Введение к работе
Актуальность темы; как думается, связана не столько с а-случайным совпадением срока представления диссертации и новейших политических событий в изучаемой стране, сколько с необхо< димостью фундированной переоценки нашх догматических предстаї
ЛеНИЙ О РОЛИ реЛИГИИ В Современном МИре. ЭТО ОТНОСИТСЯ И К И»
дай, и к Советскому Союзу, и к мировой ситуации в целом. Ее 2
ірогнозировавшйся загодя кризис религии, а ее трансформация и ідаптация к изменившимся условиям, не ожидавшаяся ее цриватиза-ия, а резкая политизация, ке ослабление и отмирание, а усиле-ше позиций религии в разных странах - вот сферы несовпадения югматических прогнозов и реального развития событий. Актуаль-гость работы поэтому, во-первых, тленно в наличии всесторонке-'о анализа того, как и почему именно так произошло это в Ин-[ни, несмотря на провозглашенную правительством политику секу-[яризма.
Во-вторых, работа актуальна благодаря содержащейся в ней [етальной "анатомии конфликтов" на религиозной почве; при этом інализ и выводы типологически могут быть перенесены и на другие вида конфликтов, в том числе известные и нашей стране, на-гример, межнациональные. Актуальна: к вся конфликтологическая иорона работы в целом, включая анализ идеологии, системы об-іаботки и подготовки кадров боевиков, фушанганирования "конф-іиктоносішх" организаций в рядах политических партий и в усло-іиях парламентской демократии и т.п.
В-третьих, актуальность работы в том, что представленный [ обобщенный в ней материал позволяет не только анализировать екущие события в Индии, но и прогнозировать их развитие, в ом числе и в долгосрочном плане.
Научная, политическая и практическая значимость работы виду комплексности предпринятого исследования может быть рас-мотреиа по следующим аспектам,
В историческом аспекте: диссертация вводит в научный 'борот ранее не привлекавшиеся источники нового и новейшего ремени наряду с критическим анализом и осмыслением этих источ-иков и новым осмыслением известных ранее материалов; автор ыдаигает свою концепцию роли религиозного фактора в истори-:еском процессе в Индии колониального периода и периода не-ависимости; вместе с тем вносятся коррективы в истолкование роблем просветительства, реформации, национальнс-освободи-ельного движения, роли гандизма, ближайших и отдаленных пос-едствий использования религии в патетических целях; выдвига-тся периодизация социально-политического развития Индии в словиях независимости; предлагается концепция конфессиона-изапии общественного сознания и подробно разбираются формы
и методы правого радикализма в Индии.
В религиоведческом аспекте: автор предлагает свою модель индуизма как системы, рассматривает составляющие эту систему компоненты, механизмы их взаимосвязей, их эволюцию в результате контактов с инновациями; в работе дается сравнитель ная характеристика индуизма и аврамических религий, подробно рассмотрена специфика индийского ислама; особое место уделено проблемам мирного и конфликтного сосуществования религий в условиях поликонфессиональной страны.
В культурологическом аспекте: рассмотрено взаимодействие формационных и цивилизациошшх характеристик; вскрыт механизм "не-взрывного", эволюционного существования индийской цивилизации во времени; подробно проанализированы примеры "традиционализации инноваций" и модернизации традиций; показано соотношение различных историко-культурных слоев внутри традиционной системы; выявлены наиболее важные противоречия эволюционного развития и формы их разрешения в рамкаг системы.
В политологическом аспекте: в диссертации подробно анализируется процесс политизации религии и связанная с ним "ре-лигиезация политики"; рассмотрен коммунализм, его формы, социальная база, идеология, практика, эволюция, связь с политическими организациями и партиями как в колониальный период, так и после завоевания Индией независимости; заново рассмотрен вопрос о политике секуляризма, ее специфике в индийских условиях, ее изначальной недостаточности и последующей эрозии.
В социологическом аспекте: в работе в тесной связи с основной темой исследования анализируются вопросы возникновения и эволюции новых классов индийского общества, их идеология, динамика их развития и воздействия на общественную кизнъ; подробно излагаются позиции индусских коммуналпстов по отношению к различным социальным группам.
В философском аспекте: работа содерзит подробный очерк философского компонента ивдуязш, его соотношзяия с религиозным культом и с социальной структурой, а таккэ проблему адаптации ведавтийских ираі к современности и возникновения ж авояацЕз религиозного увивврсалязш.
именно в плаве раскрытия втих шести аспектов, т.е* исторического, религиоведческого, культурологического, поднтологи-4
ческого, социологического и философского, допустимо говорить о новизне диссертации, являющейся по сути дела первым в советской и мировой инкологии комплексным проблемным исслэдованием указанных вопросов во всей их совокупности.
Политическая значимость работы заключается, с одной стороны, в объективном и всестороннем анализе такого специфического явления политической жизни Индии как коммунализм, его генезиса, его роли на разных этапах исторического развития, современных тенденций. Обобщенный в работе материал дает возможность адекватной интерпретации деятельности буржуазных партий, прежде всего правых, а также позволяет выявить не афишируемые зачастую связи между коммуналистсктаи организациями и секуля-ристскими партиями, проследить механизм проникновения коммуна-гастских элементов в госаппарат, систему образования, правоохранительные органы. Теоретические обобщения и выводы, содержащиеся в диссертация, помогают вычленить такие стороны ззаимодейсгвия религии и полигики как воздействие религиозных традиций на политическую культуру и на политические процессы, збратное воздействие (т.е. влияние политической жизни на религию) , наконец, сознательное использование религии в полити-іеских целях; более того, появляется возможность прогнозиро-іать и даже предупреждать процессы и события, связанные с ювлечением религиозного фактора в политику в условиях поли-гонфессиональной страны.
С другой стороны, политическая значимость работы может іить усмотрена в определенном сходстве некоторых политических іитуаций в Индии и в Советском Союзе и, следовательно, в при-ютамости результатов исследования (с некоторыми поправками) : нашим условиям. Особый интерес представляет, по-видимому, 'енезис и зволкзция коммунализма как специфической формы шо-іинизма, проблема поиска "внутреннего врага", иррационально локовов восприятие "своих" и "чужих", комплекс неполноцен-ости у коммуналисгских идеологов, выступающих от имени об-;инн большинства, связь якобы стихийных хулиганских погромов экономическими и политическими интересами И ЛІН.др.
Отсюда вытекает и практическая значимость работы - как ля индологов Іран» как и для представителей центристских и евых сил в Индии), так и для 'специалистов по проблемам на-
шей страны.
Практическая значимость диссертации заключается и в возможности использования содержащегося в ней материала, ее обоб щений и выводов для написания исторических, политологических, социологических работ по современной Индии, по колониальному периоду и, с определенными коррективами, по проблемам других развивающихся стран. На основе данной работы могут быть построены лекционные курсы по новому и новейшему периодам истории Индия, ее выводы могут оказаться полезными как для научных, так и практических работников, в частности, при оценке идеологических и политических процессов, происходящих или могущих произойти в Индии.
Цели и задачи исследования. При написании работы автор ставил перед собой следующие цели:
1. Выявить основные закономерности взаимодействия рели
гий Индии с социально-политическими инновациями нового и но
вейшего времени;
2. Дать всесторонний анализ индусского коммуналязма.
Для достижения этих целей диссертант стремился решить
следующие задачи:
-
Представить целостную концепцию индуизма как конфессиональной системы, выступающей как ядро индийской цивилизации;
-
Рассмотреть модернизацию и трансформацию традиционного индуизма в результате политических, экономических, культурных и социальных сдвигов ХІХ-ХХ вв.;
-
Показать закономерности реформаторских процессов в индуизме и их связь с идеологией национально-освободительного движения;
-
Проанализировать проблему политизации религии в условиях развертывания национально-освободительного движения;
-
Показать генезис универсалистских, коммуналистских и секуляристских взглядов;
-
Дать общую характеристику коммунализма как общественного явления, показать его эволюцию и роль на различных этапах исторического развития;
-
Дать исторический очерк_коммуналистских организаций и партий, исследовать эволюцию взглядов ведущих лидеров
їоммунализма, показать роль и место коммунализма в системе зоциально-политяческих связей;
8. Проанализировать роль религиозного фактора в усло-зиях секулярисгсной государственности.
Методологической основой исследования являєТ'ся диалектика как всеобщий научный метод познания общественной жизни. 1сходя из основных категорий материалистической диалектики, в щссертации на конкретном историческом материале рассмотрены зоотношения особенного и общего, частного и целого, причинно-зледственные связи процессов и взглядов, событий и явлений, сеоряй и практики.
Источники и историография. Источники, использованные в работе делятся на две четко очерченные группы - в зависимости зг объекта исследования. Отсутствие в индуизме всеми прязна-заемого канонического свода делает выбор источников исследо-зателм неизбежно субъективным, хотя, несомненно, веды, упани-аады, другие религиозно-философские тексты, особенно ведан-гийские, Бхагавадгнта и многочисленные комментарии к ней составляют тот минимум, без которого не может быть написана ни здна серьезная работа. Что касается источников по индуизму, вносящихся непосредственно к рассматриваемому в диссертации зериоду, го основной их корпус составляют работы (книги, зтатьи, лекции, проповеди) Р.М.Роя. Д.Тагора, К.Ч.Сена, Дай-знанды Сарасвати, Тилака, Раманришны, Свами Вивекананды, І.Гхоша, М.К.Ганди, С.Радхакришнана, т.е. тех мыслителей, їтаранияма которых и была произведена адаптация индуизма к изменившимся условиям. Особняком стоят произведения их эпиго-їов, руководителей миссий и ашрамов, продолжающих конкретную реформаторскуи деятельность, но не вносящих принципиально новых идей (Свами Ранганагхананда, Свами Нитьясварупананда, ]вами Локешварананда, Виноба Бхаве). Отдельную группу источников составляют сборники лекиц и проповедей руководителей гуруистекях сект современной Индии (Раджниша, Сатья Сая Ба-5ы, Махеш Йоги и др.).
Источники же по индусскому кошунализму включают в себя прежде всего документы коммуналистских организаций и партий [Хинду Маха Сабха, Раштряя Сваямсевак Сангх, Вишва Хинду Па-ришад, Джан Сангх, Бхарагия Джаиата Парти) и работы видней-
шик идеологов коммунализма (Саваркара, Голвалкара, Адвани, Ваджпаи, Мадхока и др.). В определенной степени роль источников исполняют мемуарные произведения бывших или настоящих лидеров и деятелей коммунализма (Мишра, Гоял, Нана Дешмукх и ^ пропагандистские брошюры про- или анти-коммуналистской напраз ленности. Автороля проработаны также материалы индийской пресен с 1950 по 1991 год, которые в ряде случаев могут вполне рассматриваться в качестве источников.
Что касается^научной разработанности рассматриваемых в диссертации проблем, то о ней можно говорить только предварительно сгруппировав сами эта проблемы в несколько, отстоящих друг от друга, блоков.
Елок первый - целостная концепция индуизма. Об индуизмі в мировой индологии написаны тысячи монографий, не говоря уж о статьях. В советской науке изучение индуизма практически получило определенное распространение лишь в последние десятилетия, хотя первые работы по этой тематике, как и в других европейских странах, относятся еще ко второй половине ХУШв.
Наиболее разносгоронни исследования по индуизму, выполненные английскими учеными, однако почти все они посвящены лишь отдельным аспектам этой религиозной системы. Европейские ученые нередко оспаривают саму возможность построения целостной модели индуизма, предпочитая видеть в нем несформи-рованный хаос разновременных верований и культов. Тем не менее в работах Бэшема, Кремрич, Уолкера, Циммера, Барта, Бурке, Доусона, Монье-Вильямса, Уилсона, Уилкенза и других крупнейиих специалистов выстраивается определенная структур* внутренних взаимосвязей, образующих згу систему. В работах индийских ученых, как правило, содержится масса сведений, весьма полезных, но не позволяющих за деталями увидеть основной костяк.
Русская школа индологии с момента своего зарождения самым решительным образом виступала против пресловутых концепций европоцентризма, отрицавших вклад народов Востока в сокровищницу мировой цивилизации. Несмотря на противодействие английских колониальных властей любым контактам русских и индийцев, ученые Росоші плодотворно работали в области изучена общественного сознания и культуры народов Индии. 8
Небозянтересно, что первнн научным произведением на рус-5КОМ языка, посвященный Индия, является труд именно по индуизму - "Беспристрастное созерцание систем Восточной Индии браманов, священних обрядов их и народних обнчаев". Автором его 5ыл ярославсгсий музыкант Г.Лебедев, насколько лет проживший в Індии и создавший в Калькутте первый индийский театр европей-ікого типа (по образцу театра Ф.Волкова в Ярославле), где ста-!ились пьесн на Оенгали. Уяе в этой, самой первой работа об [ндуизме, написаггаой в России, нашел отражение тот подход, ко-'орнй впоследствии стал ведущим в книгах русских индологов на [энную тему, - индуизм рассматривается в ней как соцпально-«лигиозная система, причем особое внимание автор уделяет [роблеме кастового деления общества.
Первый период изучения индуязма в России начался, сло-;оватвльно, в 1805 г. (хотя следует отметить, что уже в конце УШ в. были осуществлены переводы классических произведений иддйской философии, в частности в 1788г. - "Бхагавадгига") : продолжался до начала 70-х гг. ХПв. Этот период характеризуется прежде всего исследованием письмэшгах памятников санс-ритской литературы, работами в области сравнительного язы-;ознания и изучения ведийских религии я мифологии (трудн :.Я.Петрова, К.А.Коссовича, позднее - Д.Н.Овсяняко-Куликов-кого, В.Ф.Миллера я др.).
Второй период охватывает время от 70-х гг. ХПв. до 917 г. Он связан преадр всего с научной деятельностью выда-вдегося русского ученого И.II.Минаева, нередко называемого ос-ювателем русской школы индологии. Хотя главное место в тру-;ах русских индологов этого периода занимали проблемы буддо-;0гии, тем не менее изучению индуизма также уделялось опресненное внимание.
Следует отметить, что если в первый период исследова-есь в основном вопросы, связанные с предысторией и ранним талом истории индуизма, то во второй период преимущественное нимание уделялось индуизму тех дней, реформаторским течени-м в нем, а также проблемам сравнительного религиоведения.
Качественно новый этап в проведении исследований насупил после 1917г. В своем изучении индуизма советские учене опираются на основной методологический принцип марксист-
ского анализа истории религии, заключающийся в рассмотрении ее как составной, части истории общества. Под этим углом исследуются социальные, гносеологические и исторические корки индуизма, его общественные функции, структура, философия, роль религиозных традиций, а также изменение религиозных представлений в результате изменений социальных условий.
Такой подход предопределяет необходимость многоотраслевых исследований, в которых принимают участие историки и философы, этнографы и религиоведа, психологи, лингвисты и археологи. Изучению религий Индии, в частности индуизма, способствовало сложение и оформление в 40-50-х гг. единой марксистско-ді нинокой концепции индийского исторического процесса, что явилось необходимой предпосылкой создания обобщающих трудов и работ проблемно-систематического характера.
Комплексная характеристика ведийской религии, брахманиз-ма и индуизма, его корней, специфических особенностей, этапов развития от древности до сегодняшнего дня дается в монографии К. А. Антоновой, Г.М.Бонгард-Левина и Г.Г.Котовского. На фоне и торического развития Индии и в тесной связи с социалъно-эконо мическиыи характеристиками основных этапов этого развития инд изм рассматривается в монографии Г.М.Бонгард-Левина и Г.Ф.Иль: к в книгах "История Индии в средние века", "Новая история Индии" и "Новейшая история Индии".
В названных изданиях ка большом фактическом материале о; растеризованы важнейшие черты религиозного мировоззрения инду сов, особенности формирования и функционирования системы инду изма, проблемы соотношения варновой и кастовой структур, выяв лена общая- закономерность изменения религии в связи с социадь но-экономическими сдвигами.
В исследованиях, посвященных классической индийской фил софии, определенное внимание уделялось также основным философ скиы положениям и категориям индуизш. Специальные работы был посвящены анализу йоги, веданты, других философских школ.
Преломление религиозно-философскЕХ идей и представлений в философии нового и новейшего времени было подробно исследовано в монографиях В.В.Бродова и А.Д.Литмана. Последним ана лизируются, в частности, философские системы крупных религиоэ ных деятелей новейшего времени, среди них такие, как синтетическая йога-веданта, вишнуитская теология Свами Бон Махараджа 10
"синтез" религии и науки в воззрениях Свами Ранганатхананда. Благодаря работам советских философов-индологов, хотя и не посвященных специально индуизму, возникает возможность как рассмотрения конкретных религиозно-философских тенденций, так и теоретического осмысления роли религиозного мировоззрения в процессе генезиса и развития индийской философии.
К работам философов примыкают исследования литературоведов, посвященных мифологии, эпосу и философским произведениям Древней Индии, в которых рассматриваемые вопросы изучаются не через призму религиоведческого подхода, а с литературоведческих позиций, что позволяет более полно восстановить картину формирования основных философских концепций индуизма на раннем этапе его развития.
На стыке литературоведения и религиоведения находится ис-їледование В.С.СеменцоБа, в котором предпринята попытка истолкования ритуальных и философских текстов раннего индуизма в их звязи с предшествовавшей традицией, а также рассматриваются различные аспекты состава ведийского канона, символика ритуала л мифологии.
Определенное внимание уделено индуизму и в работах, посещенных индийскому искусству - театру, живописи, архитектуре, з частности храмовой. Особый интерес представляют в этом отно-вении монография М.П.Котовской и специальная работа индолога и судожника С.И.Потабенко.
Наряду с концептуальными исследованиями взаимосвязи индийских религий, в частности индуизма, с искусством народов Ин-пш советские искусствоведы публикуют также материалы описа-гелько-популяризаторского и описательно-систематического характера.
Если главы, посвященные индуизму, во всех перечисленных зыие обобщающих работах носят как бы побочный характер, постольку вписаны в структуру книг, охватывавдих превде всего исторический процесс в данной стране, а в исследованиях философов, литературоведов и искусствоведов индуизм привлекается лишь уія разъяснения отдельных сторон рассматриваемых явлений, то в >аботах, специально посвященных этой теме, последняя получает сачественно иное освещение. Индуизму, например, посвящена монография Н.Р.1усевой, в которой прослеживаются ранняя история
этой религии, а также эгногенетические корни ее основных культов, подробно обосновывается поддерживаемая автором гипотеза с родстве индоариев и прогославян. Значительное внимание уделенс индуизму в Философской энциклопедии, Советской исторической эк циклопедии и "Мифах народов ыира", в которых содержатся статы обобщающего плана. Эти статьи в отличие от глав историй Индии не подчинены какому-либо внешнему плану, а представляют собой скатое изложение основных концепций советских индологов, касающихся природы, генезиса, развития, функционирования индуизма как социально-религиозной системы. Кроме того, в эншклопеддчс ких изданиях содержится огромный материал о всех основных сектах, течениях, толках индуизма, о наиболее известных проповедниках, гуру, об индусских организациях, о предметах поклонения храмах, местах паломничеств и пр.
Одной из важных особенностей подхода к изучению индуизм* характерного для советских исследователей, следует считать вое приятие индуизма как системы не застывшей, а развивающейся, не прерывно обновляющейся, хотя и сохраняющей определенные связи с предшествующими этапами. Особое значение при этом имеют вши лекие прогрессивных и реакционных потенций сохраняющихся связей, а также установление зависимости между их формой и реалы содержанием. Данные вопросы подвергаются скрупулезному анализ} в работах, посвященных различным периодам истории индуизма.
Следует отметить, что история индуизма изучена пока неравномерно. Происхождение индуизма, индуизм в древности, проблемы взаимодействия арийского и автохтонного субстратов, форга рования вероучения, сущность основных догматов, периодизация древнеиндийской религии подробно, с привлечением новейшего материала (в том числе данных эпиграфики и археологии) рассмотрены в монографии Г.М.Бонгард-Левина "Древнеиндийская цивилизация". Значительное место в ней уделено исследованию проблемь возникновения антикавонических и реформаторских движений в индуизме. Многие из этих вопросов были затронуты и в более ранней работе того же автора.
Индуизм в средние века остается наименее изученным в нашей стрнне. Следует отметить прежде всего исследования Н.М.Са-зановой, посвященные движению бхакти, в частности ее работу "Народная культура браджа и творчество Сур Даса". 12
Проблематика работ, посвященных индуизму в новое и но-зейшее время, довольно широка. Особое внимание уделяется пре-юмлению религиозно-философских традиций в воззрениях наябо-іее видных общественных деятелей Индии этого периода. В ряде забот (Е.В.Паевской, Э.Н.Комарова, Р.Б.Рыбакова) анализируют-гя просветительские идеи Р.Роя, "отца современной Индии'' и прослеживается, с одной стороны, связь этих идей с социально-экономическими сдвигами в стране в начале XIX в., а с другой -!0держащиеся в учении Роя переосмысление и развитие религиоз-ю-философских традиций индуизма. Взглядам отдельных мыслите-іей нового и новейшего времени, выступавших с новым толкова-тем традиционного наследства индуизма, посвящены работы 5.С.Костюченко. Изучаются также наследие Рамакришш, Д.Сарас-іати, Б.Г.Тилака, С.Шивананды, идеология и деятельность "мис-!ии Рамакришны". Комплексу проблем, связанных с изменениями в толковании догм индуизма в новое и новейшее время, а также с [змененяем роли этой религии, ее функций, посвящена работа Юбсврганта "Буржуазная реформация индуизма", в ней дается шализ взаимодействия ортодоксальных и реформаторских воззре-ряй в ХІХ-ХХ вв. и прослеживается специфика преломления тра--иций индуизма в идеологии национально-освободительного дви-:ения. Некоторые аспекты истории индуизма рассматриваются в борниках "Религия и общественная мысль народов Востока", Религия и атеизм в Индии" и в работах, посвященных идеологии :ационально-оевободигельного движения и гандизму (О.В.Мартыпаь-а, Э.Н.Комарова, А.Д.Литмана, А.В.Райкова, О.В.Мезенцевой и
р.).
Наряду с исследованием наиболее важных закономерностей азвития индуизма на разных.исторических этапах советские ин~ ологи детально анализируют в своих трудах отдельные стороны ндуизыа, связашюй с ним социальной системы, а также взаимс— ействие его с другими формами культурного наследия. Основное нимание при этом уделяется различным аспектам формирования и ункционирования кастовой системы индийского общества, ее ложным соотношениям с индуизмом. Особо изучаются вопросы, вязанные со своеобразной адаптацией кастовой системы в сов-еменном буржуазном обществе. Специально всем этим вопросам освящен сборник "Касты в Индии" и монография А.А.Куцанкова.
Комплекс проблем, относящихся к изучению кастовой системы, получил свое отражение в трудах Г.Г.Котовского, В.И,Каль-янова, Г.М.Бонгард-Левина, !.Б.Алаева, В.И.Павлова, К.А.Антоновой и др. Свда же примыкают исследования, посвященные роли общины в индийской деревне, в которых наряду с социально-экономическими рассматриваются и вопросы, связанные с ролью индуизма, его правил, положений и установлений. Среда работ, посвященных этой тематике, следует упомянуть монографии М.К.Кудрявцева и JI. Б. Алаева.
В трудах многих советских востоковедов рассмотрены вопросы культа и ритуала в индуизме (Н.Р.1усева), семейно-брачна отношений, освящаемых индуизмом (Б.С.Юрлова), описаны и проанализированы религиозные праздники (Н.Р.1усева).
Несколько особняком в ряду индологических исследований стоит оригинальная работа Н.А.Крашеншниковой, предетавляющая собой историко-правовое исследование. В ней на основе многолетнего изучения автором памятников древнего и средневекового права, а также современного законодательства Республики Индии рассмотрено понятие "традиционное религиозное индусское право", освещены его происхождение, источники, границы применени и трансформация под влиянием привнесенного колонизаторами английского права, описано модифицированное право индусов в независимой Индии.
Ряд работ советских исследователей рассматривает взаимс действие религиозных и этнических процессов в современной Индии, а также взаимосвязи индусского культурного комплекса с культурой малых народов (племен) Индии (труды Г.М.Іригорьевоі Н.Р.1усевой, Л.В.Шапошниковой и др.).
Блок второй - изучение реформаторских процессов в религиях Индии, в частности, в индуизме. В зарубежной индологии проблема рассмотрения реформации индуизма как процесса не сте вилась. Исключение, пожалуй, составляет давняя (1914г.) работа Дж.Фаркухара, гиперболизирующая роль христианства и расемг ривающая все реформаторские движения в Индии о точки зрения их близости к христианству. Во всех остальных работах зарубежных индологов - как индийских, так американских и западно, европейских - рассматривается не реформация как историческое явление, а взгляды отдельных реформаторов. Несмотря на этот 14
методологический изъян, многие из этих работ имеют известную научную ценность из-за содержащегося в них богатого фактичес-кого материала.
Исследований, специально посвященных реформации индуизма, нет и в советской индологии (если не считать работ диссертанта, опубликованных по этой теме). Однако в работах Э.Н.Комарова и Л.Р.Полонской были впервые поставлены и решены шогие проблемы идеологического развития Индии в описываемый период, непосредственно затрагивающие и вопросы реформации. В них с марксистских позиций сформулированы проблемы соотношения просветительства и реформации в Индии, дан подробный ана-іиз эгалитаристских и секуляриотских тенденций, а также всесторонне рассмотрены социальные и этические аспекты учений ?.Роя, Свами Вивекананды, М.К. Ганда (работы Э.Н.Комарова) и проблемы мусульманской реформации в Индии (работы Л.Р.Полон-зкой).
Отдельные вопросы, связанные с религиозным реформаторст-зом, затрагивались также в работах Н.П.Аникеева, А.Г.Бельско-'0, А.Х.Вафн, Н.М»Голъдберга, Н.Р,Гусевой, Т.Ф.Девяткиной, 1.М.Дьякова, В.С.Костюченко, Г.Г.іСотовского, А.И.Левковского, Ь.Д.Литшна, О.В.Мезенцевой, В.И.Павлова, Е.В.Паевской; L.В.Райкова. И.М.Рейснера, Н. И. Семеновой, М.Т.Степанянц, '.А.Ульяновского, А.И.Чичерова и др. Все эти работы оказали іольшую помощь диссертанту.
Блок третий - изучение коммуяализма. По вполне понятным [ричинам среди пишущих по этим проблемам в Индии преобладают .олитические деятели той или иной ориентации. Следует иметь в иду, что большую часть работ составляют пропагандистские ма-ериалы, в которых анализ подменяется прямыми и не всегда до-аэательными нападками или еще менее доказательной апологети-;ой.
Наиболее интересными работами, в которых дается харак-еристика социальной базы коммунализма, его идеологических ос-ов и практики межобщинных столкновений являются исследования юшнира.Бипин Чандры, Гояла, Гаягадхарана, Малавии, Фаруки и ругих. Любопытно, что самый интересный материал, собранный а шстах, содержится в работах европейских и американских ав-оров, так или иначе связанных с разведывательными службами
(например, работа Каррена, монография Андерсона и Дамле и др.) Особо надлежит упомянуть остро критические работы по ком-ыунализму, созданные представителями марксистской мысли, в Индии (Р.Рао, Фаруки, Сардесан). Индийские коммунисты последовательно разоблачают антинародную, раскольническую сущность ком-муналистской идеологии и подвергают резкой аргументированной критике политику и лозунги коммуналистских партий.
Однако следует отметить, что в некоторых критических работах, посвященных коммунализму, последний оказывается как бы вырванным из питательной срэдн, повисшим в воздухе, воспришша ясь скорее как чьи-то "происки", чем как закономерно возникшее явление.
Для многих индийских ученых, как и для политиков секуля-ристского толка коммунализм представляется как нечто если и не случайное, то временное, что на определенных этапах порождало иллюзии, что секуляристские силы, сплотившись, смогут вытеснить коммунализм с политической сцены и из общественной ЕИЗ ни. Несомненно, это было вызвано в какой-то степени и завышенной оценкой возможностей и перспектив секуляризма.
Однако, время вносит свои коррективы и в эти теоретические построения. Чем дальше разворачивается историческое развитие независимой Индии, тем более тревожной и серьезной становится оценка коммуналистской угрозы.
В целом зарубекныы исследователям коммунализта, при всех бесспорных достоинствах их работ с точки зрения накопленного материала, свойственны - по крайней мере многий из них - следующие, ошибочные, как представляется черты:
понимание коымунализма как искусственного "детица" английских колонизаторов;
недооценка живучести коымунализма, его гибкости и способности адаптироваться к изменяющимся социально-политическим условиям;
- механическое противопоставление "хорошего" использова
ния религии в политических целях "плохому", т.е. коммуналист-
скому и, следовательно, игнорирование того, что светские, мир
ские цели неминуемо искажаются при любом привлечении религии
для их достижения.
Прогрессивные исследователи к тому же склонны закрывать 16
глаза ка неудобную для ник связь коммунализма с отдельными сторонами деятельности буржуазних реформаторов - в том числе и тех, кто выступал с универсалистских позиций. Реакционные исследователи, зачастую сами входящие в лагерь коммуналистов, наивно или с умыслом подчеркивает якобы культуртрегерскую его яаиравленноеть и сознательно игнорируй присущий ему наступательный и политический шовинизм.
Среди советских ученых, специально писавших о коммуяа-низме следует упомянуть А.Г.Вельского, Л.Р.Гордон-Полонскую, '{.З.Ашрафян, Б.И.Клзоева, А.Д.Литмана, Э.Н.Комарова, А.Г.Волошина. В их работах убедительно показана антидемократическая зущность коммунализма, его реакционная идеология.
Отдельные аспекты изучения коммунализма затрагивались з работах А.Ахмедзянова, 0.В.Мезенцевой, Н.Р.Микаелян, М.Т. Зтепанянц, А.В.Шаварова.
Несомненной заслугой советских индологов следует приз-іать рассмотрение коммунализма именно как политического, а не эелигиоэного или культуртрегерского течения. В то же вре-!Я преимущественное внимание именно к политической деятель-юсти вело иногда к завышению оценки самостоятельности партий Джан Сангх - БДП от истинного ядра индусского коммунализ-іа, его мозгового центра и кузницы кадров - РСС.
В целом будет справедливо сказать, что и в индийской, и і западной, я в отечественной науке наблюдается тенденция к юе более серьезному и аналитическому восприятию проблемы ;оммунализма, к более реалистическим и научно аргументирований оценкам этого явления.
Тем не менее, до сих пор ни в советской, ни в мировой долотш все перечисленные выше темы, т.е. концептуальное рас-мотрение индуизма как системы, ее эволюция при столкновении общественными сдвигами в XIX-XX веке и, наконец, сущностные арактеристики коммунализма и описание его изменяющейся роля а различных исторических этапах, не становились предметом омплексного единого исследования. Данная диссертация приз-ана восполнить этот пробел.
Структура работы не вполне обычна. Она состоит из введе-ия, трех разделов (пять глав) и заключения, причем первая и оследняя (пятая) главы посвящены теоретическому анализу роли