Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ренессансная автобиография и самосознание личности: Эней Сильвий Пикколомини (Пий II) Зарецкий, Юрий Петрович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зарецкий, Юрий Петрович. Ренессансная автобиография и самосознание личности: Эней Сильвий Пикколомини (Пий II) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Москва, 1993.- 25 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. В историографии итальянского Возрождения изучение ренессансных представлений о человеке имеет давние традиции, восходящие еще к Я.Бурк-хардту. Значительный вклад в разработку проблемы внесен отечественными исследователями, особенно в 70-80-е гг., когда появилась большая серия монографических трудов, рассматривающих ее в философском и этическом аспекте, прослеживающих особенности ренессансного мышления'. При этом гораздо менее изученным остается имеющий принципиальную важность вопрос о самосознании ренес-сансной личности. Без его уяснения образы людей эпохи Возрождения остаются неполными, а их поступки зачастую не поддаются рациональному истолкованию. До сих пор вопрос этот рассматривался почти исключительно на материале гуманистических трактатов и писем и сводился к проблеме авторского самосознания. Учеными фактически оказалась обойденной целая группа произведений, дающих широкие возможности для исследования самосознания в историко-культурном и историко-психологическом ключе -

^брамсон МЛ. От Данте к Альберти. М., 1979; Баткии Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1978; Он же. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989; Он же. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышлении. М., 1990; Брагина Л.М. Итальянский гуманизм: Этические учения XIV-XV вв. М., 1977; Она же. Социально-этические взгляды гуманистов (вторая половина XV в.). М., 1983; Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М.,1977; Он же. Философия эпохи Возрождения. М., 1980; Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV - первой половины XV в. М., 1977; Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. Л., 1976.

итальянские автобиографические сочинения XIV-XV вв. Одно из таких сочинений, "Записки о достопамятных деяниях", и фигура его автора папы-гуманиста Пия II, в миру известного как Эней Сильвий Пикколомини (1405-1464), находятся в центре внимания диссертационной работы.

Пели и задачи исследования. Цель настоящей работы состоит в том, чтобы выявить и проанализировать некоторые особенности самосознания гуманиста XV в., в первую очередь те, которые отличают его от самосознания человека Нового времени. В соответствии с этой целью определены следующие конкретные задачи диссертации: дать общую характеристику личности Энея Сильвия Пикколомини (Пия II) и его "Записок" как исторического источника; провести комплексный анализ текста сочинения и биографии папы-гуманиста; соотнести автобиографизм Пия с манерой рассказа о себе других ренессансных писателей, а также авторов Нового времени.

Теоретические и методологические основы работы. Общий подход к проблеме в диссертации исходит из разработанных в отечественной историографии представлений об итальянском Возрождении как особом периоде европейской истории, обладавшем типом культуры и типом сознания, отличными от средневекового и новоевропейского. Ренессансная автобиография и запечатлевшееся в ней видение индивидом самого себя были уникальны по своему характеру, хотя и неизбежно несли на себе печать традиционализма, ориентируясь на идеальные "типы жизненного пути", сложившиеся в предшествующие эпохи. В преодолении методологических трудностей, связанных с истолкованием автобиографического

текста, автор опирался на работы М.М.Бахтина2, а также новейшие исследования российских и зарубежных ученых3. Источники. В работе используются три группы источников. Первую составляют ренессансные автобиографические сочинения, прежде всего, "Записки о достопамятных деяниях".Это произведение выделяется среди других автобиографий гуманистов не только полнотой изображения жизненного пути протагониста, но также смысловой и стилистической многоплановостью. Первое издание "Записок" вышло в 1584г. в Риме4 в сильно сокращенном виде. В 1614 г. во Франкфурте появилось второе, в основном воспроизводящее первое, после чего последовал более чем трехсотлетний перерыв, нарушенный выходом выполненного по тексту рукописи английского перевода сочинения и вслед за ним двух итальянских. В латинском оригинале отдельные его части, не включенные в издания 1584 и 1614 гг., стали выходить еще в прошлом веке, однако полностью "Записки" были опубликованы лишь в 1984 г. в официальном ватиканском издании5, которое и было принято за основу при анализе их текста в настоящей работе. При всей своей уникальности в личностном пане сочинение папы сопоставимо с другими автобиографиями XIV-XV вв., что позволяет привлечь в качестве источников также "Письмо к

2Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975; Он зхе.Эстетика словесного творчества. М., 1979.

3Баткин Л.М. Указ. соч.; Burke P. The historical antropology of early modern Italy: Essays on perception and communication. Cambridge (Mass.), 1987; Guglielminetti M. Метопа e scrittura: I'autobiografia da Dante a Cellini. Torino, 1977.

4Pius II (Aeneas Silvius Piccolomini). Commentary rerum memorabilium quae temporibua suis contingerunt. Romae,1584.

5Idem. Commentarii/ Ed. A. van Heck. Vaticano, 1984.

потомкам" Франческо Петрарки, "Счет жизни" Джованни Конверсини да Равенна, "Жизнь" Бенвенуто Чел.іини, а также автобиографические произведения купцов и "деловых людей". Вторую группу источников составляют разнообразные литературные творения Пикколомини-Пия. Обращение к ним обусловлено не только необходимостью представить фигуру папы-гуманиста во всей ее полноте, но и соотнести особенности его писательской манеры с особенностями личностного самосознания, нашедшими выражение в "Записках". Подробнее других анализируется одно из наиболее гуманистических по своему духу произведений папы - "Письмо к Мухаммеду II"6. Самосознание ренеселненого человека находит выражение не только в его литературном творчестве, но и в конкретных делах и поступках. Поэтому третью группу источников составили документально подтвержденные сведения о жизни Энея Пикколомини, тщательно собранные и проанализированные его биографами. Они дополняют и в некоторых случаях верифицируют выводы, полученные на основании анализа текста "Записок".

Степень изученности темы. Хотя проблема ренес-сансного самосознания на материале автобиографических сочинений до сих пор специально не ставилась, отдельные ее аспекты получили разработку в научной литературе, в частности в обобщающих исследованиях по истории и теории автобиографии. Одним из первых к ней обратился в своем монументальном труде Г.Миш7.

Развивая идеи Я.Буркхардта о происходившем в эпоху Возрождения процессе секуляризации личности, он при-

мет. Epistola ad Mahumetem/ A cura di O.Toffanin. Napoli,1953.

7Misch G. Geschichte der Autobiographic Frankfurt am Main, 1907-1969. Bd. I-IV.

ходит к заключению ^ рождении в это время нового самосознания и новой функции автобиографии: говорить не столько об отношении человека к Богу, сколько о человеке как таковом. Во многом противоположным выглядит подход к проблеме современного историка ранней итальянской автобиографии М.Гульельминетти8. Он признает существование в литературе XIV-XVI вв. мощной автобиографической традиции, восходящей к "Исповеди" Блаженного Августина. Эта традиция долгое время была приглушена и заявила о себе в полную силу лишь у Петрарки и Челлини. Сочинение одного из огцов церкви, по мнению ученого, стало "мостом между античностью и средневековьем, по которому должны были пройти те, кто вновь начал беседу с самим собой: сначала Ратерий, Абеляр, Гвиберт Ножанский, а затем Данте и Петрарка". В центре внимания другого современного исследователя, Дж. Г'лдберга9, находятся моменты, отличающие ренес-сансную автобиографию от современной и связанные с ними особенности самосознания индивида. Если авторы Нового времени, считает он, раскрывают собственный образ, обращаясь к своей внутренней жизни, то ренес-сансные писатели осознают себя через общие "типологические модели". В результате современная автобиография обнаруживает единое, индивидуальное и приватное "Я", а ренессансная - всеобщую деперсонализированную и публичную версию "Я".

8 Guglielminetti М. Op. cit.

9 Goldberg 3. Cellini's "Vita" and the conventions of early
autobiography //Modern Language Notes, 1974. № 89.

Личностный аспект автобиографии эпохи Возрождения исследует также Т.Циммерман10, поставивший перед собой задачу проследить связь между автобиографическими сочинениями и исповедью. Ученый исходит из того, что в средние века именно исповедь являлась главным способом осознания человеком самого себя. Мощный дополнительный импульс этому процессу был дан в начале XIII в. решением Латеранского собора, установившим ее обязательность для каждого христианина не реже одного раза в году. В итоге исповедальная практика достигла высокого уровня" развития. Однако параллельно во взаимодействии с ней возникли новые типы самосознания, вызванные обращением к античному наследию - литературе, философии, истории. Автобиографические сочинения Петрарки, в особенности "Моя тайна", могут служить иллюстрацией "сплава" этих двух традиций в литературе раннего Возрождения - их автор использовал исповедальный тип интроспекции, модифицировав его и обогатив знаниями, почерпнутыми из классических источников. При очевидной спорности некоторых теоретических посылок названных работ, в особенности идей о сводимости разнообразных форм ренессансного автобиографизма к парадигме "Исповеди" св. Августина, их общая проблематика и результаты были учтены в ходе написания диссертации. В конкретном виде вопрос об особенностях самосознания Пикколомини-Пия так или иначе присутствует в исследованиях его биографов. Наиболее глубокое из них - отличающаяся тонким психологическим анализом и строгой аргументированностью суждений монография

'^Zimmermann Т.С.Р. Confessions and Autobiography in the Marly Renaissance// Renaissance studies in honor of Hans Baron. Nothern Illinois Univ. Press, 1971.

Дж.Папарелли1'. Прос: лживая отдельные события жизни своего героя, ученый выявляет мотивы его поступков и скрытые за ними характерные черты его видения самого себя. Имеется также несколько работ, непосредственно посвященных "Запискам" Пия и его манере рассказа о себе. Они содержат ряд важных наблюдений, связанных с поэтикой сочинения, его местом в литературной традиции, стилем, в некоторых выявляется правдивость сведений, сообщаемых папой. В послевоенное время к проблеме "самоизображения" Пия обратился Г.Бурк12. В своей работе он обозначил чрезвычайно широкий круг тем: от истолкования понятия "автобиография'' и определения ее форм до интерпретации названия сочинения папы, принципов построения его сюжета и отдельных эпизодов. Что касается главного, фигуры протагониста, то она очерчивается крайне бегло и односторонне - ученого интересует лреимущественно политическая деятельность папы и та часть его "Я", которая с ней связана. В целом же выводы, к которым приходит Г.Бурк, не отличаются ни глубиной, ни оригинальностью - многое он повторяет вслед за Г.Фойгтом, Дж.Леской м некоторыми другими исследователями старой школы. Принципиально иной подход к изучению "Записок" демонстрирует появившаяся два десятилетия спустя монография Л.Тотаро'З. Она содержит тщательный анализ текста сочинения, имеющий целью выявить личностные характеристики главного героя: его природные дарования, сущность его virtu, отношения с

пРарагеШ О. E.S.Piccolomini (Pio II). Bari, 1950. '^Rurck G. Selbstdarstellung und Personenbildnis bei Enea Silvio Piccolomini (Pius II). Basel; Stuttgart, 1956.

^Totaro L. Pio II nei suoi Commentarii: Un contribute alia Lettura della autobbgrafia di Enea Silvio Piccolomini. Bologna, 1978.

Богом и отчасти обрисовать фон, на котором эти характеристики проявляются. Автор видит также свою задачу в том, чтобы прояснить замысел создателя "Записок" и "архитектуру" его труда. Интерпретация сочинения Пия и других итальянских автобиографических произведений ХІИ-XVI вв. в книге М.Гульельминеттии обязана некоторым идеям М.М.Бахтина об особенностях автобиографической памяти.Центральный вопрос, стоящий перед ученым, - как, опираясь на какие литературные модели, Пий рассказывает о себе. Прототипом его "Записок", по мнению Гульельминетт'и, является одноименное сочинение Цезаря. Причем между обоими существуют отношения, типичные для гуманистической литературы - когда античный образец не слепо копируют, но подражают ему или даже соперничают с ним. В отечественной науке исследований "Записок" до сих пор не предпринималось. Отсутствуют и специальные работы, посвященные фигуре их автора. Отдельные, наиболее подробные сведения о нем содержатся в монографии А.Н.Немилова'3.

Хронологические рамки диссертации в целом определяются временем существования феномена ренессансной автобиографии, т.е. XIV-XVI вв. (от Петрарки до Чел-лини). В более узком смысле это начало 60-х годов XV в., последний период жизни Пия и время создания его "Записок". Однако, поскольку в числе задач работы имеется и такая, как сопоставление ренессансного самосознания с новоевропейским, в заключительной части ее временные рамки пришлось существенно расширить, приблизив их верхнюю границу вплотную к сегодняшнему дню.

^Guglieminetti М. Op. cit.

'^Немилов А.Н. Немецкие гуманисты XV века. Л., 1979.

Новизна работы прежде всего состоит в выборе темы исследования: вопросы, связанные с самосознанием ренессансной личности до сих пор относятся к числу мало изученных как в отечественной, так и в зарубежной исторической науке. Нетрадиционным представляется и методологический подход к проблеме, сочетающий истолкование смысла автобиографического текста с анализом документально выверенных сведений о жизни героя. Кроме этого в диссертации впервые в российской историографии предпринимается попытка более или менее полно представить фигуру Энея Пикколомини-Пия II и его "Записки".

Практическое значение диссертации. Материалы работы могут быть использованы при написании обобщающих исследований по истории итальянского Возрождения и Римской Церкви XV в., а также проблем человека в итал* янском гуманизме и более широкой проблемы развития личностного самосознания, при подготовке общих и специальных учебных курсов по обозначенным темам в университетах и педагогических институтах.

Апробация результатов исспедования. Диссертация обсуждалась на заседании Центра по изучению истории культуры Института всеобщей истории РАН. По теме работы автор выступил на всесоюзных конференциях: "Власть и политическая культура в средневековой Европе" (Москва, 1990), "Общности и человек в средневековом мире" (Москва, 1991), а также научных чтениях, посвященных памяти С.Д.Сказкина (Ростов-на-Дону, 1992) и В.И.Р: тенбурга (Санкт-Петербург, 1992).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, примечаний, списка источников и литературы. Содержание глав и их последовательность определяются задачами исследования и избранным методологическим подходом к проблеме.