//Пути эволюции и общественная роль современной интеллигенции: поиски, тенденции, перспективы (Материалы "круглого стола"),-М.,19Ь6.-С.15б; Урсу Д.П. Становление национальной историографии в странах Тропической Африки//Вопросы истории.-1979.-if &.-С.76. Brunsciiwig Н. L'Afrique noire en temps de Iіempire francaia.-P.,1988; Alatasa H. Intellectuals in Developing Countries.-.,1977» ВагЪё R. bes classes sooiales en AXrique Uoire.-P.,1966
Б.К. Малиновский, Л. <робениус,А.Рэдклиф-Браун, П.Темпельс, М. Гриоль и др. способствовали утверждению представлений о жизнеспособности и ценности африканской культуры, идейные течения, возникшие среди негров США и Вест-Индии, идеи экзистенционализма и персонализма .
Главную роль в приобщении африканцев к западной культуре играло образование, которое они получают в государственных и миссионерских школах.
Наиболее значительными исследованиями в области колониального образования на взгляд автора, являются труды африканского исследователя А. Мумуни и французского африканиста Ж. Капеля . Они самым тщательным образом исследуют французскую колониальную политику в области образования, приводят разнообразные статистические данные, рассматривают нюансы борьбы западноафриканской интеллигенции за расширение доступа к образованию, уделяют внимание политическому значению подготовки местных кадров.
Общепризнано, что идеологией интеллигенции, выступавшей против колониального статус-кво был национализм. Серьезный вклад в исследование проблем африканского национализма внесли А.А. Иск-л-
ірасов Б.С. Тропическая Африка: идеология и проблемы культуры. -М.,1972.-С.о4; Куббель Л.ІЗ.,Туполев Б.М. Аншиколониализм в африканской общественной мысли// Антиколониальная борьба и общественная мысль в Тропической и Южной Африке.-М.,19ЬЗ.-С.5-15; йартышин СВ. Социализм и национализм в Африке.-М.,1972; Френкель Ю.М. Радикальные течения в рамках африканского национализма //Идеология революционных демократов Африки.-М.,1981.-0.31-47; Adebo Т. Ideological Trends in tiiepolitical thenkiag of the developing Regions: the Case of Sub-saharan Africa.Lund,1982; Holgkin !. Wa-tionalism in colonial Africas theoties and mytha //Black Africa.-L.,1970.-P.372-380; kudimbe V. The invention of Africa, Gnosis, philosophy and the . ^order of Knowledge.Bloo-mtogton,1988; Benot Y. Ideologies dea independancea africainea.-ї.,
1969. p
Moumouni A.L'education en Afrique.-.,1964.
Capelle J. L'education en Afrique no'ire ala veille des independancea (1946-1958)-2.,1990.
деров, О.В. Мартышин, М.Ю. Френкель, Л.Д. Яблочков - авторы коллективной монографии "Национализм в современной Африке",американ ские африканисты X. Кон, А. Мазруи, Р. Ротберг, У. Соколски, М. Тайдл, африканцы У. Абрахам, Ф. Охаегбулам .
Мощным идейным течением, возникшим в русле идеологии африн канского национализма и оказавшим влияние на процессы идеологического развития Африки, был негритюд. К анализу его положений, роли и места вгсистеме антиколониальных идеологий обращались многие авторы . Практически все они говорят о противоречивом
Искендеров А.А. Национально-освободительное движение.Прос лемы, закономерности, перспективы.-М.,1970; Френкель М.Ю. Радикальные течения в раннем африканском национализме/УИдеология революционных демократов Африки.-М.,1981 и др. работы; Яблочков Д[ Эволюция африканского национализма//Идейные течения в Тропической Африке.-М.,1969; Национализм в современной Африке.-М.,1983; iv.ohn Н.,Sokolsky W. African Nationalism in the Twentieth Centry, -Princeton, 1965; biazrui A., Tidy f.i. nationalism and Mew States in Africa from aliout 1935 to the Present.-I., 1984;Abraha, W. She mond of Africa.-Chicago,1962;OhaegDulam F. Nationalism in Colonial and Post-Coloniae Africa.-Washington,1977;.LaDouvet H. Colonisation, colonialisme,decolonisation.-P.,1952;Lissete G. Le combat du Hassemblement Democratique Africain pour la decolonisation pacifique de l'Afrique Поіге.-Р.,1983.
См.: Ерасов B.C. Социально-культурные традиции и обществ венное сознание в странах Азии и Африки.-М.,1982; Ёрасов Б.С. Тропическая Африка: идеология и проблемы культуры.-М.,19?2; Илларионов Н.С.Идеология и общественный прогресс в странах Тропической Африки.-М.,1978; Мартышин О.В. Социализм и национализм в Африке.-М.,1972; Мосейко А.Н. Об одном из идейных направлений в современной Африке (Теория Негритюда)// Вопросы философии,І96 -№3; Шабаев Б.А. Эволюция общественно-политических взглядов Леопольда Седара Сенгора (30-70-е годы)//Антиколониальная борьба и общественная мысль в Тропической и Южной Африке.-М.,1983.-С.87-149; ADOTBV1 ь.л. Negritude et negroloques.1972; Baron В.Negri-tude: a Pan-African Ideal?//Mhiea.Chicago, 1966, vol.76.-M 4; Ba-etides H. Variations sux la negritude//Presence africai-8
характере этого идеологического феномена, сформировавшегося в среде франкоязычных африканских интеллигентов, живших в Париже в 1930-х годах. В нем сочеталось стремление восстановить попра-ное достоинство людей с черной кожей, протест против империалистической политики культурной ассимиляции с обоснованием искусственного противопоставления черной расы белой расе.
Отдельные аспекты мировоззрения Сенгора исследуется в биографических трудах ряда ученых . При всем разнообразии подходов и оценок деятельности Сенгора, авторы едины в том, что политическая и теоретическая деятельность этого выдающегося деятеля оказала глубокое влияние на Африку.
Наиболее значительное исследование, посвященное интеллигенции шЗА и ее идеологической деятельности, принадлежит А.Б.Летне-ву. В монографии и статьях "Общественная мысль в Западной Африке І9І6-І939гг." г.
Одной из главных форм политической самореализации западноафриканской интеллигенции были политические партии, созданные и функционировавшие при ее непосредственном участии. Большой вклад в разработку проблем, связанных с деятельностью политических партий ФЗА, внесли Н.И. Гаврилов, английский исследователь Р. Моргентау, французский африканист Ж. Лизет .
пе,19б1.-М 39» tokkoritz 1..Leopold a.Senior and the politics of Negritude N.Y.,1969; Thomas L.V. le socialisme en .. Afrique. -P.,1966.
Guibert A. L.S. Senghoa? L'liomme et 1'oeuvre-ї., 1961, Hyman її.Іі., h.S. SengfcfcsAn Intellectual biography.Edinburgh, 1971.
Летнев А.Б. Общественная мысль в Западной Африке (Ш8-1939гг.)-М.,1983.
3 Гаврилов Н.И. Западная Африка под гнетом Франции (1945-1959).-М.,1961; Iviorgentau К. Political Perties in French-Speaking Africa.-L.,1964» Aisette C. Le combat du Rassemblement Democratique Africain pour la decolonisation pacifique de l'Afrique Hoire» Chxonique hiatorique.-P.,1983.
Политической деятельности интеллигенции уделяется значител нре внимание.в работах H.Ji. Крыловой, Э-Д. Зинсу, В. Томпсона, Р. Адлоффа, Э. Мортимера, П. Офана .
Одним из каналов общественной деятельности западноафриканс кой интеллигенции были профсоюзные организации. Роль профсоюзов ФЗА .в период антиколониальной борьбы рассматривается в работах Э.Е. Лебедевой, английского исследователя Р.Моргентау, француза А.Новембера, буркинийца М. Кабейя .
Отдельные аспекты изучаемых в диссертации проблем осведены в трудах Е.Ю. Богана, Л.Г. Гусакяна-Гандзакеци,С.В. Датлина, В.Б.Иорданского, Г.С. Кондратьева, Г.Ё.Скорова, Л.М. Энтина, д'Абу, С. Алатаса, М. Амондди, И. Бено, Л. Бови, П. Годинека, Р. Делавинье, М. Корневена, И. Маркавитца, Т. Мелонг, А.Самира, Ж. Сюре-Каналя, Д.Уоддиса, И.Уоллерштейна, Р. Эйнсли и других » следователей.
Анализ научной литературы, изданной за последние тридцать лет в разных странах мира позволяет сделать вывод, что к наиболі изученным проблемам формирования интеллигенции ФЗА и ее участия в антиколониальном движении относятся влияние западного образования, христианства и традиционных институтов на менталитет аф-
Крылова Н.Л. Борьба студенческих организаций и союзов Тр< пической Африки в колониальный период//Проблемы истории стран Африки в конце ХІХ-ХХвв.-М.,І982; Zinson S-D.La decolonisation politique de l'AfriqueZ/La Decolonisation de l'Afrique vu,e par des Africains.-P., 1-87»'-Wiompson V. Adloff H. French, west Africa. «.. 1969; iuortimer . Prance and the Africans.1944-1960. A Political History.-L.,1969» Auphaa P. Histoire de la decolonisation. -P.,1967.
Лебедева Э.Е. Политическая роль профсоюзов Западной Африки.-М., 1974; November А. 1'evolution du mouwement Syndical en Afrique, 0ccidentale.-P.,1965, biorgentau R. їгайє Unions Seek Autonomy// Vest Africa.1957. January; Kabeya h, Syndicalisme et democratie en Afrique lvoire. Iіexperience du Burkina Paso (1936-1983).-P.,1989.
риканской интеллигенции; конструирование образованной элиты и субэлитных групп, имевших собственные интересы и взгляды на эволюцию африканского общества как в колониальных условиях, так и в период независимого развития; теоретическая деятельность политически ангажированной части западноафриканской, интеллигенции.
К наименее исследованным вопросам следует отнести следующие: механизмы политизации общественного сознания, типология идейных течений, идейные позиции той значительной части интеллигенции,которая не участвовала в руководстве политическими партиями и общественными организациями и являлась частью их социальной базы.
Научная новизна диссертации связана прежде всего с тем,что проблема участия интеллигенции <63А в антиколониальном движении в обозначенных временных рамках рассматривается в африканистике впервые. Предпринята попытка комплексного анализа духовной и политической деятельности западноафриканской интеллигенции. При этом автор отошел от несостоятельного принципа оценки деятельности африканской интеллигенции по принципу "прогрессивно-реакционно" и исходил из того, что все деятели и мыслители ФЗА решали одну задачу - освободить страну от колониализма и построить процветающие государства, а методы достижения цели предлагали разные.Автор старался взглянуть на колониализм и антиколониальную деятельность интеллигенции без идеологической предвзятости, без предания анафеме первого, без романтизации и идеализации последнего.
Научно-практическое значение диссертации связано с возможностью использования ее положений и выводов в изучении идейно-политического творчества африканской интеллигенции, так и в других аспектах,например, при оценке состояния и перспектив политического развития стран континента, их социокультурной политики.Материалы исследования также могут быть реализованы в практике учебной работы высших учебных заведения Российской федерации и Республики Того.