Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозно-политические идеи Томаса Картрайта и опыт определения авторства анонимных памфлетов Хозиева, Татьяна Хетаговна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хозиева, Татьяна Хетаговна. Религиозно-политические идеи Томаса Картрайта и опыт определения авторства анонимных памфлетов : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Ставрополь, 1995.- 23 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность проблемы.

Реформация в Англия XVI зека - сложное и многоплановое явление. В водовороте религиозно-политических движении XVI века з Англии, пожалуй, впервые в наиболее полном объеме были зырзботаны не только этические аспекты реформации, но также и весьма отчетливо вьіраженьї принципы новых политических учений. Многие из этих принципов легли в фундамент современных демократических обществ Запада.

Одна из наиболее устойчивых моделей общественного развития, з которой успешно реализуется принцип так называемого ''смешанного правления" (конституционная монархия современной Англии) была заложена уже тогда - в Англии XVI века - в религиозно-политических концепциях, которые составили зажнепщую сторону пресвитерианской реформации зыдаюшегося деятеля английского пуританизма Томаса Картрай-та. Он сумел, пользуясь реформациснной терминологией, выдвинуть ряд основополагающих идей и принципов, приззанных. по его мнению,.укрепить союз и сосуществование трех основных субъектов светской и духовной власти з английском обществе ХМ зека: монархии, парламента и церкзи. Укрепляя же этот союз, он, тем не менее, вынужден был говорить и о различии функций этих учреждений.

В полемике, которая развернулась в 70-е - SO-e годы XVI зека между лидером пре-сзптериан и англиканскими епископами, получила дальнейшее развитие и фактически окончательно сформировалась религиозно-политическая доктрина Томаса Картрайта. сказавшая решающее воздействие на развитие зсей пуританской реформации з дальнейшем. Однако, з современной историографии, как отечественной так и зарубежной, именно этот зажкейшин период формирования религиозно-политической мысли пресвитериан наименее исследован. Ученые ограничивались лишь констатацией очевидной научной актуальности такого исследования. Труды Томаса Картрайта сыграли большую роль в развитии не только догматической, этической и политической концепции пурнтанстза. но и заложили основы особого жанра религиозно-политической пропове-д;:. обогатив те:.! самым лексику английского д:=:ка. Поэтому всестороннее исследование религиозно-политических взглядов и практической деятельности вождя пресвитериан а также своеобразного языка его крупных религиозно-политических сочинений гшедстазляет несомненную научную ценность для зсех специалистов, кто хотел бы разобраться з сущности крупнейшего явления з духовной жизни Англии XVI века.

Главные идеи Томаса Картрайта проникли в самые широкие массы английского общества зо зторой половине 80-х годов XVI века благодаря анонимным памфлетам, подписанным псевдонимом Мартина Марпрелата. В английской литературе спорадиче-

схл делались попытки путем сопоставления различных косвенных данных определить авторство этих сочинений, которые были особенно ненавистны короне. В числе предполагаемых авторов наиболее часто упоминаются имена Томаса Картрайта и его единомышленника пресвитерианского проповедника Джона Юдэла. Однако, по словам английского биографа Томаса Картрайта Эндрю Скотт-Пирсона, окончательно этот вопрос может прояснить лишь специальное исследование структуры языка памфлетов Мартина Марпрелата и оригинальных сочинений наиболее вероятных "подозреваемых". Обладая необходимыми профессиональными знаниями, а также имея в своем распоряжении копии оригинальных источников, на которые указывал Скотт-Пирсон, можно провести исследование, которое органически дополнит систему религиозно-политических идей Томаса Картрайта. В качестве первой попытки оно представит несомненную ценность для исследователей не только пресвитерианской реформации XVI века, но также и для широкого круга специалистов, участвующих в разработке обшелриемлемой методики установления авторства анонимных текстов.

Актуальность темы обусловливается также и тем, что различные религиозные учения все глубже проникают в жизнь современного человека. Наряду с государственными институтами власти церковь помогает решать вопросы нравственного и этического воспитания граждан. В этой связи изучение религиозно-политических идей Томаса Картрайта - творца основ пресвитерианского направления в протестантской религии представляется полезным и поучительным, так как именно он, его деятельность привела к качественно новому этапу в развитии данного направления реформации. А его система религиозно-нравственного и дисциплинарного воспитания верующих легла в основу созданных и успешно функционирующих сейчас пресвитерианских церквей в западной Европе и США. Поэтому изучение подобного опыта представляется полезным для России, где религиозные идеи начали проникать во все сферы ее жизни: бизнес, политику, культуру.

Историография проблемы.

Несмотря на очевидную актуальность, колоритной фигуре и взглядам Томаса Картрайта уделялось сравнительно небольшое внимание историками английской реформации. Такие крупные представители англо-американской (консервативной) исторической школы XIX века как Джон Нил, Джон Марсден, Сэмюэл Хопкинс уделяли внимание больше практическим сторонам деятельности вождя пресвитериан. Но они обращались лишь к отдельным его мероприятиям в общей канве хронологического описания истории складывания основных структур пресвитерианской церкви. Тем самым выдающаяся роль Томаса Картрайта сводилась к заурядному вкладу, который делали и другие лидеры пресвитериан. Эта же традиция без существенных изменений

>

была перенесена и в работы крупных представителей неоконсервативной школы XX столетия Г.-Д. Элтона, Джона Нью, Алана Симпсона, У.Халера и других. В их работах основное внимание уделяется религиозным разногласиям пуритан с англиканами. но политические и практические аспекты как бы затушевываются. А именно эта стооона полемики наряду с религиозными аспектами наиболее ярко отразила полемический талант Картрайта и его выдающуюся энергию вождя пуритан - создателя таких структур в обшей архитектонике пресвитерианской церкви, которые способствовали практической реализации разрабатываемых им принципов "смешанного правления".

Представители условно называемой "модернистской" англоязычной историографии в своих многочисленных и очень насыщенных фактами исследованиях уделяют пуританству и личности Картрайта больше внимания. При этом основной акцент ими делается на этических принципах - нормах деловой этики, заложенных пуританскими идеологами. И это вполне оправдано, поскольку, как уже отмечалось, они лежат в основе современного делового образа жизни. Наиболее ярким представителем этой группы историков можно считать создателя первой фундаментальной биографии Томаса Картрайта английского историка Эндрю Скотт-Пирсона. Кроме того он сумел показать, что деятельность Томаса Картрайта явилась наибольшим вкладом в развитие практических аспектов пуританской реформации второй половины XVI века. Он также обосновал положение о том, что именно сочинения Картрайта могут дать наиболее полное представление о споре правительства с пуританами и помогают уяснить его основную причину. Но этот важнейший момент такого исследования лишь декларативно намечен в его работе. То же самое характерно и для таких видных авторов современных исследований об английской реформации XVI века как Чарльз и Кэтрин Джордж. Пола Зпзера, Лоуренса Стоуна. Майкла Уальзера, Патрика Коллинсока. Джона Долона и многих других.

Монография видного русского историка английской реформации А.Н. Потехина, опубликованная в 1S94 году з Казани, во многих отношениях явилась шагом вперед по сравнению с работами его английских предшественников XIX века. А.Н. Потехин со-зерніекло прав, показывал, что крупнейшие и важнейшие религиозные и политические принципы и идеи всей английской реформации были разработаны в постоянной борьбе англиканства с пуританством. Кстати, он был и остается первым (это признает и Скотт-Пирсон) историком реформации, который отдал должное Томасу Картрайту как одному из главных деятелен пресвитерианской реформации и ввел в научный оборот в отечественной литературе материалы судебного процесса над Томасом Картрайтом и Джоном Юдэлом. На основании этих данных им, кроме всего прочего, и был впервые сужен круг предполагаемых авторов памфлетов Мартина Марпрелата до двух наиболее вероятных, по его мнению, фигур - Томаса Картрайта и Джона Юдэла. Однако теоре-

тические аспекты полемики вождя пресвитериан с лидерами и идеологами англиканства отражены в его исследовании лишь фрагментарно.

3 советский период отдельные проблемы английской реформации затрагивались з работах В.В. Штокмар. Л.Н.Чистозвонова. Ю.М.Сапрыкина. Ю.Е.Ивонина. О.В.Дмитриевой, А.А.Петросьлна. В.Н.Ильина и некоторых других. Однако непосредственно взгляды Томаса Картрайта в этих работах не исследовались. Исключе"ие составляют лишь труды А.В.Исаенко. Полемике англнкан с пуританами по поводу принципов "королевской супрематии" он посвятил отдельную статью . Однако роль Томаса Картрайта в разработке религиозно-политических основ пресвитерианства показана им в общем контексте развития религиозно-политической мысли пуритан XVI века. Тем не менее мы должны отметить, что з работах А.В.Исаенко пунктирно намечены три наиболее выдающиеся достижения Томаса Картрайта: 1) выдвижение им особой трактовки теории "смешанного празления": 2)обоснсвание необходимости реформировать епископат: 3) его выдающаяся роль в разработке пуританской этики. К сожалению в рамках небольших сочинений А.В.Исаенко также не удалось показать другие важные стороны деятельности Т.Картрайта. а главное целостную эволюцию его религиозно-политической доктрины. Кроме того, во зсех вышеуказанных работах совершенно не исследован язык и лексика религиозно-политических трактатов Томаса Картрайта. Актуальный зопрос об авторстве памфлетоз Мартина Марпрелата отечественными специалистами даже не ставился.

Из сказанного следует, что давно уже назрела необходимость посвятить важнейшим аспектам деятельности наиболее выдающегося лидера пуританской реформации XVI зека Томаса Картрайта отдельное исследование.

Источниковедческая база исследования.

Предметом исследования являются все основные сочинения Томаса Картрайта. посвященные важнейшим аспектам религиозной политики пресзитериан в 60-е - 80-е годы XVI века. Это прежде всего "Второе обращение к парламенту" 1572 года, изданное -; Кембридже Албертом Пилом з І91І ;-оду. Изианио . -х'отпелле".' сгбой адапї-гю-занную копию с оригинала. Знаменитая "Книга Дисциплины" 1573 года Уолтера Траверса в переводе на английский язык Томаса Картрайта 1574 года, экземпляр которой был обнаружен среди его личных бумаг в 1603 году после его смерти, имеется в приложении к монографии крупнейшего английского историка реформации Джона Нила. Также имеются ксерокопии со зсех "Ответов" Томаса Картрайта "Мистеру доктору Уитгифту" - основному оппоненту вождя пресвитериан в 1573-1577 годы. Эти копии с оригинальных текстов были выписаны в 1974-1975 годах моим научным руководителем профессором А.З.Исаенко из библиотеки Кембриджского университета. Предметом

сследования являются также отрывки из публичных лекций и проповедей Томаса Сартрайта. прочитанных им в Кембридже в 1567 году и собранные его оппонентом [жоном Уитгифтом. Они з виде тезисов неоднократно публиковались в различных оллекциях XVII-XIX. веков. В работе использовано наиболее полное собрание этих трывков. опубликованных з XIX веке в работе Сэмюэла Хопкинса. Все анонимные амфлеты "Мартина Марпрелата" также выписаны профессором А.В.Исаенко из Вели-обритании и были любезно предоставлены для исследования. Их оригиналы были обраны и изданы репринтным способом с сохранением всех языковых особенностей и рфоэпии XVI века в 1967 году в Лидсе английским историком Уильямом Паерсом.

Все упомянутые источники дают полное представление об эволюции религиозно-олитических взглядов лидера пресвитерианской реформации в 60-е - 90-е годы XVI ека.

Для лингвоматематического анализа с целью установления авторства анонимных амфлетов также используется копия оригинального трактата Джона Юдэла 'The State f the Church of England" 1590 года, полученного из библиотеки Кембриджского уни-ерситета.

Трактаты противников Томаса Картрайта - англиканских епископов Томаса Ку-ера, Джона Джуэла. Джона Бриджеса и особенно архиепископа Кентерберийского [жона Уитгифта - дают представление о споре правительства с пуританами и помога-)т уяснить его причину, главные пункты их разногласий и также своеобразно отража->т эволюцию взглядов лидера пресвитериан. Среди них первостепенное значение меют полемические произведения Джона Уитгифта. направленные непосредственно ротив учения Картрайта и его программы переустройства англиканской церкви, [меющие ярко выраженный апологетический характер и призванные защитить основы нгликанского истэблишмента, они дают возможность проникнуть в самую суть англи-ано-пресвитерианского спора, выявить как главные так и второстепенные его аспекты, етодику изложения позиций, способы и приемы аргументации. В этих трактатах, из-анных в трех томах "Обществом Паркера" в Кембридже в 1851 году, также сохранен в еприкосновенности оригинальный английский язык выдающегося автора второй по-овины XVI века. Это наиболее полное собрание сочинений Уитгифта, обладающее тем еобходимым для разрешения поставленных в диссертации задач достоинством, что ни являются точными неадаптированными копиями трактатов и политических пам-летов, изданных при жизни Уитгифта в 70-е, 80-е годы Генри Биннеманом - издателем лизким к правительственным кругам и Собору Св.Павла.

Третья категория источников, являющаяся предметом исследования, представляет эбой официальные парламентские акты и статуты относительно положения в церкви ли направленные прямо против пресвитериан или их лидера. Сюда же относятся коро-

левские постановления и 'Прокламации", акты "Высокой церковной комиссии", отчеты церковных судов над Томасом Картрайтом и Джоном Юдэлом. парламентские отчеты. Материалы этих источников дополняют многочисленные петиции и ходатайства пресвитериан, поданные в парламент и королеве (например, "Первое обращение к парламенту" 1571 года Джона Филда и Томаса Уилкокса), протоколы заседаний пресвитерианских "классов" и конференций, дневники и записки различных участников пресвитерианского движения, собранные и изданные в многотомных коллекциях XVI - XVIII веков английскими церковными хронистами: Джоном Фоксом. Джоном Страйпом. Полом Хейлином и англиканским епископом Томасом Фуллером. Для уточнения отдельных деталей исследования привлекались также копии оригинальных сочинений пресвитерианских проповедников-философов Уильяма Перкинса. Джона Даунейма, Уильяма Уиттингема. их противника епископа Ричарда Банкрофта и некоторые другие документы. Исследование этих источников позволит разрешить все вопросы.' поставленные в диссертации.

Хронологические рамки исследования.

В более широком аспекте они охватывают основные этапы реформации при Елизавете I Тюдор (1558-1603 годы), а в более узком, прикладном смысле, рамки религиозно-политической карьеры Томаса Картрайта (1567-1603 годы), совпадающие с ранним периодом развития пресвитерианства.

Методологические основы исследования.

В диссертационной работе используются следующие основные методологические принципы: научности, историзма и объективности. В ней находят свое отражение особые подходы изложения материала: хронологический, периодизации, актуализации, сравнительного и структурного анализа а также специфическая методика лингвистического исследования - атрибуция авторства анонимных памфлетов методом моделирования точек в n-мерном пространстве с использованием компьютерных средств.

Цели и задачи исследования.

Целью настоящей диссертации является детальное исследование личностных качеств, идейных источников мировоззрения, важнейших фактов и этапов политической и религиозной карьеры (биографии), а также эволюции религиозно-политического учения Томаса Картрайта. Также планируется всесторонне исследовать его роль в разработке программы введения в Англии демократического пресвитерианского церковного устройства: его роль в практическом осуществлении этой программы. Необходимо уделить самое пристальное внимание впервые за всю историю реформации разрабо-

ганной Томасом Картрайтом системе религиозно-нравственного воспитания верующих. Ведь именно она явилась сильнейшим средством подчинения простых мирян ру-ководяшей верхушке пресвитерианской церкви. Следует подчеркнуть, что этот важнейший аспект религиозной политики пресвитериан слабо исследован специалистами. И другая важнейшая задача работы, также представляющая своеобразное новшество -применение метода моделирования точек в n-мерном пространстве в контексте структурного анализа языка оригинальных сочинений Томаса Картрайта. Джона Юдэла и "Мартина Марпрелата" с целью определения авторства текстов анонимных памфлетов. Представляется, что такой методикой можно весьма успешно пользоваться не только историками и лингвистами, но также и специалистами в области текстологии. Это может стать важным достоинством настоящей диссертации.

Научная новизна проблемы.

1.В диссертационной работе впервые исследуется эволюция религиозно-политических идей Томаса Картрайта. представляющих собой систему основ пресвитерианского направления в английской реформации.

  1. Проведен анализ идейных истоков религиозно-политического учения Картрайта: его догматические, религиозно-политические, религиозно-этические и дисциплинарные требования к движению в целом.

  2. Полемика Томаса Картрайта с его основным оппонентом архиепископом Кен-терберийским Джоном Уитгифтом рассмотрена как основной момент з процессе формирования принципов теории "смешанного правления'.

  3. Практическая деятельность Томаса Картрайта по созданию общенациональной пресвитерианской церкви увязана с развитием и формированием теоретических основ его учения.

  4. Важным новшеством настоящей работы является применение метода моделирования точек в многомерном пространстве для определения авторства анонимных памфлетов Мартина Марпрелата.

  5. Вводятся з научный оборот ряд источников (прежде всего анонимные памфлеты), ранее не использовавшиеся а трудах отечественных ученых.

Апробация работы и практическое использование результатов исследования.

Рукопись диссертации обсуждалась на заседании кафедры истории древнего мира п средних зеков СОГУ 16 сентября 1995 года. 11 октября 1995 года диссертация обсуждалась на заседании кафедры всеобщей истории Ставропольского

государственного педагогического университета, а также на заседании учебно-методического совета исторического факультета СОГУ 31 октября 1995 года.